Научная статья на тему 'Определение содержания понятия здоровый образ жизни в педагогике контентаналитическим методом'

Определение содержания понятия здоровый образ жизни в педагогике контентаналитическим методом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
796
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / МАТРИЦА ЧАСТОТЫ / КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ / ЕДИНИЦЫ-ПРИЗНАКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / HEALTHY LIFESTYLE / CONTENT ANALYSIS / FREQUENCY MATRIX / CRITERIA DEFI NITIONS / EDUCATIONAL COMPETENCE / UNITS / SIGNS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова Н.А.

Исследование посвящено определению единого понятия здорового образа жизни как необходимого факто- ра деятельности школьных педагогов в воспитании здоровой нации. На основе анализа научных источников построена матрица единиц-признаков исследуемого феномена и сконструировано оптимальное понятие, по- зволяющее выделить педагогические условия, от которых зависит эффективность воспитания здорового об- раза жизни учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DETERMINATION OF THE CONCEPT OF HEALTHY LIFESTYLE IN TEACHING CONTENTANALYTIC METHOD

The research is devoted to the defi nition of a unifi ed concept of a healthy lifestyle as a necessary factor of the school teachers in the education of a healthy nation. Based on the analysis of scientifi c sources a, matrix of the units features of the phenomenon is constructed, and the optimal concept, which allows to highlight the pedagogical conditions that determine the effectiveness of students education of a healthy lifestyle, is designed as well.

Текст научной работы на тему «Определение содержания понятия здоровый образ жизни в педагогике контентаналитическим методом»

УДК 373.5. 015.311:613.95

UDC 373.5. 015.311:613.95

Н.А. ИДРИСОВА

аспирант кафедры педагогики и педагогического мастерства Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б.М. Хмельницкого E-mail: bahtiyar_idrisov@mail.ru

N.A. IDRISOVA

graduate student of "Pedagogy and pedagogical skills", Melitopol State Pedagogical University named after

B.M. Khmelnytsky E-mail: bahtiyar_idrisov@mail.ru

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» В ПЕДАГОГИКЕ

КОНТЕНТ-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

THE DETERMINATION OF THE CONCEPT OF "HEALTHY LIFESTYLE" IN TEACHING CONTENT-ANALYTIC METHOD

Исследование посвящено определению единого понятия здорового образа жизни как необходимого фактора деятельности школьных педагогов в воспитании здоровой нации. На основе анализа научных источников построена матрица единиц-признаков исследуемого феномена и сконструировано оптимальное понятие, позволяющее выделить педагогические условия, от которых зависит эффективность воспитания здорового образа жизни учащихся.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, контент-анализ, матрица частоты, критерии определения, единицы-признаки, педагогическая компетенция.

The research is devoted to the definition of a unified concept of a healthy lifestyle as a necessary factor of the school teachers in the education of a healthy nation. Based on the analysis of scientific sources a, matrix of the units features of the phenomenon is constructed, and the optimal concept, which allows to highlight the pedagogical conditions that determine the effectiveness of students' education of a healthy lifestyle, is designed as well.

Keywords: healthy lifestyle, content analysis, frequency matrix, criteria definitions, units, signs, educational competence.

Научные исследования, проводимые с конца XX-начала XXI века в Украине, свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья населения, в первую очередь учащейся молодежи. Снижение материального благополучия большей части населения, ухудшение экологической ситуации, отсутствие культуры здоровья в обществе, перегрузка детей учебными занятиями, недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении и воспитании повышают требования к выносливости учеников и к их адаптационным способностям в современных условиях.

Актуальность темы исследования определяется недостаточностью разработки понятия «здоровый образ жизни» в украинской педагогике, и это несмотря на то, что еще в 1970-1980 годах в СССР стали появляться работы А.П. Бутенко, В.А. Грушина, В.С. Маркова, М.Н. Руткевича, Э.В. Струкова, посвященные разработке понятий «образ жизни» и «здоровый образ жизни». Благодаря тому, что в настоящее время именно здоровый образ жизни считается одним из определяющих факторов здоровья человека, в исследованиях российских ученых Ю.Д. Глушкова, Д.Н. Давиденко, В.И. Жолдак, Л.А. Калинкина и Т.Ф. Ореховой дано достаточно четкое представление о его составляющих. Казалось бы, что проблема исследована достаточно широко, однако в новых усложнённых требованиях школьной программы и слабой адаптации к ней учеников вопросы воспитания и обучения здоровому образу жиз-

ни вновь становятся актуальными. Задача усложняется и тем что, школьники не осознают необходимость сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни, а в украинской школьной практике отсутствует единое понятие этого феномена. Педагоги зачастую путаются в его определении, в связи с чем возникают проблемы единой целенаправленной организации педагогической деятельности. Поэтому необходимым в педагогическом аспекте нами видится выработка единого понятия «здоровый образ жизни». С этой целью в статье был использован метод контент-анализа, который позволяет наиболее точно выделить единицы-признаки исследуемого понятия и «сконструировать» оптимальную дефиницию; объектом выступил здоровый образ жизни школьника как педагогическая проблема; предметом -научное понимание понятия здорового образа жизни. В качестве метода исследования использовался теоретический анализ научной литературы как в педагогике, так и в других отраслях научного познания.

Существуют несколько подходов определений понятия «здоровый образ жизни. Из высказываний ученых и педагогов различных эпох нами была сделана попытка выделить единицы-признаки понятия «здоровый образ жизни». Так еще в античности, Гиппократ -древнегреческий врач, философ и педагог утверждал, что большая часть болезней наших - это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный

© Н.А. Идрисова © N.A. Idrisova

и уединенный, который предписан нам был природою. Развивая это утверждение, его современник Платон добавляет, что для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь физическими упражнениями и гимнастикой.[1, с. 34] Уже в нашу эру основатель новой гуманистической педагогики Я. А. Коменский советовал сохранять до последнего часа жизненные силы и трезвость ума благодаря разумному образу жизни и занятиям. Эта же идея находит свое подтверждение в педагогических взглядах Джона Локка, изложенных в книге «Мысли о воспитании». Основная цель воспитания, по Д. Локку, заключается в том, что «здоровье необходимо нам для наших дел и нашего благополучия». Локк предложил тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом теле - здоровый дух»,- подчеркивает он. С идеями Д. Локка в вопросах «здорового духа» переплетаются идеи педагогического мировоззрения Й.Г. Песталоцци: «Изнутри должен развиться человек: помочь ему в этом обязано воспитание». Цели и средства педагогических воздействий раскрываются Песталоцци, прежде всего, в содержании элементарных понятий. Например, программа воспитания бедняков, направленная на обеспечение физической тренировки вкупе с умственным развитием и формированием нравственных ценностей. [2, с. 117, 131, 139 ]

Ф.-А.-В. Дистервег, которого можно считать основоположником педагогического образования в Германии, еще в 19 веке предугадал проблемы школьного образования 21 века, полагая, что разумно организованное воспитание должно строиться с учетом трех принципов:

1. природосообразности (учет возрастных и индивидуальных особенностей физического и психологического развития ребенка);

2. гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт того, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь;

3. человек должен знать, как помочь себе самому в болезни, имея в виду, что здоровье есть высочайшее богатство человека.[ 3, с. 32 ]

В работах великих российских ученых и педагогов П.П. Блонского, В.П. Кащенко, П.Ф. Лесгафта, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского охарактеризована роль школы в создании условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формирования здорового образа жизни. В. А. Сухомлинский, основатель новаторской педагогики, утверждал, что забота о здоровье ребенка - это комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и прежде всего забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил. По мнению основоположника научной педагогики в России К. Ушинского, важнейшим условием, повышающим работу памяти учащегося, является здоровое состояние нервов, для чего необходимы физические упражнения. [4, с. 430] Н.И. Пирогов - хирург и анатом, естествоиспытатель и педагог - прогнозировал, что будущее принадлежит

медицине предохранительной. Эта наука, идя рука об руку с лечебной, приносит несомненную пользу чело-вечеству.[5, с.111] А.С. Макаренко, советский педагог, работавший с «трудными детьми», предлагал ограничивать себя на каждом шагу, и это должно превратиться в привычку... Человек без тормоза - это испорченная машина.[6, с. 320]

Современный российский ученый Т.Ф. Орехова в работе «Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования» дает такое определение этого феномена: «Здоровый образ жизни - это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Он включает в себя плодотворную трудовую деятельность, отказ от вредных привычек, оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом». Орехов остроумно отмечает: «Изучение феномена здоровья человека открывает поразительные противоречия человеческой природы: 1) люди хотят быть здоровыми и мало что для этого делают; 2) знают, что следует делать для улучшения здоровья, и не делают; 3) знают, чего не следует делать для сохранения здоровья, и продолжают это делать; 4) дают другим советы, как быть здоровыми, которым сами не следуют; 5) идут лечиться к врачам и часто им не доверяют; 6) желают друг другу здоровья и совершают действия, разрушающие здоровье тех, кому они его недавно желали; 7) просят совета, но, получив его, ему не следуют; 8) чаще всего имеют представление о здоровом образе жизни, а «здоровую» жизнь не ведут».[7, с.31]

Таким образом, проанализировав утверждения педагогов различных эпох, школ и направлений, можно сделать предварительный вывод, что в педагогике «здоровый образ жизни» заключается в воспитании у детей активного отношения к собственному здоровью и понимании того, что здоровье является самой невосполнимой ценностью.

В Европе и США, где традиции бережного отношения к собственному здоровью как экономической категории достаточно развиты, а здоровый образ жизни считается нормой в достижении определенного статуса, данное понятие рассматривается, скорее, в социальном ракурсе. Однако Украина не может на данном этапе развития общества механически перенимать опыт экономически преуспевающих стран, которые идут по пути реализации отдельных педагогических технологий, исключающих влияние таких факторов риска, как неблагоприятная экологическая обстановка, неправильное питание, низкая физическая активность. Именно поэтому проблему здорового образа жизни необходимо рассматривать как комплексную и дополнить выделенное педагогическое понятие с различных ракурсов научного познания.

В основу медицинско-педагогического понятия положена деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного

здоровья, и такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, до-суговой.[8, с. 96] В данном ракурсе выделяются три основных компонента здорового образа жизни:

1. объективные общественные условия;

2. конкретные формы жизнедеятельности, которые позволяют реализовывать здоровый образ жизни;

3. система ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность.

В биолого-педагогическом теории здорового образа жизни заложен ряд ключевых положений:

1. носителем здорового образа жизни является конкретный человек как субъект и объект своей жизнедеятельности и социального статуса;

2. в реализации здорового образа жизни человек выступает в единстве своих биологических и социальных начал;

3. в основу формирования здорового образа жизни положена личностно мотивационная установка человека на воплощение своих социальных, физических, интеллектуальных и психических возможностей и способностей;

4. здоровый образ жизни является наиболее эффективным средством и методом обеспечения здоровья, первичной профилактики болезней и удовлетворения жизненно важной потребности в здоровье человека.[9, с. 31]

В эколого-педагогическом смысле «здоровый образ жизни» - это категория экобиосоциальная, поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью человека, но и от воздействия экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений человека с внешней средой. [10, с. 37]

В психолого-педагогическом контексте понятие «здоровый образ жизни» рассматривается как сознание, психология человека и мотивация. Здоровый образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий реализовать свой творческий потенциал. [11, с. 112]

В культурологическом смысле «здоровый образ жизни» рассматривается как интегральная система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, комплекс действий и переживаний, наличие привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, и отсутствие разрушающих его. [12, с. 33]

В социологическом аспекте «здоровый образ жизни» - это составной социальный элемент жизни социума, отражающий качество адаптации организма человека к условиям природной и социально-организационной среды его обитания. [13, с. 111]

Таким образом, нами были выделены единицы-признаки понятия «здоровый образ жизни», наиболее часто встречающиеся при определении этого понятия в педагогических и других научных источниках:

1. оптимальный двигательный режим;

2. тренировки иммунитета и закаливание;

3. рациональное питание;

4. оптимальная психофизиологическая регуляция;

5. нравственное здоровье;

6. отсутствие вредных привычек;

7. знания, самосознательность;

8. экология.

На основе анализа литературных источников в различных областях науки нами была построена матрица частоты появления единиц-признаков здорового образа жизни. (См. таблицу 1)

Таблица 1. Матрица частоты появления единиц-признаков «здорового образа жизни» в определении известных авторов

Единицы-признаки Частота появлений в работах Z

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

1 + + + + + + + + + + + + + 13

2 + + + + + + + + 8

3 + + + + + + + + + + + + + 13

4 + + + + + + + + + 9

5 + + + + + + + + + + 10

6 + + + + + + + + + + 10

7 + + + + + + + + + + + + + 13

8 + + + + + + + 7

Исходя из частоты появление признаков, мы сконструировали единое рабочее определение понятия «здоровый образ жизни», применимое в педагогике, которое звучит следующим образом: «здоровый образ жизни - это оптимальный двигательный режим, связанный с рациональным питанием и осознанием их необходимости; отказ от вредных привычек (алкоголя, никотина), нравственное здоровье; оптимальная психофизическая регуляция; тренировка и закаливание организма, потребление экологически чистых продуктов. Педагогическое понимание данного феномена позволит в дальнейшем выделить педагогические условия, от которых зависит эффективность воспитания у учащихся здорового образа жизни.

Понятие «здоровый образ жизни» является достаточно сложным, но его применение позволяет соединить преимущества двух методологических подходов: достаточно разработанного системно-деятельностного и нового для украинской педагогики - личностно-ориентированного. Необходимость обращения к личностно-ориентированному подходу обусловлена тем, что исследования отношения к здоровому образу жизни позволяют выявить сферу личной жизнедеятельности учащегося, не имеющую жесткой нормативной регламентации и регулируемую действиями самого индивида, а также выявить ценностные ориентации школьников, причины их поведения и стиль жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни.

Таким образом, на основе проведенного анализа, мы приходим к выводам, что понятие «здоровый образ жизни» является сложным, имеет несколько значений и тесно взаимосвязано с понятием «здоровье». Оно отражает смысл формирования, развития и сохранения биологических, социальных, духовных функций человека и определяется уровнем освоенности общечелове-

ческих, государственных и национально-региональных особенностей.

Здоровый образ жизни характеризует стиль жизнедеятельности, обусловлен особенностями организма человека, условиями его существования и ориентирован на сохранение, укрепление и восстановление здоровья, необходимого для выполнения человеком личностно и общественно значимых функций.

В основе формирования здорового образа жизни лежат оптимальный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек, профилактика заболеваний и закаливания организма.

При формировании основ здорового образа школьников следует учитывать экономические условия жизни и биосоциальные особенности учащихся, а главной целью педагогических мероприятий должно стать воспитание у детей внутренней потребности к оценке и самооценке двигательной деятельности и выработка позитивной мотивации к ценностям здорового образа жизни.

На основе выработанного понятия «здоровый образ

жизни» возможно проектирование педагогической компетенции, включающей формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни; выделить педагогические условия, от которых зависит эффективность воспитания у учащихся здорового образа жизни; диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у школьников; взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предусматривающего подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни; просветительской работы с родителями, непосредственное влияние педагогов и родителей на детей.

Понимание сущности понятия «здоровый образ жизни» является важным в современном педагогическом контексте, реализация которого может выступать одним из условий успешной деятельности педагогов, разработке современных технологий в воспитании, развитии и организации здорового образа жизни учащихся общеобразовательной школы.

Библиографический список

1. История педагогики. Ч.1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVI в.: [учебное пособие для педагогических университетов/под ред.А.И. Пискунова].-М.:ТЦ «Сфера, 1997.-192с.

2. Каменский Я. А., Локк Дж., РуссоЖ.-Ж., Песталоцци Й. Г. Педагогическое наследие. М.:Педагогика,1987. 416с.

3. Мешко О.1. Короткий виклад курсу «1сторш заруб1жно! школи i педагопки»: [навч. метод. поабник]/О.1.Мешко, О.1. Янкович, Г.М. Мешко.-Тернотль: ТДТУ, 1998.-81с.

4. СухомлинськийВ.О. Вибр.твори: в 5-ти т./В.О. Сухомлинський. К.:Рад. шк., 1976. Т.5. Вчити вчитися. С.426-436.

5. ПироговН.И. Избранные педагогические сочинения/Н. И. Пирогов.- М.: Педагогика, 1985.-496 с.

6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми. Т. 3. М.: Педагогика, 1984.-511 с.

7. Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования.: дис...д.пед.наук 13.00.01/Т.Ф. Орехова. Магнитогорск:2005. 389 с.

8. Мартыненко А. В., Валентик Ю. В., Полесский В. А. и др. Формирование здорового образа жизни молодежи. - М.: Медицина, 1988. 282c.

9. БрехманИ. И. Валеология - наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.

10. РеймерсН. Ф. Экология (теория, законы, принципы и гипотезы). М.: Журнал «Россия молодая», 1994. 367 с.

11. Изуткин А. М. Методологические проблемы медицинской психологии, этики и эстетики. М. : Медицина, 1968. 170 с.

12. Жмудь Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы. М.: Наука, 2012. 445 с.

13. Венедиктов Д.Д., Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения / Д. Д. Венедиктов А. И. Чернух, Ю.П. Лисицын, В. И. Кричагин // Вопр. философии. 1979. № 7. С. 102-113.

14. Ядов В. А. Социологическое исследование: методика, программа, методы. М., 1995.-148 с.

References

1. History of pedagogy. Part 1. From the birth of education in the primitive society to the middle of the sixteenth century. [Manual for teacher training universities / under red.A.I. Piskunov].-M.: TC "Scope, 1997-192р.

2. Comenius J.A., J. Locke, Jean-Jacques Rousseau, Pestalozzi Teacher nasledie. JG-M.: Pedagogy, 1987.-416р.

3. Mieszko O.I. Viklad short course "Istoriya zarubizhnoi school I pedagogiki" [navch. method. posibnik] / O.I.Meshko, OI Jankovic, GM Meshko.-Ternopil: TDTU, 1998-81р.

4. Suhomlinsky VO Vibr.tvori: a 5-t. K.: Rad. wk., 1976.-Vol.5.-Vchiti vchitisya.-Рр.426-436.

5. Pies N.I. Selected Pedagogical Works. - Moscow: Pedagogy, 1985.-496 р.

6. MakarenkoA.S. Pedagogical works: in 8. Volume 3., Comp. LY Gordin, Alexander Frolov., Gl.red. MI Kondakov. (USSR APN) / A. Makarenko. - Moscow: Pedagogy, 1984.-511 p.

7. Smith T.F. Theoretical foundations of a healthy lifestyle subjects of the educational process in the system of modern public education. [Text]: Doctor dis., Pedagogical sciences13.00.01/T.F. Orehova.-Magnitogorsk: 2005.-389 р.

8. MartynenkoA.V. Valentik, V., Poleski, VA, etc. A healthy lifestyle of young people. - M.: Medicine, 1988. 282р.

9. Brekhman I.I. Valeology - the science of health. - 2nd ed., Ext., Rev. - Moscow: Physical Culture and Sport, 1990. 208р.

10. Reimers N.F. Environment (theory, laws, principles and hypotheses) / NF Reimers. M.: Journal "Young Russia", 1994. 367 p.

11. Izutkin A. Methodological problems in clinical psychology, ethics and aesthetics. M.: Medicine, 1968. 170 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. ZhmudL.Y. Pythagoras and the early Pythagoreans. Nauka, Moscow, 2012. - 445 p.

13. Venediktov D.D. Global health problems and their solutions / DD Venediktov, AI Chernukh, YP Lisitsyn, VI Krichagina / / Iss. philosophy. - 1979. - № 7. - Рр. 102-113.

14. Poisons VA Case Study: methods, programs, methods, [Text] / VA Poisons. M., 1995.-148 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.