Научная статья на тему 'Определение сил гибридного магнитного подшипника для высокоскоростных шпинделей'

Определение сил гибридного магнитного подшипника для высокоскоростных шпинделей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
403
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИБРИДНЫЕ МАГНИТНЫЕ ПОДШИПНИКИ / МАГНИТНАЯ ЛЕВИТАЦИЯ / АКТИВНЫЕ МАГНИТНЫЕ ПОДШИПНИКИ / HYBRID MAGNETIC BEARINGS / MAGNETIC LEVITATION / ACTIVE MAGNETIC BEARINGS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Хайруллин Ирек Ханифович, Исмагилов Флюр Рашитович, Вавилов Вячеслав Евгеньевич

На основе анализа электромагнитных процессов в системе проводов с током получены исходные математические уравнения для расчета сил отталкивания и притяжения в гибридных магнитных подшипниках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Хайруллин Ирек Ханифович, Исмагилов Флюр Рашитович, Вавилов Вячеслав Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of strength hybrid magnetic bearing for high speed spindles

Based on the analysis of electromagnetic processes in the system of wires with a current source derived mathematical equations for calculating the forces of repulsion and attraction in hybrid magnetic bearings.

Текст научной работы на тему «Определение сил гибридного магнитного подшипника для высокоскоростных шпинделей»

МАШИНОСТРОЕНИЕ

УДК 621.82:621.318

И. Х. Хайруллин, Ф. Р. Исмагилов, В. Е. Вавилов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИЛ ГИБРИДНОГО МАГНИТНОГО ПОДШИПНИКА ДЛЯ ВЫСОКОСКОРОСТНЫХ ШПИНДЕЛЕЙ

На основе анализа электромагнитных процессов в системе проводов с током получены исходные математические уравнения для расчета сил отталкивания и притяжения в гибридных магнитных подшипниках. Гибридные магнитные подшипники; магнитная левитация; активные магнитные подшипники

В современной технике широкое практическое применение для высокоскоростных шпинделей приобретает такой тип электромеханических устройств, как магнитные подшипники (МП). Важным преимуществом магнитных подшипников является отсутствие механического контакта между вращающейся частью механизма и неподвижной [1]. По способу создания магнитного поля в рабочем зазоре магнитные подшипники подразделяются на три класса:

• пассивные магнитные подшипники (ПМП) - неуправляемое электромеханическое устройство, предназначенное для фиксации роторной системы в заданном положении относительно неподвижной части, посредством магнитных потоков создаваемых постоянными магнитами. Согласно теореме Ирншоу, полный подвес движущегося тела с помощью ПМП невозможен. Ввиду этого ПМП используются в качестве вспомогательных опор для разгрузки роторных систем [2];

• активные магнитные подшипники (АМП) - управляемое электромеханическое устройство, предназначенное для фиксации роторной системы в заданном положении относительно неподвижной части, посредством магнитных потоков, создаваемых неподвижным электромагнитом. Используются в настоящее время практически во всех электрических машинах, эксплуатирующихся в области низких или высоких температур (от -150° до +450°), стерильных условиях (космическая, химическая, медицинская промышленности) или обладающих высокой скоростью вращения рабочего элемента (высокоскоростные шпиндели, двигатели). Основным недостатком АМП является больший массогабаритный показатель, по сравнению с механическими аналогами [3];

Контактная информация: 8(347)273-77-87

• гибридные магнитные подшипники

(ГМП) - электромеханическое устройство,

предназначенное для фиксации роторной системы в заданном положении относительно неподвижной части посредством взаимодействия магнитных потоков постоянного магнита, установленного на подвижной части и неподвижного электромагнита.

ГМП, помимо того, что обладают основными преимуществами АМП, лишены присущих АМП недостатков.

Ввиду использования подвижного постоянного магнита ГМП требуется для создания равнозначного с АМП усилия меньший объем обмотки и, как следствие, они обладают меньшим энергопотребление [4].Таким образом, ГМП являются, по сравнению с АМП, технически и экономически более выгодными.

В связи с этим возникает необходимость многодисциплинарного математического моделирования сил, действующих в ГМП, что позволит в дальнейшем разработать упрощенную инженерную методику расчета ГМП, автоматизированный комплекс проектирования ГМП, а также методику выборки оптимальной конструкции ГМП для конкретных электромеханических преобразователей.

В основу расчетной модели принимается общий вариант конструктивного исполнения ГМП: бесполюсной, с гладким цилиндрическим постоянным магнитом и кольцевой обмоткой (рис. 1). В работе ввиду сложности расчетов используются обычные при решении такого класса задач допущения:

• величина немагнитного зазора намного меньше радиуса его кривизны;

• поле в немагнитном зазоре плоскопараллельное;

• магнитная проницаемость немагнитного зазора равна проницаемости вакуума ц0, стали сердечника цг = да, магнитная проницаемость постоянных магнитов постоянна.

Рис. 1. Расчетная схема ГМП

Ввиду сложности аналитических расчетов систем с постоянными магнитами, производится замена системы с постоянными магнитами на систему проводов с током (рис. 2).

Рис. 2. Система проводов с током

Ввиду симметричности исходной системы проводов с током, расчетная модель для определения сил ГМП представляется в виде двухпроводной линии (рис. 3, 4).

Рассматриваются два варианта двухпроводной системы: токи протекают в одном

направлении и токи пртекают в разных направлениях.

Токи протекают в одном направлении, между проводами возникает сила притяжения (рис. 3). Элемент тока 11ё/1 создает поле с индукцией йВ1, которая согласно закону Био-Савара имеет вид:

ц0 1„1 X г12 4п г,3

(1)

Рис. 3. Расчетная система проводов для отталкивающей силы

В точке Я2 всем током 11 создается поле В

„1г12 8ш а ц

її Г

4п _¥

8ш аЛ1

(2)

в,

(3)

Замена „11 = -у0 ctg ф. В результате:

— Ц 011

4пг ’

где 11 - прямой ток, А; г - расстояние между проводами, м.

Согласно закону Ампера, сила притяжения имеет вид:

„к —| їлі х в, |— лі,,

22 1 4пг 2'

так как I, = 12

р — і 2пг

Согласно закону полного тока:

1 — Н818 + Н/еї1/еї + Н /е21/е2 ,

(4)

(5)

(6)

где И5, И^е1, И^2 - напряженность в зазоре между проводами, в первом и втором проводе, А/м; /5, ^е1, //е2 - средние линии зазора, первого и второго провода, м.

+

3

2

Учитывая, что:

В = цоЦ Н

В/

I = -

515 + ВМ1М + // 2

Ц 0

(7)

(8)

Ц 0Ц /е1 Ц 0Ц/е2

где В5, В/е1, В/е2 - индукция в зазоре между проводами, в первом и втором проводе, Тл; Ц/е1, ц/е2 - магнитная проницаемость первого и второго провода.

С учетом цг = да, сила тока принимается:

ВЛ,

I = ■

Ц 0

(9)

С учетом выражения (9), выражение (5) принимает вид:

2 . (10)

2п ц 0 г

Таким образом, притягивающая сила ГМП на 2 зазора:

(11)

4п ц0 г

Токи протекают в разных направлениях, между проводами возникает сила отталкивания (рис. 4).

Ф2Ут2

Рис. 4. Расчетная система проводов для отталкивающей силы

Уравнение линий напряженности имеет вид

[5]:

Ум = К 1п г + С. (12)

Для двухпроводной линии выражение для функции потока имеет вид:

Ум =-^(111п г +121п Г2) + С, (13)

2п

где 11, 12 - токи первого и второго провода, А; г1, г2 - расстояние до точки измерения напряженности, м; С - постоянная интегрирования.

Принимая С = 1 и исходя из того что: I = 11 = = - 12, выражение для функции потока принимает вид:

I г

У =-— 1п —

у м Л ААА *

2п г

(14)

так как:

(15)

где Ф - поток в рабочем зазоре, Вб; Л - векторный потенциал; / - длина, м.

А = ц0Ум ,

интегрируя векторное поле по длине /у

Ф = — /, 1п П.

2п г1

Тогда (17) с учетом (9) примет вид

^ В5/5 , , к Ф = —^/у 1п — .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2п г1

Выражение для магнитной энергии: Ф!

(16)

(17)

Ж = -

2 ’

(18)

(19)

где Ж - энергия; I - сила тока; Ф - магнитный поток.

Магнитная энергия в зазоре между проводами определяется, с учетом выражений (9), (18) в виде:

Ж =

В515 / В515 1п г2

2п У Ц0 г1

2

1

2пц 0

Л

-/.. 1п-

1 У

Выражение для отталкивающей силы: дЖ

Р =

д5 ’

(20)

(21)

где 5 - немагнитный зазор, м.

Расстояние до точки измерения потока принимается в виде:

5

г1 = Я1 +—,

1 1 2

г2 = ё2 +

2

(22)

(23)

где Я1 - радиус первого провода, м; ё2 -толщина второго провода, м.

Продифференцировав выражение магнитной энергии в зазоре по величине немагнитного зазора, определяется отталкивающая сила:

Р =

( В2 8/2

Л

пц 05

У'

0й У

(24)

где к = -

Я 1

(*1 + 5) (ё2 + -)

2

9 ~

- геометрический коэф-

(ё2 + 2) (К1+2) фициент.

Принимая Я1 ~ ё2 >> 5, коэффициент к = 0,9- 1,1.

2

5

1

2

Таким образом, отталкивающая сила

в рабочем зазоре гибридного магнитного подшипника имеет вид:

Рэ = ^“5“ /ук, (25)

4Ц 05

Анализируя выражение для притягивающей силы (10), полученное с применением закона Ампера и выражение для отталкивающей силы (24), полученное с применением линий напряженности, видно, что выражения (10) и (24) идентичны. Учитывая, что выражения получены с применением различных методов, можно сделать вывод об адекватности представленных математических моделей.

Полученные математические модели позволяют определять и оценивать силы действующие в ГМП. Полученные решения могут служить в дальнейшем основой для разработки упрощенной инженерной методике расчета ГМП, а также для создания автоматизированного комплекса проектирования ГМП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верещагин В. П., Рогоза А. В., Савинова Т. Н. Методика проектирования электромагнитных подшипников // Вопросы электромеханики. 2009. Т. 113.

2. Метлин В. Б. Магнитные и магнитогидродинамические опоры. М: Энергия, 1968.

3. Журавлев Ю. Н. Активные магнитные подшипники: Теория, расчет, применение. СПб.: По-литехника,2003. 206 с.

4. Petzold O. Hybridmagnete fur einen magne-tisch gelagerten Rundtisch // Technische mechanik, Band 26, Heft 2, (2006). P. 85-86.

5. Нейман Л. Р., Демирчян К. С. Теоретические основы электротехники. Л.: Энергоиздат, 1981.

6. Шаров В. С. Особенности расчета магнитного подвеса роторов высокоскоростных электродвигателей. М.: МЭИ, 1982. 84 с.

7. Верещагин В. П., Клабуков В. А. Математическая модель магнитного подшипника // Вопросы электромеханики. 2009. Т. 112.

ОБ АВТОРАХ

Хайруллин Ирек Ханифович, проф. каф. электромех. Дипл. инженер-электромех. (Ивановск. энерг. ин-т, 1963). Д-р техн. наук по элементам и устройствам управления (УАИ, 1981). Иссл. в обл. электромех. преобразователей энергии.

Исмагилов Флюр Рашитович, проф., зав. той же каф., проректор УГАТУ. Дипл. инженер-электромех. (УАИ, 1973). Д-р техн. наук по элементам и устройствам управления (УГАТУ 1998). Иссл. в обл. электромех. преобразователей энергии.

Вавилов Вячеслав Евгеньевич, асп. той же каф. Дипл. инженер-электромех. (УГАТУ, 2010). Иссл. в обл. электромех. преобразователей энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.