Научная статья на тему 'Определение себестоимости контейнеро-операции на приграничном терминале'

Определение себестоимости контейнеро-операции на приграничном терминале Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1285
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТЕЙНЕР / ПРИГРАНИЧНЫЙ ТЕРМИНАЛ / КОЗЛОВОЙ КРАН / МАРШРУТНЫЙ ПОЕЗД / АВТОПОГРУЗЧИК-РИЧСТАКЕР / CONTAINER / BY-BORDER TERMINAL / RAIL MOUNTED GANTRY / REACH STACKER / BLOCK TRAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маликов Олег Борисович, Гомбосэд Сумхуу

Показана методика расчетов себестоимости разгрузки контейнера из маршрутного поезда и сравнение эффективности выбора для выполнения этой операции двух наиболее часто применяемых механизмов козлового контейнерного рельсового крана и автопогрузчика с выдвижной крановой стрелой АКС (ричстакера).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTAINER-OPERATION ON THE FRONTIER TERMINAL COST DETERMINATION

Methodic is considered of one-container-handlingcost calculation while block-train unloading on a terminal and comparison produced for two mostly wide spread machines Rail Mounted Gantry and reach stacker truck.

Текст научной работы на тему «Определение себестоимости контейнеро-операции на приграничном терминале»

II. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

УДК 656.2+621.869+658

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ КОНТЕЙНЕРО-ОПЕРАЦИИ НА ПРИГРАНИЧНОМ ТЕРМИНАЛЕ

Маликов О.Б., Гомбосэд С.

ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения» (ПГУПС),

190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 9, кафедра «Логистика и коммерческая работа»

Аннотация

Показана методика расчетов себестоимости разгрузки контейнера из маршрутного поезда и сравнение эффективности выбора для выполнения этой операции двух наиболее часто применяемых механизмов - козлового контейнерного рельсового крана и автопогрузчика с выдвижной крановой стрелой АКС (ричстакера).

Ключевые слова: контейнер, приграничный терминал, козловой кран, маршрутный поезд, автопогрузчик-ричстакер.

THE CONTAINER-OPERATION ON THE FRONTIER TERMINAL COST DETERMINATION

Malikov O., Gombosed S.

Petersburg State University of Railway Transport

Abstract

Methodic is considered of one-container-handling- cost calculation while block-train unloading on a terminal and comparison produced for two mostly wide spread machines - Rail Mounted Gantry and reach stacker truck.

Key words, container, by-border terminal, rail mounted gantry, block train, reach stacker.

На приграничном таможенном терминале осуществляется перегрузка контейнеров из маршрутного поезда с шириной колеи 1435 мм (например, прибывшего из Китая) на другой маршрутный поезд колеи 1520 мм (следующий далее в Россию). Однако нередко из-за неравномерности подхода поездов на контейнерный терминал и необходимости таможенных и пограничных операций прямая перегрузка контейнеров из одного поезда в другой во многих случаях невозможна.

В большинстве случаев оказывается необходимым сначала разгру-

зить контейнеры из поезда с шириной колеи 1435 мм на складскую площадку в штабель, а через некоторое время, после выполнения технических, коммерческих, таможенных и т.д. операций, погрузить контейнеры на маршрутный поезд, направляющися в Россию по колее 1520 мм.

Для технико-экономических обоснований параметров и технического оснащения приграничного терминала необходимо знать стоимость выполнения перегрузочных операций на контейнерном терминале.

В статье рассматривается методика определения себестоимости выполнения одной операции перегрузки 40-футового контейнера из маршрутного поезда на контейнерную площадку в штабель для двух наиболее широко распространенных вариантов применения перегрузочного оборудования - козлового рельсового крана и автопогрузчика с крановой стрелой - ричстакера (от английских слов ЯеасИ^Іаскег, что значит «погрузчик-штабелер с выдвижным грузозахватом»).

Для конкретности расчеты выполнены в численном виде и представлены в табличном виде (табл.1). В расчетах, представленных в табл.1, приняты следующие величины:

По расходам на силовую электроэнергию и топливо:

200 кВт - установленная мощность электроприводов козлового

крана;

0,85 - коэффициент использования оборудования по времени;

3 руб./кВт-час - стоимость силовой электроэнергии;

15 л/час - расход топлива контейнерным автопогрузчиком по паспорту;

25 руб./л - стоимость 1 л дизельного топлива.

По расходам на амортизацию и ремонты оборудования:

30*106=30 млн руб. - стоимость козлового контейнерного крана с монтажом;

5% и 6% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты козлового контейнерного крана;

2,2% - ставка налога на имущество;

10-2 - пересчет процентов в десятичную дробь;

16*106 = 16 млн руб. - стоимость контейнерного автопогрузчика с крановой стрелой АКС (ричстакера) зарубежного производства;

10% и 18% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты ричстакера (по методикам ЗАО «Промтрансниипроект»);

365 и 24 - число дней в году и число часов в сутках.

По расходам на заработную плату машиниста крана и водителя погрузчика:

20000 руб. - средняя заработная плата в месяц;

1,3 - коэффициент, учитывающий выплаты в бюджет на социальные нужды (30% от фонд оплаты труда);

Определение и сравнение себестоимости перегрузки 1 контейнера козловым рельсовым контейнерным краном (КРК) и автопогрузчиком с крановой стрелой ____________________________(АКС) - ричстакером_____________________________

Статьи расходов Расчеты по вариантам использования:

КРК АКС

Электроэнергия и топливо 200кВт*0,85*3руб./кВт-час= 510руб./час 15л/час*0,85*25 руб./л= =319 руб./час

Амортизация, ремонты и налог на имущество по оборудованию 30*106*(5 + 6 + 2,2) *10-2 = 16*106*(10 +18 + 2,2) * 10-2

365*24 =452 руб./час 365*24 =552 руб./час

Зарплата машиниста крана и водителя погрузчика с учетом А=1,3 20000*^3 =155 руб./час 21*8 20000*1,3 =155 руб./час 21*8

Амортизация, ремонты и налог на имущество по покрытию контейнерной площадки (500 *12*1000) * (2 +1,5)*10-2 + (500 *20* 2500)* (2 +1,5) *10-2 +

365*24 + (500*12*1000)*2,2*10-2 = 365*24 (500 * 20 *2500) *2,2*10-2 =

365*24 =24 + 15 = 39 руб./час 365*24 100 + 63 = 163 руб./час

Амортизация, содержание, ремонты и налог на имущество по подкрановым путям длиной 220 м и электросети длиной 600 м 220 * 9000 *(4,2 + 2,5 + 2,2) *10-2

365*24 + 600 * 5000 *(5 + 2,5 + 2,2) *10-2 = 365*24 20 + 34 = 54 руб./час

Освещение контейнерной площадки 500*12*3Вт/м2*10-3*1руб. = = 18 руб./час 500*20 *3Вт/м^ *10"3 *1 руб. = = 30 руб./час

Итого производственная себестоимость 1 часа работы: 1228 руб./час 1219 руб./час

Себестоимость 1 часа работы с учетом накладных расходов 1228*1,5=1842 руб./час 1219*1,5=1829 руб./час

Число «подъемов» (контейнеро-операций)за 1 час 60 мин = 15 конт.-опер./час 4 мин 60 мин =20 конт.опер./час 3мин

Себестоимость 1 контейнеро- 1842 = 123 руб./конт.-опер. 15 1829 = 92 руб./конт.-опер. 20

операции («подъема»)

21 - среднее число рабочих дней в месяце;

8 час - продолжительность рабочей смены.

По амортизации и ремонтам покрытия контейнерной площадки:

500 ДФЭ - среднее число контейнеров на площадке (ДФЭ - 20футовый эквивалент, учетная единица в контейнерных перевозках), которую может обслужить одна подъемно-транспортная машина (по опыту проектирования контейнерных терминалов);

12 м2/ДФЭ - удельный показатель площади контейнерной площадки, обслуживаемой козловым краном, в расчете на 1 ДФЭ емкости площадки;

1000 руб/м2 - стоимость 1 м2 основания и покрытия контейнерной площадки, обслуживаемой козловым краном, с несущей способностью 10т/м2;

2% и 1,5% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты покрытия контейнерной площадки;

20 м2/ДФЭ - удельный показатель площади контейнерной площадки, обслуживаемой ричстакером, в расчете на 1 ДФЭ емкости площадки;

2500 руб/м2 - стоимость 1 м2 основания и покрытия контейнерной площадки, обслуживаемой ричстакером, с несущей способностью 50 т/м2.

В расчетах по амортизации и ремонтам подкрановых путей и линии электроснабжения козлового крана:

220 м - длина подкранового пути для козлового крана, обслуживающего площадку емкостью 500 ДФЭ;

9000 руб/пог.м - стоимость 1 м длины подкрановых путей для козлового контейнерного крана;

4,2% и 2,5% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты подкрановых путей;

600 м - длина линии электроснабжения козлового крана (220 м -длина площадки и, примерно, 380 м длина внутриплощадочной сети);

5000 руб. - стоимость 1 погонного метра линии электроснабжения;

5% и 2,5% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты линии электроснабжения.

В расчетах расходов на освещение контейнерной площадки:

500 ДФЭ * 12м2/ДФЭ = 6000 м2 - площадь контейнерной площадки емкостью 500 ДФЭ, обслуживаемой козловым краном;

3 Вт/м2 - нормативная мощность приборов электроосвещения в расчете на 1 м2 открытых складских площадок;

10-3 - коэффициент перевода Вт в кВт;

1 руб./кВт-час - стоимость 1 кВт-часа осветительной электроэнергии;

500 ДФЭ * 20м2/ДФЭ = 10000 м2 - площадь контейнерной площадки емкостью 500 ДФЭ, обслуживаемой ричстакером.

В расчетах общетерминальной себестоимости 1 часа работы и 1 контейнеро-операции:

1,5 - коэффициент, учитывающий общетерминальные накладные расходы (содержание администрации, коммунальные расходы, прочие расходы);

4 мин и 3 мин - среднее время выполнения 1 контейнеро-операции («подъема») козловым краном и автопогрузчиком.

В большинстве случаев контейнерные автопогрузчики оказываются более экономически эффективными машинами по сравнению с козловыми контейнерными кранами. Их технологические и другие преимущества, не все из которых могут быть оценены в денежном выражении, следующие:

• отсутствие подкрановых путей;

• отсутствие сети силовой электроэнергии и затрат на ее сооружение, согласование и техническое содержание;

• простота и меньшие сроки ввода контейнерной площадки в эксплуатацию;

• отсутствие необходимости «сдавать» автопогрузчики Ростехнадзору при вводе в эксплуатацию;

• отсутствие потребления силовой электроэнергии и сокращение эксплуатационных расходов;

• лучшее качество изготовления и более высокая эксплуатационная надежность автопогрузчиков, так как их производители - зарубежные компании;

• возможность штабелирования контейнеров до 5 ярусов по высоте (козловые краны штабелируют до 3-х ярусов по высоте);

• более высокие скорости передвижения (150-200 м/мин) по сравнению с краном (60 м/мин) и поэтому более высокая производительность;

• простота расширения и реконструкции контейнерной площадки в связи с отсутствием стационарных сооружений (подкрановых путей, сети электроснабжения);

• простота наращивания перерабатывающей способности контейнерной площадки при сокращении срока хранения контейнеров за счет установки дополнительных автопогрузчиков на площадке;

• автономность действия, отсутствие зависимости от внешних сетей электроснабжения;

• высокая маневренность и неограниченность зоны действия по всей площадке контейнерного терминала.

Однако козловые контейнерные краны также имеют некоторые

преимущества по сравнению с автопогрузчиками:

• более широкое распространение в России (особенно на железнодорожных грузовых терминалах);

• более узкие проходы между штабелями контейнеров, более плотное складирование контейнеров;

• меньшие размеры контейнерной площадки при той же вместимости;

• меньшие нагрузки на покрытие контейнерной площадки (большие нагрузки только под подкрановыми путями);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• питание крана от силовой сети электроснабжения, отсутствие необходимости заправки топливом;

• более простая конструкция электроприводов по сравнению с двигателями автопогрузчика, менее жесткие требования к квалификации машиниста крана;

• производство на отечественных предприятиях, отсутствие необходимости приобретения дорогих запчастей за рубежом;

• меньшие капитальные затраты на основание контейнерной площадки ввиду меньших удельных нагрузок на 1 м2 площади;

• больший срок службы, меньшие амортизационные отчисления;

• меньшие вредные воздействия на окружающую среду;

• возможность автоматизации.

Однако за рубежом на контейнерных терминалах (особенно на небольших и средних терминалах с перерабатывающей способностью до 300500 тыс. ДФЭ/год) обычно отдают предпочтение автопогрузчикам-ричстакерам ввиду указанных выше их преимуществ. Их эффективность подтверждают и приведенные в табл. 1 расчеты себестоимости одной кон-тейнеро-операции.

Рельсовые козловые краны в виде безконсольных портальных мостовых кранов применяют в настоящее время за рубежом в основном для прямой перегрузки контейнеров с одного вида транспорта на другой и в случае их автоматизации. Сравнительная простота автоматизации перегрузки контейнеров по сравнению с безрельсовыми машинами считается основным преимуществом рельсовых козловых кранов на контейнерных терминалах.

Библиографический список

1. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы. - СПб.: Бизнес-Пресса. 2005. - 648 с.

2. Журавлев Н.П., Маликов О.Б. Транспортно-грузовые системы. -М.: Маршрут, 2006. - 368с.

3. Проекты контейнерных терминалов для экспедиторских, торговых и промышленных компаний, выполненные авторами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.