II. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
УДК 656.2+621.869+658
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ КОНТЕЙНЕРО-ОПЕРАЦИИ НА ПРИГРАНИЧНОМ ТЕРМИНАЛЕ
Маликов О.Б., Гомбосэд С.
ФГБОУ ВПО «Петербургский государственный университет путей сообщения» (ПГУПС),
190031, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т, 9, кафедра «Логистика и коммерческая работа»
Аннотация
Показана методика расчетов себестоимости разгрузки контейнера из маршрутного поезда и сравнение эффективности выбора для выполнения этой операции двух наиболее часто применяемых механизмов - козлового контейнерного рельсового крана и автопогрузчика с выдвижной крановой стрелой АКС (ричстакера).
Ключевые слова: контейнер, приграничный терминал, козловой кран, маршрутный поезд, автопогрузчик-ричстакер.
THE CONTAINER-OPERATION ON THE FRONTIER TERMINAL COST DETERMINATION
Malikov O., Gombosed S.
Petersburg State University of Railway Transport
Abstract
Methodic is considered of one-container-handling- cost calculation while block-train unloading on a terminal and comparison produced for two mostly wide spread machines - Rail Mounted Gantry and reach stacker truck.
Key words, container, by-border terminal, rail mounted gantry, block train, reach stacker.
На приграничном таможенном терминале осуществляется перегрузка контейнеров из маршрутного поезда с шириной колеи 1435 мм (например, прибывшего из Китая) на другой маршрутный поезд колеи 1520 мм (следующий далее в Россию). Однако нередко из-за неравномерности подхода поездов на контейнерный терминал и необходимости таможенных и пограничных операций прямая перегрузка контейнеров из одного поезда в другой во многих случаях невозможна.
В большинстве случаев оказывается необходимым сначала разгру-
зить контейнеры из поезда с шириной колеи 1435 мм на складскую площадку в штабель, а через некоторое время, после выполнения технических, коммерческих, таможенных и т.д. операций, погрузить контейнеры на маршрутный поезд, направляющися в Россию по колее 1520 мм.
Для технико-экономических обоснований параметров и технического оснащения приграничного терминала необходимо знать стоимость выполнения перегрузочных операций на контейнерном терминале.
В статье рассматривается методика определения себестоимости выполнения одной операции перегрузки 40-футового контейнера из маршрутного поезда на контейнерную площадку в штабель для двух наиболее широко распространенных вариантов применения перегрузочного оборудования - козлового рельсового крана и автопогрузчика с крановой стрелой - ричстакера (от английских слов ЯеасИ^Іаскег, что значит «погрузчик-штабелер с выдвижным грузозахватом»).
Для конкретности расчеты выполнены в численном виде и представлены в табличном виде (табл.1). В расчетах, представленных в табл.1, приняты следующие величины:
По расходам на силовую электроэнергию и топливо:
200 кВт - установленная мощность электроприводов козлового
крана;
0,85 - коэффициент использования оборудования по времени;
3 руб./кВт-час - стоимость силовой электроэнергии;
15 л/час - расход топлива контейнерным автопогрузчиком по паспорту;
25 руб./л - стоимость 1 л дизельного топлива.
По расходам на амортизацию и ремонты оборудования:
30*106=30 млн руб. - стоимость козлового контейнерного крана с монтажом;
5% и 6% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты козлового контейнерного крана;
2,2% - ставка налога на имущество;
10-2 - пересчет процентов в десятичную дробь;
16*106 = 16 млн руб. - стоимость контейнерного автопогрузчика с крановой стрелой АКС (ричстакера) зарубежного производства;
10% и 18% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты ричстакера (по методикам ЗАО «Промтрансниипроект»);
365 и 24 - число дней в году и число часов в сутках.
По расходам на заработную плату машиниста крана и водителя погрузчика:
20000 руб. - средняя заработная плата в месяц;
1,3 - коэффициент, учитывающий выплаты в бюджет на социальные нужды (30% от фонд оплаты труда);
Определение и сравнение себестоимости перегрузки 1 контейнера козловым рельсовым контейнерным краном (КРК) и автопогрузчиком с крановой стрелой ____________________________(АКС) - ричстакером_____________________________
Статьи расходов Расчеты по вариантам использования:
КРК АКС
Электроэнергия и топливо 200кВт*0,85*3руб./кВт-час= 510руб./час 15л/час*0,85*25 руб./л= =319 руб./час
Амортизация, ремонты и налог на имущество по оборудованию 30*106*(5 + 6 + 2,2) *10-2 = 16*106*(10 +18 + 2,2) * 10-2
365*24 =452 руб./час 365*24 =552 руб./час
Зарплата машиниста крана и водителя погрузчика с учетом А=1,3 20000*^3 =155 руб./час 21*8 20000*1,3 =155 руб./час 21*8
Амортизация, ремонты и налог на имущество по покрытию контейнерной площадки (500 *12*1000) * (2 +1,5)*10-2 + (500 *20* 2500)* (2 +1,5) *10-2 +
365*24 + (500*12*1000)*2,2*10-2 = 365*24 (500 * 20 *2500) *2,2*10-2 =
365*24 =24 + 15 = 39 руб./час 365*24 100 + 63 = 163 руб./час
Амортизация, содержание, ремонты и налог на имущество по подкрановым путям длиной 220 м и электросети длиной 600 м 220 * 9000 *(4,2 + 2,5 + 2,2) *10-2
365*24 + 600 * 5000 *(5 + 2,5 + 2,2) *10-2 = 365*24 20 + 34 = 54 руб./час
Освещение контейнерной площадки 500*12*3Вт/м2*10-3*1руб. = = 18 руб./час 500*20 *3Вт/м^ *10"3 *1 руб. = = 30 руб./час
Итого производственная себестоимость 1 часа работы: 1228 руб./час 1219 руб./час
Себестоимость 1 часа работы с учетом накладных расходов 1228*1,5=1842 руб./час 1219*1,5=1829 руб./час
Число «подъемов» (контейнеро-операций)за 1 час 60 мин = 15 конт.-опер./час 4 мин 60 мин =20 конт.опер./час 3мин
Себестоимость 1 контейнеро- 1842 = 123 руб./конт.-опер. 15 1829 = 92 руб./конт.-опер. 20
операции («подъема»)
21 - среднее число рабочих дней в месяце;
8 час - продолжительность рабочей смены.
По амортизации и ремонтам покрытия контейнерной площадки:
500 ДФЭ - среднее число контейнеров на площадке (ДФЭ - 20футовый эквивалент, учетная единица в контейнерных перевозках), которую может обслужить одна подъемно-транспортная машина (по опыту проектирования контейнерных терминалов);
12 м2/ДФЭ - удельный показатель площади контейнерной площадки, обслуживаемой козловым краном, в расчете на 1 ДФЭ емкости площадки;
1000 руб/м2 - стоимость 1 м2 основания и покрытия контейнерной площадки, обслуживаемой козловым краном, с несущей способностью 10т/м2;
2% и 1,5% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты покрытия контейнерной площадки;
20 м2/ДФЭ - удельный показатель площади контейнерной площадки, обслуживаемой ричстакером, в расчете на 1 ДФЭ емкости площадки;
2500 руб/м2 - стоимость 1 м2 основания и покрытия контейнерной площадки, обслуживаемой ричстакером, с несущей способностью 50 т/м2.
В расчетах по амортизации и ремонтам подкрановых путей и линии электроснабжения козлового крана:
220 м - длина подкранового пути для козлового крана, обслуживающего площадку емкостью 500 ДФЭ;
9000 руб/пог.м - стоимость 1 м длины подкрановых путей для козлового контейнерного крана;
4,2% и 2,5% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты подкрановых путей;
600 м - длина линии электроснабжения козлового крана (220 м -длина площадки и, примерно, 380 м длина внутриплощадочной сети);
5000 руб. - стоимость 1 погонного метра линии электроснабжения;
5% и 2,5% - отчисления на амортизацию, капитальный и текущие ремонты линии электроснабжения.
В расчетах расходов на освещение контейнерной площадки:
500 ДФЭ * 12м2/ДФЭ = 6000 м2 - площадь контейнерной площадки емкостью 500 ДФЭ, обслуживаемой козловым краном;
3 Вт/м2 - нормативная мощность приборов электроосвещения в расчете на 1 м2 открытых складских площадок;
10-3 - коэффициент перевода Вт в кВт;
1 руб./кВт-час - стоимость 1 кВт-часа осветительной электроэнергии;
500 ДФЭ * 20м2/ДФЭ = 10000 м2 - площадь контейнерной площадки емкостью 500 ДФЭ, обслуживаемой ричстакером.
В расчетах общетерминальной себестоимости 1 часа работы и 1 контейнеро-операции:
1,5 - коэффициент, учитывающий общетерминальные накладные расходы (содержание администрации, коммунальные расходы, прочие расходы);
4 мин и 3 мин - среднее время выполнения 1 контейнеро-операции («подъема») козловым краном и автопогрузчиком.
В большинстве случаев контейнерные автопогрузчики оказываются более экономически эффективными машинами по сравнению с козловыми контейнерными кранами. Их технологические и другие преимущества, не все из которых могут быть оценены в денежном выражении, следующие:
• отсутствие подкрановых путей;
• отсутствие сети силовой электроэнергии и затрат на ее сооружение, согласование и техническое содержание;
• простота и меньшие сроки ввода контейнерной площадки в эксплуатацию;
• отсутствие необходимости «сдавать» автопогрузчики Ростехнадзору при вводе в эксплуатацию;
• отсутствие потребления силовой электроэнергии и сокращение эксплуатационных расходов;
• лучшее качество изготовления и более высокая эксплуатационная надежность автопогрузчиков, так как их производители - зарубежные компании;
• возможность штабелирования контейнеров до 5 ярусов по высоте (козловые краны штабелируют до 3-х ярусов по высоте);
• более высокие скорости передвижения (150-200 м/мин) по сравнению с краном (60 м/мин) и поэтому более высокая производительность;
• простота расширения и реконструкции контейнерной площадки в связи с отсутствием стационарных сооружений (подкрановых путей, сети электроснабжения);
• простота наращивания перерабатывающей способности контейнерной площадки при сокращении срока хранения контейнеров за счет установки дополнительных автопогрузчиков на площадке;
• автономность действия, отсутствие зависимости от внешних сетей электроснабжения;
• высокая маневренность и неограниченность зоны действия по всей площадке контейнерного терминала.
Однако козловые контейнерные краны также имеют некоторые
преимущества по сравнению с автопогрузчиками:
• более широкое распространение в России (особенно на железнодорожных грузовых терминалах);
• более узкие проходы между штабелями контейнеров, более плотное складирование контейнеров;
• меньшие размеры контейнерной площадки при той же вместимости;
• меньшие нагрузки на покрытие контейнерной площадки (большие нагрузки только под подкрановыми путями);
• питание крана от силовой сети электроснабжения, отсутствие необходимости заправки топливом;
• более простая конструкция электроприводов по сравнению с двигателями автопогрузчика, менее жесткие требования к квалификации машиниста крана;
• производство на отечественных предприятиях, отсутствие необходимости приобретения дорогих запчастей за рубежом;
• меньшие капитальные затраты на основание контейнерной площадки ввиду меньших удельных нагрузок на 1 м2 площади;
• больший срок службы, меньшие амортизационные отчисления;
• меньшие вредные воздействия на окружающую среду;
• возможность автоматизации.
Однако за рубежом на контейнерных терминалах (особенно на небольших и средних терминалах с перерабатывающей способностью до 300500 тыс. ДФЭ/год) обычно отдают предпочтение автопогрузчикам-ричстакерам ввиду указанных выше их преимуществ. Их эффективность подтверждают и приведенные в табл. 1 расчеты себестоимости одной кон-тейнеро-операции.
Рельсовые козловые краны в виде безконсольных портальных мостовых кранов применяют в настоящее время за рубежом в основном для прямой перегрузки контейнеров с одного вида транспорта на другой и в случае их автоматизации. Сравнительная простота автоматизации перегрузки контейнеров по сравнению с безрельсовыми машинами считается основным преимуществом рельсовых козловых кранов на контейнерных терминалах.
Библиографический список
1. Маликов О.Б. Склады и грузовые терминалы. - СПб.: Бизнес-Пресса. 2005. - 648 с.
2. Журавлев Н.П., Маликов О.Б. Транспортно-грузовые системы. -М.: Маршрут, 2006. - 368с.
3. Проекты контейнерных терминалов для экспедиторских, торговых и промышленных компаний, выполненные авторами.