Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ПОКРЫТИЯ В УЛИЦЕ Ш. РУСТАВЕЛИ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ПОКРЫТИЯ В УЛИЦЕ Ш. РУСТАВЕЛИ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ / РОВНОСТЬ / ПРИБОРЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Исаев Жахонгир Азамат Угли, Тўхтаев Матчон Бекчонович, Маматмуминов Алишер Туракулович

В данной статье оценено транспортно-эксплуатационные показатели улиц города, а к транспортно-эксплуатационным показателям относятся следующие: · Ровность дорожного покрытия; · Прочность дорожной одежды; · Коэффициент сцепления колесо с покрытием; · Скорость автомобилей. По показателю ровности было оценено состояние покрытия в улице Ш.Руставели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION OF THE EVENNESS OF THE COATING IN SH. RUSTAVELI STREET IN THE CITY OF TASHKENT

This article describes the transport-operational indicators of the city streets, and the transport-operational indicators include the following: · Roughness of the road surface; · Durability of road pavement; · Coefficient of adhesion of the coated wheel; · The speed of cars. According to the roughnessindicator, the condition of the pavement in Sh Rustaveli Street was assessed.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ПОКРЫТИЯ В УЛИЦЕ Ш. РУСТАВЕЛИ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТ»

A UNiVERSUM:

№ 3 (108)_Ak ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ_март. 2023 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ПОКРЫТИЯ В УЛИЦЕ Ш. РУСТАВЕЛИ

В ГОРОДЕ ТАШКЕНТ

Исаев Жахонгир Азамат угли

ассистент преподавателя, Ташкентский государственный университет транспорта, Республика Узбекистан, г. Ташкент

Тухтаев Матчон Бекчонович

ассистент преподавателя, Ташкентский государственный университет транспорта, Республика Узбекистан, г. Ташкент E-mail: tuhtaevmatcon@gmail. com

Маматмуминов Алишер Туракулович

ассистент преподавателя, Ташкентский государственный университет транспорта Республика Узбекистан, г. Ташкент

DETERMINATION OF THE EVENNESS OF THE COATING IN SH. RUSTAVELI STREET

IN THE CITY OF TASHKENT

Jahongir Isaev

Teaching Assistant Tashkent State University of Transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Matchon Tukhtaev

Teaching Assistant, Tashkent State University of Transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

Alisher Mamatmuminov

Teaching Assistant, Tashkent State University of Transport, Republic of Uzbekistan, Tashkent

АННОТАЦИЯ

В данной статье оценено транспортно-эксплуатационные показатели улиц города, а к транспортно-эксплуатационным показателям относятся следующие:

• Ровность дорожного покрытия;

• Прочность дорожной одежды;

• Коэффициент сцепления колесо с покрытием;

• Скорость автомобилей.

По показателю ровности было оценено состояние покрытия в улице Ш.Руставели.

ABSTRACT

This article describes the transport-operational indicators of the city streets, and the transport-operational indicators include the following:

• Roughness of the road surface;

• Durability of road pavement;

• Coefficient of adhesion of the coated wheel;

• The speed of cars.

According to the roughnessindicator, the condition of the pavement in Sh Rustaveli Street was assessed.

Ключевое словa: дорожное покрытие, ровность, приборы измерения. Keywords: road surface, roughness, measuring devices

Библиографическое описание: Тухтаев М.Б., Исаев Д.А., Маматмуминов А.Т. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РОВНОСТИ ПОКРЫТИЯ В УЛИЦЕ Ш. РУСТАВЕЛИ В ГОРОДЕ ТАШКЕНТ // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2023. 3(108). URL: https://7universum. com/ru/tech/archive/item/15162

№ 3 (108)

AunI

/Ш. ТЕ)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2023 г.

Утвержден Указ Президента Республики Узбекистан от 9 декабря 2019 года № 4545 "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством"[1].

В соответствии с ним с 1 января 2020 г.: • контроль весовых и объемных параметров большегрузных и крупногабаритных транспортных средств, въезжающих на территорию Республики, а также взимание платы за передвижение по автомобильным дорогам и выдачу разрешений на их перемещение (въезд) осуществляет комитет;

Для определения ровности дорожного покрытия можно использовать ударометры различных

модификаций: Рафометр TEД-2, ТХК-2, ПКРС-2, трехметровую рейку и нивелир. Ровность покрытия в улице ШюРуставели было оценено с помощью 3 метровой рейкой. Для измерения ровности дорожного покрытия 3-метровую линейку кладут на поверхность трижды у каждого пикета в направлении исследуемой полосы движения по следу колес авто -мобиля.

Показателем ровности является шаг покрытия с рейкой, представляющий собой размер рейки в пяти точках, отмеченных с интервалом 0,5 м.

Чтобы оценить стандарты ровности различных покрытий, мы используем следующие табличные данные [2].

Таблица 1,

Стандарты ровности различных покрытий

Стандарты ровности для типов покрытий при измерении с использованием

трехметровой рейкой

Капитальный тип Покрытия легкого типа Проходной тип

Оценка Количество Самая Количество Самая большая трещинамм Количество Самая

трещин % большая трещин % трещин % большая

До Более трещина До Более До Более трещина

3 мм 5 мм мм 4 мм 7 мм 6 мм 15 мм мм

Отлично 95 1 7 95 1 9 95 1 20

Хорошо 90 2 8 90 2 11 90 2 25

Удовлетворительно 80 5 10 80 5 14 80 5 30

Через каждые 250 м замерялось ровность покрытия.

Таблица 2

Результаты уличных замеров

№ Полученные данные на каждом 0,5 м промежутке

1 2 3 4 5

1 1/0 2/1 4/5 2/2 3/2

2 1/3 2/3 2/3 2/4 2/6

3 1/2 3/4 2/2 3/2 2/1

4 1/3 3/2 2/3 2/2 3/3

5 2/3 2/3 4/2 2/1 1/0

6 0/1 1/2 4/3 5/3 2/1

7 1/2 2/2 3/3 3/2 2/3

8 2/1 4/2 2/3 2/3 1/2

9 2/2 1/2 1/1 0/2 2/2

10 3/2 2/5 0/2 1/2 0/1

11 3/0 2/1 2/3 2/2 1/2

12 2/1 1/2 5/2 2/1 2/2

13 3/1 2/2 1/2 2/2 0/2

14 3/1 2/5 3/3 1/2 0/2

15 3/2 2/1 2/5 2/1 1/2

16 2/3 2/2 3/4 2/2 2/3

17 2/2 2/2 1/0 0/2 2/3

18 1/2 2/2 1/2 2/1 3/2

19 2/1 1/2 2/5 1/0 5/2

20 1/2 0/2 1/1 2/2 2/1

21 1/2 2/2 1/2 2/1 1/2

22 2/2 2/1 0/2 0/2 2/3

№ 3 (108)

AunI

/Ш. ТЕ)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2023 г.

№ Полученные данные на каждом 0,5 м промежутке

1 2 3 4 5

23 5/2 2/1 3/2 2/2 3/2

24 2/2 2/1 4/2 5/2 2/2

25 4/1 3/1 1/2 0/2 3/1

26 2/1 1/4 2/5 2/2 1/2

Примечание: значения данных в таблице представляют прямые направление, а значения в знаменателе представляют обратное направление. Ровность в прямом направлении: до 3мм 75%, до 5мм 21 -22%, крупные трещины 4-5%, в обратном направлении: до 3мм 72-73%, до 5мм 17-18%, крупные трещины 4-5 это % видно, что показатель ровности хороший в прямом направлении.

Таблица 3.

Оценка ровности дорожного покрытия на улице Ш. Руставили в г.Ташкенте

Км участка Оценка Нормы ровности при использовании 3-метровой рейки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество трещин в % Самые большие трещины мм

До 3 мм. До 5 мм.

0-1 км Неудовлетворительный 60 35 5

1-2 км Неудовлетворительный 65 32.5 2.5

2-3 км Неудовлетворительный 80 15 5

3-4 км Неудовлетворительный 80 12.5 7.5

4-5 км Неудовлетворительный 70 25 5

5-6 км Неудовлетворительный 85 9.5 5.5

6-6.5 км Неудовлетворительный 75 20 5

Примечание: по результатам замеров, проведенных с помощью 3-метровой линейки на улице Ш. Руставили в г. Ташкенте, установлено, что ровность существующего дорожного покрытия находится в удовлетворительном состоянии.

Примечание: результат измерительных работ показал, что участки 0-1 км и 1-2 км оказались востребованными в ремонте, необходимо провести ремонтные работы и вывести показатели ровности на уровень нормы [3].

Рисунок 1. График изменения ровности покрытия в км

Вывод

По результатам замеров, проведенных с помощью 3-метровой рейкой на улице Ш. Руставили в г. Ташкенте, ровность существующего дорожного покрытия неудовлетворительная в участке 0-2 км, удовлетворительная в участке 3-4 км и 5 -6 км, хорошая в участках 2-3 км и 4-5 км и 6-6,5 км.

Разработка рекомендаций по обеспечению показателя ровности по улице Ш. Руставили в г. Ташкенте.

1. С целью повышения гладкости дорожного покрытия, использовать технологию поверхностной обработки 5 см мелкозернистого асфальтобетона на поверхности дорожной одежды в участке 0-2 км [4].

2. Ограничение движения грузовиков в жаркие время суток.

3. Использование высококачественных битумно-щебеночных известняковых материалов, применяемых при поверхностной обработке поверхности дорожного покрытия [5].

№ 3 (108)

UNIVERSUM:

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

март, 2023 г.

Список литературы:

1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2019 йил 9 декабрдаги «Йул сохдсини бош^ариш тизимини янада такомиллаштиришга оид чора-тадбирлар тугрисида»ги П^ 4545-сон царори.

3. К.Х. Азизов. Харакат хавфсизлигини ташкил этиш асослари. -Т., «Fan va texnologiya», Тошкент - 2009 й.

4. Исаев Ж. (2022). АВТОМОБИЛЬ ЙУЛЛАРИ РАВОНЛИГИГА ТАЪСИР ^ИЛУВЧИ ОМИЛЛАРНИ ТАДКИЦ ^ИЛИШ. Journal of Integrated Education and Research, 1(7), 22-29.

5. O'Roqov A.X., Mo'Minov Q.O., &Isayev J. A. O. G. L. (2022). AVTOMOBIL YO'LLARINI TA'MIRLASHDA BITUM IMULSIYASINING O'RNI. Academic research in educational sciences, 3(TSTU Conference 1), 342-345.

2. МШН 05-2005 Автомобиль йулларини ташхис ^илиш ва бах,олаш ^оидаси. Тошкент ш. «Узавтойул» ДАК.

2005-408 б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.