Научная статья на тему 'Определение релевантных статей косвенных затрат на предприятиях дорожно-строительного комплекса'

Определение релевантных статей косвенных затрат на предприятиях дорожно-строительного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСВЕННЫЕ ЗАТРАТЫ / РЕЛЕВАНТНЫЕ ЗАТРАТЫ / ОБЩЕОТРАСЛЕВЫЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ / ОБЪЕКТЫ УЧЕТА ЗАТРАТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / INDIRECT COSTS / RELEVANT COSTS / INDUSTRY-WIDE AND SPECIFIC FEATURES OF ROAD CONSTRUCTION / ORGANIZATION OF ACCOUNTING OF INDIRECT COSTS / OBJECTS OF COST ACCOUNTING / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенко Валентина Владимировна

В статье предложен перечень существенных статей косвенных затрат дорожно-строительной организации, подлежащих последующему распределению по объектам учета затрат в соответствии с организационной структурой предприятия, общеотраслевыми и специфическими особенностями дорожного строительства, которые оказывают влияние на организацию учета косвенных затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of the relevant items of indirect costs in enterprises road construction industry

The Abstract: In article is offered a list of the relevant items of indirect costs of road-building enterprise, subject to further distribution on the objects of cost accounting in accordance with the organizational structure of enterprise, industry-wide and specific features of road construction, that affect the organization of accounting of indirect costs.

Текст научной работы на тему «Определение релевантных статей косвенных затрат на предприятиях дорожно-строительного комплекса»

Костенко Валентина Владимировна

Kostenko Valentina Vladimirovna ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» The Surgut state University of Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra аспирант кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»

post graduate

08.00.12 «Бухгалтерский учет, статистика»

E-Mail:valis21@mail.ru

Определение релевантных статей косвенных затрат на предприятиях

дорожно-строительного комплекса

Definition of the relevant items of indirect costs in enterprises road construction

industry

Аннотация: В статье предложен перечень существенных статей косвенных затрат дорожно-строительной организации, подлежащих последующему распределению по объектам учета затрат в соответствии с организационной структурой предприятия, общеотраслевыми и специфическими особенностями дорожного строительства, которые оказывают влияние на организацию учета косвенных затрат.

The Abstract: In article is offered a list of the relevant items of indirect costs of road-building enterprise, subject to further distribution on the objects of cost accounting in accordance with the organizational structure of enterprise, industry-wide and specific features of road construction, that affect the organization of accounting of indirect costs.

Ключевые слова: Косвенные затраты, релевантные затраты, общеотраслевые и специфические особенности дорожного строительства, организация учета косвенных затрат, объекты учета затрат, организационная структура предприятия.

Keywords: Indirect costs, relevant costs, industry-wide and specific features of road construction, organization of accounting of indirect costs, objects of cost accounting, organizational structure of enterprise.

***

Любая система управления затратами предполагает разработку (принятие) управленческих решений, реализацию этих решений, а также учет и контроль затрат для оценки выполнения производственной программы. Подсистема разработки (принятия) решения предусматривает настройку системы управления затратами, внутри которой одной из приоритетных задач считается определение наиболее значимых статей затрат наряду с группировкой затрат и установлением связи отдельных видов затрат с конкретными видами продукции. Грамотно построенная система управления косвенными затратами в дорожно-строительной отрасли принимает во внимание все основные критерии формирования релевантных статей косвенных затрат, включая особенности ведения дорожно-строительного бизнеса, как отраслевые, так и организационно-технологические, региональные и многие другие.[10]

Разграничение прямых и косвенных затрат позволяет рассматривать информационную возможность управления на основе формирования информации о прямой себестоимости объ-

екта калькулирования. В МСФО под косвенными затратами понимаются затраты, которые невозможно или экономически нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретного вида продукции (услуги). В российской системе учета состав косвенных расходов не регламентируется на уровне Положений по бухгалтерскому учету, но обычно определяется отраслевыми инструкциями по учету затрат.

Н.Д.Врублевский называет косвенные затраты косвенно-распределяемыми издержками производства, состоящими из одноэлементных расходов на управление и обслуживание производства по отдельным местам их возникновения и комплексных расходов, состоящих из различных видов ресурсов, учтенных по конкретному месту их образования либо являющихся косвенно-относимыми на каждое из таких мест. В.А.Ерофеева и С.А. Принцева определяют косвенные затраты как имеющие отношение одновременно к нескольким объектам учета затрат (общехозяйственные расходы) и распределяемые между объектами учета затрат расчетным путем в порядке, предусмотренном учетной политикой строительной организации.

А.Н.Асаул под косвенными затратами понимает расходы, связанные с организацией и управлением производством строительных работ, относящихся к деятельности строительной организации в целом. Косвенные затраты включают:

-административно-хозяйственные расходы, предусматривающие оплату труда административно-хозяйственного персонала и отчисления на социальные нужды (государственное социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение и т. д.);

-затраты на обслуживание работников строительства, обеспечение необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий, охрану труда и технику безопасности и пр.;

-расходы на организацию работ на строительных площадках;

-прочие косвенные расходы (связанные с рекламой и пр.);

-затраты, не учитываемые в нормах, но относимые на счет косвенных расходов. Сюда могут быть включены пособия в связи с потерей трудоспособности из-за производственных травм, выплачиваемые работникам на основании судебных решений; налоги, сборы, платежи, возмещаемые заказчиком строек; расходы за счет прочих затрат, относящихся к деятельности подрядчика, и др.[1]

Кроме того, косвенные затраты связаны с организацией управления производственным процессом; в себестоимость продукции их включают пропорционально какой-либо базе распределения, например, оплате труда, прямым затратам. К ним относятся общепроизводственные и общехозяйственные расходы. В общепроизводственные включают расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, используемого в производстве; расходы на отопление, освещение и содержание помещений; арендную плату за помещения; оплату труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы, т. е. расходы на содержание и управление производством.

Общехозяйственные расходы не связаны с производственным процессом. К ним относятся административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и т. п.; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

В западном учете нет деления на общепроизводственные и общехозяйственные расходы. В калькулировании фактической производственной себестоимости выделяют косвенные производственные расходы. В отчетных калькуляциях цехов выделяют прямые накладные

расходы (косвенные расходы собственно цеха) и косвенные или отнесенные накладные расходы (косвенные расходы общепроизводственного характера).

По мнению О.Б.Вахрушевой косвенными называются расходы, связанные с изготовлением нескольких видов изделий, а под релевантными затратами понимаются затраты, которые следует принимать в расчет при формировании конкретного управленческого решения. Нерелевантные затраты содержат ненужную информацию либо искажают ее, не зависят от управленческого решения. Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе затрат прошлых периодов, возникающих в результате ранее принятых решений.

Некоторые авторы понимают под устранимыми (релевантными) затратами - затраты, принимаемые в расчет при принятии решений, зависящие непосредственно от принимаемого решения, а под неустранимыми - затраты, не зависящие от принимаемых управленческих решений и имеющими место при принятии любого из них. Их часть отождествляют с безвозвратными (затраты, уже производимые в результате принятия ранее управленческих решений, но которые не могут быть никаким решением в будущем).

Другие авторы называют релевантные затраты существенными, то есть это затраты, которые необходимо учитывать при выборе альтернативного решения. Для принятия решений существенную роль играют только те затраты, которые еще не понесены (являются будущими) и отличаются от альтернативных (дифференциальных).[7]

Критериями формирования релевантных статей косвенных затрат являются доступность конкретного ресурса для предприятия; качество информации и её периодичность; организационная структура предприятия и тип производства; качество нормативно-правовой базы; общеотраслевые и специфические особенности подрядной дорожно-строительной организации, обуславливающие организацию учета затрат на производство. Отдельными критериями служат удельный вес каждой статьи косвенных затрат в общей сумме затрат; соотношение условно-постоянных и условно-переменных затрат и др.[12]

Отраслевые особенности, оказывающие влияние на организацию и функционирование учетной системы затрат, подразделяются на общие и специальные. Как правило, выделяют следующие общеотраслевые особенности, влияющие на организацию учета затрат, в том числе косвенных, в строительном производстве:

-неоднотипность строительных процессов и конечной продукции позволяет формировать информацию о затратах в рамках технологических и обслуживающих процессов строительной организации;

-подвижными являются рабочая сила и средства труда, а предметы труда, как правило, неподвижны. Данная особенность предполагает отдельное выделение специфических затрат: затраты на перебазировку, затраты на установку строительной техники, затраты на сооружение и содержание временных зданий и сооружений;

-ни один строительный процесс не может быть начат без окончания предыдущего, что свидетельствует о возможности применения комбинированного калькулирования себестоимости строительных работ и нормирования затрат в разрезе технологических и обслуживающих процессов;

-строительную продукцию невозможно накапливать на складах;

-длительность производственного цикла является предпосылкой для определения финансового результата по «мере готовности», формирования специфических особенностей учета постоянных косвенных затрат и затрат, связанных с заключением договора строительного подряда;

-децентрализация строительных участков от центров управления организации определяет жесткое разграничение ответственности работников на строительных участках и оперативность представления информации об осуществленных затратах, а также усиление роли внутреннего контроля;

-дисгармоничность соотношения строительно-монтажных работ по их сложности и видам;

-при строительстве некоторых объектов участвуют одновременно несколько строительно-монтажных организаций, каждая из которых сдает свою часть конечной продукции;

-условия строительства в высокой степени зависят от климатических сейсмических условий, рельефа местности, строения грунта. В то время, как многие страны, которые принято считать эталонами дорожного строительства, расположены на скальных грунтах, большинство российских регионов - это равнинные территории с болотистыми и глинистыми почвами. Проблемы нестабильных грунтов усугубляются климатом, резкими и частыми колебаниями температур. Основной особенностью территорий России является рекордное количество «переходов через ноль», отчего тающая и вновь застывающая в небольших трещинах вода буквально разрывает полотно. Летом, асфальтобетон, нагреваясь до 50-60 градусов, теряет свои прочностные свойства, образуются колеи, наплывы, сдвиги. А зимой, при низких температурах, асфальт растрескивается. Сложные природно-климатические условия предопределяют массовый спрос на современные технологии дорожного строительства, позволяющие оптимизировать затраты, в том числе и косвенные.[11]

Организационно-технологическими особенностями дорожного строительства являются линейная протяженность автомобильной дороги; частая повторяемость линейных работ; частая передислокация подразделений дорожно-строительных организаций; интенсивная концентрация трудовых и материальных ресурсов на одном участке автомобильной дороги;

Таким образом, именно специфика дорожного строительства позволяет определить релевантные статьи как прямых, так и косвенных затрат.

Кроме того, выбор объектов управленческого учета косвенных затрат является одним из основополагающих факторов, способных повлиять на состав значимых косвенных затрат. В бухгалтерском учете выделяются такие объекты учета затрат, как экономические элементы затрат, статьи себестоимости, виды деятельности, виды производства, производственные подразделения, этапы производства, процессы, виды работ. В управленческом учете объектами учета косвенных затрат в строительной организации выступают места возникновения затрат, центры ответственности, носители затрат (объекты калькулирования) [2]. Местами возникновения косвенных затрат в строительной организации являются участки, бригады, подразделения, службы организации. Место возникновения затрат по мнению М.А.Вахрушиной представляет собой структурное подразделение предприятия, по которому организуется планирование, нормирование и учет издержек производства для контроля и управления ими.[3] В.Б.Ивашкевич определяет место возникновения затрат (место затрат) как функциональную сферу или область ответственности, которая связана с определенного вида издержками.[4] В. Ф.Палий предполагает места формирования (возникновения) текущих издержек пространственно или функционально разграниченными внутренними сферами деятельности организаций, в которых издержки возникают и которые несут ответственность за данные конкретные издержки, их величину, экономию и т.п. Номенклатура мест возникновения затрат определяется структурой организации. Например, О.А.Алексеевой выделяются подразделения вспомогательного производства (ремонтно-механический цех, транспортный цех, энергоцех), подразделения управления производством (строительное управление, производственный отдел, технологический отдел, лаборатория контроля производства и строительства, бюро охраны

труда), подразделения общего управления и обслуживания (администрация, бухгалтерия, финансовый отдел, планово-экономический отдел, отдел кадров, юридический отдел, общий отдел, отдел автоматизации).

О.А.Алексеева для выявления подлежащих распределению статей косвенных затрат использует понятие уровня существенности информации о косвенных затратах, связанного со степенью искажения полной себестоимости продукции на величину, которая может повлиять на управленческие решения пользователей информации. Автором отмечается, что необходимо учитывать не только абсолютное значение показателя, но и его информационную важность, то есть существенными могут быть признаны также статьи или группы косвенных затрат с небольшим удельным весом, но важные для пользователей информации о полной себестоимости строительной продукции. В частности, это такие статьи, как «Расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала», «Расходы по проектированию производства работ», «Оплата услуг банка», а также «Платежи по кредитам банков» и другие.

Еще одним основополагающим объектом учета затрат является носитель затрат или объект калькулирования. С.А.Николаева наряду с другими авторами традиционно определяет носитель затрат как вид продукции (работ, услуг) предприятия. Носителем затрат (объектом калькулирования) в строительной организации является строительство по договору строительного подряда одного или нескольких объектов или выполнение отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору.

Немаловажным объектом учета затрат становятся центры ответственности. Одни авторы понимают под центром ответственности структурное подразделение, возглавляемое руководителем, несущим ответственность за результаты его работы, другие - структурную единицу, которая возникает как результат децентрализации и делегирования ответственности от высших уровней управления к низшим. О.Е.Николаева и Т.Е.Шишкова подразумевают под центром ответственности подразделение или организационную функцию, за результаты деятельности которой непосредственно отвечает определенный менеджер. В строительной организации объекты контроля (строительное управление, участок, бригада, отдельные заказы, виды машин и др.) определяют центры ответственности: В.Е.Ластовецкий выделяет центры ответственности на основании факторов: центр ответственности за использование материальных ресурсов, центр ответственности за использование средств труда, центр ответственности за использование трудовых затрат.[9] О.Д.Каверина предлагает организацию центров ответственности по затратам сырья, материалов; по трудовым затратам; по затратам полуфабрикатов собственного производства; по фактическим затратам в денежном выражении. Учитывая особенности дорожно-строительной отрасли, на предприятии необходимо формирование комбинированного подхода (сочетания структурного, факторного и функционального подходов) к выделению центров затрат, как основного типа центров ответственности в системе управленческого учета затрат. [6]

Организационная структура предприятия является важнейшим фактором, оказывающим влияние на выбор методов управленческого учета косвенных затрат. Структура необходима для определения центров ответственности и информационных потоков для учета этой ответственности.

С.П.Суворова и Н.А.Бойцова в составе релевантных статей косвенных затрат учитывают такие статьи косвенных затрат, как содержание и эксплуатация строительных машин и механизмов, отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда рабочих, расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий, расходы на охрану труда и технику безопасности, расходы на малоценные и быстроизнашивающиеся инструменты и производственный инвентарь, пренебрегая расходами, удельный вес которых составляет менее 2% в общей сумме накладных расходов, поскольку распределять используемым авторами

методом АВС все расходы на обслуживание работников строительства и на организацию работ на строительных площадках достаточно громоздко, следовательно, нецелесообразно. Кроме того, некоторые затраты можно переквалифицировать из косвенных в прямые расходы по конкретному заказу (расходы на содержание пожарной и сторожевой охраны; расходы по геодезическим работам; проектированию производства работ; подготовке объектов строительства к сдаче и благоустройству; износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных сооружений).

При назначении оперативной базы распределения по мнению С.А.Пивкина следует учитывать не только прямые затраты, но и часть косвенных, родственных оперативной базе распределения при соблюдении условия их эластичности друг другу. Автор отмечает, что при выборе оперативной базы распределения часть накладных расходов, имеющая отношение к базе распределения, изменяется так же, как и сама база распределения (при изменении заработной платы основных производственных рабочих аналогично изменяется заработная плата вспомогательных рабочих, наладчиков и т.п., при изменении стоимости материалов, из которых изготовлены изделия, аналогично изменяется и стоимость инструмента, спецодежды, ГСМ и пр., при изменении числа машино-часов пропорционально растет количество времени на ремонт станочного парка и т.д.), что позволяет сделать вывод о перегруппировке косвенных затрат с учетом родственных выбранной базе распределения статей. Таким образом, для базы распределения «заработная плата основных производственных рабочих» «родственными» статьями затрат являются: заработная плата основных производственных рабочих, заработная плата вспомогательных рабочих и ИТР цеха, заработная плата наладчиков оборудования; для базы распределения «основные материалы»: основные материалы, вспомогательные материалы, ГСМ на технологические цели, инструмент, приспособления и оснастка, для базы распределения «амортизация основных производственных фондов»: амортизация основных производственных фондов, содержание оборудования, содержание зданий и инвентаря, текущий ремонт зданий; для базы распределения «машинное время»: расходы на внутризаводское перемещение сырья, материалов и продукции. Следовательно, после перегруппировки косвенных затрат часть накладных расходов возможно переквалифицировать в прямые (страхование, охрана труда и техники безопасности, содержание АУП цеха, расходы на технологическую энергию, аренда помещений, мероприятия по обеспечению качества, потери от брака, отчисления на социальное страхование, расходы общепита и прочие расходы) для снижения условности распределения косвенных расходов в целом.

М.О.Денисова описывает альтернативный метод учета общепроизводственных расходов, пользуясь историческим делением этих расходов в разрезе двух групп: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (условно-переменные) и расходы на обслуживание, организацию, управление структурным подразделением (условно-постоянные). Данный метод основан на возможности учета совокупности условно-переменных общепроизводственных расходов на счете 20 и распределения их между видами продукции аналогично приемам, используемым в комплексных производствах, то есть косвенным способом. В свою очередь условно-постоянные общепроизводственные расходы присоединяются к косвенным расходам периода при условии полного признания управленческих расходов в себестоимости проданной продукции. Таким образом, условно-постоянные общепроизводственные расходы учитываются в качестве управленческих, а условно-переменные общепроизводственные расходы формально меняют свой статус косвенных на прямые. Безусловно, если возникновение условно-переменных общепроизводственных расходов связано с деятельностью вспомогательных и обслуживающих производств, то невозможно определить, какие именно расходы относятся к основному, а какие - к вспомогательному (обслуживающему) производству и, значит использование счета 25 для предварительного накапливания условно-переменных общепроизводственных расходов оправданно и целесообразно. Тем не менее, это обстоятельство не распро-

страняется на условно-постоянные общепроизводственные расходы, которые можно выделить из состава распределяемых и учесть их в качестве управленческих.

Н. В.Игнатова для поддержания производственного потенциала (вида деятельности) рекомендует следующий перечень накладных расходов: расходы на оплату труда административно-хозяйственного персонала; отчисления на социальные нужды от зарплаты административно-хозяйственного персонала, рабочих; почтово-телеграфные и телефонные расходы аппарата управления; затраты, связанные с командированием рабочих для выполнения строительно-монтажных работ; отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация; расходы на содержание лабораторий; расходы на служебные командировки работников административно-хозяйственного персонала; амортизационные отчисления по основным фондам; канцтовары; налоги, сборы, платежи; содержание легкового автотранспорта; служебные разъезды работников; затраты по перевозке работников к месту работы; расходы на содержание и эксплуатацию множительной техники. В деятельности по подготовке строительства выделяются расходы на обеспечение санитарно-гигиенических условий; содержание сторожевой, пожарной и вневедомственной охраны; подготовка кадров; расходы на охрану труда; расходы на изобретательство и рационализаторство; расходы по благоустройству строительных площадок; расходы по вывозу мусора.

Из номенклатуры калькуляционных статей затрат А.Н.Мухин выделяет накладные расходы, в которые включают расходы на подготовку и освоение производства, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие транспортные расходы и расходы на продажу. Классификация значимых статей косвенных затрат включает сырье, материалы, комплектующие изделия и оплату труда, а также высокую доля электроэнергии, как особенности дорожного строительства. Кроме того, для выбора релевантных статей для распределения косвенных затрат согласно доводам А.Н.Мухина целесообразно определять связанные и несвязанные косвенные затраты, распределенные по центрам затрат. Выделение центров затрат позволяет часть расходов по содержанию и эксплуатации оборудования относить на эти центры затрат прямым путем.

Таким образом, необходимо руководствоваться принципом экономической целесообразности при выборе состава релевантных статей косвенных затрат дорожно-строительной отрасли. У этого явления имеется два аспекта. Первый - технологически прямые затраты, которые можно идентифицировать в первичных документах и учетных регистрах и отнести прямо на вид продукции будут включаться в состав косвенных затрат, если издержки по измерению и оценке превысят выгоды от их точного распределения. Второй аспект предполагает, что существенные для себестоимости расходы, если в соответствии с технологическим процессом они относятся к нескольким продуктам, методом технологического нормирования при пробном выпуске должны быть измерены и включены в себестоимость по прямому признаку.

В целях выделения наиболее значимых статей косвенных затрат для дальнейшего применения эффективного метода распределения на изучаемом дорожно-строительном предприятии необходимо, в первую очередь, вести учет косвенных затрат в разрезе видов деятельности: собственно строительно-монтажные работы и производство строительных материалов. Высокая доля услуг, оказываемых вспомогательными производствами основному; электроэнергии, необходимой для функционирования производственного цикла и транспортных расходов обуславливают учет косвенных затрат по их местам возникновения (видам производств), определяемых организационной структурой предприятия. Производство строительных материалов рассматривается как вспомогательное и учитывается на отдельном счете в разрезе асфальто-битумного и дробильно-сортировочного хозяйств, как видов производства. Центральная лаборатория по выявлению новых технологий производства строительных мате-

риалов учитывается отдельно и наряду с самим производством строительных материалов подчинена инженеру по качеству, который в свою очередь подотчетен директору по качеству и развитию производства. Директор по качеству и развитию производства, инженер по качеству и центральная лаборатория составляют блок системы управления качеством согласно организационной структуре предприятия. Для выполнения строительства по договору строительного подряда одного или нескольких объектов или выполнения отдельных видов работ на объектах, возводимых по одному проекту или договору (учет косвенных затрат также и по носителям затрат) необходимо выделить такие места возникновения косвенных затрат как транспортные цехи и участки, вспомогательные хозяйства, энергохозяйства, ремонтные базы, которые входят в блок жизненного цикла создания продукции (автомобильной дороги). Места возникновения затрат контролируют отделы технического обеспечения и развития производства (подчинен директору по техническому обеспечению и развитию производства), материально-технического снабжения (подчинен директору по материально-техническому обеспечению), служба главного энергетика (подчинена директору по капитальному строительству), инженерной подготовки производства (подчинен директору по капитальному строительству) соответственно, причем отдел инженерной подготовки производства вместе с отделом по охране труда и технике безопасности контролирует наряду с ремонтными базами и все остальные места возникновения затрат. Во вспомогательных хозяйствах выделяют железнодорожные тупики и причалы, в ремонтных базах - ремонтно-механические мастерские и ремонтно-строительные участки, в энергохозяйствах - энергоучастки, электростанции и котельные.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы рассматриваются также отдельно на счетах 25 и 26 соответственно. Целесообразно выделить из общепроизводственных расходов расходы по проектированию производства работ, по геодезическим работам; из расходов на организацию работ на строительных площадках - расходы по эксплуатации временных зданий и сооружений, по содержанию пожарной и сторожевой охраны, по благоустройству строительных площадок и подготовке объекта к сдаче и переквалифицировать их из косвенных в прямые в связи с возможностью отнесения на конкретный заказ. В одну статью необходимо объединить расходы по благоустройству строительных площадок и расходы по подготовке объекта к сдаче, износ и ремонт производственного инвентаря и расходы по эксплуатации оборудования (расходы на организацию работ на строительных площадках).

Расходы по содержанию автомобильного и водного транспорта (по транспортным цехам) и общецеховые транспортные расходы (управленческие расходы транспортных участков) и расходы по эксплуатации машин и механизмов (по транспортным цехам) накапливаются за месяц по каждой инвентарной единице транспорта на свободных счетах 22 «Транспортное обслуживание» и 24 «Эксплуатация машин и механизмов». Проведя анализ установленного порядка распределения косвенных затрат и формирования себестоимости строительной продукции (работ) в рамках взаимного оказания услуг подразделениями друг другу, можно определить, что именно затраты по содержанию транспорта и эксплуатации строительных машин и механизмов формируют цикличные затраты в зависимости от вида вспомогательного производства, в котором данные машины и механизмы были использованы. Например, автобусы, используемые на железнодорожном тупике, составляющие 24% от расходов по содержанию транспорта; краны на пневмоходу, используемые на железнодорожном тупике, сварочные агрегаты для энергоучастка составляющие 26% и 12% соответственно от расходов по эксплуатации машин и механизмов. Большая часть расходов по содержанию транспорта (76%) и расходов по эксплуатации машин и механизмов (62%) приходятся на ремонтно-механические мастерские, в которых данные машины используются. Данные затраты, произведенные в отчетном периоде, образуют цикличность вследствие того, что они относятся к следующим отчетным периодам на себестоимость строительной продукции (работ). Таким образом, установленный порядок распределения сближает данные цикличные затраты с рас-

Институт Государственного управления, Главный редактор - д.э.н., профессор К.А. Кирсанов

права и инновационных технологий (ИГУПИТ) тел. для справок: +7 (925) 853-04-57 (с 1100 - до 1800)

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 Опубликовать статью в журнале - http://publ.naukovedenie.ru

ходами будущих периодов, хотя большая часть из них таковыми не является, поскольку произведены в данном отчетном периоде и относиться должны на себестоимость этого же отчетного периода. Именно данный факт делает цикличные затраты релевантными для принятия правильного управленческого решения по наибольшему нивелированию фактора цикличности.

Оставшуюся часть цикличных затрат, например затраты по неравномерно производимому ремонту, а также затраты по перебазированию подразделений, строительных и дорожных машин могут быть идентифицированы как расходы будущих периодов, если они понесены в связи с предстоящими работами по договору строительного подряда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асаул, А.Н., Никольская, Е.Г. Управление затратами в строительст-ве/А.Н.Асаул, Е.Г.Никольская.-СПб.: Питер,2008.-326с.

2. Бекетов, Н.В., Денисова, А.С., Елшина, И.А. Использование процессно-ориентированного бюджетирования в анализе организационной структуры компа-нии//Экономический анализ: теория и практика.-2008.-№9.-с.38-49.

3. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет/М.А. Вахрушина.-М.: ИКФ Омега-Л,2002.-528с.

4. Ивашкевич,В.Б. Бухгалтерский управленческий учет./В.Б.Ивашкевич.-М.: Эко-номистъ,2008.-352с.

5. Ивашкевич, В.Б. Практикум по управленческому учету и контрол-линг./В.Б.Ивашкевич.-М.: Финансы и Статистика,2009.-258с.

6. Каверина, О.Д. Управленческий учет: системы, методы, процеду-ры/О.Д.Каверина.-М.: Финансы и статистика,2004.-352с.

7. Каширина, М.В. Учет затрат на строительство объекта//Учет в строительстве.-2009.-№7.-с.25-39.

8. Красова, О.С. Бюджетирование и контроль затрат на предпри-ятии./О.С.Красова.-М.: Омега-Л,2009.-169с.

9. Ластовецкий, В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответствен-ности/В.Е.Ластовецкий.-М.: Финансы и статистика,1988.-165с.

10. Либерман, И.А. Управление затратами в строительстве./И.А.Либерман.-М.: Издательский центр МарТ,2005.-256с.

11. Основина, Л.Г., Шуляков, Л.В., Основин, В.Н., Мальцевич, Н.В. Автомобильные дороги. Строительство, ремонт, эксплуатация./Л.Г. Основина [и др.].-Ростов н/Д: Фе-никс,2011.-490с.

12. Попова, Л.В. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы./Л.В.Попова.-М.: Дело и Сервис,2009.-448с.

13. Садило, М. В. Автомобильные дороги: строительство и эксплуата-ция/М.В. Садило, Р.М.Садило.-Ростов н/Д: Феникс,2011.-367с.

14. Соколов, Г.К. Технология строительного производства./Г.К.Соколов.-М.: Издательский центр «Академия»,2008.-544с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.