Научная статья на тему 'Определение Региональной политики и Стратегии устойчивого развития для прибрежных курортных регионов Черноморского побережья России'

Определение Региональной политики и Стратегии устойчивого развития для прибрежных курортных регионов Черноморского побережья России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
220
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБРЕЖНЫЙ КУРОРТНЫЙ РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / КОМПЛЕКСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / COASTAL RESORT REGION / SUSTAINABLE TERRITORY DEVELOPMENT / INTEGRATED MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дрейзис Ю.И., Поташева И.Ю., Пилосян Э.А.

Традиционная отраслевая система управления использованием ресурсов прибрежных зон не может справиться с такими негативными процессами, как загрязнение, чрезмерная эксплуатация, деградация и исчезновение уникальных экосистем. Современные методы управления не могут обеспечить достижения устойчивого развития прибрежных регионов. В Черноморском регионе России имеются все объективные условия для интенсивного внедрения в практику системы комплексного управления прибрежными регионами (КУПЗ), Система вполне адекватна и реальной обстановке в регионе, и целям устойчивого развития. Основой для соответствующих действий, направленных на достижение задаваемых целей и для обеспечения устойчивого развития прибрежных курортно-рекреационных регионов может стать документ «Региональная Политика и Стратегия Устойчивого Развития Черноморского побережья России». Описаны цели (долговременные и оперативные), механизмы и действия, позволяющие реализовать поставленные цели, и направленные на достижение устойчивого регионального развития с использованием методологии КУПЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Identification of regional coastal sustainable development policies and strategies resort regions of the Black Sea coast of Russia

Traditional sectoral coastal management cannot cope with such negative processes as pollution, overexploitation, degradation and the disappearance of unique ecosystems. Modern management practices cannot achieve sustainable development in coastal regions. There are all objective conditions for the intensive implementation of the system of integrated coastal region management (ICZM) in the Black Sea region of Russia, which is quite adequate both to the real situation in the region and to the goals of sustainable development. The document "Regional Policy and Strategy for Sustainable Development of the Black Sea Coast of Russia" can be the basis for appropriate actions aimed at achieving the set goals and ensuring sustainable development of coastal resort and recreational regions. The objectives (long-term and operational), mechanisms and actions to achieve the objectives and to achieve sustainable regional development using the CCLM methodology are described.

Текст научной работы на тему «Определение Региональной политики и Стратегии устойчивого развития для прибрежных курортных регионов Черноморского побережья России»

Sources:

1. Andreeva YU.A., Safar'yan O.A. Sozdanie i testirovanie smart-kontrakta // Molodoj issledovatel' Dona. 2019. № 3 (18).

S. 84-88.

2. Bogdanova E.E. Problemy primeneniya smart-kontraktov v sdelkah s virtual'nym imushchestvom // Lex russica (Russkij zakon). 2019. № 7 (152). S. 108-118.

3. Volos A.A. Grazhdansko-pravovaya sushchnost' smart-kontrakta // YUrist. 2019. № 7. S. 23-28.

4. Vertakova YU.V., Plahotnikova M.A., Babkin A.V. Tendencii razvitiya cifrovoj ekonomiki v Rossii // V knige: Innovacionnye klastery cifrovoj ekonomiki: teoriya i praktika Pod redakciej A.V. Babkina. Sankt-Peterburg, 2018. S. 290-315.

5. Grebenkina A., Zubarev A. Perspektivy ispol'zovaniya smart-kontraktov v finansovoj sfere // Ekonomicheskoe razvitie Rossii. 2018. T. 25. № 12. S. 32-43.

6. Dokukina I.A. Razrabotka rekomendacij po primeneniyu tekhnologii blokchejn v mezhdunarodnyh kompaniyah //

V sbornike: Ekonomicheskaya bezopasnost': pravovye, ekonomicheskie, ekologicheskie aspekty sbornik nauchnyh trudov 4-j Mezhdu-narodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2019. S. 84-87.

7. Dokukina I.A. Formirovanie strategii razvitiya cifrovyh tekhnologij v usloviyah infrastrukturnyh preobrazovanij //

V sbornike: Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva: upravlencheskie, pravovye, hozyajstvennye aspekty sbornik nauchnyh statej 9-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii : v 2 t.. Kursk, 2019. S. 196-199.

8. Zajcev A.M. Smart-kontrakty: ponyatie i perspektivy ispol'zovaniya // Arbitrazhnaya praktika dlya yuristov. 2018. № 4 (32). S. 28-34.

9. Markicheva I.A. K voprosu o primenenii tekhnologii blokchejn i smart-kontraktov v sfere zashchity avtorskih prav // Problemy ekonomiki i yuridicheskoj praktiki. 2019. T. 15. № 5. S. 144-148.

10. Kopylov D.A. Smart-kontrakty kak mekhanizm povysheniya prozrachnosti i snizheniya tranzakcionnyh izderzhek v sovremennoj ekonomike // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 3 (92). S. 1097-1100.

11. Ozimina L.A., Plotnikov V.A. Cifrovoe prodvizhenie: teoreticheskie aspekty //Uchenye zapiski Mezhdunarodnogo bankovskogo instituta. 2019. № 1 (27). S. 35-45.

12. Polyanin A.V. Blokchejnu - 10 let: illyuzii razrabotchikov i perspektivy dlya biznesa // Vestnik Akademii znanij. 2019. № 1 (30). S. 8-11.

13. Somova E.V. Avtomatizirovannoe ispolnenie obyazatel'stv iz smart-kontrakta // YUridicheskaya nauka i praktika. 2018. T. 14. № 3. S. 13-21.

14. Curkan M.V. Model' cifrovoj transformacii monitoringa realizacii proektov v publichnom upravlenii na region-al'nom urovne // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2019. № 2 (46). S. 78-84.

УДК 332.14

Выполненные исследования были поддержаны РФФИ и Администрацией Краснодарского края (грант 19-410-230049 р_а)

Ю.И. Дрейзис, к.т.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет,

Yu.I. Dreyzis, dr. (Technical Sciences), ass. professor, Sochi, Sochi State University;

И.Ю. Поташева, к.э.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет,

I.Yu. Potasheva, dr. (Economical Science), ass. professor, Sochi, Sochi State University

Э.А. Пилосян, к.ф.м.н., доцент, г. Сочи, Сочинский государственный университет,

E.A. Pilosyan, dr. (Math. Science), ass. professor, Sochi, Sochi State University

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ПРИБРЕЖНЫХ КУРОРТНЫХ РЕГИОНОВ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РОССИИ DEFINITION OF REGIONAL POLICY AND STRATEGY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT FOR THE COASTAL RESORT REGIONS OF THE BLACK COAST OF RUSSIA

Аннотация. Традиционная отраслевая система управления использованием ресурсов прибрежных зон не может справиться с такими негативными процессами, как загрязнение, чрезмерная эксплуатация, деградация и исчезновение уникальных экосистем. Современные методы управления не могут обеспечить достижения устойчивого развития прибрежных регионов.

В Черноморском регионе России имеются все объективные условия для интенсивного внедрения в практику системы комплексного управления прибрежными регионами (КУПЗ), Система вполне адекватна и реальной обстановке в регионе, и целям устойчивого развития.

Основой для соответствующих действий, направленных на достижение задаваемых целей и для обеспечения устойчивого развития прибрежных курортно-рекреационных регионов может стать документ «Региональная Политика и Стратегия Устойчивого Развития Черноморского побережья России».

Описаны цели (долговременные и оперативные), механизмы и действия, позволяющие реализовать поставленные цели, и направленные на достижение устойчивого регионального развития с использованием методологии КУПЗ.

Annotation. Traditional sectoral coastal management cannot cope with such negative processes as pollution, overexploitation, degradation and the disappearance of unique ecosystems. Modern management practices cannot achieve sustainable development in coastal regions.

There are all objective conditions for the intensive implementation of the system of integrated coastal region management (ICZM) in the Black Sea region of Russia, which is quite adequate both to the real situation in the region and to the goals of sustainable development.

The document "Regional Policy and Strategy for Sustainable Development of the Black Sea Coast of Russia" can be the basis for appropriate actions aimed at achieving the set goals and ensuring sustainable development of coastal resort and recreational regions.

The objectives (long-term and operational), mechanisms and actions to achieve the objectives and to achieve sustainable regional development using the CCLM methodology are described.

Ключевые слова: прибрежный курортный регион, устойчивое развитие территорий, комплексное управление

Keywords: coastal resort region, sustainable territory development, integrated management

ВВЕДЕНИЕ

В прибрежных зонах моря сконцентрированы наиболее разнообразные и продуктивные ресурсы, имеющие огромную естественноисторическую и экономическую ценность. На этих территориях происходит сложное взаимодействие множества природопользователей, часто конкурирующих за природные ресурсы. В будущем можно ожидать только дальнейшего повышения интенсивности использования пространства и ресурсов прибрежных зон и возрастания роли прибрежных зон в экономической и социальной сфере. Между тем, многие природные объекты прибрежных зон крайне чувствительны к антропогенным воздействиям, которые могут ставить под угрозу само существование наиболее ценных природных комплексов.

Традиционная отраслевая система управления использованием ресурсов прибрежных зон не может справиться с такими негативными процессами, как загрязнение, чрезмерная эксплуатация, деградация и исчезновение уникальных экосистем. Современные методы управления не могут обеспечить достижения устойчивого развития прибрежных регионов [9-10].

Необходимость устойчивого развития объясняется следующими причинами:

- прибрежные курортные районы наиболее плотно заселены и интенсивно используются в хозяйственных целях;

- их развитие традиционно и исторически носит специализированный характер;

- существующая система управления не соответствует в достаточной степени современным требованиям и экологическим принципам;

- происходит постепенная деградация прибрежных курортных территорий в результате их интенсивного использования;

- имеется значительный конфликт интересов природопользователей в таких регионах.

На Черноморском побережье России имеются все объективные условия для более интенсивного внедрения в практику системы комплексного управления прибрежными регионами (КУПЗ), которая вполне адекватна как реальной обстановке в регионах, так и целям устойчивого развития.

В России несколько лет назад в рамках федеральных научно-технических программ началось освоение и адаптация методологии условиям страны. Подобные работы также были запущены в ряде регионов страны (Калининградское побережье Балтики и др.).

В рамках федеральных программ России были проведены некоторые оценки ресурсного потенциала прибрежной зоны страны и ситуации в области его использования, изучен международный опыт создания и реализации федеральных и региональных программ устойчивого развития, начата подготовка кадров для сферы устойчивого развития, подготавливается обоснование федеральной нормативной правовой базы устойчивого развития, предприняты первые попытки продвижения элементов и положений устойчивого развития в процесс разработки региональных программ использования прибрежных ресурсов.

Изучению особенностей устойчивого развития прибрежных курортных территорий посвящены работы Корниенко Е.Л., Пастуховой Е.А., Беляева А.В., Эдвардса С. и других [14-15]. Основы устойчивого развития отражены в отдельных российских и международных законодательных актах, отчетах и отдельных программных документах.

Курортная территория, как уникальный объект, обладает следующими характерными чертами, которые необходимо учитывать при оценке устойчивости ее развития [14-15]:

• специализация территорий туристско-рекреационной направленности напрямую связана с его природными и рекреационными ресурсами;

• трудновозобновляемость природных ресурсов;

• вероятность пересечения интересов местного населения и туристов;

• недостаток диверсифицированных источников дохода региона - узкоспециализированная экономика, существующая за счет условий, созданных и внедренных на территории;

• существование взаимосвязи между устойчивым развитием экономической, социально-культурной, природной, институциональной подсистемами и устойчивым развитием рекреационно-туристической сферы в прибрежном регионе, включающей в себя элементы всех перечисленных подсистем;

• зависимость прочих субъектов экономики (торговля, развлечения и прочее) от загруженности курор-тно-рекреационной системы региона.

Детально рассматривая устойчивое развитие прибрежной курортно-рекреационной территории, исходя из ее основной специализации и потребностей, можно несколько расширить традиционную типологию элементов устойчивого развития территории [14-15].

Только совокупное устойчивое развитие всех представленных направлений может обеспечить сбалансированное устойчивое развитие прибрежных курортных территории с учетом интересов всех заинтересованных сторон. В целом, устойчивое развитие курортно-рекреационных территорий можно охарактеризовать как долгосрочный процесс развития туристской сферы в рамках региона, в результате которого достигаются социально-экономические и прочие цели, без ущерба для природно-культурного наследия и местного населения [14-15].

Управление сложными системами требует интегрированного подхода, позволяющего рационально и скоординировано свести воедино множественные, противоречивые, пересекающиеся интересы, имеющиеся в прибрежных зонах, используя ресурсы ради максимальной социальной и экономической пользы нынешнего и будущих поколений без подрыва ресурсной базы и с поддержанием экологических процессов [8, 9].

В условиях Черноморского побережья вполне актуально определение Дж. Р. Кларка (1992): «Система КУПЗ - это система для контролируемого развития и других видов человеческой деятельности, которые зависят от состояния экономических ресурсов и качества окружающей среды прибрежных зон» [9-11].

Целью исследования является анализ возможностей использования методологии КУПЗ для разработки программы устойчивого развития курортных прибрежных регионов.

Предметом исследования являются прибрежные курортные территории, разработка программы, проектов руководств и систем для обеспечения стратегического планирования и тактического управления прибрежными зонами на федеральном/региональном уровнях.

Цели и задачи КУПЗ полностью совпадают с целями и ожидаемыми результатами любой программы устойчивого развития региона. Устойчивое развитие Черноморского побережья России, подразумевающее повышение уровня жизни населения и сохранение уникальных экосистем региона, невозможно без введения эффективной системы КУПЗ [9-13]. Сходство социально-экономических и экологических проблем, а также трансграничное взаимодействие в природной и социальной сферах определяют необходимость тесной координации усилий всех территорий региона и скоординированных действий по усовершенствованию национальной и региональной системы управления прибрежными зонами [8].

КУПЗ может быть использовано как основной инструмент для достижения устойчивого развития в прибрежных курортных регионах. Для достижения целей устойчивого развития на основе КУПЗ выделяются следующие основные направления деятельности [9-13]:

• разработка проектов руководств и систем для обеспечения стратегического планирования и тактического управления прибрежными зонами на федеральном/региональном уровнях;

• разработка методологических подходов и инструментов, предпочтительно основанных на геоинформационных технологиях, для оптимизации взаимодействия прибрежного природопользования и локальных экосистем, особенно в районах, подверженных интенсивному антропогенному воздействию;

• определение значимых индикаторов для мониторинга и оценки устойчивости развития прибрежных регионов;

• разработка оптимальной интеграции институциональных и правовых систем с программами комплексного управления прибрежными зонами;

• разработка практических моделей для оптимизации управления морскими и прибрежными охраняемыми территориями и др.

Основой для соответствующих действий, направленных на достижение задаваемых целей и для обеспечения устойчивого развития прибрежных курортно-рекреационных регионов может стать документ «Региональная Политика и Стратегия Устойчивого Развития Черноморского побережья России».

Главными цели такого документа представляются следующие:

общая, долговременная цель - внести свой вклад в достижение устойчивого развития черноморский прибрежных курортных регионов посредством инициирования и внедрения методологии устойчивого развития как апробированного и общепризнанного процесса специфического управления курортными рекреационными регионами;

срочные цели:

• определить и предложить политику и стратегию для инициации и внедрения в черноморских прибрежных курортных регионах методологии комплексного развития прибрежной зоны (КУПЗ), как главного инструмента их устойчивого развития;

• обеспечить последовательный и систематизированный учет особенностей прибрежных регионов при разработке Региональной политики и стратегии устойчивого развития;

• развить и применить положения, относящиеся к устойчивому развитию и КУПЗ, при разработке программ регионального развития;

• определить и предложить приоритетные стратегические акции, необходимые для туристско-рекреацион-ных регионов побережья России, чтобы преодолеть существующие негативные тенденции в окружающей среде и развитии, и способствовать менее болезненному продвижению черноморских курортных регионов в современных экономических условиях.

1 РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РОССИИ, ОСНОВАННАЯ НА ПОЛОЖЕНИЯХ КУПЗ

1.1 Оперативные цели и пути их достижения

Каждой долговременной цели должны соответствовать одна или несколько оперативных целей, с комплексом действий, необходимых для ее достижения.

Общие оперативные цепи и действия

Цель: 1. Обеспечить дальнейшую разработку Государственной и Региональной Стратегий Устойчивого Развития для прибрежных курортных регионов Черноморского побережья.

Действия: 1. Разработка региональных планов действий (РПД) с учетом последующего их перерастания в государственную Стратегию Устойчивого Развития прибрежных курортных регионов России.

Оперативные цели и действия в области политики устойчивого развития

Цель: 2. Обеспечить включение положений о приоритетах прибрежных курортных территорий в федеральные и региональные планы развития, а также в планы развития конкретных территорий.

Действия: 2. Дальнейшее развитие федеральных и региональных целевых программ развития прибрежных курортных регионов России.

Цель: 3. Обеспечить включение программ развития прибрежных курортных регионов и соответствующих проектов в федеральные финансовые планы, региональные и местные бюджеты.

Действия: 3. Подготовить аргументированные предложения в адрес федеральных, региональных и местных планирующих органов.

Цель: 4. Обеспечить усовершенствование федеральных законодательств по охране окружающей среды и природопользованию в соответствии с современными стандартами и соответствующими международными Конвенциями.

Действия: 4. Инициатива международных, государственных и региональных органов, ответственных за реализацию политики устойчивого развития; ревизия законодательной базы, выявление слабых мест, разработка соответствующих нормативных актов и их принятие на федеральном и местном уровнях.

Оперативные цели и действия в области собственно устойчивого развития

Цель: 5а. Обеспечить законодательную базу для внедрения концепции устойчивого развития в прибрежных курортных регионах.

Действия: 5. Принятие соответствующего Федерального закона. 6. Принятие правительственного постановления. 7. Принятие постановлений местными органами управления. 8. Нормативные акты соответствующих ведомств.

Цель: 5б. Завершить законодательное утверждение правового статуса прибрежных курортных регионов и обеспечить соответствующее институциональное обеспечение устойчивого развития.

Действия: 9. Принятие Федерального закона. 10. Принятие правительственного постановления. 11. Учреждение Регионального координационного органа по устойчивому развитию. 12. Учреждение Федерального Координационного органа. 13. Назначение Федеральных ответственных структур по устойчивому развитию прибрежных курортных регионов.

Цель: 5в. Обеспечить включение Федеральных Политик и Стратегий устойчивого развития в Федеральные Планы Действий по Черноморскому побережью России.

Действия: 14. Обеспечить тесную кооперацию соответствующих коллективов разработчиков.

Цель: 5г. Представить Региональную Политику и Стратегию устойчивого развития в соответствующие государственные структуры для ее последующего утверждения в качестве составной части международных рабочих планов устойчивого развития.

Действия: 15. Обеспечить полное выполнение задания на подготовку Региональной Политики и Стратегии.

Цель: 5д. Подготовить и включить в федеральные планы Программу среднесрочного международного сотрудничества в области устойчивого развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Действия: 16. Создать дееспособную команду разработчиков Программы под руководством соответствующих федеральных министерств.

Цель: 5е. Обеспечить законодательную базу для применения главных инструментов устойчивого развития (оценки воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, экологического аудита, планов территориального развития и пр.).

Действия: 17. Обеспечить активное участие РФ в работе соответствующих международных организаций. 18. Начать полномасштабное применение вышеупомянутых инструментов усилиями федеральных и региональных органов и структур устойчивого развития.

Цель: 6. Обеспечить законодательные и другие условия для внедрения специфической для прибрежных курортных регионов системы территориального планирования в контексте устойчивого развития.

Действия: 19. Подготовка аргументированных предложений для федерального правительства от имени федеральных и региональных органов устойчивого развития. 20. Принятие соответствующих законодательных актов.

Цель: 7. Обеспечить реальное улучшение работы существующих федеральных систем контроля за загрязнением.

Действия: 21. Полноценное функционирование федеральных, региональных и международных систем мониторинга. 22. Приведение федеральных стандартов в соответствие с современными стандартами. 23. Международное сотрудничество, обмен методиками и оборудованием.

Цель: 8. Разработать региональные стандарты для Черноморской системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения ущерба от опасных природных явлений.

Действия: 24. Разработка и принятие Черноморского Межправительственного соглашения по Региональным стандартам для федеральных систем по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от опасных природных явлений. 25. Разработка стандартов в рамках международных подходов по Черному морю.

Цель: 9. Начать разработку Региональной Политики и Мер защиты от прогнозируемых изменений климата.

Действия: 26. Образовать квалифицированную рабочую группу для подготовки Региональной Политики и системы мероприятий под наблюдением Международных организаций.

Цель: 10а. Повысить уровень знаний и навыков в области устойчивого.

Действия: 27. Организовать федеральные и региональные курсы обучения устойчивому развитию для местных специалистов и управляющих. 28. Ввести соответствующие учебные курсы в местных высших учебных заведениях.

Цель: 106. Разработать региональное руководство по устойчивому развитию.

Действия: 29. Организовать представительную рабочую группу под наблюдением Международных организаций и Регионального органа устойчивого развития.

Цель: 10в. Повысить потенциал институциональной базы в области устойчивого развития.

Действия: 30. Реализовать пилотные проекты по устойчивому развитию, поддержанные международными и федеральными структурами. 31. Развернуть кампанию по вовлечению общественности в процесс устойчивого развития.

Цель: 11. Ввести в федеральные законодательства специальные положения об устойчивом развитии.

Действия: 32. Принять федеральные законы об устойчивом развитии регионов и территорий. 33. Ввести положения об устойчивом развитии в существующие законы, регламентирующие систему управления природопользованием в прибрежных зонах России.

Цель: 12. Обеспечить эффективное международное сотрудничество в области устойчивого развития Черного моря.

Действия: 34. Обеспечить эффективную работу соответствующих международных организаций и их исполнительных органов. 35. Добиться достаточного финансирования совместных программ из средств международных организаций и доноров. 36. Поддерживать деятельность федеральных организаций и экспертов, вовлеченных в программу устойчивого развития регионов Черного моря. 37. Сотрудничать с соответствующими программами в других регионах мира.

Оперативные цели и действия, обусловленные конкретной ситуацией

Цель: 13. Продолжить выработку плана совместных действий по спасению Российской части Черного моря и Азовского моря в целом.

Действия: 38. Подготовка особого Плана Неотложных Действий.

Отраслевые оперативные цели и действия

Цель: 14. Улучшить снабжение питьевой водой черноморских городов.

Действия: 39. Привлечь инвестиции из федеральных и местных источников. 40. Применить существующий опыт комплексного управления речными бассейнами (КУРБ) на крупных реках бассейна Черноморского побережья России. 41. Разработать и внедрить федеральные и местные программы улучшения снабжения прибрежных курортных регионов питьевой водой.

Цель: 15. Обеспечить законодательные и экономические преимущества для туризма, рыболовства и ма-рикультуры, морского транспорта в локальных и федеральных планах (программах) развития.

Действия: 42. Разработка Федеральных Целевых Программ устойчивого развития. 43. Усовершенствование нормативной базы с усилением экономических санкций за нежелательную деловую активность в прибрежной зоне (ПЗ).

Цель: 16а. Завершить полную ревизию всех причерноморских особо охраняемых территорий и акваторий, как существующих, так и предполагаемых.

Действия: 44. Завершить работу специальной рабочей группы.

Цель: 16б. Обеспечить защиту наиболее чувствительных экосистем и территорий, биоразнообразия, путем создания условий для законодательного заповедания 5% площади прибрежных курортных регионов Черного моря.

Действия: 45. Основать новые особоохраняемые территории и акватории для черноморского побережья

России.

Цель: 17. Добиться завершения сооружения современных систем очистки жидких отходов и переработки твердых отходов в больших городах и на крупных предприятиях прибрежных курортных регионов.

Действия: 46. Правительственные и местные капиталовложения, предусмотренные в планах развития.

Цель: 18. Обеспечить включение в федеральные и региональные планы развития и федеральные программы специального провозглашения приоритетности для прибрежных курортных регионов Черноморского побережья России моря развития туризма, рыболовства, марикультуры и экологически безопасного морского транспорта, как наиболее адекватных целям устойчивого развития видов деятельности.

Действия: 47. Обеспечить федеральные и местные органы власти информацией о принципах, целях, задачах и опыте устойчивого развития, результатах деятельности в рамках компоненты устойчивого развития международных программ и предложениями по необходимости выделения приоритета ПЗ.

2 МЕРОПРИЯТИЯ, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ И ВОВЛЕЧЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Представленный ниже комплекс мероприятий разработан на основе направлений действий, представленных в [9-12]. Для каждого предполагаемого мероприятия приводятся ответственные или вовлеченные организации и структуры, а также предварительные сроки реализации.

Мероприятия могут быть разделены на 7 групп, в соответствие со своей спецификой.

а) законодательные и нормативные

• образовать рабочие группы по разработке федеральных пакетов рекомендаций по внесению корректив в существующую нормативную базу природопользования для приведения ее в соответствие с современными стандартами и соблюдения международных Конвенций (отв. федеральные министерства);

• привести нормативную базу в соответствие с современными экологическими стандартами и Конвенциями (отв. федеральные министерства);

• на основе документов и международного опыта работы подготовить пакет рекомендаций для федеральных и местных органов власти по усовершенствованию законодательных актов в духе устойчивого развития;

• образовать рабочие группы по разработке законодательных предложений или проектов законов по устойчивому развитию (отв. федеральные министерства);

б) институциональные

• подготовить межправительственное соглашение об учреждении региональной структуры устойчивого развития на основе международных положений (отв. федеральные министерства);

• образование Черноморской системы мониторинга, интегрирующей федеральные системы (федеральные министерства);

• разработать пакет предложений по усовершенствованию местной и федеральной нормативной базы, и системы управления мелким и средним бизнесом в сфере туризма и марикультуры в прибрежных зонах, представить пакет в соответствующие органы власти для реализации предложений);

в) в области охраны окружающей среды и развития

• разработать федеральные и местные программы улучшения снабжения прибрежных зон питьевой водой (отв. федеральные министерства);

• разработать Межправительственное соглашение по созданию по разработке Региональных Стандартов для федеральных систем предотвращения ущерба от чрезвычайных ситуаций и сопутствующие документы, представить их федеральным министерствам, согласовать их со странами Черноморского региона и подписать Соглашение (федеральные министерства);

• разработать Региональный План по предотвращению чрезвычайных ситуаций (федеральные министерства);

• подготовить Доклад о состоянии особо охраняемых территорий и акваторий в прибрежной зоне Черного моря с рекомендациями;

• составить Региональный обзор федеральных планов расширения площади особо охраняемых территорий и акваторий для прибрежных регионов Черноморского побережья России;

• основать новые особо охраняемые территории и акватории (отв. Федеральные министерства);

• завершить работу над Федеральными планами действий в области устойчивого развития территорий, представить их в рабочие группы по разработке Федеральных Стратегий Устойчивого Развития (отв. федеральные министерства, федеральные координаторы);

• начать подготовку к разработке Региональной Стратегии Устойчивого Развития для прибрежных курортных регионов Черноморского побережья России;

• разработать Федеральные Целевые Программы устойчивого развития с обеспечением преимуществ развития на таких территориях туризма, рекреации, рыболовства и марикультуры, морского транспорта (отв. федеральные министерства);

• в территориальных планах развития прибрежных курортных регионов предусмотреть преимущества для инвесторов сферы туризма, рыболовства, марикультуры и морского транспорта (отв. федеральные министерства);

г) повышение квалификации

• составить программу обучения устойчивому развитию территорий на региональных и федеральных курсах для специалистов и управляющих, согласовать организационные вопросы, провести учебные сессии (отв. федеральные министерства);

• составить программу учебного курса по устойчивому развитию прибрежных курортных регионов на основе КУПЗ и обеспечить ее методическими материалами

• обратиться в органы специального образования и региональные ВУЗы с предложением ввести курс по устойчивому развитию курортных регионов (отв. федеральные и региональные министерства)

• подготовить пакет печатных и видео материалов по проблемам развития регионов и распространить его через федеральные средства массовой информации;

• провести обучающие семинары по комплексному управлению речными бассейнами (КУРБ);

• оказать методическую, организационную и финансовую поддержку неправительственным организациям в прибрежных курортных регионах (отв. федеральные министерства);

д) финансовые

• предусмотреть в федеральных и местных планах развития существенное увеличение инвестиций в природоохранные мероприятия, питьевое водоснабжение и очистку стоков для прибрежных курортных территорий (отв. федеральные министерства);

• подготовить в адрес федеральных правительств аргументированные предложения о финансовой поддержке деятельности федеральных и региональных органов устойчивого развития Черноморского побережья России;

• изыскать средства для финансирования пилотных проектов по устойчивому развитию прибрежных территорий на основе КУПЗ и КУРБ (отв. федеральные министерства);

е) международное сотрудничество

• подготовить специальный региональный документ о необходимости и выгодах придания силы закона планам территориального развития, для использования его в качестве аргумента на федеральном и местном уровнях;

• подготовить рабочий план по составлению Регионального руководства по развитию прибрежных территорий на основе методологии КУПЗ, согласовать состав авторского коллектива, собрать предварительные предложения по содержанию Руководства;

ж) организационные и методические

• координировать деятельность рабочих групп по разработке Федеральных Политик и Стратегий устойчивого развития и Федеральных планов действий по Черноморскому побережью;

• региональным структурам устойчивого развития и комплексного управления прибрежными регионами подготовить аргументированные предложения в адрес соответствующих федеральных министерств по разработке Программы Международного сотрудничества по устойчивому развитию Черноморского побережья России;

• подготовить федеральные документы: «Анализ современной практики использования основных элементов устойчивого развития и КУПЗ (ОВОС, Стратегическая оценка воздействий (ОВ), Социальная ОВ и пр.)», обобщить их, направить рекомендации в федеральные органы управления (отв. федеральные министерства);

• представить Федеральные Политики и Стратегии устойчивого развития в федеральные и местные планирующие органы (отв. федеральные министерства);

• разработать и представить на рассмотрение федеральных и местных органов власти предложения по введению системы КУРБ на крупных реках бассейна Черноморского побережья России (отв. федеральные министерства).

3 ОСОБЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ПОЛИТИКИ И СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРИБРЕЖНЫХ КУРОРТНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ РОССИИ

В предшествующих разделах были приведены направления политики, долгосрочные и краткосрочные цели, направления действий и мероприятия, которые призваны решить те основные проблемы окружающей среды и развития, существование которых в Черноморском регионе России обусловлено как конкретными для каждой из проблем причинами ([9-13]), так и наличием общих для региона проблем собственно устойчивого развития ([14-15).

Компонент Устойчивое развитие включает в себя многие аспекты проблем региона. Поэтому естественно, что при реализации программы устойчивого развития в регионе должно улучшиться положение и в смежных областях природопользования. Но чтобы выделить самые существенные именно для устойчивого развития аспекты предложенной в данном документе программы действий, следует представить все изложенное выше более сжатом виде.

Данная интерпретация специально адресована к решению проблем устойчивого развития Черноморских регионов России.

Политика 1. Достижение устойчивого развития прибрежных курортных регионов Черноморского побережья России.

Долговременные цели: 1. Устойчивое использование ресурсов.

Оперативная цель: 1. Разработка Стратегии устойчивого развития для черноморской прибрежной зоны

России

Действия:

1. Разработка Федеральных СПД как первого этапа Стратегии устойчивого развития для черноморской прибрежной зоны России

15. Достаточное снабжение питьевой водой. 18. Эффективные технологии утилизации.

Политика 2. Приоритет прибрежных курортных регионов в планах развития.

Долговременные цели: 2. Приоритет прибрежных курортных регионов в планах развития и практике управления.

Оперативная цель: 2. Обозначить приоритеты прибрежных курортных регионов в планах развития Действия: 1. Разработка федеральных программ развития прибрежных зон. 3. Преимущества для прибрежных курортных регионов в финансовых планах.

Долговременная цель 3. Обеспечить преимущества для прибрежных курортных регионов в федеральных финансовых планах (бюджетах) и программах инвестиций.

Оперативная цель: 3. Учесть программы развития прибрежных курортных регионов в финансовых планах

Действия: 3. Предложения планирующим органам. Политика 3. Комплексное использование ресурсов.

Долговременные цели: 4. Условия для эффективной эксплуатации ресурсов. Оперативная цель: 4. Адаптация законодательств к современным стандартам до конца 2022 г. Действия: 4. Ревизия законодательной базы, внесение поправок. 8. Система защиты от чрезвычайных ситуаций. 9. Система реагирования на изменения климата. 12. Система комплексного управления речными бассейнами (КУРБ) для крупных рек региона. 14. Оздоровление Азовского и российской части Черного моря.

Политика 4. Введение специфической для прибрежных курортных регионов системы законодательства. Долговременные цели:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Особая для прибрежных курортных регионов система планирования

7. Улучшение контроля за загрязнением.

8. Создать эффективную систему защиты от опасных естественных природных явлений и борьбы с техногенными катастрофами.

Оперативная цель: 8. Разработать региональные стандарты для черноморской системы России предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения ущерба от опасных природных явлений

Действия: 26. Разработка и принятие Черноморского Межправительственного соглашения по Региональным стандартам для федеральных систем по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению ущерба от опасных природных явлений. 27. Разработка стандартов в рамках соответствующих международных организаций.

Долговременная цель: 11. Законодательная и институциональная база.

Оперативная цель: 11. Ввести в федеральные законодательства положения об устойчивом развитии. Действия: 34. Принять законы об устойчивом развитии территорий. 35. Ввести положения об устойчивом развитии в существующие законы.

Политика 5. Особый порядок управления и планирования развития для разных участков прибрежной

зоны.

Долговременная цель: 5. Условия для внедрения устойчивого развития и КУПЗ. Оперативные цели: 5а. Законодательная база для внедрения устойчивого развития Действия: 5. Принятие национального закона.

Оперативные цели: 5б. Институциональное обеспечение устойчивого развития Действия: 9. Принятие федерального закона. 11. Учреждение Черноморского регионального органа устойчивого развития. 12. Учреждение Федеральных органов. 13. Учреждение Федеральных структур устойчивого развития. 14. Учреждение Черноморской региональной Сети устойчивого развития. 15. Учреждение Федеральных Сетей устойчивого развития.

Оперативные цели: 5в. Включение Федеральных Политик и Стратегий устойчивого развития в Федеральные Планы Действий по Черноморскому побережью

Действия: 16. Кооперация коллективов разработчиков документов.

Оперативные цели: 5г. Утвердить Региональную Политику и Стратегию устойчивого развития в качестве составной части международных Стратегий и Политик

Действия: 17. Полное выполнение задания на подготовку Региональной Политики и Стратегии.

Оперативные цели: 5д. Подготовить Программу международного сотрудничества по устойчивому развитию

Действия: 18. Создание команды разработчиков Программы Оперативные цели: 5е. Внедрить главные инструменты устойчивого развития Действия: 19. Активное участие всех стран в BSEP и Стамбульской Комиссии. Политика и стратегия устойчивое развитие в Черноморском регионе России Долговременная цель: 6. Особая для прибрежных курортных регионов система планирования Оперативная цель: 6. Внедрение специальной системы планирования в контексте устойчивого развития Действия: 21. Предложения для федеральных правительств от имени органов устойчивого развития. 22. Принятие законодательных актов.

Долговременная цель: 10. Повысить уровень знаний в области устойчивого развития. Оперативные цели: 10а. Повысить уровень знаний в области устойчивого развития до конца 2022 г. Действия: 29. Курсы обучения устойчивому развитию для специалистов и управляющих. 30. Учебные курсы в местных университетах.

Оперативные цели: 10б. Региональное руководство по устойчивому развитию Действия: 31. Организовать рабочую группу.

Оперативные цели: 10в. Повысить потенциал институциональной базы в области устойчивого развития Действия: 32. Реализовать пилотные проекты. 33. Кампания по вовлечению общественности. Долговременная цель: 11. Законодательная и институциональная база.

Оперативная цель: 11. Ввести в федеральные законодательства специальные положения об устойчивом развитии

Действия: 34. Принять федеральные законы об устойчивом развитии. 35. Ввести положения об устойчивом развитии в существующие законы, регламентирующие систему управления природопользованием в прибрежных зонах.

Политика 6. Система КУРБ. Долговременные цели:

5. Условия для внедрения устойчивого развития (см. в Политике 5).

6. Особая для-прибрежных курортных регионов система планирования

12. Система КУРБ для крупных рек.

Оперативная цель: 12. Применить опыт КУРБ на реках региона

Действия: 36. Обучающие семинары по КУРБ. 37. Пилотные проекты по КУРБ. 38. Предложения по введению КУРБ

Долговременная цель: 15. Достаточное снабжение питьевой водой. Оперативная цель: 15. Улучшить питьевое водоснабжение до 2022 г.

Действия: 44. Привлечь инвестиции. 45. Применить опыт КУРБ. 46. Разработать программы питьевого водоснабжения прибрежных курортных зон.

Политика 7. Международное сотрудничество.

Долговременные цели: б. Особая для прибрежных курортных регионов система планирования (см. Политику 5).

13. Международная кооперация в области устойчивого развития. Оперативная цель: 13. Эффективное международное сотрудничество.

Действия: 39. Работа Стамбульской Комиссии и ее исполнительных органов. 40. Добиться достаточного финансирования совместных программ из средств международных организаций и доноров. 41. Поддерживать деятельность федеральных организаций и экспертов. вовлеченных в программу устойчивого развития Черноморского побережья России. 42. Сотрудничать с соответствующими программами в других регионах мира. Долговременная цель: 14. Оздоровление Азовского и части Черного моря.

Оперативная цель: 14. Продолжить выработку плана совместных действий по спасению северо-западной части Черного моря и Азовского моря в целом с конца 2020 г.

Действия: 43. Подготовка особого Плана Неотложных Действий в рамках Стамбульской Комиссии. Политика 8. Сокращение загрязнения.

Долговременные цели: 7. Улучшение контроля за загрязнением. Оперативная цель: 1. Улучшение систем контроля за загрязнением

Действия: 23. Функционирование систем мониторинга. 24. Приведение федеральных стандартов в соответствие с современными стандартами. 25. Международный обмен методиками и оборудованием.

Долговременная цель

12. Система КУРБ для крупных рек. (см. Политику 6).

14. Оздоровление Азовского и Российской части Черного моря. 18. Эффективные технологии утилизации.

Оперативная цель 18. Добиться завершения сооружения современных систем очистки жидких отходов и переработки твердых отходов в городах, поселках и на крупных предприятиях, расположенных в прибрежной зоне моря

Действия: 51. Правительственные и местные капиталовложения, предусмотренные в планах развития.

Политика 9. Сохранение экосистем.

Долговременные цели:

6. Особая для прибрежных курортных регионов система планирования

7. Улучшение контроля за загрязнением.

8. Система реагирования на изменения климата.

Оперативная цель: 9. Начать разработку Региональной Политики и Мер защиты от прогнозируемых изменений климата

Действия: 28. Образовать квалифицированную рабочую группу для подготовки Региональной Политики и системы мероприятий под наблюдением Стамбульской Комиссии.

Долговременная цель: 17. Режим охраняемых территорий.

Оперативная цель: 17а. Организовать ревизию охраняемых территорий

Действия: 49. Продолжить работу соответствующих рабочих групп BSEP-WWF.

Оперативная цель: 17б. Законодательное заповедание 5% площади прибрежной зоны Черного моря

Действия: 50. Основать новые особо охраняемые территории.

Политика 10. Преимущества для туризма и марикультуры.

Долговременные цели:

6. Особая для прибрежных курортных регионов система планирования

16. Преимущества для туризма и марикультуры.

Оперативная цель: 16. Преимущества для туризма, рыболовства и марикультуры, морского транспорта в планах развития

Действия: 47. Разработка Федеральных Целевых Программ устойчивого развития. 48. Усовершенствование нормативной базы с усилением санкций за нежелательную деловую активность в прибрежной зоне моря.

Долговременная цепь 19. Официальное подтверждение приоритетных развития

Оперативная цель: 19. Провозглашение в Федеральных планах развития приоритетности развития туризма, рыболовства, марикультуры и экологически безопасного морского транспорта.

Действия: 52. Обеспечить федеральные и местные органы власти информацией о принципах, целях, задачах и опыте устойчивого развития и предложениями по необходимости выделения приоритета прибрежных курортных территорий.

Представленные выше действия, направленные на достижение задаваемых целей и для обеспечения устойчивого развития прибрежных курортно-рекреационных регионов могут стать основой документа «Региональная Политика и Стратегия Устойчивого Развития Черноморского побережья России».

ВЫВОДЫ

Необходимо адаптировать основные принципы рекреационного развития Черноморского побережья, основанные на принципах КУПЗ, к современным социально-экономическим реалиям, что позволит определить прагматичный подход к освоению прибрежных территорий в разумном сочетании научных, эколого-экономиче-ских, градостроительных и инженерных решений в целях устойчивого развития прибрежных курортных регионов.

Основной целью данного документа является содействие продвижению региона к устойчивому развитию путем внедрения КУПЗ как апробированного и широко признанного способа управления именно для прибрежных зон. Кроме того, документ должен развить положения «Стратегического Плана Действий для реабилитации и сохранения Черного моря», относящиеся к КУПЗ; предложить способы оптимального использования опыта КУПЗ, как главного инструмента для достижения устойчивого развития; определить и представить те приоритетные стратегические действия, которые необходимо предпринять в масштабах всего региона для улучшения нынешней ситуации в состоянии окружающей среды и социально-экономической сферы.

Документ предназначен для правительственных, региональных и территориальных органов Черноморского побережья России, специалистов и неправительственных организаций, ответственных или заинтересованных состоянием окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов и устойчивым развитием прибрежной зоны Черноморского побережья России.

В соответствии с проблемами окружающей среды и развития была сформулирована региональная политика. Каждое из нижеперечисленных направлений политики должно решать конкретную проблему или способствовать решению нескольких представленных в статье взаимосвязанных проблем.

Применение КУПЗ может стимулировать и направлять устойчивое развитие прибрежных зон; может минимизировать деградацию природных систем, обеспечивать условия для управления многоотраслевой деятельностью и повышать возможности будущих природопользователей. Когда прибрежные территории применяют интегрированные метод управления своими прибрежными ресурсами, они обеспечивают выгоды на местном и федеральном уровнях, включая оздоровление экономической обстановки и повышение качества жизни населения. Эти выгоды создаются, в том числе, и путем сохранения окружающей среды.

Таким образом, КУПЗ вносит весомый вклад в сохранение и устойчивое развитие прибрежных регионов

[8-12].

Источники:

1. Беляев А.Е. Актуальные проблемы устойчивого развития территории. КАНТ, № 2(5), 2012, с. 19-21

2. Корниенко Е.Л. Формирование направлений повышения устойчивого развития территорий на основе внутренних факторов. Автореферат диссертации. Челябинск, 2010. 26 с.

3. Массеров Д.А. К вопросу об индикаторах устойчивого развития территории. Вест-ник Балтийского федерального университета им. И. Канта, Вып. 1, 2013. С.147-150

4. Наше общее будущее Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). Перевод с английского. Под редакцией С.А. Евтеева и Р.А. Перелета [электронный ресурс] URL: http://устойчивоеразвитие.рф/fües/monographs/OurCommonFuture -introduction.pdf (дата обращения: 10.11.2019)

5. Оборин М.С. Устойчивое развитие курортно-рекреационного комплекса как фактор роста экономики региона. Вестник Удмуртского университета. Т. 27, вып. 4, 2017. С.34-47

6. Edwards, C. Resilient Nation. 2009. London: Demos. [электронный ресурс] URL: https://www.demos.co.uk /files/ Re-silient_Nation_-_web-1.pdf (дата обращения: 10.11.2019)

7. Indicators of Sustainable Development for Tourism Destinations: a Guidebook. WTO, 2004. [электронный ресурс] URL: http://www.adriaticgreenet.org/icareforeurope/wp-content/uploads/2013/11/Indicators-of-Sustainable-Development-for-Tour-ism-Destinations-A-Guide-Book-by -UNWTO.pdf (дата обращения: 10.11.2019)

8. Ярмак Л.П., Харитонов И.А., Антонидзе Е.И. Политика и стратегия КУПЗ для Черноморского региона. The Global Environment Facility. Black Sea Environmental Programme (BSEP). Краснодар, 2024, 47 с.

9. Dreizis Yu.I. Integrated Coastal Zone Management is the Main Mechanism for Sustainable Development of the Sea Region. Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol. (5), Is. 1, pp. 4-8

10. Dreizis Yu.I., Kornienko N.A. Policy and Strategy of Integrated Coastal Zone Management (ICZM) for the Black Sea Region. Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol. (7), Is. 3, pp. 193-204

11. Dreizis Yu.I. Strategy of Coastal Marine Territories Development (on the Example of the Sochi Coastal Region of Russia). European Journal of Economic Studies, 2016, Vol. (16), Is. 2, pp. 331-344

12. Yu.I. Dreyzis, I.G. Kantardgi A Review of ICZM Along The Russian Black Sea Coast. Proc of the Thirteenth International MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation - MEDCOAST 2017, Malta, 2017, Vol. 1, pp. 13-25

13. Yuriy Dreizis, Nina Anisimova, Guram Darakchyan, Aida Karamova Planning of Sochi region development based on the General Plan for the post-Olympic period / Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics -TPACEE 2018 (3-5 December 2018), Moscow, MSRU, E3S Web of Conferences, Vol. 91 (05004), 2019

14. Видищева Е.В., Дрейзис Ю.И., Копырин А.С. Анализ теоретических подходов к оценке устойчивости развития курортных регионов (территорий) №33 (4), 2019, с. 79-86

15. Видищева Е.В., Дрейзис Ю.И., Копырин А.С., Воробей Е.К. Планирование территорий как инструмент устойчивого развития морских курортов Краснодарского края, №33 (4), 2019, с. 86-94

Sources:

1. Belyaev A.E. Actual problems of sustainable development of the territory. KANT, No. 2 (5), 2012, p. 19-21

2. Kornienko E.L. Formation of directions for increasing the sustainable development of territories on the basis of internal factors. Abstract of dissertation. Chelyabinsk, 2010.26 s.

3. Masserov D.A. On the issue of indicators of sustainable development of the territory. Bulletin of the Baltic Federal University. I. Kant, Vol. 1, 2013. S.147-150

4. Our Common Future Report of the International Commission on Environment and Development (ICCD). Translation from English. Edited by S.A. Evteeva and R.A. Flight [electronic resource] URL: http: // sustainable development.rf/files/monographs/Our-CommonFuture -introduction.pdf (accessed: 11/10/2019)

5. Oborin M.S. Sustainable development of the resort and recreation complex as a factor in the growth of the region's economy. Bulletin of the Udmurt University. T. 27, no. 4, 2017. P.34-47

6. Edwards, C. Resilient Nation. 2009. London: Demos. [electronic resource] URL: https://www.demos.co.uk / files / Resil-ient_Nation _-_ web-1.pdf (accessed: 11/10/2019)

7. Indicators of Sustainable Development for Tourism Destinations: a Guidebook. WTO, 2004. [electronic resource] URL: http://www.adriaticgreenet.org/icareforeurope/wp-content/uploads/2013/11/Indicators-of-Sustainable-Development-for-Tourism-Destinations-A- Guide-Book-by -UNWTO.pdf (Date of access: 11/10/2019)

8. Yarmak L.P., Kharitonov I.A., Antonidze E.I. ICZM Policy and Strategy for the Black Sea Region. The Global Environment Facility. Black Sea Environmental Program (BSEP). Krasnodar, 2024, 47 p.

9. Dreizis Yu.I. Integrated Coastal Zone Management is the Main Mechanism for Sustainable Development of the Sea Region. Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol. (5), Is. 1, pp. 4-8

10. Dreizis Yu.I., Kornienko N.A. Policy and Strategy of Integrated Coastal Zone Management (ICZM) for the Black Sea Region. Modeling of Artificial Intelligence, 2015, Vol. (7), Is. 3, pp. 193-204

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Dreizis Yu.I. Strategy of Coastal Marine Territories Development (on the Example of the Sochi Coastal Region of Russia). European Journal of Economic Studies, 2016, Vol. (16), Is. 2, pp. 331-344

12. Yu.I. Dreyzis, I.G. Kantardgi A Review of ICZM Along The Russian Black Sea Coast. Proc of the Thirteenth International MEDCOAST Congress on Coastal and Marine Sciences, Engineering, Management and Conservation - MEDCOAST 2017, Malta, 2017, Vol. 1, pp. 13-25

13. Yuriy Dreizis, Nina Anisimova, Guram Darakchyan, Aida Karamova Planning of Sochi region develop-ment based on the General Plan for the post-Olympic period / Topical Problems of Architecture, Civil Engineering and Environmental Economics -TPACEE 2018 (3-5 December 2018), Moscow, MSRU, E3S Web of Conferences, Vol. 91 (05004), 2019

14. Vidishcheva E.V., Dreisis Yu.I., Kopyrin A.S. Analysis of theoretical approaches to assessing the sustainability of the development of resort regions (territories) No. 33 (4), 2019, p. 79-86

15. Vidishcheva E.V., Dreisis Yu.I., Kopyrin A.S., Vorobey E.K. Territory planning as a tool for sustainable development of sea resorts in the Krasnodar Territory, No. 33 (4), 2019, p. 86-94

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.