Научная статья на тему 'Определение различных категорий детей в контексте пассионарности'

Определение различных категорий детей в контексте пассионарности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
372
45
Поделиться
Ключевые слова
ПАССИОНАРНОСТЬ / ПЕРСИСТЕНТНОСТЬ / СУБПАССИОНАРНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / СТРАТЕГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTENTNESS / PERSISTENCE / SUBPASSINARNESS / MOTIVATION OF ACTIVITY / POSITIVE QUALITIES OF A HUMAN BEING / NEGATIVE QUALITIES OF A HUMAN BEING / PEDAGOGIC STRATEGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна

Определяются личностные характеристики детей пассионарного типа (с повышенной активностью), персистентных (с умеренной активностью) и субпассионарных (с пониженной активностью). Классификация разработана для дальнейшего нахождения стратегии педагогической деятельности с учетом личностной активности, мотивации и содержания деятельности для каждой категории детей.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зимина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Children Groups Depending on Intentness

Certain qualities of children of the intent type (hyperactivety), persistent type (moderate activity) and sub-passionary type (low activity) are defined. The classification is meant for a further defining of the pedagogic strategy, considering the personal degree of intentness, motivation and kind of activity best suited for each category.

Текст научной работы на тему «Определение различных категорий детей в контексте пассионарности»

УДК 37.015.32

И. С. Зимина

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ ПАССИОНАРНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: пассионарность; персистентность; субпассио-нарность; мотивация деятельности; положительные личностные качества; отрицательные личностные качества; стратегия педагогической деятельности.

АННОТАЦИЯ. Определяются личностные характеристики детей пассионарного типа (с повышенной активностью), персистентных (с умеренной активностью) и субпассионарных (с пониженной активностью). Классификация разработана для дальнейшего нахождения стратегии педагогической деятельности с учетом личностной активности, мотивации и содержания деятельности для каждой категории детей.

I. S. Zimina

CHILDREN GROUPS DEPENDING ON INTENTNESS

KEY WORDS: intentness; persistence; subpassinamess; motivation of activity; positive qualities of a human being; negative qualities of a human being; pedagogic strategy.

ABSTRACT. Certain qualities of children of the intent type (hyperactivety), persistent type (moderate activity) and sub-passionary type (low activity) are defined. The classification is meant for a further defining of the pedagogic strategy, considering the personal degree of intentness, motivation and kind of activity best suited for each category.

Нами выделены три категории детей с различными особенностями проявления пассионарности: пассионарные дети, персистентные и суб-пассионарные. В отличие от Л. Н. Гумилева, мы отказались от термина «гармоничные» личности, который отражал в его теории уравновешенность пассионарности и инстинкта самосохранения и качественно отличается от термина «гармоничность» в педагогике.

Термин «персистентность», по нашему мнению, наиболее точно отражает суть промежуточной категории между

пассионарностью и субпассионарностью, как в количественном эквиваленте силы природной энергии человека, так и в своем содержании.

«Персистентность» — стабильность, малоизменяемость, устойчивость. Персистентные личности менее всего склонны к асоциальным проявлениям. Персистентные личности — люди, у которых пассионарный признак находится в рецессивном состоянии, люди с нераскрытыми или подавленными проявлениями пассионарности. Они склонны уходить от общественной жизни, малоинициа-

тивны, консервативны, но являются хорошими исполнителями. Именно такая характеристика наиболее подходит персистентной личности.

Основания для выделения этих категорий людей мы определили следующие:

1. Различия категорий проводятся прежде всего в зависимости от проявления жизненной энергии человеком, наличие и сила которой прослеживается с рождения человека.

2. В классификации учитывается содержание личностных качеств, единство которых позволяет определить содержание и мотивы деятельности

людей, относящихся к той или иной категории.

3. Важным в классификации является то, что в сочетание качеств входят как положительные, так и отрицательные (с социально-педагогической точки зрения) личностные качества.

4. Анализ отрицательных личностных качеств, которые могут негативно повлиять как на развитие личности, так и на развитие общества, дает нам возможность вырабатывать педагогическую стратегию деятельности по их предупреждению или преодолению в деятельности.

Таблица

Анализ особенностей проявления пассионарных личностных качеств у различных категорий людей

Положительные качества Особенности проявления этих качеств у различных категорий людей Отрицательные качества

Персистенты Субпассионарии Пассионарии

Жертвенность — — Способность жертвовать собой и другими людьми ради достижения социально значимой цели

Потребность в активной деятельности Направлена на благо семьи, малой группы — Направлена на благо общества, на саморазвитие, самоактуализацию, на достижение цели деятельности

Пассионарная индукция — — Способность заражать своим эмоциональным настроением, своими идеями других людей

Положительная комплиментар- ность Симпатия к «своим», которые представляют ближайшее окружение и терпимое отношение к «чужим» — Симпатия к «своим», которые представляют свой этнос, государство, семью

Лидерство В малой группе — В любом коллективе

Проявление волевых усилий в достижении цели Проявляется только как преодоление внешних препятствий в достижении целей ближайшего окружения — Проявляется как деятельность по созданию условий для преодоления внешних и внутренних препятствий в достижении цели

Положительные качества Особенности проявления этих качеств у различных категорий людей Отрицательные качества

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Персистенты Субпассионарии Пассионарии

Адаптивность Находят способы приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды В большинстве случаев дезадаптанты, но также обладают сверхадаптацией, приспосабливаясь к «невозможным» условиям жизни (бомжи) Изменяют окружающую среду под себя

Стремление к здоровому образу жизни Для создания здоровой семьи — Сохранение высокого уровня функционирования, создание оздоровительных систем

— — Убеждения сопровождаются готовностью к жертвам, нетерпимость критики, пренебрежение к этическим нормативам Фанатизм

Склонность к переживанию отрицательных эмоций: тревожность, де-прессивность, волни-тельность, пессимизм Стремление к переживанию острых эмоциональных состояний на грани со стрессовыми. Импульсивность, страстность Сильные эмоциональные переживания

— Цели осознаются только ближайшие, более ориентируются на материальные и биологические потребности Цель иллюзорна, более ориентируются на потребность самоактуализации личности Нет осознания цели деятельности

— Для достижения цели пассионария, но только в коллективе таких же субпассионариев Для достижения личной и социальной цели Агрессивность

— Алкоголизм Наркомания Токсикомания Табакокурение Ранняя сексуальность, сексуальные извращения Патологические влечения

— Больше заботятся о себе Посвящение всей своей деятельности обществу, отказ от семьи Снижение заботы о потомстве

— Болезненность. «Хронический» суицид как отказ от лечения и оздоровления Склонность к риску в деятельности Снижение инстинкта самосохранения

Деятельность на благо себя и своей семьи. Уход от общественной деятельности, не приносящей выгоды семье и ближайшему окружению Деятельность только на благо себя. Получение быстрой сиюминутной «выгоды» — Эгоцентризм

Нет желания менять условия жизни, изменения воспринимаются как нарушение стабильности Нет сил на изменение негативных жизненных условий — Консерватив- ность

Категории детей: Персистенты Субпассионарии Пассионарии Отрицательные качества

Выводы по таблице

1. Анализ научных разработок по теории пассионарности позволил нам выделить ряд личностных качеств, характеризующих категории людей пассионарных, персистентных и субпассионарных.

2. Нами отмечены два личностных качества, которые характерны для всех трех категорий людей: это адаптивность. Особенности проявления адаптивности своеобразны для каждой категории. Так, адаптивность у пассионарного человека проявляется как суперадаптивность, как приспособление не столько человека к окружающим условиям, сколько приспособление условий под пассионария. Для этого потребуется большое вложение жизненных сил, которые не свойственны двум другим категориям людей. По мнению М. И. Коваленко [4], субпассионарии — дезадаптан-ты. Они с трудом приспосабливаются к новым условиям, вследствие чего и становятся бродягами, бомжами, наемниками и др. В то же время в работах Л. Н. Гумилева [2], Ю. В. Гриживкова [1] отмечено, что данная категория может очень быстро приспосабливаться к условиям, совершенно непригодным для жизни, по мнению двух других категорий людей. Адаптивность персистентов характеризуется их умением приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды, при этом уровень их адаптивности может быть разнообразным (высоким, средним, низким).

3. Анализ данных таблицы позволяет констатировать факт, что пассионарии и субпассионарии схожи в наличии у них некоторых отрицательных личностных качеств. Обе эти категории людей характеризуются следующим:

• Снижением заботы о своем потомстве. При этом субпассионарии больше заботятся о себе, о своих потребностях, забывая о детях, удовлетворяя биологические потребности и влечения, что часто и наблюдается в асоциальных

семьях, а пассионарии могут даже не знать о наличии у них детей или мало уделять им внимания вследствие высокой занятости при достижении значимой для них и социума цели. Потребности при этом удовлетворяются самого высокого уровня — потребности в творчестве, признании, самоактуализации.

• Снижением инстинкта самосохранения, что проявляется у субпассионариев в болезненности и недостаточной заботе о собственном здоровье. Заболеваемость может быть обусловлена негигиеничными условиями жизни, низким уровнем культуры питания, патологическими влечениями. Эти люди умирают раньше других вследствие болезней, бытовых драк, от голода, замерзают на улице, погибают в катастрофах вследствие алкогольного и наркотического опьянения, от передозировки наркотиков и т. д. К. Меннингер назвал эти способы «хронической формой самоубийства» [6]. Характерными формами хронического суицида для субпассио-нарных личностей являются: аскетизм, проституция, алкогольная (и наркотическая) зависимость, антиобщественное поведение. Субпассионарии не заботятся о своем здоровье. Не прилагают усилия к оздоровлению. Они очень быстро начинают извлекать выгоду от своего болезненного состояния — «выгоду от болезни». Субпассионарность на фоне ослабленного здоровья может быть и врожденной. Это больные дети, уже родившиеся с различными заболеваниями, а таких, по статистике, становится все больше и больше. У пассионариев снижение инстинкта самосохранения проявляется как склонность к риску и самопожертвованиям. Гибель пассионариев происходит во время тяжелых войн, так как пассионарные воины часто погибают молодыми, не использовав своих возможностей полностью. Гибель возможна и в мирное время. Склонность к риску у пассионарной личности может быть

очень высокой, поэтому они часто попадают в ситуации, опасные для жизни: быстрая езда на автомобиле, мотоцикле (особенно без средств безопасности), легкое включение в конфликтные ситуации (драки, споры и другое), выбор видов деятельности с риском для жизни. Проведение научных и творческих исследований также могут повлиять на здоровье, особенно если связаны с испытаниями опасных препаратов, приборов, а также с изучением опасных для человека неизвестных мест: пещер, океанических глубин, шахт и многого другого, пока неизвестного в ученом мире. Снижение заботы о своем здоровье прослеживается и в отказе от отпуска, большом объеме выполняемой работы, погружении в трудовую деятельность (фанатизм, трудоголизм).

• Патологическими влечениями, которые могут принести ущерб здоровью. При этом у субпассионариев эти влечения уже описаны нами выше и проявляются как алкогольная, наркотическая зависимости, а у пассионариев, как повышенное проявление сексуальности. Сексуальность ярко проявляется не только в подростковом возрасте, в процессе развития физиологических функций, а наблюдается повышенный сексуальный интерес уже в дошкольном возрасте. Это может быть вуаризм (подглядывание), эксгибиционизм (демонстрация своего тела и половых органов), мастурбация (манипуляции с половыми органами для получения удовольствия), вопросы, игры с сексуальными проявлениями (как с собственным телом, так и с игрушками). Раннее несублимированное проявление сексуальности опасно для детей не только тем, что теряется интимность данных отношений, но и тем, что сила жизненной энергии направляется не на те виды деятельности, которые способствуют личностному развитию детей, а начинает проявляться в сексуальной активности, от чего страдают другие виды деятельности. По мнению

В. М. Лейбина [5], исход развития зависит от того, какое количество неиспользованного либидо человек может оставить свободным, и какую часть своего либидо он способен отвести от сексуального объекта и направить в русло сублимационной деятельности. З. Фрейд [11] отмечал невозможность организации процесса воспитания подростков, если они уже вступили в сексуальные взаимоотношения. Следует отметить, что сексуальность человека, конечно, не является патологическим качеством, но ее ранние проявления, фиксированность на сексуальности в периоды дошкольного и младшего школьного детства значительно обедняют другие виды деятельности: учебную, трудовую, спортивную, игровую и так далее. Фиксированность личности на каком-либо виде сексуальности, доминирующей в определенные периоды детства, по мнению З. Фрейда [10], может быть проявлена у взрослого человека в виде извращений (эксгибиционизм, вуаризм, гомосексуализм и др.).

• Агрессивностью, которая всегда свойственна только активным людям. Поэтому пассионарии чаще склонны к проявлению агрессивных действий, к завоеваниям, достижению целей с помощью агрессии. Именно поэтому Л. Н. Гумилев [2] считал пассионариями великих полководцев, воинов и даже просто солдат. По его мнению, в роте солдат достаточно 3—4 человека для поддержания пассионарной энергии. Агрессивность субпассионариев в отличие от агрессивности пассионариев является массовым явлением, так как они всегда действуют большой группой и управляются одним пассионарным руководителем. Субпассионарии — это наемники, ведомая толпа, зависимые (материально) исполнители.

• Сильными эмоциональными переживаниями. Но при этом пассионарию более свойственны сильные страстные переживания, которые могут негативно повлиять на мыслительные про-

цессы (эмоции доминируют в принятии решения). Человек получает удовольствие от сильных эмоциональных переживаний, на грани со стрессовыми, что толкает его на совершение рискованных поступков в деятельности, оптимизм. Деятельность субпассионария тоже сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, но это, в основном, тревога, которая проявляется как страх неизвестно чего, как пессимизм, ожидание неудач. Как следствие, могут быть депрессии, апатия, потеря интереса к деятельности.

• Отсутствием осознанной цели деятельности. Пассионарность, по мнению Л. Н. Гумилева [2], — это «характерологическая доминанта», необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. Иллюзорная цель и неосознанность стремлений могут быть реализованы личностью асоциально без учета интересов других людей, а только с учетом ориентации на потребности самоактуализации пассионарной личности. Субпассионарии осознают только ближайшие цели своей деятельности, и они направлены на эгоистическое удовлетворение биологических и материальных потребностей личности. Схожесть с пассионарной личностью наблюдается в неразборчивости средств достижения цели (могут быть использованы как социальные, так и асоциальные), а также в отсутствии заботы об окружающих в процессе достижения цели. У пассионария мотивы отсутствия заботы о людях могут быть связаны с глобальностью цели — интересы государства, науки и другие ставятся превыше интересов ближайшего окружения, а у субпассионарной личности — эгоцентризм. Субпассионарий часто бы-

вает даже не посвящен в цели, которые преследуются пассионарной личностью, а ориентирован на достижение ближайшей цели деятельности: получение материальной выгоды, удовлетворение простейших потребностей.

4. Анализ данных таблицы позволил нам выявить схожесть в положительных личностных проявлениях между пассионарной и персистентной личностью. Обе эти категории людей характеризуются:

• Проявлением волевых усилий в достижении цели. Пассионарные личности способны к проявлению волевых усилий не только в процессе преодоления внешних препятствий на пути достижения цели, но и к собственному совершенствованию: преодолению собственных комплексов, которые мешают самоактуализации. Их волевые качества проявляются как стремление к совершенству, настойчивость, способность к сверхнапряжениям, повышенная работоспособность. Персистентные личности волевые качества проявляют в преодолении внешних препятствий с четкой постановкой цели деятельности, которая направлена на благополучие ближайшего окружения. Для преодоления внутренних препятствий (комплексов, недостатков, отрицательных качеств личности) им требуется помощь другого человека (педагога, психолога, родителя), который может четко обосновать выгодность подобных усилий для персистентной личности и ее ближайшего окружения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Стремлением к лидерству. Пассионарий по своим качествам более склонен к управлению или лидированию в больших коллективах, тогда как перси-стент может проявить себя как лидер в малой группе, что объясняется различием в уровне жизненной энергии и мотивации достижения цели. Персистент более ориентируется на семейное и ближайшее профессиональное окружение, поэтому может лидировать в семье или

малой группе. Пассионарий может быть эмоциональным, интеллектуальным или деятельностным лидером. Персистент не способен быть эмоциональным лидером. Страстность и сила эмоций у него ниже, чем у пассионарной личности.

• Положительной комплимен-тарностью. Пассионарная личность способна к проявлению бессознательной симпатии к «своим» людям, т. е. к тем, кто близок им по идеям, по социальным установкам, по моральным принципам, по эмоциям. С ними быстро устанавливаются взаимоотношения, организуется совместная деятельность. Положительная комплиментарность проявляется на разных уровнях: в семье, в группе, в государстве, этносе. Пассионарная личность способна и к проявлению отрицательной комплиментарности, т. е. бессознательной антипатии к «чужим», против которых и происходит объединение «своих». На «чужих» может быть направлена агрессия, цель которой — устранение угрозы семье, государству, этносу, что и является причиной военных действий или конфликтов. На конфликт идет легко, действует с позиций не столько предупреждения конфликтов, сколько разрешения конфликтов на стадии стычки, т. е. на этапе активного действия. Персистентная личность способна к проявлению как положительной, так и отрицательной комплиментарности, но при этом персистент проявляет терпимое (толерантное) отношение к своим противникам, редко вступает в конфликты или пытается погасить их на уровне зарождения, или предупредить. Для субпассионария характерны две стратегии в конфликте:

1) полный уход от конфликтов, что способствует неразрешению конфликта и провоцирует его переход в хроническую форму; 2) участие в конфликте с привлечением третьих лиц, но при этом возможно использование неэтических способов решения конфликтной ситуации.

• Потребностью в активной деятельности. У пассионария потребность в активной деятельности является устойчивым личностным проявлением. Активность направлена на разнообразные цели: на саморазвитие и самоактуализацию, на развитие общества, на научные достижения. Активность проявляется в деятельности. У персистентной личности активность проявляется нерегулярно или ее сила имеет не высокий показатель. Направленность активности: на благо семьи, малой группы, на самосовершенствование. У субпассионария активность направляется только на удовлетворение простейших потребностей, на обеспечение своей жизнедеятельности. Потребности в активной деятельности на благо общества нет.

• Стремлением к здоровому образу жизни. Пассионарии — здоровые люди. Поэтому их личностная активность направляется не на себя, а на достижение внешних — общественных, педагогических, научных целей. У больных людей часть личностной активности тратится на сохранение и поддержание здоровья, на восстановление после болезни. Повышенная личностная активность может проявиться и у людей, имеющих IV и V группы здоровья. В этом случае человек не может проявлять целостную пассионарность (во всех сферах деятельности), а проявляет ее однонаправленно в одной сфере. Это происходит за счет компенсации психических функций. Поэтому пассионарные люди имеют или очень хорошее здоровье (I или II группа здоровья) или очень плохое (IV и даже V группа здоровья). Пассионарий компенсаторного типа может стать организатором целой оздоровительной системы.

Персистенты имеют хорошее здоровье. Именно они являются «воспроизводителями» пассионариев. Персистен-ты хорошие семьянины. У них очень развит инстинкт самосохранения. Пер-систенты — «скрытые пассионарии», они

могут иметь I группу здоровья, но не IV и не V. Персистенты обычно тщательно следят за своим здоровьем, посещают специалистов, оздоравливаются в санаториях. Пассионарии делают это время от времени при стимулировании их со стороны других значимых лиц.

5. Пассионарная личность обладает только ей присущими личностными качествами:

• Пассионарной индукцией. Это проявляется как способность заражать своим эмоциональным настроением, своими идеями. Под воздействием пассионария люди, находящиеся в поле его воздействия, тоже становятся пассионарными, особенно персистенты, которые стали таковыми вследствие запрета на проявление повышенной тяги к активной деятельности, — «скрытые пассионарии». Пассионарная индукция действует и на субпассионариев, если они объединены пассионарием в единую группу для исполнения единой цели и эта цель соответствует потребностям субпассионарных личностей.

• Фанатизмом. Пассионарная личность характеризуется непоколебимой и отвергающей альтернативы приверженностью индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении. Для проявлений фанатизма характерны повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной. Опасным может быть проявление политического или религиозного фанатизма [8].

• Жертвенностью. Деятельность пассионария характеризуется самопожертвованиями, как «жертва самим собою или своими выгодами, своим имуществом на пользу других» [8]. Для проявления жертвенности характерны «самозабвение — забвение своих личных интересов во имя кого-либо, чего-либо; крайняя степень увлеченности, воодушевления» [9], а также «добровольный

отказ от кого-чего-нибудь в чью-нибудь пользу» [7].

6. Наиболее благополучной с социально-педагогической точки зрения, на наш взгляд, является категория перси-стентов, имеющих минимальное количество отрицательных личностных качеств: консерватизм и эгоцентризм. При этом эгоцентризм для них — понятие гораздо шире, чем у субпассионария, который совершает деятельность, направленную только на благо себя, на получение сиюминутной выгоды. Перси-стент совершает деятельность, направленную на благо своей семьи (и себя в том числе). При этом он отказывается от общественной деятельности, если она не приносит выгоды его семье или ближайшему окружению (коллективу, в котором он работает, учится). Консерватизм персистента имеет причину: создание стабильности в семье, обществе. Персистенты — лучшие хранители традиций. Любые инновации и изменения воспринимаются ими как нарушение стабильности. Причиной консерватизма субпассионария является недостаток жизненной энергии, которая могла бы быть направлена на изменение жизненных условий (нет сил на изменение даже негативных жизненных условий).

Таким образом, даже отрицательные личностные качества проявляются пер-систентом не так остро и негативно, как субпассионарием. При этом персистент обладает целым рядом положительных проявлений:

— потребностью в активной деятельности, направленной на благо семьи и ближайшего окружения;

— отсутствием отрицательной комплиментарности, что делает их хорошими дипломатами в разрешении конфликтов любого уровня (от семейных до государственных);

— способностью лидировать в малой группе, что накладывает на человека большую ответственность за каждого члена в коллективе;

— умением проявлять волевые усилия в достижении цели деятельности своей малой группы;

— умением приспособиться (высокий уровень адаптивности) к новым условиям окружающей среды;

— стремлением к здоровому образу жизни с целью создания здоровой семьи.

Асоциальная персистентность

могжет быть проявлена следующим образом:

— При неблагоприятных условиях жизни «скрытая пассионарность» может проявиться как асоциальная пассионар-ность: ребенок может стать «скрытым лидером», который подталкивает других членов коллектива на активные противоправные действия.

— В стрессовой (опасной для жизни) ситуации может проявить агрессию, использовать силу, способен на яркие эмоции (гнев, месть, ненависть, страсть и др.) Могут проявить себя и как субпассионарии при сильной агрессии или угрозе со стороны асоциальной пассионарной личности.

— Неустойчивость эмоций: импульсивность, частые изменения настроения. Неадекватность эмоций: несоответствие эмоций ситуации. Эмоциональное огрубение: утрата привязанности к близким людям, потеря интереса к окружающему; поверхностность эмоциональных переживаний: переживания неглубоки, не соответствуют вызвавшей их причине, легко переключаются.

— Консервативность может проявиться как косность, сопротивление изменениям.

— Не являются ни лидерами, ни безвольными подчиненными. Выполняют работу, четко осознавая ее значимость для себя, даже если она асоциальна, но выгодна для персистента.

7. Категории пассионарных и субпас-сионарных людей, с социальнопедагогической точки зрения, наиболее проблематичны. Они могут иметь ряд

отрицательных личностных качеств (при этом большинство из них соответствуют и той, и другой личностной категории). Поэтому именно для этих двух категорий детей необходимо разрабатывать технологии формирования социально значимых личностных качеств. Средства формирования при этом зависят от возрастной категории и условий воспитания детей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Пассионарная личность, в отличие от субпассионарной, имеет высокий уровень жизненной активности, повышенную тягу к активной деятельности, что и способствует проявлению всех отрицательных личностных качеств более ярко, более асоциально. Даже положительные качества становятся таковыми только при целенаправленном педагогическом воздействии со стороны педагогов, родителей. При отсутствии такового:

— активная деятельность может быть проявлена как агрессивность, т. е. стремление к разрушению неживых объектов (вандализм, терроризм); живых объектов (насилие, драки, нападения и др.), получение удовольствия от разрушения, нападения. Конфликтность, достижение цели деятельности с помощью агрессии, запугивания;

— целеустремленность может быть направлена на достижение эгоистических намерений и при этом может быть асоциальна. Для достижения цели используются любые средства, в том числе и другие люди, которые часто даже не догадываются об этом;

— эмоциональность проявляется как импульсивность, стремление к переживанию острых эмоциональных состояний на грани со стрессовыми. Эмоции трудно поддаются управлению, очень «яркие», страстные. Легко передаются другим людям (заразительность). Доминирование отрицательных эмоций (ревность, агрессивность, зависть, обидчивость и др.);

— комплиментарность носит отрицательный характер, ребенок ищет в ок-

ружении не только «своих», но «чужих», организует борьбу между ними, сам оставаясь в стороне в качестве пассионарного лидера-»полководца»;

— способность к сверхнапряжению сохраняется, но проявляется при эгоистической мотивации цели (за получение материального поощрения, оценки).

Природная энергичность, пассионар-ность ребенка без педагогической направленности может стать асоциальной, особенно это становится заметным при склонности современных родителей к «свободному» воспитанию, которое они понимают как вседозволенность без определения четких границ возможного агрессивного поведения.

В связи с результатами анализа данных таблицы «Особенности проявления пассионарных личностных качеств у различных категорий людей» мы сделали следующие выводы.

1. Для предупреждения асоциальных личностных проявлений у различных категорий людей необходима целенаправленная педагогическая работа, формирующая социально ценностные личностные качества у детей с самого раннего возраста.

2. В зависимости от принадлежности личности к той или иной категории, может быть организована педагогическая работа, предупреждающая асоциальные проявления и направляющая активность деятельности человека в социально значимую деятельность.

3. Педагогическая работа с пассионарными личностями имеет три стратегии: развитие положительных личностных качеств, реконструкцию и ограни-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

чение отрицательных личностных качеств и перенаправление энергии деятельности человека в социально значимую деятельность.

4. Технологии работы с персистентными детьми могут быть направлены на востребование потенциала их природной энергии. Не все дети могут стать пассионариями, но большинство из них способно проявлять некоторые пассионарные качества. Если энергии у ребенка мало, необходимо направлять ее в конкретную деятельность: позволить реализоваться в интеллектуальной деятельности, в спорте, труде, творчестве или просто позволить проявиться всем женским или мужским качествам («профессиональные» мамы и папы тоже сейчас в дефиците).

5. В зависимости от причины субпас-сионарности вырабатывается стратегия деятельности педагога:

— при врожденной субпассионар-ности (передача генетических признаков по наследству или как следствие ос-лабленности организма из-за болезней): сохранение здоровья, создание благоприятных условий жизни, поддержка его интересов, потребностей и на этой основе организация процесса воспитания; объединение субпассионарных детей в группы для объединения их активности и управление этой группой пассионарным лидером;

— при приобретенной субпассио-нарности (при жестком подавлении повышенной активности ребенка взрослыми) педагогическая работа должна строиться на снятие запретов на активность, т. е. востребование подавленной пассионарности или персистентности.

1. ГРИЖИВКОВ, Ю. В. Человек и основы его деятельности / Ю. В. Гриживков // Обществоведение для всех : от школьника до президента//Адрес в Интернете: http://ntpstv.narod.ru, 2002.

2. ГУМИЛЕВ, Л. Н. Этногенез и биосфера земли / Л. Н. Гумилев. — М. : Рольф, 2001.

3. ДАЛЬ, В. И. Словарь великорусского языка / В. И. Даль. — М., 1990.

4. КОВАЛЕНКО, М. И. Пассионарность как психологический феномен / М. И. Коваленко / / Психологические проблемы самореализации личности : сб. науч. тр. / под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. — СПб. : Изд-во СПб ун-та, 1999. — Вып. 2.

5. ЛЕЙБИН, В. М. Словарь-справочник по психоанализу / В. М. Лейбин. — СПб. : Питер, 2001.

6. МЕННИНГЕР, К. Война с самим собой / К. Менингер. — М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

7. ОЖЕГОВ, С. И. Словарь современного русского языка/ С. И. Ожегов. — М., 1995.

8. ПСИХОЛОГИЯ : словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М. : Политиздат, 1990.

9. ТОЛКОВЫЙ словарь Ефремовой [Электронный ресурс] //http://www.elremova.info/word/samoza-Ъvennost. Ыт1

10. ФРЕЙД, З. По ту сторону принципа удовольствия / З. Фрейд / / Основной инстинкт. — М. :

Олимп ; Изд-во АСТ-ЛТД, 1997.

11. ФРЕЙД, З. Тридцать вторая лекция. Страх и жизнь влечений / З. Фрейд // Введение в психоанализ : лекции. — М. : Наука, 1989.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Получено 02.06.08 © Зимина И. С., 2008