Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЫШЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЫШЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
259
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХИМИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ / НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ / НОРМЫ СОДЕРЖАНИЯ / ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКТИВЫ / ЗАГРЯЗНЕНИЕ / ЭКОЛОГИЯ / ПОЛЕЗНЫЕ ОПЫТЫ / ИНТЕРАКТИВ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Писчасова А.А.

В данной статье описывается проведение опытов по обнаружению массовой доли тяжелых металлов (железа, марганца, меди) в различных пробах воды. Цель работы: подобрать опыты для того, чтобы уроки химии стал занимательнее и разнообразнее, заинтересовать школьников химией и естественными науками в целом, научить школьников выявлять тяжелые металлы в продуктах питания, получить навыки работы с реактивами, приборами, закрепить знания о свойствах веществ, их особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЫШЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ»

СИМВОЛ НАУКИ 2410-700Х № 12-1 / 2020

- Экономика и экологический менеджмент, № 1, 2015. С.23-28.

3. Мусорная революция, как решить проблему бытовых отходов с минимальными затратами / И.В. Бабанин. -М.: ОМННО, 2015. - 22 с

© Кочетков В.А., 2020

УДК 546

Писчасова А. А.

студент

ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»,

Г. Самара, РФ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЫШЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ В ВОДЕ

Аннотация

В данной статье описывается проведение опытов по обнаружению массовой доли тяжелых металлов (железа, марганца, меди) в различных пробах воды.

Цель работы: подобрать опыты для того, чтобы уроки химии стал занимательнее и разнообразнее, заинтересовать школьников химией и естественными науками в целом, научить школьников выявлять тяжелые металлы в продуктах питания, получить навыки работы с реактивами, приборами, закрепить знания о свойствах веществ, их особенностей.

Ключевые слова:

химические опыты, неорганическая химия, концентрация, тяжелые металлы, нормы содержания, продукты питания, химические реактивы, загрязнение, экология, полезные опыты, интерактив в школьном обучении, педагогика.

Введение: В наше время многие продукты питания содержат тяжелые металлы. Антропогенные воздействия на окружающую среду приводят к постоянному накоплению тяжелых металлов в органах и тканях животных, растениях, как следствие - к загрязнению пищевых продуктов, получаемых из этого сырья. Чаще встречаются токсиканты, такие как железо, марганец, медь.

С тяжелыми металлами человек сталкивается практически везде: они присутствуют в воздухе, которым мы дышим, в воде, которую мы пьем и которой моемся, в почве и, соответственно в нашей пище, в косметике и т.д.

Изучение химии на уроках очень важно, но не всегда хватает часов для полноценного изучения этого предмета. Для этого приходиться заниматься со школьниками в неурочные часы. Задача учителей научить школьников проводить различные опыты, обращаться с различными реактивами, сделать уроки разнообразнее и интереснее, а также рассказать о экологических проблемах и дать школьникам общую экологическую картину, которая в современном мире ухудшается.

Данные знания помогут не только лучше знать состав продуктов, но и быть внимательным при выборе пищи, получить практические навыки работы в химической лаборатории.

Ход работы

Ученики сходили за продуктами в магазин, находящийся рядом со школой. С помощью опытов они должны выяснить, какие тяжелые металлы в этих продуктах и какой вред они наносят для организма человека.

Опыт№1. Обнаружение ионов железа в воде.

В пробирку они налили 10 мл исследуемой воды, прибавляют 1 каплю концентрированной азотной кислоты, несколько капель раствора пероксида водорода и примерно 0,5 мл раствора роданида калия. Если

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 12-1 / 2020

появляется розовое окрашивание, то в данной пробе воды содержании железа составляет 0,1 мг/л [8]. Опыт№2. Обнаружение ионов марганца в воде.

Ученики купили бутылку воды для определения в ней марганца. В колбу они налили 25 мл исследуемой воды, подкислили несколькими каплями 25%-ной азотной кислоты, прибавили по каплям 2%-ный раствор нитрата серебра до тех пор, пока продолжается помутнение.

Затем ввели 0,5 г персульфата аммония или несколько кристалликов диоксида свинца, нагрели до кипения. Если появляется бледно-розовая окраска, то в данной пробе воды более 0,1 мг/л марганца [8].

Опыт№3. Обнаружение ионов меди в воде.

В фарфоровую чашку налили 3-5 мл исследуемой воды, осторожно выпарили досуха и на периферийную часть пятна нанесли каплю концентрированного раствора аммиака. Если появляется интенсивно синяя или фиолетовая окраска, то в данной пробе воды присутствует Cu+. [9]

Так же они проделали еще один опыт обнаружения ионов меди в воде. 5-10 мл исследуемой воды встряхнули в цилиндре с небольшим количеством (10-20 мг) адсорбента - фторида кальция. Ионы меди, находящиеся в воде, адсорбируются на его поверхности. Осадок отделили, осторожно слив воду, поместили в углубление на фарфоровой пластинке. Рядом для сравнения нанесли каплю дистиллированной воды. К испытуемому осадку и воде одновременно прибавили по капле раствора хлорида железа (III) и по капле 0,2 М раствора тиосульфата натрия, перемешали стеклянной палочкой и сравнили скорость обесцвечивания обеих проб. Если фиолетовый раствор медленно обесцвечивается, то в данной пробе воды присутствуют ионы меди, которые играют роль катализатора [9]. Заключение:

Подобранные мною опыты позволят заинтересовать школьника аналитической химией и ее процессами, укоренить интерес к естественным наукам, научить школьника проводить опыты по обнаружению ионов железа, марганца и меди в воде, работать в лаборатории с реактивами.

Список использованной литературы: 1. Методы определения тяжелых металлов в продуктах питания: метод указания / А.И. Хохлова; Краснояр. гос. аграр. ун-т. - Красноярск, 2006. - 32с. 2. Жидкин В.И., Семушев А.М. Загрязнение пищевых продуктов нитратами, пестицидами и тяжелыми металлами // Предпринимательство. - 2014. - № 5. - С. 190-198.

3. Евтушенко, Н.Ю. Закономерности поступления в организм и накопление тяжелых металлов в тканях рыб / Н.Ю. Евтушенко, Т.Д. Малыжева, Т.П. Шаповал // Первая Всероссийская конференция по рыбохозяйственной токсикологии: Тезисы докладов. - Рига, 1988. - Ч. 2. - с. 132-133.

4. Сверлова Л.И., Воронина Н.В. Загрязнение природной среды и экологическая патология человека. -Хабаровск ООП ККГС. - 2001г., 216 с.

5. Позняковский В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза товаров. - 5-е изд., испр. и доп. / Гриф МО и науки РФ. - Новосибирск: Сибир. универ. изд-во, 2007. - 485 с.

6. Химия и обеспечение человечества пищей. Пер. с англ./Под ред. Л.Шимилта. - М.:Мир, 1986. -616 с.

7. Методы анализа пищевых продуктов. Проблемы аналитической химии. - т.УШ/отв. за ред. Клячко Ю.А., Беленький С М. - М.: Наука, 1988. - 207 с.

8. Методы определения содержания тяжелых металлов в различных пищевых продуктах.:[Электронный ресурс]. 2020. URL:https://www.yaneuch.ru/cat_100/metody-opredeleniya-soderzhaniya-tyazhelyh-metallov/378369.2626871.page5.html ( Дата обращения 25.06.2020)

9. Методы определения тяжёлых металлов в пищевых продуктах.:[Электронный ресурс].2020. URL: https://pandia.ru/text/80/398/349.php (Дата обращения 25.06.2020)

© Писчасова А. А., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.