Научная статья на тему 'Определение параметров рельсотронов. Ч. 2. Расчет при синусоидальном токе'

Определение параметров рельсотронов. Ч. 2. Расчет при синусоидальном токе Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
350
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛЬСОТРОН / ШИНА / ПАРАМЕТР / СИНУСОИДАЛЬНЫЙ ТОК / НЕРАВНОМЕРНАЯ ПЛОТНОСТЬ ТОКА / ИНДУКЦИЯ / ИНДУКТИВНОСТЬ / МЕХАНИЧЕСКАЯ СИЛА / МЕХАНИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / АДИАБАТНЫЙ НАГРЕВ ШИН / СОПРОТИВЛЕНИЕ / RAILGUN / TIRE / PARAMETER / HARMONIC CURRENT / NON-UNIFORM CURRENT DENSITY / INDUCTION / INDUCTANCE / MECHANICAL FORCE / MECHANICAL TENSION / ADIABATIC HEATING OF TIRES / RESISTANCE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Носов Геннадий Васильевич

Получены формулы для расчета параметров рельсотронов при синусоидальном токе и неравномерной плотности тока. Определены такие параметры, как средняя магнитная индукция в пространстве между шинами рельсотрона, индуктивность, сопротивление, максимальная температура поверхности шин при их адиабатном нагреве, а также механическое напряжение в шинах. Фактором, определяющим возможности рельсотронов для ускорения тел, является существенное повышение температуры поверхности шин, что может привести к их расплавлению и однократному использованию рельсотрона. Достоверность полученных формул подтверждается удовлетворительным совпадением с результатами компьютерного моделирования при определении индуктивности и сопротивления рельсотронов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formulas for calculating railgun parameters at harmonic current and non-uniform current density were obtained. The author have determined such parameters as average magnetic induction in space between railgun tires, inductance, resistance, peak temperature of tire surface at their adiabatic heating as well as mechanical tension in tires. Considerable temperature growth on tire surface is the factor determining possibilities of railguns for body acceleration. It can result in their melting and single use of railgun. The reliability of the formulas obtained is proved by satisfactory fit with the computer modeling results when determining inductance and resistance of railguns.

Текст научной работы на тему «Определение параметров рельсотронов. Ч. 2. Расчет при синусоидальном токе»

УДК 621.313.12

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ РЕЛЬСОТРОНОВ. Ч. 2. РАСЧЕТ ПРИ СИНУСОИДАЛЬНОМ ТОКЕ

Г.В. Носов

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Получены формулы для расчета параметров рельсотронов при синусоидальном токе и неравномерной плотности тока. Определены такие параметры, как средняя магнитная индукция в пространстве между шинами рельсотрона, индуктивность, сопротивление, максимальная температура поверхности шин при их адиабатном нагреве, а также механическое напряжение в шинах. Фактором, определяющим возможности рельсотронов для ускорения тел, является существенное повышение температуры поверхности шин, что может привести к их расплавлению и однократному использованию рельсотрона. Достоверность полученных формул подтверждается удовлетворительным совпадением с результатами компьютерного моделирования при определении индуктивности и сопротивления рельсотронов.

Ключевые слова:

Рельсотрон, шина, параметр, синусоидальный ток, неравномерная плотность тока, индукция, индуктивность, механическая сила, механическое напряжение, адиабатный нагрев шин, сопротивление.

Key words:

Railgun, tire, parameter, harmonic current, non-uniform current density, induction, inductance, mechanical force, mechanical tension, adiabatic heating of tires, resistance.

Рассмотрим установивший режим с синусоидальным током

/(О = + ф), (1)

имеющим действующее (среднеквадратичное) значение I и угловую частоту со=2ж/. В этом режиме будут наблюдаться поверхностный эффект и эффект близости [1], приводящие к неравномерной плотности тока при средней действующей плотности тока 50 [2].

Для расчета действующих значений магнитной индукции, подобно [2], воспользуемся законом полного тока и принципом наложения [3]:

В =

В =

b + с + 2а Мо1 ,

2(b + с + 2а) 4(b + с) 4(b + с +1,75а)

В Мо1 - В1С .

В, —-------------------.

2b + с

В —

Мо1 - Во(с + а )

(2)

(3)

(4)

(5)

— C1 exp

x - о, 5а

К

- C2 exp

x - о, 5а - b

К

(7)

в) x>0,5a+b

(x) — 3(x) — -B2 exp[-a(x- о,5а- b)],

£у2(0,5а) = Яр Ву2 (0,5а + Ъ) = -£2;

2сА1 = (2Ъ + 2с)А 0 определяем постоянные величины

= 1 + ^ехр(~ь/ А1) ; = в+ ехр(- Ъ/А 1) ;

1 1 - ехр(-2Ъ/ А1) 1; 2 1 - ехр(-2Ъ/А1) 1;

А1 = ^1 + ~ |А о (9)

при расчетных коэффициентах а, в из [2] и эквивалентной глубине проникновения электромагнитного поля в проводящее полупространство с постоянной удельной проводимостью у [3]:

Ко —

2

Моїсо

(10)

На рис. 1 приведены характерные графики распределения проекции вектора магнитной индукции на ось у, рассчитанные по (6-10).

2Ъ + с + 3а

При х>0 и -0,5с<у<0,5с [2] учтем приближенно проекцию вектора магнитной индукции на ось у следующим образом:

а) 0<х<0,5а

Я(х) = Ву1( х) = А; (6)

б) 0,5а<х<0,5а+Ь

Я (Х) = Я2 (х) =

причем из уравнений на поверхности шины 1 [2]

Рис. 1. Распределение проекции вектора магнитной индукции на ось у при частотах/: 1) -/=/1-^0; 2) -/=/¡>/1;

3) -///

С учетом (6, 7) найдем потокосцепление рельсотрона (Вб/м):

¥=¥1 + 2^2 =

: аВ + 2 I

Ь - (х - 0,5а)

В2 (х) \ йХ = V, (11)

тогда на основании (3, 7, 9, 11) индуктивность рельсотрона составит (Гн/м):

г ¡л01(\ + 2,3125Я + 0,875А2) х

^о Х

0 (1 + 2 А)(1 +1,75 Я)

1 + ^х

(Ь/ ¿1)

1 + 2 в ехр(-Ь/А1) + ехр( -2 Ь/А1)

5т1 =5(0,5а) = 8о{Ь ¿2) х (1 + в)

1 + 2в ехр(-Ь/ А 2) + ехр(-2Ь/ А 2) 1 - ехр(-2Ь/ А 2)

(18)

5т 2 = 5(0,5а + Ь) =

50 (Ь/¿2),

1 - ехр(-2Ь/ А1)

1 + в

(1 + в)

в + 2ехр(-Ь/ А 2) + вехр(-2Ь/А 2)

(19)

(12)

(V А1)

где Я=а/(Ь+с), %=Ь/а.

Далее, учитывая составляющую индукции на интервале 0,5а<х<0,5а+Ь

1 - ехр(-2Ь/ А 2)

На рис. 2 приведен характерный график распределения по шине 1 действующей плотности тока (14).

,3(х)

х - 0,5а

А-

-С4 ехр

х - 0,5а - Ь А

(13)

запишем соотношение для действующей плотно-

5( х) = ■

К 5 2 К5С3 Г х-0,5а^ « 4 1 , 1 ,

М0 ах = —5—3 ехр ^0А 2 - мА ^ 1 0,5а 0,5 а+Ь

К5С4

+ 5 4ехр

М0А 2

х - 0,5а - Ь А

(14)

где из уравнений для (13)

Ву2(0,5а) = В1; Ву2(0,5а + Ь) = -£2;

(2Ь + 2с) А 2 = 2ЬА 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

имеем

С = 1 + вехр(-Ь/А2) В ;

3 1 - ехр(-2^ а 2) 1;

С4 = в + ехр(-уА,) ^ ^ „ 11°8Ь А0. (15)

1 - ехр(-2Ь/ А 2) Ь + с

Поправочный коэффициент К5 найдем с учетом (14, 15) из уравнения для средней действующей плотности тока:

05а+Ь (1 + в) К5 В (16)

Рис. 2. Характерное распределение по шине 1 действующей плотности тока: 5т1, 5т2 - максимальные значения; 50 - среднее значение; Ат - толщина слоя с максимальной плотностью тока 5т1

На основании (14), подобно диффузии синусоидального электромагнитного поля в проводящее полупространство [4], запишем мгновенное значение плотности тока

Т2к5с3

5(х,г) = ’" 5 3 ехр

М0 А 2 Г

X 005

х - 0,5а А,

х - 0,5а ] ------;----- +

А

2 У

л/2К^4 М0 А 2

ехр

/ 1 Г

5„= — = - | 5(х)йх:

Ьс Ь

М0Ь

X 005

юг +

х - 0,5а - Ь

х - 0,5а - Ь А

(20)

тогда

К5 =

М0Ь50

(1+в) В (17)

В результате на основании (15-17) максимальные значения действующей плотности тока (14) будут равны:

тогда в шинах рельсотрона с постоянной удельной проводимостью у мощность тепловых потерь [3, 4] составит (Вт/м):

г» 0,5а+Ь ч Т

2с г 1

Р = — I 7 /5(х,г)2а

^ 0,5а _Т 0

где Т=2п/ю - период тока (1).

йх,

(21)

0,5а

х

0,5а

В результате с учетом (20, 21) можно найти сопротивление рельсотрона (Ом/м):

(22)

При сильном поверхностном эффекте, когда А0<<Ь, А0<<с и формулы (20-22) дают заметную погрешность, сопротивление рельсотрона можно рассчитать по приближенному соотношению:

1

(23)

У(Ь + с)КА (f,r, Ь/с)А 0 ’

где КА(/,у,Ь/е)х0,5...1,3 - поправочный коэффициент при /=500.5000 Гц; у=12,5-1061/Ом-м; Ь/с=0,66...1,64.

Из уравнения

5т1АтС = 50Ьс = 1

с учетом (16, 18) найдем толщину слоя Ат (рис. 2) с максимальной действующей плотностью тока 5и1

А т = 5 Ь = А 2(1 +в) х

5т1

1 - exp( -2b/ А 2)

1 + 2в exp(-b/A2) + exp(-2ЬА2) и максимальным повышением температуры (°С)

(24)

exp

=-

7оСо Ро

-1

(25)

а„

при адиабатном нагреве [2] за один радиоимпульс тока: длительность т, действующее значение I, угловая частота гармонического заполнения ю.

100

тока 5т1 от относительной ширины шины Ь/А2 при различных параметрах в. На рис. 5 для шин из бе-риллиевой бронзы [2] приведены графики зависимости длительности радиоимпульса т от максимальной плотности тока 5т1 при максимальном повышении температуры Эш (25) слоя толщиной Ат.

Графики зависимости относительной толщины слоя Ат/А2 с максимальной плотностью тока 5т1 ототно-сительной ширины шины Ь/А2 при параметре: 1 -Р=0,2; 2 - р=0,4; 3 - р=0,6; 4 - р=0,8; 5 - в=1

Ускоряющую тело механическую силу / можно найти приближенно как в [2] при воздействии радиоимпульса тока с действующим значением I и длительностью т.

Действующее значение механической силы давления магнитного поля на одну из шин, например, шину 1 [2], направленную вдоль оси х, рассчитаем следующим образом [3, 4]

х

(х) = с | 5(х)Ву 2 (х)] ^

0,5а

причем при сильном поверхностном эффекте максимум этот силы составит (Н/м)

В150Ьс

2

(26)

мсА т 10000

1000

100

Рис. 3. Графики зависимости относительной максимальной плотности тока 5т/50 от относительной ширины шины Ь/А2 при параметре: 1 - р=0,2; 2 - р=0,6; 3 - в=1

На рис. 3 приведены полученные по формуле (18) графики зависимости относительной максимальной плотности тока 5т1/50 от относительной ширины шины Ь/А2 при разных параметрах р. В свою очередь на рис. 4 указаны рассчитанные по формуле (24) графики зависимости относительной толщины слоя А„/А2 с максимальной плотностью

2 4 6 8 кА/м»Г

Рис. 5. Для шин из бериллиевой бронзы графики зависимости длительности радиоимпульса т от максимальной плотности тока Sm1 при максимальном повышении температуры 9m слоя толщиной Am: 1 - 225; 2 - 450; 3 - 900 °С

Для оценки механической прочности шины от действия силы (26) найдем максимум механического напряжения в шине (Н/м2)

а

ВА ь

2

(27)

которое не должно превышать допустимого напряжения <гдоп материала шины.

Таблица 1. Индуктивность и сопротивление рельсотронов при =12,5-1061/Ом-м

Исходные данные ELCUT Расчет Погреш- ности

а с Ь 1 ^0Е Lo «0 5 5ц

мм Гц мкГн/м мкОм/м мкГн/м мкОм/м %

0 0,398 266,67 0,402 266,67 0,9 0

5 0,398 266,67 0,401 256,2 0,9 4

10 30 20 50 0,397 269,6 0,398 229,5 0,3 14,9

500 0,369 434,8 0,374 433,3* 1,1 0,3

5000 0,281 1478,6 0,300 1472* 6,8 0,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 0,463 100 0,468 100 1,2 0

5 0,463 101 0,467 91,3 0,9 9,6

20 40 40 50 0,456 108,4 0,458 101,9 0,5 6

500 0,386 280,8 0,407 280,5* 5,5 0,1

5000 0,319 994,2 0,319 998,7 0 0,5

0 0,489 53,33 0,496 53,33 1,4 0

5 0,489 53,52 0,494 46,2 1 13,6

30 50 60 50 0,464 67,2 0,478 72,4 3,1 7,7

500 0,389 211,2 0,409 228,7 5 8,3

5000 0,332 730,2 0,321 723,1 3,3 1

0 0,508 33,33 0,511 33,33 0,6 0

5 0,507 33,6 0,508 27,9 0,2 16,8

40 60 80 50 0,486 50,6 0,485 57,3 0,2 13,3

500 0,389 171,9 0,403 180,7 3,6 5,1

5000 0,312 517 0,320 516* 2,6 0,2

0 0,520 22,86 0,521 22,86 0,2 0

5 0,518 23,3 0,516 19,1 0,3 17,8

50 70 100 50 0,478 41,5 0,485 47,5 1,6 14,4

500 0,389 145,3 0,396 149,9 1,7 3,2

5000 0,320 408,2 0,318 408,4* 0,5 0,04

0 0,526 16,67 0,528 16,67 0,3 0

5 0,522 17,3 0,521 14,5 0,1 16,3

60 80 120 50 0,469 35,7 0,483 40,6 3 13,7

500 0,387 129,8 0,388 128,3 0,3 1,2

5000 0,306 267,2 0,317 268,5* 3,5 0,5

0 0,528 12,7 0,532 12,7 0,8 0

5 0,522 13,5 0,525 11,8 0,5 12,6

70 90 140 50 0,461 31,5 0,479 35,5 3,9 12,7

500 0,384 117,7 0,381 112,2 0,7 4,7

5000 0,328 205,4 0,315 205,9* 3,9 0,2

0 0,533 10 0,536 10 0,6 0

5 0,523 10,9 0,526 10,1 0,6 7

80 100 160 50 0,454 27,7 0,474 31,5 4,4 13,9

500 0,386 102 0,375 99,8 2,8 2,2

5000 0,317 175,5 0,314 175,1* 1 0,2

0 0,533 8,08 0,539 8,08 1,1 0

5 0,517 9,18 0,527 9 2 2,1

90 110 180 50 0,447 25,9 0,468 28,4 4,8 9,7

500 0,378 85,7 0,370 89,8 2,1 4,8

5000 0,310 106,5 0,313 105,9* 0,8 0,6

же действующим значением I, то для расчета приближенных усредненных значений повышения температуры шин 3, удельной проводимости у, скорости тела Ут и длины рельсотрона 1Р можно воспользоваться формулами [2]. При этом значения индуктивности Ь0 и сопротивления Д следует брать по (12) и (22, 23) соответственно.

Достоверность формул (2-23) при параметре Я=а/(Ь+с)<1 подтверждается удовлетворительным совпадением с результатами компьютерного моделирования по программе ELCUT [5]: относительные погрешности вычисления индуктивности 5 не превышают 7,8 %, а сопротивления 5Е- 18 %, причем результаты расчета Д по (23) обозначены * (табл. 1, 2).

Таблица 2. Индуктивность и сопротивление рельсотронов при у=50 ■ 101/Ом- м

Исходные данные ELCUT Расчет Погреш- ности

а с Ь 1 LoЕ %Е и «0 5и 5ц

мм Гц мкГн/м мкОм/м мкГн/м мкОм/м %

0 0,398 66,67 0 ,402 66,67 0,9 0

5 0,398 66,8 0 ,400 59,1 0,6 11,5

10 30 20 50 0,386 77 0 ,389 86,5 0,7 12,3

500 0,309 224,8 0,333 224,4* 7,7 0,2

5000 0,253 789 0,258 786,9* 1,9 0,3

0 0,463 25 0,468 25 1,2 0

5 0,461 25,4 0,464 21,1 0,7 16,9

20 40 40 50 0,430 43,3 0,436 50 1,3 15,6

500 0,339 148,8 0,352 157,9 3,9 6,1

5000 0,274 452,2 0,282 451,6* 2,9 0,1

0 0,489 13,33 0,496 13,33 1,4 0

5 0,484 14 0,488 12,2 0,9 12,7

30 50 60 50 0,427 32,3 0,444 36,2 4 11,9

500 0,350 118,8 0,352 114,3 0,4 3,8

5000 0,287 224,4 0,290 225,8* 1 0,6

0 0,508 8,33 0,511 8,33 0,6 0

5 0,493 9,4 0,499 9,1 1,3 3,3

40 60 80 50 0,421 26 0,442 28,6 4,9 9,9

500 0,356 96,9 0,347 90,4 2,4 6,7

5000 0,306 162,4 0,293 163,1* 4,1 0,4

0 0,520 5,72 0,521 5,72 0,2 0

5 0,504 7,1 0,504 7,5 0 5,6

50 70 100 50 0,416 21,7 0,436 23,7 4,7 9,2

500 0,359 77,8 0,343 75 4,5 3,6

5000 0,280 108 ,5 0,295 108,2* 5,4 0,3

Если синусоидальный ток (1) рассматривать как воздействие радиоимпульса длительностью т с тем

Увеличение частоты тока / приводит к усилению поверхностного эффекта, возрастанию максимальной плотности тока 5т1, максимального повышения температуры 3т и к уменьшению длительности т радиоимпульса тока. При этом уменьшается индуктивность 10, снижается ускоряющая сила / и увеличивается сопротивление Д, причем такое изменение Х0, / и Д возрастает с увеличением удельной проводимости у материала шин рельсотрона. Значения Ь0 и Д, полученные по формулам (12) и (22) при/^0, совпадают с результатами расчета в [2].

Таким образом, по полученным формулам (1-27) можно рассчитывать параметры рельсотро-нов при синусоидальном токе.

с

Выводы

1. Предложена методика расчета параметров рель-сотронов при синусоидальном токе, позволяющая оценивать возможности рельсотронов при неравномерной плотности тока.

2. Фактором, определяющим возможности рель-сотронов для ускорения тел при синусоидальном токе, является существенное повышение

температуры поверхностного слоя шин, что может привести к их расплавлению и однократному использованию рельсотрона.

3. Достоверность полученных формул подтверждается удовлетворительным совпадением с результатами расчета индуктивности и сопротивления, полученными при помощи компьютерного моделирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Теория электрических аппаратов / под ред. проф. Г.Н. Александрова. - М.: Высшая школа, 1985. - 312 с.

2. Носов ГВ. Определение параметров рельсотронов. Ч. 1. Расчет при постоянной плотности тока // Известия Томского политехнического университета. - 2013. - Т. 322. - № 4. - С. 65-69.

3. Татур ТА. Основы теории электромагнитного поля. Справочное пособие. - М.: Высшая школа, 1989. - 271 с.

4. Немков В.С., Демидович В.Б. Теория и расчет устройств индукционного нагрева. - Л.: Энергоатомиздат, 1988. - 280 с.

5. Методы и средства автоматизации профессиональной деятельности. Ч. 1 / под общей ред. канд. техн. наук А.С. Глазырина. -Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2007. - 199 с.

Поступила 11.01.2013 г.

УДК 621.374

СТАДИАЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНОЕ РАЗРУШЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ

В.И. Курец

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Предложена методика определения размеров калибровочных отверстий в заземленных электродах на промежуточных стадиях электроимпульсного измельчения сырья. Показано, что использование стадиального разрушения существенно уменьшает удельные затраты энергии.

Ключевые слова:

Электроимпульсное измельчение, стадиальность, энергозатраты.

Key words:

Electric pulse crushing, stage, energy expenditure.

Одним из наиболее эффективных методов селективной дезинтеграции твердых неоднородных тел, включая горнорудное сырье, искусственные материалы и т. д., является электроимпульсный способ, использующий в качестве инструмента воздействия энергию электрической импульсной искры, сформированной в толще твердого тела [1].

Такой способ разрушения сырья позволяет обеспечивать растягивающие и сдвиговые нагрузки в материале, селективность дезинтеграции как по крупности, так и по неоднородностям в материале, отсутствие существенного заражения готового продукта аппаратурным металлом и т. д. [1]. Эти преимущества электроимпульсного способа обеспечивает его конкурентоспособность по сравнению с традиционными механическими способами разрушения. Однако этот способ имеет существенные недостатки, связанные с принципами его реализации. Электроимпульсные установки, как правило, состоят из генератора высоковольтных импульсов или нескольких генераторов, рабочей

камеры, имеющей высоковольтные электроды и заземленный электрод-классификатор, калибровочные отверстия в котором соответствуют максимальному размеру крупности готового продукта. Сырье загружается в камеру на электрод-классификатор, на высоковольтные электроды подаются высоковольтные импульсы, которые формируют электрический разряд в толще каждого куска сырья, разрушая его.

Таким образом, каждый акт воздействия имеет локальный характер в отличие от работы традиционных механических аппаратов, где в процесс разрушения вовлекается практически весь материал за один оборот в мельницах или дробилках. Поэтому по производительности разрушения элек-троимпульсный способ значительно уступает традиционным механическим способам. Кроме того, при электроимпульсном разрушении постоянно изменяется гранулометрический состав исходного сырья. При этом осколки материала, последовательно уменьшая свой размер в процессе разруше-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.