Научная статья на тему 'Определение ожидаемого уровня рентабельности строительной продукции с использованием вероятностных оценок'

Определение ожидаемого уровня рентабельности строительной продукции с использованием вероятностных оценок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОМПЛЕКСЫ ЗАДАЧ СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ФАКТИЧЕСКАЯ НОРМА ПРИБЫЛИ КАК СЛУЧАЙНАЯ ВЕЛИЧИНА / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОЖИДАНИЕ ПРИБЫЛИ / ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ И ПЕССИМИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМЫ ПРИБЫЛИ / ОЖИДАЕМАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / СТЕПЕНЬ РИСКА НЕПОЛУЧЕНИЯ НОРМЫ ПРИБЫЛИ / ENTERPRISE STRATEGY / COMPLEXES OF STRATEGIC DECISION-MAKING OBJECTIVES / PRINCIPLES AND METHODS OF PREDICTION / PROFITABILITY OF CONSTRUCTION PRODUCTS / ACTUAL PROFIT RATE AS A RANDOM VARIABLE / MATHEMATICAL EXPECTATION OF PROFIT / OPTIMISTIC AND PESSIMISTIC E

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Небритов Б. Н.

Предложен подход к определению ожидаемого уровня рентабельности продукции при принятии стратегических решений по стабилизации и развитию строительного производства на предприятии. Прогнозирование достижения уровня рентабельности (нормы прибыли) при реализации новой для предприятия продукции производится с использованием вероятностных методов. Принято, что фактическая норма прибыли является случайной величиной, которая аппроксимируется стандартным β распределением, т.е. распределением математической статистики для случайных величин, ограниченных с обеих сторон наименьшим и наибольшим значением выработки. В расчетах принимаются оптимистическая и пессимистическая оценка нормы прибыли от реализации строительной продукции. Используя формулы расчета математического ожидания случайной величины, которая характеризуется β распределением, нами был выполнен прогноз рентабельности, намечаемой к выпуску новой для предприятия строительной продукции коттеджей трех видов, различающихся техническими параметрами и комфортностью. Эксперты (специалисты строительных организаций, связанные с выпуском аналогичной продукции) дали оптимистические и пессимистические оценки ожидаемой нормы прибыли от реализации коттеджей. Полученную ожидаемую норму прибыли сравнили со среднеотраслевым территориальным нормативом и максимальным значением оценки степени риска неполучения ожидаемой прибыли (коэффициентом вариации). Рассчитанные значения позволили принять положительные решения о строительстве и реализации коттеджей выбранных видов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of the expected profitability level of construction products with the use of probabilistic estimates

An approach is proposed to determine the expected profitability level of production in making strategic decisions on stabilization and development of construction production at the enterprise. The prediction of achieving the profitability level (profit rate) at realization of new enterprise products is made using probabilistic methods. It is assumed that the actual profit rate is a random variable which is approximated by the standard β distribution, ie, the distribution of mathematical statistics for random variables limited on both sides by the maximum and minimum values of production. In the calculations are taken optimistic and pessimistic estimates of the rates of profit from the sale of construction products. Using the formula for calculating the mathematical expectation of the random variable that is characterized by the β distribution, we performed the forecast of profitability for the planned construction products that are new for the enterprise three types of cottages with different technical parameters and comfort. The experts (specialists of construction organizations involved in manufacturing similar products) gave optimistic and pessimistic estimates of the expected rate of profit from the sale of cottages. The resulting expected profit rate was compared with the industry average territorial regulations and maximum value of risk assessment of not receiving the expected profit (a coefficient of variation). The calculated values allowed to make positive decisions on the construction and implementation of the selected types of cottages.

Текст научной работы на тему «Определение ожидаемого уровня рентабельности строительной продукции с использованием вероятностных оценок»

Определение ожидаемого уровня рентабельности строительной

продукции с использованием вероятностных оценок

Б.Н. Небритое Ростовский государственный строительный университет

Аннотация: Предложен подход к определению ожидаемого уровня рентабельности продукции при принятии стратегических решений по стабилизации и развитию строительного производства на предприятии. Прогнозирование достижения уровня рентабельности (нормы прибыли) при реализации новой для предприятия продукции производится с использованием вероятностных методов. Принято, что фактическая норма прибыли является случайной величиной, которая аппроксимируется стандартным в распределением, т.е. распределением математической статистики для случайных величин, ограниченных с обеих сторон наименьшим и наибольшим значением выработки. В расчетах принимаются оптимистическая и пессимистическая оценка нормы прибыли от реализации строительной продукции. Используя формулы расчета математического ожидания случайной величины, которая характеризуется в распределением, нами был выполнен прогноз рентабельности, намечаемой к выпуску новой для предприятия строительной продукции - коттеджей трех видов, различающихся техническими параметрами и комфортностью. Эксперты (специалисты строительных организаций, связанные с выпуском аналогичной продукции) дали оптимистические и пессимистические оценки ожидаемой нормы прибыли от реализации коттеджей. Полученную ожидаемую норму прибыли сравнили со среднеотраслевым территориальным нормативом и максимальным значением оценки степени риска неполучения ожидаемой прибыли (коэффициентом вариации). Рассчитанные значения позволили принять положительные решения о строительстве и реализации коттеджей выбранных видов.

Ключевые слова: стратегия предприятия; комплексы задач стратегических решений; принципы и методы прогнозирования; рентабельность строительной продукции; фактическая норма прибыли как случайная величина; математическое ожидание прибыли; оптимистическая и пессимистическая оценка нормы прибыли; ожидаемая рентабельность; диверсификация производства; степень риска неполучения нормы прибыли.

Меняющаяся хозяйственная среда, имеющая место неопределенность в производственной загрузке, нестабильность заказов и сложное экономическое положение ставят руководителей предприятий перед необходимостью просчитать свои будущие шаги по стабилизации и развитию производства, принять стратегические планы, оказывающие решающее влияние на результаты деятельности предприятия. [1-3] На предприятиях стратегическое планирование должно быть направлено, прежде всего, на их

долгосрочное развитие. Развитие-процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому.

При разработке стратегических планов необходимо решить три комплекса задач: диагностический - определение положения предприятия в экономической среде, целевой - по каким направления можно развиваться и стратегический - что для этого необходимо сделать, какую стратегию выбрать и продумать механизм ее реализации. [4-6]

Ответы на вопросы, как сформировать стратегию предприятия, какую продукцию и в каком количестве производить, за счёт чего обеспечить прибыльность может дать использование принципов и методов прогнозирования. [7]

Развитие рыночных отношений сопровождается значительным усилением роли прогнозирования на уровне строительной организации. Руководство предприятия должно как бы войти в ближайшее и более отдаленное будущее, увидеть ситуацию, в которой строительная организация вероятнее всего окажется и будет функционировать. Должен быть выполнен прогноз изменения темпов инфляции, роста цен на потребляемые ресурсы, состояние конкурентов и рыночной конъюнктуры.

Прогноз- вероятностное суждение о возможности достижения каких-либо результатов. Для строительной организации это прежде всего рентабельность строительной продукции. Насколько быстро и эффективно строительная организация способна достичь перспективных целей, в том числе и рентабельности продукции через прогноз и выработки плановых решений во многом зависит её будущее.

Прогнозы даже с относительно небольшой степенью достоверности позволяют уменьшить неопределенность знаний о будущем, а, следовательно, снизить риск современных плановых решений и ущерб от

них, который может возникнуть за рамками планового периода. Сегодня меняется подход к планированию - от будущего к настоящему, а не от настоящего к будущему.

Прогноз и долгосрочное планирование становятся, как правило, стратегическими инструментами, которые основываются на моделировании ситуаций и оценке различных вариантов хозяйственного поведения.

Моделирование - значит воспроизводить наиболее характерные черты и моменты объекта моделирования, иметь возможность вносить изменения, наблюдать, как это влияет на все остальное, на весь комплекс взаимосвязанных параметров.

Моделирование значительно усложняется, если учитывать вероятностный характер хозяйственной деятельности и прежде всего, производственных процессов. К таким процессам относится строительное производство, которое подвержено различным внешним и внутренним факторам, результатом которых прибыль, полученная от реализации строительной продукции, представляет случайную величину. В связи с этим должна быть предусмотрена выработка организационно-технологических и плановых решений с определённым уровнем надежности.

Если принять за аксиому, что прибыль, получаемая в результате реализации строительного проекта, является случайной величиной и что возможно получение статистических данных по ней, то можно рассчитать математическое ожидание прибыли [8-9]:

ш

7=1

где X,- возможная норма прибыли фирмы,] = 1Г...

Р,- вероятность значения X,-;

т- число возможных значений норм прибыли. Дисперсия случайной величины X,-:

Среднеквадратическое отклонение

Величина а(Х) есть характеристика рассеивания, разбросанности

значений случайной величины около ее математического ожидания. Чем больше среднеквадратическое отклонение, тем больше вероятность или степень риска неполучения случайной величины. Следовательно, ег(^Т)

является оценкой степени риска неполученная ожидаемой нормы прибыли.[10-11]

Учитывая, что среднеквадратическое отклонение представляет собой абсолютную величину, выраженную в тех же единицах измерения, что и варианты случайной величины, используют относительный показатель-коэффициент вариации:

Оценка а(Х) требует наличия статистических данных за определённый промежуток времени по параметру нормы прибыли и коэффициента корреляции.

Поскольку проекты в большинстве случаев носят единичный характер и редко повторяются, требуется применение такого метода, который позволил бы по единичным значениям судить о генеральной совокупности проектов. В этом случае рекомендуется использовать так называемые пессимистическую и оптимистическую оценки размеров нормы прибыли,

которые определяют соответственно нижнюю и верхнюю ее границы. При использовании названных оценок степень риска определяется по известным в теории вероятностей упрощённым формулам:

R =

■г = ' :

и - '

Г = a/R,

где Rq и Ru- соответственно оптимистическая и пессимистическая оценка

нормы прибыли от реализации проекта, устанавливаемая на основе статистических данных или экспертным методом. R- средневзвешенная оценка нормы прибыли.

Эти формулы применимы, если считается, что фактическая норма

прибыли является случайной величиной, которая аппроксимируется

стандартным в- распределением (основное распределение математической

статистики для случайных величин, ограниченных с обеих сторон

наименьшим и наибольшим значением выборки).

Чем меньше коэффициент вариации, тем меньше риск неполучения

ожидаемой нормы прибыли.

Предельным значением коэффициента вариации принимаем такую

величину, при которой пессимистическая оценка равна нулю:

(О ~ Во) - 5 (3 ■ 0 + 2Ra) ■ 6

Ушах = ТГ^ГТТЮО = 41,7%

Полученные знания ожидаемой нормы прибыли необходимо сравнить со среднеотраслевым территориальным нормативом (12% от сметной себестоимости работ).

Если Я > 0,12, то рентабельность строительной продукции можно считать высокой, при 0,06<Я>0,12 - допустимой, при й <0,06 - низкой

(выпуск продукции не эффективен).

Ожидаемая рентабельность в целом при реализации нескольких видов строительной продукции равна:

где - ожидаемая норма прибыли ьго вида продукции

-удельный вес прибыли от реализации 1-го вида продукции от общей суммы;

п - число видов продукции.

где П, - прибыль от реализации единицы продукции ьго вида.

где С; - стоимость единицы продукции ьго вида, тыс. руб.;

1,18 - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость (18%)

2 3

где - показатель объема единицы продукции (м , м и др.); II - цена единицы объема продукции

Степень риска неполучения при предположении, что корреляция

между видами продукции незначительна, (продукция производится в различных территориальных районах, у них различные заказчики, неодинаковая структура работы и др.)

Используя рассмотренную методику нами были проведены расчеты для строительной организации ООО «Донстрой 7», возводимой многоэтажные жилые дома в городе Ростове-на-Дону и Ростовской области.

В связи со сложным экономическим положением, обусловленным прежде всего снижением заказов на выпускаемую ими продукцию, предприятию поставлен вопрос о выборе стратегии развития на ближайшую перспективу.

Предложены на рассмотрение следующие виды стратегий:

1. Слияние - объединение капитала нескольких фирм и образование новой, более мощной фирмы.

2. Расширение существующих рынков и проникновение на новые рынки;

3. Диверсификация - выпуск новых продуктов и расширения сфер деятельности. Выделяют разновидности диверсификации: пополнение номенклатуры продукции похожими или близкими к уже выпускаемой; выпуск новой продукции для фирмы, но известной потребителю; выпуск продукции ранее не производимой, которую потребитель не знает.

¡=1

Коэффициент вариации

В качестве наиболее предпочтительного варианта руководство строительной организации приняло стратегию диверсификации-строительство коттеджей, наряду с выпуском традиционной для них продукции (многоквартирные дома повышенной этажности).

Намечено строительство коттеджей трех видов, площадью каждого из них 100 м2, с разной степенью комфортности.

Стоимость 1м площади коттеджа первого вида - 60,0 тыс. руб., второго - 70,0 тыс. руб., третьего - 80,0 тыс. руб.

Определение оценок ожидаемой нормы прибыли от реализации коттеджей было проведено с использованием индивидуального экспертного метода, предполагающего привлечение экспертов, обладающих профессиональным опытом и развитой интуиции. Важным, при этом, является условие-мнение экспертов должны быть не зависимы друг от друга.

Эксперты (специалисты строительных организаций, связанные с выпуском аналогичной продукции) дали следующие пессимистические и оптимистические оценки ожидаемой нормы прибыли от реализации коттеджей. После обработки данных получены оценки прогнозируемых параметров в процентах: по первому виду коттеджей - соответственно 2 и 20%, второй - 4 и 20%, третий - 5 и 30%

Ожидаемая норма прибыли, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации по видам продукции следующие:

Коэффициент вариации во всех случаях меньше предельного (41,7%).

Ожидаемая норма прибыли в 1-м и 2-м вариантах меньше среднеотраслевого норматива (12%), но находится в допустимых пределах

(0,06<й>0,12). Ожидаемая норма прибыли в 3-м варианте высокая (0,15>0,12).

Для определения ожидаемой рентабельности при реализации трех видов коттеджей, выполним следующий расчет: С1 = Б1Ц1 = 100= 60, 0 = 6000 тыс. руб.; С2 = 32Ц2 = 100= 70, 0 = 7000 тыс. руб.; С3 = Б3Ц3 = 100= 80, 0 = 8000 тыс. руб.; где С - стоимость коттеджа;

Б - общая площадь коттеджа; Ц - стоимость 1 м^общей площади коттеджа.

Общая стоимость 21000 тыс. руб. Прибыль от реализации коттеджей

П, =

1.18(1+0,092)

7000'0Д04 1ЛЯ(1+0,104)

= 558,7 тыс. руб.;

Сумма общей прибыли составит 1871,2 тыс. руб. Удельный вес прибыли

Ожидаемая рентабельность от реализации трех видов коттеджей Лсб = 9,2 - 0,23 -Ь 10,4 0,30 - 15,0 0,47 = 12,29%

Среднеквадратическое отклонение Коэффициент вариации = 100 = 26,8%

Рассчитанные значения ожидаемой рентабельности (12,29>12,0) и показатели степени риска ее неполучения (28,8<41,7) позволяют принять положительные решения о строительстве и реализации коттеджей выбранных видов.

Выполненные расчёты справедливы, если корреляция между принятыми случайными величинами - прибыль, полученная в результате реализации строительных проектов, незначительна.

В условиях максимальной независимости намеченных к строительству коттеджей коэффициент корреляции, выражающий взаимосвязь случайных величин, минимальный.

Литература

1. Ваганов Д.А. Особенности стратегий и стратегического планирования в крупных российских компаниях с государственным участием // Глобальные рынки и финансовый инжиниринг. — 2014. — Том 1. — № 1. — с. 35-52. — doi: 10.18334/grfi.1.1.7

2. Murzin A.D. Strategic planning of innovation goal-setting in development of urban areas // Krasnoyarsk Science. 2014. No 5 (16). Pp. 8-16. (Стратегическое планирование инновационного развития -девелопмент)

3. Якубов Т. В. Особенности формирования политики и стратегического планирования в строительстве //Транспортное дело России №3 2010 -С.49-52

4. Небритов Б.Н. Модель механизма хозяйствования строительного предприятия //Научное обозрение. - 2014: - №10. - С.457-459

5. Щесняк К. Е., Быстряков А. Я. Стратегическое планирование на предприятии в период финансово-экономического кризиса. //Проблемы современной экономики, Выпуск № 1 / 2011. С.83-85

6. Murzin A.D. Algorithmization of ecologo-economic risk-management in urban areas // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No 9. Pp. 312-319. (Алгоритмизация управления рисками)

7. Бондаренко Е.И. Стратегическое планирование и прогнозирование в системе управления современными предпринимательскими структурами // Российское предпринимательство. — 2015. — Том 16. — № 5. — с. 691-700. — doi: 10.18334/rp.16.5.126

8. Небритов Б.Н. Оценка предпочтений потребителей строительной продукции // Инженерный вестник Дона, 2015, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2015/3282

9. Кобицкий Д. А. Применение математических методов и моделей в качестве инновационного инструмента для повышения конкурентоспособности предприятия // Проблемы современной экономики, № 4 (40), 2011. С.152-157

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Готман А. Ш. Теория вероятностей и математическая статистика //Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, № 7 / 2011. С.114-116

11. Мурзин А. Д., Цхяян Е.А. Принципы построения системы управления рисками инвестиционно-строительных проектов развития городских территорий // Инженерный вестник Дона, 2013, № 4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2196

References

1. Vaganov D.A. Global'nye rynki i finansovyy inzhiniring. 2014. Tom 1. № 1. p. 35-52. doi: 10.18334.grfi.1.1.7

2. Murzin A.D. Krasnoyarsk Science. 2014. No 5 (16). p. 8-16. (Strategicheskoe planirovanie innovatsionnogo razvitiya - development)

3. Yakubov T. V. Transportnoe delo Rossii №3 2010. pp.49-52

4. Nebritov B.N. Nauchnoe obozrenie. 2014: №10. pp.457-459

5. Shchesnyak K. E., Bystryakov A. Ya. Problemy sovremennoy ekonomiki, Vypusk № 1. 2011. pp.83-85

6. Murzin A.D. Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No 9. p. 312-319. (Algoritmizatsiya upravleniya riskami)

7. Bondarenko E.I. Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2015. Tom 16. № 5. p. 691-700. doi: 10.18334.rp.16.5.126

8. Nebritov B.N. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2015, №4 URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n4y2015.3282

9. Kobitskiy D. A. Problemy sovremennoy ekonomiki, № 4 (40), 2011. pp.152-157

10. Gotman A. Sh. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy, № 7. 2011. pp.114-116

11. Murzin A.D., Tskhyayan E.A. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, № 4 URL: ivdon.ru.ru.magazine.archive.n4y2013.2196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.