Научная статья на тему 'Определение оптимальных объемов и условий эффективности российского угольного экспорта'

Определение оптимальных объемов и условий эффективности российского угольного экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение оптимальных объемов и условий эффективности российского угольного экспорта»

------------------------------------------- © С.М. Романов, 2004

УДК 65.011.12 С.М. Романов

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ ОБЪЕМОВ И УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РОССИЙСКОГО УГОЛЬНОГО ЭКСПОРТА

ТУ настоящее время развитие россий-

-Я-* ских угледобывающих компаний происходит, в основном, за счет расширения экспорта в страны дальнего и ближнего зарубежья. Начиная с 1999 г., поставки угля за пределы страны ежегодно возрастали в среднем на 27 %. В 2003 г. экспорт угля из России составил 58,1 млн т, тем самым, за 4 года он увеличился более, чем в 2,1 раза.

На сегодняшний день доля экспорта в общем объеме поставок крупнейших российских угледобывающих компаний превышает 40 %. Столь высокая доля экспорта объясняется тем, что в условиях снижения спроса на уголь на внутреннем рынке экспорт для многих предприятий является подчас единственной возможностью нарастить объем добычи. Это, в свою очередь, дает возможность приобретать новую технику, оборудование, запасные части, проводить техническое перевооружение шахт и разрезов. Подтверждением этих слов является тот факт, что в последние годы основной прирост добычи был обеспечен именно в компаниях, осуществляющих экспортные поставки.

Вместе с тем, процесс развития российского угольного экспорта требует пристального внимания со стороны государства в части определения оптимальных объемов и обеспечения условий максимальной его эффективности, как с позиций Российской Федерации в целом, так и отдельных угледобывающих компаний и регионов. Прежде всего, темпы и направления развития угольного экспорта должны анализироваться с точки зрения соответствия целям и задачам «Энергетической стратегии России на период до 2020 г.», как в части развития внутренних энергетических рынков, так и с позиций внешней энергетической политики.

Основными приоритетами Энергетической стратегии являются обеспечение энергетиче-

ской безопасности государства и достижение бюджетной эффективности функционирования отраслей ТЭК. Исходя из принципа энергетической безопасности, внутренняя потребность государства в топливно-энергетических ресурсах, в том числе и в угле, имеет безусловный приоритет и должна обеспечиваться в первую очередь. Развитие угольного экспорта не является самоцелью, а представляет собой лишь средство, позволяющее сохранять и наращивать производственный потенциал угольной промышленности в периоды снижения спроса на внутреннем рынке.

Как известно, на период до 2020 г. продолжает действовать политическая установка на резкое увеличение доли угля в энергетическом балансе страны с доведением добычи угля до 310-330 млн т в 2010 г. и до 375-430 млн т в 2020 г. Для единовременного повышения добычи угля на действующих шахтах или разрезах в зависимости от вида резерва горнодобывающего оборудования («горячий» или «холодный»), горно-геологических особенностей предприятия, наличия финансовых ресурсов, прочих факторов потребуется от полугода до 1,5-2 лет. Строительство нового угледобывающего предприятия, даже с использованием наиболее передовых схем вскрытия, занимает не менее 2-5 лет. Поэтому для того, чтобы обеспечить рост потребности экономики России в угольном топливе, ожидаемый в 20102020 гг., новые угледобывающие предприятия необходимо закладывать уже сегодня. Учитывая тот факт, что основной объем производственных мощностей будет вводиться за счет средств частных инвесторов, немаловажно распределить во времени капитальные затраты на строительство, ибо единовременный ввод большого числа шахт и разрезов может оказаться невозможным по финансовым причинам.

Однако для осуществления постепенного наращивания производственных мощностей угледобывающих предприятий требуется выполнение одного обязательного условия -наличия соответствующих рынков сбыта. Любой частный инвестор стремится окупить затраты на строительство нового угледобывающего предприятия в максимально короткие сроки. Для этого необходим скорейший выход на проектную мощность, что невозможно без соответствующего роста спроса на уголь. А экспорт, как раз, предоставляет российским угледобывающим компаниям такую возможность и позволяет развивать производственно-экономический потенциал

угольной отрасли в условиях низкого спроса на уголь на внутреннем рынке.

В этой связи, эффективность российского угольного экспорта с позиций государства, прежде всего, определяется приростами производственного потенциала угольной промышленности, а критерием эффективности экспортных поставок может служить соответствие добычи угля уровням, заданным «Энергетической стратегией России на период до 2020 г.». По сути, оптимальные, с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны, объемы российского угольного экспорта определяются как разность между добычей, запланированной в Энергетической стратегии, и внутренним спросом на российские угли в каждый конкретный период времени.

Таким образом, оптимальные объемы российского угольного экспорта напрямую связаны с объемами внутреннего спроса, прежде всего, с уровнем потребления угольного топлива на тепловых электростанциях. Именно за счет электроэнергетики в перспективе до 2020 г. возможно основное приращение внутреннего потребления угля, тогда как все остальные направления использования будут характеризоваться достаточно стабильным спросом.

Анализируя складывающуюся макроэкономическую ситуацию в стране, можно выделить три основных варианта спроса на угольное топливо со стороны электростанций:

• высокий вариант - увеличение спроса на уголь со стороны электростанций на 40 млн.т к 2010 г. (оптимистический вариант Энергетической стратегии);

• умеренный вариант - увеличение спроса на уголь на 10 млн т к 2010 г. (критический вариант Энергетической стратегии);

• низкий вариант - сохранение современного уровня спроса на уголь с некоторым его ростом (на 3-4 млн т) после 2007-2008 гг. (продолжение складывающихся в 2000-2003 гг. тенденций развития электроэнергетики России).

Сопоставление варианта ускоренного развития угледобычи в России с различными сценариями спроса внутреннего рынка на угольное топливо позволяет определить объемы добычи угля, невостребованные на внутреннем рынке, которые, по сути, задают оптимальные с точки зрения государства, объемы угольного экспорта (рис. 1). При сопоставлении выход товарных углей из добычи принят на уровне 95%, а импорт угля сохранен на уровне 2000 г.

В зависимости от сценария социальноэкономического развития оптимальные, с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны, объемы российского угольного экспорта составят: в 2005 г. - 4968 млн т; в 2010 г. - 58-96 млн т.

Возможность достижения указанных оптимальных объемов российского угольного

мг 350 -| н.т 330 3Ю 320

275 280 • ♦

'П 75 75 82 82 — 49 52 5® 47“Д«Л)\52,6Н-П54Г^5^П58Г [ШИ!

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 ^□высокий спрос 1 1 умеренный спрос 1 1 низкий спрос —добыча

Рис. 1. Объемы добычи угля,

невостребованные на внутрен-нем рынке

экспорта определяется следующими факторами:

• конъюнктурой мирового угольного рынка;

• уровнем портовых ставок и железнодорожных тарифов;

• темпами развития портовой инфраструктуры;

• развитием производственного потенциала по добыче углей экспортного качества

Если конъюнктура мирового рынка является объективным фактором, то все остальные параметры могут быть изменены в результате целенаправленных управленческих воздействий. Например, государство может директивно задавать уровень железнодорожных тарифов на экспортные перевозки угля, обеспечивать привлекательность инвестиций в развитие портовой инфраструктуры и производственных мощностей угольной промышленности и т.д.

Основным показателем, характеризующим конъюнктуру мирового угольного рынка с позиций потребителей, являются закупочные (на условиях СИФ порт потребителя) цены на уголь. В свою очередь, конъюнктуру рынка с позиций экспортеров характеризуют отпускные (на условиях ФОБ порт отгрузки) цены на уголь. Для российских угледобывающих компаний наиболее актуальны цены ФОБ, т.к. подавляющее большинство российских портов не способны принимать крупнотоннажные суда типа Рапатах и Саре817е и, тем самым, каким-то образом влиять на уровень фрахта.

Очевидно, что для развития экспорта российский уголь должен быть конкурентоспособен на мировом рынке, т.е. находится в сложившемся на данный момент ценовом диапазоне. В противном случае, уголь не найдет своего потребителя. Цена экспортных продаж (ФОБ порт отгрузки) складывается из цены угля у поставщика, железнодорожного тарифа и стоимости

обработки угля в порту погрузки. Каждая составляющая экспортной цены оказывает влияние на конкурентоспособность угольной продукции на мировом рынке и, тем самым, влияет на эффективность российского экспорта и его объемы.

Кроме того, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, как курс национальной валюты. Производственные затраты российских угледобывающих предприятий на добычу и обогащение углей осуществляются в рублях, а выручка от реализации поступает в иностранной валюте (в основном, в долларах США), обмениваемой затем в рубли по официальному курсу. Укрепление курса рубля по отношению к основным мировым валютам, фактически означает снижение рублевой выручки угледобывающих предприятий от реализации на экспорт. Значительный рост курса рубля может привести к тому, что практически весь российский экспорт станет неэффективным.

Проанализируем, на каком уровне должна находится экспортная цена, чтобы поставки российских углей за пределы страны были неубыточны. Для этого используем фактическую динамику экспортных цен на российский уголь (на условиях ФОБ порт Санкт-Петербург) за 2001-2003 гг. и сложившиеся на конец 2003 г. уровни портовых ставок, железнодорожного тарифа и производственной себестоимости (рис. 2). Курс рубля по отношению к доллару США принят на уровне 29,8 руб/долл.

Как видно из графика, в конце 2003 г. безубыточность российского угольного экспорта в Европу обеспечивалась при уровне отпускных цен (на условиях ФОБ Санкт-

Рис. 2. Условная доходность

российского угольного экспорта в Европу в зависимости от уровня экспортных цен (ФОБ Санкт-

Петербург)

Петербург) не ниже 32,6 долл/т за угольное топливо с калорийностью 6000 ккал/кг на рабочее состояние. Аналогичные исследования, выполненные для азиатского рынка, показали, что экспорт кузнецких энергетических углей в страны АТР на тот момент был неубыточен при уровне отпускных цен (на условиях ФОБ Восточный) не ниже 31,75 долл/т, а нерюнгринских энергетических углей - при ценах не ниже 30,95 долл/т в пересчете на калорийность 6000 ккал/кг на рабочее состояние.

Особенностью экспорта российского угля является значительная удаленность экспортеров от морских портов. Средняя дальность перевозок экспортного угля до морских портов в пределах России составляет 4245 км, в том числе воркутинских углей - 2500 км, кузнецких - 5000 км, канско-ачинских - 5300 км, восточно-сибирских - 3800 км, нерюнгринских -2500 км. Для сравнения: в Австралии экспортируемый уголь перевозится на расстояние 80-300 км, в ЮАР - 350-450 км, в Колумбии - 120-150 км, в Индонезии - менее 30 км.

Большие расстояния перевозок обусловливают высокую долю транспортной составляющей в цене экспортных углей - 30-45 %. Это обстоятельство ставит экономическую эффективность российского угольного экспорта практически в полную зависимость от тарифной политики МПС России. Применяемые до настоящего времени подходы к определению уровня железнодорожных тарифов на перевозку экспортного угля практически не учитывают конъюнктуру мирового угольного рынка.

Проанализируем, как в зависимости от уровня экспортных цен (на условиях ФОБ Балтика) и ставок железнодорожного тарифа, изменялась предельная, с позиций конкурентоспособности в Европе, отпускная цена на кузнецкие энергетические угли (рис. 3).

Для сложившихся на конец 2003 г. экспортных цен на европейском рынке предельный железнодорожный тариф на перевозку кузнецких энергетических углей до балтийских портов, обеспечивающий рентабельность экспорта на уровне 10 %, составлял 32,1 долл/т. Если же ориентироваться на средний за 2000-2003 гг. уровень европейских цен, то железнодорожный тариф на перевозку кузнецких энергетических углей до балтийских портов не должен превышать 15,9 долл/т.

Аналогичное исследование, выполненное на азиатском рынке, позволило определить предельный уровень железнодорожного тарифа на перевозку кузнецких энергетических углей до порта Восточный:

• для уровня цен на рынке стран АТР на конец 2003 г. - 18,6 долл/т;

• для среднего за 2000-2003 гг. уровня цен на рынке стран АТР - 12,2 долл/т.

Как показывает проведенный анализ, лишь благоприятная конъюнктура мирового угольного рынка предотвратила негативные последствия от сентябрьского повышения железнодорожных тарифов, вызванного переходом на новый Прейскурант. При сохранении мировых цен на уровне весны-лета 2003 г., повышение спецставок на 1,5-2,0 долл/т привело бы к тому, что значительная часть экспортных поставок российских углей стала бы убыточной.

Перспективы наращивания угольного экспорта теснейшим образом связаны с развитием необходимой портово-транс-

портной инфраструктуры. Опыт ведущих мировых стран-

экспортеров угля показывает, что для достижения реальных успехов в угольном бизнесе на

Рис. 3. Влияние железнодо-рожного тарифа на уровень предельной отпускной цены на кузнецкие энергетические угли

мировом рынке необходимо опережающими темпами развивать портовую инфраструктуру и строить специализированные угольные терминалы, способные принимать современные крупнотоннажные суда типа Рапатах и Саре817е.

В настоящее время пропускная способность российских портов является «узким» местом, существенно сдерживающим развитие угольного экспорта. Существующей мощности портов явно недостаточно для перевалки всего экспортируемого угля, а их развитие идет крайне низкими темпами. Поэтому наращивание российского угольного экспорта происходит преимущественно за счет зарубежных (украинских и прибалтийских) портов. Такое положение не только снижает налоговые поступления в бюджет России, но и ставит российский экспорт в опасную зависимость от тарифной политики зарубежных государств. Любое неблагоприятное развитие экономической или политической ситуации в сопредельных странах может в корне подорвать эффективность экспорта угля из России.

В этой связи, важнейшими направлениями развития потенциала российского угольного экспорта являются: снижение затрат на перевалку угля в российских портах; развитие инфраструктуры в портах Мурманск и Высоцк; окончание строительства угольного терминала в порту Усть-Луга; реконструкция с увеличением объемом переработки угля портов Восточный и Посьет, а также строительство комплекса по перегрузке угля в порту Ванино.

Развитие российского угольного экспорта теснейшим образом связано с возможностью производства товарных углей, отвечающих требованиям мировых стандартов.

Анализ вариантов развития угледобычи в России на период до 2010 г. показывает, что

в этот период (особенно до 2005 г.) прирост экспортных поставок будет возможен только за счет углей с высоким выходом летучих веществ (Д, ДГ, Г), по которым предусмотрено существенное увеличение добычи. В тоже время, на мировом рынке наиболее востребованы угли с более высокой степенью метаморфизма, к которым относятся угли с низким выходом летучих веществ (по российской классификации - марка Т) и антрациты. Увеличение предложения российских углей марок Д-Г на внешний рынок, скорее всего, приведет к ужесточению требований потребителей к качеству поставок, прежде всего по зольности, т.к. по сере российские угли практически не имеют конкурентов (за исключением некоторых углей Индонезии).

Экспорт российских углей марок СС-Т, вследствие отсутствия существенных приростов добычи, в период до 2010 г., по-видимому, останется на существующем уровне. Кратковременное увеличение экспорта указанных марок может быть получено только в ущерб внутреннему рынку, что приведет либо к увеличению поставок на электростанции природного газа, либо к приросту импорта низкокачественных углей Казахстана.

Все вышесказанное наглядно демонстрирует уязвимость российского угольного экспорта перед неблагоприятными изменениями внешней и внутренней среды. Учитывая ключевую роль экспортных поставок на современном этапе развития угольной промышленности России, на государственном уровне необходимо принятие мер по повышению эффективности экспорта угля, в том числе: за счет оптимизации всех составляющих экспортных издержек, развития необходимой инфраструктуры и повышения качества выпускаемой продукции.

— Коротко об авторах ----------------------------------------------------------------

Романов Сергей Михайлович - кандидат экономических наук, докторант кафедры «Организация и управление в горной промышленности», Московский государственный горный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.