Научная статья на тему 'Определение оптимальной структуры парка подвижного состава как многокритериальная задача'

Определение оптимальной структуры парка подвижного состава как многокритериальная задача Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК ПОДВИЖНОГО СОСТАВА / УПРАВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРОЙ / МНОГОКРИТЕРИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Иван Владимирович, Терентьева Валерия Алексеевна

В статье анализируется влияние возрастной структуры парка подвижного состава на эффективность работы автотранспортного предприятия. Приводится необходимость решения многокритериальной задачи при выборе оптимальной структуры парка автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тарасов Иван Владимирович, Терентьева Валерия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение оптимальной структуры парка подвижного состава как многокритериальная задача»

4. ADSP-BF518F16 Datasheet and Product Info | Analog Devices. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.analog.com/en/products/processors-dsp/blackfin/adsp-bf518f16.html/ (дата обращения: 20.11.2016).

5. Data Sheet AD7768. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.analog.com/media/en/technical-documentation/data-sheets/AD7768.pdf/ (дата обращения 20.11.2016).

6. Медиаконверторы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://shop.nag.ru/catalog/01897.Mediakonvertery/ (дата обращения: 20.11.2016).

Определение оптимальной структуры парка подвижного состава как многокритериальная задача Тарасов И. В.1, Терентьева В. А.2

'Тарасов Иван Владимирович / Tarasov Ivan Vladimirovich — аспирант;

2Терентьева Валерия Алексеевна / Terenteva Valeriia Alekseevna — аспирант, кафедра транспортно-технологических процессов и машин, электромеханический факультет, Санкт-Петербургский горный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируется влияние возрастной структуры парка подвижного состава на эффективность работы автотранспортного предприятия. Приводится необходимость решения многокритериальной задачи при выборе оптимальной структуры парка автомобилей. Ключевые слова: парк подвижного состава, управление возрастной структурой, многокритериальная задача.

Современные производители транспортных услуг постоянно сталкиваются с необходимостью совершенствования транспортного процесса. В условиях рыночной экономики эта проблема особенно актуальна в связи с тем, что потребители транспортной продукции стремятся приобрести услугу высокого качества, но по минимально низкой цене. Решение данной задачи возможно, если перевозчик располагает соответствующим парком подвижного состава (ПС).

Значительный средний возраст парка автомобилей негативно отражается на показателях эффективности работы автотранспортного предприятия, таких как показатели технической эксплуатации, производительности, потребности в обслуживании производственно-технической базы (ПТБ) и т.д. Возрастная структура парка подвижного состава влияет на эффективность транспортной работы в целом. При этом, чем значительнее средний возраст автомобиля, тем более пагубное влияние он оказывает на безопасность транспортных процессов, на экологические показатели работы автомобилей и эффективность их использования [1].

Управление возрастной структурой парка автомобилей позволяет:

1. Устанавливать оптимальные сроки службы ПС, соответствующие регулированию амортизационных отчислений и организации вывода из эксплуатации и ввода в эксплуатацию новых автомобилей, обеспечивающие реализацию для парка рациональных условий функционирования. При изменении сроков службы автомобилей изменяются эксплуатационные затраты и капиталовложения, уменьшаются затраты на техническое обслуживание (ТО) и ремонт, потребность в персонале и ПТБ для ТО и ремонта, потребность в затратах на запасные части и т. д.

2. Регулировать пропорции списания и соотношения в парке автомобилей разных возрастных групп при необходимом обеспечении заданного для предприятия объёма транспортной работы при минимальных затратах.

Выбор наиболее эффективного варианта использования ПС применительно к конкретным условиям эксплуатации с учетом реальных объемов перевозок и сложившейся структуры парка является сложной оптимизационной задачей. Для этого необходимо оценить транспортное средство по целому ряду показателей качества: назначения, надёжности, экономного использования ресурсов, эргономические, технологичности, экологичности, безопасности и эстетические. Однако следует отметить один общий недостаток всех частных показателей: они не позволяют объективно определить ни эффективность, ни качество, ни конкурентоспособность автомобиля, а характеризуют лишь одно его свойство [2].

Таким образом, сегодня возникает потребность оценивать качество автомобиля не по одному, а по целому ряду критериев с присущими им показателями. Для этого существует большое количество методов, которые можно разделить на две группы:

1. Методы, сводящие решение многокритериальной задачи к однокритериальной. Перечисленные выше показатели сводятся к единому обобщенному показателю. Данные методы содержат существенный недостаток для применения на практике, а именно ряд критериев может иметь взаимоисключающие значения. Например, эксплуатация грузовых автомобилей, отвечающих требованиям надёжности, но не отвечающих требованиям экологической безопасности, будет недопустима в условиях международных перевозок.

2. Методы, позволяющие определять весовые коэффициенты возможных решений по каждому из критериев, исходя из экспертной оценки значимости каждого критерия. Полученные знания об относительной важности каждого из критериев довольно субъективны, т.к. научно не подкреплены и зависят от качества организации экспертизы и подбора экспертов. При сравнении критериев группой экспертов полученные оценки не всегда бывают согласованны. Таким образом, присутствует риск столкнуться с не репрезентативными данными. Таким образом, при использовании данного метода существует большая вероятность неточности полученного результата.

Для снижения негативного влияния недостатков присущих перечисленным методам и оценки процессов при управлении сроком службы автомобилей необходим аппарат, позволяющий, соблюдая отдельные критерии, объективно и дифференцированно учитывать состояние качества автомобиля по различным группам показателей с учётом многочисленных факторов внешней среды.

Литература

1. КузнецовЕ. С. Управление техническими системами. М.: МАДИ, 2003. 247 с.

2. Терентьев А. В. Иерархия системы управления рациональным сроком службы автомобиля. Терентьев А. В., Тарасов И. В., Терентьева В. А. Экономика и менеджмент систем управления, 2016. Т. 22. № 4. С. 46-50.

3. Беляев А. И. Efficiency of Vehicle Operation. А. И. Беляев, А. С. Афанасьев. International Journal of Economics and Financial Issues. Volume 6, 2016. С. 24-30.

Смарт-карта Каршов Р. С.1, Громов В. С.2

'Каршов Роман Сергеевич /Karshov Roman Sergeevich - студент магистратуры;

2Громов Вадим Сергеевич / Gromov Vadim Sergeevich - студент магистратуры, кафедра систем автоматического управления и контроля,

Национально-исследовательский университет Московский институт электронной техники, г. Зеленоград

Аннотация: в работе представлена классификация смарт-карт по принципу работы, использованию,

преимуществу и их недостаткам.

Ключевые слова: смарт-карта, пластиковая карта.

Смарт-карты - пластиковые карты, которые стали неотъемлемой частью повседневной жизни, однако, немногие люди знают, откуда они появились, и из чего они состоят. В действительности смарт-карта - это небольшой компьютер, который может осуществлять те же вычисления, что и персональный компьютер. Смарт-карта представляет собой пластиковую карточку размером приблизительно с кредитную карту со встроенным микрочипом, который может быть загружен данными, используемыми для телефонного вызова, электронных денежных платежей и других приложений, а затем периодически обновляться для дополнительного использования. На сегодняшний день смарт-карты могут быть использованы для того, чтобы:

• осуществлять идентификацию вашей личности при авторизации в Интернете или интернет-банке;

• для оплаты парковки через паркоматы или для прохода в метро, поезд или автобус;

• предоставлять персональные данные в больнице врачам без заполнения специальных форм;

• осуществлять покупки в электронных магазинах в Интернете (своего рода виртуальные деньги);

• оплачивать бензин на автозаправочной станции.

Далее рассмотрим принцип работы смарт-карт:

Смарт-карта содержит больше информации, чем карточка с магнитной кодовой полоской, и может быть запрограммирована для различных целей. Карты могут содержать данные, использовать которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.