Научная статья на тему 'Определение оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика дефеката'

Определение оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика дефеката Текст научной статьи по специальности «Сельскохозяйственные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Ключевые слова
оптимальная грузоподъемность / прицеп-перегрузчик / специализация функций / транспортный процесс / удельная цикловая производительность / optimal load capacity / reloading trailer / specific cyclic productivity / specialization of functions / transport process

Аннотация научной статьи по Сельскохозяйственные науки, автор научной работы — Дьячков А. П., Колесников Н. П., Барыкин К. В.

Введение. В статье рассматривается методика расчёта оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика по комбинированному критерию – удельная цикловая производительность на единицу веса, расчёты проводились на примере внесения дефеката по перегрузочной технологии. Дан пример расчета для трактора БТЗ-254К. Для определения оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика надо выбрать критерий эффективности, исходя из которого будем находить искомый параметр. Выбор критерия эффективности в значительной степени зависит от типа материала, который предполагается транспортировать, если материал заранее известен, то производительность прицепа-перегрузчика можно принять как главный показатель эффективности. Учитывая, что производительность влияет не только на продолжительность выполнения работы, но и в значительной степени на прямые затраты, можно предположить, что даже незначительное повышение производительности приведёт к значительному росту материалоёмкости, а значит, и росту прямых затрат. Материалы и методы. Материалами для расчётов послужили взятые из открытых источников статистические данные, подкреплённые техническими характеристиками отдельных машин, обработанные встроенным функционалом программы «Microsoft Excel» для нахождения зависимости между основными параметрами прицепов-перегрузчиков. Результаты и обсуждение. В результате исследований были получены коэффициенты корреляционной зависимости массы прицепов-перегрузчиков от их грузоподъёмности. Основываясь на полученных коэффициентах, определили оптимальную грузоподъёмность прицепа-перегрузчика при внесении дефеката по перегрузочной технологии, расчёт был произведён для наиболее типичных условий Центрального Черноземья, при агрегатировании прицепа-перегрузчика с трактором БТЗ-254К. Заключение. При определении оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика было установлено, что оптимальная грузоподъёмность в большей степени зависит от эксплуатационной массы трактора, мощности двигателя трактора и выгрузного устройства прицепа-перегрузчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Сельскохозяйственные науки , автор научной работы — Дьячков А. П., Колесников Н. П., Барыкин К. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of the optimal load capacity of the beet lime reloading trailer

Introduction. The article discusses the methodology for calculating the optimal load capacity of a reloading trailer according to a combined criterion specific cyclic productivity per unit of weight, calculations were carried out using the example of introducing a defect using reloading technology. An example of a layout for a BTZ-254K tractor is given. To determine the optimal load capacity of the reloading trailer, it is necessary to choose an efficiency criterion, based on which we will find the desired parameter. The choice of the efficiency criterion largely depends on the type of material to be transported, if the material is known in advance, then the performance of the reloading trailer can be taken as the main indicator of efficiency. Considering that productivity affects not only the duration of work, but also to a large extent direct costs, it can be assumed that even a slight increase in productivity will lead to a significant increase in material consumption, and therefore an increase in direct costs. Materials and methods. The materials for the calculations were statistical data taken from open sources, supported by the technical characteristics of individual machines, processed by the built-in functionality of the Microsoft Excel program to find the relationship between the main parameters of reloading trailers. Results and discussion. As a result of the research, the coefficients of the correlation dependence of the weight of the reloading trailers on their load capacity were obtained. Based on the obtained coefficients, the optimal load capacity of the reloading trailer was determined when introducing a defect using reloading technology, the calculation was made for the most typical conditions of the Central Chernozem region, when aggregating the reloading trailer with the BTZ‑254K tractor. Conclusion. When determining the optimal load capacity of the reloading trailer, it was found that the optimal load capacity depends more on the operational weight of the tractor, the power of the tractor engine and the unloading device of the reloading trailer.

Текст научной работы на тему «Определение оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика дефеката»

ТРГНМП! f)fllF<i MATHINFS AND

FDR THF АПИП-1\[П1ТЯТША1 ГПМР1

$run ж пс uvuujiniml, ¡ß^üß^üß^üß^yg^y^

Научная статья УДК 631.374:629.366 DOI: 10.24412/2227-9407-2024-7-18-27 EDN: BVEXJJ

Определение оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика дефеката

Анатолий Петрович Дьячков1, Николай Петрович Колесников2, Константин Вадимович Барыкин3—

12 3 Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I, Воронеж, Россия

1 super.ychitel2012@yandex. ги

2 тЫау2060@уаЫех. ги

3 Taviansky@yandex.ru—

Аннотация

Введение. В статье рассматривается методика расчёта оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика по комбинированному критерию - удельная цикловая производительность на единицу веса, расчёты проводились на примере внесения дефеката по перегрузочной технологии. Дан пример расчета для трактора БТЗ-254К. Для определения оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика надо выбрать критерий эффективности, исходя из которого будем находить искомый параметр. Выбор критерия эффективности в значительной степени зависит от типа материала, который предполагается транспортировать, если материал заранее известен, то производительность прицепа-перегрузчика можно принять как главный показатель эффективности. Учитывая, что производительность влияет не только на продолжительность выполнения работы, но и в значительной степени на прямые затраты, можно предположить, что даже незначительное повышение производительности приведёт к значительному росту материалоёмкости, а значит, и росту прямых затрат. Материалы и методы. Материалами для расчётов послужили взятые из открытых источников статистические данные, подкреплённые техническими характеристиками отдельных машин, обработанные встроенным функционалом программы «Microsoft Excel» для нахождения зависимости между основными параметрами прицепов-перегрузчиков.

Результаты и обсуждение. В результате исследований были получены коэффициенты корреляционной зависимости массы прицепов-перегрузчиков от их грузоподъёмности. Основываясь на полученных коэффициентах, определили оптимальную грузоподъёмность прицепа-перегрузчика при внесении дефеката по перегрузочной технологии, расчёт был произведён для наиболее типичных условий Центрального Черноземья, при агрегатировании прицепа-перегрузчика с трактором БТЗ-254К.

Заключение. При определении оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика было установлено, что оптимальная грузоподъёмность в большей степени зависит от эксплуатационной массы трактора, мощности двигателя трактора и выгрузного устройства прицепа-перегрузчика.

Ключевые слова: оптимальная грузоподъемность, прицеп-перегрузчик, специализация функций, транспортный процесс, удельная цикловая производительность

Для цитирования: Дьячков А. П., Колесников Н. П., Барыкин К. В. Определение оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика дефеката // Вестник НГИЭИ. 2024. № 7 (158). С. 18-27. DOI: 10.24412/2227-94072024-7-18-27. EDN: BVEXJJ

© Дьячков А. П., Колесников Н. П., Барыкин К. В., 2024

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

XXXXXXXXXXX технологии, машины и оборудование XXXXXXXXXXX

ППЯ ЛГРППРПМЫШПРННПГП КПМППРКГА

ДЛЯ АГ ГО11рОМЫШЛЕППО1 О комплекса

Determination of the optimal load capacity of the beet lime reloading trailer

Anatoly P. Dyachkov1, Nikolai P. Kolesnikov2, Konstantin V. Barykin3B

12 3 Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great, Voronezh, Russia

1 super.ychitel2012@yandex.ru

2 nikolay2060@yandex. ru

3 Taviansky@yandex.ruB

Abstract

Introduction. The article discusses the methodology for calculating the optimal load capacity of a reloading trailer according to a combined criterion - specific cyclic productivity per unit of weight, calculations were carried out using the example of introducing a defect using reloading technology. An example of a layout for a BTZ-254K tractor is given. To determine the optimal load capacity of the reloading trailer, it is necessary to choose an efficiency criterion, based on which we will find the desired parameter. The choice of the efficiency criterion largely depends on the type of material to be transported, if the material is known in advance, then the performance of the reloading trailer can be taken as the main indicator of efficiency. Considering that productivity affects not only the duration of work, but also to a large extent direct costs, it can be assumed that even a slight increase in productivity will lead to a significant increase in material consumption, and therefore an increase in direct costs.

Materials and methods. The materials for the calculations were statistical data taken from open sources, supported by the technical characteristics of individual machines, processed by the built-in functionality of the Microsoft Excel program to find the relationship between the main parameters of reloading trailers.

Results and discussion. As a result of the research, the coefficients of the correlation dependence of the weight of the reloading trailers on their load capacity were obtained. Based on the obtained coefficients, the optimal load capacity of the reloading trailer was determined when introducing a defect using reloading technology, the calculation was made for the most typical conditions of the Central Chernozem region, when aggregating the reloading trailer with the BTZ-254K tractor.

Conclusion. When determining the optimal load capacity of the reloading trailer, it was found that the optimal load capacity depends more on the operational weight of the tractor, the power of the tractor engine and the unloading device of the reloading trailer.

Key words: optimal load capacity, reloading trailer, specific cyclic productivity, specialization of functions, transport process

For citation: Dyachkov A. P., Kolesnikov N. P., Barykin K. V. Determination of the optimal load capacity of the beet lime reloading trailer // Bulletin NGIEI. 2024. № 7 (158). P. 1827. DOI: 10.24412/2227-9407-2024-7-18-27. EDN: BVEXJJ

Введение

Одна из важнейших задач, стоящих перед сельским хозяйством Российской Федерации, - это повышение продовольственной безопасности нашей страны, которая оказывает большое влияние на стабильный рост экономического и социального развития. Данное направление является приоритетным для всего мирового сообщества, расположение задачи обеспечения продовольственной безопасности на втором месте в целях устойчивого развития (ЦУР), принятых во второй половине 2020-го года, ясно говорит о наличии актуальности и объективной необходимости активных действий в этом

направлении [1]. Одним из возможных направлений обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации является повышение плодородия почвы, что приведёт к увеличению роста сельскохозяйственной продукции при сохранении прежнего уровня затрат на её производство.

Несколько десятилетий подряд происходило стабильное снижение объёмов внесения органических удобрений и мелиорантов из-за сокращения поголовья крупнорогатого скота и общего упадка в сфере сельскохозяйственной деятельности. Низкая экономическая эффективность сельскохозяйственной отрасли не позволяла проводить полноценные

[ technologies, machines and equipment : for the agro-industrial complex

почвозащитные мероприятия, что, в свою очередь, приводило к стабильному снижению урожайности. С появлением специальных программ по поддержанию сельскохозяйственных предприятий возросли объемы внесения минеральных удобрений, чрезмерное применение которых негативно сказалось на повышении кислотности почвы [2; 3].

Давно известно, что кислая среда нарушает белковый и углеводный обмен в растениях. Негативный эффект кислой среды на ферментативный аппарат клеток приводит к замедлению процессов синтеза в растениях и создаёт такие условия, в которых практически не выживают микроорганизмы, необходимые для поддержания процессов нитрификации и азотификации. Годовой прирост площадей кислых почв в Центральном Черноземье составляет более 1 % [4]. Один из способов снижения кислотности почвы заключается в использовании дефека-та, который является побочным продуктом производства на сахарных заводах. Внесение дефеката стало актуально с конца 90-х годов, довольно быстро стали проводиться научные исследования на предмет изучения влияния дефеката на агрохимический состав почвы, разрабатываться машины с подходящими рабочими органами для внесения дефе-ката и совершенствоваться технологии внесения. По данной тематике за последние 15 лет получено множество патентов на изобретения и полезные модели, что указывает на неослабевающий интерес к данной теме среди исследователей и производителей сельскохозяйственной техники [5; 6; 7]. Применение дефеката в качестве мелиоранта эффективно снижает кислотность почвы и увеличивает урожайность большинства сельскохозяйственных культур. Однако, к сожалению, его применение ограничено из-за высокой стоимости транспортных и распределительных работ, несовершенства операционной технологии внесения и большой удаленности полей фильтрации от закисленных полей. Также усложняет ситуацию применение неспециализированных машин для распределения дефеката по полю. Нами предлагается операционная технология внесения дефеката с использованием специализации функций транспортного и распределительного процесса. Сущность этой технологии заключается в следующем. В период уборки и доставки корнеплодов сахарной свёклы используется в основном большегрузный самосвальный автотранспорт. После разгрузки корнеплодов на заводе его следует загрузить дефекатом, который необходимо доставить на край

поля, где в дальнейшем предполагается его внесение. В процессе доставки дефеката его следует буртовать бульдозером [8; 9; 10; 11]. В период внесения дефеката его грузят погрузчиком большой производительности в прицеп-перегрузчик, который доставляет дефекат к разбрасывателю и перегружает его в кузов. В этом случае разбрасыватель выполняет только свою основную функцию - распределительную, а прицеп-перегрузчик - транспортную. Максимум эффекта можно получить, если при внесении использовать технические средства с оптимальными параметрами. Для прицепа-перегрузчика, прежде всего, это его грузоподъёмность.

Материалы и методы

Для определения оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика в первую очередь надо выбрать критерий эффективности, по которому мы будем рассчитывать вышеописанный параметр.

Критерий эффективности в первую очередь зависит от типа материала, который предполагается транспортировать. Если материал заранее известен, то производительность транспортно-перегрузочного агрегата можно принять как основной показатель эффективности. Но стоит учесть то, что производительность влияет не только на время выполнения работы, но и на прямые затраты. Эта взаимосвязь обуславливается тем, что даже незначительное повышение производительности приводит к значительному росту материалоёмкости и прямых затрат [12; 13].

Однако стоит учесть, что прямые затраты нельзя использовать в качестве критерия эффективности, потому что технологические машины, используемые для определённого материала, рассчитываются на длительный срок производства, в процессе которого стоимостные показатели обязательно будут меняться, из-за чего грузоподъёмность прицепа-перегрузчика перестанет быть оптимальной.

Таким образом, при обосновании оптимальных параметров, а именно оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика, нельзя пользоваться прямыми или приведенными затратами как основным критерием эффективности. По нашему мнению, необходимо использовать комбинированный критерий, например, такой как удельная цикловая производительность транспортно-перегрузочного агрегата на единицу его веса [14; 15].

Исходя из вышесказанного, цикловую производительность транспортно-перегрузочного агрега-

технологии, машины и оборудование ] для агропромышленного комплекса ]

та определим по формуле (1). Таким образом, зная цикловую производительность, сможем вычислить удельную цикловую производительность на единицу эксплуатационного веса прицепа-перегрузчика по формуле (2). Исходя из этого, критерий эффективности прицепа-перегрузчика по удельной цикловой производительности рассчитываем по формуле

(3).

" (1)

(2)

(3)

Юц= — ,

ц Юц

юЦд= —

^ э.пп

К= Юш

э Qnn ,

где Qпп - грузоподъёмность прицепа-перегрузчика, кг; ^ - время цикла транспортно-перегрузочного агрегата, с; юц - цикловая производительность транспортно-перегрузочного агрегата, кг/с; Оэ.пп -эксплуатационный вес прицепа-перегрузчика, кН; юудц - удельная цикловая производительность транспортно-перегрузочного агрегата в расчете на его эксплуатационный вес, кг/с/кН.

Для определения времени цикла транспортно-перегрузочного агрегата суммируем время загрузки прицепа-перегрузчика, время движения с грузом до места разгрузки, время разгрузки прицепа-перегрузчика и время движения без груза [16; 17].

, (4)

где 4^дг,^дх - соответственно время загрузки, движения с грузом, разгрузки и движения без груза, с.

Время загрузки прицепа-перегрузчика рассчитаем по формуле (5). Время движения агрегата с груженым прицепом-перегрузчиком по грунтовой дороге определим по формуле (6). Среднюю скорость движения рассчитаем по формуле (7). Учитываем, что внесение дефеката происходит в благоприятных погодных условиях, и мы можем пренебречь пробуксовкой.

" (5)

(6)

^ = кда+ст'р(№), (7)

где юп - производительность погрузчика, кг/с; -средняя дистанция, на которую необходимо транспортировать дефекат после заполнения кузова прицепа-перегрузчика, м; удг - средняя скорость движения транспортно-перегрузочного агрегата с грузом, м/с; Кен - номинальная мощность двигателя трактора, кВт; - допустимый коэффициент загрузки двигателя; Цмг - коэффициент полезного действия

_ Qnn

я •

^ Юп

t = ±

t дг v„r ,

трансмиссии; Ядг - тяговое сопротивление прицепа-перегрузчика при движении на подъём, кН; Отр -эксплуатационный вес трактора, кН; f - коэффициент, учитывающий сопротивление перекатыванию; 1 - значение уклона местности, доли единицы.

Тяговое сопротивление груженого прицепа-перегрузчика при его движении на подъём можно определить по формуле (8). Между массой и грузоподъёмностью прицепа-перегрузчика имеется прямолинейная зависимость, отраженная в формуле (9). Подставляя значения из формулы (9), определим эксплуатационный вес прицепа-перегрузчика по формуле (10). Учитывая тяговое сопротивление прицепа-перегрузчика при движении на подъём, которое определим по формуле (11).

Ядг= Сэпп- ( Г+0 , (8)

М пп= а + Ь <2ПП , (9)

пп = 1 0 - 3£[а + ( 1 + Ь )<? пп] , (10)

Кдг= 1 0 - 3^+0[а + ( 1 + Ь )(? п п] , (11) где Оэпп - эксплуатационный вес прицепа-перегрузчика с грузом, кН; а и Ь - постоянные величины корреляционной зависимости; g - ускорение свободного падения, м/с2.

Заменим значения в формуле (6) на значения из формул (7) и (11), после преобразуем в формуле

(12). Учитывая, что время движения транспортно-перегрузочного агрегата без груза напрямую зависит от его скорости холостого хода (^х), которая, в свою очередь, зависит от целого ряда факторов. Тяговое сопротивление прицепа-перегрузчика при движении на подъём без груза рассчитывается по формуле (13). Подставив значения из формул (12) и

(13), определим время движения без груза по формуле (14).

А+Б(2ПП

£дг

Дда= 1 О - Vf+i)[a + bQn

£дх

A+B'Qn

(12)

(13)

(14)

где А = + 1)(ав • 10"3 + Отр); Б = Бв^ + 1)(1 + Ь) х х 10-3; В = Кен[^м]Цмг; Б' = Бв • 10-3Ь(f + 1).

После определим время разгрузки прицепа-перегрузчика (15), которое будет зависеть от количества кузовов разбрасывателя, вмещающихся в кузов прицепа-перегрузчика (16). Время заполнения технологической емкости разбрасывателя определим по формуле (17).

Ср= £3рПр + Спер( Пр - 1 ) , (15)

Пр= (16)

урУм

[ technologies, machines and equipment : for the agro-industrial complex

p_ vpYm

r =

(17)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где - время заполнения технологической ёмкости разбрасывателя, с; Пр - количество технологических ёмкостей разбрасывателей, помещающихся в кузов прицепа-перегрузчика; ^ер - время движения транс-портно-перегрузочного агрегата от одной загрузки разбрасывателя до другой, с; :г - степень заполнения кузова прицепа-перегрузчика; V], - объём кузова разбрасывателя, м3; ум - плотность дефеката, кг/м3; ювпп - производительность выгрузного устройства прицепа-перегрузчика, кг/с.

Время движения транспортно-перегрузочного агрегата от одной загрузки разбрасывателя до другой рассчитаем по формуле (18), время работы разбрасывателя в загоне - по формуле (19). Время цикла транспортно-перегрузочного агрегата - по формуле (20).

^ п ер= ф (18)

_ УрУм ^СшДг _ 1 \ (19)

(20)

fP= со

I ~ J- I XIIII'T _

f (VpyM

_ Бо+ApQnn

L в ,

где - путь переезда от одной загрузки разбрасывателя до другой, м; V - скорость движения при переезде транспортно-перегрузочного агрегата, м/с. Ао = Вю^рУм + БшпШвпп^рУм +

+ БЮпЮвШ^рУм + ЮпВ^уА + «пВ^в^А^

Бо = ЮпЮвП%ум^^);

Во = ^Юв^рУм. Теперь определение цикловой производительности юц будет выглядеть так:

ВоСпп

Юц Бо+AoQn

(21)

Прежде чем определять удельную производительность прицепа-перегрузчика (юудц), рассчитаем эксплуатационный вес транспортно-перегрузочного агрегата ^эа):

Сэа= 1 0 - 3#[( а + М Тр) + Ь(?пп], (22) где Мтр - эксплуатационная масса агрегатируемого трактора, кг.

Тогда эксплуатационный вес агрегатируемого тракторного транспортно-перегрузочного агрегата ^эа) будет равен:

СЭа= К + 1(?пп, (23)

где K = 10-3g(a+МTр); L = 10^Ь.

Теперь удельная производительность (юуд) с учётом формул (20) и (23) будет равна:

ВоСпп

ЮУД ЛТБ0+(A0ftT+B0L)Qnn +A0LQn2n.

Далее найдём частную производную

(24)

с1соуд

dCW

приравняв её к нулю, и определим оптимальную грузоподъёмность прицепа-перегрузчика (0пп°пт).

Çqjjt— б 0к п п jAnL .

(25)

Подставив вышеописанные значения в формулу (25), получим:

ÇonT_ пп

( а + МТр)шпшП% Ум[2 itf(f + i)(■ 1 0 - 3 + GTp) - ЛиЫ7 мА ] ■

b{ vVpУм[^ен[Ы?7мг®ПП + 5s(f + i)( 1 + b) ■ 1 0

-з .

(26)

■®п<П + ■ 1 0 3(/ + 0®п<П + ^е н[<fw]î7мг®пЯг] + ^е н[Ы7мг®п<П^i ЛТ

Результаты и обсуждение

Проанализировав технические характеристики прицепов-перегрузчиков разных типов, с целью определения закономерности между эксплуатационной массой и грузоподъёмностью прицепов-перегрузчиков, используя встроенные возможности программы «Microsoft Excel», мы выявили корреляционную зависимость между этими значениями (рис. 1) [18; 19; 20].

Из полученного графика следует, что эксплуатационная масса прицепа-перегрузчика может

быть определена с использованием следующего уравнения Мпп = 2133 + 0,226 Qпп, где коэффициент пропорциональности а = 2133, а коэффициент Ь = 0,226. Полученный коэффициент корреляции (г = 0,5) указывает на наличие корреляционной зависимости между массой прицепа-перегрузчика и его грузоподъёмностью. Проведём расчёт оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика для типичных условий Центрального Черноземья в агрегате с выбранным нами трактором БТЗ-254К при работе с группой распределительных агрегатов.

технологии, машины и оборудование) для агропромышленного комплекса ]

W

of о

Q ад

сЗ

s ^

м И

ts и <П d

ES S я _

О Й

s о

ц

£ £ ЕУ & с

о И

m

18000 16000 14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

y = 0,226x с + 2133 4

R2 = 0,5 ♦ ♦

♦ ♦ ♦♦ * ♦

♦ ♦ ♦ .

♦ ♦ ♦ ♦

♦ J ♦ ♦ ♦

♦ ♦♦ ♦

♦ ♦

10000

20000

30000

40000

50000 60000

Грузоподъемность, кг load capacity, kg

0

Рис. 1. Зависимость грузоподъёмности прицепа-перегрузчика от эксплуатационной массы Fig. 1. The dependence of the load capacity of the reloading trailer on the operating weight Источник: составлено авторами на основании собственных исследований

(2133 + 8660)55,6 ■ 35 ■ 10 ■ 1000[2 ■ 2 ■ 1000(0,08 + 0,03)(2133 ■ 9,81 ■ 10"3 + 84,3) - 184 ■ 0,95 ■ 0,8 ■ 10] х 0,226{2 ■ 10 ■ 1000[184 ■ 0,95 ■ 0,8 ■ 35 + 500 ■ 9,81(0,08 + 0,03)(1 + 0,226) ■ 10"3} ■ 55,6 ■ 35 +

+500 ■ 9,81 ■ 0,226 ■ 10"3(1 + 0,226)55,6 ■ 35 + 260 ■ 0,95 ■ 0,8 ■ 55,6 ■ 0,95] + 184 ■ 0,95 ■ 0,8 ■ 55,6 ■ 10 ■ 0,95

Заключение

Проанализировав формулу (26), можно увидеть, что грузоподъёмность прицепа-перегрузчика зависит от таких факторов, как: мощность и масса агрегатируемого с ним трактора, производительность выгрузного устройства прицепа-перегрузчика, размеров поля, технических характеристик погрузчика и работающих с ним распределительных агрегатов. По результатам расчётов отметим наибольшую зависимость оптимальной грузоподъёмности прицепа-перегрузчика от массы и мощности агрега-тируемого с ним трактора, а также от производительности выгрузного устройства прицепа-перегрузчика. Таким образом, направление исследований следует сосредоточить на разработке более

производительных выгрузных устройств для прицепов-перегрузчиков, что отразится на их оптимальной грузоподъёмности и позволит эффективно применять их с более широким перечнем разбрасывающих агрегатов различной грузоподъёмности. По нашему мнению, использование прицепов-перегрузчиков с разбрасывателями малой грузоподъёмности (до 15 тонн) прогнозируемо уменьшит уплотнение нижних слоёв почвы. А негативный эффект от использования относительно тяжелых транспортно-перегрузочных агрегатов будет компенсирован тем, что они совершают рабочий ход по одному и тому же следу и его негативное влияние на уплотнение почвы в масштабах всего поля остаётся минимальным.

XXXXXXXXXXX технологии, машины и оборудование XXXXXXXXXXX

ППЯ ЛГРППРПМЫШ ПРННПГП КПМППРКГА

ДЛЯ АГ ГО11рОМЫШЛЕППО1 О комплекса

17. Иванов Д. Ю. Комбинированный агрегат для внесения концентрированных твердых органических удобрений // Фундаментальные основы механики. 2022. № 9. С. 77-79. DOI:10.26160/2542-0127-2022-9-77-79

18. Дыба Э. В., Микульский В. В., Трофимович Л. И., Пунько А. И. К вопросу о разработке комбинированного рабочего органа разбрасывателя СТТ-25 // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2023. № 1. С. 147-151. EDN LZNVSY.

19. Харлашин А. В., Шитенков А. А. Комбинированная машина для внесения навоза // Перспективные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. 2023. С. 61-63. EDN CQBUTZ.

20. Иванов А. С., Пахомкин А. А., Сиднев А. А. Использование цифровых технологий при внесении удобрений // Перспективная техника и технологии в АПК. Минск : Белорусский государственный аграрный технический университет, 2022. С. 32-35. EDN XANTQX.

Дата поступления статьи в редакцию 29.04.2024; одобрена после рецензирования 28.05.2024;

принята к публикации 29.05.2024.

Информация об авторах: А. П. Дьячков - к.т.н., доцент, Spin-код: 7868-1497; Н. П. Колесников - к.т.н., доцент, Spin-код: 7363-9218; К. В. Барыкин - аспирант.

Заявленный вклад авторов: Дьячков А. П. - подготовка теоретической основы проекта и дополнение текста статьи. Колесников Н. П. - общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Барыкин К. В. - сбор и обработка материала, подготовка первоначального варианта статьи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

REFERNCES

1. Brenman A. I. Obespechenie prodovol'stvennoj bezopasnosti grupp naseleniya so specificheskimi pishchevymi potrebnostyami kak neot"emlemyj komponent prodovol'stvennoj bezopasnosti gosudarstva [Ensuring the food security of a population group with specific nutritional needs as an essential component of the state's food security], Zakonomernosti razvitiya regional'nyh agroprodovol'stvennyh system [Patterns of development of regional agri-food systems], 2023, No. 1, pp. 36-40, EDN JHIBKY.

2. Vinevskij E. I., Papusha S. K., Nikolenko A. Yu. Ocenka konkurentosposobnosti otechestvennyh i zarubezh-nyh mashin dlya vneseniya tverdyh organicheskih udobrenij [Assessment of the competitiveness of domestic and foreign machines for applying solid organic fertilizers], Politematicheskij setevoj elektronnyj nauchnyj zhurnal Ku-banskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic online electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2022, No. 180, pp. 42-51, DOI 10.21515/1990-4665-180-005, EDN FSOFZB.

3. Iovlev G. A. Analiz obespechennosti osnovnymi vidami sel'skohozyajstvennoj tekhniki regional'nogo sel'skogo hozyajstva [Analysis of the availability of the main types of agricultural machinery in regional agriculture], Vestnik NGIEI [Bulletin NGIEI], 2024, No. 4 (155), pp. 18-33, DOI: 10.24412/2227-9407- 2024-4-18-33, EDN: DA-LUFS

4. Andreeva E. V. Uvelichenie urozhajnosti sel'skohozyajstvennyh kul'tur za schet vneseniya v pochvu tverdyh organicheskih udobrenij s posleduyushchej ih zadelkoj [Increasing crop yields by applying solid organic fertilizers to the soil and then sealing them], Inzhenerno-tekhnicheskoe obespechenie APK. Referativnyj zhurnal [Engineering and technical support of the agro-industrial complex. Abstract journal], 2010, No. 2, pp. 489, EDN MLUBTB.

5. Sedashkin A. N., Sedashkina E. A., Suhankin A. N. Patent na poleznuyu model' No. 64851 U1 Rossijskaya Federaciya, MPK A01C 17/00. Rabochij organ dlya vneseniya defekata [The working body for the introduction of defecate], No. 2007103104/22, zayavl. 25.01.2007, opubl. 27.07.2007, EDN KRFICT.

Вестник НГИЭИ. 2024. № 7 (158). C. 18-27. ISSN 2227-9407 (Print) Bulletin NGIEI. 2024. № 7 (158). P. 18-27. ISSN 2227-9407 (Print) ^^WWW^^WW тчглнлг/!//lA'/irc мл гн/л(гс лып

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Jjfyify^^^p^^ lzlmvuluulzb, мльпичсэ суимгмым щ^щ^/щ^/щ^/щ^

f/ii? thf imtwigtbiai глшrv

run i nc agrU-u\UUs mirtl, ьитгьсл ^

6. Kolesnikov N. S., Dolgachev S. A. Patent na poleznuyu model' No. 164075 Rossijskaya Federaciya, MPK A01C 17/00. Rabochij organ dlya vneseniya mineral'nyh udobrenij i defekata [A working body for applying mineral fertilizers and defecate], No. 2016102267/13, zayavl. 25.01.2016, EDN WLHHYD.

7. Kupreenko A. I., Kuznecov V. V., Isaev H. M., Isaev S. H. Razrabotka centrobezhnogo rabochego organa dlya rasseva udobrenij [Development of a centrifugal working body for sowing fertilizers], Sovremennye tendencii razvitiya agrarnoj nauki [Modern trends in the development of agricultural science ], Volume Part 2, Bryansk: Bryan-skij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2022, pp. 122-125, EDN IXGARR.

8. Torikov V. E., Pogonyshev V. A., Pogonysheva D. A. Resursosberezhenie v sfere sel'skogo hozyajstva [Resource conservation in the field of agriculture ], Agrarnyj vestnik Verhnevolzh'ya [Agrarian Bulletin of the Upper Volga region], 2021, No. 1 (34), pp. 24-32, DOI 10.35523/2307-5872-2021-34-1-24-32, EDN DTNXJC.A.P.

9. Smetnev A. S., Feryabkov A. V., Yudin Yu. B. Metody intensifikacii transportno-tekhnologicheskih pro-cessov v sel'skohozyajstvennom proizvodstve [Methods of intensification of transport and technological processes in agricultural production], Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo agrarnogo zaochnogo universiteta [Bulletin of the Russian State Agrarian Correspondence University], 2016, No. 22 (27), pp. 25-31, EDN YNZXYP.

10. King V. S. Sovershenstvovanie transportnogo obespecheniya pri vnesenii organicheskih udobrenij [Improving transport support for the application of organic fertilizers], Chteniya akademika V. N. Boltinskogo [Readings by Academician V. N. Boltinsky], Moscow, January 25-26, 2023. Volume 2, Moscow: OOO «Sam poHgrafist», 2023, pp. 292-297, EDN FBPMNP.

11. Milyushina E. A., Kostrigin A. A., Sedashkin A. N., Ovchinnikova A. V. Rabochij organ k mashine dlya vneseniya tverdyh organicheskih udobrenij [The working body to the machine for applying solid organic fertilizers], Sel'skij mekhanizator [Rural machine operator], 2021, No. 11, pp. 10-11, EDN UOWDMA.

12. Barykin K. V., D'yachkov A. P., Kolesnikov N. P. Obzor i analiz tekhnologij i tekhnicheskih sredstv ispol'zuemyh pri vnesenii defekata [Review and analysis of technologies and technical means used in the introduction of defecate], Teoriya i praktika innovacionnyh tekhnologij v APK [Theory and practice of innovative technologies in agriculture], Volume Part V, Voronezh: Voronezhskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet im. Imperatora Petra I, 2023, pp. 272-280, EDN PAHLRW.

13. Bondarenko A. M., Kachanova L. S., Popenko A. Yu. Effektivnost' vneseniya koncentrirovannyh organicheskih udobrenij mashinoj s pnevmocentrobezhnym raspredelyayushchim rabochim organum [Efficiency of application of concentrated organic fertilizers by a machine with a pneumocenter distributing working body], Dal'nevos-tochnyj agrarnyj vestnik [Far Eastern Agrarian Bulletin], 2023, Vol. 17, No. 4, pp. 136-143, EDN LQTDZF.

14. Popov A. A., Bumbar I. V. Opredelenie optimal'nogo chisla transportnyh sredstv v uborochno-transportnom komplekse [Determination of the optimal number of vehicles in the harvesting and transport complex], Dal'nevostochnyj agrarnyj vestnik [Far Eastern Agrarian Bulletin], 2021, No. 3 (59), pp. 99-105, DOI 10.24412/1999-6837-2021-3-99-105, EDN PNHUGA.

15. D'yachkov A. P., Trofimova T. A., Kolesnikov N. P. [i dr.]. Sovershenstvovanie transportno-tekhnologicheskogo processa vneseniya tverdogo navoza [Improvement of the transport and technological process of applying solid manure], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Bulletin of the Voronezh State Agrarian University], 2017, No. 4 (55), pp. 124-133, DOI 10.17238/issn2071-2243.2017.4.124, EDN YWLHYC.

16. Piskarev A. V. Nadezhnost' tekhnologicheskih sistem mashinoispol'zovaniya v rastenievodstve. Sovershenstvovanie metodov proektirovaniya i ekspluatacii na osnove sistemnogo podhoda [Reliability of technological systems of machine use in crop production. Improvement of design and operation methods based on a systematic approach], Novosibirsk : Novosibirskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet, 2011, 385 p, EDN ZPLGWF.

17. Ivanov D. Yu. Kombinirovannyj agregat dlya vneseniya koncentrirovannyh tverdyh organicheskih udobrenij [Combined unit for the application of concentrated solid organic fertilizers], Fundamental'nye osnovy mekhaniki [The fundamental foundations of mechanics], 2022, No. 9, pp. 77-79, DOI:10.26160/2542-0127-2022-9-77-79

18. Dyba E. V., Mikul'skij V. V., Trofimovich L. I., Pun'ko A. I. K voprosu o razrabotke kombinirovannogo rabochego organa razbrasyvatelya STT-25 [On the issue of developing a combined working body of the STT-25 spreader], Vestnik Belorusskoj gosudarstvennoj sel'skohozyajstvennoj akademii [Bulletin of the Belarusian State Agricultural Academy], 2023, No. 1, pp. 147-151, EDN LZNVSY.

26

XXXXXXXXXXX технологии, машины и оборудование XXXXXXXXXXX

ППЯ ДГРППРПМЫШ ПРННПГП КПМППРКГД

19. Harlashin A. V., Shitenkov A. A. Kombinirovannaya Mashina dlya vneseniya navoza [Combined Manure Application Machine], Perspektivnye nauchnye issledovaniya: aktual'nye voprosy, dostizheniya i innovacii [Promising scientific research: current issues, achievements and innovations], 2023, pp. 61-63, EDN CQBUTZ.

20. Ivanov A. S., Pahomkin A. A., Sidnev A. A. Ispol'zovanie cifrovyh tekhnologij pri vnesenii udobrenij [The use of digital technologies in the application of fertilizers], Perspektivnaya tekhnika i tekhnologii v APK [Promising machinery and technologies in agriculture], Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj agrarnyj tekhnicheskij universitet, 2022, pp. 32-35, EDN XANTQX.

The article was submitted 29.04.2024; approved after reviewing 28.05.2024; accepted for publication 29.05.2024.

Information about the authors: A. P. Dyachkov - Ph. D. (Engineering), associate professor, Spin-code: 7868-1497; N. P. Kolesnikov- Ph. D. (Engineering), associate professor, Spin-code: 7363-9218; K. V. Barykin - graduate student.

Contribution of the authors: Dyachkov A. P. - preparation of the theoretical basis of the project and the addition of the text of the article. Kolesnikov N. P. - general project management, analysis and addition of the text of the article. Barykin K. V. - collection and processing of material, preparation of the initial version of the article.

The authors declare no conflict of interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.