Научная статья на тему 'Определение методики преподавания нового материала студентам первых курсов высших учебных заведений'

Определение методики преподавания нового материала студентам первых курсов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
143
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УСПЕВАЕМОСТЬ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филин Денис Васильевич

Данная статья посвящена изучению проблемы преподавания в высшем учебном заведении. Студенты изучали часть материала самостоятельно, а та же посещали практические занятия. Результаты обобщены и размещены в таблице. Знания, полученные самостоятельно усваивались хуже, чем на практических занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение методики преподавания нового материала студентам первых курсов высших учебных заведений»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 37.03

Филин Денис Васильевич

Старший преподаватель Медицинского института, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,

г. Тамбов E-mail:[email protected]

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМ ПЕРВЫХ

КУРСОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация

Данная статья посвящена изучению проблемы преподавания в высшем учебном заведении. Студенты изучали часть материала самостоятельно, а та же посещали практические занятия. Результаты обобщены и размещены в таблице. Знания, полученные самостоятельно усваивались хуже, чем на практических занятиях.

Ключевые слова

самостоятельная работа; успеваемость; методика преподавания.

Актуальность проблемы

В настоящее время преподаватели высших учебных заведений все чаще сталкиваются с новой программой обучения студентов ВУЗов: адаптацией методологии образовательной программы в виде сокращения дачи нового материала в устной форме, заменяя на самостоятельное его прочтение по учебникам, разбирая основные вопросы с преподавателем в конце проведенного занятия. Тем не менее, качество уровня запоминания нового материала студентами при преподавании в такой форме в настоящее время достаточно не изучена.

Литературная справка о проблеме:

В настоящее время каждый человек должен быть готов к эффективному использованию имеющихся способностей в современной мире. [6].

Л.А. Даринская отмечает, что творческий потенциал учащегося характеризуется стремлением к самореализации, способностью к самовыражению, творческой активностью в учебной деятельности, рефлексией собственных действий, ориентацией на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [1]

Важным является формирование у учащихся отношения к образованию как к ценности[5] Известно, что ценности личности тесным образом связаны с общественными ценностями и, с одной стороны, изменяются в случае изменения этих ценностей, с другой стороны, индивидуальные личностные ценности могут существенно влиять на ценностные приоритеты в обществе. [4].

Если педагогу достаточно владеть умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям [2; 3]

Цель работы: провести педагогическое исследование между двумя группами студентов по двум методиками дачи нового материала: самообучение и устное его объяснение, в ходе которого определить наиболее оптимальную методику преподавания студентам первого курса высшего учебного заведения.

Задачи работы:

1) Организовать студентам первого курса преподавание 2-х разных дисциплин двумя различными способами: самообучение и самостоятельный разбор нового материала.

2) Провести 2 зачетных контрольных работы в ходе исследования с фиксацией результатов

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_

3) Провести анонимное анкетирование студентов с определением оптимального способа преподавания

4) Сделать выводы о проделанной работе

Материалы и методы

В качестве материала для исследования использовали итоги 2-х письменных зачетных заданий по двум дисциплинам:

1) базовый предмет объемом 55 часов в семестр (занятия 1 раз в неделю по 3 часа)

2) непрофильный предмет объемом 18 часов в семестр (занятия проходили в виде цикла в течении 6 дней по 3 часа)

Занятия проводились у студентов 2-х групп 1-го курса численностью по 15 человек в каждой. По обоим предметам первой группе студентов новый материал представляли в виде устного рассказа преподавателем с обсуждением основных вопросов в конце проведенного занятия. Вторая группа студентов изучала обе дисциплины в виде самообучения по предоставленным учебникам, занятия проходили в виде консультаций с разбором основных вопросов, но без рассказа преподавателем материала целиком. Затем во время первого модуля проводилась итоговая зачетная контрольная работа по обоим предметам с фиксацией результатов, после чего методика дачи нового материала менялась: вторая группа, находившаяся на самообучении вторую половину учебных часов занималась по методике рассказа нового материала преподавателем, а первая переходила на самообучение. В конце семестра проводилось второе зачетное задание с фиксацией результатов, а так же анонимное анкетирование, в котором студентам предлагалось выбрать - какая схема обучения на их взгляд была более оптимальна.

Результаты и обсуждения

В табл. 1 и табл.2 приведены процентные отношения положительных оценок по базовому и непрофильному предметам.

Таблица 1.

Уровень положительных оценок по базовому предмету (%)

Модуль Группа студентов

Первая Вторая

Первый 68 36

Второй 29 73

Таблица 2.

Уровень положительных оценок по непрофильному предмету (%)

Модуль Группа студентов

Первая Вторая

Первый 78 65

Второй 71 82

Проанализировав таблицу 1, которая показывает результаты обучения студентов по профильному предмету, можно сделать вывод о том, что процентное количество положительных оценок в первой группе студентов, находившихся на прослушивании нового материала у преподавателя составило 68% из всей группы. Затем после перехода первой группы на самообучение уровень положительных оценок ко второму модулю снизился до 29%. Вторая группа студентов, находившихся на самообучении в первом модуле набрала лишь 36% положительных оценок из всей группы, а перейдя на прослушивание нового материала у преподавателя этот уровень ко второму модулю повысился до 73%.

Проанализировав таблицу 2, показывающую уровень положительных оценок по непрофильному предмету складывается несколько иная картина:первая группа, прослушавшая новый материал набрала 78% положительных оценок, а вторая, изучавшая материал самостоятельно - 65%. После замены методов у групп в первой группе положительные оценки составили 71%, во второй - 82%.

По результатам анонимного анкетирования 68% студентов сочли наиболее оптимальной на их взгляд методику дачи нового материала, как устное объяснение преподавателем, 20% выбрали самостоятельную работу, 12% затруднились ответить.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х

Выводы: на основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что для повышения успеваемости среди студентов первых курсов высших учебных заведений методика устного объяснения нового материала с разбором основных вопросов наиболее оптимальна, в частности на базовых предметах, несущих большой объем информации, развивающих память и мышление. Непрофильные дисциплины, объем изучаемого материала на которых минимален можно вводить в курс самостоятельного разбора под строгим контролем преподавателя.

Список использованной литературы:

1. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. -СПб., 2005. -293 с.

2. Новикова Г.П . Тенденции развития инновационных процессов в системе непрерывного педагогического образования // Мат-лы VIII Международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (Москва-Хельсинки, 14-15 августа 2011 г.). - М., 2011. - С. 19-30.

3. Новикова Г.П.Психолого-педагогическая подготовка педагога-исследователя к инновационной деятельности // Мат-лы Международной научно-практ. конф., посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластёнина (22-23 сентября 2011 г.). - М.: МПГУ. - Ч. 1. - С. 63-76

4. А.А. Пересыпкин Белорусский государственный университет// Аксиологические аспекты образования в интересах устойчивости развития

5. Сманцер А.П., Ханалыев Т.А. Формирование у студентов ценностного отношения к образованию в процессе обучения. -Минск: БГУ, 2009. -303 с.

6. Шкетик Е.В Витебский государственный университет имени П.М. Машерова//Творческий потенциал личности: подходы к определению феномена, компоненты, особенности развития

© Филин Д. В., 2016

УДК 37.03

Филин Денис Васильевич

Старший преподаватель Медицинского института, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,

г. Тамбов E-mail:[email protected]

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ В ДАЧИ ЛЕЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПОГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАЧЕТНЫХ ЗАДАНИЙ

Аннотация

Данная статья посвящена изучению проблемы преподавания в высшем учебном заведении. Студенты посещали видеолекции и лекции, начитываемые преподавателем, с последующей проверкой знаний. Результаты обобщены и размещены в таблице. В ходе прослушивания видеолекций результаты были хуже, чем при прослушивании материала с лектором.

Ключевые слова самостоятельная работа; методика преподавания; видеолекции.

Актуальность проблемы

На сегодняшний день с развитием науки возникает необходимость совершенствовать процесс обучения внедрением компьютерных технологий, в том числе и в методику преподавания. Все чаще в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.