_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК 37.03
Филин Денис Васильевич
Старший преподаватель Медицинского института, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов E-mail:[email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМ ПЕРВЫХ
КУРСОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению проблемы преподавания в высшем учебном заведении. Студенты изучали часть материала самостоятельно, а та же посещали практические занятия. Результаты обобщены и размещены в таблице. Знания, полученные самостоятельно усваивались хуже, чем на практических занятиях.
Ключевые слова
самостоятельная работа; успеваемость; методика преподавания.
Актуальность проблемы
В настоящее время преподаватели высших учебных заведений все чаще сталкиваются с новой программой обучения студентов ВУЗов: адаптацией методологии образовательной программы в виде сокращения дачи нового материала в устной форме, заменяя на самостоятельное его прочтение по учебникам, разбирая основные вопросы с преподавателем в конце проведенного занятия. Тем не менее, качество уровня запоминания нового материала студентами при преподавании в такой форме в настоящее время достаточно не изучена.
Литературная справка о проблеме:
В настоящее время каждый человек должен быть готов к эффективному использованию имеющихся способностей в современной мире. [6].
Л.А. Даринская отмечает, что творческий потенциал учащегося характеризуется стремлением к самореализации, способностью к самовыражению, творческой активностью в учебной деятельности, рефлексией собственных действий, ориентацией на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве [1]
Важным является формирование у учащихся отношения к образованию как к ценности[5] Известно, что ценности личности тесным образом связаны с общественными ценностями и, с одной стороны, изменяются в случае изменения этих ценностей, с другой стороны, индивидуальные личностные ценности могут существенно влиять на ценностные приоритеты в обществе. [4].
Если педагогу достаточно владеть умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность на профессиональном уровне и добиваться успешного обучения, то для перехода в инновационный режим определяющей является готовность педагога к инновациям [2; 3]
Цель работы: провести педагогическое исследование между двумя группами студентов по двум методиками дачи нового материала: самообучение и устное его объяснение, в ходе которого определить наиболее оптимальную методику преподавания студентам первого курса высшего учебного заведения.
Задачи работы:
1) Организовать студентам первого курса преподавание 2-х разных дисциплин двумя различными способами: самообучение и самостоятельный разбор нового материала.
2) Провести 2 зачетных контрольных работы в ходе исследования с фиксацией результатов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х_
3) Провести анонимное анкетирование студентов с определением оптимального способа преподавания
4) Сделать выводы о проделанной работе
Материалы и методы
В качестве материала для исследования использовали итоги 2-х письменных зачетных заданий по двум дисциплинам:
1) базовый предмет объемом 55 часов в семестр (занятия 1 раз в неделю по 3 часа)
2) непрофильный предмет объемом 18 часов в семестр (занятия проходили в виде цикла в течении 6 дней по 3 часа)
Занятия проводились у студентов 2-х групп 1-го курса численностью по 15 человек в каждой. По обоим предметам первой группе студентов новый материал представляли в виде устного рассказа преподавателем с обсуждением основных вопросов в конце проведенного занятия. Вторая группа студентов изучала обе дисциплины в виде самообучения по предоставленным учебникам, занятия проходили в виде консультаций с разбором основных вопросов, но без рассказа преподавателем материала целиком. Затем во время первого модуля проводилась итоговая зачетная контрольная работа по обоим предметам с фиксацией результатов, после чего методика дачи нового материала менялась: вторая группа, находившаяся на самообучении вторую половину учебных часов занималась по методике рассказа нового материала преподавателем, а первая переходила на самообучение. В конце семестра проводилось второе зачетное задание с фиксацией результатов, а так же анонимное анкетирование, в котором студентам предлагалось выбрать - какая схема обучения на их взгляд была более оптимальна.
Результаты и обсуждения
В табл. 1 и табл.2 приведены процентные отношения положительных оценок по базовому и непрофильному предметам.
Таблица 1.
Уровень положительных оценок по базовому предмету (%)
Модуль Группа студентов
Первая Вторая
Первый 68 36
Второй 29 73
Таблица 2.
Уровень положительных оценок по непрофильному предмету (%)
Модуль Группа студентов
Первая Вторая
Первый 78 65
Второй 71 82
Проанализировав таблицу 1, которая показывает результаты обучения студентов по профильному предмету, можно сделать вывод о том, что процентное количество положительных оценок в первой группе студентов, находившихся на прослушивании нового материала у преподавателя составило 68% из всей группы. Затем после перехода первой группы на самообучение уровень положительных оценок ко второму модулю снизился до 29%. Вторая группа студентов, находившихся на самообучении в первом модуле набрала лишь 36% положительных оценок из всей группы, а перейдя на прослушивание нового материала у преподавателя этот уровень ко второму модулю повысился до 73%.
Проанализировав таблицу 2, показывающую уровень положительных оценок по непрофильному предмету складывается несколько иная картина:первая группа, прослушавшая новый материал набрала 78% положительных оценок, а вторая, изучавшая материал самостоятельно - 65%. После замены методов у групп в первой группе положительные оценки составили 71%, во второй - 82%.
По результатам анонимного анкетирования 68% студентов сочли наиболее оптимальной на их взгляд методику дачи нового материала, как устное объяснение преподавателем, 20% выбрали самостоятельную работу, 12% затруднились ответить.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2016 ISSN 2410-700Х
Выводы: на основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что для повышения успеваемости среди студентов первых курсов высших учебных заведений методика устного объяснения нового материала с разбором основных вопросов наиболее оптимальна, в частности на базовых предметах, несущих большой объем информации, развивающих память и мышление. Непрофильные дисциплины, объем изучаемого материала на которых минимален можно вводить в курс самостоятельного разбора под строгим контролем преподавателя.
Список использованной литературы:
1. Даринская Л.А. Творческий потенциал учащихся: методология, теория, практика: монография. -СПб., 2005. -293 с.
2. Новикова Г.П . Тенденции развития инновационных процессов в системе непрерывного педагогического образования // Мат-лы VIII Международной научной конференции «Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве» (Москва-Хельсинки, 14-15 августа 2011 г.). - М., 2011. - С. 19-30.
3. Новикова Г.П.Психолого-педагогическая подготовка педагога-исследователя к инновационной деятельности // Мат-лы Международной научно-практ. конф., посвященной памяти выдающегося российского ученого-педагога В.А. Сластёнина (22-23 сентября 2011 г.). - М.: МПГУ. - Ч. 1. - С. 63-76
4. А.А. Пересыпкин Белорусский государственный университет// Аксиологические аспекты образования в интересах устойчивости развития
5. Сманцер А.П., Ханалыев Т.А. Формирование у студентов ценностного отношения к образованию в процессе обучения. -Минск: БГУ, 2009. -303 с.
6. Шкетик Е.В Витебский государственный университет имени П.М. Машерова//Творческий потенциал личности: подходы к определению феномена, компоненты, особенности развития
© Филин Д. В., 2016
УДК 37.03
Филин Денис Васильевич
Старший преподаватель Медицинского института, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
г. Тамбов E-mail:[email protected]
РОЛЬ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ В ДАЧИ ЛЕЦИОННОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ПОГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАЧЕТНЫХ ЗАДАНИЙ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению проблемы преподавания в высшем учебном заведении. Студенты посещали видеолекции и лекции, начитываемые преподавателем, с последующей проверкой знаний. Результаты обобщены и размещены в таблице. В ходе прослушивания видеолекций результаты были хуже, чем при прослушивании материала с лектором.
Ключевые слова самостоятельная работа; методика преподавания; видеолекции.
Актуальность проблемы
На сегодняшний день с развитием науки возникает необходимость совершенствовать процесс обучения внедрением компьютерных технологий, в том числе и в методику преподавания. Все чаще в