Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1401
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / интеллектуальное поведение / когнитивная гибкость / аналитическое мышление / принятие решений.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мухамедова Д. Г., Саломова Г. Ш.

В данной статье приведены исследования критического мышления как составлящей когнитивных процессов личности, являющейся основой развития интеллектуальных качеств в целом. А также, в статье рассматриваются виды обработки информаций. Представлены формы проявления критического мышления и методы его исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мухамедова Д. Г., Саломова Г. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ ЛИЧНОСТИ»

Мухамедова Д. Г., Ташкент (Узбекистан), доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Национального университета Узбекистана, sdilbar@yandex. ru

Саломова Г. Ш., Ташкент (Узбекистан), кандидат психологических наук, докторант кафедры Психологии Национального университета Узбекистана, salomovaguli8225@mail.ru

DOI:

В данной статье приведены исследования критического мышления как составлящей когнитивных процессов личности, являющейся основой развития интеллектуальных качеств в целом. А также, в статье рассматриваются виды обработки информаций. Представлены формы проявления критического мышления и методы его исследования.

Ключевые слова: критическое мышление, интеллектуальное поведение, когнитивная гибкость, аналитическое мышление, принятие решений.

DEFINITION OF CRITICAL THINKING AS THE BASIS OF THE COGNITIVE

PROCESSES OF THE PERSONALITY

Mukhamedova D.G., Tashkent (Uzbekistan), Doctor of Psychology, Professor. Head of the Department of Psychology of the National University of Uzbekistan, sdilbar@yandex.ru

Salomova G.Sh., Tashkent (Uzbekistan), PhD in Psychology, Doctoral student of the Department of Psychology of the National University of Uzbekistan, salomovaguli8225@mail.ru

Критическое мышление - один из ключевых способностей XXI века, позволяющая анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведенного анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию.

В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.

«Критическое мышление - это интеллектуально дисциплинированный процесс активного и умелого осмысления, применения, анализа, синтеза и оценки информации, собранной или генерируемой наблюдением, опытом, размышлениями, рассуждениями или общением, в качестве отношения к убеждениям и действиям.

В своей образцовой форме оно основано на универсальных интеллектуальных ценностях, которые выходят за рамки предметных разделов, Которые определяются как: ясность, точность, последовательность, актуальность, убедительные доказательства, веские причины, глубина и широта проблемы и справедливость заключения».

Оно влечет за собой изучение тех структур или элементов мысли, которые явно присутствуют во всех рассуждениях.

Чтобы изучить подобный тип мышления, исследование должно опираться на цели, проблемы обсуждаемого вопроса; предположения; концепции; эмпирическое обоснование; рассуждения, приводящие к выводам; возражения с альтернативных точек зрения; и системы координат.

Критическое мышление - будучи свойством разнообразных предметов, проблем и целей - включено в раздел нетипичных способов мышления, среди которых присутствуют:

аналитическое мышление, когнитивная гибкость, принятие решение, логическое мышление и т.п.

Критическое мышление можно рассматривать как состоящее из двух компонентов: 1) набор навыков создания и обработки информации и убеждений; 2) привычку, основанную на интеллектуальной приверженности и использовать эту привычку для управления поведением. Таким образом, его следует противопоставить:

1) простому получению и хранению только информации, потому что оно связано с определенным способом поиска и обработки информации;

2) простому владению набором умственных действий, поскольку предполагает их постоянное использование;

3) простому использованию этих навыков (в качестве упражнения) без принятия их результатов.

Критическое мышление как вариант интеллектуального поведения зависит от мотивации, лежащей в его основе. Когда оно основано на эгоистичных мотивах, это часто проявляется в умелом манипулировании идеями в собственных или групповых интересах. Оно, как правило, интеллектуально ущербно, поскольку в этом случае личность направлена на внутреннюю прагматичную сторону своего существования. Когда личность основана на беспристрастности и интеллектуальной целостности, обычно ее интеллект характеризуется более высоким уровнем, хотя нередко подвергается обвинению в «идеализме» со стороны тех, кто привык к его эгоистическому использованию.

Критическое мышление любого вида никогда не бывает универсальным для человека; каждый из нас подвержен эпизодам недисциплинированного или иррационального мышления. Поэтому его качество, как правило, зависит от степени и, помимо прочего, от качества и глубины опыта в данной области мышления или по отношению к определенному классу вопросов. Никто не является абсолютным критическим мыслителем, проявляя определенную степень выраженности этой способности, в сочетании с какими-то прозрениями, а также подверженными самообману. По этой причине развитие способностей и склонностей критического мышления - это задача на всю жизнь, что является еще одним моментом в концептуализации критического мышления.

Критическое мышление - это самоуправляемое, самодисциплинируемое мышление, пытающееся беспристрастно обсуждать заданную проблематику на высшем уровне качества. Люди, которые мыслят критически, последовательно пытаются жить рационально, разумно, эмпатически. Они остро осознают изначально ошибочную природу человеческого мышления, если его не остановить. Они стремятся уменьшить силу своих эгоцентрических и социоцентрических тенденций. Они используют интеллектуальные инструменты, которые предлагает критическое мышление - концепции и принципы, которые позволяют им анализировать, оценивать и улучшать процесс мышление. Они усердно работают над развитием достоинств интеллектуальной целостности, интеллектуального смирения, интеллектуальной вежливости, интеллектуального сочувствия, интеллектуального чувства справедливости и уверенности в разуме.

Критическое мышление - это не только список когнитивных способностей человека, оно больше чем мыслящая машина. Подобные утверждения приводят нас к важнейшим явлениям, которые исследователи называют как диспозиции или предрасположенности

личности. Проводя ряд исследований, ученые убедились в том, что критическое мышление всеобъемлющее и целенаправленное когнитивное явление [7].

Рис. 1. Формы проявления критического мышления

Обладателя идеального критического мышления можно охарактеризовать не просто по его когнитивным способностям, но и по его отношению к жизни в целом. Критическое мышление развивается далеко за пределами аудитории. Исследователи считают, что оно существенно отличается от полученного опыта учебной программы. Критическое мышление развилось до того, когда была изобретена любая учебная программа. Оно прошло путь от полного невежества до всестороннего познавательного интереса. Можно ли представить жизнь человека без перечисленных выше способностей.

Система отношений субъекта с критическим мышлением к жизни и деятельности включает в себя следующие характеристики:

- любознательность по широкому кругу вопросов;

- стремление быть в курсе всего происходящего и быть осведомленным;

- готовность использовать критическое мышление;

- искать аргументированные варианты;

- уверенность в своих способностях рассуждать;

- открытость к различным взглядам, отличающимся от собственных;

- гибкость в изучении альтернатив и чужих мнений;

- понимание других людей;

- объективность в оценке рассуждений;

- честность к своим предубеждениям, предрассудкам, стереотипам и эгоцентрическим наклонностям;

- осторожность при изменении, прекращении, построении суждения;

- готовность пересмотреть и исправлять взгляды, когда здравое рассуждение показывают неизбежность изменений.

Отсутствие вышеперечисленных способностей предполагают следующие недостатки субъекта: не интересоваться фактами, предпочитать не думать о событиях, не доверять рассуждениям как способу найти решения проблемам, низко оценивать свои способности мышления, ограниченность, негибкость, не способность осознавать мысли и рассуждения

других людей, не признавать свои ошибки и предубеждения, быть несправедливым когда речь идет об оценивание качеств других людей, поспешно делать выводы, долго принимать решения и никогда не быть готовым менять свои мнения.

В исследованиях Х. Халили и М. Задеха [H. Khallli, M. Hosseln Zadeh] была оценена и проанализирована эффективность существующих образовательных программ с точки зрения успеваемости учащихся медицинских ВУЗов с тестированием навыков решения проблем, принятия решений и критического мышления как надежный, действенный и стандартный инструмент современного образования. В эксперименте был применен CCTST -Калифорнийский тест критического мышления, который определяет навыки и качества, соответствующие вышеуказанным определениям. В когнитивной и психометрической науке изучения признаются как иранской версией CCTST.

Майк ван Дурен [Mike van Duuren], ученый Брайтонского университета, изучал эффективности критического мышления студентов психологов с помощью метода WGCTA -Уотсон-Глэйсер оценивание критического мышления. Он выявлял уровень критического мышления у студентов психологов, поскольку студенты данного направления не обучаются сопутствующей способности критического мышления.

Однако, некоторые исследования направлены на изучение, развитие и разработку именно психологического критического мышления у студентов данного направления [John Haw, Tim Lawson, Mary Kay Jordan-Fleming]. Критическое мышление считается очень важным навыком для студентов-психологов. Тем не менее, как мы уже отметили ранее, существует несколько мер критического мышления, характерных для специальностей психологии. Лоусон (1999) разработал тест по психологическому критическому мышлению (PCTE), чтобы измерить способность студентов критически мыслить или оценить утверждения таким образом, который явно включает в себя основные принципы психологической науки. Однако цель Лоусона не состояла в том, чтобы представить PCTE как стандартизированную меру, готовую для использования другими ведомствами. Многие исследователи работающие в этом направлении разрабатывают обновленную версию PCTE для более широкого использования. Они также исследуют ее надежность и валидность. Разработанные тесты позволяют выявить степень критического мышления, принятия решений, решения задач студентов специальностей как: финансово-экономическое, юриспруденция, бизнес, маркетинг, менеджмент и медицина. Помимо определения характера критического мышления испытуемых, вышеуказанные тесты пригодны для приема на работу и определения квалификацию сотрудников.

Личность с высоким уровнем критического мышления понимает, что независимо от того, насколько она квалифицирована как мыслитель, она всегда может улучшить свои способности к рассуждению и иногда может допускать ошибки в рассуждении, и может стать жертвой субъективных иррациональностей, предрассудков, предубеждений, искажений, необъективно принятых социальных правил и табу, личностных интересов. Она стремится улучшить мир любыми возможными способами и внести свой вклад в более рациональное и цивилизованное общество. В то же время она осознает часто связанные с этим сложности. Она избегает упрощенного способа мышления в сложных ситуациях и стремится надлежащим образом учитывать соответствующих прав и потребностей других людей.

Критически мыслящий человек осознает сложности в развитии как мыслитель и посвящает себя пожизненной практике самосовершенствования. Он воплощает принцип Сократа «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить», потому что он понимает, что многие неизученные опыты, вместе приводят к некритическому, несправедливому и опасному суждению.

Литература

1. Khallli H.; Hosseln Zadeh M.Investigation of reliability, validity and normality Persian version of the California Critical Thinking Skills Test; Form B (CCTST)

2. Mill. J. Originally published in 1859, this reference is taken from Mill: The Spirit of the Age, On Liberty, The Subjection of Women (1997), edited by Alan Ryan, New York: Norton and Company.

3. Mike van Duuren Critical Thinking Performance Increases in Psychology Undergraduates Measured Using a Workplace-Recognized Test.

4. Richard Paul Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. 2000. NY.

5. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

6. Pious S. (1993). The psychology of judgment and decision making. New York: McGraw-Hill.

7. Facione, P.A, "Critical Thinking: What It is and Why it Counts" The California Academic Press, Millbrae, CA, 1990.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Осинина Т. Н., Орехово-Зуево (Россия), Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета, tatyanaosinina@mail .ru

DOI:

В статье представлены результаты одного из этапов лонгитюдного эксперимента, который проводится в школах г.о. Орехово-Зуева. Проанализированы закономерности актуализации знаний на итоговых экзаменах у школьников с различной продуктивностью природной памяти, уровнем реализации мнемических действий и наличием регуляции познавательной активности. Уровень развития мнемических способностей связан с успешностью прохождения школьниками ГИА по математике, информатике и обществознанию.

Ключевые слова: мнемические способности, природная память, мнемические действия, регуляция мнемической активности, актуализация, качество знаний, государственная итоговая аттестация (ГИА)

LEVEL OF DEVELOPMENT OF MNEMONIC ABILITIES AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PASSING OF THE STATE FINAL ATTESTATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.