Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ'

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
62
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мнемические способности / природная память / мнемические действия / регуляция мнемической активности / актуализация / качество знаний / государственная итоговая аттестация (ГИА)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осинина Т. Н.

В статье представлены результаты одного из этапов лонгитюдного эксперимента, который проводится в школах г.о. Орехово-Зуева. Проанализированы закономерности актуализации знаний на итоговых экзаменах у школьников с различной продуктивностью природной памяти, уровнем реализации мнемических действий и наличием регуляции познавательной активности. Уровень развития мнемических способностей связан с успешностью прохождения школьниками ГИА по математике, информатике и обществознанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ»

Критически мыслящий человек осознает сложности в развитии как мыслитель и посвящает себя пожизненной практике самосовершенствования. Он воплощает принцип Сократа «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить», потому что он понимает, что многие неизученные опыты, вместе приводят к некритическому, несправедливому и опасному суждению.

Литература

1. Khallli H.; Hosseln Zadeh M.Investigation of reliability, validity and normality Persian version of the California Critical Thinking Skills Test; Form B (CCTST)

2. Mill. J. Originally published in 1859, this reference is taken from Mill: The Spirit of the Age, On Liberty, The Subjection of Women (1997), edited by Alan Ryan, New York: Norton and Company.

3. Mike van Duuren Critical Thinking Performance Increases in Psychology Undergraduates Measured Using a Workplace-Recognized Test.

4. Richard Paul Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. 2000. NY.

5. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000. 512 с.

6. Pious S. (1993). The psychology of judgment and decision making. New York: McGraw-Hill.

7. Facione, P.A, "Critical Thinking: What It is and Why it Counts" The California Academic Press, Millbrae, CA, 1990.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ПРОХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

Осинина Т. Н., Орехово-Зуево (Россия), Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики Государственного гуманитарно-технологического университета, tatyanaosinina@mail .ru

DOI:

В статье представлены результаты одного из этапов лонгитюдного эксперимента, который проводится в школах г.о. Орехово-Зуева. Проанализированы закономерности актуализации знаний на итоговых экзаменах у школьников с различной продуктивностью природной памяти, уровнем реализации мнемических действий и наличием регуляции познавательной активности. Уровень развития мнемических способностей связан с успешностью прохождения школьниками ГИА по математике, информатике и обществознанию.

Ключевые слова: мнемические способности, природная память, мнемические действия, регуляция мнемической активности, актуализация, качество знаний, государственная итоговая аттестация (ГИА)

LEVEL OF DEVELOPMENT OF MNEMONIC ABILITIES AS A FACTOR OF SUCCESSFUL PASSING OF THE STATE FINAL ATTESTATION

Osinina T. N., Orekhovo-Zuevo (Russia), PhD in Psychology, Associate Professor, Associate Professor of the Chair of Pedagogy, State University of Humanities and Technology, tatyanaosinina@mail .ru

The article presents the results of one of the stages of a longitudinal experiment, which is carried out at schools in the town of Orekhovo-Zuevo. The article analyzes the regularities of the actualization of knowledge at the final exams for schoolchildren with different productivity of natural memory, the level of realization of mnemonic actions and the presence of regulation of cognitive activity. The level of development of mnemonic abilities is associated with the success of schoolchildren passing the GIA in mathematics, computer science and social studies.

Keywords: mnemonic abilities, natural memory, mnemonic actions, regulation of mnemonic activity, actualization, quality of knowledge, state final attestation (GIA).

Введение. Устоявшаяся форма и процедура проведения государственной итоговой аттестации школьников побуждают нас к анализу факторов, обусловливающих эффективное воспроизведение и применение знаний в ходе экзамена [1]. Факторы успешной актуализации знаний изучались в работах отечественных педагогов и психологов: Н.А. Рыбникова, Г.М. Дульнева, М.Н. Шардакова, И.И. Волкова, И.М. Соловьева, А.Г. Комм, Л.В. Занкова, получили дальнейшее развитие и подтверждение в исследованиях С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Т.В. Розановой, П.И. Зинченко, А.А. Смирнова [2]. В конце прошлого и начале XXI века зарубежными учеными изучалось влияние различных моделей обучения и дидактических средств (Burke L. A., & Williams J. M., Glaser R.), уровней понимания материала (McNamara D.S., Eason S.H.), уровней обработки информации (Anderson M., Nyberg L., Knorr E., Neubauer A.) на результативность когнитивных процессов.

Содержание понятия способностей часто раскрывается в нескольких положениях Б.М. Теплова о том, что способности не сводятся к приобретенным знаниям, умениям, навыкам; от способностей зависит легкость и быстрота приобретения знаний, умений, навыков; приобретение знаний, умений и навыков содействует развитию способностей [3]. Как отмечает Л.В. Черемошкина, несмотря на попытки Б.М. Теплова определить способности через успешность деятельности, через результат, его взгляды указывали на то, что способности являются именно средствами выполнения деятельности [5]. В работах Б.М. Теплова подчеркивается, что высокий результат деятельности может быть достигнут за счет разного сочетания компонентов способностей. В нашем понимании мнемические способности являются орудиями мнемической деятельности, а процесс их развития имеет двойную детерминацию [6, 8]. На начальных этапах освоения деятельности ее выполнение опирается на внутренние условия - на способности и уровень их развития, а в дальнейшем, когда наличного уровня способностей оказывается недостаточно, их развитие начинает детерминироваться требованиями деятельности [7].

Цель исследования: изучение влияния уровня развития мнемических способностей школьников на результативность сдачи экзаменов. Исследование направлено на проверку гипотезы о том, что уровень развития природной памяти, эффективность мнемических действий и наличие регуляции мнемической активности являются факторами успешной актуализации знаний и могут быть связаны с результативностью сдачи ГИА.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 42 обучающихся МОУ СОШ №2, МОУ СОШ №20 г.о.Орехово-Зуева Московской области в возрасте 15-16 лет.

В исследовании была использована методика диагностики мнемических способностей Л.В. Черемошкиной, позволяющая изучить не только уровень развития мнемических способностей, но и продуктивность способностей к запечатлению, мнемических действий и наличие регулирующих механизмов [5]. Методика диагностики мнемических способностей создана на основе метода развертывания мнемической деятельности [4]. Результаты методики диагностики мнемических способностей соотносились с итоговыми баллами, полученными в ходе прохождения ГИА. Математическая обработка осуществлялась в программе Statistica.

Результаты исследования и их обсуждение. У большинства испытуемых (66,67%) зафиксирована очень высокая продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей. Высокая продуктивность выявлена у четвертой части выборки (26,19 %). Еще 7,14 % школьников имеют продуктивность запоминания с опорой на природную память выше среднего. Не выявлено школьников со средней и ниже продуктивностью запоминания с опорой на функциональные механизмы, а также обучающихся, которые не справились с запоминанием простого материала.

Результаты изучения продуктивности запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам свидетельствуют о том, что 71,43% школьников имеют очень высокую продуктивность. Высокая продуктивность запоминания с опорой на природную память и мнемические действия выявлена у 16,67% школьников. Выше среднего и средняя продуктивность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам выявлена у 7,14% и 4,76% обучающихся. Не зафиксировано школьников с продуктивностью запоминания с опорой на функциональные и операционные механизмы ниже среднего, низкой и очень низкой, а также обучающихся, не справившихся с запоминанием усложненного материала.

При изучении продуктивности запоминания благодаря функциональным, операционным и регулирующим механизмам были получены следующие результаты. Большинство школьников 15-16 лет (95,24%) воспроизвели сложный материал, что свидетельствует о наличии регулирующих механизмов в структуре мнемических способностей и поднимает процесс запоминания и воспроизведения на принципиально иной уровень. Школьники могут регулировать мнемическую активность, что проявляется в планировании и контроле. Двое испытуемых из выборки (4,76%) не смогли воспроизвести сложный материал, что свидетельствует об отсутствии регулирующих механизмов.

Таким образом, у большинства школьников (90,48%) зафиксирован четвертый уровень развития мнемических способностей, который характеризуется появлением регулирующих механизмов. Лишь десятая часть от выборки (9,52%) имеет третий уровень, на котором есть все основания рассматривать процесс запоминания как деятельность. Не выявлено школьников с первым и вторым уровнями развития.

Результаты прохождения государственной итоговой аттестации школьниками 15-16 лет по основным и дополнительным предметам представлены в табл.

Таблица 1

Результаты ГИА школьников 15-16 лет

Предмет Количество обучающихся Результаты ГИА

М Минимальный балл Максимальный балл

Русский язык 42 32,45 27 38

Математика 42 18,12 11 28

Обществознание 26 24,73 13 37

География 24 19,00 4 27

Биология 11 23,45 10 33

Информатика 8 11,75 3 19

Физика 6 21,83 11 30

Химия 4 23,50 19 29

Иностранный язык 4 61,75 57 68

Примечание: М- среднее значение.

Как видим из табл., средних значений, близких к минимальному и максимальному баллам, не обнаружено.

Выявлена значимая разнонаправленная корреляционная связь между продуктивностью природной памяти и результативностью сдачи ГИА по информатике (ге=-0,75; р<0,05). Это может свидетельствовать о том, что успешность сдачи экзамена по информатике тем выше, чем меньше школьники используют запоминание с опорой на функциональные механизмы, а больше применяют знания о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий. Не исключено, что данный предмет не требует «больших затрат» природной памяти, а обнаруживает использование алгоритмов и других механизмов памяти.

Также выявлена взаимосвязь уровня развития регулирующих механизмов и результативности сдачи ГИА по обществознанию (ге=0,41; р<0,05). Наличие регуляции мнемической активности, умение составить план, проконтролировать процессы актуализации обусловливает более успешное воспроизведение знаний о развитии человеческого общества и месте в нем человека. Следует отметить, что данный предмет требует актуализации больших объемов информации из жизни общества, поэтому обуславливает определенные затраты памяти и включение в процесс именно регулирующих механизмов. По результатам сдачи обществознания между группами школьников с высоким и средним уровнем развития регулирующих механизмов выявлены статистически значимые различия (Ц=-2,09; p <0,04). Чем выше продуктивность запоминания благодаря функциональным, операционным и регулирующим механизмам мнемических способностей, тем выше экзаменационные отметки школьников по обществознанию. При этом, успешность сдачи обществознания также зависит от продуктивности функциональных механизмов памяти. По результатам сдачи обществознания между группами школьников с высокой и выше среднего продуктивностью природной памяти выявлены статистически значимые различия (и=2,02; р <0,04). Чем выше

продуктивность функциональных механизмов, тем выше экзаменационные отметки обучающихся по обществознанию.

Необходимо отметить, что очень высокая продуктивность функциональных механизмов памяти связана также и с высокой результативностью сдачи государственной итоговой аттестации по математике. Выявлены статистически значимые различия по результатам сдачи математики между группами школьников с очень высокой и выше среднего продуктивностью природной памяти (U=2,38; p <0,02). Очень высокая продуктивность функциональных механизмов обуславливает наличие высоких баллов при прохождении ГИА по математике.

Выводы

1. У большинства школьников 15-16 лет, вошедших в выборку, выявлена очень высокая и высокая продуктивность запоминания с опорой на функциональные механизмы мнемических способностей, а также очень высокая продуктивность запоминания благодаря функциональным и операционным механизмам. В структуре мнемических способностей школьников 15-16 лет появляются и активно развиваются регулирующие механизмы.

2. Уровень развития мнемических способностей связан с успешностью прохождения школьниками ГИА по математике, информатике и обществознанию.

3. Продуктивность природной памяти выступает фактором успешной актуализации знаний по математике и информатике.

4. Наличие регуляции мнемической активности является фактором эффективной актуализации знаний по обществознанию.

Таким образом, уровень развития мнемических способностей, как фактор актуализации знаний обучающихся, обуславливает ее эффективность, в том числе по отдельным предметам: информатике, математике, обществознанию. Поэтому своевременная диагностика не только трудностей в овладении предметом, но и уровня развития мнемических способностей, с последующей работой по их развитию является важным этапом в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся к сдаче ГИА.

Литература

1. Осинина Т.Н. Познавательная активность как ведущий фактор эффективности памяти // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2017. № 3. С.45-49.

2. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966. 424 с.

3. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1985.

4. Черемошкина Л.В. Психология мнемических способностей: дис. ... докт. психол. наук. Ярославль, 2000. 587 с.

5. Черемошкина Л.В. Психология памяти. М.: Аспект Пресс, 2009. 318 с.

6. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Закономерности актуализации знаний (по материалам лонгитюдного исследования) // Известия Российской академии образования. 2018. № 2 (46). С. 79-92.

7. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования) // Психологический журнал. 2020. Том 41. № 5. С. 63-75.

8. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Память: Закономерности воспроизведения учебного материала: Монография. М.: Юрайт, 2019. 235 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И НАПРАВЛЕННОСТИ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ

Павлюк М. А., Санкт-Петербург (Россия), Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Margarita_Kostrova@mail.ru

DOI:

В данной статье рассматривается вопрос взаимосвязи успешности обучения старшеклассников, обучающихся общеобразовательных учреждений, и направленности мотивации к обучению. Кроме того, приводятся результаты исследования взаимосвязи успешности обучения и уровня развития отдельных характеристик мышления старшеклассников, таких как логичность мышления и уровень развития абстрактно-логического мышления.

Ключевые слова: мотивация к обучению, направленность мотивации, успешность обучения

THE RELATIONSHIP BETWEEN THE SUCCESS OF TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS AND THE ORIENTATION OF MOTIVATION TO LEARN

Pavlyuk M. A., Saint Petersburg (Russia), LSU named after A. S. Pushkin, Margarita Kostrova@mail.ru

This article examines the issue of the relationship between the success of teaching high school students studying in general education institutions and the orientation of motivation to study. In addition, the results of the study of the relationship between the success of learning and the level of development of individual characteristics of thinking of high school students, such as logical thinking and the level of development of abstract logical thinking, are presented.

Keywords: motivation to learn, orientation of motivation, learning success

В рамках психолого-педагогической литературы на данный момент не существует единого мнения относительно понятий «успешность» и «успеваемость». Как правило, под понятием «успеваемость» понимается степень совпадения реальных итогов учебной деятельности с уже запланированными. Такое понятие как успешность обучения, создается из внешнего анализа родителями, преподавателями итогов обучения обучающегося, результативность используемых педагогами методов достижения учебных целей и удовлетворенности обучающихся учебным процессом и итогами обучения [1]. Однако, в рамках научных исследований данные понятия приравнивают друг к другу, определяя успешность обучения как высокую академическую успеваемость ученика [2]. В рамках нашего исследования мы также будем придерживаться определения критерия успешности обучения через средний показатель успеваемости обучающихся.

Исследование было проведено на базе общеобразовательного учреждения Гатчинского района в сентябре 2021 года. Выборку исследования составили 60 старшеклассников, обучающихся 9-11 классов. Предварительно, обучающиеся были условно поделены на 3 группы в соответствии с уровнем успешности обучения. Критерием успешности обучения

377

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.