УДК 004.514.6: 004.588
О.В. Батенькина
Омский государственный технический университет, г. Омск
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЮЗАБИЛИТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
При создании программного обеспечения, в первую очередь прикладных пр о-грамм, на первом месте для разработчика интерфейса должны быть интересы пользоват еля. Для обеспечения эффективной работы пользователя желательно учитывать его эмоц и-ональные, психологические и физиологические особенности [1].
В настоящее время педагоги все больше используют компьютерные игры в пр о-цессе коррекции проблем в развитии у дошкольников. Как показывают исследования психологов и специалистов по коррекционной педагогике применение компьютерных технологий, а именно детских обучающих игр, является перспективным в образовании детей с отклонениями в развитии [2].
На данном этапе проектировщики интерфейсов руководствуются правилами, ориентированными на среднестатистического пользователя, что не приемлемо для коррекционного образования [3].
В настоящее время не существует компьютерных игр, отвечающих стандартам образования в данной области, поэтому приходится работать с контентом, рассчитанным на детей с нормальным развитием, что недоступимо для использования в коррекционной педагогике. Складывается ситуация, в которой необходимо определить различия между программами, отвечающими целям образования общеобразовательной направленности и коррекционной, и как следствие - критерии юзабилити интерфейсов компьютерных игр пригодных для образовательного процесса в коррекционных учреждениях [2].
Актуальной проблемой является отсутствие критериев качества и функциональн ости пользовательских интерфейсов систем, ориентированных на детей с отклонениями в развитии, что делает невозможным использование подобных критериев для обозначения четких границы применения информационных технологий в создании детских развива ю-щих игр применимых в области специального образования.
Решением данной проблемы является исследование психологических и физиологических аспектов восприятия информации, присущих детям данной категории, и сущ е-ствующих критериев юзабилити пользовательских интерфейсов компьютерных обуча ю-щих игр, в результате которого были определены критерии оценки качества и функциональности интерфейсов (табл. 1) [1-4].
Представленные критерии пользовательских интерфейсов полностью учитывают психологическое восприятии информации у детей с отклонениями и могут быть применены при разработке обучающих игр.
214
Критерии юзабилити пользовательских интерфейсов
Таблица 1
Вид отклонения Особенности восприятия Пути решения Критерии оценки качества интерфейса пользовательской системы Пример
1 2 3 4 5
Умственно отсталые дети (дети- олигофрены) Внимание характеризуется небольшим объемом, неустойчивостью, трудной переключае-мостью Рассмотрение небольшого количества простых объектов Организация быстрого возврата пользователя к окну при потере фокуса внимания Одна яркая активная область (курсор), закодированная цветом
Отсутствие интереса к учебе, познанию Использование развивающих компь-ютер-ных игр Возможность непосредственного манипулирования объектами системы при потере фокуса внимания Активные изображения с возможностью манипуляцией пользователем
Замедленность зрительно восприятия Индивидуальное регулирование времени рассмотрения объектов Возможность индивидуальной настройки отображения окна Выставление времени отображения объекта или задачи, а также настройка смены кадра по щелчку мыши или нажатию клавиши
Недостаточная дифференциро-ванность восприятия по спектру цветов и цветовых оттенков Использование немногок-ра-сочных объектов преимущественно основных цветов Цветовое решение интерфейса красный, желтый, синий и зеленый цвета, оттенки и на поздних этапах развития, голубой цвет - является сложным для восприятия
Отсутствие способности выделить характерные части объекта, своеобразии строения Использование объектов простых форм с постепенным усложнением Цветовое решение, небольшое количество элементов интерфейса Использование простых форм, цветов
Затруднение в восприятии сюжетных картин Использование изображений с упрощенной сюжетной линией Простой интерфейс Изображения с однородным сюжетом и минимум абстрактных элементов
Продолжение табл. 1
215
1 2 3 4 5
Снижена возможность запоминания перечня объектов (7±2 у нормальных против 3) Обеспечение одновременного присутствия небольшого количества предметов простой формы Количество элементов интерфейса не более 3 Определенное количество управляющих кнопок и картинок в заданиях
Снижена способность запоминания абстрактного материала Использование стандартных форм при размещении материал в интерфейсе (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) Стандартная форма кнопок, простая модульная сетка
Избирательно запоминание предметов привлекших внимание Изучаемый предмет должен быть простым по форме и ярким по цвету Цветовое решение Г олубой фон, зеленый объект
Недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, что сказывается на способности сравнивать объекты, описывать сюжетные изображения Небольшое количество исследуемых предметов, простые в описании сюжетные линии без абстракций Предметы используемые в играх должны быть изучены заранее с использованием дидактического материала
Недеференци-рованность слухового восприятия, плохое восприятие близких по звучанию фонем Четкие лаконичные комментарии (возможно в рифмованной форме) Использование диалогов различных форм Звуковой комментарий может быть выключен и замене текстовым, либо комментарием педагога
Неспособность интерпретации восприятия к переменным условиям Предварительная подготовка к возможной смене ситуации Концептуальная разработка интерфейса Выравнивание компонентов окна по левому краю в каждом окне для меньшей нагрузки на глаза
Продолжение табл. 1
216
1 2 3 4 5
Дети с задержкой психического развития Трудности выделения фигуры на фоне Соотнесение фона и формы по цвету, фактуре, наличию мелких элементов Выбор цветовой схемы согласно целевой аудитории Рекомендованные цвета для фона голубой, светлокоричневый, светло-зеленый
Затруднения сравнения близких по форме фигур Фигуры с небольшим количеством заметных отличий Цветовое решение интерфейса Контрастные по сравнению в фоном фигуры
Недостатки восприятия глубины пространства Четко продуманное расположение объектов Необходимость создания навигации в соответствии с законом Фитса Большая кнопка, расположенная близко к курсору
Трудности в восприятии отдельных элементов в сложном изображении Изображения с небольшим количеством элементов Компановка интерфейса Меню, содержащее не более 3 активных областей
Недостаток в восприятии близких по начертанию букв Использование специальной текстовой информации Шрифтовое оформление интерфейса Использование моноширинных или рубленных шрифтов, регулировка кернинга
Затруднения в дифференциации речевых звуков Четкий, лаконичный комментарий, возможно повторяемый Дифференциация оформления справок, заданий, комментариев. Настраиваемые справки, комментарии, задания с возможностью заменить звук на текст
Зависимость степени восприятия от условий внешней среды Обеспечение достаточной освещенности, комфортного положения во время изучения Интуитивно понятный, а также удобный интерфейс Отсутствие раздражителей в программе: резких звуков, ярких цветов в фоне, быстрой смены изображений.
Несформирован-ность наблюдения как система-тическо-го и це-ленаправ-ленного восприятия Ограничение длительности восприятия информации посредством наблюдения Возможность настройки отображения элементов навигации и активных областей Настройка длительности отображения по времени или действию
Окончание табл. 1
217
1 2 3 4 5
Недостаток внимания как деятельности субъекта на каком-либо объекте Ограничение длительности восприятия изучаемого объекта Использование минимума активных областей Активный курсор
Преобладание нагляднообразной памяти по сравнению со словесной (что соответствует норме) Развитие посредством созерцания различных объектов
Дети с нарушениями слуха На ранних этапах не испытывают затруднений в познавательной деятельности Специализация коммен-тарииев, замена текстовой и изобразительной информацией Обязательно использование контекстной справки и справки состояния Всплывающие окна или вызов справки должен заменять звуковое сопровождение
Дети с нарушением зрения Затруднения в целостном восприятии, анализе и сравнении объектов Увеличения количества слуховой информации Медийное сопровождение зрительной информации Звуковые комментарии задания, сведения об ошибке или правильности выполнения задания
Дети с церебральным параличом В условиях необходимости осмысления малознакомых ситуаций уровень мыслительных процессов значительно снижается Предварительная подготовка к восприятию Интуитивно понятное меню пользовательской системы Иконки большого размера, с текстовой, графической, а также звуковой информацией
Выраженные затруднения в складывании разрезных картинок и расположении сюжетных картин в серии Использование небольшого количества частей изображений с постепенным увеличением Контент, рассчитанных на конечного пользователя Простые изображения с минимальным количеством деталей и небольшим разбросом в цветовой гамме
Низкая познавательная активность, недостатки памяти и внимания Увеличения познавательной активности посредством развивающих игр Цветовое решение интерфейса Разработка фона в соответствии с восприятием пользователя, возможно холодных тонов (голубой)
218
Также существует возможность диагностики уже имеющихся игр на основе данных критериев. Данная диагностика поможет педагогам и родителям подобрать приемлемые игры для использования в образовательном процессе по коррекционным программам.
Библиографический список
1. Гультяев, А. К. Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса / А. К. Гультяев, В. А. Мишин. - СПб. : КОРОНА-Принт, 2000.
2. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелова. - М. : Просвещение, 2005.
3. Мандел, Тео. Разработка пользовательского интерфейса / Тео Мандел. - М. : ДМК Пресс, 2001.
4. Дубровский, В. И. Специальная психология / В. И. Дубровский, Т. В. Розанова. -2-е изд. - М. : Академия. -2003.