УДК 001.?
ИНТЕРФЕЙС СИСТЕМЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ РАЗБИТИЯ ДЯТРИ ДОIII КОЛЬНОГГ) ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
О В. Бате:п.к1ша
О-кккий аосудирстаиииый т ь<д нич искии у нижу с итвт, Омск, Россчх
Аннотация - Рассматриваются этапы н методы проектирования опыта взаимодействия детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) с ограниченными возможностями здоровья с компьютерной системой диагностики уровня развития с учугом особенностей восприятия информации. Проведенное исследование характеристик отклонении п нарушении в развитии детей дошкольного возраста позволило выделить особенности восприятия ими информации, на основе которых были разработаны руководящие лрпншшы для созаания пользовательского интерфейса компьютерной системы диагностики. Ланные пришиты позволили разработать интерфейс, отвечающий всем задачам системы и учитывающий психофизиологические особенности тестируемой категории пользователей. Созданная информационная система диагностики уровня развития детей дошкольного возраста позволяет осуществить рапшою дпа ■ ниггику IIV гиг I пин и я, уп ан»клння1>1 ни.иичии М111) п 1Н ниши дефект I и рашнши, иирдклип харакчер. структуру. качественные и количественные показатели, которые мог>т служить основанием для послс дмощеи киррекшшнниЛ раишы.
К/юиечых стьа: дижниникк ровня ^шших, Ш1«*11ес1 иа1 сИч.ПлПисх шмиьниьрнни диишиешка, иъ-ег ехрепеисе. особенности восприятия информации, тестовый модуль, обработка данных.
I. В2ЕДЕШП
В настоящее время многие исследователи большое внимание уделяют вопросам изучения нар\тпений интеллектуального развития (ш1с1сста1 йзаЬишсз) детей дошкольного возраста [1- 3]. 1'яд нсслсдоейннн зарубежных специалистов посвящен изучению проблем и расстройств обучения, на основе которых реализован программные системы осучсния детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ} через игровой процесс [2, 3]. Однако данные исследования, как правило, наиэавлены на узкую категорию нарлтпенин в развитии, при этом практически не рассматриваются вопросы диагностики уровня развития детей дошкольного во зраста.
Ранняя диагностика нарушении познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне пгоохоцимл [4] Одной ил ктжнгйтгих яддлч диагностики ялтягтгя от-рлнтгтгниг умгтпгнкпй отг.тллос.ти от сходных с пей состояшш. Любое отклопе!ше от нормы требует достаточного изучения, отграшпеппя от схожих с.огтояиий ~)гп ксобхгдимо для выбора подходящих коррекпипинмх действии я грпдггее опучгиия
Разработка компьютерных систем диагностики детей дошкольпого возраста позволяет:
- КЫМК. 1И I К У1Х1К-НК <)б|ЦИХ ум(1 КГННМХ С1К)С1|Г|ШН1ГЙ дпгй
- оценивать уровень развития психических и психофизиологических свойств личности: памяти, шшмшшя. кнеприм шм умегкгннпй ¡»Гигпкиоа|Г1М1к:ги, инчг.шгкти чми^пна^нша гхкпшних, н^жни-ш ихинп иио пя-туса. параметров мороофункцнональной системы [моторики. быстроты движения н т. д.):
- определения уровня психофизиологической и социальной готовности к поступлению детей в детский сад нлн школу (физического развитая, заболеваемости. физической подготовленности, основных фнзномстри-чееккх параметров растущего организм?., факторов риска);
- осуществлять раннюю диагностику отклонения детей от нормального раззктня:
использовать средства автоматизации обработки данных компьютерной системы диагностики, включая г пор, някоилгние хр1нгниг- уточнение (обновление илуененке) погученне данных о тегти{:уе\п>гх и рглультл-
тах тесшровапня.
Для СОЧЛЛННЯ СИСТГМЫ КОМПЬТГТерНОЙ диагностики урони* развития детей г ОПЯ необходимо провести иг-слсдовакне способов взаимоденстзкя детей данной категории с интерфейсом информационных систем н определить руководящие принципы разработки интерфейса программного приложения.
П. Постановка задачи
В понятие проектирования чсловско-орнсктарованкого пользовательского интерфейса Ехлючаюгся не только аспекты, установленные эргономикой (учет принципов восприятия, двигательных н познавательных навыков люден), но также эмоциональные н социальные факторы, с также общее отношение к процессу взаимодействия.
С познннн человеко-орнентнрованного проектирования, шперфенс должен воплощать опыт взаимодействия пользователя с информационной системой (user сгфспспсс). т.е. обеспечивать восприятие и ответные действия
IKI.Ih40№fR*jm, ЯПНИКИКЧИ.ИГ* Н Iir iyjIKlVtir ИГЛОЛЬ-ЧПКИННЯ ИЛИ ИрГ.КПЧПИЦГГП исжижшниних IIJIOI }!ИММЫ [5]
Таким образом, для проектирования опыта взаимодействия пользователей с интерфейсом компьютерной системы диагностики уровня развития детей дошкольного возраста с 033 необходимо провести исследование, цг.инми ко u p: и о хшинпг»
выяелсннс сслсй н задач пользователей при работе с конкретной информационней снстсмой:
- составление достаточно подробного описания характеристик пользователей. Результат анализа деятельности пользователя должен ясно демонстрировать:
- операции, завершающие процесс выполнения задачи (обнаружение, поиск. сравнение, оценка, решение, ожидание]. и индикаторы результата нлп успешности ошибочности проделанной работы:
- отношения между пользователем н элементами интерфейса, обусловленные контекстом в котором выполняется задача.
Ш. Тьорих
Исследование опыта взаимодействия пользователей с ннформацнонным продуктом позволяет осуществить кнчгггкгннме м]:оек i ирокяниг ни тгрфгй:71 с учпом чнирогон иолкмжи тг-лгй, их нгихофизио.кн ичг:*их огоПгн-ностей и условии работы.
Для проектирования опыта взаимодействия с интерфейсом программы диагностики, необходимо рассмотреть профили пользователей: педагогн-дефектологн (иле родители) н дети с ОВЗ.
Следует отметить, что направляющее действие при взанмоденстшш с гаперфейсом компьютерной системы диагностики осуществляется непосредственно педагогом или одним из родителей. Это связано с тем. что с учетом особенностей развития, дета с ОВЗ в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в це-лепаправлепзюм обучающем возденеттнш взрослого. Ученые, исследующие особенности развития детей с
нарушгниги ин1гллгкти h ПГрКуЮ ОЧСре,^, игмгннни у них ИИИЛЮГИЧП КуИ) ИНГрГНОПЬ ПП-уИТКИГ ИН1ГрГГИ к
окружающему [2].
Особое внимание в проведенном исследовании было уделено вопроег.м психофизиологических оссбенно-i-itrJJ нисирияшм Икфцр.У.ИИИИ .JtflbMK С ОВЗ С )'ЧГШМ pi«. ЛЧКЫХ ВИДОВ Dlb ШЫеНИН В р:ИВМ1НН. VdL UtK UHK ВЛИЯЮТ па процесс взаимодействия ребенка с тестовым модулем. Эти особенности являются осповой при создают
Грйфтг=тсс КИТ ^ЛГМГНТОЯ Интгрфг-Sf Л И обртотмтглкн.-'го КОКТГНТЛ у Ч И I MR ЛЮТГ Я при рЛ-фЛООТКГ ГХГТХТЬТ рлстю.тп-
жения данных элементов на экранной форме приложения.
Прк рассмотрении особенностей воеприяткя информации детьми с ОВЗ. прежде зссго. необходимо упомя-иу |ъ сниженную гношбнос'.и» к пригму и nej>r|iatkrntr информации но < р.шнгьин) г нлплю.^емой у кфиально развивающихся детей. Прн всех типах нарушенного развитая обьем информации, который может быть принят з единицу времени, б той или иной мере меньше по сравнению с нормой Кроме того, повышение порогов чувствительности (например, при снижении слуха) приводит к росл,- уровня шумов, что влияет на точность при-:шмаемон п:|фсрмацин. ведег к ее искожешшм [51
IV. Результаты экспериментов Интерфейс компьютерной системы диагностики должен обеспечивать возможность его адаптации к потреб
НОЛЯМ И ХИ])г1КГС{)ИГГИКИМ иплкижжтш
интерфейс должен сыть предсказуемым к интуитивно понятным, должен предоставлять доступ ко всем необходимым функциям:
ЦКПИ ДС1.1ЖНК1 Г)ЫТК ИОДобр/'НЫ IV1K, ЧШММ и6.1ПЧИ1К КПГИрНЯГИГ Инф'.ТрШЩИИ И IIJJi'KJirkillK КНИМИИИе ]1гГи*Н-
:<а к тестовому заданию:
графика, используемая при создании интерфейса и тестовых заданий, должна при запуске приложения на мониторах с различным разрешением оставаться неизменного качества изображения, чтобы обеспечивать способность достоверного отображештя элементов:
тгетовог лядачиг /юлжно ллнимлтъ бгстътттрг ттрогтрлнгткл чгрлнной фермы ЧГМ огтлт-кныг Ч.тггаггн—м уттрля-лення интерфейсом, чтобы ребенок коннентрнровался только на нем. Предмет н обьеюы тестового задания должны оыть изобретены просто, но в то же Ерсмя без лишней деталнзаинн.
Проведенные исс.1сдоъания иокашш. чти у дегел с наруi_irr.ни.члш KHiejLjei_iya_±bHuio -мштия огменахлеч сшг/кеглпде возможности иошюцешюго doc приятия н:|формацпн.
llpouecc восприятия информации у детей дошкольного возраста с 0U3 характеризуется следующими осс-бишосшш
- трудностями выделегск онгуры па фоне:
-luqiy^HfHHMMH при ]мчличгнни Гшихьих no i|i:ip.ue фигур и нм^лкнии дм ян и рж'.гмгприкикмшо мГкгкги
- недостатками восприятия глубины пространства:
— фуЛИОП Я ".1И К ОИреДе-ГеНИИ У/ШЛГНН1К-ГИ ИреДМеШК.
- трудностями в зрительно-пространственной ориентировке.
Существующие проблемы приводят к тому, что ребенку с интеллектуальными особенностями в развитии для усвоения способов ориентировки в окружающем пространство, для выделения и окксировгння свойств и отношений I ргдмгшк, ипнимлнии кип или иного /гйсжии цИ^упгн тршдо Пол миг кремени чем нормально развивающемуся ребенку.
Поэтому при разработке способа взанмодейств кя с интерфейсом необходимо отдать предпочтение методом.
ПОМСИИКНЦИХ« Наиболее 1Ю. ПерГДПКИТЬ МКТ1рИИИМ*1Ь, удерж И КИ I к и игтх^мйи 1МК;11Ь информации! к/ккпуп-
пом для детей виде, в соответствии с природой особых образовательных потребностей.
Б результате исследования бььти выявлены особенности восприятия информации петь ми с ОВЗ (таб.т 1). которые необходимо учесть при разработке модели взаимодействия пользователя с интерфейсом тестового модуля. чтобы сделать интерфейс удобным п понятным [б].
Основная задача компьютерной системы диагностика состоит в выявлении нарушений психического развития детей для определения и проведения дальнейших коррекцконных мероприятий.
Разработашшн диагностический комплекс представляет из себя программную оболочку, содержащую в се бе игровые гесты, выполненные в виде независимых модулей, разделенных по смысловым категориям. О с его в комплексе четыре категории заданий сенсорное восприятие, мышление, память, элементарные количественные представлеши (рис. 1).
ТАБЛИЦА 1
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЕТЬМИ С ОВЗ
Вид отклонения Особенности восприятия П\ти решения
Внимание характеризуется нсоолыпкм объемом. неустойчивостью, грудной переключае- мог.1 ьк1 Отсутствие интереса к учебе, познанию Рассмотрение небольшого количества простых объектов Использование развивающих компьютерных игр
Тимедленн<хтк :чри1елниош ностриншч Индикнлуллкнге рп ули;х>клние времени рассмотрения объектов
Недостаточная дифференцировал пость эос приятая по спектру цветов н цветовых огген- КОК Умственко Отсутствие способности выделить характер-отсталые дети :ше части объекта, своеобразие строения Использовапие немного красочных объектов преимущественно основных цнеиж Использование объектов простых оерм с постепенным усложнением
(дстн-олнгофрсны) Затруднение в восприятии сюжетных картин Снижена возможность запоминания перечня объектов (7±2 у нормальных протпэ 3) Использование изображений с упрощенной сюжетной линией Обеспечение одновременного присутствия небольшого количества предметов простой ф ормы
Ичйи]м1глкно ЧЛИПМИНЛИИе |реДМеП!К. привлекши?: внимание Имучлемый мре.тмп ..тол жен Пкиь простым по форме н ярким по цвег*г
Недостаточность всех уровней мыслительной деятельности, неспособность сравнивать объекты, ОПИСЫК-ИЬ ['К1ЖГГНЫГ Ш1''Г)]»1ЖГНИИ Неспособность интерпретации восприятия к перемеппым условиям Небольшое количество исследуемых предметов, простые в описании сюжетные линии беч и1х-|рлкций Предварительная подготовка к возможной смене ситуации
Педифференинроваиность слухового восприя-1ия плохое шхприжиг Пличких но хкучаник: фонем Четкие лаконичные комментарии (ко.чуожно и риф-локлиной фирме)
Умственко Трудности выделения фигуры не фоне отсталые дети (дети-олишфрены) Затруднения сравнения близких по форме фигур Соотнесение фона и формы по цвету. фактуре, наличию мелких эде-мгниж «[щуры с небольшим количеством заметных отличии
Недостатки восприятия глубины пространства Четко продуманное расположение обьеыок
ПРОДОЛЖИ ШЕ ТАБЛИЦЫ 1
Вид отклонения Особенности восприятия Пути решения
Трудности в восприятии: отдельных элементов в сложном изображении Недостаток в восприятии близких по начертанию букв Изображения с небольшим колите сгвсм элементов Использование специальной текстовой информации
Затруднения в дифференциации речевых звуком Четкий, лаконичный комментарий, чтможнп к:кц^ыгмый
Зависимость степега восприятия от условий внешней среды Несформнрованность наблюдения как систематического и целепапраплеп пого восприятия Обеспечение достаточной освещен нсстн. комфортного положения во ¿ремя изучении Ограничение длительности воспрня-гня информации посредством наблюдения
Дети г задержкой Нед<у~гаток внимания как деятелъногти губк-психнческого екга на каком-либо объекте Ограничение /-.хэтелкногти вогттрия-гия нзз'чаемого объекта
развития Преооладанкс наглядно-образной памяти по с-рикнгним го с.н)нггной (чи1 пкггкгпхчнугт норм?) Развитие посредством созерцания •ычиичнык клкгкиж
Не ранних этапах не испытывают затруднении в познавательной деятельности Специализация комментариев, замена текстовой н изобразительной информацией
Затруднения в целостном восприятии, анализе и сравнении ебьекгов Увеличення количества слуховой информации
В условиях необходимости осмысления малознакомых ситуации уровень мыслительных процессов значительно снижается Предварительная подготовка к восприятию
Выраженные Аируднснил в стикшывгшиа разрезных картинок и расположении сюжетных картин в серии Исиильзошшме нсбильшши ко.шче-егва частей изображений с постепенным увеличением
Низкая познавательна.^ активность, недсстаткл памяти и внимания Дети с нарушения- Увеличение познавательной активности плгредгтяпм рачвирягстго-т игр
Затруднения в целостном восприятии, анализе и ергшкеник ибьскхив Увеличение количества слуховой инфцрМИНИН
_ В условиях необходимости осмысления мало-Дсш с нарушением знакомых ентуацин уровень мыслительных зрения процессов значительно снижается Предварительная подготовка к восприятию
Дети с церебраль- Выраженные загрз'днения в склапывакии разным паратгчом резных картинок и расположении сюжетных картин в серии Использование небольшого количества частей изображешш с посте пенным увеличением
Дети с церебраль- Низкая познавательная активность, недостатки ным параличом памяти и внимания Увеличение познавательной активности посредством развивающих игр
Разработанная структурная схема тестовых модулей диагностического приложения для детей ОВЗ представлена на рнс. 2.
назови какой покя-ие
нонтрасты
Риг 1 Диаграмма тестовых заданий гис-е\ты диагностики
Кнопка «Начать глт»
Нажатие н£ кнопку «Завершить тсст»;
Окно тсстг с иггнжм
I
Выбор правильного варианта ответа
Выбор нсправнхьнсго варианта ответа
1........................
Подсчет результатов
Кно1 I ка/действие
Экранная форма Программная функиич
Вывод отчета на экран
Риг 7. Сфукгурняч СХГМИ 1ГГ111КЫХ модулей
Представленные в табл. 1 особенности восприятия информации детьми с ОВЗ позволили разработать принципы проектирования пользовательских интерфейсов, которые полностью учитывают психологическое восприятии информанта у детей и были применены в разработке интерфейса тестовых модулей компьютерной системы диагностики уровня развития детей дошкольного возраста [7]:
фон н фигуры на нем должны контрастировать по цвету. размеру. фактуре:
— в графике использовать простые формы, все объекты должны быть прорисованы четко, но без лишних дехгшеы,
цветовая схема должна быть простая, без сложных оттенков. используются только естественные цвета:
— использовать гкшнгацношсые мешо. выполпехшые с не пользованием графических злемеегтоо - никто грямти;
— использовать навигационные злеменгы стандартной фермы к большого размера, которые легко заметить и найти:
чкрлнньп- формы * цгсточг и их обт.г*-тм И Ч=*"ГНП1-ТЯ не должннт со.пержлть ботгыпог КОЛТ^Г.-ТТЮ эттгмгнток
- не более 7;
— ИСИРЛЬ-СПК/ИЬ легко ЧИГИГМЫЙ Шрифг, КОЛИЧГС1КО ИПШЛКЧуГММХ К офорГЛЛС*ННИ ИИ1Гр||ГН<Л Лфифшк иг
должно быть более 3. и все опн доллипл быть од1шаковьо.ш по стилю:
— использовать яркий большой курсор для привлечения внимания:
— ригиолижениг обьгк шк должно Пкпк и}хн-|ыи г гоблтдгнипи ржмгрнсио г«хп нон1гнич оПкгкгои
1) озвучивать название разделов в навигационном меню, обязательно осуществлять звуковое сопровождение действий ребенка во время взаимодействия с программой.
HddUBH чн-<ий?
□ a
Прзаллю mipuni.wi
V
y
Риг 1 Тестовый модул» оцстт генсгрного восприятия RMJTWHH ОСЛ»еКТОВ
ТСлждык тег torwk модуль пртдгтявжн Т4 к ид г отдельной зкрлнчои формы ТТпмкмо модулей r лрнлтшшя организовал доступ к вводу входных данных пользователем, показу- результатов работы каждого модуля, выво ре<уЛЧГЛИ»Н нрокг/.гнич дии1 н011ики При яшм и]х>1]к1ммг1 фиКСИруеГЧЛДНИНЫГ I итihme phi khjvifmnn-klklb гс модуля. сохраняет их в базе данных, обрабатывает результаты н сохраняет нх в памяти компьютера.
Проверенные исследования особенностей восприятия информации детьми дошкольного возраста с различными отклонениями в интеллектуальном развитии поззолклн сформировать принципы для разработки пользовательского интерфейса компьютерной системы диагностики уровня развитая, адапгарсваннэго под психофизиологические особенности детей дошкольного возраста с ОШ, которые определили cnocob взаимодействия с информационной системой.
Разработанная компьютерная система диагностики прошла пробное тестирование на базе образовательного учреждения Омской области «Детский дом №3 для детей с ограниченными возможностями здоровья« и полу-чиля положительные результаты, которые похячлли ттрингтиттиллчно ноьые возможности f тхилгнпстике-
адаптивное тестирование (вид теста, в котором каждое последующее задание выбирается в зависимости от огкеюк ни нредыдущиг <яд.-1ни> иосле/щк/пельнсх'гк члдлний и их количгсгнп к i;ikovi киде iwra оиределнепи динамически);
иг.нилк-соклние нременных иирлмгтрик.
исиользсваште ьг,'.тьтнмедипиы>: стимулов, средств виртуальной реальности, игр о do и мотаващш: 1ЧУ<д>1иие -»кгиершых и обучающих сногч самоконтроль поведенческого реогпроватшя.
Опии рлГчмы г длиной компкнпгрной сипемой дюн нолики шхжолил (-формулиронт к иекоторне «ииуги-мые положительные эффекты, получешпле педагогами по результатам использования данного ирнложе:шя:
повышение эффективности работы педагога за счет с использованием средств автоматизации обработки дгнных н ислучения результатов тестирования:
возможность систематически накапливать п хранить не только данные об испытуемом, но н сами результаты тестирования, тем самым решел проолему потери информации :
предоставление психологу возможности сконцентрироваться на решении сугубо профессиональных задач Ьлагодаря освобождению его от трудоемких рутинных операций первичной оЬраЬотхи данных:
повышение четкости, тщательности и чистоты психологического исследования за счет увеличения точности регистрации результатов и исключения сшиоох обработки исходных дгиных. неизбежных при ручных методах расчета выходных показателен:
V. ВЬЮСДЫ И ШСЛТСЧЕШП:
использование времени не только как управляемого параметра теста (исследователь с помощью компьютера способен регулировать я устанавливать требуемый темп психодиагностического тестирования), но н в качестве диагностического параметра (например, показатели временной динамики ответов ребенка на вопросы психодиагностического теста могут выступать, как индикаторы утомления, эмоционального шока и т.п.) [5]:
возможность проводить в сжатые сроки массовые психодиагностические исследования путем одновременного тестирования многих испытуемых.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-47-550894.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
L. Giaouri S., Alevriadou A. Are children with Down syndrome susceptible to visual illusions? // Procedia Socio/ and Behavioral Sciences 15 (WCES-2011). 2011. P. 1988-1992.
2. Ferreira J. M . Makinen M.. Amorini K. de S. Intellectual disability in kindergarten: possibilities of development through pretend play U Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2016. 217. P. 487—500.
3. Isasi A R_. Bastenetxea A. L.. Zorrilla A. M.. ZapirainB. G. (2013) Helping children with Intellectual Disability to understand healthy eating habits with an IPad based Serious Game // Tlie 18th International Conference on Computer Game 5. CGAMES 2013. P. 169-173.
4. ISO 9241-210:2010. Ergonomics of human-system interaction - Part 210: Human-с entered design for interactive systems.
5. Стребелева E. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. для педагога-дефектолога. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. 180 е.: ил.
6. Батенькина О. В. Определение критериев юзабнлиги компьютерных игр для детей с проблемами в развитии // Динамика систем, механизмов и машин. 2012 Кн. 5. С. 214—219
7. Батенькина О. В. Дизайн интерфейса обучающих программ для детей с задержкой психологического развития. М.: Магистр, 2014. 112 с.