Научная статья на тему 'ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЛОВКОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА'

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЛОВКОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
205
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОВКОСТЬ / ПРИВЫЧНЫЕ УСЛОВИЯ / НЕПРИВЫЧНЫЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / СПОРТСМЕНКИ / ИГРОВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Луткова Н.В., Макаров Ю.М., Мурашева М.В.

Цель исследования - разработать критерии определения уровня ловкости для спортсменок в игровых видах спорта возрастной категории 17-18 лет. Методика и организация исследования. В качестве метода исследования использовалось спортивно-педагогическое тестирование. Объектом исследования выбраны студентки СПбГАСУ, занимающиеся на отделении спортивных игр. Определялись показатели ловкости и расчет критериев уровня ее проявления. Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов тестирования и сравнение их с критериями оценки свидетельствуют, что в обследуемой группе квалифицированных спортсменок, занимающихся спортивными играми, уровень проявления ловкости при беге и при прыжке в длину в привычных и непривычных условиях выше расчетных критериев. Это характеризует уровень развития ловкости при беге и при прыжке в длину у квалифицированных спортсменок выше среднего. При ходьбе по прямой проявление ловкости у квалифицированных спортсменок соответствует среднему уровню. Установлено, что выполнение двигательных действий в привычных и непривычных условиях позволяет рассчитать уровень проявления ловкости каждой спортсменки и группы в целом. Расчетные значения уровней ловкости целесообразно использовать в качестве критериев для оценки уровня проявления ловкости у спортсменок различной квалификации данной возрастной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Луткова Н.В., Макаров Ю.М., Мурашева М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN'S TEAM SPORTS: DEXTERITY TEST CRITERIA

Objective of the study was to develop a set of dexterity test criteria for junior (17-18 year-olds’) women’s team sports. Methods and structure of the study. The dexterity test system for competitive and training process was designed using the following tests in standard conditions: 7m eyes-open straight walk test, s; 30m high-start sprint, s; and standing long jump, cm. Dexterity in extraordinary conditions was rated by the following tests: 7m eyes-closed straight walk test, s; 3x10m shuttle sprint, s; and back-forward standing long jump test, cm. We sampled for the study the 17-18 year-old female students (n=115) from the team sports groups of Saint Petersburg Mining University’s Physical Education Department; and their peers (n=30) from the team sports groups of Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health. The study was designed to first rate the SC/ EC-specific dexterity of the sample; and second to run the competitive/ training dexterity tests using the selected set of criteria. Results and conclusions. The dexterity test data analysis versus the test benchmarks showed the sprint and standing long jump test data of Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health sample being higher than the benchmarks, i.e. the age averages; and the straight walk test data matching the average. Our analysis of the test data arrays showed that the physical fitness test benchmarks found in stage one of the study may be applied for the 17-18 year-old team sporting women’s dexterity test purposes on an individual and group basis. We recommend using the test benchmarks found by the study for the skills-specific dexterity rating tests in this age group.

Текст научной работы на тему «ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЛОВКОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТЕРИЕВ ЛОВКОСТИ ДЛЯ СПОРТСМЕНОК ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА

УДК/UDC 796.015.865.1

iiM

ш ¡Рей Ш ¡|:

Ж *>- ЖК ш

f К

ЩШ^г

Информация для связи с автором: nataliya_lutkova@mail.ru

Поступила в редакцию 21.12.2020 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Луткова1 Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Макаров1 М.В. Мурашева2

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский горный университет, Санкт-Петербург

WOMEN'S TEAM SPORS: DEXTERITY TEST CRiTERiA

PhD, Associate Professor N.V. Lutkova1 Dr. Hab., Professor Y.M. Makarov1 M.V. Murasheva2

1Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg 2Saint Petersburg Mining University, Saint Petersburg

Аннотация

Цель исследования - разработать критерии определения уровня ловкости для спортсменок в игровых видах спорта возрастной категории 17-18 лет. Методика и организация исследования. В качестве метода исследования использовалось спортивно-педагогическое тестирование. Объектом исследования выбраны студентки СПбГАСУ, занимающиеся на отделении спортивных игр. Определялись показатели ловкости и расчет критериев уровня ее проявления.

Результаты исследования и выводы. Анализ полученных результатов тестирования и сравнение их с критериями оценки свидетельствуют, что в обследуемой группе квалифицированных спортсменок, занимающихся спортивными играми, уровень проявления ловкости при беге и при прыжке в длину в привычных и непривычных условиях выше расчетных критериев. Это характеризует уровень развития ловкости при беге и при прыжке в длину у квалифицированных спортсменок выше среднего. При ходьбе по прямой проявление ловкости у квалифицированных спортсменок соответствует среднему уровню. Установлено, что выполнение двигательных действий в привычных и непривычных условиях позволяет рассчитать уровень проявления ловкости каждой спортсменки и группы в целом. Расчетные значения уровней ловкости целесообразно использовать в качестве критериев для оценки уровня проявления ловкости у спортсменок различной квалификации данной возрастной категории.

Ключевые слова: ловкость, привычные условия, непривычные условия, критерии оценки, спортсменки, игровые виды спорта.

Annotation

Objective of the study was to develop a set of dexterity test criteria for junior (1718 year-olds') women's team sports.

Methods and structure of the study. The dexterity test system for competitive and training process was designed using the following tests in standard conditions: 7m eyes-open straight walk test, s; 30m high-start sprint, s; and standing long jump, cm. Dexterity in extraordinary conditions was rated by the following tests: 7m eyes-closed straight walk test, s; 3x10m shuttle sprint, s; and back-forward standing long jump test, cm. We sampled for the study the 17-18 year-old female students (n=115) from the team sports groups of Saint Petersburg Mining University's Physical Education Department; and their peers (n=30) from the team sports groups of Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health. The study was designed to first rate the SC/ EC-specific dexterity of the sample; and second to run the competitive/ training dexterity tests using the selected set of criteria.

Results and conclusions. The dexterity test data analysis versus the test benchmarks showed the sprint and standing long jump test data of Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health sample being higher than the benchmarks, i.e. the age averages; and the straight walk test data matching the average. Our analysis of the test data arrays showed that the physical fitness test benchmarks found in stage one of the study may be applied for the 1718 year-old team sporting women's dexterity test purposes on an individual and group basis. We recommend using the test benchmarks found by the study for the skills-specific dexterity rating tests in this age group.

Keywords: dexterity, standard conditions, extraordinary conditions, rating conditions, female athletes, team sports.

Введение. Определение показателей ловкости у квалифицированных спортсменок предполагает наличие конкретных двигательных действий, обязательным условием выполнения которых должна являться необычная или усложненная обстановка, и критериев, позволяющих оценить полученные показатели. Показатели ловкости спортсменок во многом определяют успешность выполнения тактико-технических действий, способствуют достижению результата. С целью

измерения ловкости в научной литературе чаще всего предлагается производить расчет комплексных показателей физических качеств. Однако единого мнения по вопросам методики измерений и критериев ловкости у специалистов нет [1, 3]. Применив системный подход при изучении данного вопроса, Б. И. Тараканов, С. Н. Никитин выделили основные характеристики, которые необходимо учитывать при разработке критериев и методики измерения ловкости:

поставленная цель, достигаемая за счет выполнения двигательных действий, требующих коррекций из-за воздействия внешней среды; внешняя среда, проявляющаяся через различные условия; анализаторные системы, воспринимающие различные условия внешней среды и корректирующие двигательные действия согласно поставленной цели [2]. Для создания непривычных условий выполнения двигательного действия необходимо введение дополнительных сбивающих факторов. Эти сбивающие воздействия создаются через третью характеристику, одну из анализаторных систем: двигательную, зрительную; вестибулярную. В проводимом исследовании применялось предложение авторов измерять ловкость как обособленную характеристику путем вычисления отношения результатов выполнения заданий в привычных условиях к результату выполнения такого же задания в непривычных условиях. В ходе исследования осуществлено измерение ловкости при выполнении двигательных действий при ходьбе, беге и прыжке в привычных и непривычных условиях; проведен расчет уровня ловкости при ходьбе, беге и прыжке в привычных и непривычных условиях. Полученные показатели могут применяться в качестве критериев оценки ловкости для дальнейшего оценивания спортсменок различной квалификации в игровых видах спорта возрастной категории 17-18 лет.

Цель исследования - разработать критерии определения уровня ловкости для спортсменок в игровых видах спорта возрастной категории 17-18 лет.

Методика и организацияисследования. В качестве метода исследования использовалось спортивно-педагогическое тестирование. В привычных условиях выполнялись следующие двигательные действия: ходьба по прямой линии 7 м с включенным зрительным анализатором (с); бег на 30 м с высокого старта (с); прыжок в длину с места (см). В непривычных условиях выполнялись следующие двигательные действия: ходьба по прямой линии (7 м) с выключенным зрительным анализатором (с); челночный бег (3х10 м) (с); прыжок в длину с места спиной вперед по направлению движения (см). Объектом исследования были выбраны 115 девушек 17-18 лет -студенток, занимающихся физической культурой, отделения «спортивные игры» в СПбГАСУ и 30 девушек 17-18 лет - ква-

лифицированных спортсменок, студенток кафедры спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лесгафта. На первом этапе определялись показатели ловкости в привычных и непривычных условиях у студенток, занимающихся физической культурой, отделения «спортивные игры». Осуществлялся расчет критериев уровня проявления ловкости при ходьбе, беге и прыжке в привычных и непривычных условиях. На втором этапе проводилось спортивно-педагогическое тестирование квалифицированных спортсменок, студенток кафедры спортивных игр и оценка их уровня развития ловкости на основе рассчитанных критериев.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения задачи первого этапа производилось спортивно-педагогическое тестирование у спортсменок возрастной категории 17-18 лет, занимающихся физической культурой, отделения «спортивные игры», результаты которого представлены в табл. 1.

Анализ полученных результатов тестирования и сравнение их с критериями оценки свидетельствуют, что в обследуемой группе показатели бега на 30 м, челночного бега 3х10 м и прыжка в длину с места соответствуют требованиям ВФСК ГТО V ступени (девушки от 16 до 17 лет) и VI ступени (женщины от 18 до 24 лет). Критерии оценки выполнения прыжка в длину с места (м) спиной вперед, ходьбы по линии 7 м (с) с открытыми глазами и с закрытыми глазами для данной возрастной категории отсутствуют. Исходя из того, что физическая подготовленность тестируемых в трех обязательных тестах для сдачи норм ГТО соответствует нормативным требованиям двух ступеней ГТО, средние результаты тестирования по трем тестам, которые не имеют нормативов для оценивания, были определены нами в качестве критериев среднего уровня для дальнейшего оценивания спортсменок данной возрастной категории. Далее выполнялся расчет уровня проявления ловкости при беге, при прыжке в длину и при ходьбе по прямой линии в привычных и непривычных условиях по следующей формуле [1, с. 126]:

Кл^_1Д_2, где Кл - уровень проявления ловкости (лов.); L_1 - результат выполнения в привычных условиях; L_2 - результат выполнения в непривычных условиях.

Таблица 1. Показатели ловкости в привычных и непривычных условиях у спортсменок возрастной категории 17-18 лет, занимающихся физической культурой, отделения «спортивные игры» (п=115)

Контрольное упражнение Показатель в группе Норматив ГТО (V ст.) Норматив ГТО (VI ст.)

Бег, с 30 м 4,90±0,35 5,5 5,7

Челночный 3х10 м 8,41±0,83 8,7 8,8

Прыжок в длину с места, м Лицом вперед 2,13±0,35 1,7 1,8

Спиной вперед 1,25±0,19 - -

Ходьба по линии 7 м, с С открытыми глазами 2,70±0,23 - -

С закрытыми глазами 3,09±0,32 - -

Показатель Расчетный критерий

Уровень проявления ловкости при беге в привычных и непривычных условиях 0,58±0,05

Уровень проявления ловкости при прыжке в длину в привычных и непривычных условиях 1,71±0,25

Уровень проявления ловкости при ходьбе по прямой в привычных и непривычных условиях 0,88±0,09

Таблица 2. Расчетные критерии уровня проявления ловкости при беге, прыжке и ходьбе в привычных и непривычных условиях у спортсменок 17-18 лет, занимающихся физической культурой, отделения «спортивные игры» (п=115)

Таблица 4. Уровень ловкости у квалифицированных спортсменок 17-18 лет, занимающихся спортивными играми (п=30)

Таблица 3. Результаты тестирования показателей ловкости в привычных и непривычных условиях у квалифицированных спортсменок 17- 18 лет (п=30)

Контрольное упражнение Показатель в группе

Бег, с 30 м 4,74±0,36

Челночный 3х10 м 6,17±0,17

Прыжок в длину с места, м Лицом вперед 2,17±0,19

Спиной вперед 1,8±0,10

Ходьба по линии 7 м, с С открытыми глазами 2,56±0,12

С закрытыми глазами 2,8±0,10

Показатель Уровень проявления ловкости Критерий оценки

Уровень проявления ловкости при беге в привычных и непривычных условиях 0,76±0,05 0,58±0,05

Уровень проявления ловкости при прыжке в длину в привычных и непривычных условиях 1,21±0,10 1,71±0,25

Уровень проявления ловкости при ходьбе по прямой в привычных и непривычных условиях 0,91±0,03 0,88±0,09

Нами был рассчитан уровень проявления ловкости каждой спортсменки (п=115) при беге, при прыжке в длину и при ходьбе по прямой линии в привычных и непривычных условиях. Далее были рассчитаны значения среднего арифметического и ошибки среднего арифметического всей выборки при беге, при прыжке в длину и при ходьбе по прямой линии в привычных и непривычных условиях. Результаты расчетов уровня проявления ловкости при беге, прыжке в длину и ходьбе по прямой, выполняемых в привычных и непривычных условиях, представлены в табл. 2.

Эти расчетные значения были определены нами в качестве критериев для оценки среднего уровня проявления ловкости у спортсменок данной возрастной категории, которые позволят осуществлять анализ результатов тестирования других спортсменок и оценивать их индивидуальный уровень развития ловкости.

На втором этапе исследования проводилось спортивно-педагогическое тестирование по определению показателей ловкости у 30 девушек 17-18 лет, квалифицированных спортсменок, студенток кафедры спортивных игр НГУ им. П. Ф. Лес-гафта. Результаты и их сравнение с расчетными критериями представлены в табл. 3, 4.

Показатели в группе квалифицированных спортсменок превышают показатели девушек, занимающихся физической культурой на отделении спортивных игр (сравнение рассчитанных в группе критериев ловкости см. в табл. 4).

Анализ полученных результатов тестирования и сравнение их с критериями оценки свидетельствуют, что в обследуемой группе квалифицированных спортсменок, занимающихся спортивными играми, уровень проявления ловкости при беге и при прыжке в длину в привычных и непривычных условиях выше расчетных критериев. Это характеризует уровень развития ловкости при беге и при прыжке в длину у квалифицированных спортсменок выше среднего. При ходьбе по прямой проявление ловкости у квалифицированных спортсменок соответствует среднему уровню. Анализ показателей свидетельствует о том, что определенные на первом этапе исследования критерии для оценки уровня проявления ловкости могут быть применены для анализа результатов тестирования спортсменок 17-18 лет более высокой квалификации, зани-

мающихся спортивными играми, и оценивания их индивидуальных уровней развития ловкости.

Вывод. Непривычные условия выполнения двигательных действий необходимо создавать за счет воздействия на одну из анализаторных систем. Двигательными действиями в непривычных условиях для занимающихся спортивными играми являются: ходьба по прямой линии (7 м) с выключенным зрительным анализатором (с); челночный бег (3х10 м) (с); прыжок в длину с места спиной вперед по направлению движения (см). Установлено, что выполнение двигательных действий в привычных и непривычных условиях позволяет рассчитать уровень проявления ловкости каждой спортсменки и группы в целом. Определен уровень проявления ловкости при беге в привычных и непривычных условиях - 0,58±0,05; уровень проявления ловкости при прыжке в длину в привычных и непривычных условиях - 1,71±0,25; уровень проявления ловкости при ходьбе по прямой в привычных и непривычных условиях - 0,88±0,09. Расчетные значения уровней ловкости целесообразно использовать в качестве критериев для оценки уровня проявления ловкости у спортсменок различной квалификации данной возрастной категории.

Литература

1. Никитин С.Н. Ловкость - история, проблемы, перспективы: монография / С.Н. Никитин. - СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 160 с.

2. Тараканов Б.И. Развитие ловкости у борцов: методические указания / Б.И. Тараканов, С.Н. Никитин. - ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1989. - 27 с.

3. Тараканов Б.И. Педагогические основы управления подготовкой борцов: монография / Б.И. Тараканов. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 162 с.

References

1. Nikitin S.N. Lovkost - istoriya, problemy, perspektivy [Agility - history, problems, perspectives]. SPbGUFK publ., 2005. 160 p.

2. Tarakanov B.I., Nikitin S.N. Razvitie lovkosti u bortsov: metodicheskie ukazaniya [Building wrestlers' agility: guidelines]. Lesgaft GDOIFK publ., 1989. 27 p.

3. Tarakanov B.I. Pedagogicheskie osnovy upravleniya podgotovkoy bortsov [Pedagogical foundations of management of wrestler training]. Lesgaft SPbGAFK publ., 2000. 162 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.