Научная статья на тему 'Определение конкурентоспособности инновационного продукта и перспективы его внедрения'

Определение конкурентоспособности инновационного продукта и перспективы его внедрения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОДУКТЫ / INNOVATIVE PRODUCTS / СОУСЫ / SAUCES / ДРЕССИНГИ / DRESSINGS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рождественская Л.Н., Бычкова Е.С.

В статье сделан анализ существующих методик определения конкурентоспособности продукции. Предложен метод оценки конкурентоспотобности инновационных продуктов функционального назначения. Обоснованы определяющие показатели предложенного подхода предпочтения потребителей при выборе блюд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimating innovative product competitiveness and prospects of Its marketing

This artical made an analysis of existing methods for determining the competitiveness of products. We propose a method for assessing competitiveness innovative products of a functional purpose. Been substantiated determine parameters of the proposed approach consumers' preferences when choosing foods.

Текст научной работы на тему «Определение конкурентоспособности инновационного продукта и перспективы его внедрения»

УДК 339.137.22: 641.887

Определение конкурентоспособности

инновационного продукта

и перспективы его внедрения

Л.Н. Рождественская, канд. экон. наук, доцент, Е.С. Бычкова, ассистент Новосибирский государственный технический университет

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для российских предприятий - повышение конкурентоспособности производства инновационных продуктов. Конкурентоспособность продукции не только определяет экономическую успешность производителя на целевом рынке сбыта, но и служит залогом роста прибыли предприятия, что способствует прогрессивному росту научно-технического потенциала в отрасли и инновационному развитию государства.

При определении конкурентоспособности инновационного продукта как товара можно выделить два основных положения:

конкурентоспособность инновации определяется только в результате ее сравнения с другими изделиями, а следовательно, это относительный показатель;

показатель конкурентоспособности отражает отличия данного товара от изделия-конкурента с учетом степени удовлетворения конкретной общественной потребности.

К определению понятия конкурентоспособности существует множество подходов. Рассмотрим наиболее значимые из них.

«Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов» [1].

«Конкурентоспособность - способность данного предмета (потенциальная и/или реальная) выдержать конкуренцию» [2]. Определение более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность. С этой точки зрения часть исследователей придерживается понятия, что «..конкурентоспособность товара - комплекс его потребительских свойств в отрыве от стоимости, т.е. данный термин отождествляется с понятием качества этого товара» [3]. Другие же склоняются

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационные продукты, соусы, дрессинги.

Key words: competitiveness, innovative products, sauces, dressings.

к иной точки зрения: «конкурентоспособность товара — способность продукции быть более привлекательной для потребителя (покупателя) по сравнению с другими изделиями аналогичного вида и назначения, благодаря лучшему соответствию своих качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам» [4].

Таким образом, понятия качества и конкурентоспособности оказываются неразрывно связанными, при этом важно отметить, что при совершенствовании качества имеет место как эволюционный, так и революционный процессы, и именно последние лежат в основе появления инновационных продуктов и технологий.

На основе анализа различных методологических подходов и с учетом специфики разрабатываемого продукта функционального назначения в данной работе мы будем понимать под конкурентоспособностью инновационного продукта питания функционального назначения совокупность потребительских свойств, которые делают вероятным преимущественное потребление инновационного продукта при выборе между ним и изделием-конкурентом в виду лучшего соответствия его свойств и характеристик общественным потребностям.

На практике критерии, по которым потребитель оценивает и выбирает товар, включают гораздо большее число показателей, чем цена и качество. Поэтому с позиций маркетинга при оценке конкурентоспособности товара необходимо учитывать не только эти требования, но и требования, относящиеся к внешнему

виду товара, условиям приобретения, порционирования и т.д.

В настоящее время нет единого подхода к оценке конкурентоспособности инновационных блюд и изделий, хотя существует ряд наработок в различных научных школах. Методика, внедренная В.В. Голубевым и Н.А. Грузинцевой и модифицированная позже Л.Д. Осиповой (Орел-ГТУ), основывается на определение интегрального показателя, который напрямую зависит от комплексного показателя качества, включающего широкий спектр характеристик товара (физико-химические, органолеп-тические, энергетическую ценность, выход, безопасность продукции и т.д.) [5, 6, 7].

Другой подход осветил Р.Д. Бухно-яров (КубГТУ), который сделал вывод о высокой конкурентоспособности майонеза с применением хитоза-

Разработанные функциональные продукты конкурентоспособны по отношению к майонезу, кетчупу и сметане благодаря применению натурального растительного сырья, дополнительного обогащения биологически активной добавкой.

на, опираясь на результаты физико-химических показателей качества, дегустационной оценки образцов, сроков хранения, биологическую ценность и т. д.[8].

В 2004 г. Н.С. Дворецкой (Кем-ТИПП) предложено определение конкурентоспособности товара с использованием трех групп критериев: потребительских, экономических, известности торговой марки. На основании результатов комплексного исследования и расчета уровня конкурентоспособности автором разработана шкала градации продукции по классам конкурентоспособности (на примере пива) [9].

В 2007 г. В.В. Садовой (СТИС, Ставрополь) в работе «Разработка научных принципов проектирования

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

100

90

80

3

Q

70

60

Я 50

40

30

^ 20

10

Нормированная

jp ji ^ * / / о

:

/ у

Vs ^ J?

/ У У

«г ^

Наименование соуса О Нет ответа □ Новые □ Традационные □ Затрудняюсь ответить гистограмма готовности к смене потребительских предпочтений

0

состава и совершенствования технологии многокомпонентных мясных изделий с использованием вторичных ресурсов пищевой промышленности» показал, что высокая эффективность и конкурентоспособность новых изделий опирается на их лечебно-профилактические свойства, а следовательно, несет высокую социальную значимость [10].

Все вышепредставленные подходы верны, так как при разработке нового продукта одними из важных показателей становятся его функциональные свойства, безопасность и органолептическая оценка. Но ни в одной из представленных методик не уделяется должного внимания экспертному опросу и потребительским откликам на новую продукцию. Нами разработана методика, основанная на этих параметрах, поскольку с точки зрения концепции TQM сложно представить себе создание конкурентоспособного продукта без ориентира на удовлетворенность потребителя [11].

В данной работе изучали конкурентоспособность соусов и дрессин-гов функционального назначения, разработанных на кафедре Технологии и организации пищевых производств Новосибирского государственного технического университета [12, 13].

Чтобы установить, насколько разработанные изделия будут конкурентоспособными при их внедрении в сферу общественного питания, были проведены маркетинговые исследования (анкетирование), основная цель которых - выявление и

прогнозирование потребительских предпочтений населения относительно новых продуктов. Анкетирование проводили среди потребителей предприятий общественного питания г. Новосибирска, общее число опрошенных составило 400 человек разного пола и возраста, объем выработки рассчитан с учетом обеспечения репрезентативности.

В начале исследования была проанализирована частота употребления соусов. Установлено, что наибольшая доля опрашиваемых (49,5 %) употребляют соусы периодически, 19,8 % - ежедневно, 20,8 % - редко и 9,9 % - затруднились ответить.

Далее были изучены потребительские предпочтения - из наиболее традиционных соусов и салатных заправок респонденту предлагалось выбрать те, которые чаще остальных входят в его рацион питания. По результатам лидером потребления среди существующего ассортимента соусов стал традиционный майонез. Следующими по популярности следуют кетчуп и соевый соус и на последнем месте находятся ягодные и фруктовые соусы. Из салатных заправок (дрессингов) наибольшей популярностью пользуется майонез, затем идут сметана и растительное масло и на последнем месте находятся наиболее богатые биологически активными веществами ягодные и фруктовые заправки.

С целью изучения потребительского отклика на разработанные новые соусы и дрессинги и возможности их перспективного внедрения в рацион

респондентам предлагалось оценить их качество (внешний вид, вкус, цвет, консистенция) по пятибалльной шкале. Полученные данные легли в основу выводов о потенциальной конкурентоспособности новых кулинарных изделий.

Для начала с помощью экспертного опроса были выявлены основные характеристики соусов и дрессингов, которые чаще всего привлекают потребителя. В качестве экспертов выступали высококвалифицированные специалисты в области изучения потребительских предпочтений (маркетологи) и руководители предприятий питания, технологи, работающие над ассортиментом продукции. По их мнению, наиболее значимы для потребителя следующие 10 характеристик соусов и дрессингов: цена; степень потребительской привлекательности (внешний вид, запах, цвет, вкус); калорийность; характеристика исходного сырья (содержание витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, антиокси-дантов т. д.); популярность и известность соуса у населения; наличие и характер загустителя (мука пшеничная, крахмал, каррагинан, камеди, пектин и т. д); дополнительное обогащение соуса биологически активными веществами (витаминами, пищевыми волокнами, антиоксиданта-ми и т. п.); многофункциональность соуса (широта кулинарного использования); используемая технология приготовления (щадящие способы тепловой обработки, степень измельчения ингредиентов и т.п.); оригинальность продукта (применение экзотичных нетрадиционных ингредиентов, пряностей и т. п.).

Далее проводилось анкетирование потребителей. В нем приняло участие 200 респондентов. Задача опрашиваемых состояла в выборе пяти наиболее значимых для них критериев из выше представленных при выборе соусов и дрессингов и присвоению им ранга в зависимости от важности (от пяти до одного).

Перечень наиболее важных для потребителей проранжированных критериев представлен в табл. 1.

На следующем этапе были выбраны основные конкуренты разработанным соусам и дрессингам. Для соусов - это майонез и кетчуп, для дрессингов - майонез и сметана. Именно эти наименования соусов и дрессингов наиболее предпочтительны для покупателей и занимают наибольшую часть рынка, а следовательно, служат потенциальным резервом роста рынка для новых разработок.

Для оценки конкурентоспособности продукта был выбран метод, ос-

нованный на сопоставлении показателей качества оцениваемой и базовой продукции по весомым для потребителя критериям. Сущность его заключается в определении сводного индекса конкурентоспособности новых композиций соусов и дрес-сингов относительно майонеза, кетчупа и сметаны. Проведенные математические расчеты показали, что сводный индекс конкурентоспособности новых композиций соусов и дрессингов во всех рассматриваемых случаях > 1 (табл. 2). Это свидетельствует о том, что разработанные функциональные продукты конкурентоспособны по отношению к майонезу, кетчупу и сметане благодаря применению натурального растительного сырья (клюква, свекла, яблоки, корень хрена), дополнительного обогащения биологически активной добавкой, приготовленной с использованием технологии механохимичекой обработки растительного сырья, и применению при приготовлении щадящих способов тепловой обработки. При расширенной информированности населения они могут стать перспективным продуктом питания с точки зрения экономической эффективности и здоровьесбереже-ния.

Важный показатель для успешного внедрения на рынок нового продукта состоит в том, насколько потребитель готов к смене сложившихся предпочтений. Установлено, что 56 % участников анкетирования готовы заменить традиционно используемые соусы и дрессинги на новые, 36 % - предпочитают традиционные и 8 % затруднились в ответе.

На заключительном этапе была исследована готовность к смене потребительских предпочтений по каждому из разработанных наименований соусов и дрессингов. Результаты математической обработки данных представлены на рисунке. Наибольшее количество потенциальных потребителей (более 50%) разработанных позиций находятся в группе респондентов, чаще употребляющих ягодные соусы, соус-хрен, фруктовые соусы и сливочные. Это связано с тем, что основные их ингредиенты входят в рецептуры новых композиций, что способствует более легкой смене сложившихся предпочтений. Любители майонеза, кетчупа и соевого соуса в меньшей степени готовы к приобретению разработанных изделий, так как новые соусы по вкусу отличаются от предпочитаемых ими. Аналогичная ситуация наблюдается и с дрессингами.

Специалисты в области маркетинга констатируют тот факт, что на рынке соусов наблюдается тенденция к увеличению потребительского спроса на продукцию из натурального сырья высокого качества, без искусственных добавок. Идет активное перераспределение сегментов за счет снижения объемов продаж низкокачественных кетчупов и майонезов. Проведенные исследования позволяют сделать однозначный вывод о потребительской готовности к смене пищевых привычек в сторону более здоровых и физиологически целесообразных изделий. Преимущества разработанных соусов и дрессингов будут способствовать их интенсивному внедрению на рынок и формированию достаточных для обеспечения эффективной экономической деятельности объемов производства за счет смещения потребительского выбора в сторону их приобретения и это со временем приведет к тому, что этот сегмент займет значительную долю рынка кетчупов и майонезов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маркетинг: учебник/А.Н. Романов [и др.]; под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 560 с.

2. Горбашко, Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: учебное пос./Е.А. Горбашко. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. - 207 с.

3. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление/Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА- М, 2000. - 311с.

4. Тарасова, В.П. Толковый словарь рыночной экономики/В.П. Тарасова, Ф.А. Крутикова. - М.: Рекламно-издательская фирма «Глория», 1993. - 302 с.

5. Осипова, Л.Д. Разработка кулинарной продукции из рубленого мяса повышенной водо- и жиро-удерживающей способности: дис. ... канд. техн. наук: 05.18.15/Л.Д. Оси-пова. - Орел, 2004. - 213 с.

6 Лебедев, Е.И. Конкурентоспособность инновационных товаров/ Е.И. Лебедев, Е.В. Саватеев//Пище-вая промышленность. - 2002. -№ 2. - С. 36-38.

7. Грузинцева, Н.А. Разработка методики определения конкурентоспособности текстильных товаров/Н.А. Грузинцева, В.В. Голубев//Материа-лы Международной научно-практической конференции «Потребительский рынок: качество товаров и услуг», 10-11 декабря 2002 г. - Орел: ОрелГТУ, 2002. - С. 165.

8. Бухтояров, Р.Д. Разработка рецептур и оценка потребительских

Таблица 1

Весомость критериев выбора для потребителей

Критерии

Весомость (ранг)

Степень потребительской привлекательности (вкус, внешний вид, запах, цвет)

Цена

Дополнительное обогащение соуса биологически активными веществами (витаминами, пищевыми волокнами, антиоксидантами и т. п.)

Характеристика исходного сырья: содержание в нем биологически активных веществ (витаминов, минеральных веществ, пищевых волокон, антиоксидантов)

Используемая технология приготовления (щадящие способы тепловой обработки, степень измельчения ингредиентов и т. п.)

Таблица 2

Индекс конкурентоспособности соусов и дрессингов (относительно майонеза)

Номер образца Индекс конкурентоспособности Уровень конкурентоспособности

1 1,27 Высокий

2 3 1,27 1 23 Высокий

4 1,26 Высокий

свойств майонезов с применением биологически активных добавок растительного и животного происхождения: дис. ... канд. техн. наук: 05.18.15/Р.Д. Бухтояров. - Краснодар, 2009. - 129 с.

9. Дворецкая, Н.С. Исследование и оценка основополагающих потребительских свойств, формирующих конкурентоспособность пищевых продуктов на примере пива: дис. ... канд. техн. наук: 05.18.15/Г.С. Дво-рецкая. - Кемерово, 2004. - 175 с.

10. Садовой, В.В. Разработка научных принципов проектирования состава и совершенствования технологии многокомпонентных мясных изделий с использованием вторичных ресурсов пищевой промышленности: дис. ... докт. техн. наук: 05.18.04/В.В. Садовой. - Ставрополь, 2007. - 376 с.

11. Хилл, Н. ИСО 9000:2000/Н. Хилл, Б. Сельф, Г. Роше - М.: Издательский дом «Технологии», 2004. - 192 с.

12. Добрыдина, Е.С. Разработка новых рецептур соусов и дрессингов функционального назначения/Е.С. Добрыдина, И.В. Мацейчик, О.И. Ломовский, Н.Ф. Бейзель//Пищевая промышленность. - 2010. - № 8. -С. 12-13.

13. Биологически активные вещества пюреобразных продуктов переработки растительного сырья/И.В. Мацейчик [и др.]//Хранение и переработка сельхозсырья. - 2009. -№ 10. - С. 24-26.

3

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.