94
Техника и технологии
УДК 621.436 П. В. Дворкин
Петербургский государственный университет путей сообщения
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛООТДАЧИ В СТЕНКИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ
В настоящее время не существует единого подхода к определению температурного состояния деталей цилиндропоршневой группы. При моделировании рабочего процесса дизеля используется множество допущений. В данной статье рассматривается метод, учитывающий неравномерность распределения рабочего тела по объему камеры сгорания и значений коэффициента теплоотдачи в стенки цилиндра.
коэффициент теплоотдачи, метод оценки температурного состояния деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС), тепловозный дизель, расчетно-аналитический метод.
Введение
В настоящее время не существует единого подхода для определения температурного состояния деталей цилиндропоршневой группы.
В известных исследованиях, при моделировании рабочего процесса дизеля, сделаны следующие основные допущения:
- предполагается, что рабочее тело в камере сгорания является равновесным, его параметры по камере сгорания (давление, температура) выровнены;
- не принимаются во внимание протечки рабочего тела через систему кольцевого уплотнения и неплотности прилегания клапанов к седлам на тактах сжатия и расширения;
- процессы в камере сгорания рассматриваются в квазистационарной постановке;
- значение коэффициента теплоотдачи в стенки цилиндра постоянно по всей поверхности.
Однако для получения более достоверных результатов следует учитывать неравномерность распределения рабочего тела по объему камеры сгорания и значений коэффициента теплоотдачи в стенки цилиндра.
1 Моделирование рабочего процесса в камере сгорания
Исходя из вышеназванных предпосылок, можно записать уравнение первого закона термодинамики для системы с постоянной массой (такты сжатия и расширения) и открытой системы (такты газообмена):
dQ = du + pdV + i0dM, (1)
где du - изменение внутренней энергии системы; pdV - совершаемая работа; dQ - подведенная (отведенная) теплота; dM - поток массы; i - энтальпия.
Кроме того, справедливо в силу сделанных допущений уравнение состояния:
pV = MRT, (2)
где p - давление; T - температура; M - масса рабочего тела; V - рабочий объем цилиндра.
В результате преобразования этих выражений получаются уравнения для расчета изменения давления в цилиндре:
dp = к dV gQ dx dф ^ V dф McvT dф
2012/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Техника и технологии
95
+
dQ,).
MGvT6п dф
(3)
где c - теплоемкость рабочего тела;
.dQw
d ф
потери теплоты в стенках камеры сгорания; g - цикловая подача топлива; Q - низшая
_ dx
теплотворная способность топлива;---ха-
d ф
рактеристика тепловыделения.
Для задания характеристики тепловыделения используется полуэмпирическая зависимость, предложенная Б. П. Пугочевым [1] (для случая объемного сгорания):
факелом поверхности поршня); x ф к3 -показатели сгорания в пристеночном слое.
В системе заложена возможность расчета динамики тепловыделения по известной формуле И. И. Вибе [2]:
г \rn+1
-6,908[ф фнс1
x = 1 - е V фг У , (6)
где ф2 - условия продолжительности сгорания; m - показатель жесткости сгорания.
Параметры теплообмена в камере сгорания могут быть рассчитаны с использованием выражения:
[ k1-lf ф-фнс 1 1
x = x
+ x0
1 - ек1 V ф1 У ki v
[ h-i ф-фнс 1 1
1 — е к2 V ф2 У к2
(4)
v
у
где x1, x2 - соответственно доли теплоты, выделившегося при сгорании топлива, соответственно в кинетической и диффузной фазе; ф1, ф2 - условная продолжительность сгорания в одной и другой фазе; к1, к2 - показатели жесткости сгорания; фнс - угол начала видимого сгорания.
Для случая пристеночного смесеобразования хорошие результаты дает применение «трехгорбой» динамики тепловыделения:
d ф
Ох
6п
[Fn (T - T ) +
+ FT (ф) (Tr - Tw ) + FK (Tr - TK )],
(7)
где аг - значение коэффициента теплоотдачи от рабочего тела на поверхность деталей, ограничивающих камеру сгорания; T T' T - соответственно температуры поверхности поршня, гильзы и крышки цилиндра; F F F - соответственно поверхности поршня, гильзы и крышки, подверженные воздействию теплового потока от рабочего тела.
Для расчета значения коэффициента теплоотдачи от рабочего тела, согласно рассматриваемой методике, применяется эмпирическая зависимость Эйхельберга [3]:
а = 2,05^/pT фЛ, (8)
x = x
[ k1-1i ф-фнс 1 ^
1 - ек11 ф1 У к1
[ к2-1[ ф-фнс1 1
+ x 1- е
к2 V ф2 у к2
v
+ x.
1 - е
кз-1[ ф-фнс1
кз V фз J к3
(5)
где фнс1 - угол начала выгорания топлива со стенки (равен углу достижения топливным
где сп - мгновенная скорость поршня.
Для моделирования процесса газообмена необходимо задать выражения для определения расхода массы рабочего тела через клапанные щели. Это выражение имеет следующий вид:
dM- = ^f 2Арр, (9)
d ф
где )$- условная площадь проходного сечения клапанной щели, зависит от поворота коленчатого вала; щ - функция расхода, зависит от режима истечения газа через щель.
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2012/3
96
Техника и технологии
Так, для докритического истечения, характеризуемого величиной перепада давлений на щели большого критического (П =
= в):
Р2
У = ,
к ( 2 к+1 Л
2 g~TT Пk - П k
к-1 V J
(10)
где к - постоянная политропы; П - перепад давления на щели (отношение давлений пеР
ред и за щелью), П = — при критическом
Р2
режиме истечения (П < Р):
2
к ^ k+1
к +1
(11)
Итак, рабочий процесс моделируется совместным решением двух нелинейных дифференциальных уравнений, одно из которых представляет собой уравнение изменения давления в цилиндре, второе - уравнение динамики тепловыделения на тактах сгорания и расширения либо уравнение расхода массы на тактах газообмена.
Эти уравнения решаются методом Рунге -Кутта четвертого порядка. Условия однозначности данного решения задаются условиями периодичности:
р(Фо) = р(Фо + 2nz); (12)
M (Фо) = M (Фо + 2nz),
где z - тактность двигателя; ф0 - начальный угол поворота коленчатого вала. 2
2 Применение методики синтеза индикаторных диаграмм
са рассматриваемого комплекса представляется возможным:
- получить распределение температур рабочего тела по заданным давлениям;
- определить характер тепловыделения в цилиндре на данном режиме;
- достроить недостающие участки индикаторной диаграммы до полной - заданной на участке от 0 до 720° поворота конечного вала.
Основные допущения, положенные в основу блока обработки индикаторных диаграмм, те же, что и для предыдущего блока. Работа с экспериментальной индикаторной диаграммой производится только на участках сжатия и расширения, т. е. при закрытых клапанах. Участки газообмена достраиваются по тем же соотношениям, которые используются в блоках синтеза индикаторной диаграммы, при этом в качестве начальных условий задаются давление и температура рабочего тела в момент открытия выпускного клапана.
Температура рабочего тела определяется согласно уравнению состояния: pV = MRT.
Характеристики тепловыделения dx/dq определяются в виде задачи, обратной задаче синтеза, с использованием уравнения первого закона термодинамики по формуле:
dx = McvT d<V gQ
х
^KdV + dp + 1 . dQw '
V dф dфр McvT6n dф
(13)
Это уравнение решается также методом Рунге - Кутта четвертого порядка. В программе предусмотрено последующее сглаживание полученной зависимости dx/dq>.
Вышеприведенная методика используется одновременно с методикой синтеза индикаторных диаграмм и необходима в том случае, если в качестве исходных данных для работы комплекса используется экспериментальная индикаторная диаграмма. В результате использования блока расчета рабочего процес-
3 Определение коэффициента теплоотдачи
При расчете интенсивности теплообмена в камере сгорания определяются локальные мгновенные коэффициенты теплоотдачи от рабочего тела к поверхности поршня и го-
2012/3
Proceedings of Petersburg Transport University
Техника и технологии
97
ловке цилиндра. В расчетной методике сделаны следующие основные допущения:
1. Рассматривается двухзонная модель движения рабочего тела в камере сгорания. Первая зона представляется в виде турбулентного ядра, движение в котором является потенциальным, т. е. газ считается невязким. Характер движения заряда в этой зоне определяет скорость обтекания поверхностей камеры сгорания и тем самым - интенсивность теплообмена; во второй зоне - ламинарном пограничном слое движение заряда может быть представлено в виде течения вязкого газа.
2. Модель движения газа рассматривается в осесимметричной постановке, т. е. пренебрегают всеми другими видами возмущений, кроме влияния вытеснительного эффекта, обусловленного наличием определенного профиля поршня.
3. Модель рассматривается в квазистационарной постановке.
Расчет полей скоростей рабочего тела строится на базе потенциальной задачи в виде
д 2Ф 1 дФ д 2Ф Сп —г +-------+ —г = —, (14)
дг2 г dr dz2 H
где г, Z - соответственно радиальная и осевая координаты; Ф - потенциальная функция; H - текущее положение поршня.
Потенциальная функция вводится по следующей системе соотношений:
v„ =
дФ
дг
v, =
дФ
дz '
(15)
где vr, vz - соответственно искомые скорости движения рабочего тела в направлении осей г и z.
Граничными условиями в этом случае являются условия непроницаемости стенок камеры сгорания:
дФ
дz
= 0;
z=0
дФ дФ | „
— • П + —nz I = Сп nz,
. дг дz
(16)
где nv, nz - соответственно направляющие косинусы к профилированной поверхности поршня.
Для решения этой задачи используется метод Фурье. Общее аналитическое решение для потенциальной функции будет выражено суммой общего решения однородной задачи, соответствующей уравнению (14) с зануленной правой частью, и частного решения:
Ф = С
п 2H
2
(17)
Удовлетворяя граничным условиям (16), получаем уравнение для определения неизвестных коэффициентов а Для преобразования одного уравнения с N неизвестными величинами в систему линейных алгебраических уравнений применяется метод Галерки-на. Таким образом, определив N неизвестных коэффициентов разложения, можно найти значение потенциальной функции в любой точке камеры сгорания. Нас в первую очередь интересует ограждение камеры, а именно поверхности поршня и крышки цилиндров. Подставляя в (17) соответствующие координаты, находим скорость обтекания u:
Us = n^z - uzn. (18)
Зная скорость обтекания us и используя стандартные методы расчета теплообмена в ламинарном пограничном слое, можно перейти к расчету коэффициентов теплоотдачи.
В данной методике используется метод Эванса:
Nus = Ф(т, р) • R;5,
где Nu - локальное число Нуссельта Nu =
s s s
= а — (T, p) ; Ф (m, P ) - функция, завися-5 г
щая от градиентности потока и Рг; P - число Прандтля рабочего тела; R - локальное
es
число Рейнольдса, вычисленное по скорости обтекания в искомой точке:
ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС
2012/3
98
Техника и технологии
К, = и, ■ - (T, р), (19)
s V
где v - величина кинематической вязкости газа; s - координата точки вдоль поверхности камеры; а - искомый коэффициент теплоотдачи.
Влияние турбулентности на величину коэффициента теплоотдачи учитывается вводом коэффициента Ка:
Ка = х(у>)1 х(0Х (20)
где x (ф) - количество топлива, выгоревшего к моменту ф; x (0) - то же, к ВМТ.
Значения теплофизических параметров рабочего тела зависят от давления и температуры в камере сгорания. Эти зависимости заложены в методику с помощью полиноминальных зависимостей вида
Х = a0 + a1T + a2T2;
(b + bT+b2T2) (21)
* 5
р
где X - теплопроводность газа.
Полученные зависимости используются для уточненного расчета теплофизических параметров внутри камеры сгорания тепловозного дизеля.
Заключение
1. Наиболее универсальным методом оценки температурного состояния деталей ДВС является расчетно-аналитический ме-
тод, позволяющий с достаточной для практических целей точностью получать априорные значения температур основных деталей.
2. Специфика конструкции тепловозного дизеля требует совершенствования известных методов оценки температурного состояния путем определения коэффициентов теплоотдачи. В связи с этим предложен метод определения среднего эквивалентного коэффициента теплоотдачи, обеспечивающий хорошую сходимость расчетных и экспериментальных значений температур.
3. Использование усовершенствованной методики позволяет получить уточненные локальные значения коэффициента теплоотдачи.
4. Использование локальных значений коэффициента теплоотдачи дает возможность перейти к непосредственному расчету температурных полей поршня и цилиндра дизеля, а следовательно, получению априорных значений их температурных характеристик.
Библиографический список
1. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов / Б. А. Ша-роглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев. -Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. ун-та, 2004. -342 с.
2. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Т. 1 / И. В. Возницкий, А. С. Пунда. - М. : Моркнига, 2008. - 285 с.
3. Теория двигателей внутреннего сгорания /
В. Г. Дьяченко. - Харьков : ХНАДУ, 2009. -500 с.
2012/3
Proceedings of Petersburg Transport University