Научная статья на тему 'Определение коэффициента теплоотдачи в стенки камеры сгорания'

Определение коэффициента теплоотдачи в стенки камеры сгорания Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
687
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛООТДАЧИ / МЕТОД ОЦЕНКИ ТЕМПЕРАТУРНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (ДВС) / ТЕПЛОВОЗНЫЙ ДИЗЕЛЬ / РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Дворкин П.В.

В настоящее время не существует единого подхода к определению температурного состояния деталей цилиндропоршневой группы. При моделировании рабочего процесса дизеля используется множество допущений. В данной статье рассматривается метод, учитывающий неравномерность распределения рабочего тела по объему камеры сгорания и значений коэффициента теплоотдачи в стенки цилиндра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дворкин П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Determination of Heat Transfer Coefficient to the Combustion Chamber Wall

At present time there is no common approach to determine the temperature state of the parts of the cylinder-piston group. To simulate diesel engine working process lot of assumptions are used. This article focuses on the method which takes into account uneven distribution of working medium in the combustion chamber space and coeffi cient of heat transfer to cylinder walls.

Текст научной работы на тему «Определение коэффициента теплоотдачи в стенки камеры сгорания»

94

Техника и технологии

УДК 621.436 П. В. Дворкин

Петербургский государственный университет путей сообщения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕПЛООТДАЧИ В СТЕНКИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ

В настоящее время не существует единого подхода к определению температурного состояния деталей цилиндропоршневой группы. При моделировании рабочего процесса дизеля используется множество допущений. В данной статье рассматривается метод, учитывающий неравномерность распределения рабочего тела по объему камеры сгорания и значений коэффициента теплоотдачи в стенки цилиндра.

коэффициент теплоотдачи, метод оценки температурного состояния деталей двигателя внутреннего сгорания (ДВС), тепловозный дизель, расчетно-аналитический метод.

Введение

В настоящее время не существует единого подхода для определения температурного состояния деталей цилиндропоршневой группы.

В известных исследованиях, при моделировании рабочего процесса дизеля, сделаны следующие основные допущения:

- предполагается, что рабочее тело в камере сгорания является равновесным, его параметры по камере сгорания (давление, температура) выровнены;

- не принимаются во внимание протечки рабочего тела через систему кольцевого уплотнения и неплотности прилегания клапанов к седлам на тактах сжатия и расширения;

- процессы в камере сгорания рассматриваются в квазистационарной постановке;

- значение коэффициента теплоотдачи в стенки цилиндра постоянно по всей поверхности.

Однако для получения более достоверных результатов следует учитывать неравномерность распределения рабочего тела по объему камеры сгорания и значений коэффициента теплоотдачи в стенки цилиндра.

1 Моделирование рабочего процесса в камере сгорания

Исходя из вышеназванных предпосылок, можно записать уравнение первого закона термодинамики для системы с постоянной массой (такты сжатия и расширения) и открытой системы (такты газообмена):

dQ = du + pdV + i0dM, (1)

где du - изменение внутренней энергии системы; pdV - совершаемая работа; dQ - подведенная (отведенная) теплота; dM - поток массы; i - энтальпия.

Кроме того, справедливо в силу сделанных допущений уравнение состояния:

pV = MRT, (2)

где p - давление; T - температура; M - масса рабочего тела; V - рабочий объем цилиндра.

В результате преобразования этих выражений получаются уравнения для расчета изменения давления в цилиндре:

dp = к dV gQ dx dф ^ V dф McvT dф

2012/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Техника и технологии

95

+

dQ,).

MGvT6п dф

(3)

где c - теплоемкость рабочего тела;

.dQw

d ф

потери теплоты в стенках камеры сгорания; g - цикловая подача топлива; Q - низшая

_ dx

теплотворная способность топлива;---ха-

d ф

рактеристика тепловыделения.

Для задания характеристики тепловыделения используется полуэмпирическая зависимость, предложенная Б. П. Пугочевым [1] (для случая объемного сгорания):

факелом поверхности поршня); x ф к3 -показатели сгорания в пристеночном слое.

В системе заложена возможность расчета динамики тепловыделения по известной формуле И. И. Вибе [2]:

г \rn+1

-6,908[ф фнс1

x = 1 - е V фг У , (6)

где ф2 - условия продолжительности сгорания; m - показатель жесткости сгорания.

Параметры теплообмена в камере сгорания могут быть рассчитаны с использованием выражения:

[ k1-lf ф-фнс 1 1

x = x

+ x0

1 - ек1 V ф1 У ki v

[ h-i ф-фнс 1 1

1 — е к2 V ф2 У к2

(4)

v

у

где x1, x2 - соответственно доли теплоты, выделившегося при сгорании топлива, соответственно в кинетической и диффузной фазе; ф1, ф2 - условная продолжительность сгорания в одной и другой фазе; к1, к2 - показатели жесткости сгорания; фнс - угол начала видимого сгорания.

Для случая пристеночного смесеобразования хорошие результаты дает применение «трехгорбой» динамики тепловыделения:

d ф

Ох

6п

[Fn (T - T ) +

+ FT (ф) (Tr - Tw ) + FK (Tr - TK )],

(7)

где аг - значение коэффициента теплоотдачи от рабочего тела на поверхность деталей, ограничивающих камеру сгорания; T T' T - соответственно температуры поверхности поршня, гильзы и крышки цилиндра; F F F - соответственно поверхности поршня, гильзы и крышки, подверженные воздействию теплового потока от рабочего тела.

Для расчета значения коэффициента теплоотдачи от рабочего тела, согласно рассматриваемой методике, применяется эмпирическая зависимость Эйхельберга [3]:

а = 2,05^/pT фЛ, (8)

x = x

[ k1-1i ф-фнс 1 ^

1 - ек11 ф1 У к1

[ к2-1[ ф-фнс1 1

+ x 1- е

к2 V ф2 у к2

v

+ x.

1 - е

кз-1[ ф-фнс1

кз V фз J к3

(5)

где фнс1 - угол начала выгорания топлива со стенки (равен углу достижения топливным

где сп - мгновенная скорость поршня.

Для моделирования процесса газообмена необходимо задать выражения для определения расхода массы рабочего тела через клапанные щели. Это выражение имеет следующий вид:

dM- = ^f 2Арр, (9)

d ф

где )$- условная площадь проходного сечения клапанной щели, зависит от поворота коленчатого вала; щ - функция расхода, зависит от режима истечения газа через щель.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/3

96

Техника и технологии

Так, для докритического истечения, характеризуемого величиной перепада давлений на щели большого критического (П =

= в):

Р2

У = ,

к ( 2 к+1 Л

2 g~TT Пk - П k

к-1 V J

(10)

где к - постоянная политропы; П - перепад давления на щели (отношение давлений пеР

ред и за щелью), П = — при критическом

Р2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

режиме истечения (П < Р):

2

к ^ k+1

к +1

(11)

Итак, рабочий процесс моделируется совместным решением двух нелинейных дифференциальных уравнений, одно из которых представляет собой уравнение изменения давления в цилиндре, второе - уравнение динамики тепловыделения на тактах сгорания и расширения либо уравнение расхода массы на тактах газообмена.

Эти уравнения решаются методом Рунге -Кутта четвертого порядка. Условия однозначности данного решения задаются условиями периодичности:

р(Фо) = р(Фо + 2nz); (12)

M (Фо) = M (Фо + 2nz),

где z - тактность двигателя; ф0 - начальный угол поворота коленчатого вала. 2

2 Применение методики синтеза индикаторных диаграмм

са рассматриваемого комплекса представляется возможным:

- получить распределение температур рабочего тела по заданным давлениям;

- определить характер тепловыделения в цилиндре на данном режиме;

- достроить недостающие участки индикаторной диаграммы до полной - заданной на участке от 0 до 720° поворота конечного вала.

Основные допущения, положенные в основу блока обработки индикаторных диаграмм, те же, что и для предыдущего блока. Работа с экспериментальной индикаторной диаграммой производится только на участках сжатия и расширения, т. е. при закрытых клапанах. Участки газообмена достраиваются по тем же соотношениям, которые используются в блоках синтеза индикаторной диаграммы, при этом в качестве начальных условий задаются давление и температура рабочего тела в момент открытия выпускного клапана.

Температура рабочего тела определяется согласно уравнению состояния: pV = MRT.

Характеристики тепловыделения dx/dq определяются в виде задачи, обратной задаче синтеза, с использованием уравнения первого закона термодинамики по формуле:

dx = McvT d<V gQ

х

^KdV + dp + 1 . dQw '

V dф dфр McvT6n dф

(13)

Это уравнение решается также методом Рунге - Кутта четвертого порядка. В программе предусмотрено последующее сглаживание полученной зависимости dx/dq>.

Вышеприведенная методика используется одновременно с методикой синтеза индикаторных диаграмм и необходима в том случае, если в качестве исходных данных для работы комплекса используется экспериментальная индикаторная диаграмма. В результате использования блока расчета рабочего процес-

3 Определение коэффициента теплоотдачи

При расчете интенсивности теплообмена в камере сгорания определяются локальные мгновенные коэффициенты теплоотдачи от рабочего тела к поверхности поршня и го-

2012/3

Proceedings of Petersburg Transport University

Техника и технологии

97

ловке цилиндра. В расчетной методике сделаны следующие основные допущения:

1. Рассматривается двухзонная модель движения рабочего тела в камере сгорания. Первая зона представляется в виде турбулентного ядра, движение в котором является потенциальным, т. е. газ считается невязким. Характер движения заряда в этой зоне определяет скорость обтекания поверхностей камеры сгорания и тем самым - интенсивность теплообмена; во второй зоне - ламинарном пограничном слое движение заряда может быть представлено в виде течения вязкого газа.

2. Модель движения газа рассматривается в осесимметричной постановке, т. е. пренебрегают всеми другими видами возмущений, кроме влияния вытеснительного эффекта, обусловленного наличием определенного профиля поршня.

3. Модель рассматривается в квазистационарной постановке.

Расчет полей скоростей рабочего тела строится на базе потенциальной задачи в виде

д 2Ф 1 дФ д 2Ф Сп —г +-------+ —г = —, (14)

дг2 г dr dz2 H

где г, Z - соответственно радиальная и осевая координаты; Ф - потенциальная функция; H - текущее положение поршня.

Потенциальная функция вводится по следующей системе соотношений:

v„ =

дФ

дг

v, =

дФ

дz '

(15)

где vr, vz - соответственно искомые скорости движения рабочего тела в направлении осей г и z.

Граничными условиями в этом случае являются условия непроницаемости стенок камеры сгорания:

дФ

дz

= 0;

z=0

дФ дФ | „

— • П + —nz I = Сп nz,

. дг дz

(16)

где nv, nz - соответственно направляющие косинусы к профилированной поверхности поршня.

Для решения этой задачи используется метод Фурье. Общее аналитическое решение для потенциальной функции будет выражено суммой общего решения однородной задачи, соответствующей уравнению (14) с зануленной правой частью, и частного решения:

Ф = С

п 2H

2

(17)

Удовлетворяя граничным условиям (16), получаем уравнение для определения неизвестных коэффициентов а Для преобразования одного уравнения с N неизвестными величинами в систему линейных алгебраических уравнений применяется метод Галерки-на. Таким образом, определив N неизвестных коэффициентов разложения, можно найти значение потенциальной функции в любой точке камеры сгорания. Нас в первую очередь интересует ограждение камеры, а именно поверхности поршня и крышки цилиндров. Подставляя в (17) соответствующие координаты, находим скорость обтекания u:

Us = n^z - uzn. (18)

Зная скорость обтекания us и используя стандартные методы расчета теплообмена в ламинарном пограничном слое, можно перейти к расчету коэффициентов теплоотдачи.

В данной методике используется метод Эванса:

Nus = Ф(т, р) • R;5,

где Nu - локальное число Нуссельта Nu =

s s s

= а — (T, p) ; Ф (m, P ) - функция, завися-5 г

щая от градиентности потока и Рг; P - число Прандтля рабочего тела; R - локальное

es

число Рейнольдса, вычисленное по скорости обтекания в искомой точке:

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2012/3

98

Техника и технологии

К, = и, ■ - (T, р), (19)

s V

где v - величина кинематической вязкости газа; s - координата точки вдоль поверхности камеры; а - искомый коэффициент теплоотдачи.

Влияние турбулентности на величину коэффициента теплоотдачи учитывается вводом коэффициента Ка:

Ка = х(у>)1 х(0Х (20)

где x (ф) - количество топлива, выгоревшего к моменту ф; x (0) - то же, к ВМТ.

Значения теплофизических параметров рабочего тела зависят от давления и температуры в камере сгорания. Эти зависимости заложены в методику с помощью полиноминальных зависимостей вида

Х = a0 + a1T + a2T2;

(b + bT+b2T2) (21)

* 5

р

где X - теплопроводность газа.

Полученные зависимости используются для уточненного расчета теплофизических параметров внутри камеры сгорания тепловозного дизеля.

Заключение

1. Наиболее универсальным методом оценки температурного состояния деталей ДВС является расчетно-аналитический ме-

тод, позволяющий с достаточной для практических целей точностью получать априорные значения температур основных деталей.

2. Специфика конструкции тепловозного дизеля требует совершенствования известных методов оценки температурного состояния путем определения коэффициентов теплоотдачи. В связи с этим предложен метод определения среднего эквивалентного коэффициента теплоотдачи, обеспечивающий хорошую сходимость расчетных и экспериментальных значений температур.

3. Использование усовершенствованной методики позволяет получить уточненные локальные значения коэффициента теплоотдачи.

4. Использование локальных значений коэффициента теплоотдачи дает возможность перейти к непосредственному расчету температурных полей поршня и цилиндра дизеля, а следовательно, получению априорных значений их температурных характеристик.

Библиографический список

1. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов / Б. А. Ша-роглазов, М. Ф. Фарафонтов, В. В. Клементьев. -Челябинск : Изд-во Южно-Уральского гос. ун-та, 2004. -342 с.

2. Судовые двигатели внутреннего сгорания. Т. 1 / И. В. Возницкий, А. С. Пунда. - М. : Моркнига, 2008. - 285 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Теория двигателей внутреннего сгорания /

В. Г. Дьяченко. - Харьков : ХНАДУ, 2009. -500 с.

2012/3

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.