DOI 10.20310/2658-5383-2021-4-400-403 УДК 34.096
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН В ПРАВЕ*
Кирилл Ильич Воронко!
преподаватель кафедры теории и истории государства и права юридического факультета,
Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
E-mail: vk166816@mail.ru
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8145-9109
Аннотация. В статье анализируется Федеральный закон № 182 «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ», предлагаются изменения и поправки. Автор полагает, что деятельность в сфере ресоциализации должна распространяться на ряд категорий граждан, а не только на тех, которые указаны в данном нормативном акте. Необходимо распространить данную норму на лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, несовершеннолетних осужденных, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) утративших социальные связи, и других уязвимых граждан, нуждающихся в помощи для возвращения в русло нормальной жизни. Предлагается включить в статью 25 Федерального закона № 182 норму о лицах, находящихся в трудной жизненной ситуации, упомянутых в статье 24, в том числе потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.
Ключевые слова: ресоциализация, реабилитация, социальное государство, социальная защита, социальная политика.
DEFINITION AND LEGISLATIVE CONSOLIDATION OF ACTIVITIES FOR THE RESOCIALIZATION OF CITIZENS IN LAW**
Kirill I. Voronkov
Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law, Faculty of Law, Nizhny Novgorod State University N. I. Lobachevsky E-mail: vk166816@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8145-9109
Abstract. The article analyzes the Federal Law № 182 «On the foundations of the system for the prevention of offenses in the Russian Federation», suggests changes and amendments. The author believes that activities in the field of resocialization should apply to a number of categories of citizens, and not only to those specified in this normative act. It is necessary to extend this provision to persons suffering from alcohol and drug addiction, juvenile convicts, persons in difficult life situations and (or) those who have lost social ties, and other vulnerable citizens who need help to return to normal life. It is proposed to include in Article 25 of Federal Law № 182 the norm on persons in difficult life situations mentioned in Article 24, including those who use narcotic drugs and psychotropic substances for non-medical purposes.
Keywords: resocialization, rehabilitation, welfare state, social protection, social policy.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-311-90018. * Acknowledgements: The reported study was funded by RFBR, project number 19-311-90018.
__©Воронков К. И., 2021
*
Одной из задач современного социального государства является помощь гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации по разным причинам, в том числе и по своей вине. Государство и гражданское общество должно протянуть руку помощи тем своим согражданам, которые хотели бы вернуться к нормальной жизни, но не могут сделать это самостоятельно. В отношении таких людей необходимо проводить политику ресоциализации. Такая деятельность осуществляется во многих странах мира. И в Российской Федерации вопросы ресоциализации стоят на повестке дня. Однако сам этот термин является спорным и имеет разную коннотацию. Однозначного толкования данного термина в научной среде до сих пор не выработано. В общественных науках этот термин определяется с различных позиций и затрагивает различные категории лиц: с двигательными нарушениями; осужденных; безнадзорных подростков и другие категории1. Легальное понятие ресоциализации, данное отечественным законодателем, распространяется только на лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Законодательное определение ресоциализации было закреплено в 2016 году в Федеральном законе от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ № 182).
В соответствии со ст. 25 ФЗ № 182 ресоциализа-ция представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера2.
По логике законодателя, понятие «ресоциали-зация» связано с юридическими мерами, которые используются в обществе по отношению только к «внесоциальным» лицам, то есть к людям, веду-
1 Воронков К. И. Ресоциализация инвалидов в России: теоретико-правовой аспект // Инвалиды — инвалидность — инвалидизация: материалы международной научно-практической конференции / Науч. ред. — З. Х. Саралиева. Нижний Новгород, 2018. С. 177.
2 Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Российская газета. № 139. 2016. 28 июня.
щим преступный образ жизни. Поэтому законодатель распространил это понятие на две категории лиц: во-первых, это осужденные к лишению свободы, во-вторых, лица, подвергшиеся иным мерам уголовно-правового характера. Ключевым моментом, на который следует обратить внимание, является характеристика этой категории лиц — отбывшие наказание или подвергшиеся мерам уголовно-правового характера. Следовательно, можно сделать вывод, что, по мнению законодателя, понятие ресоциализации должно применяться к тому временному периоду в жизни человека, который исчисляется с момента отбытия им указанных выше мер и только в отношении лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера.
Полагаем, что законодатель в статье 25 ФЗ № 182 существенно ограничил круг лиц, на которых распространяется ресоциализация. Возможно, это решение связано с существованием в указанном Федеральном законе правовых норм, затрагивающих вопросы социальной адаптации и социальной реабилитации граждан, а также в связи с тем, что сам закон, закрепляет деятельность только конкретно в сфере профилактики правонарушений в Российской Федерации, исходя из названия Федерального закона.
Согласно комментарию к Федеральному закону «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ по состоянию на 28 декабря 2016 года, подготовленному д. ю. н., проф. А. Н. Жеребцовым, к.ю.н., доцентом Ю. В. Помогаловой, старшим преподавателем М. В. Смоляровым: «Нередко используются и иные сходные, но отличные от ресоциализации понятия: «исправление», «социальная реабилитация», «социальная адаптация» и т.д. Однако для смешения этих понятий нет оснований. При лишении свободы исправление — лишь создание субъективных (мотивационная сфера) и объективных (формирование внешних личностных качеств) предпосылок ресоциализации. Столь же некорректно возлагать на труд осужденных в местах лишения свободы задачу «трудовой адаптации», поскольку условия ее осуществления не связаны с социальной средой. В информационно-аналитических материалах Правительственной комиссии по профилактике правонарушений указывается, что сущность социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, состоит
Воронков К. И.
в психологическом приспособлении к социальному окружению путем усвоения требований, установок, позиций, ориентаций, принятых обществом. В свою очередь, ресоциализация указанной категории лиц подразумевает приобретение индивидом, на основе успешной адаптации личности, социально значимых качеств и фактическое включение его в общественную жизнь. В комментируемом Законе социальная адаптация, ресоциализация и социальная реабилитация предусмотрены как самостоятельные профилактические меры. Его принятие закрепило использование термина «ресоциализация» применительно к мерам профилактического характера, осуществляемым в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, что должно быть учтено во вновь принимаемых нормативных правовых актах и в практике профилактики рецидивной преступности»3.
О необходимости расширения понятия ресо-циализации высказался также А. Д. Щербаков, в критической заметке к Федеральному закону «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23.06.2016 № 182-ФЗ: «Также возникают вопросы, касаемые формулировок статьи 25 означенного закона, посвященного ресоциализации (категория несравненно более широкая, чем предлагается понимать в профильном Федеральном законе). Развивая мысль о лицах, к которым может быть применена норма ст. 25 о ресоциализации, можно отметить, что, согласно Общей части УК РФ, к «Иным мерам уголовно-правового характера» относится применение принудительных мер медицинского характера. Представляется, что для указанной категории лиц следует говорить скорее о социальной реабилитации и социальной адаптации, чем о необходимости ресоциализации из-за особенностей самой примененной к ним уголовно-правовой нормы о принудительном лечении»4.
3 Жеребцов А. Н., Помогалова Ю. В., Смоляров М. В. Комментарий к Федеральному закону от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Специально для системы Гарант, 2017. С. 134-150.
4 Щербаков А. Д. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: критическая заметка // Социально-экономические явления и процес-
сы. 2016. 11 (11). С. 173.
В связи с этим, полагаем, что российский законодатель в Федеральном законе «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» существенно ограничил круг лиц, на которых распространяется ресоциализация, что представляется не совсем верным. Деятельность в сфере ресоциализации распространяется на множество иных категорий граждан: лиц, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, несовершеннолетних осужденных, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и (или) утративших социальные связи, и других категорий граждан5. Полагаем, что необходимо, как минимум, включить в статью 25 ФЗ № 182 лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, раскрытых в статье 24, в том числе потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, которые закреплены в ст. 26 данного ФЗ.
В связи с этим предлагаем следующую редакцию статьи 25 Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: «Ресоциализация представляет собой комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, а также отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуациии и (или) утративших социальные связи: безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних; лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы; лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; несовершеннолетних, подвергнутых принудительным мерам воспитательного воздействия; лиц без определенного места жительства; и других категорий лиц, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том чис-
5 Романовская В. Б., Воронков К. И. Айзман Е. Л., Хад-дад Э. М. Реабилитация и ресоциализация лиц, страдающих алкогольной зависимостью в Российской Федерации, Алжире, США: теоретико-правовой аспект // Здоровье как ресурс: V. 2.0: Международная научно-практическая конференция / Под общей редакцией З. Х. Саралиевой. Н. Новгород, 2019. С. 662.
402
Государственно-правовые исследования. 2021. Выпуск 4
ле, прошедших курс лечения от наркомании, алкоголизма и токсикомании и реабилитацию, а также лиц, не способных самостоятельно обеспечить свою безопасность, с их согласия,
а также других лиц, связанных с предметом регулирования настоящего Федерального закона, на которых распространяется профилактика правонарушений».
^ИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронков К. И. Ресоциализация инвалидов в России: теоретико-правовой аспект // Инвалиды — инвалидность — инвалидизация: материалы международной научно-практической конференции / Науч. ред. — З. Х. Саралиева. Нижний Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2018. С. 176-180.
2. Жеребцов А. Н., Помогалова Ю. В., Смоляров М. В. Комментарий к Федеральному закону от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Специально для системы Гарант, 2017. C. 134-150.
3. Романовская В. Б., Воронков К. И. Айзман Е. Л., Хаддад Э. М. Реабилитация и ресоциализация лиц, страдающих алкогольной зависимостью в Российской Федерации, Алжире, США: теоретико-правовой аспект // Здоровье как ресурс: V. 2.0: Международная научно-практическая конференция / Под общей редакцией З. Х. Саралиевой. Н. Новгород: ООО «Научно-исследовательский социологический центр», 2019. С.656-663.
4. Щербаков А. Д. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: критическая заметка // Социально-экономические явления и процессы. 2016. 11 (11). C. 170-174.
REFERENCES
1. Voronkov K. I. Resocializaciya invalidov v Rossii: teoretiko-pravovoj aspekt [Resocialization of disabled people in Russia: theoretical and legal aspect]. Invalidy — invalidnost' — invalidizaciya: materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Nauch. red. — Z. H. Saralieva [Disabled people — disability — disability: materials of the international scientific and practical conference / Ed. — Z. H. Saralieva]. Nizhniy Novgorod: LLC "Scientific Research Sociological Center", 2018. Pp. 176-180. (In Russ.).
2. Zherebtsov A. N., Pomogalova Yu.V., Smolyarov M. V. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 23.06.2016 № 182-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii» [Commentary to the Federal Law of 23.06.2016 No. 182 «On the Foundations of the System for the Prevention of Offenses in the Russian Federation»]. Special'no dlya sistemy GARANT, 2017. Pp. 134-150. (In Russ.).
3. Romanovskaya V. B., Voronkov K. I. Aizman E. L., Haddad E. M. Reabilitaciya i resocializaciya lic, stradayushchih alkogol'noj zavisimost'yu v Rossijskoj Federacii, Alzhire, SSHA: teoretiko-pravovoj aspekt [Rehabilitation and resocialization of persons suffering from alcohol dependence in the Russian Federation, Algeria, USA: theoretical and legal aspect]. Zdorove kak resurs: V. 2.0: Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya / Pod obshchej redakciej Z. H. Saralievoj [Health as a resource: V. 2.0: International scientific and practical conference. Under the general editorship of Z. Kh. Saralieva]. Nizhniy Novgorod: LLC "Scientific Research Sociological Center", 2019. Pp. 656-663. (In Russ.).
4. Shcherbakov A. D. Federal'nyj zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osnovah sistemy profilaktiki pravonarushenij v Rossijskoj Federacii»: kriticheskaya zametka [Federal Law of 23.06.2016 No. 182 «On the Foundations of the System for the Prevention of Offenses in the Russian Federation»: a critical note]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i processy [Socio-economic phenomena and processes]. 2016. 11 (11). Pp. 170-174. (In Russ.).
Для цитирования:
Воронков К. И. Определение и законодательное закрепление деятельности по ресоциализации граждан в праве // Государственно-правовые исследования. 2021. Вып. 4. С. 400-403.
For citation:
Voronkov K. I. Opredelenie i zakonodatel'noe zakreplenie deyatel'nosti po resocializacii grazhdan v prave [Definition and legislative consolidation of activities for the resocialization of citizens in law]. Gosudarstvenno-pravovyye issledovaniya [State Legal Research]. 2021. Issue 4. Pp. 400-403. (In Russ.).