Научная статья на тему 'Определение и развитие некоторых характеристик жизнестойкой личности у учащихся старших классов'

Определение и развитие некоторых характеристик жизнестойкой личности у учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение и развитие некоторых характеристик жизнестойкой личности у учащихся старших классов»

ПЕДАГОГИКА

(Специальность 13.00.01)

© 2012 г. Я.А. Долженко УДК 37

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

ЖИЗНЕСТОЙКОЙ ЛИЧНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Сложные жизненные ситуации так или иначе встречаются в жизни каждого из нас. Без этого просто невозможно взаимодействие человека с окружающим миром. Согласно определению, даваемому психологами, какая либо ситуация становится трудной, если возникает несоответствие между основными ее элементами: потребностями (целями) человека, его возможностями и условиями деятельности. Любая подобная ситуация приводит к нарушению деятельности, сложившихся отношений, порождает отрицательные эмоции, переживания, вызывает дискомфорт. Все это в определенных условиях может иметь неблагоприятные последствия для развития личности. Способы поведения в трудных жизненных ситуациях имеют индивидуальный характер и начинают формироваться в детском возрасте. Решающая роль в этом принадлежит индивидуальному опыту ребенка по преодолению жизненных трудностей, а также особенностям его личности, темперамента.

В силу этих причин, приобретаемые способы поведения в трудных жизненных ситуациях могут обладать разной конструктивностью [1, 2]. Очевидно, что усвоение конструктивных или неконструктивных способов преодоления трудных жизненных ситуаций оказывает неодинаковое воздействие на дальнейшее развитие личности ребенка. Так, например, при выборе конструктивного совладания формируется уверенность в своих силах, развиваются чувства компетентности и собственной ценности, происходит становление важных волевых качеств, что определенно в будущем пригодится растущему человеку [1, 3]. Условия, в которых проходит развитие молодого поколения - предмет пристального внимания. Сегодня это, пожалуй, важно и актуально как никогда раньше, поскольку в процессе реформирования российского общества молодежь, как социальная группа, столкнулась со сложностями самоопределения,

поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования. На фоне этого появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду и, конечно же, суицида. Поэтому уже не вызывает сомнений тот факт, что современному подростку требуется помощь, но не прямая - назидающая, а продуманное социальное обучение и воспитание необходимых сегодня умений и навыков самореализации и самоактуализации резервов собственной личности.

В связи с осознанием сложившейся ситуации происходит переориентация общества на человеческий фактор и все большее значение в самореализации человека приобретают его индивидуально-личностные характеристики [4, 5]. Это одна из основных причин, по которой особое внимание следует уделять периоду обучения в школе, поскольку именно здесь закладываются и развиваются все важнейшие качества будущей личности, происходит важнейший этап ее социализации, на основе которой позже начнется индивидуализация. А старший школьный возраст является, как мы полагаем, своего рода, последней возможностью снабдить подрастающее поколение необходимыми для успешной социальной адаптации и дальнейшей жизни знаниями и навыками. Так, например, в этот период происходит профессиональное самоопределение личности, от успешности которого во многом зависит будущее подростка. К тому же, многие первокурсники на первых порах обучения в ВУЗах испытывают большие трудности, и отнюдь не потому, что получили слабую подготовку по предметам в средней школе.

Таким образом, имеют место противоречия между объективной необходимостью подготовки целеустремленных, способных к успешной адаптации к различным факторам внешней среды выпускников с активной жизненной и профессиональной позицией, с одной стороны, и сложившейся педагогической подготовкой, ориентированной на абстрактного человека и неразработанностью данного аспекта в педагогической теории и практике, с другой. Названные обстоятельства обусловливают актуальность решения связанных с ними проблем в педагогической науке и образовании. Поэтому сегодня особенно важно решить задачу определения и реализации психолого-педагоги-ческих условий формирования жизненной позиции подростка, - как устойчи-

вой системы отношений к различным сторонам социальной действительности, проявляющейся в соответствующем поведении и поступках. Жизненная стойкость личности в этом вопросе выступает наиболее универсальной характеристикой. Экспериментально выявлено, что именно эта черта характера - основа открытого и энергичного противостояния стрессовым событиям и кризисам. Исследования жизнестойкости давно ведутся за рубежом, но для нашей страны этот феномен является относительно новым и потому особенно интересным. С каждым годом появляется все больше и больше работ по данной тематике. Но данная проблематика по большей части рассматривается в направлении профилактики психических нарушений, возникающих в результате воздействия экстремальных факторов, а не в контексте создания условий для формирования качеств личности подростка, способствующих его успешной социализации и дальнейшей адаптации [6].

В своем исследовании мы определяем жизнестойкость как комплекс внутренних установок, регулирующий отношение к себе и миру, достаточное развитие которого обеспечивает успешное совладание со стрессогенными событиями, то есть подразумевает выход из сложной жизненной ситуации без ущерба для личности. И, вслед за С. Мадди, включаем в ее состав такие компоненты как вовлеченность, контроль и приятие риска. Под вовлеченностью подразумевается уверенность в том, что включенность в происходящее дает максимальный шанс обнаружить нечто стоящее и интересное для личности. Следующий компонент - контроль, определяется как убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. И, наконец, принятие риска заключается в уверенности человека в том, что все происходящее с ним, способствует его развитию посредствам знаний, полученных из опыта [7].

На первом этапе исследования мы проанализировали различия между жизнестойкими и нежизнестойкими подростками. Для этого, на основании анализа различных ресурсов по интересующей нас проблеме, были определены предполагаемые характеристики личности с высоким уровнем жизнестойкости в мотивационной и личностной сфере, а также выделены конкретные умения, которыми на наш взгляд должна обладать такая личность (табл. 1).

Таблицаї

Характеристики личности с высоким уровнем жизнестойкости

Мотивационная сфера Личностные качества Конкретные умения

мотивация самосовершенствования учебная мотивация коммуникативная мотивация мотивация творческой самореализации мотивация достижения успеха любознательность принятие риска уверенность в себе планирование времени постановка целей

Компоненты мотивационной сферы выделены на основании того, что жизнестойкий человек, согласно С. Мадди, должен стремиться к активному усвоению знаний, полученных из опыта и их дальнейшему использованию. Очевидно, что для школьников важную роль в этом играет именно учебная мотивация, которую подкрепляют мотивы самосовершенствования и достижения успеха. Присутствие в списке творческой мотивации обусловлено тем, что в отечественной психологии жизнестойкая личность понимается как личность зрелая и жизнеспособная. А степень зрелости личности, согласно Б.Г. Ананьеву, характеризуется способностью принимать собственные решения, ее автономностью, целостностью и творческим потенциалом [8]. Выделение коммуникативной мотивации произошло после изучения структуры жизнестойкости, а именно ее психологического компонента, который подразумевает, что жизнестойкость изменяет характер отношений между людьми. Они более открыты, способны испытывать любовь, устанавливать здоровые отношения с другими. Усиливается интерес к миру и окружающим, расширяется понимание бытия. Такие отмеченные нами личностные качества, как уверенность в себе и принятие риска, вытекают напрямую из определений составляющих жизненной стойкости. А любознательность является своего рода побудителем учебной мотивации. Что же касается умений планировать время и ставить перед собой цели, то стоит обратить внимание на то, что высокая жизнестойкость дает человеку значительные преимущества в жизни и, следовательно, вероятность того, что такой человек добьется успеха больше.

А теперь задумаемся: знаем ли мы хотя бы одного успешного человека который не имеет представления о том чего хочет и о возможных путях достижения желаемого? Помимо указанных в табл. 1 особенностей мы также решили определить основные стратегии поведения испытуемых в конфликтных си-

туациях. Причиной тому послужило утверждение о том, что высокий уровень развития жизнестойкости способствует адекватной оценке ситуации и практически исключает негибкие, доминирующие способы взаимодействия [9].

Для проверки выдвинутых нами предположений было проведено исследование, в котором принимали участие 74 учащихся 10-х и 9-х классов гимназии г. Ульяновска. Методический комплекс включал в себя:

1. Тест жизнестойкости (адаптация опросника «Hardiness Survey», разработанного американским психологом Сальваторе Мадди) [7].

2. Методика М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Предназначена для диагностики мотивационной сферы учащихся [10].

3. Тест В.Г. Ромека. Используется для оценки уверенности в себе по трем шкалам: шкале общей уверенности в себе, шкале социальной смелости и шкале инициативы в социальных контактах [11].

4. Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной). Направлен на изучение предрасположенности к конфликтному поведению [12].

Обработка полученных результатов производилась с помощью пакета статистических программ «SPSS» для Windows, версия 17.0.

В первую очередь всем было предложено пройти тест жизнестойкости, по итогам которого ребята были условно разделены на две группы: условно жизнестойкие и нежизнестойкие. Далее мы провели обследование учащихся по подобранным методикам итоги которого приведены ниже (табл.2 и табл.3).

Таблица 2

Различия личностных характеристик в сравниваемых группах

Жизнестойкие Нежизнестойкие

Личностные Сред Стандартное Сред Стандартное Показатель

Особенности -нее отклонение -нее отклонение значимости

Соперничество 5,24 3,23 4,42 3,62 p>0,05

Сотрудничество 5,87 1,91 5,9 1,64 p>0,05

Компромисс 6,09 2,37 6,63 1,94 p>0,05

Избегание 5,65 1,74 6,15 2,15 p>0,05

Приспособление 7,12 2,45 6,87 2,71 p>0,05

Уверенность 8,00 1,62 6,06 2,41 p<0,01

Социальная смелость 7,39 2,02 5,90 1,79 p<0,01

Инициатива в контактах 5,29 1,81 4,69 2,32 p>0,05

Умение ставить цели 8,09 1,52 6,21 2,43 p<0,01

Умение планировать время 7,41 1,96 6,18 1,74 p<0,01

Согласно табл. 2, ученики с высоким уровнем жизненной стойкости статистически достоверно (критерий Манна-Уитни) имеют более высокие значения по таким показателям как уверенность в себе, социальная смелость, умение ставить цели и планировать время, чем учащиеся с низкой жизнестойкостью.

Диагностика мотивационной сферы проводилась по методике М.В. Ма-тюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой, констатирующей наличие или отсутствие определенного мотива учения, обходя стороной количественный показатель. Поэтому для обработки результатов использовалось угловое преобразование Фишера. Итоги приведены в Таблице 3.

Таблица 3

Значимость мотивов учебной деятельности в сравниваемых группах

Мотив Жизнестойкие (41 человек) Нежизнестойкие (33 человек) Значение ф*эмп

Есть Нет Есть Нет

Долга и ответственности 22 19 17 16 0,188

Самоопределения и самосовершенствования 37 4 30 3 0,103

Благополучия 13 28 16 17 1,475

Аффилиации 16 25 17 16 1,078

Престижа 4 37 4 29 0,096

Избегания неудачи 6 35 15 18 2,98

Учебно-познавательные (содержание учения) 29 12 21 12 0,65

Учебно-познавательные (процесс учения) 20 21 7 26 2,523

Коммуникативные 15 26 9 24 0,851

Творческой самореализации 22 19 10 23 2,048

Достижения успеха 35 6 30 3 0,74

Из табл. 3 видно, что к наиболее значимым отличиям жизнестойких учащихся следует добавить наличие учебной мотивации (процесс учения) и тенденцию в отношении творческой самореализации. Так же следует отметить, что для нежизнестойких ребят характерным является наличие мотива избегания неудачи. На этом первый этап исследования завершен, и мы можем констатировать, что выявили наиболее значимые личностные качества и особенности личности, отличающие жизнестойких подростков. Полученные результаты были положены в основу разработки программы развития жизне-

стойкости старшеклассников, которая включала в себя работу по трем направлениям непосредственно с учениками, с педагогами и с родителями.

При работе с участниками экспериментальной группы мы опирались на предположение о том, что основными условиями развития жизнестойкости являются активные методы обучения в сочетании «с подкрепляющими их формами традиционной учебной работы». Исходя из этого, с учениками было проведено 5 занятий по 1.5 академических часа каждое, по следующим темам: уверенность в себе, социальная смелость, умение ставить цели, умение планировать время и развитие мотивации (процесс учения, творческой, а также мотива достижения, как противоположности мотива избегания неудачи). С учителями и родителями были проведены семинары - круглые столы, на которых обсуждалась возможность стимулирования развития указанных выше качеств с позиции отдельных дисциплин и семьи.

Для оценки эффективности реализованной нами программы было проведено повторное обследование всех учащихся старших классов, с помощью математических методов установлена достоверная значимость различий между контрольной и экспериментальной группами относительно выявленных ранее качеств. Результаты приведены в Таблице 4 и Таблице 5.

Таблица 4

Итоговые показатели исследуемых качеств личности после эксперимента

Личностные Особенности Контроль (36 человек) Эксперимент (38 человек) Показатель значимости

Сред -нее Стандартное отклонение Сред -нее Стандартное отклонение

Уверенность 7,08 2,32 8,39 1,46 0,01<р<0,05

Социальная смелость 5,91 2,22 7,71 1,73 р<0,01

Умение ставить цели 6,05 2,16 7,86 1,35 р<0,01

Умение планировать время 6,83 1,84 8,34 1,34 Р<0,01

Таблица 5

Итоговые показатели исследуемых мотивов после эксперимента

Мотив Контроль (36 человек) Эксперимент (38 человек) Значение ф*эмп

Есть Нет Есть Нет

Избегания неудачи 8 28 8 30 0,112

Учебно-познавательные (процесс учения) 18 18 23 15 0,907

Творческой самореализации 19 17 29 9 2,141

Как видно из приведенных выше таблиц, отличия практически по всем параметрам статистически достоверны (критерий Манна-Уитни) и лишь по уверенности в себе наблюдается тенденция. Что касается мотивов учения (Табл. 5), то тут некоторый сдвиг обозначился только в отношении мотива творческой самореализации. А значит, можно сделать вывод, что разработанная и реализованная нами программа, направленная на развитие личностных качеств, выделенных нами на первом этапе исследования, эффективна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Данилова Е.Е. Жизненная стойкость и психическое здоровье // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М., 1994.

2. Калинина Н.В. Психология социальной компетентности школьников: монография / Н.В.Калинина. Самара, 2005.

3. РамендикД.М. Тренинг личностного роста. М., 2007.

4. Бойко И.Н., Хамцова Н. Жизнестойкость как важная черта современного подростка // Воспитание и его роль в становлении специалиста. Архангельск. 2005.

5. Попова Т.В. Специфика психолого-педагогической поддержки жизненного самоопределения современного подростка // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2007. №5(49).

6. Наливайко Т.В. Исследование жизнестойкости и ее связи со свойствами личности. Ярославль, 2006.

7. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.

8. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., Питер, 2001.

9. Maddi S.R., Harvey R.H., Khoshaba D.M., Lu J. L., Persico M.,Brow M. The personality construct of hardiness, III: Relationships with repression, innovativeness, authoritarianism, and performance. Journal of Personality, 74, 2006.

10.Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.

11.Тест уверенности в себе // Психология уверенности в себе URL: http://www.romek.ru/

12.Карелин А.А. Психологические тесты: В 2т. М., 2001. Т.2.

LITERATURE

1. Daniel E.E. Resilience and mental health // Mental health of children and adolescents in the context of psychological services. M., 1994.

2. Kalinina, N.V. Psychology of social competence of students: monograph / N.V.Kalinina. Samara, 2005.

3. Ramendik D.M. Training of personal growth. M., 2007.

4. Boiko, I.N. Hamtsova Viability as an important feature of the modern teenager // Education and its role in the formation of a specialist. Archangel. In 2005.

5. Popova T.V. The specificity of psychological and pedagogical support to self-determination of the life of the modern teenager // Vestnik Tambov State University. Humanities Series. In 2007. № 5 (49).

6. Nalivaiko T. Investigation of the viability and its relationship with the properties of the individual. Yaroslavl, 2006.

7. Leontiev D.A., Rasskazova E.I. The test of viability. M., 2006.

8. AnanievB.G. As a matter of human cognition. St. Petersburg., Peter, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Maddi S.R., Harvey R.H., Khoshaba D.M., Lu J.L., Persico M., Brow M. The personality construct of hardiness, III: Relationships with repression, innovativeness, authoritarianism, and performance. Journal of Personality, 74, 2006.

10.Badmaeva N.Ts. The influence of motivational factors on the development of mental abilities: Monograph. Ulan-Ude, 2004.

11.The test of self-confidence // Psychology of confidence URL: http://www.romek.ru/

12.Karelin A.A. Psychological tests: In 2. M., 2001. V.2.

Ульяновский

государственный университет______________________________________10 мая 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.