Научная статья на тему 'Определение характерных точек аппроксимации для тяговых электрических машин электроподвижного состава'

Определение характерных точек аппроксимации для тяговых электрических машин электроподвижного состава Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЩёТОЧНЫЙ КОНТАКТ / АППРОКСИМАЦИЯ / ЭЛЕКТРОЩёТКА / BRUSH-CONTACT APPROXIMATION / ELECTRO BRUSH

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Степанов Евгений Леонидович

В работе изложен новый подход к выбору характерных точек на вольт-амперной характеристике (ВАХ) щеточного контакта тяговых электрических машин, для их аппроксимации в виде трёх различных функций, с характерными точками перехода на режим ослабления поля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Степанов Евгений Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of characteristic points of approximation for traction electric cars of an electro rolling stock

In work the new approach to a choice of characteristic points on volt-ampere characteristics brush contact of traction electric cars, for their approximation in the form of three various functions, with characteristic points of transition to a mode of easing of a field is stated.

Текст научной работы на тему «Определение характерных точек аппроксимации для тяговых электрических машин электроподвижного состава»

УДК 621.313.291.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК АППРОКСИМАЦИИ ДЛЯ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО

СОСТАВА

Е.Л. СТЕПАНОВ

Казанский государственный энергетический университет

В работе изложен новый подход к выбору характерных точек на вольт-амперной характеристике (ВАХ) щеточного контакта тяговых электрических машин, для их аппроксимации в виде трёх различных функций, с характерными точками перехода на режим ослабления поля.

Ключевые слова: щёточный контакт, аппроксимация, электрощётка.

Для определения характерных участков изменения плотности тока в щётках обратимся к технологическим режимам работы тяговых двигателей тепловоза серии 2ТЭ10В (М) в реальных условиях эксплуатации. В связи с тем, что система регулирования частоты вращения тягового электродвигателя (ТЭД) автоматическая, для определения плотности тока под щеткой в реальных условиях эксплуатации нам необходимо знать зависимость тока двигателя 1д от скорости движения локомотива. Её определяют по току тягового генератора /г при каждом значении скорости с учетом включения схемы реле переходов РП-1 и РП-2. На рис. 1 изображена схема включения реле переходов РП-1 и РП-2 тепловоза 2ТЭ10В (М).

Рис. 1. Схема включения реле переходов РП1 и РП2 тепловоза 2ТЭ10В (М): Г - тяговый генератор; НГ - независимая обмотка возбуждения тягового генератора; Я - пусковая обмотка; РП1, РП2 -реле перехода (/ - токовые катушки: и - катушки напряжения); П1-П6 - силовые контакторы; 1-6,1'-6' - тяговые электродвигатели и обмотки их возбуждения; Ш1—Ш6 и Ш7-Ш12 - контакторы ослабления возбуждения первой и второй ступеней; СШ1-СШ12 - резисторы ослабления

возбуждения; Р - контакты реверсора

Для примера рассмотрим ВАХ электрографитированной щетки ЭГ-61А (40х25х60мм), используемой на тяговом электродвигателе ЭД - 118Б, применяемом на тепловозах 2ТЭ10В и 2ТЭ10М. Токовые характеристики тягового генератора

© Е.Л. Степанов

Проблемы энергетики, 2011, № 1-2

[1] тепловоза ГП - 311Б на различных положениях рукоятки контроллера машиниста показаны на рис. 2.

Рассмотрим движение тепловоза на 15 позиции контроллера, что соответствует максимальным значения тока генератора, а следовательно и максимальному суммарному значению плотности тока под щетками ТЭД и главного генератора. При увеличении скорости от 0 до 38км/ч локомотив идет на полном поле ПВ и ток генератора изменяется в пределах от 6500А до 3050 - 3100А. При дальнейшем увеличении скорости включается реле переходов РП1, соответственно замыкая блокировку Ш6, и ток скачком изменяется до значения 3800А и при скорости 63км/ч достигает значения 2850 - 2900А.

О 10 20 30 40 50 60 70 80 V, км/ч Рис. 2. Зависимость тока генератора тепловозов 2ТЭ10В (М) от скорости

Аналогично происходит включение реле перехода РП2, происходит переход на вторую ступень ослабления поля ОВ2 и ток возрастает до 3500А. Из рис. 2 видно, что характеристики ПВ, ОВ1 и ОВ2 носят нелинейный характер и существенно отличаются друг от друга а, следовательно, отличаются и кривые плотности тока, т.е. ВАХ для электрощетки ЭГ-61А диапазон изменения плотности тока под щеткой целесообразно разделить на интервалы уе(0 - 8,3) А/см2, уе(11,6 - 8,3) А/см2, уе(16 - 11,6) А/см2 по соответствующим интервалам скоростей уе(0 - 38), уе(38 - 63), уе(63 - уконстр). Таким образом, происходит подбор вида аппроксимирующей функции ВАХ в соответствие с реализуемым технологическим режимом эксплуатации тяговой машины локомотива, что существенно повышает точность.

Проведя опыты на экспериментальной установке Омского Университета Путей Сообщения и по методике, разработанной на кафедре «Общая электротехника и электрические машины» [2, 3], нами были получены ВАХ электрощеток ЭГ-61А. Эксперимент проводился как для неразрезных, так и для составных электрощеток с повышенным ресурсом [4, 5].

В обработке полученных статистических данных использовалась программа 81а1зИеа 6.0.

На рис. 3 показаны ВАХ электрощётки ЭГ61А: а - составной с повышенным ресурсом, б - неразрезной. Расхождение восходящей и нисходящей ветвей объясняется только изменением свойств политуры коллектора.

а)

б)

Рис. 3. ВАХ щеток ЭГ-61А, полученные с помощью экспериментальной установки: а) -составных щеток (п = 1500 об/мин); б) - неразрезные щётки (п = 1500 об/мин)

В дальнейшем было проведено усреднение ВАХ и разделение диапазона изменения плотности тока под щеткой на интервалы уе(0 - 8,3) А/см2, уе(11,6 - 8,3) А/см2, уе(16 - 11,6) А/см2, что соответствует режиму включения РП-1 и РП-2. В качестве примера на рис. 4 - 6 приведены оценки математических ожиданий ВАХ для неразрезных и составных электрощеток с повышенным ресурсом ЭГ-61А для тягового двигателя с частотами вращения, соответственно равными п = 500, 1000 и 1500 об/мин, с выделенными интервалами плотности тока. Диапазон изменения частоты вращения выбран исходя из скоростной характеристики ТЭД типа ЭД118Б, что соответствует установленной скорости движения локомотива [1].

Рис. 4. Усредненная зависимость падения напряжения Ди от плотности тока ] для разрезных с повышенным ресурсом и неразрезных щеток для двигателей с частотой вращения п = 500

об/мин

Из рис. 4 видно, что ВАХ разрезной электрощетки проходит выше, что объясняется дополнительным сопротивлением в поперечном разрезе. Это, в соответствии с теорией оптимальной коммутации, должно улучшить коммутационные свойства электрощетки. Такая же картина наблюдается и для ВАХ этих же щеток с частотой вращения п = 1000 об/мин, п = 1500 об/мин.

—♦—СОСТАВНАЯ 500

стандартная 5оо

Рис. 5. Усредненная зависимость падения напряжения Ди от плотности тока j для щеток с

частотой вращения и = 1000 об/мин

ДС",В

1.40 1,20

0,60

0.00

1ЛЛЛЛ»

0,00 2,00 4,00 6,00 в,00 10,00 12,00 14,00 16,00 ¿А/смг.

—»—СОСТЛВ11ЛЯ 500

СТАНДАРТНАЯ 500

Рис. 6. Усредненная зависимость падения напряжения Ди от плотности тока j для щеток с

частотой вращения п = 1500 об/мин

Для аппроксимации ВАХ электрощеток использовались функции [6]:

А ■ ] .

ли=-

] + В

ли = А

г 1/С

кВу

ли = А ■ а^ (в • j),

(1)

(2) (3)

где j - плотность тока; А, В и С - коэффициенты.

Следующий этап проведения эксперимента заключался в обработке полученных статистических данных и подборе функций. С этой целью также использовалась программа 81а1«Иеа 6.0.

В ходе работы было установлено, что в диапазоне je(0 - 8,3) наиболее точно ВАХ аппроксимируется уравнением Ли = А ■ arctg (в ■ j), при этом используемая в © Проблемы энергетики, 2011, № 1-2

ней тригонометрическая функция аг^, является нечетной, а следовательно при ее использовании будет учитываться изменение полярности тока в щеточном контакте.

В диапазоне уе(11,6 - 8,3) А/см2 наиболее точно ВАХ аппроксимируется

A • 1 . 2

уравнением Аи =-, а в диапазоне уе(16 - 11,6) А/см - уравнением

] + в

С ' >1/с Аи = А А1 .

I в )

На рис. 7 показана реальная ВАХ щеточного контакта и ее аппроксимация тремя уравнениями: (1), (2), (3) для режимов работы тепловоза с ослаблением поля ПВ, ОВ1, ОВ2

Рис. 7. Аппроксимации вольтамперной характеристики электрощётки с повышенным

ресурсом различными функциями

Как видно из рисунка, при реальной ВАХ аппроксимации тремя функциями итоговая и исходная кривая практически совпадают, что обеспечит максимальную точность при расчетах.

Выводы

1. Данная методика усреднения ВАХ позволяет получать реальные характеристики для любого типа электрощёток.

2. ВАХ составной электрощетки с повышенным ресурсом, из-за дополнительного падения напряжения в поперечном разрезе щетки, выше ВАХ неразрезной щетки, что улучшает её коммутационные свойства.

3. Технологические режимы нагружения тяговых машин тепловоза определяют диапазоны изменения плотности тока электрощёток, в пределах которых возможна более точная аппроксимация ВАХ.

Summary

In work the new approach to a choice of characteristic points on volt-ampere characteristics brush contact of traction electric cars, for their approximation in the form

of three various functions, with characteristic points of transition to a mode of easing of a field is stated.

Key words: brush-contact approximation, electro brush.

Литература

1. Правила тяговых расчетов для поездной работы. М.: Транспорт, 1985.

287 с.

2. Авилов В. Д. Новая технология диагностирования и настройки коммутации двигателей постоянного тока главных приводов прокатных станов / В. Д. Авилов, В. В. Харламов, Е. Н. Савельева и др. // Промышленная энергетика. 2003. №10. С. 15-19.

3. Авилов В. Д., Петров П. Г. ВАХ щёточного контакта и коммутационный процесс в коллекторных машинах // Известия вузов. Проблемы энергетики. 2008. № 9-10. С. 66-72.

4. Патент на изобретение № 2365005 РФ. Составная разъёмная щётка с замковой частью / Степанов Е.Л. 2009.

5. Патент на полезную модель №51792 РФ. Щёточный узел электрической машины / Идиятуллин Р. Г. 2006.

6. Сечин В. И. Аппроксимация вольт-амперных характеристик скользящего щеточного контакта / В. И. Сечин, В. Д. Авилов // Вопросы коммутации коллекторных электрических машин: Научные труды Омского ин-та инж. ж.-д. трансп. 1968. Том 88, вып. 1. С. 3-9.

Поступила в редакцию 19 апреля 2010 г.

Степанов Евгений Леонидович - старший преподаватель кафедры «Электрический транспорт» (ЭТ) Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ). Тел.: 8-905-3182164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.