Научная статья на тему 'Определение глубины колеи и силы сопротивления перекатыванию по почве свободного пневматического колеса'

Определение глубины колеи и силы сопротивления перекатыванию по почве свободного пневматического колеса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
422
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Хайлис Г. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение глубины колеи и силы сопротивления перекатыванию по почве свободного пневматического колеса»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛУБИНЫ КОЛЕИ И СИЛЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПЕРЕКАТЫВАНИЮ ПО ПОЧВЕ СВОБОДНОГО ПНЕВМАТИЧЕСКОГО КОЛЕСА

Г.А. ХАЙЛИС, доктор технических наук

Луцкий ГТУ

Вопросы качения пневматических колес по почве исследованы достаточно широко [1, 3, 5, 7...13], однако некоторые из них остались невыясненными. Так, до сих пор не полностью разработан вопрос определения силы сопротивления перекатыванию ведомого свободного колеса и глубины образующейся при этом колеи.

Ведомое свободное колесо катящееся по горизонтальной поверхности давит на почву с силой С и движется под действием горизонтально направленной силы Р, проходящей через его центр С (рис. 1). При вращении колесо преодолевает момент трения в подшипнике, который, из-за незначительности можно не учитывать. Под действием сил и Р оно углубляется в почву на глубину /гл, а шина деформируется (сжимается) на величину/гг Показанные на схеме линии контакта колеса с почвой АМВ и ВО построены по результатам исследований ряда авторов [3, 5, 7... 13].

Рис. 1. Схема качения пневматического колеса по почве (а), схемы к определению сил реакции почвы (б) и (в), и вид сбоку на колесо (г)

Линия АМВ контакта в передней части колеса, представляет собой дугу сложной формы. В этой зоне имеет место одновременно деформация и шины, и почвы. Исследования показали, что линия АМВ по форме близка к дуге окружности большего радиуса, чем радиус пневматика. Ее центр для свободного ведомого колеса находится в точке Сф выше точки С. Таким образом, в зоне передней части колеса его взаимодействие с почвой происходит так, как будто на почву действует колесо большего радиуса. Обозначим его как гф, а равен он расстоянию СфА, тогда как радиус пневматика г равен расстоянию СА.

Линия ВБ представляет собою прямую, находящуюся ниже поверхности почвы на расстоянии кп. В зоне ВБ происходит восстановление формы пневматичес-

кого колеса под действием сил упругости. Колея не увеличивается, силы, действующие на почву со стороны колеса, уменьшаются, в то время как в зоне АМВ они возрастают. Ввиду этого, линия ВБ горизонтальна, в случае когда почва не проявляет своих упругих свойств сразу после прохода колеса. Если же они сильно выражены, то дно колеи сразу после прохода колеса поднимется вверх. Мы будем проводить расчет, считая, что почва тело пластическое, и дно колеи не поднимается вверх после прохода колеса.

Для определения необходимого значения силы Р надо знать величины и направления сил реакции почвы на колесо. При небольшой глубине смятия почвы колесом считается [13], что имеет место линейная зависимость между давлением и деформацией почвы. Это подтверждается, в частности, характером диаграммы, получаемой с помощью твердомера. Поэтому давление qlf почвы на колесо по величине принимается равным спА1Г где си— коэффициент объемного смятия почвы, Н/м3; Аи — глубина смятия почвы. Максимальная деформация почвы А ц представляет собой глубину колеи /г;/.

Давление колеса на почву qк, принимая пневма-тик за линейно-упругое тело, по величине равно: qк— где ск— коэффициент, характеризующий сопротивление шины деформации и устанавливаемый опытным путем, Па/м или в Н/м3, а Ак—деформация шины в радиальном направлении. Максимальная ее величина АКтах представляет собой глубину Ик

В соответствии с третьим законом Ньютона в любой точке поверхности контакта колеса с почвой давления и qк равны и противоположно направлены. Следовательно ск-Ак = си-Аи и ск- Ик = сп-И1Г Отсюда получаем соотношения:

~ = Нп ~ Н-к (1)

сп пк сп

Направление сил реакции почвы на колесо зависит от наличия скольжения его обода относительно почвы. В случае, когда скольжения нет, давление будет направлено по нормали к поверхности контакта колеса с почвой. Если же оно есть, направление сил реакции отклоняется от нормали на угол трения. Однако как показывают теоретические и экспериментальные исследования [13, 14], значительное скольжение бывает только при действии на колесо больших по величине крутящих моментов (это могут быть движущие моменты или моменты сопротивления). В нашем же случае их нет. Учитывая это, будем считать, что силы реакции, которые обозначим ТУ, направлены по нормали к поверхности касания (контакта) колеса и почвы. На рис.1, а построена эпюра давления дп, эпюра же дк, не показана в целях упрощения чертежа.

Ранее проведенными исследованиями [11, 12] установлено, что кривая АМВ контакта колеса с почвой описывается с учетом приведенных равенств следующим выражением в полярной системе координат с началом в центре С колеса: р=(г{ 1 +с/сп)-Ик--1гп)/(с^сп+со,т), где а - угол отклонения полярного радиуса р=СМ любой точки М кривой от вертикального радиуса СВ] (здесь В1 - нижняя точка вертикального диаметра до деформации колеса).

Эта формула слишком сложна для использования в дальнейших расчетах. Ее упрощения можно добиться, если кривую АМВ с переменным радиусом р заменить дугой фиктивной окружности с постоянным радиусом, обозначенным ранее гф, а центр ее кривизны расположить в точке Сф на продолжении вертикальной линии В:ВС выше центра С на расстоянии е. Положение центра Сф находится из равенства СГПВ=С1ПА. Из рис. 1 видно, что СфВ = е+г - 1гк, а СфА = ^(СфО,)2 + (0,А)2, где 0/ - точка пересечения вертикального диаметра колеса с поверхностью почвы. В свою очередь СфО = е + г — Ип, а 0/і=(г - Ик -—hп)tgaA, где аА - угол отклонения радиуса СА от линии СОг Равенство выразится в таком случае как: е + г-Нк =^(е + г-Ик-Ііп)2 + (г-кк ~hll)2tg2aл . Возведя в квадрат левую и правую части выражения, и решая полученное уравнение относительно е, имеем : е = (с,/ск)(г - /г/2). Тогда

Гф=е+Г-

-к =-

г--

+ г-

Л =

= г

-+1

V

(2)

-G + Z УІ(АІІ) + ЦУІ(ЮІ;

jcy = I<mcbd-imcAI!,

(3)

где Мк - масса колеса; хс,ус- проекции ускорения центра С колеса на оси Ох и Оу; %ХІ(АВ), £ХІ(ВВ) -суммы проекций на ось Ох в зонах АВ и ВО сил реакции почвы на колесо; ЕУ.(АВ) ЕУ.(В0 — суммы проекций на ось Оу в зонах АВ и ВО, Jc — момент инерции колеса относительно горизонтальной оси, проходящий через центр С перпендикулярно плоскости движения; цг— угол поворота колеса вокруг оси, проходящей через центр С, он отсчитывается в направлении действия момента сил 2Ж^Д (на рис. 1, а по часовой стрелке); у — угловое ускорение вращения колеса; £МСШР ШСАВ — суммарные моменты сил реакции почвы на колесо в зонах ВО и АВ относительно центра С.

Суммы ЕХІ(ЛВ), ЕХІ(В0) проекций на ось Ох сил реакции почвы, которые обозначены N, равны соот-

-*М х'.1> х

ветственно интегралам и jdNл, где ^проекция элементарной силы реакции почвы на горизонтальную ось (это могут быть оси Ох, Орс1 или Вх2), хи — расстояние 0/1, а х2[) — расстояние ВБ. Суммы ЕУ.(т равны интегралам |<м/, и рл^где (1Ыу — проекция элементарной силы°реакции почвы на вертикальную ось Оу (или Оу) в виде функции от расстояния х1их2 соответственно.

Центр колеса С движется вдоль оси х, поэтому скорость (проекция скорости центра С на вертикаль) ус и ускорение ус равны нулю. С учётом равенства ус =0 находим из второго уравнения (3):

Е^+Еп

Н НО)

= G.

(4)

-^- + 1 ^ск ;

Составим дифференциальные уравнения движения колеса, принимая допущения: а) колесо представляет собой твердое тело с ободом, который может деформироваться и обладает упругостью; б) почва однородна по своему составу, не содержит включения различной твердости и обладает упругостью; в) свойства шины сопротивляться деформациям и восстанавливать свою форму одинаковы по всей окружности; г) учитывать будем только деформацию шины в радиальном направлении, поскольку в тангенциальном ее сопротивление деформациям во много раз больше; е) поверхность обода гладкая (без выпуклостей); ж) точка С - центр масс колеса; з) пренебрегаем расширением нижней части шины при нагружении, считаем, что ширина обода Ьк (см. рис. 1, г) при этом не меняется, а площадь контакта колеса с почвой близка к прямоугольной.

Построим неподвижную систему координат хОу с началом в некоторой точке О на уровне центра С колеса. Ось Ох направим по горизонтали в сторону движения колеса, а ось Оу вверх. Тогда можно составить следующие дифференциальные уравнения движения колеса (используя уравнения плоскопараллельного движения твердого тела):

М К*С = Р ~ £ Хц лв I —

МкУс■

Значение углового ускорения у/ зависит от характера перемещения машины. Если считать, что она движется равномерно, то аналогично перемещается и центр колеса С, значит, скорость центра V, равная х,., будет const; скорость Vc = co(СР), где со — угловая скорость вращения колеса, равная щ a CPt — расстояние от центра С до мгновенного центра вращения, который обозначим Рг При со(CP) — const и СР/ = const, угловая скорость со также будет постоянной, тогда угловое ускорение у/ = dco/dt = 0. В этом случае из третьего уравнения (3) находим:

Ем-=EW

(5)

То есть, при равномерном движении колеса указанные моменты равны по величине и противоположно направлены.

Равенство CPj = const принято из-за того, что при отсутствии у колеса значительных движущих моментов или моментов сопротивления оно существенно не скользит или вообще не скользит относительно колеи [13] и мгновенный центр вращения Pt колеса находится (см. рис. 1, а) в точке В или несколько ниже.

Равенство (5) показывает, что моменты, действующие в зонах АВ и ВО, относительно центра С сил реакций, равны

Определить силу Р и глубину колеи hn можно решив уравнение (4) и первое уравнение (3). Для этого обратимся к рис. 1. В его нижней части показаны эпюры сил реакции в зонах АВ и ВО, построенные в

соответствии с изложенными соображениями. Создадим систему координат х101у] с началом в точке Ог Ось х1 направим по поверхности поля вправо, а ось у1 - вниз. В этом случае уравнение фиктивной окружности, проходящей через точки А, Ми В будет: у, = К - Гф + у1г£-х; .

Из рис. 1 видно, что у 1 представляет собой деформацию почвы в вертикальном направлении. Тогда с учетом представленных ранее данных у = А1Р а давление почвы

, — сп ' У і — сп^п

в точке М оно изобра-

жается на эпюре отрезком тМ.

Выделим на дуге возле точки М (см. рис.1) элемент длиной Ж и покажем действующую со стороны почвы на него элементарную силу с1Ы. Это построение в увеличенном виде изображено справа от точки М на рис. 1,0, на котором наряду с элементом Л построены бесконечно малые приращения координат сЬс1 и (1ур а также угол Ь отклонения от вертикали нормали, по которой направлена сила с!И. Последняя равна Я,р)4^, где ЬК— ширина обода колеса (рис.1,г), а проекция этой силы на вертикаль йЫ = йМ соя($ = С£М'/3 = д1рксЬср так как (к со.чР= скг Таким образом, йУУ = с1ИсояР = спЬК (й„ - гф + д/гф - х,2 )(1х1. Суммируя проекции элементарных сил с1М на вертикаль по дуге от точки А до точки В, найдем сумму проекций сил 2Т :

2-^ лв) ~ | Ьксп {/гп —гф +д/гф —х, (6)

где х]А - а°бсцисса точки А в системе координатхруг

Решить этот интеграл аналитически очень трудно, его надо упростить, освободившись от радикала. Если для этого воспользоваться формулой бинома Ньютона, разложить в ряд у]г* -х{и отбросить весьма малые величины, то получим для у формулу:

У^К-хи(2гф). (7)

Вместо равенства дп = сп (/г,, -гф+ х\) будет

зависимость

Чп ~ сп п ~ Х1 /(2гф )). (8)

Верхний предел интегрирования в равенстве (6) х находится из (7), если в него вместо^ подставить 0, а вместо х1 подставить хы, тогда получим Ип- 0^/(2^, откуда

хы = л12гфК. (9)

На основе изложенного:

Н ЛВ)

' С/Рк

і

2г„

(10)

Следует отметить, что из-за конусной формы нижней части шины, примыкающей коболу, ширина ^увеличивается по мере углубления колеса в почву. Но при небольшой глубине колеи можно считать, что она не меняется.

В зоне 2?£ давление дц почвы на колесо убывает по мере его движения и определяется произведением где Ак - радиальная деформация обода. В точке В она равна /гр а в точке О — нулю. Между В и Б радиальные деформации колеса представляют собой радиально направленные отрезки от обода колеса до прямой ВЭ

глубины колеи. Таков, например, отрезок т'1М1 (см. рис. 1, я и в), изображающий перемещение точки М] при деформации обода колеса. Давление дк колеса на почву в точке М{ будет q=c|Л=lcY{m|,M). Точка М, находится на радиусе Ст}, отклоненном от вертикали на угол <5 (см. рис. 1, а и в).

С учетом изложенного элементарная сила реакции почвы йЫ1 в точке М 1 (см. рис. 1, в), равная где аЬ - длина элемента дна колеи в зоне возле точки Мг Так как дно колеи прямолинейное, то проведем по нему ось Вх2 влево с началом в точке В, тогда (к здесь равно сЬс2, а = qtbfdx2 = скЬ/т1,М/)ск2.

Точное определение деформации т1!М1 на участке дна колеи между точками В и Б представляет значительную сложность. Поэтому будем считать, что она колеблется в небольших пределах. Учтем также, что при увеличении расстояния х2деформация т}1М1 уменьшается, и при х=0, т/М] = а при х2=х20, где х2В — абсцисса точки О, т11М1 = 0. Будем считать, что зависимость т1’М! (то есть Ак) от х2 линейная, показана она на рис.2 пунктирной линией, здесь В — начало оси Вх2, ось Ак направлена вниз, Ак= ВВ= кк В этом случае можно применить известное из курса аналитической геометрии уравнение прямой в отрезках х/а+у/Ь= 1, где х — теку-

Рис.2. Зависимость деформации = т1'М1 от координаты х1.

щее значение абсциссы х , у

■ текущее значение ординаты Аюа = х2В -ВИ, а Ь

=ВВ1 = кк При таких условиях имеем: xJx2D+т/М/Ик Откуда т‘М~Ик(\ - х/х20).

С учетом этого равенства (1М = с1Му = с^к^к--Икх/х21))с1х2. Сила с1М1 в соответствии с приведенными данными, направлена по нормали к поверхности колеса, то есть перпендикулярно ВР. Как видно (из рис. 1, а), х2= д/г - (г - ик У = ^2гИк - . При небольшой

деформации колеса 2гк„» И?, поэтому будем считать, что А2к->0 и хго ~ л]2гкк . С учетом равенств (1), согласно которым Нк— И11с[1/ск, находим:

(11)

■у[2гй

Сумма проекций сил в зоне ВБ £У1(В0) равна:

х20 1 К

'У, УцВО) ~ \ = \ск^к^к

2гкп —

СК у

Л,

=\скЬкк12гК —

2 V СК. (12)

Подставляя правые части равенств (10) и (12) с

учетом (2) в формулу (4), получим уравнение

" Ґ \ ( \ -

[2ЙП Г £я-+і кск у -/г пп ск ^ь+1 \2ск у

+1Г^=С-

(13)

Она справедлива как для пневматического так и для жесткого колеса, у которого При таком

значении ск отношение сп/ ск стремится к нулю и

■ { \ ( м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г 4lL +1 пп ск -^+1

\СК ) 12ск )_

+ ±j2rhn^:

Тогда для жесткого колеса получаем из (13): в = с„Ькк„(2/3)л/2И~г = (2/3КА ^Д27). Поскольку 2г представляет собой диаметр колеса, который обозначим йю то С = 2/3 с 11Ьк1ги ^с1ккп .

Мы получили для жесткого колеса ту же формулу, которая приводится в учебной литературе по сельскохозяйственным машинам [6].

Решением уравнения (13) относительно Ая определяется зависимость глубины колеи от силы тяжести б1 и других параметров. Это достаточно сложно, но с помощью компьютера выполнимо.

Для аналитического решения равенства (13) упростим его без существенной погрешности. Так, при небольшой глубине колеи выражение г(с1/ск+1) в формуле (2) фиктивного радиуса гф намного больше выражения к[^сп/с1)(сп/(2ск)+1). При таких условиях последним можно пренебречь и представить формулу (2) как гф~ г{сп/ск+1), а уравнение (13) будет иметь вид:

с Ь AVV2

LnUKnn 1

^+1

V ч к Из (14) находим:

2 — Су

= G

(14)

ІІЦ —

с2„Ь-кг

- + 1

(15)

Из выведенной аналитическим путем формулы видно, что с ростом отношения с ус глубина колеи уменьшается. То же самое происходит при уменьшении силы С и увеличении параметров сп, Ьк и г.

Уравнение (15) справедливо и для жесткого колеса, если в него подставить вместо (^бесконечность °°. В этом случае сп/°°—>0 и кп окажется равным Ап = фс2/(&с2пЬ2кг), что соответствует ранее выведенной формуле 16].

Из выражения (15) можно получить равенство для определения максимальной деформации пневматика Аг Из (1) следует, что Ьк = Ая си/ск. Подставляя вместо кп правую часть выражения (15), получим:

А = а £я_ = £zl

пк пп

ск ск

-+1

(16)

ВИ направлены по вертикали вверх и на ось ОХ не проектируются. В итоге приходим к выводу, что

р = У.х,,

,(АВ)

(17)

Как указывалось ранее, в зоне АВ давление ^определяется по формуле (8), а элементарная сила реакции = ^,/&. Проекция с1Мх силы с1И на горизонталь (ось Ох) равна с1М яш/З =Ь^пс1у1, так как ds sin(3 —йуг Следовательно, с учетом (8) с1Ы яЩ3 = Ьксп (Аи-х211(2г^))йур Дифференциал ф на рис. 1, б отсчитывается вверх, а ось 01у1 на рис. 1, а направлена вниз; ввиду этого с1у: будет со знаком «—». Этот {-с1у) находим дифференцированием формулы (7): (~(]у1)= = - (2х/(2г/))сЬсг Тогда с!у = (х]/г1)сЬс]. Подставляя его значение в приведенную ранее формулу, найдем:

сШх=М$т0 = Ьксп(Ап -х2/(2гф)\х1/г^х1 (18)

Сила Р с учетом (6), (9), (17) и (18) равна

*\А *\Л

jdNsin/3= |bKcr

f \ АІ--І

г 2 г

\ 'ф J

^кСП^П-

(19)

Точно такое же выражение, как (19), приводится в 16] для силы Р при качении жесткого колеса.

Равенство (19) представляет собой зависимость движущей силы Р колеса от параметров Ью сп и А/г Подставляя значение Ая, которое получается решением уравнения (13) с помощью компьютера, находим движущую силу колеса.

Для получения приближенной аналитической зависимости силы Р от параметров колеса и показателей свойств почвы и пневматика подставим в (19) значения Ая по (15). Тогда будем иметь:

/* = - 3 21

Ькспґ

—+ 11 +

2 си

Л

(20)

Из полученных зависимостей (19) и (20) видно, что сила Р возрастает с увеличением глубины колеи, силы давления колеса на почву и показателя твердости обода колеса ск, а уменьшается с ростом радиуса колеса г, ширины обода Ьк и показателя твердости почвы Сп.

Выведенная формула (20) для определения силы Ру пневматического колеса справедлива и для жесткого колеса, у которого ск—**>.

При таком значении соотношение сп/скстремится к нулю и

1

— 3 21

к 1 4 ^

G4 Ькспг2 (с-а+1)+ [ГГ

/ г J \2ск

/ J J

2 9 G

2bKc0(2rf

Зависимость (16) показывает, что деформация hK снижается при уменьшении Gи возрастании сГ Ьки г.

Определим теперь силу Р. Если исходить из первого уравнения (3) она равна, Мкхс + ^ X .(дд) + ^ Xj{BD)_ Но при vc = const, хс = 0, значит Мкхс - 0 . Одновременно и Exi(BD) = 0, так как силы реакции почвы в зоне

Так как 2г представляет собой диаметр колеса, который обозщчимй^ то после проведенных расчетов: Р = 0,86\1с*/(ькс,^1) • Мы получили известную формулу Грандвуане-Горячкина [6].

Рассмотрев соотношение между составляющими Щ(АВ) и Щ(В0), можно определить, что на дугу АВ передается доля веса в, большая, чем 4/7, а на дугу ВБ — меньшая, чем 3/7.

Литература

1. Бухин Б.Л. Введение в механику пневматических шин. - М.: Химия, 1988, 224 с.

2. Василенко П. М. К теории качения колеса со следом. Сельхозмашина. — 1950, №9. — С. 11 — 15.

3. Водяник И.И. Воздействие ходовых систем на почву (научные основы). — М.: Агропромиздат, 1990. — 172 с.

4. Желиговский В.А. Элементы теории почвообрабатывающих машин и механической технологии сельскохозяйственных материалов. — Тбилиси: Груз, сельхозинститут, 1960. —147 с.

5. Каипов А.И. К выбору пневматических шин для колес с.х. машин. Сельхозмашина. - 1955, №8. — С. 20 — 22.

6. Кленин Н.И., Сакун В.А. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины. - М.: Колос, 1980. - 671 с.

7. Маршак А.Л. О форме поверхности пневматический колес при контакте их с почвой. Сельхозмашина. — 1956, №3. — С. 22— 24.

8. Маршак А.Л. Сопротивление качению пневматических колес с.х. машин. Сельхозмашина. — 1957, №1. — С. 13 — 15.

9. Омельянов А.Е. О применении пневматических колес на с.х. машинах. Сельхозмашина. — 1948, №5. - С. 15 - 17.

10. Сиротюк В.Н. Взаимодействие пневматической шины низкого давления с дерниной//Науч. тр. Львовск. сельскохоз. ин-та, т. 84,1979. — С. 19-25.

11. Хайлис Г.А. К теории качения пневматического колеса // Механизация и электрификация соц. сельского хозяйства. — 1967, №2. — С. 18-25.

12. Хайлис Г.А., Билецкий Д.Н., Колядынский Н.И., Яазарук С.В. Анализ процесса качения пневматических колес по почве. — Сільськогосподарські машини. 36. наук, ст., вип. 8. - Луцьк: Ред.-вид. відділ ЛДТУ, 2001. - С. 320-331.

13. Хайлис Г.А. Основы теории и расчета сельскохозяйственных машин. — К. : УСХА, 1992. - 240 с.

14. Хайлис Г.А., Гелич Л.А. Анализ процесса качения колеса с образованием колеи. — Сільськогосподарські машини. 36. наук, ст., вип. 10. — Луцьк: Ред.-вид. відділ ЛДТУ, 2002. — С. 225-236.

СОСТОЯНИЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОГО СЕМЕНОВОДСТВА ЛЬНА-ДОЛГУНЦА

В.П. ПОНАЖЕВ, кандидат сельскохозяйственных наук А. А. ЯНЫШИНА, кандидат сельскохозяйственных наук ВНИИЛ

Основная задача первичного семеноводства льна-долгунца - ежегодное выращивание необходимого объема полноценного по наследственным качествам элитного посевного материала.

На сегодняшний день ее решением занимаются в десяти научно-исследовательских учреждениях (ВНИИ льна, Псковский НИИСХ, Смоленская ГОС-ХОС, Томская ГСХОС, Фаленская СС, Вятская ГСХА, Костромской НИИСХ, Новгородский НИПТИСХ, Калужский НИПТИ АПК, Ярославский НИИЖиК).

Специфичность семеноводства льна-долгунца связана с низким коэффициентом размножения семян и отсутствием морфологических различий между сортами. Тем не менее большинство научно-исследовательских учреждений сейчас работают одновременно с двумя, а ВНИИ льна, Томская и Смоленская ГСХОС, Псковский НИИСХ ведут работу с тремя — пятью сортами. В результате в прошедшей пятилетке осуществлялось первичное семеноводство 25-и сортов льна-долгунца, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, в том числе новых (Ленок, Тверской и Зарянка - во ВНИИ льна, Восход и Антей — в Псковском НИИСХ, Тост и Тост 3 — на Томской ГСХОС, Синичка — в Вятской ГСХА, Фа-ленской селекционной станции и Марийском НИИСХ, Импульс и Лидер - на Смоленской ГОСХОС). Научно-исследовательские учреждения произвели за этот период около 500 т семян маточной элиты второго года. Выполнение такого большого объема работы в первичном семеноводстве стало возможным благодаря его современному научному обеспечению.

В Институте льна разработаны и освоены ускоренные и менее трудоемкие методы отбора и оценки маточных растений, основанные на использовании интервала массового зацветания растений, признаков «содержание луба» и «масса семени». Усовершенствованы схемы размножения, уточнены нормы высева элитных семян на первых и последующих этапах семеноводства. Предложены две схемы производства семян маточной элиты: для сортов с высокой однородностью и для сортов с удовлетворительной и недостаточной выравненностью по основным хозяйственно ценным признакам. С учетом этого разработана технология ускоренного получения и воспроизводства обновленных семян льна-долгунца, которая успешно применяется в ОНО «ОПХ ВНИИЛ».

После проведения исследований сотрудники Института предложили схемы ускоренной сортосмены и устойчивого сортообновления, атакже усовершенствовали методы сортового и семенного контроля. Разработан новый ГОСТ «Семена льна-долгунца. Посевные качества. Технические условия», подготовлен проект стандарта «Лен-долгунец. Термины и определения».

Дальнейшее развитие научного обеспечения семеноводства льна-долгунца направлено на ускорение процесса и снижение затрат при производстве элитных семян. Так, применительно к сортам с высокой генетической однородностью сортовых признаков рекомендуются массовые позитивные отборы 3...10 и 5...8 коробочных растений, в сочетании с массовым негативным отбором маточных растений, а также удалением мелкой и крупной фракций семян, что позволяет в 2-3 раза, по сравнению с действующей методикой, увеличить их получение в питомнике отбора. Исследования в грунтовом контроле подтвердили, что сортовые признаки партий семян, произведенных ускоренными методами, не снижаются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.