ность труда основного производства (в данной ситуации рассматривается выработка и производительность не конкретного работника, а влияние на добычу нефти).Тем не менее, в практике ОАО «Сургутнефтегаз» существует разница между заработной платой экономиста в НГДУ и заработной платой экономиста треста (дорожно-строительное управление), сумма отличается на уровень ежемесячной премии за «добычу» нефти (пример, используется коэффициент
0,15; 0,2; 0,4 - вспомогательное производство; 0,7-1 - НГДУ от оклада).На фоне данной дифференциации, специалисты со вспомогательных производств стремятся устроиться в НГДУ УБР и т.д. Соответственно, система оплаты труда в ОАО «Сургутнефтегаз» требует доработок и качественных изменений, а также необходимы механизмы нематериального поощрения труда.
Нами был рассмотрен один из наиболее болезненных вопросов в качественном управлении персоналом, такой как материальное и нематериальное поощрение персонала, но также остаются и другие параметры необходимые для улучшения корпоративной культуры - инструменты измерения уровня удовлетворенности и вовлеченности сотрудников компании и система мотивации и КР1, комплекс ключевых показателей деятельности компании.
Достичь высоких производственных результатов без «удовлетворенного» персонала возможно, если являешься градообразующим предприятием и основным работодателем на территории города, но достичь максимальных результатов, практически невозможно.
Список литературы:
1. Качество управления персоналом организации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://infomanagement.ru/statya/Kachestvo_upravleniya.
2. Luxoft - в Топ-10 компаний по качеству управления персоналом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.luxoft-personnel.ru/news.
3. Захарченко В. Система мотивации на основе КР1 //Финансовый директор. - 2006. - № 2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ © Горбунова Н.И.*
Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, г. Казань
В статье рассмотрена современная философия качества продукции промышленного предприятия. Проведена систематизация функций управления качеством и инструментарий промышленного предприятия в области совершенствования качества.
* Соискатель кафедры Национальной экономики и права.
Современные тенденции развития промышленности выдвигают на первый план конкурентоспособность отечественных предприятий, которая тесным образом связана с постоянным совершенствованием качества продукции, повышением эффективности управления качеством, учетом потребностей всех заинтересованных сторон.
Требования потребителей продукции, государственные обязательства, обеспечение конкурентных преимуществ диктуют условия реализации программ стабильного качества, что требует изменения не только управления, но и самой философии качества продукции. Многоаспектность понятия качества, совокупность философских, экономических, социокультурных, технократических категорий качества определяют его уникальную значимость.
В стандарте ГОСТ 1546779 [1] приведено следующее определение качества «совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением». Подобная формулировка отвечает современной философии качества, под которой основной идеей выступает удовлетворенность потребителя. Требования к удовлетворенности качеством и его постоянном улучшении приведены и в стандарте ИСО 9001:2008 [2], требующем мониторинга потребителей и анализ динамики изменений, как способа управления качеством продукции. Очевидно, что чем выше степень удовлетворенности потребителя, тем выше прибыль организации, а постоянное совершенствование в области качества обеспечивает необходимый уровень конкурентноспособности на рынке товаров.
С авторской точки зрения, качество продукции промышленного предприятия есть синтез качественных характеристик ожиданий потребителя от товара (точка зрения потребителя) и степень соответствия стандарту и сертификации (точка зрения производителя), при этом, удовлетворенность потребителя измеряется разностью между ожидаемыми и реализованными производителем характеристиками изделия (рис. 1).
Современный потребитель практически всегда имеет возможность выбора продукции, поэтому на его выбор товара от определенного производителя оказывают влияние не только инженерные характеристики товара и послепродажный сервис, но и так называемые скрытые потребности, уникальные характеристики, воплощенные в продукте. Возможность реализации желаний и ожиданий потребителя может воплотиться только в том случае, если будет реализована концепция Создания Привлекательного Качества, удовлетворяющая ожидаемые, желаемые и восхищаемые потребности потребителя [3].
Качество, как свойство товара является подвижным и неустойчивым, даже при соответствии нормативной и технической документации, поскольку изменяются требования потребителей. Немаловажным является и тот факт, что потребитель является «наиболее уязвимым участником экономической
системы и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства» [4], для чего необходимо широкое использование и улучшение методов защиты прав потребителей, отраженные в российском законодательстве.
Рис. 1. Компоненты качества продукции промышленного предприятия
Многомерные характеристики качества продукции требуют гарантий качества, удовлетворяющих потребителя, что ставит необходимость организации тесного, постоянного и конструктивного взаимодействия потребителей и производителей на начальном стадии проектирования продукта, на этапе послепродажного обслуживания и реализации маркетинговых исследований.
Уровень технико-технологического развития значительно усилил требования в области качества. Отклонения качества от запланированного
производителем уровня могут быть вызваны нарушениями в сроках поставки и качестве сырья, сбоями технологических процессов, человеческими ошибками разработчиков и производителей, дефектами оборудования Современный производитель должен стремиться улучшать качество всех производственных процессов, минимизируя потери качества на всех этапах жизненного цикла продукции, привлекая для этого специальные инструменты, такие как 5S, ТРМ, SMED, Точно в срок, Дзидока, «защита от дурака», Ноль дефектов, 6 сигм (табл. 1).
Таблица 1
Инструменты управления качеством
№ Название инструментария качества Сущность концепции
1 5S (организация, аккуратность, уборка, стандартизация, дисциплина) Совокупность действий по эффективной организации рабочего пространства и стандартизации действий персонала
2 TPM (Total Productive Maintenance) Организация обслуживания оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала
3 SMED (Single Minute Exchange of Dies) Быстрая перенастройка оборудования, позволяющая высвободить время под другие действия.
4 Точно в срок (just-in-time) Регулировка изделий в процессе поставки и производства, позволяющая оптимизировать как работу так и материальные запасы, избыток рабочей силы.
5 Дзидока (Jidoka) Встраивание качества в производственный процесс, используется для сокращения дефектов, брака, отходов и переделки.
б Защита от дурака (baka-yoke) Защита от человеческих ошибок, внедряемая для обеспечения безопасности операций
7 Ноль дефектов (Poka-yoke) Внедрение оценки качества непосредственно в производственный процесс, снижение вариабельности характеристик процесса
8 6 сигм Статистический метод, позволяющий на основе выявления отклонений процесса от ожидаемых значений (стандартное отклонение случайной величины от ее математического ожидания) вовремя обнаружить их причины
Управление качеством на промышленном предприятии в таких условиях заключается в организации и реализации следующих функций:
1. Достоверное, полное и релевантное выявление потребностей потребителя;
2. Обеспечение тесной корреляционной связи между запросами потребителя, возможностями производства и техническими характеристиками продукции;
3. Обеспечение качества производственного процесса по технико-технологическим характеристикам;
4. Разработка / адаптация технологий измерения качества;
5. Мониторинг и контроль качества всех производственных процессов;
6. Обеспечение необходимого уровня персонала организации для снижения количества человеческих ошибок при производстве товара;
7. Улучшение продукции на основании требований потребителя, инновационных технологий и т.д.
Разработка инструментария позволяющего реализовать названные функции позволят промышленному предприятию обеспечить необходимое качество продукции в условиях нестабильных требований рынка и потребностей клиентов, обеспечив тем самым повышение эффективности его деятельности с ориентацией на интересы потребителя.
Список литературы:
1. ГОСТ 1546779 «Управление качеством продукции. Основные понятия и термины».
2. ШО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
3. Турко С. Сколько нужно дать потребителю [Электронный ресурс] / С. Турко. - Режим доступа: www quality.eup.ru (дата обращения: 05.02.12).
4. Масякин А.Н. Ориентация стратегии качества на клиентов и их потребности / А.Н. Масякин // Глобальный научный потенциал: сб. науч. ст. 1У-й Междунар. конф. - Тамбов: Тамбовпринт, 2008. - С. 123-127.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ © Гуторова М.А.*, Петровский Э.А.
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск
В современном российском бизнесе конкурентоспособность и рентабельность компании зависит чаще всего от высокого качества предоставляемых услуг и совершенного продукта, удовлетворяющие многие потребности потребителей. Проблема качества тем более актуальна. Качество - это наивысшая степень чего-либо, а проблема качества - в соответствие с техническими регламентами и со стандартами (нормативной документацией), ведь сегодня наш избирательный потребитель хочет получать качественные услуги, полный сервис и комфорт. Опыт внедрения системы менеджмента качества в российском бизнесе, проблемы и ошибки указывают на массу подводных камней, которые сегодня мешают адекватному восприятию новой бизнес-философии.
* Аспирант кафедры Стандартизации и управления качеством.