Научная статья на тему 'Определение факторов повышения эффективности функционирования регионального рынка образовательных услуг'

Определение факторов повышения эффективности функционирования регионального рынка образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК / ФАКТОРЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Долгова А. В.

Современное состояние региональных рынков образовательных услуг характеризуется наличием определенных проблем, связанных с отсутствием программ развития региональных образовательных структур. Именно с целью устранения данных проблем необходимо определить факторы, способствующие повышению эффективности функционирования региональных образовательных рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Определение факторов повышения эффективности функционирования регионального рынка образовательных услуг»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

А.В. ДОЛГОВА,

аспирантка,

Южно-российский государственный университет экономики и сервиса,

e-mail:Dolgova_Anna84@mail.ru

Современное состояние региональных рынков образовательных услуг характеризуется наличием определенных проблем, связанных с отсутствием программ развития региональных образовательных структур. Именно с целью устранения данных проблем необходимо определить факторы, способствующие повышению эффективности функционирования региональных образовательных рынков.

Ключевые слова: образовательный рынок; факторы; эффективность

Коды классификатора JEL: Ш, ^3

В последнее время все более часто в научной и публицистической литературе, а также в выступлениях ведущих специалистов, затрагивается проблема регионализации образования. Усиление региональной проблематики — это естественный ответ на длительный процесс гиперунификации и сверхстандартизации образования и образовательной политики, длившийся многие десятилетия и приведший к тому, что сфера образования перестала быть предметом самодеятельной творческой активности регионов, как на уровне субъектов управления, так и на уровне непосредственных участников учебно-воспитательной деятельности. [3].

Однако, несмотря на столь обширное внимание к данному понятию, на пути регионализации образования возникает множество проблем, среди которых к наиболее важным можно отнести: осуществление в регионах образовательной деятельности без учета потребностей населения; неготовность регионов выступать в качестве субъектов образовательной политики; отставание темпов развития образовательной системы в регионах от социально-экономического развития страны; отсутствие налаженного механизма, призванного осуществить интеграцию регионального и федерального компонентов образования. Все эти проблемы являются следствием нерационально организованной региональной политики в области образования.

Если говорить об организации системы высшего образования в зарубежных странах, то и там существуют свои проблемы на региональном уровне. В основном они связаны со сферой управления высшими учебными заведениями. Как показали исследования, в большинстве зарубежных стран, отсутствует единая государственная система управления сферой высшего образования. Например, региональная система образования США отличается высокой степенью децентрализации. Согласно Конституции, федеральное правительство не имеет права устанавливать общенациональную систему образования, определять политику и учебные программы для вузов. Решения по этим вопросам принимаются на уровне властей штата или округа. Роль федерального правительства в области образования сводится к широкому руководству без чрезмерного контролирования. [5].

В Германии управление региональной системой высшего образования осуществляется на трех уровнях: на уровне федерального центра, на уровне земель и самого университета. Министерство образования Германии разрабатывает концепцию образовательной политики и создает современную образовательную инфраструктуру. В компетенцию земельных профильных министерств входят финансовые и административные (кадровые) вопросы. Каждый университет вправе самостоятельно планировать и организовывать научный и учебный процесс. Таким образом, в большинстве зарубежных стран управление деятельностью системы высшего образования возлагается не только на высшие органы © Долгова А.В., 2009

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

власти, но и на их региональные представительства, а также большая доля ответственности лежит на самих вузах.

При определении факторов повышения эффективности функционирования регионального рынка образовательных услуг необходимо учитывать не только территориальное устройство региона, но также изменения, происходящие во всей экономике страны. На фоне мирового финансово-экономического кризиса правительство собирается на треть секвестировать расходы бюджета в 2010 и 2011гг. В 2009 г. секвестирование бюджета не проводилось. При значительном сокращении доходов с 10,9 трл. руб. до 6,7 трл. руб. расходы возросли на 0,6 трл.руб. В результате впервые за восемь лет дефицит бюджета России составил 7,4% ВВП (почти 3 трл.руб.). Его покрытие планируется за счет средств резервного фонда.

Именно на фоне данных тенденций, необходимо рассмотреть влияние мирового глобального кризиса на всю образовательную систему России. Чем же грозит кризис высшему образованию? В ближайшие несколько лет количество студентов, обучающихся в вузах, значительно сократится. Подавляющее большинство студентов на данный момент составляют люди, обучающиеся на контрактной основе (более 60%). Существует огромная вероятность того, что большинство из них не смогут оплатить дальнейшее обучение. Как было сказано Главой думского Комитета по образованию Григорием Балыхиным, выходом из сложившегося положения станет обращение к ректорам, с просьбой заморозить стоимость обучения на период 2009-го года или разрешить осуществлять оплату в рассрочку — не по семестрам. [4].

Под угрозой находятся также студенты, взявшие образовательный кредит. И здесь необходимо заметить, что в условиях финансового кризиса, спасением является то, что количество таких студентов не велико (около 3000 чел.). Банк, предоставлявший образовательные кредиты, выставлен на продажу, и возникает проблема перевода кредитов в другие финансовые учреждения.

На экстренном заседании экспертных советов Комитета по образованию Государственной Думы Федерального Собрания РФ, состоявшемся 20 января 2009 года в Российском новом университете [1], говорилось, что значительной причиной, углубляющей кризис российского образования, станет его несвоевременное реформирование. Большинство участников совета сошлись на мнении о том, что если экономический кризис усугубится образовательным, то тот, в свою очередь, перерастет в социальный, а затем и в политический.

Заместитель министра образования РФ В. Миклушевский сказал, что в 2009 г. количество бюджетных мест будет увеличено. Если в 2008 г. на одну тысячу выпускников школ приходилось только 394 бюджетных места, то в 2009 г. планируется увеличить их количество до 420.

Основной угрозой, грозящей высшему образованию, эксперты в настоящий момент называют повсеместное внедрение ЕГЭ. При этом школы, учащиеся и родители практически не готовы к такому эксперименту. ЕГЭ в 2009 г. не позволит поступить в вузы не только тем, кто не набрал достаточно высокие баллы, но и учащимся средних специальных заведений и военнослужащим.

Таким образом, по прогнозам экспертов финансовый кризис, невозможность платить за обучение, банкротство многих негосударственных вузов, невозможность сдать ЕГЭ повлекут за собой сокращение студентов на 1,5 млн чел.

Еще одной немаловажной угрозой для вузов, вызванной кризисом, станет разрушение надежды на поддержку со стороны бизнеса или, иначе говоря, на создание эндаументов. Эндаумент является эффективным средством поддержки развития высшего образования. Все вузы осознают, что привлечением эндаумент-фондов они обеспечат свое будущее на многие годы вперед. Кроме того, они способствуют повышению финансовой независимости вуза, за счет гарантированного дохода и дают возможность долгосрочного планирования деятельности. В настоящее время, в условиях экономического кризиса, создание эн-даументов не только сократится, но и может стать практически невозможным, тем самым лишая вузы еще одного источника привлечения внебюджетных средств.

В связи со складывающейся тревожной обстановкой, академик РАО В.Г. Кинелев (в недавнем прошлом министр образования РФ) предложил в ближайшие месяц-два разработать и принять государственную антикризисную программу в сфере образования, раскрывающую детальный законодательный, целевой и ресурсный аспекты основных антикризисных мер.

В Ростовской области наметились тенденции системной подготовки кадров, отвечающих потребностям экономики области и рынка труда. Важное место в структуре образова-

ния Ростовской области занимает процесс подготовки и переподготовки взрослого населения. Для решения этой немаловажной проблемы в области создан отдел переподготовки населения.

Однако существуют и достаточно серьезные проблемы. Не все учреждения способны оперативно реагировать на постоянно изменяющиеся запросы рынка труда. Высшее образование области не в полной мере удовлетворяет потребности в том образовании, которое востребовано на данном рынке. Кроме того, во многих вузах недостаточно развит маркетинг и маркетинговые исследования, позволяющие своевременно выявлять новые потребности общества.

Для развития системы высшего образования области необходимы кардинальные изменения отношений внутри системы высшего образования, налаживание взаимодействий рынка образования и рынка труда. Региональный момент образования состоит в разработке оптимального осуществления образовательного процесса. К основным направлениям реализации такого процесса можно отнести: оптимизацию всех вузов Ростовской области, создание образовательных комплексов, включающих в себя все уровни образования; корректировка образовательных программ в соответствии с региональными особенностями и мировыми тенденциями; поддержка инициативы преподавателей по совершенствованию методологии и технологии высшего образования.

Ростовская область по числу вузов и количеству обучающихся в них студентов находится на первом месте среди субъектов Южного федерального округа. В настоящее время, высшее образование в Ростовской области представлено 31 вузом, в том числе 19 государственными. По данным Государственного комитета по статистике количество обучающихся в вузах Ростовской области в 2001г. составляло 166445 чел., из них обучалось в государственных вузах 153193 чел. (92%). В 2006 году общее количество студентов составило уже 213664 чел.

С 2001 по 2006 гг. показатель количества студентов обучающихся в государственных вузах на 10 тыс. населения увеличился на 32%, одновременно в негосударственных вузах он возрос только на 13%. Такой значительный рост желающих обучаться в государственных вузах можно объяснить рядом причин, а именно: возможностью получать образование без затрат, получением более качественного образования, дипломом государственного образца, военной кафедрой, наличием более современной и развитой материально-технической базы, получение дополнительного дохода в виде стипендии, более высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, наличие столовой, общежития и пр.

Для определения региональных взаимосвязей между рынком образовательных услуг Ростовской области и другими образовательными рынками необходимо также провести анализ численности иностранных граждан, обучающихся в вузах области. Большую численность студентов, обучающихся на территории Ростовской области, составляют граждане таких стран, как Украина, Грузия, Армения. Количество студентов, приезжающих из Украины, постепенно снижается. Если в 2003 г. их численность составляла 720 чел., то к 2006 г. она снизилась до 441 чел. Объясняется это, прежде всего, ухудшающимися отношениями между правительствами двух стран. Хотя, как показывают исследования, проведенные на Украине, большинство украинских студентов едут учиться за границу за свой счет. Предпочтениями пользуются такие страны, как Россия, США, Канада, Польша, Венгрия. Выбор страны зависит от материального достатка, от места жительства на Украине, от дальнейших планов. Наименьшая численность студентов, обучающихся на территории Ростовской области, это — студенты из Литвы. Вызвано это, прежде всего, тем, что по количеству вузов на десять тысяч жителей Литва опережает даже Европу. Поэтому перед литовскими студентами есть достаточно широкий выбор родных вузов и нет необходимости получать образование за рубежом. Но если все-таки студент хочет получить образование за границей, то территориальная близость Литвы к европейским странам даст ему такую возможность.

Таким образом, приток студентов из стран СНГ, бывшего Советского Союза сложился под влиянием таких факторов, как исторические традиции, уровень доходов студентов и их родителей, наличие вузов в собственной стране, территориальные особенности, климатические условия.

Определение факторов эффективности функционирования рынка образовательных услуг, зависит от геополитических особенностей региона[2]. Геополитическое положение региона определяет характер рынка, его структуру, а, следовательно, отражает уровень запросов потребителей образовательных услуг. С учетом особенностей региона, факторы эффективности функционирования можно разбить на шесть групп: социально-географические,

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

природно-географические, социально-политические, социально-экономические, историко-культурные, социально-демографические.

Наиболее существенное влияние будут оказывать такие группы факторов, как социально-географическая, социально-экономическая, социально-демографическая, социально-политическая. В меньшей степени влияние оказывают группы природногеографических и историко-культурных факторов.

В качестве факторов, входящих в социально-географическую группу, необходимо рассматривать: численность и плотность населения региона, расположение региона по отношению к центру страны, уровень урбанизации. Географическое расположение региона по отношению к центру страны оказывает достаточно значительное влияние на эффективность функционирования образовательной системы региона в целом. Если регион находится в непосредственной близости от центральных городов, ведущих научных школ и центров, в которых сосредоточены лучшие образовательные учреждения страны, то небольшие региональные вузы автоматически будут терять определенный процент абитуриентов. Уровень урбанизации в регионе отражает долю городского населения в общей численности. Как показывают исследования, большую долю поступающих в вузы составляют как раз городские жители. Объясняется это, прежде всего, более высоким уровнем школьной подготовки, отличным от сельской местности представлениям о том, чем надо заниматься в жизни, стремлением повысить образовательный уровень, найти престижную работу, получать высокую заработную плату и т.д. Тем не менее, за последние годы наблюдается увеличение количества абитуриентов из сельских районов. Факторы социальногеографической группы могут оказать влияние на следующие показатели деятельности образовательного рынка: наличие потенциальных потребителей образовательных услуг, приток потребителей из приграничных регионов, сельских районов, размещение вузов, открытие новых филиалов.

В группу социально-экономических факторов включены: инфраструктура образовательного рынка, наличие платежеспособного спроса, экономические показатели региона, перспективы развития региона, существующие отрасли производства, уровень развития информационных технологий в регионе, наличие крупных научно-исследовательских центров.

Данные показатели будут оказывать непосредственное влияние на эффективность функционирования образовательной системы. Поскольку в настоящее время расширился сектор негосударственного образования, то соответственно, чтобы его получить, необходимо иметь стабильный доход. Кроме того, деятельность образовательной системы во многом зависит от экономического положения региона, развития промышленности в регионе, наличия предприятий, потенциальных потребителей продукта вузов. Влияние социально-экономических факторов отразится на таких показателях образовательного рынка как: выбор образовательных программ, направлений и специальностей подготовки, уровень цен на образовательные услуги, использование в учебном процессе информационных технологий и мультимедийных средств обучения.

Социально-демографическая группа факторов эффективности включает: половозрастную структуру населения, региона, влияние миграционных процессов, этнические особенности населения проживающего в регионе. Миграция — это необходимый и закономерный процесс социально-экономического развития региона. Она является одним из наиболее существенных факторов при формировании человеческого капитала. Можно определить процессы внутренней и внешней миграции. Внутренняя миграция населения в регионе способствует перемещению населения к образовательным центрам, и, следовательно, увеличению численности студентов. Внешняя миграция оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на развитие регионального образовательного рынка и всей экономики региона. Положительной тенденцией может стать привлечение студентов из соседних регионов. Но также она влечет за собой отток экономически активного населения и сокращение численности студентов. Воздействие социально-демографической группы факторов на деятельность образовательного рынка отразится на таких направлениях, как увеличение или сокращение численности потребителей за счет перемещения между регионами, формирование многонационального контингента студентов, привлечение абитуриентов из отдаленных областей региона.

В социально-политической группе определены следующие факторы: правовой и государственный статус региона, политическая ситуация, сложившаяся в регионе, правовое положение региона по отношению к стране и соседним регионам. Отношения, сложившиеся между органами государственной власти и территориальными структурами испол-

нительной власти, оказывают достаточно сильное влияние на развитие экономки региона, а, следовательно, и образовательного рынка. При наличии отлаженного взаимодействия между всеми уровнями власти развитие региона идет в соответствии с уровнем развития всей страны в целом. Развиваются все сферы деятельности: промышленность, строительство, малое предпринимательство и т.д. Все это будет способствовать формированию спроса на высококвалифицированных специалистов во всех областях знаний. Факторы данной группы также оказывают влияние на законодательную базу функционирования образовательного рынка, наличие поддержки со стороны органов власти, налаженные связи с соседними регионами.

Показателями, входящими в группу историко-культурных факторов, являются: история развития образовательной системы региона, культура региона, субкультуры сложившиеся в регионе, исторические особенности региона. Существующие региональные образовательные рынки сложились под влиянием исторического развития тех или иных регионов. Где-то преобладают сложившиеся издавна научные школы, известные не только в России, но и во всем мире. Даже в кризис они не испытывают трудностей при наборе абитуриентов. Кроме того, они всегда получают неординарных, способных и выдающихся студентов. Если говорить о небольших регионах, то и в них есть наиболее востребованные вузы.

К природно-географической группе относятся следующие показатели: территориальные размеры региона, климатические условия, природно-ресурсный потенциал региона, географическое положение региона. Влияние данных групп факторов на образовательный рынок отразится на следующих направлениях его деятельности: формирование перечня образовательных услуг с учетом исторически сложившегося уровня их потребления и культурного уровня региона, определение масштабов деятельности с учетом размеров региона и его географического положения.

Таким образом, все представленные группы факторов в той или иной степени оказывают влияние на эффективность функционирования образовательного рынка региона. Данное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. В случае положительного влияния любой образовательный рынок будет эффективно функционировать и развиваться, расширяя свою деятельность не только на территории своего региона, но и за его пределами. В случае отрицательного влияния необходимо исследовать причины возникновения негативных явлений и пытаться найти пути к их устранению.

В заключение можно сказать, что для эффективного функционирования всего образовательного рынка региона, его субъектам необходимо осуществлять свою деятельность с учетом представленных выше факторов. При определении направлений деятельности образовательного рынка, необходим мониторинг факторов, исследование структуры образовательного рынка региона, анализ имеющихся в распоряжении субъекта средств для реализации поставленных направлений совершенствования деятельности с целью повышения ее эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. В период кризиса нужна государственная поддержка образования (http://www.rosnou.ru /шроЛап^ехрег^аБ/).

2. Костин А.К. Регионализация образования — стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. — 2005. — № 8.

3. Краснобаева И. Анализ зарубежного опыта по реформированию высшего образования // Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № 3.

4. Кризис спасет образование (http://www.examen.ru/db/examine).

5. Образование в США (http://geo2000.nm.ru/data/n_amer/usa/26.htm).

ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.