Полярус А.В.
канд. экон. наук
Санкт-Петербургский государственный Технологический институт (технический университет)
смотря по ситуации...
определение эффективности выбора
управленческих решений
Продолжение. Начало в № 8/2002.
Свое название метод многомерного шкалирования получил потому, что в результате преобразования исходной информации основные показатели, характеризующие изменение ситуации, оказываются оцененными по сравнительно небольшому числу факторов, измерены в сравнительно небольшом числе шкал. Каждый, таким образом выделенный фактор, получает со стороны специалистов, участвующих в проведении ситуационного анализа, содержательную интерпретацию.
Использование метода многомерного шкалирования способствует установлению наиболее существенных факторов, определяющих развитие ситуации. Другим важным моментом после установления факторов, определяющих развитие ситуации, является изучение механизмов, обусловливающих это развитие, взаимодействия факторов, воздействия подчас противоположно ориентиро-
ванных сил, конкуренции и т. д. Например, если одним из основных показателей, характеризующих экономическую деятельность предприятия, является прибыль (П), а основными факторами, влияющими на прибыль, получаемую предприятием, являются:
- конкурентоспособность выпускаемой продукции (Фк);
- объем производства (Фп);
- себестоимость выпускаемой продукции (Фс);
- текущий спрос на продукцию на рынках сбыта (Фсп);
и установлен вид зависимости
П = Кк -Фк+ Кп • Фп + Кс -Фс + + Ксп • Фсп
(1)
где Кк, Кп, Кс,
Кс
коэффициенты,
характеризующие сравнительную весомость установленных факторов, то мы сможем рассчитать ожидаемое значение прибыли при том или ином значении факторов, от которых она зависит. Вместе с тем, по нашему мнению, данная формализованная модель определения эффективности выбо-
управление предприяп
ра управленческого решения является недостаточно информативной. Это связано с тем, что величина прибыли может изменяться в очень широких пределах - в зависимости от того, достижение каких целей поставило перед собой руководство компании, до масштабов ее деятельности. Так, при ориентации на максимизацию прибыли более информативными будут показатели рентабельности, прежде всего, рентабельности собственного капитала (ROE -Return of Equity). На рис. 1 приведена схема модифицированного факторного анализа фирмы «Du Pont»,
идея которого в свое время была предложена менеджерами этой компании. Схема демонстрирует зависимость показателя «рентабельность собственного капитала» от факторов «рентабельность реализованной продукции», «ресурсо-отдача» и «финансовый леверидж (рычаг - ред.)».
В левой части схемы выделены субфакторы, влияющие на изменение рентабельности продукции. В их числе выручка от реализации, затраты в общей сумме и по видам. Из расчета видно, что 3,7% выручки от реализации представляют собой чистую прибыль, доступную вла-
Рис. 1. Модифицированная схема фирмы «Du Pont»; анализ по данным некоторой компании
российское предпринимательство
дельцам обыкновенных акций. В правой части схемы приведены различные виды активов, рассчитана оборачиваемость средств, вложенных в них, - 1,5 раза. Выражение, описывающее взаимосвязь показателей рентабельности актива (ROA), рентабельности реализованной продукции и ресурсоотда-чи, называется формулой фирмы «Du Pont»:
ROA = Рентабельность продукции • • Ресурсоотдача = =_Чистая прибыль .
Выручка от реализации . Выручка от реализации =
Сумма активов = 3,7% • 1,5 = 5,5% (2)
Отсюда видно, что компания имела чистую прибыль в размере 3,7%, или 3,7 цента с каждого доллара, полученного за реализованную продукцию; средства, вложенные в активы, обернулись 1,5 раза в течение года; тем самым и была достигнута рентабельность активов в размере 5,5%. Если бы компания не привлекала внешних источников финансирования, рентабельность собственного капитала составила бы те же 5,5%. Однако 60% капитала фирмы было обеспечено кредиторами и владельцами привилегированных акций. Поэтому очевидно, что рентабельность собственного капитал должна быть выше, чем 5,5%. Коэффициент ROE рассчитывается умножением коэффициента ROA на специальный мультипликатор, характеризующий соотношение собственного капитала и авансированных в деятельность компании средств:
ROE = ROA •
• Мультипликатор собственного капитала = = Чистая прибыль .
Сумма активов
__Сумма активов =
Собственный капитал = = 5,5% Г 2000 млн.долл : 800 млн.долл = = 13,8% (3)
Мы можем объединить формулы (2) и (3) для получения расширенной формулы фирмы «Du Font»:
ROE = Рентабельность продукции •
• Ресурсоотдача •
• Мультипликатор собственного капитала = =_Чистая прибыль .
Выручка от реализации . Выручка от реализации . Сумма активов Сумма активов
Собственный капитал
Чистая прибыль Собственный капитал
(4)
Для данной компании мы имеем, таким образом,
ROE = 3,7% • 1,5 • 2,5 = 13,8% (5)
Безусловно, показатель ROE может быть исчислен более простым способом:
чистая прибыль : : собственный капитал = = 110 млн дол. : 800 млн дол. х 100% = = 13,8%.
Однако из расширенной формулы фирмы «Du Pont» видно, как влияют показатели рентабельности продукции, оборачиваемости и финансового левериджа на рентабельность собственного капитала. Исходя из рассмотренных выше рассуждения можно предложить следующую формулу определения эффективности выбора управленческих решений для компаний, которые ставят перед собой цель максимизации прибыли:
управление предприятием
ROE = Rп • К1 • Rр • К2 • М • К3
(6)
где Rп - рентабельность продукции; Rр - ресурсоотдача; М - мультипликатор собственного капитала;
К1, К2, К3 - коэффициенты, характеризующие сравнительную весомость данных факторов для компании. Значения этих коэффициентов здесь и далее определяются методом экспертных оценок от 1 до 0.
Матрица БКГ рассматривает направления хозяйственной деятельности компании в двух измерениях. По вертикальной оси откладываются показатели темпов роста рынка, используемые БКГ в качестве переменной, характеризующей его привлекательность. При этом считается, что быстро растущие рынки являются более привлекательными, так как СБЕ имеет возможность добиться увеличения своей доли на них без особых усилий. Кроме того, расширение доли компании на растущем рынке будет особенно ценным по мере его дальнейшего развития. Средняя точка между высокой и низкой скоростью роста устанавливается произвольно, но как достаточно распространенные рассматриваются темпы роста на уровне 10 % в год.
По горизонтальной оси откладывается относительная доля рынка (отношение доли рынка СБЕ к доле компании-лидера), которая используется в качестве переменной, описывающей относительную конкурентоспособность. Считается, что высокая доля рынка, во-первых, означает преимущество СБЕ над конкурентами по издержкам, что следует из кривой опыта,
основное допущение которой состоит в том, что у компаний, имеющих больший кумулятивный опыт производства, - наименьший уровень издержек на единицу продукции, благодаря накопленным знаниям и возможностям внедрять новейшие технологии. Издержки могут быть снижены и за счет экономии при закупках комплектующих, в процессе производства товара, а также благодаря грамотному маркетингу. Во-вторых, преимущество обладания крупной долей рынка состоит в том, что высокая популярность продукции компании создает основу для заключения выгодных соглашений с покупателями, что в потенциале означает рост прибыли. Интегральный показатель 0п), характеризующий эффективность выбора управленческого решения по факторам БКГ, может быть, по нашему мнению, рассчитан по формуле
!п = Р • К1 + Д • К2
(7)
где Р - темпы роста объемов продаж (денежных потоков); Д - доля рынка фирмы, %; К1 и К2 - коэффициенты, характеризующие сравнительную значимость данных факторов для фирмы.
Достижение цели увеличения богатства акционеров корпораций, может быть обеспечено двумя путями: выплатой дивидендов и ростом курса (рыночной стоимости) обыкновенных акций, о чем мы расскажем в следующем номере журнала.
российское предпринимательство
46