В качестве поглотительного раствора используется 2 мл 0,01 и. раствора NaOH. Определение ведут аналогично описанному, но без процессов омыления и концентрирования проб выпариванием. Хроматографирование происходит в той же системе с последующим элюированием и спектрофото-метрированием полученных растворов на длинах волн: для орто- и мета-крезолов — 515 им, для пара-крезола — 540 нм и для фенола — 490 нм. По разнице концентраций изомеров крезола, полученных при омылении пробы, и крезолов, определяемых без омыления (в параллельной пробе), высчитывают количество ТКФ в воздухе. Аналогично определяют количество ТФФ.
ЛИТЕРАТУРА. Липина Т. Г. Хроматографическое разделение фенолов. — В кн.: Труды по химии и химической технологии. Т. 3. Горький, 1965, с. 111. — J u d е A. Zur Papierchromatographie von PVC-Weichmachern. — »Kunststoffe», 1962, Bd 52, S. 679. — H a s 1 a m G.. Sopp.ett W.. Willis H. A. The analytical examination of plasticizers obtained from ^polyvinyl chloride compostitions. — <J. appl. Chem. (London)», 1951, v. 1, p. 112.
Поступила 21/111 1975 г»
УДК 613.83-07:812.015.32-08 7,5
О. И. Юрасова, Н. А. Онищенко, И. Н. Елисеев
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДИНАМИКИ ОКИСЛЕНИЯ МЕЧЕНОЙ ГЛЮКОЗЫ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОМ ЭКСПЕРИМЕНТЕ
Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва
В настоящей статье рассматриваются подходы к оценке результатов эксперимента, полученных методом прижизненного определения динамики окисления меченой глюкозы, на примере обследования крыс, которых подвергали хронической затравке хлористым никелем, и обследования крыс, получавших однократно фармакологические дозы препаратов типа антиги-поксантов. Интенсивность окисления меченой глюкозы определяли в течение 3 ч у контрольных и подопытных животных. Перед обследованием на протяжении 5 мес подопытные крысы получали с водопроводной водой из автопоилок раствор хлористого никеля из расчета 5 мг/кг, при комплексной затравке на протяжении 5 мес они вдыхали хлористый никель в концентрации 0,5 мг/м3 и одновременно получали с водопроводной водой из автопоилок раствор хлористого никеля в дозе 5 мг/кг. Контрольных и подопытных животных обследовали после введения им общемеченой глюкозы (1—6)_14С , так как ожидали изменения процесса декарбоксилирования в цикле трикарбоновых кислот.
В исследовании других крыс использовали гипоксическую смесь (10% 02 и 90% Смесь поступала в эксикатор с животным под большим давлением, при этом скорость движения воздуха в поглотительных сосудах составляла примерно 0,34 л/мин. Подопытным крысам других групп перед обследованием вводили аминазин или дроперидол соответственно в дозах 25 или 0,4 мг/кг, вызывающих гипотермический эффект. Аминазин вводили подкожно за 1 ч до обследования; после введения дроперидола животных обследовали через 20—30 мин.
Нас интересовало влияние гипоксии и антигипоксантов на путь прямого окисления глюкозы, поэтому животных обследовали после введения им глюкозы- 1-14С. Всем контрольным и подопытным крысам перед обследованием внутримышечно вводили одинаковые весовые количества меченой глюкозы, равные 0,6 мг. Выдыхаемая двуокись углерода поглощалась 20% ЫаОН, а количество 14С в поглотительных сосудах определяли с помощью жидкостного сцинтилляционного счетчика венгерской фирмы «Гамма».
3 Гигиена и санитария М 10
65
-"10
Об изменении процесса декарбок-силирования метаболитов глюкозы судили по изменению скорости этого процесса в опыте по сравнению с контролем (на основании динамики выдыхания меченой двуокиси углерода), а также по изменению декарбоксилирования в опыте в сторону активации или подавления процесса по сравнению с контролем. Кроме того, оценивали суммарное количество окисленной глюкозы после обследования на 100 г веса крысы. Эту цифру рассчитывали на основании активности выдыхаемой двуокиси углерода на всех этапах обследования по отношению к активности введенной глюкозы.
Данные об изменении количества 14С02 в выдыхаемом воздухе в динамике после введения контрольным и подопытным животным общемеченой глюкозы (1—6)-14С представлены на рис. 1. При построении графика на оси ординат откладывают среднее количество 14С в растворе карбоната натрия (в расп/с), а на оси абсцисс — сроки отбора проб воздуха после введения индикатора. Данные о количестве окисленной глюкозы у этих животных представлены в таблице
Как видно на рис. 1, при хроническом воздействии хлористого никеля в дозе 5_мг/кг и при воздействии этой дозы в сочетании с концентрацией 0,5 мг/м3 происходило смещение максимумов опытных зависимостей по сравнению с контролем. Так, при раздельной затравке наибольшее количество меченой двуокиси углерода выделилось на 90-й минуте, а в соответствующем контроле максимум наблюдали на 45-й минуте. При комплексном воздействии хлористого никеля наибольшее количество меченой двуокиси углерода выделилось на 90-й минуте, а в контроле — на 75-й минуте.
. Это свидетельствовало
Процент окисленной глюкозы у белых
после 3 ч обследования
t„ ¿/пин после Иедения глюкози (1-6)-С
Рис. 1. Динамика изменения количества 14СОа в выдыхаемом воздухе на протяжении 3 ч обследования (затравка хлористым никелем 5 мес). / — контроль комплексного воздействия; 2—5 мг/кг +0.5 мг/м"; 3 — контроль per os; 4—5 мг/кг.
крыс-самцов
Глюкоза-1-"С Глюкоза-<1-6)-"С
Воздействие ад О % СО I
сумма §8 я ш ь в к сумма и S3 - 3 о а. а ж
Контроль Аминазин Гипоксия Дроперидол 7,99 14,6 11,61 11,62 5,33 9,73 7,5 7,3
Контроль Хлористый никель (комплексное воздействие 5 мес, 5 мг/кг+0,5 мг/м3) Контроль л Хлористый никель (5 мг/кг, 5.мес) 18,3 23,1 21,57 20,1 5,32 7,5 5,54 5,68
о замедлении реакции декарбоксилирования метаболитов глюкозы при хроническом воздействии изученной дозы и концентрации хлористого никеля. Вместе с тем у подопытных крыс наблюдали увеличение количества меченой двуокиси углерода в выдыхаемом воздухе по сравнению с контролем (Я< < 0,05) почти на всех этапах обследования, за исключением начального и конечного этапов, что указывало на активацию процесса декарбоксилирования при данном хроническом воздействии никеля.
Кроме того, таблица показывает, что при комп-
2500
t мин после /ведения Л-глюно)Ы-1-С
Рис. 2. Динамика изменения количества СОг во выдыхаемом воздухе на
протяжении 3 ч обследования. / — контроль; 2 — гипоксия; 3 — аминазин; 4 — дропсридол.
лексном воздействии хлористого ни- 4раеп келя окислилось по сравнению с контролем на 41% больше глюкозы на 100 г веса крысы.
Изменение процесса декарбоксили-рования по скорости реакции и увеличению количества окисленной глюкозы под влиянием хронического воздействия хлористого никеля могло быть связано с тем, что никель является активатором одного из ферментов цикла трикарбоновых кислот, в частности ок-салоацетат декарбоксилазы (М. Диксон и Э. Уэбб), а также ферментов гликолиза до образования молочной кислоты. Последнее предположение можно отчасти аргументировать тем, что при изучении окислительно-восстанови-тельного потенциала ишемизированных
органов (по методике, приведенной в работе М. Е. Райскиной и соавт.) установлено увеличение интенсивности гликолиза в них после затравки никелем по сравнению с контролем. А. И. Ицкова и соавт. отмечают, что никель в различных дозах действует на организм по-разному. Мы не касаемся всей сложности этой проблемы, так как представленные здесь данные призваны оттенить возможности метода прижизненной оценки окисления глюкозы.
Обсуждаемый нами метод вполне информативен также при изучении влияния на организм гипоксии и при однократном воздействии препаратов типа антигипоксантов. Данные об изменении в динамике количества 14С02 в выдыхаемом воздухе при воздействии гипоксии и препаратов типа антигипоксантов после введения контрольным и подопытным животным глю-козы-1-14С представлены на рис. 2. Как видно на рис. 2, состояние гипоксии (кривая 2) и влияние дроперидола (кривая 4) не вызвало изменения скорости реакции декарбоксилирования по сравнению с контролем (максимумы опытных и • контрольной зависимости 75 мин после введения глюкозы). Вместе с тем при этих воздействиях произошло достоверное (Р<0,05) увеличение количества 14С02 в выдыхаемом воздухе по сравнению с контролем на 45, 60, 75 и 90-й минутах обследования, что свидетельствовало об активации процесса декарбоксилирования метаболитов глюкозы в основном в первую половину эксперимента. Из таблицы видно, что при воздействии гипоксии и дроперидола по сравнению с контролем на 100 г веса крысы окислилось глюкозы больше на 41—37%.
Katz и Wood отмечают, что 10% углерода в положении С-1 метаболи-зирует по пентозному пути, поэтому установленный факт активации процесса окисления глюкозы-1-14С при данных воздействиях в первой половине обследования свидетельствует о стимуляции метаболизма глюкозы по пути прямого окисления и убеждает в чувствительности метода радиоактивных индикаторов при исследовании процессов метаболизма в целом организме.
Наиболее четкое изменение процесса декарбоксилирования глюкозы по пути прямого окисления установлено нами при введении аминазина (см. рис. 2, кривая 3). В частности, найдено смещение максимума этой зависимости (45 мин) по сравнению с контролем (75 мин), а также достоверное превышение количества 14СОг в выдыхаемом воздухе (Р<0,05) на всех этапах обследования, за исключением 15-й и 30-й минут. Кроме того, расчетные данные показали (см. таблицу), что эти животные окислили на 90% больше глюкозы, чем контрольные. Полученные нами данные об ускоренном и большем декарбоксилировании глюкозы-1-14С под влиянием
аминазина подтверждают предположение А. Лабори о том, что введение этого препарата незимоспящим гомойотермным животным направляет обмен в сторону прямого окисления.
Таким образом, используя метод прижизненного определения динамики окисления меченой глюкозы, можно судить об изменении скорости реакции декарбоксилирования метаболитов глюкозы, интенсивности процесса декарбоксилирования в динамике, а также количестве окисленной глюкозы. При исследовании динамики окисления меченой глюкозы у крыс, подвергавшихся хронической затравке хлористым никелем (5 мг/кг, а также сочетание концентрации 5 мг/кг и 0,5 мг/м3), установлено замедление процесса декарбоксилирования и увеличение количества окисленной глюкозы по сравнению с контролем.
При однократном действии препаратов типа антигипоксантов выявлено ускорение процесса декарбоксилирования и увеличение количества окисленной глюкозы.
ЛИТЕРАТУРА. (Dixon М., Webb Е.) Диксон М., Уэбб Э.— В кн.: Ферменты. М., 1961, с. 426—434. — И ц к о в а А. И., Н. П. Е л а х о в -екая и др. О токсичности растворимых соединений никеля при введении внутрь. — «Фармакол. и токсикол.», 1969, № 2, с. 216—218. — (L a b о г i t Н.) Лабори А. Регуляция обменных процессов. М., «Медицина», 1970, с. 346—347. — Райски-на М. Е., О н и щ е и к о Н. А., Шаргородский В. М. и др. — В кн.: Методы прижизненного исследования метаболизма сердца. М., «Медицина», 1970, с. 32— 41. — К a t z Y., Wood Н. G. The use of g!ucose-14C for the evaluation the patways of glucose metabolism. — «J. biol. Chem.>, 1960, v. 235,*p. 2165—2177.
Поступила 12ЛV111 1974 r;
УДК 612,16-06:612.766.1.
Канд. мед. наук Ю. Г. Солонин
АВТОКОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ РАДИОПУЛЬСОМЕТРИИ ПРИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Институт гигиены труда и профзаболеваний, Свердловск
В настоящей работе наряду с обычными статистическими методами применяли автокорреляционный анализ простого и вместе с тем весьма информативного показателя функционального напряжения организма (ФИО) — частоты сердечных сокращений (ЧСС), изменения которой являются важнейшим физиологическим механизмом адаптации кровообращения к мышечной деятельности, теплу и другим факторам. Использование автокорреляционного анализа длительности интервалов электрокардиограммы /? — Я в покое и при функциональных пробах (Р. М. Баевский и И. Г. Ни-деккер), в паузах отдыха при работе автоводителей (А. И. Вайсман), усредненной ЧСС за 10 с у школьников при работе (П. И. Гуменер и соавт.) и данных ЧСС с записью через 5-минутные интервалы на протяжении смены у рабочих (А. О. Навакатикян и В. П. Гребняк) позволило охарактеризовать регуляцию ЧСС при различных состояниях организма. Мы поставили перед собой задачу выяснить средние уровни и автокорреляционную функцию данных радиотелеметрии ЧСС у рабочих в процессе выполнения работ различной тяжести при разных условиях микроклимата и под влиянием нескольких часов трудовой смены.
Под наблюдение были взяты мужчины в возрасте 18—48 лет со стажем работы более 1 г. Труд этих рабочих связан со значительными физическими нагрузками и выраженной цикличностью движений. Автосборщики на конвейере работали в нормальных условиях среды. Кузнецы машинной ковки и штамповки и рабочие маломеханизированного проката горячего металла (прокатчики) выполняли операции в условиях нагревающего микроклимата (средняя температура воздуха соответственно 27 и 19°,