Научная статья на тему 'Определение дефиниции «Транснациональная организационная структура в индустрии гостеприимства» на основе проведения контент-анализа'

Определение дефиниции «Транснациональная организационная структура в индустрии гостеприимства» на основе проведения контент-анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ORGANIZATIONAL STRUCTURE / ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / HOSPITALITY INDUSTRY / TRANSNATIONALIZATION / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воловик Мария Евгеньевна

в статье рассматриваются трактовки трёх категорий с позиций разных исследователей: «транснационализация», «организационная структура», «индустрия гостеприимства». С использованием метода контент-анализа вышеперечисленных составляющих, предлагается авторское определение понятия «транснациональная организационная структура в индустрии гостеприимства». Ввиду актуальности распространения транснационализации в сферу гостеприимства, результаты исследования позволяют не только более детально изучать теоретические вопросы, связанные с данной проблематикой, но и применять полученные материалы на практике, в частности в вопросах текущего и стратегического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

three categories are considered in the article from the point of different authors: «transnationalization», «organizational structure», «hospitality industry». Using content analysis of those components, author determination of term «transnational organizational structure in hospitality industry» has been suggested. Due to the fact that the transnationalization distribution is relevant in the sphere of hospitality, the results of the study allow not only to study the theoretical subjects in more detail associated with this issue, but to apply the materials in practice, especially in the problems of current and strategic management.

Текст научной работы на тему «Определение дефиниции «Транснациональная организационная структура в индустрии гостеприимства» на основе проведения контент-анализа»

Экономика

УДК 338.24

РС! 10.21661/Г-130323

М.Е.Воловик

Определение дефиниции «транснациональная организационная структура в индустрии гостеприимства» на основе проведения контент-анализа

Аннотация

В статье рассматриваются трактовки трёх категорий с позиций разных исследователей: «транснационализация», «организационная структура», «индустрия гостеприимства». С использованием метода контент-анализа вышеперечисленных составляющих, предлагается авторское определение понятия «транснациональная организационная структура в индустрии гостеприимства». Ввиду актуальности распространения транснационализации в сферу гостеприимства, результаты исследования позволяют не только более детально изучать теоретические вопросы, связанные с данной проблематикой, но и применять полученные материалы на практике, в частности в вопросах текущего и стратегического менеджмента.

| Ключевые слова: транснационализация, организационная структура, индустрия гостеприимства, контент-анализ.

M.E. Volovik

The definition of category «transnational organizational structure in hospitality industry» based on the content analysis

Abstract

Three categories are considered in the article from the point of different authors: «transnationalization», «organizational structure», «hospitality industry». Using content analysis of those components, author determination of term «transnational organizational structure in hospitality industry» has been suggested. Due to the fact that the transnationalization distribution is relevant in the sphere of hospitality, the results of the study allow not only to study the theoretical subjects in more detail associated with this issue, but to apply the materials in practice, especially in the problems of current and strategic management.

| Keywords: transnationalization, organizational structure, hospitality industry, content analysis.

Тенденция к транснационализации экономики наблюдается на протяжении нескольких десятков лет и затрагивает практически все сферы хозяйствования. В частности, увеличение заинтересованности в поездках, а также платежеспособности населения определенных стран вовлекает в мировую систему гостеприимства большее количество государств и усиливает тенденцию к «международности» рассматриваемой сферы.

С появлением новой формы предпринимательской структуры в индустрии гостеприимства, под нее адаптируются не только экономические и финансовые

регулирующие инструменты, но и непосредственно менеджмент, а именно управление большого количества звеньев организации, которые могут располагаться не только на территории конкретного региона, но и всего мира. Констатируя данное утверждение, предполагается возможным ввести определение «транснациональные организационные структуры индустрии гостеприимства» с соответствующим проведением content-анализа обозначенного термина.

Понятие «транснационализация» определяется многими авторами в собственных исследованиях.

Есошткз

Представляется возможным выделить, по крайней мере, одну особенность рассматриваемого термина в каждой позиции.

Так, выход производства за национальные границы, но сохранение национального характера в управлении всей системой - характерная черта «транснационального» с точки зрения Н.Х. Вафиной [1, с. 19].

По мнению А.Е. Костоянцева «транснационализация» - это адаптация крупного бизнеса к «мультиук-дадности» мировой экономики (заключающаяся в наличии различных экономических систем и режимов хозяйствования), в процессе которого используются эффективные инструменты локализации центров производства, концентрации капитала и рабочей силы [2].

Существует множество, зачастую взаимозаменяемых некоторыми авторами, терминов близких по значению к «организационная структура управления»: «система управления», «организационная структура предприятия» и т. д. Наряду с этим, в современной теории присутствует большое количество трактовок определения «организационная структура управления», как среди зарубежных, так и отечественных авторов.

Согласно мнению М.А. Баринова, организационная структура управления в первую очередь характеризуется строгой соподчиненностью управленческих звеньев организации, что способствует достижению высокой эффективности взаимодействия управляющей и управляемой системами [3, с. 384].

Раскрывая значение понятия «организационная структура управления», Дж. Лафта особое внимание уделяет функциональным обязанностям, правам,

порядку и формам взаимодействия между органами управления и работающим в них людьми - все составляющие распределяются наиболее оптимальным образом [4, с. 406].

К.А. Комарова определяет «организационную структуру управления» как форму разделения, при которой каждое структурное подразделение выполняет конкретные функции [5, с. 276].

Таким образом, на основе результатов исследования, был проведен контент-анализ дефиниции «транснациональная организационная структура управления» и предложено авторское определение, что графически отображено на рисунках 1, 2.

По результатам проведенного контент-анализа предлагается авторская трактовка понятия «транснациональная организационная структура»: форма оптимального взаимодействия структурных подразделений организации, наделяющая каждое звено функциональными обязанностями; предполагающая выбор форм международного регулирования за счет переноса управленческих процессов из одной страны в другую; реализованная путём установления взаимосвязей в форме трансграничных цепочек или интегрированных цепей.

Термин «индустрия гостеприимства» является собирательным понятием, что подтверждается исследованиями и определениями многих авторов.

Так, по мнению Дж. Р. Уокера, индустрия гостеприимства объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний.

Рис. 1. Контент-анализ понятия «транснациональная организационная структура управления» (Часть 1)

Примечание: составлено автором по результатам исследования.

Иегасйуе Баепсе | 5 (15) • 2017

101

Экономика

Транснациональная организационная структура (контент-анализ)

Ориентация на глобальный рынок

Взаимосвязь хозяйствующих субъектов на региональном и международном уровне

Создание качественно новых формирований

П

Развитие предпринимательских сетей

Экономическая и политическая выгода с преобладанием национального интереса

Доминирование международного производства Выход за границы

Использование достижений глобализационных процессов

Взаимосвязь международного капитал, рабочей силы, технологий

Наличие трансграничных цепочек

Перенос части воспроизводственных процессов из одной страны в другую путем прямых иностранных инвестиций (ПИИ)

Особенности

Интегрированные цепи или с]

Транснациональная организационная структу ра (авторская трактовка)

за счет переноса управленческих процессов из одной страны в другую

реализованная путем установления взаимосвязей I форме трансграничных цепочек или интегрированных цепей

Рис. 1. Контент-анализ понятия «транснациональная организационная структура» (Часть 2)

Примечание: составлено автором по результатам исследования.

Согласно толковому словарю Н. Уэбстера индустрия гостеприимства - это сфера предпринимательства, главный принцип которой - обслуживание, основывающееся на гостеприимстве.

Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина понимают индустрию гостеприимства как «комплексную сферу деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов» [6].

Л. Ваген утверждает, что «индустрия гостеприимства - это сектор индустрии туризма, отвечающий за размещение туристов, а также отрасли, деятельность которых направлена на продажу алкогольных напитков, предоставление жилья, пищи и увеселительных мероприятий».

Графическая интерпретация результатов исследования представлена на рисунке 3.

Индустрия гостеприимства (контент-анализ)

Сфера предпринимательства

Рынок услут по приему и размещению гостей

Туризм, гостиничный, ресторанный бизнес Организация конференций и совещаний

Спортивно-оздоровительный, культурно-развлекательный. транспортный сектор

Общественное питание, отдых, развлечение

Процесс транспортировки, приема и размещения гостей

Щедрость

предпринимательская деятельность

взаимодействующие сферы деятельности

Основные процессы

Дружелюбие

Принципы

гостеприимства

Удовлетворение запросов туристов

Индустрия гостеприимства (авторская трактовка)

I

предпринимательская деятельность

в ооластп тризма, гостиничного и ресторанного бизнеса» общественного питания, культу рно-развлекательного, спортивно-оздоровительного и транспортного сектора

приемом и оослужнванием туристов

реализующая на принципах гостеприимства

Рис. 3. Контент-анализ понятия «индустрия гостеприимства»

Примечание: составлено автором по результатам исследования.

Econimics

На основании вышеизложенного под индустрией гостеприимства предлагается понимать «деятельность в области туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания, культурно-развлекательного, спортивно-оздоровительного и транспортного сектора, связанную с приемом и обслуживанием туристов и опирающуюся на принципы гостеприимства» (предложено автором по результатам исследования).

Транснациональная организационная структура в индустрии гостеприимства - форма оптимального взаимодействия структурных подразделений организации, наделяющая каждое звено функциональными обязанностями; предполагающая выбор форм международного регулирования за счет переноса управленческих процессов из одной страны в другую; реализованная путём установления взаимосвязей в форме трансграничных цепочек или интегрированных цепей; обеспечивающая достижение конкурентных преимуществ в области туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса,

общественного питания, культурно-развлекательного, спортивно-оздоровительного и транспортного секторов, чья деятельность связана с приемом и обслуживанием туристов, опирающаяся на принципы гостеприимства.

Таким образом, распространение процесса транснационализации в индустрии гостеприимства принимает особо актуальную форму. В связи с этим, трактовка термина «транснациональная организационная структура» требует отдельного определения, что в современных научных трудах слабо представлено. Для этого был применен соШеШ-анализ рассматриваемой дефиниции и непосредственно его составляющих понятий. Итог данного исследования позволяет более комплексно подходить к теоретико-методологическим аспектам изучения управления в современной индустрии гостеприимства; а также использовать полученные материалы на практике, в частности, при разработке и реализации стратегических решений менеджмента сферы гостеприимства.

Литература

1. Вафина Н.Х. В 21. Транснационализация производства в свете теории самоорганизации экономических систем. - М.: Издательство КГФИ, 2002.

2. Костоянцев А.Е. Транснационализация как международная форма организации предпринимательства в глобализирующейся экономике // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.journal-nio.com/index. php?option=com_content&view=article&id=441&Itemid=88

3. Баринов В.А. Организационное проектирование: Учебник / В.А. Баринов. - М.: Инфра-М, 2012.

4. Лафта Дж К. Теория организации: Учебник. - М.: ТК Велби; Проспект, 2006.

5. Комарова К.А. Принципы и условия построения структур управления // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27 января 2016 г.) / Под редакцией д-ра экон. наук А.В. Полянина. - Орёл: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2016. -С. 276-278.

6. Елканова Д.И. Сорокина Основы индустрии гостеприимства / Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fictionbook.ru/author/vitaliyi_vyacheslavovich_ romanov/osnoviy_industrii _gostepriimstva/read_online.html

Interactive science | 5 (15) • 2017 103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.