ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Б01: 10.17212/2075-0862-2023-15.3.1-79-91 УДК 233.5
«ОПРАВДАНИЕ» ДУШИ КАК «ОПРАВДАНИЕ» ЧЕЛОВЕКА: ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНЫЙ РАКУРС
Казаков Евгений Федорович,
доктор культурологии, профессор кафедры философии и общественных наук Кемеровского государственного университета, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 ОЯСГО: 0000-0002-0902-0513 [email protected]
Грицкевич Татьяна Игоревна,
доктор философских наук, профессор кафедры философии и общественных наук Кемеровского государственного университета, Россия, 650000, г. Кемерово, ул. Красная, 6 ОЯСГО: 0000-0001-6479-504Х [email protected]
Логунова Лариса Юрьевна,
доктор философских наук, доцент, старший научный сотрудник
социально-гуманитарных проблем транзитивного общества НГУЭУ, Россия, 630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52 ОЯСГО: 0000-0001-8417-913Х [email protected]
Аннотация
В статье на примере европейской культурной традиции актуализируется проблема эвристического потенциала понятия «душа», далеко не используемого в полной мере в силу господства позитивистских представлений. Понятие «душа» по своей содержательности и глубине является наиболее адекватным для исследования нематериального внутреннего мира человека в его целостности. Вытесняющее и подменяющее его понятие «психика» — более узкое. Оно охватывает в основном процессы отражения
мира для оптимальной адаптации к нему. Доминирование этого понятия, с одной стороны, выражает реальное обеднение внутренней жизни человека, потерю им моральных, метафизических переживаний и размышлений. С другой стороны, взгляд сквозь «призму психики» обладает ограниченным познавательным потенциалом, не позволяя выявить полноту внутреннего мира человека, его сущностные глубины. Показано, что понятие «душа» является самым ранним, наиболее проработанным, универсальным, позволяющим исследовать структуру и функционирование, становление и развитие внутреннего мира человека. Начиная с античной и ранней христианской мысли, именно понятие «душа» является синонимом понятия «человеческая жизнь». Эволюция содержания понятия «душа» в европейской мысли является отображением реальных процессов, происходящих во внутреннем бытии человека. В период антропосоциогенеза происходит становление человеческой души, заключающееся в «собирании» ее основных частей. В развитии душевной жизни можно выделить линию восхождения к духовному и линию нисхождения к материальному, плотскому. Линия восхождения развертывается от первых ступеней истории до светлого средневековья. Линия нисхождения играет всё более активную роль от «темного средневековья» до настоящего времени. В Новое и Новейшее время актуализируется процесс редукции души в психику. Моральные и метафизические переживания и размышления, составляющие сущность души, теряют свою ведущую роль. «Смерть Бога» (как высшего морально-метафизического закона) является выражением «смерти» души, приводящей к «смерти» человека. «Оправдание» души, ее «новое обретение» позволит осуществить «новое обретение» человеком самого себя.
Ключевые слова: душа, дух, психика, история, образ Бога, мораль, христианство, метафизическое, светское.
Библиографическое описание для цитирования:
Казаков Е.Ф., Грицкевич Т.И., Логунова Л.Ю. «Оправдание» души как «оправдание» человека: философско-религиозный ракурс // Идеи и идеалы. — 2023. — Т. 15, № 3, ч. 1. - С. 79-91. - Б01: 10.17212/2075-0862-2023-15.3.1-79-91.
Введение
Если этимологически понятия «душа» и «психика» — синонимы, то содержательно они различаются достаточно сильно [3]. Душа — внутренняя нематериальная жизнь человека, включающая мышление, чувства (моральные, религиозные, эстетические, любовные), направленные на постижение и переживание земного и метафизического бытия. Психика — деятельность высшей нервной системы, направленная на отражение действительности для оптимальной адаптации к ней. Психика имеет в значительной степени «горизонтальную» направленность на включение человека в земное бытие. В душе же кроме включенности в «горизонталь» есть еще «вертикальное» измерение, представляющее собой выход в метафизическое. Так как понятия «душа» и «психика» по содержанию достаточно различны,
проблему «оправдания души» некорректно определять понятием «психо-дицея» [13, с. 14; 16].
Понятие «душа» выступает самым ранним и долгое время (вплоть до Нового времени) единственно глубоко и всесторонне проработанным понятием, пригодным для изучения нематериальной внутренней жизни человека. Однако с точки зрения позитивистского мышления это понятие — ненаучно, применять его в исследовании непродуктивно. Вместо этой метафизической дефиниции используется рационально строгое, экспериментально верифицируемое понятие «психика». Однако оно не позволяет создать адекватное представление о внутреннем мире в его полноте, упрощая взгляд на человека в целом. Теоретико-методологический потенциал понятия «душа» в полной мере можно раскрыть лишь в философско-религиозном ракурсе, соединяющем в себе рациональное и метафизическое постижение человека.
Душа как внутреннее бытие человека в его целостности
Понятие «душа» предстает «сквозным» как для исследования разных этапов истории (позволяя связать их друг с другом), так и для изучения многообразия этносов (присутствуя в разных транскрипциях в языках всех народов мира). Оно предстает универсальной общекультурной дефиницией, само существование которой говорит о наличии в природе человека сущностного общеродового единства.
Понятие «душа» позволяет исследовать внутреннюю жизнь человека с точки зрения структурно-функционального подхода, создавая сложное представление о ее строении, субординации и характере взаимодействия ее уровней. Это понятие дает возможность проанализировать внутренний мир человека с точки зрения генетического подхода, в его становлении и развитии на протяжении всех этапов истории. «Вечный человек» и конкретно-исторический человек предстают здесь выражением пребывающего в душе «вечного» и временного. Понятие «душа» предстает важной теоретико-методологической дефиницией для рефлексий реальных процессов внутреннего бытия человека.
Анатомические, физиологические, генетические структуры и процессы в человеке подобны тем, что есть у других живых существ. Это не отменяет достаточно существенных различий, например, в строении генома. И всё же главное своеобразие человека, принципиально отличающее его от других живых существ — в строении и характере жизни души. Потому что, прежде всего и главным образом, «человек есть душа» [10, с. 521, 522]. Жизнь человека есть в решающей степени жизнь его души; история человека, по существу, есть история его души, т. е. духовная история (материально-телесное есть выражение векторов душевной жизни).
С осевого времени истории понятие «душа» становится центральным
стианских канонических текстах душа определяется как оживляющее человека сущностное начало, синоним понятия «жизнь» (Быт. 2:7). В душу человека вложен образ Божий, несущий в себе важнейшие качества, принципиально отличающие его от других живых существ (в том числе высший моральный закон, метафизические переживания). В наиболее полном виде образ Божий присутствует в высшей части души — духе. Душевное способно и должно эволюционировать к духовному, основанием чего предстает имманентность духовного душе (Иис. 16:22). Это делает возможным восходящую линию развития: «Сеется тело душевное, восстает тело духовное» (I Кор. 15:44). Однако возможно и нисходящее развитие души — к плотскому, когда дух «темнеет», становится «злым» (Быт. 41:8; Прит. 17:22). В результате образуется «душевный человек», «не имеющий духа» (I Кор. 2:14). Душевная жизнь имеет сложное строение: в ней можно выделить первозданный (несущий духовное, разумное, подлинное) и падший (несущий плотское, рассудочное, иллюзорное) планы [5, с. 36, 37].
Человек есть то, что от него нельзя отделить; что предстает его сущностью самого глубокого порядка. Мыслительные процессы в определенной степени можно «передоверить» гаджетам. Подобие человеческих ощущений и восприятий можно найти у животных. А морально-метафизические размышления и переживания отделить от человека (без потери человека) невозможно; девайсам их не отдашь и в животном мире не найдешь. Именно они и являются человеческой сущностью самого глубокого порядка. Образ Бога есть, прежде всего, пребывающая в душе метафизичность (переживание высшего духовного бытия, размышление о нем) и моральный закон. Так, совесть понимается в христианской культуре как Бог внутри нас. Человека правомерно определить не только и не столько как Homo sapiens, сколько как Homo metaphysical и Homo morale.
Основы философско-религиозного представления о душе в западной культуре закладываются в период античности. «Божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному в самом себе в высшей степени подобна наша душа» [11, с. 45], — пишет Платон. «Некоторым образом душа есть всё сущее» [2, с. 43], — утверждает Аристотель. Душа предстает принципом жизни и развития, неся в себе божественное начало. Она дифференцируется на душу разумную, ведущую к счастью, и душу безрассудочную, ведущую к несчастью [10, с. 59].
Изменение содержания и роли понятия «душа» в истории европейской мысли предстает рефлексией онтических процессов внутренней жизни человека. В ранних мифических представлениях душа соотносилась с возду-
для понимания человека в философских и религиозных учениях. В хри
хом, дыханием, кровью, т. е. представала некой материальной субстанцией. Такое содержание понятия «душа» было выражением соответствующих доминант существования наших предков. В синкретичной жизни предчело-века и раннего человека материальное и духовное еще не были отдифференцированы, формирующееся духовное представало внутренним моментом материального. На ступени Homo habilis актуализируются мыслительные процессы, Homo erectus начинает заниматься целенаправленной деятельностью; у Homo sapiens пробуждается чувство красоты, религиозные чувства, представления о потусторонней жизни; у Homo sapiens sapiens появляются первые моральные нормы, развивается чувство красоты, пробуждается чувство любви [7].
Душа человека на протяжении антропосоциогенеза «собирается» словно из «пазлов» в целостность. Происходит становление синкретичного человека в сложного, внутренне дифференцированного, «многомерного». Посредством «одевания» внешнего и внутреннего бытия человека в культурные «одежды» осуществляется восхождение психики к душе. К концу этого периода основы душевной «композиции» были собраны. Оформление души явилось важнейшим основанием завершения становления человека современного типа. Начинается восходящая линия истории собственно души, а значит, и собственно человека.
В период античности актуализируются различные (до взаимоисключения) философско-религиозные взгляды на душу [5, с. 57, 58]. С точки зрения атомистов-материалистов, не только тело, но и душа состоит из атомов, умирая вместе с ним. Платон же утверждает, что если душа и состоит из атомов, то они — нематериальны, а душа (в высшей своей части) бессмертна. Аристотель стоит на точке зрения дуализма: часть души связана с телом, вместе с ним и умирая; другая же, высшая (божественная, разумная), существует достаточно автономно от него, обладая бессмертием.
В античной мысли закладывается рациональная традиция западной культуры, утверждающая, что именно разум является высшей способностью души [5, с. 59, 60]. По Платону, нравственное начало — одно из ключевых; Аристотель же проблемы нравственности исследует отдельно («Большая этика») от проблем души («О душе»). У Платона душа больше открыта метафизическому; у Аристотеля она в значительной степени включена в земное бытие. Понятие «душа» у него наполняется в определенной степени психологическим содержанием. В античной культуре продолжается восхождение психики к душе и в то же время актуализируется тенденция нисхождения души к психике.
В средневековой мысли душа понимается как целостная самодостаточная бессмертная субстанция. Она дифференцируется на противоположные уровни (первозданный и падший), достигающие контрарной полюс-
ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЖУРНАЛ...............................................................................................................................................
ности в «борьбе» духа и плоти [5, с. 89—91]. Утверждаются абсолютные моральные представления: «да будет слово ваше: "да, да"; "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» («Мф. 5-37). Изначальный синкретизм материального и духовного в человеческом бытии преодолевается. Важнейший «двигатель» жизни души оказывается не снаружи (взаимодействие души с телом, материальным миром в целом), а внутри (противостояние духовного и плотского). Жизнь души становится в значительной степени самодостаточной, наполняясь морально-метафизическими переживаниями и размышлениями.
Эволюция содержания понятия «душа» является рефлексией перехода от преимущественно внешнего, «горизонтального», человека (погруженного в значительной степени в земное бытие) к преимущественно внутреннему, «вфтикальному», человеку (открытому, в значительной степени метафизическому). Восхождение психики к душе достигает своих высот в светлое средневековье,, охватывающее раннехристианскую историю [5, с. 101]. Олицетворением этого периода можно считать, например, монашеский орден францисканцев, следующих евангельскому образу Христа; греческую икону Владимирской Богородицы, где запечатлен, вероятно, самый одухотворенный священный Лик. Всё это дает основание говорить о Средневековье как расцвете культуры [12, с. 113].
В эпохи Возрождения и Просвещения морально-метафизическое в душе начинает «остывать», нарастает светский, рациональный взгляд на мир [5, с. 134, 135]. Эту тенденцию фиксируют Дж. Локк (сводящий душу к «чувствам», под которыми он понимает, скорее, ощущения) и Р. Декарт (редуцирующий душу к «мыслящей субстанции»). Из определения души исчезает ее с точки зрения христианства «сердцевина»: образ Божий, несущий в себе высшие моральные ценности и метафизические переживания.
Можно по-разному относиться к образу Бога, но важно «не выплеснуть из корыта с водой младенца». В образе Бога заключены абсолютные ценности человеческого бытия. Они во многом общие и для религиозной, и для светской морали, т. е. являются общечеловеческими: убивать, красть, клеветать, завидовать, прелюбодействовать, предавать, унижать, обижать слабого, быть жестоким, мстительным, злопамятным ... нельзя. Эти ценности можно связывать (или не связывать) с именем Бога, важно не упускать их из вида, не нарушать, не «размывать», объявляя релятивными, так как это приводит к «размыванию» самих основ человеческого бытия.
В эпохи Возрождения и Просвещения нарастает нисходящая линия истории души. Вместе с деметафизацией человеческого бытия происходит ослабление высшего морального закона, проявлением чего можно считать, например, раблезианскую вседозволенность карнавальной культуры или
аморальность макиавеллизма. Рождается предчувствие «смерти Бога». «Если бы Бога не было, Его следовало бы выдумать», — говорит Вольтер. Еще более точно выражает это состояние И. Кант: «Если даже Бога нет, то надо жить так, словно Он есть». Появляется упование на то, что исчезновение Бога не повлечет за собой исчезновение морального закона. Метафизические «одежды» ниспадают с внешнего и внутреннего бытия человека; из «эпохи обустроенности» он выпадает в «эпоху бездомности» (М. Бубер).
«Вертикальный» человек всё более превращается в «горизонтального», замыкающегося на земном бытии (рефлексией этой тенденции, доведенной до своего логического завершения, было утверждение вульгарных материалистов, что души не существует). Впрочем, наряду с нисхождением от души к психике актуализирована и линия восхождения к морально-метафизическим планам бытия. Так, Б. Паскаль утверждает, что любовь выше мысли, а «портом морали» может быть только Бог. И. Кант формулирует «моральный императив»; формулируя дилемму «долг или удовольствие», отдает предпочтение первому как более нравственному.
«Смерть Бога» как высшего морального закона не компенсируется актуализацией светской морали (с ее достаточно относительным ценностным рядом). Начинает утверждаться моральный релятивизм, исходящий из того, что у каждого в душе — свой моральный закон («свой бог»), каждый прав по-своему. Отсюда следовало, что морали как общеродовой сущностной характеристики, оформляющей человечество в единое целое, не существует. Происходит «атомизация» человечества. Моральные ценности «размываются»: справедливость вытесняется выгодой, коллективизм — индивидуализмом, стираются различия между добром и злом. Исчезает чувство несоизмеримости между человеком и Богом, место «умершего Бога» занимает человекобог (Homo deus) [15]. Ослабление культурных запретов приводит к тому, что «из души вырываются демоны» (К. Юнг). Если Бог оказывается всё дальше, то дьявол становится всё ближе, в конце концов сливаясь с человеком [1, с. 89, 90].
Деметафизация души, вытеснение из нее вместе с образом Бога абсолютной морали, приводит к ее нисхождению в психику. В конце Х1Х века оформляется собственно психологический подход к исследованию человека. В. Вундт создает первую психологическую лабораторию, стремясь к получению точных, экспериментально доказуемых данных. Проявлением «смерти» души стала разверзшаяся в ней (в результате «смерти Бога») темная бездна — «дыра размером с Бога» (Ж.-П. Сартр). На протяжении многих веков Бог занимал настолько важное место в душе, что после Его «смерти» в ней осталась бездонная пустота. Человек пытается заполнить ее наукой, фэнтези, суеверием ... но она настолько огромна, что заполнить ее не удается ничем.
ФИЛОСОФИЯ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ ЖУРНАЛ................................................................................................................................................
Душа (в которой сфокусирована суть человеческой жизни) оживляет (очеловечивает) человека в целом и его тело в частности, придавая ему собственно человеческий облик. Аристотель, исследуя эту взаимосвязь, называл душу «скульптором», а тело — «материалом». «Смерть» души (ее расчеловечивание) приводит и к «смерти» тела (также расчеловечива-ющемуся). Происходит «размывание» собственно человеческого в душевно-телесных отношениях между людьми, в отношениях человека с природой. Кропотливо обретаемые на протяжении тысячелетий культурные «одежды» сбрасываются. В результате упрощаются отношения между полами («сексуальная революция»), «размываются» гендерные роли; теряют безусловность запреты на каннибализм, инцест, зоофилию, педофилию [4, 8, 9, 14]. Эгоистичное, потребительское отношение к природе рождает экологический кризис.
Из взаимодействия человека с человеком, человека с природой исчезает посредник в виде символа (мифа, ритуала, морали). Человек перестает чувствовать душу другого человека, душу дерева, реки, зверя и птицы. Как «звезда с звездою говорит» (М.Ю. Лермонтов), так и с душой (другого человека, природы) может говорить только душа. Вместо сократовского «человек есть душа» актуализируется контрарный «полюс»: человек есть тело. Деметафизация телесных отношений приводит к их упрощению, «размыванию» их собственно человеческого содержания.
Из «символического животного» (Э. Кассирер) человек превращается в десимволическое. Десимволизация есть выражение его деодушевления, расчеловечивания (находящего выражение, например, в отношении к человеку как функции, алгоритму, ресурсу, материалу, «винтику», что нарушает моральный императив И. Канта, требующий отношения к человеку как к цели). Смерть» души и тела приводят к «смерти» человека в целом. «Смерть» человеческого в человеке обесценивает его жизнь. Это нашло выражение в многочисленных войнах XX века с их беспрецедентными жертвами. «Умирание» человеческого в переносном смысле приводит к умиранию человеческого уже в прямом смысле.
Однако данная тенденция не является единственной. Так, Всеобщая декларация прав человека констатирует важнейшие общечеловеческие ценности, ключевая из которых — право на жизнь для каждого человека. Большая часть людей продолжает жить в том числе и метафизической жизнью, придерживается религиозных взглядов (и их количество даже растет) [17].
Заключение
Соотнося душу и психику, можно сказать, что последняя — «поверхность» души, посредством которой она взаимодействует с материально-телесным миром [6]. Линия нисхождения духовной истории приводит к
тому, что душа «оголяется» изнутри, становясь полой. В ней образуется «дыра» из-за выпадения (не всегда полного) ряда ключевых «пазлов». Душа как целое редуцируется во многом к своей «поверхности» — психике (свидетельством чего и является значительно более частое использование этого понятия). Понятие «душа» еще используется, но наполняется чаще психологическим содержанием (см., напр.: Фромм Э. «Душа человека»). Человек из Homo animus (человека душевного) превращается в Homo mentis (человека психического), предстающего в значительной степени Homo «nudes» (человеком «голым»»). Редукция человеческого в человеке приводит к его превращению в постчеловека.
Духовная история западной культуры движется по закону триады: «тезис» — психика (с актуализирующейся душой) как внутренний мир пред-человека; «антитезис» — душа (ставшая ведущей стороной относительно психики) как внутренний мир человека; «синтез» — психика (ставшая ведущей относительно души стороной) как внутренне-внешний мир постчеловека. Постчеловек «возвращается» в состояние предчеловека, но если последний является начальной «точкой» восходящей линии духовной истории, то первый — завершающей «точкой» нисходящей линии.
Если смотреть на внутренний мир человека через призму психики, то невозможно разглядеть главное в нем: высший моральный закон, метафизические переживания и размышления. Отсюда и появляется обесценивающее человека представление, что их вообще нет. Именно призма души позволяет увидеть человека в его потенциально-актуальной целостности (единстве земной «горизонтали» и метафизической «вертикали»), много-уровненности, от глубинных сущностных основ до поверхности. Целостный мир постигаем лишь целостным знанием (синтезом науки, философии и религии). Важную роль здесь призвана сыграть именно религиозная философия, открытая для интеграции как религиозных, так философских и научных идей. Актуальной предстает наряду с непреходящей задачей «оправдания» мира и Бога задача «оправдания» человека (в его целостности, морально-метафизической глубине), осуществляемого через «оправдание» его души, её «новое обретение».
Литература
1. Антонов Д.И. Демонология как семиотическая система. — М.: РГГУ, 2019. — 355 с.
2. Аристотель. О душе. — М.: АСТ, 2021. — 415 с.
3. БратусьБ.С. Психология — наука о психике или учение о душе // Человек. — 2000. - № 4. - С. 81-93.
4. Дебрер С. Программа Малышевой поддержала ученых из Европы. — URL: https://svpressa.ru/health/article/243608/ (дата обращения: 15.08.2023).
5. Казаков Е.Ф. Душа европейского человека. — Кемерово: Изд-во КемГУ, 2012. - 463 с.
6. Казаков Е.Ф. От души к психике // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 2, т. 4. — С. 206-209.
7. Казаков Е.Ф. Проблема начала истории // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2015. — № 1, т. 2. — С. 211—215.
8. Кораблёва К. Инцест: что это такое? — URL: https://psylib.org/chto-takoe-in-tsest (дата обращения: 15.08.2023).
9. Маринова В. Зоофилы хотят примкнуть к гомосексуалистам. — URL: https:// inosmi.Ru/20210713/250102861.html (дата обращения: 15.08.2023).
10. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1990. — 860 с.
11. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1993. — 528 с.
12. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. — М.: Т8 Издательские технологии, 2020. — 315 с.
13. Секацкий А.К. Размышления. — СПб.: Изд-во К. Тублина, 2014. — 214 с.
14. Степанов А. ВОЗ хочет легализовать педофилию? — URL: https://tsargrad. tv/investigations/urok-kostromy-nichemu-ne-uchit-voz-hochet-legalizovat-pedofiliju-v-rossii_484605 (дата обращения: 15.08.2023).
15. Харари Ю. Homo deus. Краткая история будущего. — М.: Синдбад, 2018. —
16. Шестакова И.С. Психодицея — защита души // Профессиональная психотерапевтическая газета. — 2014. — № 10. — С. 8—9.
17. Foley R. Religious populations growing faster than atheists worldwide. — URL: https://www.christianpost.com/news/religious-populations-growing-faster-than-atheists-worldwide.html (accessed: 15.08.2023).
496 с.
Статья поступила в редакцию 01.03.2023. Статья прошла рецензирование 21.03.2023.
DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.3.1-79-91
THE "JUSTIFICATION" OF A SOUL AS THE "JUSTIFICATION" OF A MAN: PHILOSOPHICAL AND RELIGIOUS PERSPECTIVE
Kazakov, Evgeny,
Dr. of Sc. (Cultural Studies),
Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, Kemerovo State University,
6 Krasnaya Street, Kemerovo, 650000, Russian Federation ОRCID: 0000-0002-0902-0513 [email protected]
Gritskevich, Tatiana,
Dr. of Sc. (Philosophy),
Professor of the Department of Philosophy and Social Sciences, Kemerovo State University,
6 Krasnaya Street, Kemerovo, 650000, Russian Federation ОRCID: 0000-0001-6479-504X [email protected]
Logunova, Larisa,
Dr. of Sc. (Philosophy), Associate Professor, Senior Researcher,
Interdisciplinary Scientific Laboratory
of Social and Humanitarian Problems of Transitive Society,
Novosibirsk State University of Economics and Management,
52 Kamenskaya Street, Novosibirsk, 630099, Russian Federation
ОRCID: 0000-0001-8417-913X
Abstract
The article (using the example of the European cultural tradition) actualizes the problem of the heuristic potential of the concept of "soul", which is far from being fully used, due to the dominance of positivist ideas. The category "soul" is the most adequate in its content and depth, for the study of the inner immaterial world of a person in its integrity. The concept of "psyche" that displaces and replaces it is narrower, covering mainly the processes of reflecting the world for optimal adaptation to it. The dominant of this concept, on the one hand, expresses the real impoverishment of a person's inner life, the loss of moral, metaphysical experiences and reflections by it. On the other hand, the view through the "prism of the psyche" has a limited cognitive potential, not allowing to reveal the fullness of the inner world of a person, his essential depths. The category "soul" is the earliest, most developed, universal, allowing to explore the structure and functioning, formation and development of the inner world of a person. It is the concept of "soul" that appears, starting from ancient and early Chris-
PHILOSOPHY: TRADITION AND MODERNITY JOURNAL................................................................................................................................................
tian thought, synonymous with the concept of "human life". The evolution of the content of the "soul" concept in European thought is a reflection of the real processes taking place in the inner being of a person. During the period of an-throposociogenesis, the formation of the human soul takes place, consisting in the "gathering" of its main parts. In the development of spiritual life, one can distinguish the line of ascent — to the spiritual, and the line of descent — to the material, carnal. The line of ascent unfolds from the first steps of history to the bright Middle Ages. The line of descent plays an increasingly active role from the "dark Middle Ages" to the present. In the New and Modern times, the process of reducing the soul into the psyche is actualized. Moral and metaphysical experiences and reflections, which constitute the essence of the soul, lose their leading role. The "death of God" (as the highest moral and metaphysical law) is an expression of the "death" of the soul, leading to the "death" of a person. The "justification" of the soul, its "new finding" will allow a person to realize a "new finding" of himself.
Keywords: soul, spirit, psyche, history, image of God, morality, Christianity, metaphysical, secular.
Bibliographic description for citation:
Kazakov E., Gritskevich T., Logunova L. The "Justification" of a Soul as the "Justification" of a Man: Philosophical and Religious Perspective. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 3, pt. 1, pp. 79-91. DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.3.1-79-91.
Peferances
1. Antonov D.I. Demonologiya kak semioticheskaya sistema [Demonology as a semiotic system]. Moscow, RGGU Publ., 2019. 355 p.
2. Aristotlel. O dushe [About spirit]. Moscow, AST Publ., 2021. 415 p. (In Russian).
3. Bratus' B.S. Psikhologiya — nauka o psikhike ili uchenie o dushe [Psychology — Science about psyche or teaching about Soul]. Chelovek, 2000, no. 4, pp. 81—93. (In Russian).
4. Debrer S. Programma Malyshevoi podder%hala uchenykh iz Evropy [The program did not deter scientists from Europe]. Available at: https://svpressa.ru/health/article/243608/ (accessed 15.08.2023).
5. Kazakov E.F. Dusha evropeiskogo cheloveka [Soul of the European man]. Kemerovo, KemGU Publ., 2012. 463 p.
6. Kazakov E.F. Ot dushi k psikhike [From soul to psyche]. Vestnik Kemerovsk-ogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no. 2, vol. 4, pp. 206—209.
7. Kazakov E.F. Problema nachala istorii [The problem of the beginningof history]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, 2015, no. 1, vol. 2, pp. 211—215.
8. Korableva K. Intsest: chto eto takoe? [Incest: what's this?]. Available at: https:// psylib.org/chto-takoe-intsest (accessed 15.08.2023).
9. Marinova V Zoofily khotyatprimknut' k gomoseksualistam [Zoophiles want to join homosexuals]. Available at: https://inosmi.Ru/20210713/250102861.html (accessed 15.08.2023).
10. Plato. Sobranie sochinenii. V 4 t. T. 1 [Complete Works. In 4 vols. Vol. 1]. Moscow, Mysl' Publ., 1990. 860 p. (In Russian).
11. Plato. Sobranie sochinenii. V 4 t. T. 2 [Complete Works. In 4 vols. Vol. 2]. Moscow, Mysl' Publ., 1993. 528 p. (In Russian).
12. Raushenbakh B.V Geometriya kartiny i zritel'noe vospriyatie [Geometrektempt and viewer's experience]. Moscow, T8 Izdatel'skie tekhnologii Publ., 2020. 315 p.
13. Sekatskii A.K. Ra%myshleniya [Think of the Caucasians]. St. Petersburg, K. Tub-lin Publ., 2014. 214 p.
14. Stepanov A. VOZ khochet legali%ovat' pedofiliyu? [How about legalizing pedophiles?]. Available at: https://tsargrad.tv/investigations/urok-kostromy-nichemu-ne-uchit-voz-hochet-legalizovat-pedofiliju-v-rossii_484605 (accessed 15.08.2023).
15. Harari Y.N. Homo deus. A Brief History of Tomorrow. Harper, 2017 (Russ. ed.: Kharari Yu. Homo deus. Kratkayaistoriya budushchego. Moscow, Sindbad Publ., 2018. 496 p.).
16. Shestakova I.S. Psikhoditseya — zashchita dushi [Psychodicea — protection of Souls]. Professional'nayapsikhoterapevticheskayaga%eta, 2014, no. 10, pp. 8—9. (In Russian).
17. Foley R.. Religious populations growing faster than atheists worldwide. Available at: https://www.christianpost.com/news/religious-populations-growing-faster-than-athe-ists-worldwide.html (accessed 15.08.2023).
The article was received on 01.03.2023. The article was reviewed on 21.03.2023.