Научная статья на тему 'Оправдание бытия человека у Софокла'

Оправдание бытия человека у Софокла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
713
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ / SECRET KNOWLEDGE / ЗНАНИЕ-ВЛАСТЬ / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-KNOWLEDGE / СЛАВА / GLORY / БЛАГО / GOOD / СУДЬБА / FATE / KNOWLEDGE-POWER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевцов Сергей Викторович

В статье рассматривается трагедия самопознания Эдипа у Софокла как специфический античный тип антроподицеи, охватывающий собой хтоническую, героическую, дионисийскую мифологии и присутствие в них человека: с точки зрения его внешних особенностей (хтонизм), славы и власти (героизм), счастья и блага (дионисийство).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of Human Being by Sophocles

In this article is considered tragedy of the Sophocles’ Oedipus self-knowledge as specific Antique type of anthropodicy included Chthonic, Heroic, Dionysian mythologies and human presence in them: from the point of view of his age-related peculiarities (Chthonic mythology), glory and power (Heroic mythology), happiness and good (Dionysian mythology).

Текст научной работы на тему «Оправдание бытия человека у Софокла»

С.В. Шевцов

ОПРАВДАНИЕ БЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА У СОФОКЛА

В статье рассматривается трагедия самопознания Эдипа у Софокла как специфический античный тип антроподицеи, охватывающий собой хтоническую, героическую, дионисийскую мифологии и присутствие в них человека: с точки зрения его внешних особенностей (хтонизм), славы и власти (героизм), счастья и блага (дионисийство).

Ключевые слова: тайное знание, знание-власть, самопознание, слава, благо, судьба.

Вопрос о бытии человека - А и О всей эдипологии Софокла - пронизывает собой эту знаменитую трилогию: «Царя Эдипа», «Эдипа в Колоне», «Антигону». Тезис Протагора о человеке как мере вещей был раскрыт великим трагиком не в релятивистском духе, но трактовкой того, что человек в этом мире поставлен на некую грань, где пересекаются бинарные оппозиции: «свет/ тьма», «добро/зло», «священное/профанное» и др.

Тем самым само бытие мира осуществляется в зависимости от того, способен ли человек в этом мире совершать определенные смыслообразующие акты, даже если все мироздание настроено, казалось бы, против этого. Эдип своими действиями противостоит неумолимой стихии рока и через преодоление хтонического и героического порядков устанавливает дионисийское видение мира как их высший синтез.

Трагическое самопознание Эдипа разворачивается в границах преступления в аспектах отцеубийства, инцеста, самообожествления и наказания по линии самоослепления, покаяния, изгнания1. В самопознании между ослепляющим блеском видимости и светом истинного положения дел пролегает граница, которая, в отличие от

© Шевцов С.В., 2013

экстраординарности тайного знания (победа Эдипа над Сфинксом) и знания-власти (принятие власти в Фивах), относится к метафизическому измерению человека - совести, ответственности, правдивости по отношению к себе. Отсюда и вытекает, что каждый из трех видов знания содержит собственное видение бытия человека. Вопрос Сфинкса о человеке:

Кто может ступать по земле четырьмя ли, двумя ли ногами, может тремя; и никто из живых не меняет облик сильней, будь то твари земные, морские иль птицы? Но чем больше он в ход запускает, на них опираясь, скорость тем меньше его, что приводит в движение члены2-

определяется границами хтонической мифологии, для которой характерно магическое видение слова и человека. Для хтонического мировоззрения сказать «человек», понимая под этим его облик и перемену при переходе из одного возраста в другой, есть его постижение. Это подтверждает ответ Эдипа:

Слушай, хочешь иль нет, грознокрылая Муза умерших, голоса нашего звук: есть на загадку ответ. Ты человека задумала, он по земле так ступает. Вот он явился на свет - нужно четыре ноги. Старцу без посоха - третьей ноги - обойтись невозможно: старости тяжкой ярмо голову клонит ему3.

Эдип не был магом ни генетически (он не был зачат в кровосмесительном браке), ни социально, и, тем не менее, он одолевает Сфинкс.

Границы вопрошания о человеке в хтонической мифологии слишком узки для мифологии героической, где ставится вопрос о бытии человека в аспекте достигаемой им славы, что полностью определяется главенством знания-власти и, тем более, не удовлетворяют дионисийскую мифологию, где самопознание высвечивает проблему бытия человека как возможности обретения им счастья. Вопрос Сфинкс обращен к внешней стороне человеческого бытия и совершенно не касается его метафизического измерения, например, на какие подвиги и преступления способен человек, если будет обладать властью, как уживаются в нем мудрость и невежество, мужество и трусость, что такое счастье человека и может ли он быть счастлив в этой жизни?

Разрешение Эдипом загадки Сфинкс знаменовало победу героической и дионисийской мифологии над хтонической и, соот-

ветственно, новую грань постановки вопроса о бытии человека. Магия, как показано С.С. Аверинцевым, обеспечивает пути подступа к власти, является одним из путей овладения ею4. Но при этом власть - самостоятельный бытийный регион со своей проблематикой и структурой. Если вопрос вещуньи касался внешней стороны бытия человека, то в границах знания-власти обращен к его высшему проявлению в этом бытии - человеку как социальному животному, где его максимальная реализация суть «докса», которая одновременно и власть, и слава, даваемая этой властью, и видимость, скрывающая его истинное бытие.

Величие подлинных произведений мысли в том, что, начинаясь с частных вопросов, конфликтов, столкновений, они неизбежно выходят на более фундаментальный круг проблем. Так, частный по своему характеру спор Эдипа с Креонтом, предопределенный подозрением царя Фив в желании брата своей жены совместно с Тиресием завладеть властью, индуцировал вопрос о бытии человека в контексте знания-власти. Иными словами, интрига власти у Софокла трансформировалась в проблему власти как проблему бытия человека.

Креонт в «Антигоне» (ст. 175-183) утверждает важную в экзистенциальном отношении мысль и формулирует кредо власти:

Я знаю: безрассудно полагать, Что понял мысль и душу человека, Покуда власти не отведал он. Кто, призванный царить над всем народом, Не принимает лучшего решенья, Кому позорный страх уста сжимает, Того всегда считал негодным я. И кто отчизны благо ценит меньше, Чем близкого, - тот для меня ничто5.

Таким образом, проблема человека завязывается вокруг вопросов приоритета разума, рассудительности, следования должному, ответственности в бытии, выходя к славе как способу бытия властителя. Мудрость разума, согласно Платону, первая добродетель совершенного государства: «то государство... кажется мне действительно мудрым, где осуществляются здравые решения»6.

Государство причастно добродетели через справедливость. Кре-онт противопоставляет справедливость невежеству, говоря Эдипу, что называть злых добрыми, а добрых злыми не только не соответствует истине, но самой справедливости. Справедливость несовме-

стима с дурной властью, и потому кульминацией и одновременно завершением спора между ними служат слова. Когда Эдип в запальчивости спора, обуянный спесью, злостью, гневом, произносит (ст. 628):

Власть моя!7

Креонт великолепно парирует:

Дурная власть - не власть8.

Власть тираническая, которой обладал Эдип, завершает собой, согласно Платону, распад идеального государства через тимокра-тию, олигархию и демократию. Тирания противостоит монархической власти, имеющей аристократическую природу как власть лучшего. Тираническая власть - дурная власть - таков вердикт Софокла. При этом он менее всего морализирует, трагик исследует тот порядок бытия, который устанавливается при тирании. Власть тирана в своих истоках - «докса». Именно это слово я считаю ключевым в понимании бытия человека в контексте героической мифологии и знания-власти. Власть тирана есть знание, которое неизбежно устремляет его к славе, неминуемо оборачиваясь в своем блеске лишь видимостью, мнением, неистинным знанием. Докса в знании-власти тирана определяет границы проблемы бытия человека. Тирания - одновременно и верховная власть, владычество, господство как таковые, и непосредственно тирания, тиранический образ правления. Слава, к которой стремились тираны, носила поистине сакральный характер. Истоком тиранической власти и обретаемой в ней славы, как это показано Софоклом, выступает спесь, гордыня, ослепляющая блеском своей безудержности и неизбежно приводящая тирана к падению, бесславному итогу. Наконец, слава и блеск тиранической власти заслоняет от тирана саму реальность так, что он в своих действиях руководствуется и обладает не истиной, но видимостью, мнимым знанием.

Знание-власть в отличие от тайного знания ставит проблему бытия человека в контексте таких понятий, как разум, душа, дух, истина, ответственность, но в силу своего доксического характера бессильна ее разрешить, путь к чему лежит только через самопознание. В этом отношении Креонт, с моей точки зрения, так и остается в границах знания-власти, выступая ее олицетворением. Эдип же волевым усилием, действием преодолевает эти границы.

Эдип в самом начале задался вопросами, по своему характеру относящимися к области самопознания: кто мои родители, чей я сын, кто есть я в этом мире? В раскрытии этих вопросов он проходит стадию тайного знания хтонической мифологии, где человек раскрывается с внешней стороны. Затем он проходит стадию знания-власти героической мифологии, где приоткрывается комплекс вопросов, связанных с душой, духом, разумом, ответственностью человека в бытии, справедливостью, славой. Наконец, собственно на стадии самопознания, укорененной в дионисийской мифологии, Эдип возвращается к своим изначальным вопросам, но уже иным, так что ответы, обретенные им, носят парадигмальный характер для бытия человека как такового, а именно поднимают проблему счастья.

Истина показывает себя Эдипу три раза. Первый раз в Дельфах в сообщенном Аполлоном пророчестве. Здесь истина себя только заявляет, но с этого момента включается механизм проклятия. Второй раз в словах Тиресия, когда предсказанные ужасы произошли, но Эдип по-прежнему считает себя сыном своих приемных родителей, а не убитого им Лаия и его супруги Иокасты. Полное открытие истины свершается только на третий раз, когда Эдип самостоятельно ее обнаруживает.

Предстояние Эдипа ужасающему лику истины, во-первых, обладает целостным характером (ст. 1182):

Свершилось все, раскрылось до конца!9

Во-вторых, тройственно по своему содержанию (ст. 1184-1185):

Нечестием мое рожденье было,

Нечестьем - подвиг и нечестьем - брак!10

В-третьих, здесь Эдип извещает о своем грядущем самоослеплении не просто как о символическом, экзистенциальном акте: он готов расстаться со светом, который раньше принимал за свет истины, но который закрывал от него реальное положение вещей.

Самопознание в аспектах способности определять истину, силы оказывать сопротивление непрерывно надвигающейся видимости, мужества выстаивать в истине и, как следствие, достоинства быть собой ставит вопрос о человеке в контексте возможности достижения им счастья -

высшее, что есть у мужей11.

Вопрос о счастье как вопрос о бытии человека, открываемом в самопознании, антиномичен, экстраординарен, и в нем можно выделить два взаимно пересекающихся, но, тем не менее, сущ-ностно различных пути, фундируемых героической и дионисий-ской мифологиями. Эдипу выпало пройти обоими. Первый путь есть путь к триумфу как высшему проявлению славы и в целом героической мифологии. Второй путь - путь к благу, добру, укорененный мифологически в дионисийстве и метафизически напитывающий всю античную мудрость от сократовской школы до неоплатонизма включительно, во многом определяя вектор европейской культуры.

С точки зрения античной мифологии, любое счастье, которое основывается не на божественных законах, призрачно, эфемерно, и здесь в одном ряду представляются стоящими при всем различии в их судьбах: Сизиф, обманывавший Танатоса, Аиду, Персефону, Тантал, преступно пользовавшийся благосклонностью богов, а также Пелий, Ясон и др. Все эти персонажи, трагически завершившие свой жизненный путь, принадлежат героической мифологии, для которой характерна мифологема проклятия, и все они испытали на себе ее мощь. Но Софокл, показав действие механизма проклятия в судьбе Эдипа, открывает нечто принципиально иное. Наряду с героическим порядком бытия, где властвует проклятие, Софокл обнаруживает иной порядок, устанавливаемый именно благодаря позиции самого Эдипа, в основе которого лежит дионисийская мифология, понимание которой представляется важным в аспекте посредничества и примирения, которую дионисийство осуществляет по отношению к хтонизму и героизму, гармонизируя их, а также укорененной в нем проблеме счастья как достижения блага, а не одного только триумфа.

В доксической по своей сути героической мифологии счастье, реализуемое в славе, и предполагающее, таким образом, триумф и способность обожествляться, относится исключительно к самому человеку, выступая в границах тиранической власти произволом самообожествления. В дионисийстве же они - суть совместная работа человека и бога:

Самое прочное счастье людское -От бога12.

Достичь же блага способен только герой, ибо только он может определить истину, иметь силу оказывать сопротивление непрерывно надвигающейся видимости, удерживать мужество самостоя-

тельно предстоять истине и сохранять достоинство быть собой. Герои, как писал Вяч. Иванов, - это смертные, прославленные своими необычными делами и участью, претерпевшие страдание на земле и по смерти своей не утратившие индивидуальной силы воздействия на живых, имеющие свою сферу владычества в подземном царстве и умножившие неопределенно-огромный сонм подземных царей13. Достигая блага, герой обретает покой, в котором именно через причастность божественному делу он способен обожествляться. Эдипу присущи все вышеперечисленные характеристики, и его обожествление свершается в Колоне, где его таинственная смерть укрепила гармонию сил Земли и Неба, Тьмы и Света, а сам он стал духовным покровителем Афин.

Судьба Эдипа - не только беспрецедентный опыт проблемы бытия человека в рамках героической и дионисийской мифологий, где доксический характер счастья как одной только видимости трансформируется в дионисийское стремление к благу как гармонизации и устроению нового порядка в бытии, но также испытание метафизических качеств и состояний, что возможно, когда человек ставит свое существование под угрозу, на грань между жизнью и смертью. Жизнь человеческая только тогда выявляет в человеке все его истинные стороны, положительные и отрицательные, когда она - риск. Схватка Эдипа со Сфинкс -риск, принятие им бремени власти - риск, борьба с моровой язвой и поиск цареубийцы - риск, открытие истины своего происхождения и свершенных преступлений - риск, самоослепление и изгнание - риск. Риск - возможность определить границы своего бытия. Судьбы избежать невозможно, но именно при всей ее неизбежности и предопределенности ей нужно противостоять и преодолевать, а не слепо и безотчетно покоряться. Боги подчиняются этой необходимости, не могут ей противостоять, а человек может, как бы эфемерно ни было это противостояние, ибо в противодействии происходит становление и выковывание самого бытия человека - его борьба за счастье. Сильнейший не тот, кто покорил других, но тот, кто победил себя. Счастье покорившего других призрачно, счастье покорившего себя - нетленно. В том и неизбежность судьбы, что выдержавший, выстоявший неизбежно ее преодолевает. Какие бы превратности ни подстерегали человека, но если он верен себе, Судьба со всей ее неумолимостью признает человека в его силе и индивидуальности. И если человеку нечто предначертано на его роду, да так, что он знает об этой предопределенности, то поставленные именно ему границы он способен преодолеть.

С.В. Шевцов Примечания

1 Пятигорский А.М. Миф о том, как становятся богами (встреча с Эдипом) / Не-

прекращаемый разговор. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 193-238.

2 Цит. по: Царь Эдип. Прошлое одной иллюзии / Сост. В. Чугунов. М.: Эксмо,

2002. С. 208.

3 Там же.

4 Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и совре-

менность (к 80-летию Ф.А. Петровского). М.: Наука, 1972. С. 90-102.

5 Софокл. Драмы. В переводе Ф.Ф. Зелинского. М.: Наука, 1990. С. 130.

6 Платон. Собрание сочинений в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994. С. 198.

7 Эсхил, Софокл. Трагедии. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001.

8 Там же.

9 Софокл. Указ. соч. С. 48.

10 Там же.

11 Античная лирика. Греческие поэты / Сост. В.Е. Витковский. М.: РИПОЛ КЛАС-

СИК, 2001. С. 194.

12 Там же. С. 298.

13 Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. СПб.: Алетейя, 2000. С. 68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.