С семинара ЕОКЗР _
Оповещение о вредных организмах
В рамках стратегического плана ЕОКЗР на 2006-2009 гг. Секретариат помогает странам-членам этой организации в выполнении международных стандартов по фи-тосанитарным мерам (МСФМ) путем организации семинаров, основной темой которых является разъяснение этих документов и содействие в их осуществлении. Один из таких семинаров прошел в Лионе (Франция) еще в мае 2007 г,но из-за ряда причин, в том числе связанных с переводом материалов на русский язык, информация не была своевременно опубликована.
В работе семинара в Лионе приняли участие 31 эксперт из 18 стран-членов ЕОКЗР и одной страны, собирающейся вступить в ЕОКЗР, а также представители Бюро по продовольствию и ветеринарии.
Ключевыми задачами семинара являлись:
разъяснение обязательств по оповещению, основанных на МСФМ №№ 17, 8 и 6, а также на важных разделах международных стандартов № 9 и № 13;
сравнение процедур оповещения о вредных организмах, процедур определения статуса вредного организма, а также процедур надзора и ликвидации вредных организмов, существующих в разных странах ЕОКЗР и обсуждение сложностей в выполнении обязательств по оповещению о вредных организмах;
усиление и гармонизация оповещения о вредных организмах между Национальными организациями по карантину и защите растений (НОКЗР) стран-членов ЕОКЗР;
разъяснение об оповещении Международной конвенции по карантину и защите растений (МККЗР), ЕОКЗР и НОКЗР.
Сотрудники Секретариата МККЗР и Секретариата ЕОКЗР ответили на вопросы участников семинара. Были разработаны рекомендации по итогам семинара.
С целью улучшения дальнейшего сотрудничества между НОКЗР отдельные страны-члены ЕОКЗР должны наладить работу с Секретариатом МККЗР и осуществлять оповещение через их контактное лицо в МККЗР. Секретариат ЕОКЗР должен организовывать регулярные совещания для стран-членов ЕОКЗР с целью оказания помощи в выполнении МСФМ.
По МСФМ № 17 (Оповещение о вредных организмах) были приняты следующие рекомендации и заключения:
регулярное оповещение о вредных организмах, получаемое от страны, способствует возникновению доверия между соседними странами и торговыми партнерами, а также дает возможность избегать принятия излишне жестких фитоса-нитарных мер другими странами;
сотрудничество с производством (например, с питомниками) и научными институтами очень важно в целях упрощения оповещения о вредных организмах;
обеспечение быстрой и полной информацией является главной задачей оповещения о вредных организмах;
в случае сообщения о новой ситуации первоначальный отчет может быть не полным; некоторые сведения, например, спектр кормовых растений и их географическое
распространение, могут быть сообщены позднее;
если регулируемый вредный организм распространился, об этом должно быть сообщено, а фитоса-нитарные регламентации должны быть изменены;
оповещение только ЕОКЗР о вредных организмах не соответствует требованиям МСФМ № 17. Договаривающиеся стороны должны оповещать также и МККЗР.
Для улучшения оповещения о вредных организмах со стороны стран-членов ЕОКЗР рекомендовано: внутри НОКЗР должны быть налажены специфические организационные процедуры для обеспечения эффективного оповещения о вредных организмах через официальное контактное лицо МККЗР;
отдельное оповещение должно ограничиваться одним вредным организмом в целях обеспечения быстрого обмена информацией;
оповещение о первичном обнаружении вредного организма должно, по возможности, быть произведено в течение одного или двух месяцев после обнаружения;
оповещение должно быть регулярной процедурой, так как предыдущие оповещения о вредных организмах могут требовать уточнений или обновлений;
в случае, если НОКЗР дает заключение об отсутствии вредного организма, и, соответственно, предыдущие сообщения о нем должны быть изменены, в ЕОКЗР должно быть направлено официальное коммюнике. ЕОКЗР, в свою очередь, должна внести изменения о вредном организме в свои данные;
страны-члены ЕОКЗР и Секретариат ЕОКЗР должны использовать тот же формат для оповещения о вредных организмах, который используется в Международном фи-тосанитарном портале (МФП);
оповещение об отсутствии вредного организма (включая успешно
проведенную ликвидацию) крайне важно, так как позволяет избежать использования другими сторонами неточных или ошибочных сообщений о вредных организмах;
оповещение о вредных организмах должно регулярно осуществляться как для ЕОКЗР, так и на МФП.
По МСФМ № 6 (Руководство по надзору) были приняты следующие заключения: надзор является важным инструментом для оповещения о вредных организмах; для вредных организмов, присутствующих в регионе ЕОКЗР, направленные обследования облегчают определение статуса вредного организма и обеспечение скорейшего оповещения о нем в случаях возникновения очагов или его дальнейшего распространения; надзор за регулируемыми вредными организмами, отсутствующими в зоне, может основываться на мониторинге путей распространения и потенциального ввоза, таком, как проверки импорта;
сведения, получаемые благодаря системам сертификации на экспорт, могут быть использованы в качестве важного источника информации о направленных обследованиях.
Для улучшения надзора за вредными организмами странами-членами ЕОКЗР было рекомендовано: в случае, если наличие вредного организма требует экстренных мер, проводить направленные обследования;
регулярно проводить направленные обследования на выявление вредных организмов, которые присутствуют в зоне ЕОКЗР (вредные организмы списка А 2), но отсутствуют или не широко распространены в стране;
из отсутствующих вредных организмов направленные обследования должны в первую очередь планироваться для организмов с высоким риском проникновения в данную зону.
По МСФМ № 8 (Определение статуса вредного организма в зоне) для улучшения функционирования оповещения о статусе вред-
ного организма странами-членами ЕОКЗР рекомендовано:
статус всех основных вредных организмов (регулируемых или с потенциальным риском) должен быть проверен, проанализирован, и о нем должно быть сообщено в Секретариат ЕОКЗР и на МФП;
если страны-члены ЕОКЗР представляют сообщения о вредных организмах в Секретариат ЕОКЗР для службы оповещения, они должны указывать статус вредных организмов, используя, по возможности, терминологию МСФМ № 8;
в оповещении о вредном организме страны должны использовать МСФМ № 8 для описания его статуса.
По МСФМ № 9 (Руководство по программам ликвидации вредных организмов) для стран-членов ЕОКЗР были приняты следующие заключения по программам ликвидации:
наличие планов на экстренные случаи для обеспечения быстрых и эффективных ответных действий;
изучение новых методов стимулирования (таких, как программы страхования или компенсаций) оповещения НОКЗР фермерами о новых очагах на ранней стадии их возникновения.
Участникам семинара напомнили о решении Совета ЕОКЗР, принятом в 1999 г относительно оповещения ЕОКЗР:
1. Согласно требованиям нового пересмотренного текста МККЗР правительство каждой страны-чле-
на ЕОКЗР должно сообщать организации следующие сведения:
официально установленные пункты ввоза, через которые должны импортироваться растения или растительные продукты;
списки регулируемых вредных организмов с указанием латинских названий;
информацию об экстренных действиях при выявлении вредных организмов, представляющих потенциальную угрозу для их территорий.
2. Правительство каждой страны-члена ЕОКЗР должно дополнительно сообщать организации следующую информацию, обозначенную в МККЗР без указания необходимости оповещения Региональных организаций по карантину и защите растений (РОКЗР):
новые принятые фитосанитарные требования, ограничения и запреты;
описание своей официальной НОКЗР и любых изменений в ней;
сообщения о значительных случаях несоответствия с фитосанитарной сертификацией (используя бланки «Нотификации о выявлении вредных организмов», рекомендованные Советом ЕОКЗР еще в 1992 г).
3. Правительство каждой страны-члена ЕОКЗР должно сообщать организации информацию о присутствии, очаге или распространении вредного организма, представляющего потенциальную или непосредственную опасность.
А.Д. ОРЛИНСКИЙ, научный советник ЕОКЗР
Посетите сайт нашего журнала http://www.z-i-k-r.ru
На нем вы можете ознакомиться с содержанием готовящихся к печати или уже вышедших номеров журнала, получить информацию о подписке на него, узнать, какие требования предъявляются к статьям, предназначенным для публикации, и каковы условия приема рекламных материалов.