Научная статья на тему 'Опорные вузы как драйверы социально-экономического развития регионов страны'

Опорные вузы как драйверы социально-экономического развития регионов страны Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / SUPPORTING REGIONAL UNIVERSITY / ВЫСШАЯ ШКОЛА / HIGHER EDUCATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / РЕГИОН / REGION / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амиров Р.А.

В статье определяется роль опорных вузов в социально-экономическом развитии регионов страны. Ввиду сложившейся существенной дифференциации между передовыми и менее развитыми вузами страны раскрывается необходимость формирования на современном этапе опорных вузов. Представлены опорные вузы, признанные таковыми по итогам двух этапов конкурсного отбора. Даются предложения по дальнейшему формированию сети региональных опорных вузов. Автор приходит к выводу, что опорные университеты выступают драйверами социально-экономического развития субъектов страны. Данные вузы должны стать современными научно-образовательными центрами, центрами формирования инновационной культуры регионов, способными осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений в соответствии с запросами региональных экономик, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Амиров Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anchor universities as drivers of socio-economic development of countries’ regions

The article defines the role of anchor universities in socio-economic development of the regions of the country. Due to the significant differentiation between the advanced and less developed universities of the country the importance of establishing basic universities arose. The article presents anchor universities recognized as such by the results of two stages of competitive selection. Suggestions for the further development of a network of regional anchor universities are given in the article. The author comes to the conclusion that the universities are the drivers of socio-economic development of constituent entities of the country. The universities described have become the modern scientific and educational centers, the centers of the region’s innovative culture; they are capable to train highly qualified specialists for a wide range of spheres in accordance with the needs of regional economies, to conduct fundamental and applied scientific researches on priority directions of the development of the regions.

Текст научной работы на тему «Опорные вузы как драйверы социально-экономического развития регионов страны»

УДК 338.46

DOI: 10.21779/2500-1930-2018-33-2-21-26 Р.А. Амиров

Опорные вузы как драйверы социально-экономического развития регионов

страны

Дагестанский государственный университет; Россия, 367001, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; a.rasul05@yandex.ru

В статье определяется роль опорных вузов в социально-экономическом развитии регионов страны. Ввиду сложившейся существенной дифференциации между передовыми и менее развитыми вузами страны раскрывается необходимость формирования на современном этапе опорных вузов. Представлены опорные вузы, признанные таковыми по итогам двух этапов конкурсного отбора. Даются предложения по дальнейшему формированию сети региональных опорных вузов. Автор приходит к выводу, что опорные университеты выступают драйверами социально-экономического развития субъектов страны. Данные вузы должны стать современными научно-образовательными центрами, центрами формирования инновационной культуры регионов, способными осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений в соответствии с запросами региональных экономик, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития регионов.

Ключевые слова: опорный региональный университет, высшая школа, инновации, регион, социально-экономическое развитие.

В решении стратегических задач модернизации и социально-экономического развития страны важная роль принадлежит высшему образованию. Именно вузы формируют интеллектуальный, культурный и высококвалифицированный кадровый потенциал страны.

В настоящее время отечественная высшая школа охватывает около 800 высших учебных заведений, в т. ч. 2 ведущих классических университета страны с особым правовым статусом, 10 федеральных университетов, 29 национальных исследовательских университетов, 33 опорных региональных университета.

В последние годы в России наблюдается тенденция «университетизации» высшей школы - рост числа классических, технических и отраслевых университетов, в том числе путем объединения и реорганизации академий и институтов в крупные университетские комплексы с расширением их автономии и ответственности за эффективность и качество подготовки специалистов, развитие научных исследований и инновационной деятельности.

Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы [1], утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, предусмотрена реализация комплексного проекта «Формирование сети опорных региональных университетов», в ходе которой будут поддержаны программы развития региональных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Это позволит органично дополнить совокупность ведущих вузов страны, включающую Московский

государственный университет им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский университет, федеральные и национальные исследовательские университеты, системой опорных региональных университетов как современных центров развития образования, науки, культуры и инноваций в субъектах страны.

Формирование сети опорных вузов будет способствовать заметному сокращению оттока талантливых выпускников школ из различных регионов в столичные вузы, тем самым будет повышаться привлекательность региональных вузов для абитуриентов.

Опорный вуз должен стать региональным центром научно-технического творчества, развития инноваций, важным фактором повышения качества образования, развития человеческого капитала.

По мнению Н.Э. Овчинниковой, «опорному университету определена задача стать своеобразным интеллектуальным градообразующим предприятием» [8].

В опорных вузах должны быть созданы условия для подготовки кадров для высокотехнологичных, наукоемких отраслей экономики и социальной сферы.

В Докладе Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования (2015 г.) отмечается: «Деятельность регионального опорного вуза будет нацелена на удержание талантливых научно-педагогических работников и абитуриентов в регионе за счет обеспечения достойных условий осуществления образовательной и научной деятельности, подготовку (включая переподготовку) востребованных на региональном рынке труда квалифицированных специалистов, в т. ч. для высокопроизводительных рабочих мест, и содействие их трудоустройству, реализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов в интересах субъектов предпринимательской деятельности и социально-экономического развития территории в целом, научное, информационно-аналитическое и экспертное сопровождение программы социально-экономического развития региона. Эти вузы будут вести обучение на всех уровнях высшего образования. Объем ресурсов и масштабы таких вузов позволят им готовить специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей региональных экономик» [2].

Проект «Опорные университеты» реализуется на конкурсной основе в соответствии с Положением о порядке проведения конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета (далее - Положение). Целью проводимых конкурсов являлся отбор проектов программ развития, направленных на формирование опорных университетов в целях социально-экономического развития субъектов России, в том числе за счет создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов.

В данном Положении закреплено, что в проекте не могут участвовать образовательные организации, в отношении которых установлены категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет», реализующие программы повышения конкурентоспособности ведущих университетов Российской Федерации среди основных мировых научно-образовательных центров, образовательные организации, расположенные в г. Москве и г. Санкт-Петербурге (вузы, участвующие в Проекте «5-100»), а также образовательные организации, расположенные в муниципальных образованиях Российской Федерации, в которых уже созданы опорные университеты.

Определены следующие направления реализации программ развития опорных вузов:

- модернизация образовательной деятельности;

- модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая развитие инновационной экосистемы университета;

- развитие кадрового потенциала;

- модернизация системы управления университетом;

- модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры;

- развитие местных сообществ, городской и региональной среды.

В 2015 году был объявлен первый этап конкурсного отбора заявок на создание опорных региональных университетов, по итогам которого победителями признаны 11 вузов: Волгоградский государственный технический университет, Воронежский государственный технический университет, Вятский государственный университет, Донской государственный технический университет, Костромской государственный технологический университет, Омский государственный технический университет, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Самарский государственный технический университет, Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет.

В 2017 году по итогам второго этапа конкурсного отбора программ развития опорных вузов вузы-победители были разделены на две группы:

- 8 опорных университетов с выделением федерального финансирования на реализацию программы развития (Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Мурманский арктический государственный университет, Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Тульский государственный университет, Череповецкий государственный университет, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова);

- 14 опорных университетов, чьи программы развития будут финансово поддержаны регионами с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств Мин-обрнауки РФ (Алтайский государственный университет, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова, Кемеровский государственный университет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Марийский государственный университет, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Петрозаводский государственный университет, Псковский государственный университет, Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., Сочинский государственный университет, Сыктывкарский государственный университет им. Питирима Сорокина, Тольяттинский государственный университет, Ульяновский государственный университет).

Крайне важным является то, что на втором этапе конкурсного отбора проведение реорганизации и объединения вузов не являлось обязательным условием в отличие от первого этапа.

Дальнейшее формирование опорных вузов особенно актуально в тех регионах России, где отсутствуют университеты, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». Это сократит сложившуюся диффе-

ренциацию между передовыми и менее развитыми вузами страны. Например, в регионах Северо-Кавказского федерального округа, где функционируют 54 образовательные организации высшего образования, отсутствуют опорные университеты и вузы, в отношении которых установлена категория «национальный исследовательский университет». Ведущим вузом округа является созданный в 2012 году на базе 3 крупных вузов Ставропольского края (Северо-Кавказский государственный технический университет, Ставропольский государственный университет, Пятигорский государственный гуманитарно-технологический университет) Северо-Кавказский федеральный университет.

В табл. 1 представлено количество образовательных организаций высшего образования в Северо-Кавказском федеральном округе на начало 2015/2016 учебного года.

Таблица 1. Образовательные организации высшего образования на начало

2015/2016 учебного года

Число организаций (всего) В том числе Численность студентов (всего), тыс. чел. В том числе Численность студентов (в %) к 2014/2015 уч. году

Государственных и муни-ципаль-ных Частных Гос. и муниципальных Частных

Российская Федерация 896 530 366 4766,5 4061,4 705,1 91,5

Северо-Кавказский федеральный округ 54 26 28 256,9 217,8 39,1 87,1

Республика Дагестан 18 6 12 71,0 61,0 10,0 82,2

Республика Ингушетия 2 1 1 8,8 7,4 1,4 80,9

Кабардино-Балкарская Республика 4 3 1 17,0 14,3 2,7 82,0

Карачаево-Черкесская Республика 2 2 - 13,1 11,1 2,0 93,2

Республика Северная Осетия -Алания 8 5 3 26,1 23,5 2,6 87,9

Чеченская Республика 3 3 - 33,1 30,7 2,4 94,4

Ставропольский край 17 6 11 87,7 69,9 17,8 89,6

Источник: данные Росстата [3].

Согласно данным Росстата, в Северо-Кавказском федеральном округе на начало 2015/2016 учебного года действовали 54 организации высшего образования (6 % от их общего числа в РФ), количество обучающихся - 256,9 тыс. студентов (5,4 % от их об-

щей численности в РФ). Наибольшее число вузов в Республике Дагестан - 18 (6 государственных, 12 частных), количество обучающихся - 71,0 тыс. студентов. В Ставропольском крае 17 вузов (6 государственных, 11 частных), количество обучающихся -87,7 тыс. человек. Наименьшее число вузов в Республике Ингушетия (2) и Карачаево-Черкесской Республике (2), где количество обучающихся - 8,9 тыс. и 13,1 тыс. студентов соответственно.

Численность студентов (в %) к 2014/2015 учебному году в Республике Дагестан сократилась на 17,8 %, в Республике Ингушетия - на 19,1 %, в Кабардино-Балкарской Республике - на 18,0 %, в Карачаево-Черкесской Республике - на 6,8 %, в Республике Северная Осетия - Алания - на 12,1 %, в Чеченской Республике - на 5,6 %, в Ставропольском крае - на 10,4 %, что в целом по СКФО выше, чем в среднем по стране.

Опорные вузы должны выступать драйверами социально-экономического развития субъектов страны, стать современными научно-образовательными центрами, центрами формирования инновационной культуры регионов, способными осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров по широкому спектру направлений в соответствии с запросами региональных экономик, проводить фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития регионов [5].

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 22. - Ст. 3232.

2. Доклад Правительства РФ Федеральному Собранию РФ о реализации государственной политики в сфере образования (2015 г.). - С. 106. [Электронный ресурс]. -URL: http://government.ru/media/files/ TS3Ar5ihWdp1ju5UH6a22T Qbc4UnIobU.pdf (дата обращения: 10.01.2016).

3. Социально-экономическое положение Северо-Кавказского федерального округа в 2015 году. - М.: Росстат, 2016. - С. 67.

4. Амиров Р.А. Роль образования и науки в современном мире // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2015. - № 3. - С. 81-82.

5. Амиров Р. А. Формирование сети опорных вузов как этап модернизации высшего образования страны и драйвер инновационного развития региональных экономик // Экономика и управление. - 2017. - № 5. - С. 67-72.

6. Амиров Р.А., Егоров Е.В. Высшая школа страны: вчера, сегодня, завтра // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 5. - С. 97.

7. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества / под ред. акад. Н.Н. Иноземцева. - М.: Прогресс, 1979. - 406 с.

8. Овчинникова Н.Э. Формирование опорных университетов как драйверов развития территорий // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - Т. 21, № 4. - С. 42.

9. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999. - 640 с.

10. Рабаданов М.Х., Гусейнов А.Г., Амиров Р.А., Аскеров Н.С. и др. Стратегический ресурс модернизации экономики Республики Дагестан: образование, инновации, кластеры: монография / под ред. Рабаданова М.Х., Гусейнова А.Г., Амирова Р.А. - М.: МАКС Пресс, 2015. - 424 с.

Поступила в редакцию 14 июня 2017 г.

UDC 338.46

DOI: 10.21779/2500-1930-2018-33-2-21-26

Anchor universities as drivers of socio-economic development of countries' regions

R.A. Amirov

Dagestan State University; Russia, 367001, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43a; a.rasul05@yandex.ru

The article defines the role of anchor universities in socio-economic development of the regions of the country. Due to the significant differentiation between the advanced and less developed universities of the country the importance of establishing basic universities arose. The article presents anchor universities recognized as such by the results of two stages of competitive selection. Suggestions for the further development of a network of regional anchor universities are given in the article. The author comes to the conclusion that the universities are the drivers of socio-economic development of constituent entities of the country. The universities described have become the modern scientific and educational centers, the centers of the region's innovative culture; they are capable to train highly qualified specialists for a wide range of spheres in accordance with the needs of regional economies, to conduct fundamental and applied scientific researches on priority directions of the development of the regions.

Keywords: supporting regional university, higher education, innovation, region, socioeconomic development.

Received 14 June, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.