Научная статья на тему 'Оплата вперед. Прошлое, настоящее, будущее и жизнь'

Оплата вперед. Прошлое, настоящее, будущее и жизнь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«оплата вперед» / дети / будущее / настоящее / эмпатия / исполнительные функции / paying it forward / children / future / present / empathy / pleasure / executive functions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Уденховен Нико, Ван Уденховен Рона Юалла

Актуальность. Проблема «оплаты вперед», или представления о том, что дети и подростки совершают добрые дела по отношению к незнакомым людям, не ожидая отдачи или вознаграждения, настолько важна, что, без преувеличения, от нее зависит будущее человечества. Термин «оплата вперед» можно описать как «процесс, когда кто-то делает что-то хорошее для другого, не имея намерения получить что-то взамен, но вместо этого с ожиданием, что получатели передадут это другому человеку. Автор пытается найти ответы на вопросы: почему многие люди, живущие сейчас, чувствуют привязанность к тем, о ком беспокоятся, и даже могут считать себя ответственными за жизни тех, кто придет в этот мир через несколько поколений? Ход исследования. В статье делается попытка исследовать феномен «жизни настоящим» и то, как это влияет на «оплату вперед», поскольку можно предположить, что забота о благополучии тех, кто будет жить в будущем, повлияет на ограниченное чувство связи с грядущими поколениями, и они больше озабочены удовлетворением своих потребностей в hi et nunc (здесь и сейчас). Тенденция, подталкивающая детей ко все большей жизни в настоящем, подпитывается многочисленными процессами, наиболее значимыми из которых является сокращение количества времени, которое дети уделяют досугу и хобби, и ожидание почти немедленного удовлетворения своих потребностей. Автор рассматривает разрыв между прошлым, настоящим и будущим и то, как это влияет на отношение юношей и девушек к улучшению жизни будущих поколений. Выводы. Стремление чувствовать связь с тем, что было раньше, или чувство тоски по тому, что было раньше, служит многим целям; оно обеспечивает идентичность, гордость, уверенность, смысл и даже покой, восстановление сил и исцеление. Именно по этим причинам спасение культурного наследия является первоочередной задачей после конфликтов или стихийных бедствий. При этом возникает вопрос: насколько хорошо подготовлено молодое поколение для участия в деятельности, которая принесет пользу тем, кто придет после них?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Paying it forward. The past, present, future and the living

The relevance of the article. The problem of ‘Paying It Forward’, or the notion that people, children and young persons, carry out acts of kindness to strangers without expecting a return or ‘being paid’ back, is so important that, without exaggeration, the future of mankind depends on it. The term “Paying it Forward“ is tentatively described as ‘the process of somebody doing something good for another without having the intention to have the favour returned or being “paid back”, but instead with the expectation that the recipients pass it on to another person’. The author tries to find answers to the question: why is it that many people who live now feel attached to, worry about, and may even consider themselves responsible for the lives of those who will come to this world several generations later? Description of the research progress. The article attempts to investigate the phenomenon of ‘living in the now’ and how this affects this ‘paying it forward’, as it can be assumed that their concern about the wellbeing of those who may live in the future may be affected by a limited feeling of being connected with times to come and are more concerned about responding to their needs in the hic et nunc. The trend that pushes children towards living more and more in the present is fueled by numerous processes, the most significant of which is the reduction in the amount of time children devote to leisure and hobbies and the expectation of almost immediate satisfaction of their needs. The author examines the gap between the past, present and future and how this affects the attitude of young men and women to improve the lives of future generations. Conclusions. The urge to feel connected to or la sense of longing for what went before serves many purposes; it provides identity, pride, certainty, meaning and even repose, recuperation, and healing. It is also for these reasons that rescuing cultural heritage a high priority after conflicts or natural disasters. This raises the question: how well prepared are the younger generation to participate in activities that will benefit those who come after them?

Текст научной работы на тему «Оплата вперед. Прошлое, настоящее, будущее и жизнь»

��� ��������� ����1, ��� ��������� ���� �����2

1 ������������� ���������� �� �������� ����� [ICDI], ������, ���������� 2 ����������� �������, ��������, ����������

������������. �������� ������� �������, ��� ������������� � ���, ��� ���� � ��������� ��������� ������ ���� �� ��������� � ���������� �����, �� ������ ������ ��� ��������������, ��������� �����, ���, ��� �������������, �� ��� ������� ������� ������������. ������ ������� ������� ����� ������� ��� ��������, ����� ���-�� ������ ���-�� ������� ��� �������, �� ���� ��������� �������� ���-�� ������, �� ������ ����� � ���������, ��� ���������� ��������� ��� ������� ��������. ����� ����-���� ����� ������ �� �������: ������ ������ ����, ������� ������, ��������� ������������� � ���, � ��� �����������, � ���� ����� ������� ���� �������������� �� ����� ���, ��� ������ � ���� ��� ����� ��������� ���������? ��� ������������. � ������ �������� ������� ����������� ������� ������ ���������� � ��, ��� ��� ������ �� ������� �������, ��������� ����� ������������, ��� ������ � ������������ ���, ��� ����� ���� � �������, �������� �� ������������ ������� ����� � ��������� �����������, � ��� ������ ���-������ ��������������� ����� ������������ � hi et nunc (����� � ������). ���������, �������������� ����� �� ��� ������� ����� � ���������, ������������� ��������������� ����������, �������� ���-������ �� ������� �������� ���������� ���������� �������, ������� ���� ������� ������ � �����, � �������� ����� ������������ �������������� ����� ������������. ����� ������������� ������ ���-�� �������, ��������� � ������� � ��, ��� ��� ������ �� ��������� ������ � ������� � ��������� ����� ������� ���������. ������. ���������� ����������� ����� � ���, ��� ���� ������, ��� ������� ����� �� ����, ��� ���� ������, ������ ������ �����; ��� ������������ ������������, ��������, �����������, ����� � ���� �����, �������������� ��� � ���������. ������ �� ���� �������� �������� ����������� �������� ����-���� �������������� ������� ����� ���������� ��� ��������� ��������. ��� ���� ��������� ������: ��������� ������ ������������ ������� ��������� ��� ������� � ������������, ������� �������� ����-�� ���, ��� ������ ����� ���?

�������� �����: ������� �������, ����, �������, ���������, �������, �������������� �������. ��� �����������: ��� ��������� �., ��� ��������� �.�. ������ ������. �������, ���������, ����-��� � ����� // ����������� ���������� �����������. � 2023. � �3(117). � �. 70�80.

����� ������ ����, ������� ������, ��������� ������������� � ���, � ��� ���-��������, � ���� ����� ������� ���� ������-�������� �� ����� ���, ��� ������ � ���� ��� ����� ��������� ���������?

������ ������ ��������� ��������, �����-������, ��������� � ���������� ���� �������� � �������, ��� ��, ��� ������ ������ ��������-���, ���� �� ��������, ����� ���, ����� ������ �� �������? ����� ��� ��� ������, ���� ��� �� �������� �� ������ ������?

����� ����, ��� ��� ������������ ���������, ������������� � ������������� � ��� ��

* ��� ������ �� ������ �������� �� ����������: Nico van Oudenhoven, Rona Jualla van Oudenhoven (2020). Paying it Forward. Antwerp: Gompel & Svacina. �����������. ������ ��.: ��� ��������� �., ��� ����-����� �.�. ������ ������ // ����������� ���������� �����������. � 2022. � �6(114). � �. 69�80.

���������� � ����������� � �����, � ������ � �������? �������� �� ��� ����������� ��� ����������� ���� �� ����, ��� ������������ ���������������? ���� ��, �� ������ ��� �����-���������? ����� �� �� ��������, ���������-������ ���, ��������, ����������?

�������, ��� ��� �����, ����1

����������� ��������� ���������, �����-���� � ����������� � ������������ ����� ��-��� � ������ �� ����� ����������. �� ���, ��� ��������� ��� ������������ ��������� �����,

1 � ������ ������ �� �������������� ������������� ������� �������, ������� ����� ��������������� ��� ������� ��� ��������� �������: �������, ������-��� � �������, � ��� ��� ����� ��������, ���������, ����� �������, ��������� � �������, � ������� � ���������.

Paying it Forward. The Past, Present, Future And The Living

Nico van Oudenhoven1, Rona Jualla van Oudenhoven2

1 International Child Development Initiatives [ICDI], Leiden, the Netherlands. 2 Radboud University, Nijmegen, the Netherlands.

The relevance of the article. The problem of �Paying It Forward�, or the notion that people, children and young persons, carry out acts of kindness to strangers without expecting a return or �being paid� back, is so important that, without exaggeration, the future of mankind depends on it. The term �Paying it Forward� is tentatively described as �the process of somebody doing something good for another without having the intention to have the favour returned or being �paid back�, but instead with the expectation that the recipients pass it on to another person�. The author tries to find answers to the question: why is it that many people who live now feel attached to, worry about, and may even consider themselves responsible for the lives of those who will come to this world several generations later? Description of the research progress. The article attempts to investigate the phenomenon of �living in the now� and how this affects this �paying it forward�, as it can be assumed that their concern about the wellbeing of those who may live in the future may be affected by a limited feeling of being connected with times to come and are more concerned about responding to their needs in the hic et nunc. The trend that pushes children towards living more and more in the present is fueled by numerous processes, the most significant of which is the reduction in the amount of time children devote to leisure and hobbies and the expectation of almost immediate satisfaction of their needs. The author examines the gap between the past, present and future and how this affects the attitude of young men and women to improve the lives of future generations. Conclusions. The urge to feel connected to or la sense of longing for what went before serves many purposes; it provides identity, pride, certainty, meaning and even repose, recuperation, and healing. It is also for these reasons that rescuing cultural heritage a high priority after conflicts or natural disasters. This raises the question: how well prepared are the younger generation to participate in activities that will benefit those who come after them?

Keywords: paying it forward, children, future, present, empathy, pleasure, executive functions.

For citation: van Oudenhoven N., van Oudenhoven R.J. (2023) Paying it forward. The past, present, future and the living. Preschool Education Today. 3:17, 70�80 (in Russian).

������� �������������� � ������� �� ������-����. ������ �������� ����� ������ ����-������ �� ������ �, ���� ��� ������� �� ����, ����� ������� ��, ������� �������������� ���� ������������� � �� ����� ���������. ��� �������, ��� ������� �������.

������ ��������, ��� ��� �� ���� � � ��-������ �����. � 1989 ���� ��� ���������� � �������� 109 ��� � 97 ����, �������� ������ � ����� �������� �������� � ���, ��� ��� ���-��� �� ����� ���� ���������. ���� ��������� �������� ������, ������ � ������!

����� ���� ���-, ���-, ���-, ���-, ��������-�� ������ ���� ����� ������ � ����������� ��������� ������� ��������-��������, ����-��� ��������� ���� ���, ����� ��� ��������� ������ ���, ��� ������ ����� ���� ��������� ����� ���.

������������, ��� ������� ����� ����-���� ����������, ��������� � ���������, ������������������ � ��������� ���������-�� � ���, ��� ������������� � ������������� ������ ������ �������� � �������� ������ �����, � �� ����� ��� ��������� ������ ����-����� �� ����� ������������, � ����� � ������-������������� ����.

���� ����� ������, ��� �������� ������ ������������ ����� ����� ���� � ��������-���� � ������������� ���, ��� ��� �� ���� ��-������� �� ���, �� � ���� ��������� ������ ��������� ������� ��������� ��������� � ��-������ ���� � ���������� �������������� ����� 280 ���. ��� ��� ������ ������ �������� ������������ ��������� � ������� �������� ���������� ������� � ������������ �������� � ����������� ������ ����������, ������� �� ������� ������� ������.

������ �������� �, �� ������ ������, ����������� ��������� ������ (�Songlines�), ��������� ����� � �����, ������������ �� ��������������������������������������� ��������� �������� 50 000 ���. ��� ������-�� ��������������� �������� �����, �������-�� � �����, � ����� ��������� ������������ ��������� �������� � ����������, ����� ��� �������� �����������, � ������ �� �������� ����������������. �� ������� ��������� ��-����������� �� �������������� �����������-�� ������������ ���������� ��� ������� ���-�� �������� �������, ����� ��������� �� ��� ������� ��������� (ANU, 2016).

�������� ���������� ����� ������� �� ��-������ ����������� �������� �����������, �������, ���������� � 1332 �� 1323 ��� �� ����� ���. ������������� ������������ ��-���� ���� ��������� � 2018 ����, ������ ��-������� ��� ������ ����� ��� ������� ��-�������� (Getty Conservation Institute, 2019). �������������� ������ ������ ����� � ��-�������� ������� � ���� ����������� � ���-��������. �� ������� ������ ������� ������-�������, ������� ���� �������� � �� ��������� ���������������������������.���������� � ������������ ���������� �� ������������ ���������, ������� ������ ������� � ������� �������������������������������,�������. ���� ������� ��� ����� ������, ��� � ������-�����, ����������� ������ �� ��������� ���-������ �����2.

����������� ������� ����������� ������ ��������� ��� ������ ���, ���, �� ������ �� ������������, ������ � �������. ��� ����� ����������� �� ����������, �� �� ���������� ��, ��� �� �������, �� ��������, �� �������-����, � ����� ������������ � �������, ��� ��� �������� ���������� � ����������� �� ����, � ����� ������� ��� ������ ������. ������� ������ ����� ����������, ������� �� ������, ������� �� ���������� �� �������� �����; � �� ����� ��� ���������, ���������� ����-�� � ����� �������� ���������, ��������� � ��������� ������������ ������� ��� ���-����� ����������� ������. ��������� ����-��� ���������� �� ���� ���������, ���������� �� ������� �� ��������������� ������������, ������������� ���������� ��� ����������� ���������. ��� ����������� ������� ���-�����, ����� ��� ������� ����������� � ��-������ ��������, � ������������ ����� ���� (Wikipedia, 2018).

������� ������������ ��������, ��� ���� ��������� ������ ����� � ����������� ����-����� � ������, ������������ � ��� �������, ����������������������������������,���-

2 www.memory-of-mankind.com; accessed 12 June 2018.

��� ����� �����, �������, ������, ���������, ������� � ���������� ������, � ����� � ������ ������, ��� ������������� � ������������� ����� ������, ��� ��� ����������� �����.

��������, ���� �������� ������� �� ���-����� ����� ������������, ������������� ����� 12 000 ���. ������������� �������� �������� ��������� ���� �����, ������� ���-������ ���, ��� ��� ������ �� ������� �����-��� ��� � �� ����� 1800 ��� �����. �� ����� ����� � �����, ����� ���������� �� �����-���, � ���, ����������, �� ������������� (Economist, 2019).

����� � ������, �������, 2019 �. � ������ ������� ������������ ��������� ��������-���� �� ������� �������� �� ������� ������ � ������ ������������� ������� (Brammer, 2019). ����: ������ ����������. ������ ���-��������� �������� ���������� ������ � �������, ��� ��� �������� ������� ����� ����� � �� ������ �������� (Love, 2017).

���������� � ����� ����������� ���-�������� ����� ��������� � ��������������, � ������, ��� �� ��������, � ��� ��������� ���������� ���� � ����, ���������� � 1857 ����.

���������� ����������� ����� � ���, ��� ���� ������, ��� ������� ����� �� ����, ��� ���� ������, ������ ������ �����; ��� ����-��������������������,��������,�����������, ����� � ���� �����, �������������� ��� � ��-�������. ������ �� ���� �������� �������� ����������� �������� �������� �����������-��� ������� ����� ���������� ��� ��������� ��������. ������� ������� �������� ������ �������������� ������� � ���������� ����� � �������, ������� �����, � ����� ��������-��� ������ ������. ��� �������� � ������� �������� �������� � ����� ������������ ���-���� ������, ������������ � ����������� (Laessing,2019).�������������������������-�������� � ������ � 2015 ���� ��������� ��� ����� �������������� ������������ ������-���������������� ������. ����������� ����-��� ������ ������ ������������ 400-������ ����, ������� ��� �������� �� ����� ����� � 1990-� �����, ��� ��������� �� ����, ��� ��� �������� ����������� ���� (Biron, 2019).

����� �� ���� ��������������� �� �������� ����� �������?

����� ����� ����� ��������� ����������� ���� ������������ � ����� ������ �������� � ����� �� ���� ��������������� �� ��, ��� ����-�� �� ������. ���������� ���������� ����� ��-����� ������ �������� �������, � �������� ������ ����������, ����� ���������� �����-������ �� �����. ������, ��� ������� ����� ����������� ������������ ��������� ������-�� ��������� �� ���������, ����������� �� �������� � �������. ������ ���� ���������� ������������ ����� �, ��� ��� ����� �����, ������� ������ �� ��������, ��� ����������� ����� � ����, ��� ��� �� ���.

������� ����� �������� ���, ��������� �������� ������, �� �������� ����� �, ��� �������� �����, �� ����������� ��� � ���-����, ��� � � ���������. ��������, �����-������ ��������, ���������� � �������� ������ ����� � ������, �������, ������, ���������� �� ���������� ���������: ��� [�] ������ �� ������ � ��������� ����, ��� ���-��, �� ������� �� ����������, �������� ��-������ ����������� �����������, �������� ���������� ������� ������. �� �������� ������ ����� ������� ������� ������ ���-�����, � ������ �� ���� �������� ������ �� �������� ���� ������������ � �����������-��� �����������, ����� ��������� ������ � �������� �� ��� ������ � ����������� 3. ����������� ��������� ������������ �� ���� ������.

�������� ������ ������ [�������� �����, ������, ������] � ��������� ����� �������-�� ��������, ��� ��������� � ������� ������ ��������� �����, ������� ���� ���������� ��� ���������� ����������� � ������ ������-����� �������� ��������� ����-����������. ����������� ���� ��� �����, ����� ������ ���-�� ��������� � ������� � ����� ����� �� ���-�������. ��� ���������� ������ Muskowekwan First Nation Band, ���������� ������� [�����] ������� � ����������� ������� ���������� � ������������ ������� ����-����������� (Issawi, 2019). �������������, ����� �� ����� ���� ����-���������� ���� �������� �������� �� ��������� ����, � ������� �� ������ ������ ������� ���� (McCabe, 2008).

� ���������, � ������������ ������ �� ������������ ������ � ����������, 30 ��-����� 2019 ���� �� ������������� ��������� � ����� ������, ������� ��� � �� ���������

3 www.caut.ca/content/guide-acknowledging-first-peoples-traditional-territory; accessed 29 May 2017.

������ �� ����� �������� ������������� ��-����������� ������� ���� �� ������ ���� ��-������ ����� ����� ����� 2800 �����, ����-��� � ����������, �� ����� ����� ������� �� ������ ���������� (Paradkar, 2019).

� �� ����� ��� �����-��������� ���� ��-����� � ���������, ������ � ��� � ������ �������� ���������� ���������, ��� ��� ��� ���������� � ���� �����, � ��� ����� ���������,�����,��������,�����,��������� � �� �����������. ��� ���������� �� ��� ��� ������������� � �������������� ����� �����-���, ��� �������� ���������� ������������ � ���������� ������� � ������������ �����-����������������������������������(Crimes against children�).

����, ��������, ����� ������������, �� ��� �� ��������� � �����������, � ��� ��, �� ������� �������� ������, ������� � ������-���������� ������� � ������� ������� � �� ��� ��� ������������ ������ � ���������� ��������,������������������������������-���� ���������. ����� ������ ������, ���, ��-������, ������������ � ������ �������� ���-����������� ������� � ��������, ���������� �� �� ������� ������������ ���������, ����-�� ����, ����� ����������� � �������� ���� ����������� ������������� ������������. �� ������ �������������, �� � ������� �����-����� ����� ������� ����������� ��������. � 2018 ���� ���� ���������, ��� ����������� ������ (��������������) ���������� ��������� 200 ��������� ������ ���������� � �������� ����������� ������������ ����-�����, ���-������ ��� ����� ������������ ����� ������� ��������� ��������, ������� � ��������� �������� (Durham, 2018).

� 2019 ���� ����������� �������� ������ ������ ��������� 50 ��� ���� ������������� ����� ��� ����� ������, ������� ��� ��������� � ���������� ������ ������ �� ����� ������ ������� �����, � �������� ��� ���� �����-��� ������� (Boffey, 2019).

����1946�������������������������-��� ���� ������ �������� � �������������-���� ���������� �Schuldfrage� (������ � ����; ������ � ���������� � ���������� ���������-���) ��� ������������ ���� ��� ����, ����� ������ ��������� ������ (Jaspers, 1946).

�������� / ����������� ���� ����, ����-��� ����������, ��� �� ������� � ������� ��-����� ����������� � ������������ ����������� �����������, ������� �� ��������������� ���-��� � ����� � ������������ � ����� ������� �Heimat� (��������) � ���, ��� ������� ���� � ����� ������ �� ��� � �� ��� ��� ������� ��-������ ����� (Krug, 2019).

���������� ���� ���� �������� ��� �����-������� ������ � ������ (Jakob, 2020). ����� ո��, ���� �������� ���������� ���������� ��������� �������� ո���, �������� ����-������ � ���� ��������, ����������� �� ����, ���������� ��������, ����������� ��� ����� (Teotonio, 2019). ������ ��������� ������ ��������������������������,������������-�������������������������,������������ �� �� ���������� ����������� �������, ��� � 1904�1908 ����� ������� ������� ������ � ���� ����������� ��������; �� �������, ��-����� ����� 100 000 ������� ������� (Onishi, 2016).

����������� ������� ����� ������ ����� �������� ������������ � ����������� ������ � ������ ������ ����������, ���������� ��-����, ����� ���� �� ������ ������ � �������-�����, � ��������� ������� ����������� ����-��� ����, ����������, ���������� � ��������� (Nwaubani, 2019).

������ ���������, ���� � � ����������� � �� ����� ���������, ��� ������ ��������� ������ ������������ � ��������, � �����-�������� ���������, ������� ������ ����-�������� � ������� ������� �� ����� ����-��������� � ���, ��� ����� ����� �������� ������ �� ��, �� ��� ��� ����� ����������� � �������������� ���������������. ��������� � ���� ��������� ����� ����� ��������� ������ ����� ���������� ���������� � ���-���������� ������� � ��������� � ��������-��� (Cohen, 2001).

������������� �� �������, ��������� � �������?

��� �������� ������� ���������, �����-��������� ����� ����� �� ���������� ��-�������������. ��� ������ ��� ��������� ���� ������, ���������, ��� ��� ����� ��������� ����������� ���������, ������� �� �������. ��������� ������, � ����� ������� � ����� ��-�������������������������������������� � ����, ����� ��� ���������� � ����� ������-���, ������� ������� �� ���������� �����, ����, ������

����� ��, ��� ���, ��� ������ � ��������, ��� ���������� ����������� ����� ����� ���-����, ��������� � �������, ��� �� ������-��. ������ ���, ������, ���� ������� ��� ������, ������������ �� ��������� � ����-�����, ����������� � ������������ �� ���-���. ������������ ����� ���������� ����� �������� � ���������, �������� ��������-��� ����������� ��� ������ ���������� ���-���������. ��� �������� ������ � ��� �� ���-��� ����� �������, � ������ � ������ ����� �����.

������� �������� ������� ���������� ������ ����� ��������� ������ �����, ������ ������� ������� � �������� �����: ������� �� ���� �� ����� ��������� ���� ������� ������ ����. ��� ������ �� ������. ����� ����, ��� ��, ��, ��� ����� � ������, �����, ��� �����-��� ����� �������, ��������� � ������� � ����� ���� ���������� �������� 4. ��������, ��������, ������������� ����� �� ����� ���-���� �������� �����, ���������� ����� ø����, ������� ���������, ��� ������� �� ������-����. ���� � ����������� �� �������, ø���� �������� � ������ ����������� �������. ���� �� �������� ���������� ������ (�� ��������� ������ �������� � ����������� � �������), �� ����� ���������� � ����� ������� ��������, ���������� � ��������, �, ����� �������, ��-������ ø���� ������: ����� �� ����� �������-�� � �������, ����� ��� �� ����� ���� �� ����-����, � �����, ������� �� ��������, ����� �� ������ (Yourgrau, 1991). � ���� ø����, ��-��-������, �������� ����������� ������ �����-��� ����������, �������� ������� ��������� ������������ ����� �������� ���� ���� ����-���, ������� �����-���� ����������� � ����� ����� � � ����� �����. � ���� ����� ������ �������, ��������� � ������� ����������-�� � � ������ ������� ������� (Hogenboom, Pirak, 2020). ������������� ��������� �����-������ �� � ø�����, ��� ���� ������ �����-��� � ��������� ���� ����������� � ������ � �������������,����������,������������-����� �������� ������� � ���� ��������养 (Malouf, 2020).

� ��� ������ ���, ��� �� ����� ����������� ��� �������� ������������? ����� ����� ��-���, ������� �������� ������� �� ������-���� � �� ������������, ����������� �, ��� ���������, ������; ��� ������ ������� ���� ����������� ����� ���������� ������������ ����, ������ ��� ������ �������� �� ����� ������ ��������� � ��������� ����� ������� ������������� � ���������� � ���, � ��� � ��� ���� ������, ���� ������ ������ ���. ��� ��������, �������, ������� � �����������-���� ������� �����, ��������� ��������� � ��������? ��� ������������� �������������� ��������� � ���������� ��������� ��������

4 www.goodreads.com/quotes; accessed 12 July 2017.

���������������� �������� � �������� ����-�������� �������?

�������� ����� ����� � ����� ����� ������������� ��� ������������ ��� �����-��: ��������, ���� �� ��������, ��������, ������� ��� ����������� ������, ��������� ������������ � ����� �������������� ����-������������ ������. ��� ��������� ������� ����� �������� � �������������� ������� (��� ��������������� ��� ��� �����); ��� �����-������ ��������� � ������������ ������-������� �������� (� ������������� �������); ��� ��� ���������������� ���������� (� ��-���������� � ������� � ���������� ��������) (Kegan, 1997). �� �������� ����������� ��-��������� �� ���� ������������. ����� ����� ��������������������������������������-���������� ����� �����, � ����� �������, � ����������� � ��� ���������� ������ �����-���� ������� � ���������������� ��������, � ������.

���������������������������������,��-��� �� � ������� ��������� �����, ���������-��� ��� ���, ��� ����� ������. ��� �� ����-���� ����� ������ ���������� � ���������� ����� ����� ���, � ���� ������������ � ����-���� �� ����� ������ ������������? ����� ������ � ��� �������� ���� ��������, � ����-��� ���� ��������� ������ �� ����.

������ ����, ������� � ������� XVIII ��-��, �� ��������� �������� � ����� ��������. �� ��� ������: ���� ����������� �� ���� ��-���, ����������� �� ���� ���������, ���-�������� �� ���� ������������ � �� ���� ������������. � ��������� ���� ������ ���-�������� �� ����� ���� ���������� �� ����� ���������, ��� ���������� ������������ �� ������ ����� ��������, �� � ����� ����, ��� ���, ��� ����, � ��� ��� �� ��������. �� ����������: ����� �� ������ � �������� ��-����� ���������, �� ������� �������� ����-������� � ������, ����������� � ���, ����� ��������� ��������� � ����������� ����-������ � ���, �� ������� �������� �� ��, ��� ��� �������� �� ����� �������, ��� �� ��, ��� ����������� �� ��������, �� �������-���� ���, ��� ���� �� ��� ���� ����������-���� ���������; ��� ��� �� ������ ������� ����� ������ ������ ���������� ��� �����-���� ���, �������� �� ������ ���������� ��� �������������� ��������� ������ ����-������ (Burke, 1999).

���������������������������-������, ����� �������, ����������, ��� ���������� ��������� ��������� ��� ������������ ����� �������� �����������, ��������� �� ������ �������, ��� ���� � ����� ������ ������� �������� ������� ������������������ ����-�������, ������������� ������� ������� � ������� ������� ���������. � ������������� ��������������������������������������-��� � ������� �������������� ����������, ��-��� ��� ������������, ��������, ���������� ��������� ������ � ����� �����������, ������ �� ����� �������, ��� ����� ��������, ��� ��� ��� ��� ���������� (De-Shalit, 1992).

����� ������, ��� ������� � ����� ���-������� � ��������� ��� ����, ���������� ���������� � �������� ������ ������. � ���-�� ����� ���������� �������, ������������� ������������ ������������������ �������-��, �� ����������, ��� ������������ ������-����� � ��� �������� �������� �� ��������� ����, ��� ��� �� �����. ����� �� ����������, ��� ���� ����� ��� � ���������� ���� ���-�����, ��� � � ���� ��������. ������������� ����� ������������ ����� �� �������� ����-����� ����������� ��������. ���� ��������� ������� ��� �������������� � ����-��, ���, �� �� ������, ����� ������������ ����� � ��-�������, ����������, �����������, ������, ��-�����, ����� ������, ������������ ������ ��� ������������� ��������� ����� �������, ��� ���������, ��� �� ����� ����� �������-�� ������� �, � ��������� ������, �������-������ (Becker, 1973). ���������, ��� �� ���-��� ������, ������� � 1974 ����, � �������� ��� �������� ����� ����� ����� ������, ��-����� ������ ������� ��������� � ���������-��� �����������. ������� ��������� ������ ������������������� � ����, ��� ���� �� ���-��, � ������� ������������ ��������, ����-��� ������ �������� ������ �� ���� ����� � ��������� �� ���������� �� ������ ��� � ��-���������, �������� � �������� �� ������� (Holley, 2019).

�������, ���������, ������� � ����� ��������

����� � ����������� �������� � �����-������ ���� ������ ���������, � ��� ���-������������ ������������ � ��������� ���-������������ ����� ����������. � �������� 2019 ���� ��������� ������� Advanced Search ���������� 2 572 362 ���������, ��������� � ������������� �������������� ��� ������-��� ������� 5. � ��� ������ ����� �������� �������� ��������������� ���� � ���������

5 www.academia.edu; accessed 10 September 2019.

���� [����� ���������� �����, ���������� ���-��������], �������, ��� � ��������� �������, �� ��������� ������� ���������� ����� ���-������� (Feinberg, 1970). �� ���� ���������� ����� ���� ��������, � ����� ����� ��������-����������, ����������� ����, ��� ������ ��-������ ��������, � ���������� �� ��� ���-������� �������������, ���������� ��� ����� ��������������, �������� ����� ��� ������-����� ��� ���� ����� ���� ������� ������ � ����� ������������ ��������, ��� �������� ����������.

������� ���� ��� ������� �������� ��������� � ����������� ���������� ���� ��������������� ��� ������� �� ������, ��� � ����� ������� ���-�� �� ���, � ������ �� ��� ���������, ��� ��� ���������� �� ����� ��-���������� ������������, ������� �� ����� ���� �������������� � �������� ����, ��� ��� ���������� ������������ ���������-�蔻. �� ���������� ������� ����� ������� ����� ������ �� �����������, ����� ������-���� ��� ��������� ��������� (Boot, 2015). ������������, ��� ������� ���������, ����-������, ����� ������� ���� � ����������� ��-�������� �����, � ���������� ����, ����� ������ � ���������� ��������������� � ��-���������; �� ��� �� �����������, ����� ��-����� � ����� ������ ��� �������� � ������ ��������� ������������, ��� ���������� ��-������� ��������� ��� ���, ��� ����� ������; �������������� ������������.

� �������� �����, �� ������� ����, �� ������ ������, ���� ���� � �������� � ��-������, ������� �������� ��������� �����-�� ���������� ��������. ��� ������� �� ����, ��������� ������� �������� � ����������� ��������, ���������� �� ����, ��������� �� �� ��� �������� � ��������� ������ ����-���, ���������� � ������������ �������� (van Oudenhoven Jualla, 2015; Van Oudenhoven, and van Oudenhoven, 2018).

��, ������, ��� ��

������� ����, ��� ��������� ���� ����� ������� ����� ��� � �������, ��� � � ����-���, ��� ����� ���������� ������� ������� �������, �������� � �������� �� ������ �� ���-��� �������, ������� �����������, �������, �� � �� ���� �������������, ��������. ��� ������� ���� ���������������. ������ ����� ��������� ��� ������� ��� ����� ���������, � ������ ������� � ��� ����� ������ � ������� � ��� ����� ������. ������ �� �������� ����-��������. ��� ������� ������������, ������-��, ��� �� ����, ��� ������ ��������� (412 �. �� �.�.) ������������, ��� �� �� �������� � �� ����, � ��������� �����, ��� ������� � ����-�������� ������������ � ����������� ���-����� (Paone, 2018). ����������� � �������-�� �� �������: ���� ����� �������� ����� ������� ���� �������� �� ������ �����, ���� �� ���� ������ �������, � �� ����� ��� ���-��� ������ ��������� ������� ����� ���-����, ���� ���� ��� ����� �������� ������-������ �� ����������� ��������. �������� ��������� � ������ � ���������� ������� �������� ���� ����� �� ����������� ����� ��������� ��������������� ����� ������. ������ ������������ �������� ��������� ���������������� �������� ������ ������-��� ���������� ��� ���������������� ����� ���������, ����� ������� ��-�������� ����� ������ ��������� ������� �������� ������� �� ��������, ������� ����� �������������. � ��������� ����� ����� 90% ������������ � ���������� ������������� �� ��������� ����-��� �����. ��������� ����������� ������� � ����������� �������� ����� ������������� �������� ������ � ����� ������ �������-����� �� COVID-19 �������� ��� ����� ���-������ ����������� �� / �� � ������ ������ (Reuters, 2020).

��������� �������� ����� ����������, � �������� ��������� � ����������, ����-������� �� ���� ������� �����, ���������� ����� ����������������� ������, ������-���� � ������������ ���������� ������, ���������� �� ������ ��������, �������-������ ������������, ��������� � �����-��� ������������� �����������, ���������� � ������� (Armstrong, 2011; Stoker, Armstrong, Mason et al., 2011; Chomsky, 2017; Hohlfeld, 2015; Nussbaum, 2010; Pierik, Werner, 2005; Pogge, 2002; Rawls, 1996; 1999; Richardson, et al., 2018; Singer, 1972; 2016). ����������� �������� �������� � ����� ��������� ����-��� ���������������, ����������� �� ����� ������� ������� ���������� ������������ � ����� ���� � ������.

���������� �����, ���������� ����

�������������� ��������� ���������� �� ���� ��������� ����� ������������ � �����-������� ���������� �� ������ ������ ����, ��� ����������� � ������� ���� ������ �� ���-�� � �� ���� ��� ���������� � ��� ���� ����-�� ������ ��������. �������� ��� �������� �������� � �������, ������� �������� ���-���, ������, �������� � ��������. ������� �������������, ��� ������ ������, ��� ��� � ���� � ���������� ������ ����; ����� ����, ����, ��� ���� �� ����� ����? ���������� ��-��������� ��������� �� 2019 ���� ��������� �� ������������� ������ � ���� ����� �����-�� ����:

� �����, ���������� �������� ������-������ ������ �� ���� ����. � 2014 ���� ����-��������� ���������� ���������� � 62,16 �� 64,47, ��� ���� ���������� 8 �� 12 ��������-��� ����������� ���������;

�������� �� ���� ����� ��������, � 2014 ���� ������ ��������� ��������������, � � ����� ��������, ��� ������� �������������, ������� � ������� �������� � ��������������� ����������� ���������;

� 137 �� 149 ����� ������������� ��������� ����������� ����������� ��������� � 2014 ����, ��� ���� ��������� �����, ����-��� ������, �����, ������-����� � �������, ������������������ �������� �������� ���������;

������� ������ ������������� ��-��������.������������������������������ ������, ���������� ������� ��������� � 84,74 �� 83,62, ��������� ��� ����������, ��� � ��-����������� ���� (Social Progress Indicator).

��� ���������� ����������� ��������� ��-������ ��������� ����� ������������� ��-�����������, ��������� �� ��������� ������-���, �������� �� ������������ �����, ����� ��� ��������� �������, ����� ����������, ���������

������� � ����������� ������ ����� �������������� �� ������������, ��������-���� � ��������� ���������������� ����-������ ���������� ����������. �� �������-������, ��� ��� ��������� �������������� ����� ����������� ����� � ����� �����, ��� ����� �������� � ������������ � ��-���������� ���������, ��������� ��������� ����������� ��������, ���������� ������-������� ��������� � ������������ ������ �������� (Quartz, 2017).

������ ������, ������� � ������, ������� ������ �� ����� ���������� �����, ���������� ��� ������ ������������� ��������� �����-������ �������� �����, ������ ������ ��� ������ �� ������. �� ����� ��������� � ��-����� ������� ����� ��������� ������, ����-���� �� �������� ����� �������� ��� ��� ���-��� ��������������� ������, ������������� �������� ��� �������, ������� ������ ���-�������� ������� (Crist, 2020). ����� ��� �� �������� ������������ ����� ������, ��� ���-�������� ��� ������. ����� ���������� ���-��� ������������ ����������, ��� ��������� ���� ����� �����, ��� ��, � ���� ���� ���� (Walker, 2011). � ����������� �������� ����-��� �������, �������, ���������� ��� ����� (Dolan, 2019). ������� ������ ����� ������-���� ���� ������ ��������� �������: ����-�� (��������) ������������ � ������������� �� ������� �����; ��� ����� ������������ ������ �����; ��������� ��������� �����-��� ��������� �������� ����� �������� ��-�����; ����� �������� �����; � ��������, ��� �������, ����� �������, ��� ��, ��� �� ���-�� ����� (Gillet, 2017). ��������� � ��������� � ���� ������, ���������������� �������� �����, ������� ��������� ������ ����������-����, ������ ���������� �����������, ����-������� ���������� ���������������: ���� ����� ��� �� ���������� � ��� ������� ��� ��-�������� ������ ��� ����� �������������.

� ���������� ������, � ����� � ������� ��-�������� �� ������� ��������� � ������������� � ����������. � ������ 2020 ���� ��������-���� ����� ����� ������ ��������� ����� ��-�������� ���������� �� ���� ���������� �� ����� �����?� � ���������� ����� � ������� (Crist, 2020). ��������� ��� ����� ������ ��-�������� �������� ��� ��������� ��������, ��� ����������� ���, ������� ����������� �������� ������ ����� ��� ������ �� ���-�� �����, ����� ����� ������� ������� ��-���������, �������� ���������������� ��� �������������� ���������, ����� ��������-�� � ����� ������������. �������� ������� ���������� �� �����, ������� ������ �����-��� ������� ������������ ���������� �����, � ������� � ���������� �������� (Blackstone, 2014).

��� �������, ��-��������, �� ����� ����-����� � �������� ������� � ���������� ���-��� ����� � �����, �������, �� ����������� �����������, ��������� � ������. ����� ���-�������� ������ �� ������� ����������� 6,49 ����� � 2017 ����6. ��� ������� ����� �����-������ ��� ��������� ������ ������� �����-��, � �������� ��� ��������������, �������-�������� ���������, ��� �������� �������� � ����������� 0,03 ������� �� �����, �� ��� ������� �����, ������� � ������� �, ��� �����-������, ������-����7.

6 www.statista.com; accessed 17 July 2019. 7 www.indexmundi.com; accessed 17 July 2019.

� ������, ���������� �������� ������� � ������, � 2000 ���� �� ��������� �� ������ �������. ����� �������. ����� �������� ���, ������ ���� � �� ������ ���������� ����� 350 ����� � ���������� �� �� ���������. ��� �������, ��� ��� ������ ������� ���������� (Rich, 2019). � ����� 2017 ���� �����, �����-������ � ������, �������, ��� 47,2% ������� ������ � ������ ������� � �������� ������, ��� �� 2,6% ������, ��� ������, ���������� � 2014 ���� (McCurry, 2017).

������� ����������� � ���� ��� ����-������ �������������� ���� ����� ������-����� �����, ��������� � 2100 ���� ��������� �������� 20 ����� ���������� �����, � ������ ��������� �� ���� (Gallagher, 2020).

����������� ����� � ���������� ���� ����������� ���������� ������ � ��������-�� ��� ������ ������ �������� ��������� ���������� ��������� ��������, ��������� �������� ��������� ��� � ������ �������. � ��� ���������: ��� ���� ���������, �����-����� �����, ���������� �� ����, ���������-������ �� ��� ���������������� ��� ������-�� ������������ ����������� �����������, ������, ����������������� ��� ��������-�������� ��������, � ������ ������� ����-�� ����������� ��������� �������� �������� (UN Convention on the Rights of the Child). ���� ������� ���������� ���� ������������� ��-���������� ��� ���� ��� � �����������, ���-���� ���� � ������, ��-����� ��� ����. � ���-�� ����� ���������� ���������� ������ � ���, �������� �� �������� ������� ���������� ����������. ���� ������, �������, ����� � ����� �������� � �������������� ������-��� �������: ����� ������� ��� ����� ����-���� ���������� ��������� ��������?

����������� �������� �� �������, ������� � 1950-� �����, ��������� �������� ������-����� ����������� ���������, ������������-�� ����� � ����������� ��������� ��������, ����� ��������� ������������, ��� ���� ����-������ ���������� ����� ������������� ���-�� � ����������. ��������� ������, �������-�� ������ ������������ ������� ��������� ��� ������� � ������������, ������� �������� ������ ���, ��� ������ ����� ���? ������ �� ��� ������ �� ����� ������������ ��� ���-������ �� ������� ���������, ������� ����-�� ����������� ��������� �� � ������� � ��-�����. ������ ����� ��� ��� ������������ ����-�������� � ������������, ������� ��-������� Z, ������������ �������� � �����-�������� �������������� ����� ����, ���-��������� ����� ������� � ������������ ������� ���������� ����� � ���� ������ ��-�����������. ��� ������ ��� ����� ������� ������� ��� ��������� �����. ��� ���� ���-����� � ����, ������� ���������, ��� �����-�� ������� ����� �� �������� � �������. ��� ��������� �������� � ����������, ��������-��� �� ���� ����� � �����������. n

���������� / References

1.

ANU, 2016, �Recording ancient Aboriginal Songlines�, Australian National University, 8 July.

2.

Armstrong, Chris, 2011, �Global Citizenship: Cosmopolitan Futures?�, 2011.

3.

Becker, Ernest, 1973, The Denial of Death, New York: The Free Press.

4.

Biron, Carey L., 2019. �Cultural heritage should be considered a priority in rebuilding cities after conflict or natural disaster, but it is often missing from local and international strategies, experts said�, Thomson Reuters Foundation News, 4 March.

5.

Blackstone, Amy, 2014, �Childless�childfree�, trends in social life matters, American Sociologists Association, 20 November.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6.

Boffey, Daniel, 2019, �Dutch railway to pay out 50m over role in Holocaust�, The Guardian, 27 June.

7.

Boot, Erik Robert, 2015, Human Duties and the Limits of Human Rights Discourse, Nijmegen: Radboud University.

8.

Brammer, John Paul, 2019, �Lo que me llev� a celebrar Da de Muertos y a recuperar mis races mexicanas�, The Washington Post, 31 October.

9.

Burke, Edmund, Selected Works of Edmund Burke. A New Imprint of the Payne Edition. Indianapolis: Liberty Fund, 1999.

10.

Chomsky, Noam, 2017, Global discontents, New York: Metropolitan Books.

11.

Cohen, Stanley, 2001, States of Denial, Cambridge: Polity Press

12.

Crimes against children. Survival International, https://vimeo.com/343481746?utm_source=ENGLISH %3A+email+updates&utm_campaign=a8156ade74-&utm_medium=email&utm_term=0_241e47c256-a8156ade74-87367005; accessed 12 September 2019.

13.

Crist, Meehan, 2020. �Is it OK to have children?�. Discussion session, British Museum, 14 February.

14.

De-Shalit, Avner, 1992, �Community and the rights of future generations: a reply to Robert Elliot�, Journal of Applied Philosophy, Vol. 9.No 1.

15.

Dolan, Paul, 2019, Happy Ever After, London: Penguin Books.

16. Durham Citizen, 2018, �University of the West Indies to receive millions in reparation payments�, Durham Citizen, 4 December.

17.

Economist, 2019, �Chaguan�, The Economist, 12 January.

18.

Feinberg, Joel, 1970, �The nature and value of rights�, The Journal of Value Inquiry, December, Volume 4, Issue 4, pp 243�260

19.

Gallagher, James, 2020, �Fertility rate: �Jaw-dropping� global crash in children being born�, BBC News, 15 July.

20.

Getty Conservation Institute, 2019, �Conserving Tutankhamen�s Tomb�, New York Review of Books, 4 April.

21.

Gillet, Rachel, 2017, �Having a child could negatively impact a parent�s happiness�, Independent, 27 November.

22.

Hogenboom, Melissa and Pierangelo Pirak, 2020, �The physics that suggests we have no free will�. BBCVideos, 17 March.

23.

Hohlfeld, Malte, 2015, �Cosmopolitan approach to redistributive justice: A postcolonial critique international relations and international organisation�, University of Groningen: Course Name: Theory of International Relations, Cosmopolitan Approach to Redistributive Justice: A Postcolonial Critique, 7 December.

24.

Holley, Peter, 2019, �Seeking virtual immortality? Become a bot�. Toronto Star, 8 September.

25.

Issawi, Hamdi, 2019, �Unearthing �trauma and history��, Toronto Star, 17 February.

26.

Jakob, Lina, 2020, Echoes of Trauma and Shame, Bloomington: Indiana University Press.

27.

Jaspers, Karl,1946, Die Schuldfrage: ein Beitrag zur deutschen Frage, Zurich: Artemis-verlag.

28.

Kegan, Kieran, 1997, The Educated Mind. Chicago: University of Chicago Press.

29.

Krug, Nora, 2019, Heimat, London. Particular Books. Krug is not the only person who struggles with a similar past, see, for example: Bennhold, Katrin, 2019, �Nazis killed her father. Then she fell in love with one�, The New York Times, 14 June.

30.

Laessing, Ulf, 2019, �As war rages, Tripoli art gallery opens in rundown old city�, Thomson Reuters Foundation News, 25 April.

31.

Love, Tessa, 2017, �Becoming Stardust: the future cemetery�, Medium, 18 September.

32.

Malouf, David, 2020, �Born to be nomads�, The Times Literary Supplement, 10 April.

33.

McCabe, Glen, 2008, �Mind, body, emotions and spirit: reaching to the ancestors for healing�, Counselling Psychology Quarterly Vol. 21, No 2, 143�152.

34.

McCurry, Justin, 2017, �Record numbers of couples living in sexless marriages in Japan, says report�, The Guardian, 14 February.

35.

Nussbaum, Martha, 2010, Not for Profit: Why Democracy Needs the Humanities, Princeton: Princeton University Press.

36.

Nwaubani, Adaobi Tricia, 2019, �When the slave traders were African�, The Wallstreet Journal, 20 September.

37.

Onishi, Norimitsu, 2016, �Germany grapples with its African genocide�, The New York Times, 29 December.

38.

Paone, Christopher, 2018, �Diogenes the Cynic on Law and World Citizenship�, Polis: The Journal for Ancient Greek and Roman Political Thought, Volume

35: Issue 2, 17 September.

39.

Paradkar, Shree, 2019, �The wounds of history are still bleeding�, Toronto Star, 7 September.

40.

Pierik, Roland and Wouter Werner, 2005, �Cosmopolitism, global justice, and international Law�, Leiden, Journal of International Law, 18, pp. 679�684.

41.

Pogge, Thomas, 2002. World Poverty and Human Rights. Oxford: Polity.

42.

Quartz, Steven, 2017, �The state of the world isn�t as bad as you think�, in Brockman, 2017.

43.

Rawls, John, 1996, Political Liberalism, New York: Columbia University Press.

44.

Rawls, John, 1999, The Law of Peoples, Cambridge: Harvard University Press.

45.

Reuters, 2020, �37 countries pledge to share coronavirus research, vaccines and treatments�, Global News, 29 May.

46.

Richardson, Henry and 14 co-authors, 2018, �Social progress: a compass�, https://comment.ipsp.org/ chapter/chapter-2-social-progress-compass The princi-ple of equal dignity, accessed 30 June 2019.

47.

Singer, Peter, 1972, �Famine, affluence, and morality�. Philosophy and Public Affairs. 1 (3): 229�243;

48.

Singer, Peter, 2016. Famine, Affluence, and Morality. Oxford: Oxford University Press.

49.

Social Progress Indicator,www.socialprogress. org, accessed 21 February 2020.

50.

Stoker Gerry, Chris Armstrong, Andrew Mason et al., 2011, Prospects for Citizenship, London: Bloomsbury; Gilmore, Scott, 2020, �In praise of shame�, McClean�s Magazine, February 2020;

51.

Teotonio, Isabel, 2019, �Legacy of horror turned into a powerful lesson, Toronto Star, 6 November.

52.

United Nations Convention on the Rights of the Child [Art. 3, para. 1].

53.

van Oudenhoven, Jualla Rona, 2015, Violence against Children, A Rights-Based Discourse, Garant Publications.

54.

van Oudenhoven, Nico and Rekha Wazir, 2006, Newly Emerging Needs of Children, Antwerp: Garant.

55.

van Oudenhoven, Nico and Rona Jualla van Oudenhoven, 2018, Navigating Childish Times, Turnhout: Gompel & Scavina.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

56.

Walker, Ellen, 2011. Complete without Kids, Austin: Greenleaf; Walker, Ellen, 2011, �Fact or fiction: childfree couples are happier than couples with kids�, Psychology Today, 31 March.

57.

Wikipedia, https://en.wikipedia.org/wiki/ Veneration_of_the_dead; accessed 1 February 2018.

58.

Yourgrau, Palle, 1991, The Disappearance of Time, New York: Cambridge University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.