Научная статья на тему 'Описание индивидуального сознания в рамках принципа интенциональности'

Описание индивидуального сознания в рамках принципа интенциональности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
244
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ / ОНТОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калинин Павел Евгеньевич

В статье исследуется возможность построения модели индивидуального сознания на основе принципа интенциональности как базового в контексте феноменологического подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Описание индивидуального сознания в рамках принципа интенциональности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 111

Калинин Павел Евгеньевич

канд. филос. наук, начальник НИУ, ФГБОУ ВО ИвГУ, г. Иваново, РФ e-mail: kalinin_pe@mail.ru

ОПИСАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ В РАМКАХ ПРИНЦИПА

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье исследуется возможность построения модели индивидуального сознания на основе принципа интенциональности как базового в контексте феноменологического подхода.

Ключевые слова Сознание, интенциональность, онтология, феноменология.

Основной проблемой современных наук о строении и функционировании индивидуального сознания является разработка положений, описывающих личность в условиях осуществления деятельности во многих онтологических сферах.

К первой онтологической сфере бытия личности стоит отнести внутренний, субъективный мир личности. Именно в нем происходят все движения, связанные с непрерывным потоком сознания, который выражается в различных идеях, мыслях, образах, непрерывно сменяющих друг друга и занимающих значительную область субъективной реальности.

Вторая сфера включает в себя вещественный мир, в котором находят свое существование материальные объекты окружающей человека действительности. В этой области находят свое выражение всевозможные биологические проявления жизнедеятельности личности.

К третьей сфере необходимо отнести все многообразие знаковой, символической реальности к которой индивидуальное сознание привязано многими нитями и, без опоры на которую, невозможно полноценное развитие личности.

Объединение указанных сфер позволяет построить непротиворечивую модель деятельности индивидуального сознания. Необходимо ввести базовые принципы, на которых в дальнейшем, будет строиться все многообразие проявлений деятельности индивидуального сознания в окружающих его сферах бытия.

К основному принципу относится принцип интенциональности. Данный принцип является базовым конструктом, позволяющим реализовать обобщенное описание биологической, психологической (сознательной) и социальной сфер человеческой деятельности.

Всему живому свойственно выстраивать определенные отношения с окружающей действительностью, внешняя активность является базовым свойством живого вещества. Разумному живому корме того, свойственно еще выстраивание определенного отношения к самому себе.

Из принципа интенциональности возможно вывести различные проявления сознательной сферы человека. Все многообразие внутреннего, субъективного мира человека начинает строиться при восприятии окружающей действительности. На этом уровне начинает проявляться принцип интенциональности как базовое свойство сознания быть направленным на что-то.

Бытие человеческой личности начинается с сознательного опыта. По мнению Э. Гуссерля, именно опыт сознания является тем первичным опытом, в котором даны сами вещи, опытом, который опосредует любой «объективный» опыт. Что характерно, чистый психологический опыт строится на пространственно-временных отношениях: «чистое психическое, которое в нем дано, имеет в реальном мире свои пространственно-временные определенности, и что в своей реальной фактичности оно, как и все реальное вообще, может быть определено лишь через пространственно-временные локальные характеристики.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

Система положений в пространстве и времени есть форма всякого фактического бытия, бытия в мире фактов» [1, с. 65]. Отметим, что применение пространственно-временных характеристик для определения нефизических психологических процессов возможно, благодаря «фундированию в физической телесности». Что предполагает наличие пространственно-временных модальностей в рамках сознательной реальности. Более того, наличие пространственно-временных модальностей в сознательной активности предполагается выделением Н. О. Лосским метапсихо-физического субъективного деятеля. Наличие возможности интенционального отношения к действительности выраженной преимущественно в пространственно-временных модальностях наводит на мысль о том, что сам интенциональный акт должен происходить в особых пространственно-временных отношениях, которые задаются телесной организацией человека.

Исходя из принципа интенциональности можно утвердительно сказать, что именно он является основой для психосоматического единства человеческой личности, поскольку именно в интенциональном отношении к окружающей действительности, выраженной, прежде всего в биологической составляющей, проявляется интеграция телесной составляющей и вещественностью внешнего мира.

Здесь можно обратиться к развиваемой У. Р. Матураной и Ф. Х. Варелой идее о «наличии структурного сопряжения между организмом и окружающей средой» [2, с. 91]. Эффект «структурного сопряжения» воплощается во взаимодействии живого организма, который является структурно оформленным единством с окружающей средой. Важно, что она тоже имеет определенную, своеобразную структуру. При таких взаимодействиях возникают когерентные изменения в соприкасающихся структурах. Подчеркнём, что при переносе данного представления на описание взаимодействия человека с реальностью в сознании происходят трансформации, соответствующие изменениям в окружающем мире. Сознание и действительность организуют единое совместное динамичное целое, более того, «пока такая совместимость существует, окружающая среда и единство действуют как источники взаимных возмущений, инициирующих изменения состояния» [2, с. 88].

Кроме того именно интенциональность является основой смысловой реальности, в которую погружен человек. В рамках смысловой реальности человек связан с окружающей его символической реальностью. По мысли М. Хайдеггера внешняя реальность, мир, окружающий человека, предстает в виде обширного смыслового контекста, в рамках которого человек строит смысловую коммуникацию. Все осмысленное «получает свой смысл именно в мире как живом пространстве человеческой деятельности» [5, с. 21] поскольку знак и знаковое отношение укоренены в мире «язык - везде» он «дом бытия» и язык составляет ближайшее окружение человеческого существа. Повсюду встречается язык [7].

Смысл с неизбежностью представляется как основное явление сознания, связывающее человека с внешней знаковой действительностью. Именно в этом «связывании» и проявляется статико-динамический дуализм смысла, являясь, по своей внутренней природе, динамичным феноменом, он связывает процессирующее сознание с конкретным (статичным) предметом внешней или внутренней реальности. Так К. Ясперс использует понятие смысла для связи явлений во внутреннем мире человека: «Мы понимаем психические взаимосвязи изнутри, как нечто значащее, как некоторый смысл; и мы объясняем их извне, как регулярные или существенно важные параллелизмы или последовательности» [8, с. 546]. В то же самое время, смысл приписывается объектам внешнего мира человеком, и не является найденным смыслом среди объективно существующих, смысл приписывается явлениям сознания: «вкладывается в них индивидом, обусловливается его осознанными намерениями, реализуется им самим» [8, с. 337].

С этих же позиций рассматривал смысл Ж.-П. Сартр, который представлял его как «аффективный смысл», как чувство, возникающее в процессе восприятия некоторого объекта и которое «приклеивается» к нему.

Основным психическим явлением, позволяющим определить смысл того или иного объекта, является восприятие. Смысл выбирается и приписывается ситуации или предмету при восприятии. Окружающая действительность одновременно является объективной действительностью и действительностью человеческих смыслов, которые человек проецирует на окружающую действительность. Смысловая реальность проявляется в деятельности человека, в его действии: «Смысл поступка и его значимость могут

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №12-3/2016 ISSN 2410-700Х_

быть постигнуты только в перспективе через движение, которое реализует возможности, разоблачая данное» [6, с. 187]. Таким образом, смысл, являясь знаком интенционального отношения, пронизывает все сферы деятельности человека, все временные модусы существования.

Развивая эти идеи, М. Мерло-Понти также утверждает, что источником смыслов вещей выступает действующий субъект, «поскольку именно он, появляясь, заставляет проявиться смысл и ценность в вещах» [4, с. 176]. Возможность смысла Мерло-Понти выводит из интенциональности сознания, только благодаря наличию постоянного, непрерывного процесса выстраивания человеком отношений к всевозможным явлениям мира появляются смыслы: «Мир неотделим от субъекта, но субъекта, который не может быть ничем иным, как проектом мира, и субъект неотделим от мира, но мира, который он сам проецирует» [3, с. 289].

Таким образом, можно заключить, что принцип интенциональности находит свое проявление в различных аспектах деятельности человека, начиная с соматического, биологического уровня и заканчивая социальной организацией человека, что позволяет выдвинуть его в качестве одного из основных принципов, на которых возможно построение внутренне непротиворечивой модели, объединяющей базовые проявления человеческой личности. Список использованной литературы:

1. Гуссерль, Э. Феноменологическая психология. Амстердамские доклады / Э. Гуссерль // Логос. - 1992. -№ 3.

2. Матурана, У. Древо познания / У. Матурана, Ф. Варела; перевод с англ. Ю. А. Данилова. - М.: Прогресс-Традиция, 2001.- 224 с.

3. Мерло-Понти, М. Временность / М. Мерло-Понти // Историко-философский ежегодник, 1990. - М.: Наука, 1991. - С. 271-293.

4. Мерло-Понти, М. Феноменология восприятия / М. Мерло-Понти// От Я к Другому: сб. переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога / ред.-сост. Т. В. Щитцова. - Минск : Менск, 1997. - С. 173-199.

5. Михайлов, А. А. Вместо введения /А. В. Михайлов // Хайдеггер, М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер; пер. с нем. А. В Михайлова - М.: Гнозис, 1993. - С. VII—LII.

6. Сартр, Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр, пер. с фр. В. П. Гайдамака. - М.: Прогресс, 1993. - 240 с.

7. Хайдеггер М. Язык. Перевод и примечания Б. В. Маркова. СПб.: Ленинградский Союз ученых. ЛО Всесоюзного благотворительного фонда "Интеллект». Философско-культурологическая исследовательская лаборатория "ЭЙДОС", 1991. - 20 с.

8. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс; пер. Л. О. Акопян. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.

Работа выполнена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта

№ 15-03-00833

© Калинин П. Е., 2016

УДК128

Кокорина А.В., Летунова О.В., Сергеева М.А.

СибГАУ, Г.Красноярск

АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИЙ О БУДУЩЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Аннотация

Рассмотрены пессимистическая и оптимистическая концепции будущего с целью получения более

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.