Научная статья на тему 'ОПИСАНИЕ БИЛЬЧИРСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО 2-КЛАССНОГО УЧИЛИЩА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДНЕВНИКЕ М. Н. ХАНГАЛОВА (1911 Г.)'

ОПИСАНИЕ БИЛЬЧИРСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО 2-КЛАССНОГО УЧИЛИЩА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДНЕВНИКЕ М. Н. ХАНГАЛОВА (1911 Г.) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
34
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАНГАЛОВ / ЭТНОГРАФИЯ / ИРКУТСКАЯ ГУБЕРНИЯ / БИЛЬЧИРСКОЕ УЧИЛИЩЕ / БУРЯТЫ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ДНЕВНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хантакова Елизавета Николаевна, Паликова Татьяна Вадимовна

Дневник М. Н. Хангалова за 1911 г. объемом 340 листов хранится в коллекции Музея истории Бурятии, включает в себя основные темы: шаманизм, школьная деятельность, повседневный быт и общественная жизнь современного Осинского района Иркутской области. В данной публикации авторы представили материалы (л. 1-202 дневника, 1 часть)1 по школьной повседневности инородческого приходского Бильчирского училища Иркутской губернии (1890), где М. Н. Хангалов работал с 1902 по 1918 г., которое с 1905 учебного года, в том числе и благодаря усилиям Матвея Николаевича, было преобразовано в Бильчирское Николаевское 2-классное с 6-летним курсом обучения училище. Публикация дневника начинается с 12 июня (первая запись) по 31 октября - время подготовки здания училища, инвентаря к новому учебному году и набора учащихся. Данный период имеет два четко обозначенных этапа, определяемого стилистикой и ритмом описания, - каникулярное время, размеренное, неторопливое, «растянутое», и начало учебного года, энергичное, активное, порой напористое хронотопами. Перед читателем дневника раскрывается личность М. Н. Хангалова как руководителя-организатора, учителя-методиста, общественного деятеля и просто неравнодушного человека, всей душой болеющего за будущее бурятского народа. В публикации сохранены пунктуация, орфография и стилистика оригинала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хантакова Елизавета Николаевна, Паликова Татьяна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESCRIPTION OF BILCHIR NIKOLAEVSK TWO-CLASS SCHOOL OF IRKUTSK GOVERNORATE IN M. N. KHANGALOV’S DIARY (1911)

M. N. Khangalov’s diary of 1911 with a volume of 340 sheets is kept in the collection of Buryatia History Museum and touch upon three key topics: shamanism, school activities, everyday and social life of modern Osinsky district of Irkutsk Oblast. In the article we have presented materials (pp. 1-202 of the diary, part 1) on daily life of Bilchir non-Slavic parish specialized school in Irkutsk Governorate (1890), where M. N. Khangalov worked from 1902 to 1918. Thanks to the efforts of Matvey Nikolaevich in 1905/1906 it was transformed into Bilchir Nikolaevsk two-class school with a 6-year course of study. The diary begins from June 12 (first note) and ends in October 31, when the school building was prepared for a new academic year. The notes have two clearly defined periods, determined by the style and rhythm of the description: unhurried vacation time and energetic, active, sometimes assertive chronotopes of the school year beginning. In the diary M. N. Khangalov is be portrayed as a leader, teacher, specialist in teaching methods, public figure and a person who wholeheartedly cares about the future of the Buryat people. The publication retains the punctuation, spelling and style of the original.

Текст научной работы на тему «ОПИСАНИЕ БИЛЬЧИРСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО 2-КЛАССНОГО УЧИЛИЩА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДНЕВНИКЕ М. Н. ХАНГАЛОВА (1911 Г.)»

Научная статья УДК 94(093)

DOI: 10.18101/2305-753X-2022-2-3-17

ОПИСАНИЕ БИЛЬЧИРСКОГО НИКОЛАЕВСКОГО 2-КЛАССНОГО УЧИЛИЩА ИРКУТСКОЙ ГУБЕРНИИ В ДНЕВНИКЕ М. Н. ХАНГАЛОВА (1911 г.)

© Хантакова Елизавета Николаевна

доктор исторических наук, доцент,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 palelizaveta@yandex.ru

© Паликова Татьяна Вадимовна

доктор исторических наук, профессор,

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 nnet2861@gmail.com

Аннотация. Дневник М. Н. Хангалова за 1911 г. объемом 340 листов хранится в коллекции Музея истории Бурятии, включает в себя основные темы: шаманизм, школьная деятельность, повседневный быт и общественная жизнь современного Осинского района Иркутской области. В данной публикации авторы представили материалы (л. 1-202 дневника, 1 часть)1 по школьной повседневности инородческого приходского Бильчир-ского училища Иркутской губернии (1890), где М. Н. Хангалов работал с 1902 по 1918 г., которое с 1905 учебного года, в том числе и благодаря усилиям Матвея Николаевича, было преобразовано в Бильчирское Николаевское 2-классное с 6-летним курсом обучения училище. Публикация дневника начинается с 12 июня (первая запись) по 31 октября — время подготовки здания училища, инвентаря к новому учебному году и набора учащихся. Данный период имеет два четко обозначенных этапа, определяемого стилистикой и ритмом описания, — каникулярное время, размеренное, неторопливое, «растянутое», и начало учебного года, энергичное, активное, порой напористое хронотопами. Перед читателем дневника раскрывается личность М. Н. Хангалова как руководителя-организатора, учителя-методиста, общественного деятеля и просто неравнодушного человека, всей душой болеющего за будущее бурятского народа. В публикации сохранены пунктуация, орфография и стилистика оригинала.

Ключевые слова: Хангалов, этнография, Иркутская губерния, Бильчирское училище, буряты, повседневность, дневники.

Для цитирования

Хантакова Е. Н., Паликова Т. В. Описание Бильчирского Николаевского 2-классного училища Иркутской губернии в дневнике М. Н. Хангалова (1911 г.) // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2022. Вып. 2. С. 3-17.

1 МИБ (Музей истории Бурятии). ОФ-4136. Дневник № 11, 2-я часть за 1910 г. М. Н. Хангалова. Записи личные с апреля по июнь 1910 г. с. Бильчир Иркутской губернии, 1910 г.; МИБ. ОФ-4137. Дневник № 12, 3-я часть за 1910-1911 гг. М. Н. Хангалова. Записи личные с июня 1910 г. по ноябрь 1911 г. с. Бильчир Иркутской губернии, 1910-1911 гг.

«12-го июня.

...В это время приехал г. топограф, который измерил три десятины земли, которых не хватило, окончив работу уехал; таким образом наше училище имеет свою собственную землю, на которой можно посеять и косить травыз скоро будем работать и хозяйничать.

Теперь мы живем в управе, здесь все-таки больше народу и веселее, чем в пустом и одиноком училище.

15-го июня.

... Сегодня у меня были учителя Мотин, Шамрай и Хазагаев, которые приводили [в] порядок экзаменационныя работы, которыя находятся [в] не возможном состоянии, имена и фамилии учеников в списках не сходятся с метрическими справками, пришлось исправить и переписать..

18-го июня.

Я сижу дома, читал газеты и журналы; потом пришел в управу, в которой посидел не много, говорили относительно ремонта училищняго здания. - Я отправился домой и начал писать; в это время пришел Амагаев, который говорил, что к нему приехал студент Иринчинов из-за Байкальских бурят, просил приходить [к] ему и ушел.

Потом студент Иринчеев показывал нам новый монголо-бурятский алфавит и сборник монголо-бурятской поэзии; эти книжки напечатаны новым алфавитом А. Доржиева, алфавит которого не много изменили для удобства; потом мы говорили относительно латинского алфавита Барадина.

19 июня.

.У Амагаева собрались здешние учителя И. и А. Хадагаевы, Н. Филиппов и я; мы говорили относительно алфавита А. Доржиева и ни чего не вырешили..

22 июня.

Сегодня я рано утром поехал в Молошевку с работником, который повез овес для продажи. Я в Молошевку приехал вперед, переправился в Балаганск и был у Г. Инспектора, которому передал экзаменационные работы учеников..

28-го июня.

Сегодня утром. потом сходил в управу, в которой посидел не особенно долго и разговаривал относительно ремонта училищного здания.

4-го июля.

Сегодня я с г. выборным с понятыми ездили в училище, осматривали ремонт училища и составили приблизительную смету.

12-го июля.

Утром я читал и после чая я с женою уехали в училище, в котором я проверял книги, а жена варила варенье из ягод; мы пробыли в училище до вечера. -

Мы вечером приехали обратно.

14-го июля.

Утром я читал и после чая с письмоводителем и казначеем второй раз поехали осматривать ремонт здания училища и оценить стоимость ремонта; когда мы приехали в училище тогда внимательно осмотрели все необходимые ремонты, сделали опись и оценку каждого ремонта отдельно. По окончании осмотра училищного здания опись ремонта; мы послали к казначею, по дороге встретились с Почетным Блюстителем, который ехал в училище..

15-го и 16-го июля.

В эти дни по утрам читал, а потом собирал насекомых для училищной коллекции, которая плохо двигается вперед. -

17-го июля.

Утром я с женой поехал в училище . я собирал насекомых, которых собрал не особенно много.

20-го июля.

Сегодня я чувствую себя не здоровым, пошел в церковь помолиться, в которой народу было совсем мало, из бурят я только один был, наши буряты совсем перестали ходить в церковь, потому что отцы миссионеры благодаря своей глупости и не культурного невежества на каждом шагу оскорбляют бурят в нравственном отношении и их религиозное чувство; буряты это хорошо подметили и оскорблены до глубины души; а потому не ходят в церковь, чтобы быть не оскобленными и поруганными. — Положение бурят учителей в этом отношении является очень странным; они хорошо знают и видят, что их оскорбляют отцы и миссионеры, а начальство не зная это, требует, чтобы они ходили в церковь, как быть. решайте сами; не каждый учитель бурят, любящий своих учеников и учениц, решится вести их на оскорбление и насмешки. — Мне думается, что очень многие интеллигентные буряты не ходят в церковь по выше упомянутым причинам.

25-го июля.

. досадно, что торги училищного ремонта отложили до 31 -го числа; успеет ли подрядчик в такой короткий срок ремонтировать помещение училища.

30-го июля.

Вечером я ходил [в] управу и просил членов, чтоб скорее получить картины для волшебного фонаря; эти картины выписаны наложенным платежом и получились в Балаганской почтово-телеграфной станции; - если не на помнить нашим управским, то картины будут лежать в почтовой станции, а сами не до гадаются.

28-го августа.

.был в управе и справлялся о ремонте.

29-го и 30 августа.

Я в эти дни хлопотал о ремонте и переехал в училище.

Пора уже работать.

1-го сентября.

.Я один остался в училище, начинаю работать приводи[ть] в порядок

2-го и 3-го сентября.

В эти дни в училище были ремонты: в рамы вставили стеклы и прочие.

4-го, 5-го и 6-го сентября.

В эти дни мыли помещение училища и бели[ли] печи.

7-го сентября.

Все готово и все приведено в порядок. Я готов в случае надобности могу завтра же начать занятия.

8-го сентября.

Я сегодня работал в классе и записывал вновь поступающих учеников и учениц.

9-го и 10-го сентября.

В эти дни я записал полученныя книги и прочих в общий инвентарь.

Сентября 14 дня.

Сегодня целый день сижу в училище и принимаю учеников и учениц, которых не особенно записалось...

Сентября 15 дня.

Я сегодня встал рано и приготовился к занятиям; учащихся пришли более 20 человек, с которыми я занимался до 1 ч. и отпустил.

Сентября 16 дня.

Сегодня учащихся пришли 34 человек, с которыми я занимался до 2 час.

дня.

Сентября 17 дня.

Сегодня число учащихся увеличилось до 45 человек; я с ними занимался до 2 час. дня.

Сентября 18 дня.

Сегодня пришли учащиеся 49 человек, с которыми занимался до 12 час. дня и потом отпустил их.

Сентября 19 дня.

Я сегодня отпустил учеников, уехал Муруевское училище и присутствовать при отводе школьного участка земли; когда я приехал в училище все были [в] сборе и ждали меня. Топограф, учитель Шамрай и доверенный общества спорили относительно школьного участка доверенные от общества хотели отвести школьный участок земли где то на горе под пашню, а учитель Шамрай не соглашался. Я с большим трудов уговорил доверенных, чтобы они отвели школьный участок земли в лугу сенокосное место и после долгих споров доверенные согласились школьный участок земли отвести на лугу сенокосное место, но только указывали плохое место; учитель Шамрай это место не знал и хотел согласится. Я сказал, что указанное место плохое и с трудом уговорил доверенных отвести место около ныняшнего училища. Доверенные не охотно согласились, тогда мы выбрали место для постройки училища и взяли школьный участок земли. Это место хорошее, если учитель с умом, то принесет более 150 руб. в год. Пока топограф мерил. я пошел [к] учителю, у которого посидел не много и уехал домой. Мне думается, что школьный участок земли в будущем будет иметь громадное значение и будет приносить к училищу порядочный доход; со временем учителя будут дорожить и стараться теми училищами, у которых хороший школьный участок земли. Если учитель опытный и благоразумный то он будет жить как помещик.

Дай Бог, наконец-то и эти труженики и насадители просвещении в народе будут вознаграждены за свои труды и будут жить без особой нужды. Добросовестно будут работать на ниве народного просвещения и по степенно дополняя свои не достатки. [В] особенности нам бурятам нужны хорошие и добросовестные труженики-учителя, а не бегунцы из одной школы в другую...

От 20-го до 26-го Сентября

Эти дни быстро и не заметно пронеслись, число учащихся с каждым днем увеличивается и дошли [до] 63 человек; правда в числе их есть маленькие дети 6 и 7 лет, этих малышей принимаю без записи и пусть они бегают в училище; на будущий год будут не много подготовленными и кроме того отрадно видеть, что

дети не бегают от училища, а на против сами бегут в училище и стучаться в дверь культуры и света; главное, что буряты начинают сознавать пользу учения и стараются детей обоего пола дать в училище, отправляя в которое детей, которых одевают чисто и опрятно, как [на] праздник против прежняго. Это великий шаг вперед; отрадно и весело заниматься, что доказывает самосознание и быструю перемену в жизни.

Русские крестьяны, отправляя своих детей в училище, прямо в чем есть выталкивают за дверь.

Будем старательно и настойчиво работать в пользу родного народа. Эта наша священная обязанность.

Скоро, скоро в бурятских юртах будет светло и чисто и наша родная степь будет развиваться на культурных началах.

Я надеюсь, что мощных дух и скрытая энергия в бурятском народе разбу-дится от долгой спячки и быстро и смело зашагает вперед; но боюсь, что ис-куственныя преграды не задержали на время к дружному походу к заре новой жизни; кажется, что русские попы готовы закупорить бурят в вечной тьме невежества и вымирании...

27-го сентября.

Я сегодня отпустил учеников и поехал в Сухо-Улейский улус, чтобы участвовать при отводе школьного участка земли, которую Сухо-Улейские буряты отвели. Хорошее луговое место для сенокошения; луг хороший и нужно благодарить бурят, которые для своих училищ не скупятся, как русские крестьяны. Эти школьные участки земли в будущем будут иметь важное значение в материальном отношении для учителей, которые будут дорожить эти[ми] участками земли.

28-го сентября.

Я занимался с учениками, которых было много; тяжело заниматься с малышами; они сегодня были особенно веселы и оживленны. Вечером я их отпустил и отдохнул. -

29-го и 30-го сентября.

В эти дни занятий не было по случаю ремонта печных труб, которых разобрали ниже потолка, снова складывали, обложили войлоками около потолка от пожара, в училище пыль и сажа и снова пришлось все помещение училища чистить и мыть.

2-е октября

Сегодня учащихся было не особенно много. — Учитель Хазагаев приехал поздно и неохотно принялся за дело; у него было более 20 человек. — Учитель Зареченсков не пришел; у него было 18 учащихся, которые посидели и посидели ушли; бедные дети! Учитель Хазагаев сделал только один урок и уехал купить телегу. С такими педагогами бурятское народное образование пойдет не особенно успешно. — Я учащихся отпустил.

4-е октября.

Сегодня были уроки, на которых пришли не особенно много учащихся, потому что в некоторых улусах талган.

5-е октября.

Сегодня праздник я с учениками и ученицами поехал в церковь, в которой не было службы, потому что пьяный по ушиб руки и от сильной выпивки не здоров.

6-го октября.

Сегодня учащихся пришло побольше и мы занимались до вечера. - Долго мы спорили относительно приема учеников и учениц. -

7-го октября.

Сегодня число учащихся увеличилось, мы занимались до вечера и отпустили их. -

8-го октября.

Сегодня число учащихся увеличилось. У учителя Хазагаева 29 учащихся и у учителя Зареченскова 28 учащихся и еще будут, потому что ученики 5-го отделения не все пришли. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зареченсков уже отказывался более не принимать учащихся. - я долго с ним спорил и наконец пришлось постыдить его, что он на словах гуманный человек, а на деле совсем другое выходит. Многие учителя занимаются не удобных в частных квартирах, в которых потолки низки, витком набиты учащимися, кому-то пройти негде; а все таки эти учителя или учительницы занимаются охотно и не жалуются [на] тесноту и на не достаток воздуха. - наконец Зареченсков согласился принять побольше и этим кончился наш спор. - Мы занимались до вечера. - Сегодня день холодный и будет холодный северный ветер со снегом. -

Я внимательно слежу за печником, который в бане кладет печь. - Приближаются зимние холода и пора. -

9-го октября.

Сегодня число учащихся еще увеличилось, не знаем, что делать и спорим: решили из 4-го отделения совсем слабых учеников и учениц перевести в 3-е отделение, [в] особенности учеников и учениц из Гыртуйской церковноприходской школы, из которой выпускают совершенно слабых учеников и учениц, которые сильно задерживают других и благодаря их не возможно пройти программу 4-го отделения; - отложили до понедельника. - Теперь число учащихся больше 100. - мы учащихся отпустили. -

10-го октября.

Сегодня воскресенье сижу в училище и отдыхаю.

В Орлокском училище учащихся 30 человек, которые сидят на 15 партах; -помещение училища маленькое и неудобное; потолок очень низенький и печь стоит не удобно в середине комнаты. - В классе парты поставлены близко к друг другу и проход между ними очень узенький, едва ученики проходят, - Это очень не удобно; рамы в окнах одинарные и, должно полагать, дом холодный. - В том помещении и при такой обстановке приходится заниматься 30 малышам и думается, что будет очень тяжело; - притом в младшем отделении дети совсем маленькие. - Очень тяжело положение народного учителя, которого выбрасывают в глушь без всяких книг и советов и требуют успешного занятия с детьми и проходить программу одноклассных училищ. - Дети по русски не знают ни одного слова; - при таких условиях занимайся и покажи успех. - Трудно и тяжело приходится бурятскому учителю, если он к делу относится добросовестно и желает своему народу добра, чтобы он получил образование.

11-го сентября.

Сегодня учащихся собралось много, некоторым пришлось отказать по не обходимости; бедные дети со слезами ушли домой; очень жалко, мочь горю нельзя, потому что учитель Зареченсков отказывается принять за не гимназиста. - Ученика и ученицы перевели в третье отделение, потому что они оказались очень слабыми; их нельзя принять в четвертое отделение. Они окончили курс учения [в] Гуртуйском церковно-приходской школе. Мы сегодня поспорили и помирились. - Занимались до вечера и отпустили детей. - Этим кончился сегодняшний шумный и тяжелый день. - Дети хотят учиться - в училище места нет и это безобразие. -

12-го сентября.

Сегодня учащиеся пришли рано и весело шумели. Сегодня приехал из Обо-сы [Обуса] ученик, который еще не окончил Обосинское одноклассное училище; он хотел поступить в первый класс в третье отделение, в котором нет места; а потому его не приняли и посоветовали ему учиться в своем Обосинском училище, в котором учеников только 19 человек.

Я и учитель Хазагаев сделали по одному уроку и во время второго урока приехал отец Никонор и учитель Зареченсков. - Отец Никонор служил молебен, после которого беседовал [с] учащимися; потом мы их отпустили. -

13-го октября.

Сегодня дети собрались рано; старшие в классах сидят тихо и занимаются; сегодня дети серьезны и уроки учат прилежно; а мои малыши беззаботно шумят и весело играют; этот народ не любит унывать. -

Собрались учителя, мы занимались до вечера и отпустили детей по домам. -

14-го октября.

Дети собрались рано. -

Приехали учителя и отец Никанор и начались уроки; в переменах мы спорили относительно учеников, потому что сегодня у нас педагогический совет; - после третьего урока в большой перемене мы педагогический совет кончили: у меня в младших отделениях записали 41 учащихся, а на самом деле учащихся 57 человек; 16 человек детей остались без записи; я им открыто заявил, что этих малышей у меня не хватит смелости прогнать из училища, пусть они остаются без записи; а все таки будут ходить в училище, пока сами не перестанут ходить от холодов; если [кто-то] из них пожелают учиться, то пусть ходят и учатся; учителя и отец Никанор после шумного спора согласились. - У учителя Хазагаева 34 учащихся: из них 19 учеников и 15 учениц и у учителя Зареченскова 30 учащихся: из них 27 учеников и 3 ученицы; а всех учащихся в училище 105, а на самом деле 121 учащийся. Едва педагогический совет кончили; потом занимались до вечера и отпустили детей.

15-го октября.

Дети по обыкновению собрались рано и учителя приехали с опозданием: За-реченсков опоздал на 15 минут, а Хазагаев по обыкновению опоздал на полчаса.

Сегодня день прошел без особых приключений; вечером отпустили детей и разъехались. -

16-го октября.

Дети собрались рано и шумно играли. Зареченсков приехал вовремя, а Хаза-гаев опоздал на 20 минут. День прошел благополучно. -

18-го октября.

Сегодня с утра идет снег, дети собрались и натаскали грязи, никак не могу научить их, чтобы они хорошо обтирали ноги. - Зареченсков приехал вовремя, а Хазагаев опоздал на 23 м. Его ученики сидели шумно, бегали на улицу и мешали нам заниматься; Хазагаев не добросовестно ведет себя, как учитель. День прошел без приключений. -

19-го октября.

Дети собрались рано. — Хазагаев приехал на полчаса вперед; он приехал злой и сердитый, должно быть проигрался в карты. Зареченсков приехал вовремя. Мы до обеда занимались благополучно, хотя мало говорили и больше молчали. — Во время большой перемены я получил пакет, которого распечатал и оказался счет книжного магазина Макушина. Зареченсков обрадовался, что книги получены, которые ему необходимы. А Хазагаев выходил из себя, что для среднего отделения не выписали грамматику Некрасова. — Я заметил, что для среднего отделения грамматика Некрасова излишни, потому что не хватило денег. —

Хазагаев настаивал, что необходимо выписать грамматику Некрасова. — Я заметил, что учащихся можно научить без грамматики Некрасова и долбить без толку от корки до корки. Это вредно и от того учащиеся тупеют. Хазагаев совсем рассердился. — Я с ним поспорил, а Зареченсков молчал и косо посматривал на Хазагаева. — Потом мы пошли на уроки. После двух уроков мы учеников отпустили. — Хазагаев уехал сердитый; - странный человек любит долбить без толку — мучит детей.

20-го октября.

Дети собрались рано и особенно оживленны и веселы. Хазагаев приехал до урока 15 м. и сидит; а я на него не обращаю внимание. Зареченсков приехал с опозданием на 5 м. Начались уроки и благополучно окончились. - Совершенно случайно пришлось обратить внимание на расписание уроков Зареченскова; меня удивило не правильное расположение уроков; я не много поговорил с ним относительно расписания уроков и они ответил простодушно иначе нельзя. - Я просил его оставить расписание уроков, чтобы внимательно познакомиться [с] этим чудным произведением молодого педагога. Вот расписание:

Понедельник

4 отделение 5 отделение

1. Грамматика 1. Изложение

2. Арифметика. 2. Арифметика

3. Изложение. 3. История

4. Русское чтение

5. Геометрия

Вторник

4 отделение 5 отделение

1. Арифметика 1. Грамматика

2. География 2. Арифметика

3. Закон Божий

4. Закон Божий

5. Диктант

Среда

4 отделение 5 отделение

1. Грамматика 1. Изложение

2. Изложение 2. География

3. История

4. Русское чтение

5. Церковнослав. чтение

Четверг

4 отделение 5 отделение

1. Арифметика 1. Грамматика

2. География 2. Арифметика

3. Диктант

4. Геометрия

5. Арифметика 5. География

Пятница

4 отделение 5 отделение

1. Грамматика 1. Изложение

2. История

3. Закон Божий

4. Закон Божий

5. Русское чтение

Суббота

4 отделение 5 отделение

1. История 1. География

2. Изложение 2. Грамматика

3. География 3. Арифметика

В 4-ом отделении В неделе

По русскому языку Грамматика 3 урока Диктант 2 урока Изложение 3 урока

Чтение 3 урока

Всех по русскому в неделю 11 уроков

Арифметика 4 урока

Геометрия 2 урока

География 3 урока

Закон Божий 4 урока

Славянское чтение 1 урок

История 3 урока

В неделю всех 28 уроков

В 5-ом отделении

По русскому языку

Грамматика 3 урока

Изложение 3 урока

Диктант 2 урока

Чтение 3 урока

Всех по русскому в неделю 11 уроков

Арифметика 4 урока

История 3 урока

Геометрия 2 урока

География 3 урока

Закон Божий 4 урока

Славянское чтение 1 урок

В неделю всех 28 уроков

Теперь нужно обратить внимание на еженедельные уроки: В понедельник:

В 4-ом отделении 1-й урок Грамматика — должно понимать грамматический разбор и ознакомление учащихся с грамматикой; а в 5-м отделении 1-й урок изложение.

2-й урок в 4-ом отделении Арифметика, а в 5-м отделении 2-й урок тоже арифметика, что они делают неизвестно, может быть в одном отделении письменное решение задачи, а в другом объяснение правил и т.д.

3-й урок в 4-ом отделении Изложение, а в 5-м от. История. -

3-й урок в 4-м и 5-м отделении вместе русское чтение, что они во время делают, интересно узнать? В 4-м и 5-м отделении вместе делать чтение не возможно по следующим причинам: в 4-м отделении ученики разного приготовления от разных училищ; есть ученики, которые остались в 4-м отделении на второй год, наши ученики, которые переведены из 3-го отделения и других окрестных училищ; между ними есть очень слабые, с которыми нужно заниматься основательно и медленно; чтобы они научились читать, писать и излагать мысли верно. - на это нужно время и труд; - а ученики 5-го отделения уже подготовлены: читают, пишут, излагают мысли более или менее правильно. - Следовательно возможно ли совместное чтение, если ученики 5-го отделения будут читать и разсказывать, а ученики 4-го отделения не поймут, им нужно объяснить и повторять на это нужно время, когда будут читать ученики 4-го отделения и разсказывать медленно и повторять, что делать ученикам 5-го отделения; сидят и шалят? Да, возможно ли в один час сделать сознательное чтение, разсказать прочитанное с толком и более и менее правильно с 30 учащимися; когда многие учащиеся 4-го отделения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не умеют разсказывать. - Интересно посидеть на уроках чтения, внимательно послушать и записать все недостатки и промахи учителя и учащихся. - Здесь прямо видно не опытность и не понимание учителя. -

5-й урок геометрия тоже совместно 4-го и 5-го отделений. - учащиеся 5-го отделения с Геометрией знакомы. Потому что они учили в 4-м отделении, а учащиеся 4-го отделения о Геометрии понятия не имеют. Как Зареченсков учит их. Это один Бог ведает! Уж больно мудрено.

Во вторник:

1-й урок в 4-м отделении Арифметика и в 5-м отделении грамматика. Что они делают во время этих уроков, не известно; только знаю, что по грамматике в 4-м и 5-м отделении пишут на тетрадях грамматические упражнения по грамматике Виноградова. - Тетради Зареченсков поправляет вне класса. -

2-й урок в 4-м отделении география, а в 5-м Арифметика, тоже не известно, что они делают во время этих уроков, может быть, учащиеся 5-го отделения решают задачи, а учитель занят с 4-м отделением.

3-й и 4-й уроки Закон Божий?

5 урок в 4-м и 5-м отделении вместе диктант; учащиеся 5-го отделения сносно пишут под диктовку, а ученики 4-го отделения совсем слабы и пишут медленно с ошибками, им нужно диктовать медленно, чтобы они запомнили и более и менее правильно писали; а учащиеся 5-го отделения уже написали и сидят . и шушукаются. Безполезная трата времени. - Странно и не понятно!

В среду:

1-й урок в 4-м отделении грамматика и в 5-м отделении изложение. -

2-й урок в 4-м отделении изложение, а в 5-м география.

3-й урок в 4-м и в 5-м отделении вместе история; учащиеся 4-го отделения только начинают учить историю, а учащиеся [5-го отделения] год учили, следовательно, знают. Когда Зареченсков занимается с учащимися 5-го отделения, что делают учащиеся 4-го отделения, слушают или сидят без дела. - Наоборот, когда Зареченсков занимается с учащимися 4-го отделения, что делают учащиеся 5-го отделения, они более и менее знают основательно, скучают или оне занимаются чем нибуть; не нужно из виду пропустить, что учащиеся 4-го отделения люди разного приготовления, их надо приучать правильно говорить и толково выразить мысли; они вообще разсказывают медленно и поправками. - На все это нужно время. - Таким образом учащиеся 5-го отделения остаются без дела и т. д.

4-й урок в 4-м и в 5-м отделении вместе «русское чтение», которого не допустимо и не сообразно. -

5-й урок славянское чтение тоже в 4-м и в 5-м отделении вместе. - Это еще допустимо в бурятских училищах. -

В остальные дни в этом ряду, приходится повторять одно и тоже, а потому не буду писать; расположение уроков видно из расписания. -

Теперь нужно обратить внимание на тетради; в 4-м отделении грамматика в неделю 3 раза т.е. 3 урока; вперед учащиеся занимаются правилами, а потом пишут письменные работы по грамматике Виноградова. В 4-м отделении у него 19 учащихся, следовательно в неделю выходит тетрадей 19х3=57. Диктант в неделю 2 раза = 19х2=38 тетрадей. Изложение в неделю 3 урока, следовательно 19х3=57 т.; в неделю выходит 57+38+57 = 152.

В 5-м отделении 11 учащихся, следовательно тетрадей тоже, что в 4-м отделении, как объяснил сам Зареченсков: тетради грамматики 11х2=22 и тетради изложений 11х3=33 и всех тетрадей 88 в неделю. - Следовательно в неделю в обоих отделениях 152=88= 240 тетрадей - да плюс тетради арифметики, - получается что не понятное и тяжелое. От такой механической и безсмысленной работы отупеют учащиеся и сам педагог. - Это очень вредно и не желательная сторона, которую нужно искоренять. -

Вечером мне хотелось познакомиться с расписанием Хазагаева, у которого не оказалось его. -

Вот ка живем - здорово! -Не педагоги, а мученики! 23-го октября.

Сегодня учащихся было не особенно много, только пришли учащиеся из ближних улусов, а из дальних совсем не пришли, потому что завтра воскресенье. - Дети не особенно шумели, потому что их было мало. -

Отец Никонор приехал во время; он занимается за Зареченскова... Хазагаев приехал с опозданием на полчаса. -

Мы сегодня сделали три урока и отпустили детей; мы по субботам занимаемся только до обеда...

Я до вечера занимался чтением педагогических журналов, которые получаются в районную библиотеку нашего училища. -Октября 25 дня.

Сегодня дети собрались не рано, как прежде, но пришли почти все; сегодня холодное утро и дует не большой северный ветер.

Учителя Зареченсков и Хазагаев приехали во время. Зареченсков согласился переменить расписание и согласился, что по этому расписанию заниматься нельзя и бесполезно и кроме того может вредно повлиять на учащихся, которые начнут пропускать уроки и перестанут посещать училище, как при Агманееве

Мы пошли на уроки и занимались до обеда и отпустили учащихся обедать; а мы пили чай и разговаривали о причинах, почему учащиеся пропускают уроки и как повлиять на них, что бы они не пропускали уроки. -

Когда мы кончили пить чай, в это время приехали голова, письмоводитель и понятые инородцы принимать ремонтировку училища; я им показал какие ремонты сделаны; они осмотрели ремонт, нашли удовлетворительным и приняли ремонт; а потом уехали обратно. -

Мы еще сделали два урока и отпустили детей. -

Я вечером ходил посмотреть общежитие, в котором довольно чисто и [на] днях только мыто. - Хозяина дома, в котором находится общежитие, я дома не достал; он уехал на суглан. - В общежитии живут 10 учеников, которые учатся в 4м и 5м отделении. -

Ученики спят на полу, что не удобно, а потому я хотел поговорить [с] содержателем общежития, чтобы он устроил общие нары, на которых ученики могли бы спать. - Я не много посидел в общежитии, пришел домой; вечером я занимался чтением и писал о жизни бурят. -

Октября 26 дня.

Дети собрались, мы занимались без приключений и окончили уроки тоже благополучно; по обыкновению учитель Хазагаев приехал с опозданием и его ученики страшно мешают заниматься, шум и беготня. -

27-го октября.

День прошел благополучно, по обыкновению дети собрались рано, Заречен-сков пришел во время и Хазагаев с опозданием. Зареченсков переменил расписание, которое опять составлено не важно. -

Мы занимались до вечера и отпустили детей.

28-го октября.

Сегодня ночью был не большой снег и целый день дует северный ветер. Учащиеся пришли почти все и не много померзли. - На улицу мало выходили и шумно суетились в классах. Мы занимались обыкновенно; учитель Хазагаев пришел с опозданием. День кончился благополучно. -

29-го октября.

Сегодня утро холодное и дует северный ветер. Дети собрались по обыкновению рано, весело шумят в классах, на улицу мало выбегают, потому что на улице холодно.-

Оба учителя приехали во время и мы начали заниматься. - После второго урока Зареченсков ушел, потому что он уедет в Балаганск, хочет купить шубу и другие необходимые покупки. -

Я и Хазагаев занимались до вечера. -

Поп Никанор на уроках не был, он уехал в Улейское ведомство, в котором пятый день пьянствует...

Я вечером занимался чтением т.е. я читаю 2й том Историю человечества, книга интересная и хорошая; потом писал «О бурятах» и лег спать около 12 часов ночи.

30-го октября.

Дети собрались не особенно рано, сегодня холодный день и дует не большой северный ветер.

Учитель Хазаргаев приехал с опозданием, а Зареченсков уехал в Балаганск; поп Никонор не приехал на уроки; он только вчера приехал пьяненький и бедный страдает головною болью от усердного пьянства.

Я и Хазаргаев учили детей до обеда и отпустили; после обеда у нас не будет уроки, потому что будут мыть помещение училища.

Октября 31-го дня.

Ночью шел снег и дул холодный северный ветер, который продолжался до утра и днем дул не большой северный ветер. - На улице холодно, я целый день не выходил из училища, - которого вчера и сегодня моют, холодно и сыро и на душе то холодно и холодно. -

Сегодня целый день сижу и работаю. -

Так прошел день. - »

Литература

1. Жукова Н. Е., Палхаева Е. Н., Паликова Т. В. «.Учителя или учительницы занимаются охотно и не жалуются»: этнограф М. Н. Хангалов на службе у просвещения // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2021. Вып. 2. С. 20-27. Текст: непосредственный.

2. Хантакова Е. Н., Паликова Т. В., Ангархаев Б. Б. Повседневные наблюдения М. Н. Хангалова в дневниковом наследии за 1902-1911 гг. // Вестник Бурятского государственного университета. Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2021. Вып. 4. С. 3-12. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 15.04.2022; одобрена после рецензирования 06.05.2022; принята к публикации 27.05.2022.

DESCRIPTION OF BILCHIR NIKOLAEVSK TWO-CLASS SCHOOL OF IRKUTSK GOVERNORATE IN M. N. KHANGALOV'S DIARY (1911)

Elizaveta N. Khantakova

Dr. Sci. (Hist.), A/Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

palelizaveta@yandex.ru

Tatyana V. Palikova

Dr. Sci. (Hist.), Prof.,

Dorzhi Banzarov Buryat State University

6 Ranzhurova St., Ulan-Ude 670000, Russia

nnet2861@gmail.com

Abstract. M. N. Khangalov's diary of 1911 with a volume of 340 sheets is kept in the collection of Buryatia History Museum and touch upon three key topics: shamanism, school activities, everyday and social life of modern Osinsky district of Irkutsk Oblast. In the article we have presented materials (pp. 1-202 of the diary, part 1) on daily life of Bilchir non-Slavic parish specialized school in Irkutsk Governorate (1890), where M. N. Khangalov worked from 1902 to 1918. Thanks to the efforts of Matvey Nikolaevich in 1905/1906 it was transformed into Bilchir Nikolaevsk two-class school with a 6-year course of study. The diary begins from June 12 (first note) and ends in October 31, when the school building was prepared for a new academic year. The notes have two clearly defined periods, determined by the style and rhythm of the description: unhurried vacation time and energetic, active, sometimes assertive chronotopes of the school year beginning. In the diary M. N. Khangalov is be portrayed as a leader, teacher, specialist in teaching methods, public figure and a person who wholeheartedly cares about the future of the Buryat people.

The publication retains the punctuation, spelling and style of the original.

Keywords: Khangalov, ethnography, Irkutsk Governorate, Bilchir school, Buryats, daily

life, diaries.

For citation

Khantakova E. N., Palikova T. V. Description of Bilchir Nikolaevsk Two-Class School of Irkutsk Governorate in M. N. Khangalov's Diary (1911). Bulletin of Buryat State University. Humanities Research of Inner Asia. 2022; 1: 3-17 (In Russ.).

The article was submitted 15.04.2022; approved after reviewing 06.05.2022; accepted for publication 27.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.