Научная статья на тему 'Операционное управление в коммерческом банке'

Операционное управление в коммерческом банке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
390
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
БАНК / РИСКИ / ОПЕРАЦИОННЫЕ РИСКИ / УПРАВЛЕНИЕ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИОННЫМ РИСКОМ / BANK / RISKS / OPERATIONAL RISKS / MANAGEMENT / METHODS OF MANAGING OPERATIONAL RISK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кальбаева Н.Т.

В статье отмечается важность систем управления операционными рисками в коммерческом банке. Внедрение системы управления операционными рисками важно с точки зрения операционной эффективности банка, его репутации, снижения потерь от реализации операционных рисков.The article notes the importance of operational risk management systems in a commercial Bank. The implementation of the operational risk management system is important from the point of view of the Bank's operational efficiency, its reputation, and reducing losses from the implementation of operational risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Операционное управление в коммерческом банке»

9) Акцент на те или иные вопросы. Переходя к изложению нового положения, преподаватель обращает внимание студентов на важность, сложность того или иного вопроса: «Прошу обратить внимание на следующий вопрос...», «А теперь рассмотрим вопрос более сложный...» и тому подобными фразами педагог подчеркивает особенности отдельных вопросов.

Безусловно, важную роль в решении проблемы активизации деятельности студентов на занятиях играют внутренняя теплота, наличие у преподавателей глубокой убежденности в достоверности, точности тех положений, фактов, которые он излагает на лекции, наличие у преподавателя умений, связанных с техникой педагогического дела, которые играют немаловажную роль в повышении интереса студентов, привлечении их внимания к изучаемой теме: умение правильно определять местонахождение в аудитории, «точно рассчитывать свои движения» (А.С. Макаренко), жесты, мимику и умение «немного играть».

Важно соблюдать правила поведения преподавателя перед студенческой аудиторией, которые сформулировал А.А.Космодемьянский: а) педантичная дисциплина лектора. Нужно полностью исключить всякого рода объективные причины («особые» случаи), срывающие точное начало лекции или ее окончание; б) величайшая требовательность к самому себе.

Всегда преподаватель обязан иметь в виду: технику записей на доске; правильность и строгость языка лекции; необходимость постоянного наблюдения за аудиторией и необходимость чувствовать аудиторию; не следует рассуждать перед студенческой аудиторией о предметах, которые вы плохо знаете; не нужно украшать лекцию лозунгами и поучениями, в которые вы сами не верите и в жизни не исполняете; не следует рассказывать

анекдотов. Необходимо помнить, что можно «освежить» («дать передохнуть») аудиторию мудро, обогащая внутренний мир студентов». Как показало специальное изучение, студенты не остаются безразличными к личности преподавателя: манера обращения педагога, его понимание студентов, уважение к ним, справедливая требовательность оказывают влияние на активность их учебной работы.

Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы, направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и часто применяются на семинарских, лабораторных занятиях, зачетах, экзаменах. Однако роль вопросов в учебном процессе этим не исчерпывается. Путем постановки вопросов можно организовать активную познавательную деятельность студентов на лекциях, семинарских и других занятиях. При помощи вопросов можно направить познавательную деятельность студентов на определение сходства и различия в процессах, на обобщение и доказательство, выявление причин тех или иных явлений. При их помощи можно организовать усиленную интеллектуальную поисковую деятельность студентов. Общеизвестно, что вопросы, направленные на актуализацию ранее усвоенных знаний и их воспроизведение, лишь частично активизируют мыслительную деятельность обучающихся.

Список литературы

1. Щукина Т.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.,1989. - С. 75

2. Средства активной познавательной деятельности учащихся //Педагогика, №3. - М., 1999. - С. 23.

ОПЕРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Кальбаева Н. Т.

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауеэзова,

Шымкент, Казахстан

OPERATIONAL MANAGEMENT IN A COMMERCIAL BANK

Kalbayeva N.

M. Auezov South Kazakhstan state University, Shymkent, Kazakhstan

Аннотация

В статье отмечается важность систем управления операционными рисками в коммерческом банке. Внедрение системы управления операционными рисками важно с точки зрения операционной эффективности банка, его репутации, снижения потерь от реализации операционных рисков.

Abstract

The article notes the importance of operational risk management systems in a commercial Bank. The implementation of the operational risk management system is important from the point of view of the Bank's operational efficiency, its reputation, and reducing losses from the implementation of operational risks.

Ключевые слова: банк, риски, операционные риски, управление, методы управление операционным риском.

Keywords: bank, risks, operational risks, management, methods of managing operational risk.

На сегодняшний день банки подвергаются все новым рискам и проблемам, которые возникают в связи с внешним развитием неустойчивости финансовых рынков. Это в свою очередь требует от них постоянного профессионального проведения контроля, его усовершенствования и обновления, применение различных эффективных методов для выявления и оценки риска чтобы обеспечить безопасность и устойчивость банковских операций. Существенное значение в создании эффективной системы управления операционными рисками играет внутренний контроль. Контроль признан важным компонентом управления банком, он должен быть нацелен на обеспечение эффективности осуществляемых банком операций также на защиту банка от потерь. Существуют множество видов рисков и их классификаций в банковском секторе, однако в последнее десятилетие в мировом банковском сообществе остро выделяют проблему операционных рисков. В большинстве случаев многие компании, также банки страдают от операционных рисков, что приводит их к большим убыткам.

Операционный риск включает в себя:

- риски, связанные с неопределенной, неадекватной организационной структурой банка, включая распределение ответственности, структуру подотчетности и управления;

- риск, вызванный неадекватными стратегиями, политиками и/или стандартами в области информационных технологий, недостатками в использовании программного обеспечения;

- риски, связанные в неадекватной информации либо несоответствующим использованием;

- риски, связанные с неадекватным построением бизнес-процессов либо слабым контролем соблюдения внутренних правил;

- риск, вызванный непредвиденными или неконтролируемыми факторами внешнего воздействия на операции банка;

- риск, связанный с изменениями законодательства, либо риск, связанный с наличием недостатков или ошибок во внутренних документах/правилах, регламентирующих проведение деятельности банка;

- риск, связанный с неверными действиями руководства и персонала банка, повлекшими за собой сужение клиентской базы, недоверие или негативное восприятие банка клиентами и контрагентами.

Таким образом, мы можем отметить, что с операционным риском приходится иметь дело каждый день при осуществлении банковской деятельности, и ему подвержены все подразделения банка и его продукты. Разумные процессы и стратегии управления операционным риском, а также эффективное применение методов управления помогут избежать существенных убытков.

При управлении операционным риском внимание акцентируется на проблемах, которые на первый взгляд не являются финансовыми, но могут привести к реальным убыткам. Мы порой сталкиваемся с тем, что в банковском секторе происходят целый ряд крупных катастроф и нарушений защиты

информации, угрожающих непрерывности и безопасности деятельности. В развитом электронном мире эти факты сразу же становятся достоянием общественности. Уязвимость банков может резко повышаться с распространением высокоавтоматизированных технологий, активизацией электронной торговли, в результате крупномасштабных слияний и приобретения других банков. Правильная оценка именно операционных рисков способствует повышению уровня доверия со стороны клиентов, которые в свою очередь будут уверены в надежности своих вкладов и сбережений, а также в эффективном управлении банком операционными рисками [2, с.3].

Качественно и эффективно управляя операционными рисками, банк способен не только своевременно выявлять и оценивать, но и предотвращать операционные потери, что является очень важным элементом.

Потери от операционных рисков в рамках системы управления можно разделить на две группы:

- Ожидаемые потери — обычно реализуются в результате частых событий, наносящих небольшой урон, поддающиеся прогнозированию с приемлемой точностью;

- Непредвиденные потери — реализуются вследствие относительно редких событий, наносящих чувствительный урон (трудно прогнозируемые потери), в том числе и катастрофический, это могут быть маловероятные события, критический урон.

С связи с этим особое значение для банков приобретает наличие эффективной системы внутреннего контроля, как основы формирования адекватной системы управления рисками. Банкам необходимо систематически проводить работу по совершенствованию систем управления рисками и внутреннего контроля. Наличие в банковской сфере системы управления операционными рисками заметно повышает общую инвестиционную привлекательность банка и его капитализацию, и рейтинги.

Под системой управления операционными рисками понимают систему мер, направленную на выявление, анализ, оценку и снижение уровня операционного риска, а также на последующий мониторинг и контроль. Это система включает в себя и комплекс взаимосвязанных внутрибанковских документов различных уровней, разработанных для предупреждения, минимизации операционного риска и компенсации потерь в случае его реализации [3, с.3].

Система управления операционным риском включает следующие этапы:

1. Идентификация и устранение операционного риска;

2. Отслеживание операционного риска;

3. Контроль и уменьшение операционного риска;

4. Обеспечение непрерывности деятельности;

5. Установление ответственности;

6. Создание системы отчетности

Многие органы по банковскому надзору и регулированию признавая особую роль и значение операционного риска для банковского сектора, большое внимание уделяют проблемам по управлению операционными рисками.

Управление операционными рисками, считает Кузнецова Ю.А., заключается в создании систем быстрого и адекватного реагирования на появление угроз рисков в целях предотвращения появления у банков убытков, а также исключения повторной реализации событий рисков.

Как правило первый этап реализации системы управления операционными рисками формирование соответствующей политики. Помимо очевидного желания организации сократить потери от операционного риска, предпосылками к повышению внимания к данной проблеме являются:

- рост количества операций, продуктов и услуг банка, предоставляемых клиентам;

- региональная экспансия, а также увеличение численности персонала;

С учетом особенностей управления операционными рисками в банке формирование политики должно отражать следующие основные аспекты:

- принципы и стандарты организации системы управления операционными рисками в банке;

- методы управления рисками — в частности, превентивные методы (например, ограничение или непринятие риска, формирование и актуализация нормативной базы, контроль, отчетность, развитие технологий, обеспечение безопасности, кадровая политика) и методы возмещения потерь;

Общие методы управления операционными рисками в банке включают в себя стандартные шаги:

1. выявление операционного риска;

2. оценка операционного риска;

3. мониторинг операционного риска;

4. контроль и минимизация операционного риска.

Управление операционными рисками с позиции методологии включает разработку и утверждение политики и внутренних нормативных документов, регламентирующих процесс управления операционными рисками и внутреннего контроля.

Выявление операционного риска означает проведение тщательного анализа всей банковской структуры. Это в свою очередь включает анализ всех внутрибанковских нормативных документов, банковской системы, бизнес — процессов банка, также работающего персонала. После того, как все существующие операционные риски выявлены, можно переходить на следующий метод управления, то есть произвести их оценку. Под «оценкой рисков» в данном случае будем подразумевать один из этапов процесса управления рисками, включающей идентификацию и описание рисков, анализ рисков и ранжирование их по степени значимости. Таким образом, методы оценки рисков можем разделить на три группы:

- методы идентификации рисков;

- методы анализа рисков;

- методы ранжирования рисков по степени значимости.

Идентификация рисков представляет собой процесс выявления, исследования и описания рисков, в том числе источников риска, событий, причин и возможных последствий риска

Список литературы

1. Л.А. Чалдаева, Ю.А. Митина. Методы оценки операционных рисков: вопросы систематизации и применения // Финансы и кредит, 29(509) -2012 — с. 13

2. А.А. Насонова. Современные подходы к оценке операционного риска коммерческого банка — 2012 — с. 3

3. И.А. Янкина, Е.Е. Долгова. Развитие управления операционным риском в коммерческом банке// Финансы и кредит, 36(516) - 2012 — с.3

ОПТИМВАЦШ ЩДГОТОВКИ ВЧИТЕЛ1В 1НОЗЕМНИХ МОВ У СВРОПЕЙСЬКИХ КРА1НАХ

Кузнецова О.Ю.

Нацюнальний юридичний унгверситет 1мет Ярослава Мудрого завгдувач кафедри Шоземних мов №3, доктор педагоггчних наук, професор

PRIORITIES IN EUROPEAN FOREIGN LANGUAGE TEACHER TRAINING

Kuznetsova O.

Yaroslav Mudryi National Law University, Head of the Department of Foreign Languages №3, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor

Анотащя

Стаття присвячена вивченню заходiв i ршень щодо ошташзаци подготовки B4rn^iB шоземних мов у европейських кранах. Здшснено огляд стану тдготовки B4rn^iB шоземних мов (оргашзащя i змют освгга), висвилено шформацш про шституцп,яш ошкуються подготовкою вчителiв шоземних мов i конт-ролюють цей процес. Встановлено проблеми, що фактично склали тдстави для докладання зусиль з удо-сконалення подготовки вчителiв шоземних мов у европейському простора Висвилено прюритети розроб-лено! рамково! моделi тдготовки учител1в шоземних мов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.