Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНЫЙ ОСМОТР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОПЕРАТИВНЫЙ ОСМОТР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1032
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЛАСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ / ЗДАНИЙ / СООРУЖЕНИЙ / УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ / ОПЕРАТИВНЫЙ ОСМОТР / ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / СЛЕДСТВЕННЫЙ ОСМОТР / СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шашин Даниил Георгиевич

Рассматриваются правовое регулирование гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (оперативный осмотр), а также проблемные вопросы практики его проведения органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шашин Даниил Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL INSPECTION IN THE THEORY AND PRACTICE OF OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE ACTIVITY OF LAW ENFORCEMENT BODIES

The paper discusses legal regulation of the vowel operational-search measures «Inspection of premises, buildings, structures, terrain and vehicles» (operative inspection), as well as the problematic issues of practice in its conduct of the internal affairs bodies.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНЫЙ ОСМОТР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК343.985

ДАНИИЛ ГЕОРГИЕВИЧ ШАШИН,

кандидат юридических наук, доцент, и.о. доцента кафедры оперативно-розыскной деятельности ФГКОУ ВО «Сибирский юридический институт МВД России»

ОПЕРАТИВНЫЙ ОСМОТР В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Рассматриваются правовое регулирование гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (оперативный осмотр), а также проблемные вопросы практики его проведения органами внутренних дел.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, оперативный осмотр, обследование, права человека, следственный осмотр, следственные действия.

D. G. Shashin, Candidate of Juridical Sciences, Assistant Professor, Associate Professor of the Department of operational-investigative activity, Siberian law Institute of MIA Russia; e-mail: [email protected], tel.: 8 (3912) 22-41-29.

Operational inspection in the theory and practice of operational and investigative activity of law enforcement bodies.

The paper discusses legal regulation of the vowel operational-search measures «Inspection of premises, buildings, structures, terrain and vehicles» (operative inspection), as well as the problematic issues of practice in its conduct of the internal affairs bodies.

Key words: operational-investigative activity, transparent examination of the premises, buildings, terrain and vehicles, operational inspection, examination, human rights, investigative inspection, investigative actions.

Не вызывает сомнений, что эффективность выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, а также и расследование уголовных дел во многом зависят от арсенала имеющихся в распоряжении должностных лиц правоохранительных органов средств, а также от умелого владения ими. Так, лицо, производящее расследование, должно (разумеется, исходя из ситуации) максимально полно использовать предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом РФ (далее - УПК РФ) следственные и иные процессуальные действия, а сотрудник оперативного подразделения - соответственно оперативно-розыскные мероприятия (далее - ОРМ). (Дискуссия ученых в области правильного написания терминов продолжается до сих пор. В соответствии с официальными правилами русского языка термин «оперативно-разыскной» и производные от него термины при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации должны писаться через букву «а» в слове «разыскной») [1, с. 637]. Однако Федеральный закон от 12 августа 1995 г № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [6] (далее - ФЗ «Об ОРД») так и не претерпел никаких изменений в этой

части. Более того, ведомственные нормативные акты МВД России содержат формулировки с термином «розыскной» в соответствующем значении (например, приказ МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее - Инструкция). Отсюда происходят разные толкования и разночтения авторов работ, ученых о правильности написания указанного термина. Мы придерживаемся законодательной позиции написания термина «оперативно-розыскной» через букву «о») [8]).

При этом доказательственное значение полученных результатов обеспечивается соблюдением следователем процессуальной формы, а сотрудником оперативного подразделения - норм

ФЗ «Об ОРД» [6] (и ведомственных нормативных актов. Бесспорно также и то, что результаты следственных действий (как правило, протоколы) становятся доказательствами сразу же после их составления (ст. 74 УПК РФ), результаты же оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) - после их «ввода» в процесс доказывания. Необходимо отметить, что некоторые ОРМ, обладая схожими признаками и целями, являются как бы «непроцессуальным воплощением» некоторых следственных или процессуальных действий -например, ОРМ, предусмотренное п. 8 ст. 6 ФЗ «Об ОРД» - «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» (далее по тексту - обследование). Действительно, в рассматриваемом ОРМ имеются элементы таких следственных действий (далее -СД), как обыск (ст. 182 УПК РФ), осмотр (ст. 176 УПК РФ) и даже (при участии в ОРМ других лиц) проверка показаний на месте.

Целью настоящей работы выступает рассмотрение правовой регламентации гласного ОРМ обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (в силу открытости источника опубликования мы не можем говорить в данной работе об организации и тактике иных форм оперативного осмотра (негласной, зашифрованной)) и его практической реализации, а также сопоставление рассматриваемого ОРМ со следственным действием - осмотром (далее - осмотр, следственный осмотр).

Сравнение обследования со следственным осмотром позволит сделать некоторые выводы относительно его правовой регламентации, порядка его проведения и процедур документирования. При этом акцент будет сделан на гласном обследовании нежилых помещений, хотя некоторые из рассмотренных проблем могут возникнуть и при обследовании жилища [15, с. 34-36].

По нашему мнению, обследование как ОРМ может и должно широко применяться оперативными подразделениями правоохранительных органов. Исходя из задач, направленных на борьбу с преступностью, которые возложены на МВД России, в структуре этого правоохранительного органа функционируют оперативные подразделения: в сфере борьбы с экономическими преступлениями и противодействию коррупции; уголовного розыска; по контролю за оборотом наркотических средств; по борьбе с противоправными посягательствами на грузы в системе органов внутренних дел на транспорте и другие (мы говорим о подразделениях, ведущих борь-

бу с основным массивом преступлений согласно статистике (общеуголовными, экономическими) и не рассматриваем практику использования обследования абсолютно во всех оперативных подразделениях ОВД).

Приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199 утверждена Инструкция, которая достаточно детально регламентирует порядок назначения, проведения и оформления данного ОРМ. Интересна при этом как сама структура, так и содержание Инструкции, максимально приближенные к нормам уголовно-процессуального законодательства, но вместе с тем, на наш взгляд, не лишенные недостатков [8].

Как можно заметить, большинство из перечисленных в Инструкции положений аналогичны требованиям, указанным в нормах УПК РФ, предъявляемым к порядку проведения следственных действий. По всей вероятности, тем самым авторы этого нормативного акта попытались сблизить оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное законодательство, облегчив впоследствии использование результатов ОРД (в том числе изъятых объектов) в доказывании по уголовному делу.

Название рассматриваемого ОРМ несколько громоздко и не отражает все возможные объекты, которые могут быть подвергнуты обследованию. Следует согласиться с мнением, что отразить все объекты в названии рассматриваемого ОРМ будет вряд ли возможно ввиду их многочисленности и многообразия, например: ручная кладь, мобильные телефоны и т. д. [12, с. 91-92].

Считаем, что название ОРМ, указанного в ведомственных нормативных актах и выработанное практикой, - «оперативный осмотр» - лишено такого недостатка, так как не содержит перечисления возможных объектов обследования. Одновременно такое название отражает суть рассматриваемого осмотра как оперативного, т. е. осуществляемого в рамках ОРД. (Более того, согласно толковым словарям термины «обследование» и «осмотр» являются синонимами [9, с. 438, 463]. В работах, опубликованных ранее по данной теме, мы не заостряли внимание на названии данного ОРМ и именовали его как «Обследование», «Оперативный осмотр» [13, с. 180-183; 16, с. 326-330]).

В силу объема работы и поставленных целей мы не будем глубоко вдаваться в научную дискуссию относительно названия данного ОРМ и ограничимся лишь вышеобозначенным мнением. Поэтому в теме работы заложено название ОРМ как «Оперативный осмотр».

Рассмотрим отличия обследования от следственного осмотра.

1. Осмотр - это следственное действие. Обследование - это оперативно-розыскное мероприятие.

2. Нормативно-правовой базой следственного осмотра является УПК РФ. Регламентирующими документами гласного обследования являются ФЗ «Об ОРД» и Инструкция.

3. Для проведения следственного осмотра не требуется «ведомственной санкции» руководителя органа предварительного расследования и вынесения отдельного постановления на его производство. Для проведения обследования его инициатору необходимо представить руководителю органа, осуществляющего ОРД, проект распоряжения и мотивированный рапорт. Распоряжение о проведении обследования, подписанное руководителем органа, осуществляющего ОРД, является документом, подтверждающим правомочия сотрудников оперативного подразделения на его проведение.

4. Для производства следственного осмотра УПК РФ не устанавливает требования о необходимости предупреждения о его проведении какого-либо органа, на территории обслуживания которого будет произведен осмотр (МВД, ФСБ, СК и т. д.). Необходимость осмотра может возникнуть на территории, не обслуживаемой данным органом предварительного расследования, например в рамках расследования уголовного дела: осмотр места преступления при его несовпадении с местом происшествия; осмотр участка местности, транспортного средства, здания, сооружения, жилого помещения (разумеется, при наличии согласия проживающих там лиц или при наличии судебного решения).

В случае необходимости проведения обследования за пределами обслуживаемой оперативным подразделением территории руководитель, подписавший распоряжение, обязан до начала проведения обследования письменно проинформировать начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого планируется проведение обследования.

Для случаев, не терпящих отлагательств, Инструкция устанавливает следующий порядок: «При проведении обследования за пределами обслуживаемой территории уведомление начальника (заместителя начальника, ответственного от руководства) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого проводится обследование, осуществляется руково-

дителем в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проведения обследования».

5. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (ст. 176 УПК РФ).

Общие задачи (цели) производства ОРМ закреплены в ст. 2 ФЗ «Об ОРД»:

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;

добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

установление имущества, подлежащего конфискации (сомнений не вызывает, что задачи ОРД, указанные в ст. 2 ФЗ «Об ОРД» относятся и к обследованию. Заметим, что частные задачи (цели) обследования, как, впрочем, и других ОРМ, в Законе не сформулированы. Полагаем, что частные цели обследования зависят от направления деятельности оперативного подразделения, которое его проводит (УР, УНК, ЭБиПК и др.)).

6. Результаты осмотра являются доказательствами по уголовному делу - протокол осмотра (п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ). Результаты обследования не являются доказательствами по уголовному делу, они могут быть лишь приобщены к материалам уголовного дела в последующем, после их представления [7] лицу, уполномоченному на проведение расследования (протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).

7. Следственный осмотр может проводиться только гласно. Обследование может проводиться как в гласной, так и в негласной форме (в данном случае мы рассматриваем только гласную форму).

8. Обязательными участниками осмотра, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 170 УПК РФ, являются понятые, представитель администрации организации, которой принадлежит осматриваемое помещение (ч. 6 ст. 177 УПК РФ).

Участие понятых при проведении обследования не предусмотрено. Однако должны быть приглашены не менее двух незаинтересованных

лиц (п. 14 Инструкции), при этом исходя из содержания п. 29 Инструкции можно заметить схожие цели приглашения незаинтересованных лиц с приглашением понятых в УПК РФ: «... для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования».

9. Следственный осмотр может осуществляться как лицом, производящим расследование (следователем, дознавателем, руководителем следственного органа), так и по поручению следователя, дознавателя сотрудником оперативного подразделения в рамках расследования дела.

Гласное обследование может быть произведено только сотрудником оперативного подразделения. Следователь, дознаватель не имеют права осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

10. Изъятие предметов и документов при осмотре осуществляется в рамках производимого следственного действия на основании норм УПК РФ.

При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД», п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - Закон о полиции) и Инструкцией [4; 6; 8].

11. Часть 3 ст. 170 УПК РФ устанавливает, что в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия (в том числе и осмотр) могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись.

Инструкция не дает никаких руководящих разъяснений на этот счет в части проведения оперативного осмотра. Очевидно, что если принято решение о проведении оперативного осмотра в подобных условиях, то, как представляется, практика может идти по такому же пути, как и при следственном осмотре, однако реакцию на подобный вариант проведения ОРМ не только со стороны защиты, но и органов предварительного расследования, прокуратуры и судов представить трудно.

12. Протокол осмотра составляется в единственном экземпляре и никому из присутствующих при осмотре не вручается (ознакомиться с ним можно по окончании следственного действия лицам, принимавшим в нем участие, а также в дальнейшем с указанным протоколом могут ознакомиться только лица, вовлеченные в уголовный процесс: обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и т. д., при ознакомлении с материалами дела в порядке ст. 217 УПК РФ).

Инструкция устанавливает иное правило в отношении обследования. Так, в п. 31 Инструкции указано, что «после подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах». Это объясняется прежде всего тем, что в рамках обследования необходимо соблюсти права и свободы лиц, представляющих оперативный интерес, ведь результаты рассматриваемого ОРМ могут и не стать основой для уголовного преследования.

13. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия разъясняет им вид следственного действия и порядок его проведения, цель приглашения, их права и ответственность. Требования разъяснить права и обязанности приглашенным в соответствии с п. 14 Инструкции незаинтересованным лицам не содержится. Следовательно, в рамках оперативно-розыскных процедур не предусмотрена и ответственность указанных лиц.

Рекомендация следующая: опросить приглашенных лиц (составить протокол опроса), т. е. не ограничиваться только лишь получением их подписи в протоколе изъятия; в последующем после представления результатов оперативного осмотра следователю или дознавателю необходимо незамедлительно допросить указанных лиц с целью недопущения возможности поменять показания, исказить картину происходившего при обследовании (например, в случае оказания давления на них со стороны защиты).

14. Самостоятельным видом осмотра некоторые авторы называют освидетельствование (ст. 179 УПК РФ) - следственное действие, заключающееся в осмотре тела человека в целях обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

Применительно к ОРМ существует пробел. Обследование как ОРМ не может быть направлено на осмотр тела человека уже в силу того, что в его законодательном названии не предусмотрен такой объект осмотра.

Однако возникает закономерный вопрос о том, может ли тело человека рассматриваться как возможный объект обследования? Ответ представляется неоднозначным. Среди ОРМ нет такого мероприятия, которое было бы специально направлено на это. На практике сотрудники оперативных подразделений проводят обследование тела человека, как правило, при личном досмотре в целях изъятия каких-либо предметов или веществ, что также является достаточно спорным. Практика документирования в рамках ОРД в разных регионах нашей страны разнится (в частности, изъятие в рамках таких ОРМ, как «Проверочная закупка», «Оперативный эксперимент»). Зачастую осмотр тела человека и последующее изъятие у проверяемого или разрабатываемого лица осуществляются в процессе самого ОРМ (например, в акте оперативного эксперимента или акте проверочной закупки).

К сожалению, законодатель внятно никак не может до настоящего времени прояснить ситуацию, связанную с изъятием в рамках ОРД. Так, ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» разрешает органам, осуществляющим ОРД, проводить гласно и негласно ОРМ, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений [6]. Аналогичную норму содержит и п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции [4].

Итак: а) среди объектов обследования (в законодательном названии данного ОРМ) тело человека не значится; б) ФЗ «Об ОРД» не содержит ОРМ, направленного на обследование тела человека; в) ФЗ «Об ОРД» разрешает в рамках проводимых ОРМ производить изъятие.

В целом можно заключить, что противоречия вышеуказанным законам не будет, если в рамках обследования будет осмотрено тело человека с целью отыскания документов, предметов, материалов и сообщений, но какой будет реакция на это судебно-следственной практики - представить сложно. Поэтому практика изъятия идет различными путями [2].

15. Инструкция устанавливает, что в целях оказания правовой помощи сотрудникам, проводящим обследование, к его проведению могут привлекаться в том числе сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации (п. 8 Инструкции).

Хотя УПК РФ не устанавливает норм о воз-

можности привлечения сотрудников правовых подразделений к проведению следственного осмотра, на наш взгляд, их привлечение не будет противоречить нормам, например, в качестве специалистов. Дискуссия о специальных правовых познаниях (знаниях) в науке имеет место быть [3, с. 39; 10, с. 47; 17].

16. В целях обеспечения физической защиты сотрудников, проводящих обследование, к его проведению могут привлекаться и сотрудники подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном МВД России (п. 8 Инструкции) (в связи с переводом подразделений ОМОН в Федеральную службу войск национальной гвардии (ФСВНГ) Инструкция в данной части пока изменений не претерпела. Представляется, что порядок привлечения бойцов ФСВНГ для обеспечения физической защиты сотрудников оперативных подразделений при проведении обследования будет разработан).

УПК РФ не содержит норм, касающихся привлечения сотрудников специальных подразделений, в том числе и полиции, для обеспечения физической защиты следователей или дознавателей в случае проведения осмотра в помещении при конфликтной ситуации. С точки зрения криминалистической тактики это просто необходимо организовать на подготовительном этапе к проведению следственного действия в подобных условиях.

17. Ведомственный нормодатель в п. 15 Инструкции установил правило, в силу которого при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого были изъяты оригиналы. Об этом делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

УПК РФ не содержит подобных норм, как и требования составлять, помимо протокола осмотра, протокол изъятия.

18. По результатам следственного осмотра составляется протокол: осмотра места происшествия, осмотра предметов и документов, освидетельствования и т. д. Правила его составления и структура предусмотрены в ст. 166 УПК РФ.

О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования (п. 34, 35 Инструкции), т. е. структура рапорта практически идентична описанию

производимых действий, описываемых в протоколе осмотра.

Наряду с отличиями, следует рассмотреть и сходства обследования и следственного осмотра.

1. Некоторые виды следственного осмотра, например осмотр места происшествия, осмотр документов и осмотр предметов, могут быть произведены как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе расследования преступления.

Обследование может быть проведено оперативным подразделением:

до возбуждения уголовного дела инициативно (ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», п. 4.1 Инструкции);

до возбуждения уголовного дела на основании поручения лица, производящего проверку сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 140 УПК РФ);

в процессе расследования уголовного дела на основании поручения лица, производящего расследование (ст. 38, 40, 41 и ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

2. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в ОРМ лица предупреждаются об этом до начала его проведения (п. 11 Инструкции). Такое же правило должно соблюдаться и при следственном осмотре (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).

3. Осмотр жилища требует согласия проживающих в нем лиц или наличия судебного решения (ст. 25 Конституции РФ, ч. 5 ст. 177 УПК РФ). При этом не имеет значения, являются ли проживающие в данном помещении лица собственниками последнего. Обследование жилища также, в силу ст. 25 Конституции РФ, требует согласия проживающих в нем лиц или наличия судебного решения.

При проведении обследования жилища в случае отсутствия согласия проживающих в нем лиц предъявляется постановление судьи, разрешающее его проведение.

При проведении следственного осмотра жилища в случае отсутствия согласия проживающих в нем лиц следователь, дознаватель возбуждают перед судом ходатайство о производстве осмотра и предъявляют судебное разрешение перед началом производства следственного действия (ч. 2 ст. 164, ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

4. УПК РФ в ч. 3 ст.164 «Общие правила производства следственных действий» устанавливает, что производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фак-

тов преступной деятельности. Однако здесь авторы Инструкции пошли несколько дальше и установили право проведения обследования «также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации» (п. 9 Инструкции). Ранее мы уже высказывались относительно вопросов иных видов безопасности, таких как государственная военная, информационная, в контексте обследования [14, с. 25-28].

5. При проведении следственного осмотра подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также предметы, вещи, документы и материалы, имеющие значение для расследования уголовного дела.

При проведении обследования также подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно обо-ротоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения (п. 12 Инструкции). При этом протокол должен быть максимально приближен к протоколу следственного осмотра. И хотя УПК РФ не содержит такого процессуального действия, как изъятие (с составлением протокола изъятия), надо полагать, что авторы Инструкции имели в виду правила составления протоколов следственных действий, указанные в ст. 166 УПК РФ.

6. В случаях, предусмотренных ст. 182, ч. 1 ст. 183, ст. 184 и 193 УПК РФ, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия в рамках обследования к участию в изъятии привлекаются, с их согласия, не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (п. 14 Инструкции).

7. Часть 2 ст. 166 УПК РФ устанавливает, что

протокол следственного действия, в том числе и осмотра, может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Протокол изъятия в рамках обследования в соответствии с п. 24 Инструкции (в случае изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборото-способных, находящихся у лиц без специального разрешения) может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств.

8. По результатам осмотра составляется документ - протокол осмотра (места происшествия, предметов и документов, освидетельствования и т. д.).

По результатам обследования составляются следующие документы: рапорт («рапорт-доклад» о проделанной работе с описанием хода и результатов проведенного ОРМ), протокол изъятия (при условии изъятия документов, предметов, веществ).

Отметим, что Инструкция в п. 37 содержит нормотворческую недоработку: «В случае использования в ходе проведения обследования аудио- и видеозаписи материальные носители, содержащие результаты аудио- и видеозаписи, прилагаются к рапорту». Возникает закономерный вопрос: почему не «... к рапорту или протоколу» - в зависимости о того, какой документ составляется. Считаем, что рапорт - в большей степени оперативно-служебный документ, несмотря на то, что в рассматриваемом случае он составляется как документ фиксирующего (документирующего) характера. Протокол воспринимается все же более строго, тем более с подписями незаинтересованных лиц, чего нет в рапорте.

10. Тактические приемы проведения следственного осмотра, выработанные практикой и научно обоснованные криминалистикой, вполне могут и должны использоваться и в рамках ОРД, в том числе и при проведении обследования.

Таким образом, можно заключить, что обследование как ОРМ и осмотр как следственное действие во многом схожи, несмотря на различное нормативное регулирование процедур их производства. В регулировании и практической реализации проведения обследования существует и ряд острых проблем, например порядок изъятия в рамках ОРД (предметов, веществ и т. д.) или обследование тела человека, если есть основания считать, что последний скрывает искомые предметы и/или документы при проведении данного ОРМ.

Проблемных вопросов проведения и регла-

ментации рассматриваемого ОРМ больше, чем тех, которые мы смогли обозначить и попытались решить в данной статье. Поэтому мы не претендуем на бесспорность предложенных нами подходов и решений и не отказываемся от дискуссии по всем возникающим вопросам темы.

Список использованной литературы

1. Букчина, Б. З. Орфографический словарь русского языка [Текст] / Б. З. Букчина, И. К. Сазонова, Л. К. Чельцова. - 5-е изд., испр. - М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

2. Гармаев, Ю. П. Особенности криминалистической методики расследования и поддержания государственного обвинения по уголовным делам о незаконном сбыте наркотиков [Текст] : монография / Ю. П. Гармаев, Д. Г. Шашин. - М. : Юрлитинформ, 2009.

3. Корухов, Ю. Г. Допустимы ли правовые экспертизы в уголовном процессе [Текст] / Ю. Г. Корухов // Законность. - 2000. - № 1.

4. О полиции [Электронный ресурс] : [Фе-дер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ] // СПС Кон-сультантПлюс.

5. О порядке проведения сотрудниками органами внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств [Текст] : [приказ МВД России от 1 апр. 2014 г. № 199].

6. Об оперативно-розыскной деятельности [Электронный ресурс] : [Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ] // СПС КонсультантПлюс.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд [Текст] : [приказ МВД России, МО России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, СК России от 27 сент. 2013 г № 776/703/509/507/1820/42/53 5/398/68].

8. Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных

средств [Текст] : [приказ МВД России от 1 апр. 2014 г. № 199].

9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАН ; Ин-т рус. яз. ; Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 2002.

10. Статкус, В. Ф. О правовой экспертизе и юристах «второго сорта» [Текст] / В. Ф. Статкус // Российская юстиция. - 2006. - № 1.

11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.

12. Чечетин, А. Е. Актуальные проблемы оперативно-розыскных мероприятий: монография [Текст] / А. Е. Чечетин. - М. : Издательский дом Шумиловой И. И., 2006.

13. Шашин, Д. Г. Вопросы доказательственного значения результатов обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств [Текст] / Д. Г. Шашин, А. В. Коршунов // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : материалы XX Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 т. - Иркутск : ФГКОУ ВПО ВСИ МВД России, 2015.

14. Шашин, Д. Г. Гласное обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности

и транспортных средств: проблемы правового регулирования и проведения [Текст] / Д. Г. Шашин, А. В. Коршунов // Оперативник (Сыщик). - 2016. - № 2 (47).

15. Шашин, Д. Г. Жилище или жилое помещение: юридические коллизии, затрудняющие соблюдение прав и законных интересов граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с проникновением в них [Текст] / Д. Г. Шашин // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. В. Анохина. - Барнаул : Барнаульский юридический институт МВД России. -2017. - Ч. 1.

16. Шашин, Д. Г. Помещения, здания, сооружения, участки местности и транспортные средства как объекты гласного обследования (оперативного осмотра) [Текст] / Д. Г. Шашин // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. - Иркутск : ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016.

17. Эксархопуло, А. А. Специальные познания и их применение в исследовании материалов уголовного дела [Текст] / А. А. Эксархопуло. - СПб. : Издательский дом СПб. гос. ун-та ; Изд-во юридического факультета СПб. гос. ун-та, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.