Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рогожников М.А., Романченко С.А., Яковлев Ю.В., Сигов Н.Д.

Цель исследования - обосновать эффективность применения оперативного контроля на занятиях по физической культуре со студентами специальной медицинской группы с использованием нагрудного пульсометра Polar H10. Методика и организация исследования. С марта 2023 г. по апрель 2023 г. проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 30 обучающихся в специальной медицинской группе (СМГ), имеющих нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и органов зрения (миопия слабой и средней степени). В течение двух месяцев в занятия включались кардионагрузки различной интенсивности. Результаты исследования и выводы. Применялась методика оперативного контроля функционального состояния у студентов СМГ на занятиях по физической культуре, в экспериментальной группе прирост показателя ЧСС с помощью теста «Лестничная проба» составил 8,82%; до эксперимента 129,6±1,3 (ЧСС в мин); после 119,1±1,5 (ЧСС в мин). Прирост показателей ЧСС до полного восстановления после физической нагрузки составил 8,04%; до эксперимента - 167,9±3,1 (с); после - 155,4±3 (с). Связано это прежде всего с применением нагрудного пульсометра Polar H10, который позволил во время занятий контролировать пульсовую зону каждого обучающегося относительно физической нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рогожников М.А., Романченко С.А., Яковлев Ю.В., Сигов Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL CONTROL OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of operational control in physical education classes with students of a special medical group using a Polar H10 chest heart rate monitor. Methods and structure of the study. From March 2023 to April 2023, a pedagogical experiment was conducted, in which 30 students in a special medical group (SMG) with disorders of the musculoskeletal system and organs of vision (mild and moderate myopia) took part. Within two months, cardio loads of various intensity were included in the classes. Results and conclusions. The method of operational control of the functional state of SHG students in physical education classes was used; in the experimental group, the increase in heart rate using the "Ladder test" test was 8.82%; before the experiment 129.6±1.3 (HR per minute); after 119.1±1.5 (HR per minute). The increase in heart rate to complete recovery after exercise was 8.04%; before the experiment 167.9±3.1 (s); after 155.4±3 (s). This is due, first of all, to the use of the Polar H10 chest heart rate monitor, which made it possible to control the pulse zone of each student in relation to physical activity during classes.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

Физичес

тание студентов

ОПЕРАТИВНЫМ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ

УДК/UDC 796.015.4(045)

Кандидат педагогических наук, доцент М.А. Рогожников1 Кандидат педагогических наук С.А. Романченко1 Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Яковлев2 Кандидат педагогических наук, доцент Н.Д. Сигов2

Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, Санкт-Петербург

Цель исследования - обосновать эффективность применения оперативного контроля на занятиях по физической культуре со студентами специальной медицинской группы с использованием нагрудного пульсометра Polar H10.

Методика и организация исследования. С марта 2023 г. по апрель 2023 г. проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 30 обучающихся в специальной медицинской группе (СМГ), имеющих нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и органов зрения (миопия слабой и средней степени). В течение двух месяцев в занятия включались кардионагрузки различной интенсивности. Результаты исследования и выводы. Применялась методика оперативного контроля функционального состояния у студентов СМГ на занятиях по физической культуре, в экспериментальной группе прирост показателя ЧСС с помощью теста «Лестничная проба» составил 8,82%; до эксперимента 129,6±1,3 (ЧСС в мин); после 119,1±1,5 (ЧСС в мин). Прирост показателей ЧСС до полного восстановления после физической нагрузки составил 8,04%; до эксперимента -167,9±3,1 (с); после - 155,4±3 (с). Связано это прежде всего с применением нагрудного пульсометра Polar H10, который позволил во время занятий контролировать пульсовую зону каждого обучающегося относительно физической нагрузки.

Ключевые слова: оперативный контроль, функциональное состояние, физическая культура, специальная медицинская группа, студенты.

OPERATIONAL CONTROL OF THE FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP IN PHYSICAL EDUCATION LESSONS

PhD, Associate Professor M.A. Rogozhnikov1 PhD S.A. Romanchenko1

PhD, Associate Professor Yu.V. Yakovlev2 PhD, Associate Professor N.D. Sigov2

1Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University, St. Petersburg

2Saint Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, St. Petersburg

Abstract

Objective of the study was to substantiate the effectiveness of the use of operational control in physical education classes with students of a special medical group using a Polar H10 chest heart rate monitor.

Methods and structure of the study. From March 2023 to April 2023, a pedagogical experiment was conducted, in which 30 students in a special medical group (SMG) with disorders of the musculoskeletal system and organs of vision (mild and moderate myopia) took part. Within two months, cardio loads of various intensity were included in the classes.

Results and conclusions. The method of operational control of the functional state of SHG students in physical education classes was used; in the experimental group, the increase in heart rate using the "Ladder test" test was 8.82%; before the experiment 129.6±1.3 (HR per minute); after 119.1±1.5 (HR per minute). The increase in heart rate to complete recovery after exercise was 8.04%; before the experiment 167.9±3.1 (s); after 155.4±3 (s). This is due, first of all, to the use of the Polar H10 chest heart rate monitor, which made it possible to control the pulse zone of each student in relation to physical activity during classes.

Keywords: operational control, functional state, physical culture, special medical group, students.

Введение. Согласно действующим правовым документам в области физической культуры, спорта и образования занятия по учебным дисциплинам по физической культуре (физической подготовке) проводятся с учетом индивидуальных двигательных способностей и состояния уровня здоровья обучающихся [5].

Статистика последних лет показывает, что более 50% первокурсников имеют различные хронические заболевания, поэтому их распределяют в специальную медицинскую группу для занятий по физической культуре [1]. Сложность проведения учебных занятий с данной категорией студентов заключается в том, что препода-

Результаты оценки уровня развития функционального состояния у студентов специальной медицинской группы в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента (п=30)

Тест Контрольная Экспериментальная

Лестничная проба, ЧСС в мин До 130,1±1,3 После 125,7±1,7 До 129,6±1,3 После 119,1±1,5 (*)

Лестничная проба, время до полного восстановления, с До 169,3±2,9 После 161,6±2,9 До 167,9±3,1 После 155,4±3 (*)

Примечание: (*) - достоверность различий при р<0,05 между результатами до и после эксперимента в ЭГ и КГ.

вателю необходимо постоянно контролировать состояние здоровья обучающихся с учетом их нозологий.

Цель исследования - обосновать эффективность применения оперативного контроля на занятиях по физической культуре со студентами специальной медицинской группы с использованием нагрудного пульсометра Polar H10.

Методика и организация исследования. С марта 2023 г. по апрель 2023 г. проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 30 обучающихся в специальной медицинской группе допущенных к занятиям: 15 студентов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации (АСК) и 15 студентов Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС). Из них 22 девушки и восемь юношей, возраст 18-22 года. Студенты 1-3-го курса проходят обучение в АСК по направлению 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности, специализация Уголовно-правовая; в ПГУПС по направлению 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, специализация Электрический транспорт. В ходе педагогического эксперимента были сформированы контрольная (АСК) и экспериментальная группа (ПГУПС). Педагогический эксперимент проводился на базе Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации и Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I.

Все принявшие участие в эксперименте студенты имели нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и органов зрения (миопия слабой и средней степени) и относились к специальной медицинской группе. К исследованию не допускались обучающиеся с заболеванием сердечно-сосудистой системы.

В течение периода проведения исследования проводилось измерение уровня функционального состояния студентов экспериментальной группы с помощью теста «Лестничная проба», который выполнялся с использованием нагрудного пульсометра Polar H10 [2, 4]. По команде преподавателя студент осуществлял подъем с 1-го на 5-й этаж (в одном пролете этажа 20 ступенек), высота одной ступеньки - 20 см. Подъем выполнялся под метроном 60 уд/мин. После подъема на 5-й этаж регистрировались частота сердечных сокращений (ЧСС) и время до полного восстановления.

Для развития функциональных систем организма (сердечно-сосудистой системы) использовались карди-онагрузки различной интенсивности. Учитывая контингент обучающихся, нагрузка варьировалась в диапазоне от «очень легкой» - интенсивностью 50-60% от макс. ЧСС до «легкой» - интенсивностью 60-70% от макс. ЧСС. Во время учебных занятий в режиме реального времени преподавателем проводился оперативный контроль уровня функционального состояния студентов на специальном мониторе, где отражались пульсовые зоны мощности каждого студента. Если обучающийся переходил в верхнюю

пульсовую зону, то ему сразу предоставлялся отдых для восстановления и перехода в требуемую пульсовую зону. В случае понижения пульсовой зоны мощности преподавателем повышалась физическая нагрузка путем увеличения интенсивности выполнения упражнений.

Учебные занятия у студентов СМГ проводились два раза в неделю по 1,5 часа. В течение марта 2023 г. в основной части занятия проводилось 5 «табат», 8 упражнений (20 секунд работа, 10 секунд отдых) в пульсовой зоне «очень легкая» - интенсивностью 50-60% от макс. ЧСС в течение 30 мин, между «табатами» - отдых 2 мин. Предложенные в комплексе упражнения были направлены на развитие сердечно-сосудистой системы и укрепление основных мышечных групп.

В апреле 2023 г. на занятиях проводилось 6 «табат», 8 упражнений (30 с работа, 10 с отдых) в пульсовой зоне «легкая» - интенсивностью 60-70% от макс. ЧСС в течение 40 минут, между «табатами» - отдых 1,5 мин.

В контрольной группе учебные занятия проводились по стандартной учебной программе в высшем учебном заведении без применения современных технологий. Контроль пульса осуществлялся самостоятельным его подсчетом по команде преподавателя.

Результаты исследования и их обсуждение. В таблице показаны результаты оценки уровня развития функционального состояния у студентов специальной медицинской группы до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

В ходе оперативного контроля функционального состояния у студентов экспериментальной группы на занятиях по физической культуре прирост показателя ЧСС, определенный с помощью теста «Лестничная проба», составил 8,82%: до эксперимента 129,6±1,3 (ЧСС в мин), а после -119,1±1,5 (ЧСС в мин). Прирост показателей ЧСС до полного восстановления после физической нагрузки составил 8,04%; до эксперимента - 167,9±3,1 (с); после - 155,4±3 (с).

Вывод. Применение оперативного контроля состояния здоровья студентов специальной медицинской группы в процессе выполнения физических нагрузок с использованием современных технологий позволяет своевременно вносить коррективы в план занятий.

Литература

1. Гаврилова Е.А. Внезапная сердечная смерть в спорте. Современные представления / Е.А. Гаврилова, О.А. Чурганов, М.Д. Белодедова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 76-79. - EDN DNWHTL.

2. Германова А.А. Обучение сложнокоординационным двигательным действиям на основе мультимедийных технологий / А.А. Германова, М.А. Рогожников, О.А. Сафонова, К.Н. Дементьев // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 35-37. - EDN YZFSKT.

3. Каменский Д.А. Исследование влияния физических нагрузок на состояние здоровья пациентов, страдающих атеросклерозом / Д.А. Каменский, П. А. Абрамас, Ю.В. Яковлев, В.В. Сердюковский // Физическая культура и спорт в профессиональном образовании: межвузовский сборник научно-методических работ / Под науч. ред. В.А. Щеголева.

4.

5.

2.

- Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2020. - С. 175-179. - EDN DYTZWJ. Рогожников М.А. Развитие нейромышечных связей у баскетболистов на основе применения тренажера fitlight (фит-лайт) / М.А. Рогожников, А.Е. Батурин, Ю.В. Яковлев, А.Е. Курицына // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 9. - С. 9-11. - EDN ZUMTDI. Романченко С.А. Влияние двигательной активности на здоровье, физическое развитие и формирование профессиональных компетенций будущих инженеров / С.А. Романченко, Г.Г. Власова, Н.И. Никитенко, А.С. Чуркина // Физическая культура и спорт: актуальные тенденции, проблемы и пути их решения: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 16 июня 2022 года / Под общ. ред. С.А. Романченко. - Санкт-Петербург: Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, 2022. - С. 94-97. - EDN DHLMRV.

References

Gavrilova E.A., Churganov O.A., Belodedova M.D. Vnezapnaya serdechnaya smert v sporte. Sovremennyye predstavleniya. [Sudden cardiac death in sport. Modern ideas]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 5. pp. 76-79. EDN DNWHTL. Germanova A.A., Rogozhnikov M.A., Safonova O.A., Dementiev K.N. Obucheniye slozhnokoordinatsionnym dvigatelnym deystvi-yam na osnove multimediynykh tekhnologiy [Teaching complex coordination motor actions based on multimedia technologies]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 3. pp. 35-37. EDN YZFSKT.

3. Kamensky D.A., Abramas P.A., Yakovlev Yu.V., Serdyu-kovsky V.V. Issledovaniye vliyaniya fizicheskikh nagruzok na sostoyaniye zdorovya patsiyentov, stradayushchikh at-erosklerozom [Study of the influence of physical activity on the health status of patients suffering from atherosclerosis]. Physical culture and sport in vocational education: Interuni-versity collection of scientific and methodological works. V.A. Shchegolev [ed.]. St. Petersburg: "Sankt-Peterburgskiy po-litekhnicheskiy universitet Petra Velikogo" publ., 2020. pp. 175-179. EDN DYTZWJ.

4. Rogozhnikov M.A., Baturin A.E., Yakovlev Yu.V., Kuritsyna A.E. Razvitiye neyromyshechnykh svyazey u basketbolistov na os-nove primeneniya trenazhera fitlight (fitlayt) [Development of neuromuscular connections in basketball players based on the use of the fitlight simulator (fitlight)]. Teoriya i praktika fiziches-koy kultury. 2020. No. 9. pp. 9-11. EDN ZUMTDI.

5. Romanchenko S.A., Vlasova G.G., Nikitenko N.I., Churkina A.S. Vliyaniye dvigatelnoy aktivnosti na zdorovye, fizicheskoye razvitiye i formirovaniye professionalnykh kompetentsiy budushchikh inzhen-erov [The influence of motor activity on health, physical development and the formation of professional competencies of future engineers]. Fizicheskaya kultura i sport: aktualnyye tendentsii, problemy i puti ikh resheniya [Physical culture and sport: current trends, problems and ways to solve them]. Proceedings national scientific-practical conference, St. Petersburg, June 16, 2022. St. Petersburg: PGUPS publ., 2022. pp. 94-97. EDN DHLMRV.

И Информация для связи с автором: mrogozhnikov89@gmail.com Поступила в редакцию 04.05.2023 г.

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

БИОХАКИНГ - НОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ

В ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЯХ

УДК/UDC 796.015.4(045)

Кандидат биологических наук, доцент Т.С. Лисицкая1 Чжан Цзинвэй1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Ключевые слова: фитнес, здоровый образ жизни, технология оздоровления.

Введение. В настоящее время в фитнесе утвердилось понятие «биохакинг», как улучшение работы организма с помощью медицинских препаратов, питания, тренировок и других методов, цель которого - улучшение продолжительности и качества жизни. [1]. Несмотря на близость общих слов и понятий между ЗОЖ и био-хакингом, наблюдается некий «разрыв» из-за средств, методов и содержания их составляющих, иной научный подход. По суди дела то и другое - это углубленное обследование и перестройка образа жизни, включая кинезиотерапию, двигательную активность и оздоровительно-развивающую тренировку, используя последние достижения в области физической культуры и фитнеса как ее составляющей, стимулируют мозговую деятельность, двигательную активность и замедляет старение.

Другим утвердившимся понятием в лексике фитнеса является «нейрохакинг», который объединяет все практики, дисциплины и технологии, направленные на улучшение и изменение работы мозга и, как итог, - улучшение самочувствия и качества жизни. Нейрохакинг - это форма биохакинга с фокусом на мозг и центральную нервную систему (ЦНС), способ вмешательства в структуру и функцию нейронов для их улучшения и восстановления.

Цель исследования - раскрыть содержание технологий ведения здорового образа жизни посредством биохакинга и нейрохакинга.

Результаты исследования и их обсуждение. Био-хакингу свойственен уход от механического выполнения упражнений - это умение осознанно управлять своим телом и даже внутренними органами. Разумно организованная жизнь человека предполагает заботу не только о его здоровье, дееспособности, но и привлекательности, гармоничном облике самого человека, включая физическую красоту его тела и культуру моторного поведения.

Большой популярностью в системе фитнес-трениро-вок по принципам биохакинга пользуются фитнес-танцы и ритмика под музыкальное сопровождение. При правильном подходе они гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние присутствия, что непросто в обыденной жизни.

Вывод. Биохакинг - это стиль жизни, в рамках которой соблюдается естественная эволюция, при этом корректировка физического состояния происходит посредством рационального сочетания физической активности, питания, психологических установок и других технологий ведения здорового образа жизни.

Литература

1. Лисицкая Т.С. Ваш путь к стройности, здоровью и долголетию / Т.С. Лисицкая, Е.М. Меркулова. - Москва: Мир и Образование, 2019. - 230 с.

В Информация для связи с автором: fitfox@mail.ru

Поступила в редакцию 12.05.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.