Оперативное лечение опухолей животных и их гистологическая характеристика
Н.А. Татарникова, д.в.н., профессор,
М.Г. Чегодаева, аспирантка, Пермская ГСХА
На территории г. Перми проживает более 5 тыс. собак и кошек. В последнее время участились случаи обращения владельцев домашних животных в ветеринарные клиники города с подозрением на неопластические заболевания.
Материалы и методы исследования. Для работы использовали операционный материал, получаемый при проведении хирургического вмешательства по удалению опухоли. Врач назначал на операцию животных после проведения комплекса диагностических исследований: клинического осмотра, электрокардиографии, биохимического и общего анализов крови, рентгеновского и ультразвукового исследований. Для снижения риска осложнений животных старшей возрастной группы (после 8 лет) за 10—14 дней готовили к операции. Для активизации дея-
тельности иммунной системы и профилактики инфекционных заболеваний, стимуляции регенерации тканей инъецировали внутримышечно ронколейкин из расчёта 15 т. МЕ-20 т. МЕ/кг один раз в день или через день, от трёх—пяти инъекций пациенту.
Использовали средства, улучшающие метаболические процессы в миокарде. Кардиопротектор милдронат вводили внутривенно по 0,5—5 мл/ гол. один раз в день или через день, всего 5—10 инъекций на курс лечения.
За 15—20 мин. до начала операции всем животным осуществляли премидикацию. Для профилактики апноэ во время операции использовали аналептики (10-процентный раствор сульфокамфокаина, 4 мг/кг в/м); глюкокортикостероиды (в/м преднизолон 5—10 мг/кг) — для профилактики шокового состояния; антигиста-минные и седативные препараты (1-процентный раствор димедрола, в/м 0,5—1,0 мг/кг); блокаторы
М-холинорецепторов для предотвращения развития брадикардии и гиперсаливации (0,1-процентный раствор атропина сульфата, в/м 0,05 мг/кг); антигеморрагические препараты (дици-нон в/м, 005 мг/кг).
Основным препаратом для наркоза являлся зоолетил в дозе 10 мг/кг, вспомогательным 2-процентный раствор рометара в дозе 0,1—0,15 мл/кг
Удаление новообразования проводили с точным выполнением принципов абластики и антибластики. Операции выполняли как радикальные, паллиативные, так и симптоматические. Иссечённый патологический материал помещали в 10-процентный раствор формалина для проведения гистологического исследования.
После проведения операции животным стабилизировали температуру тела. Для этого их помещали на электрические грелки, следили за дыханием и сердечным ритмом. При проведении оперативных вмешательств, связанных с большой кровопотерей (новообразование молочных желёз, селезёнки, гемангиомы), в течение последующих пяти-семи дней пациентам проводили инфу-зионную терапию солевыми растворами. При выраженной местной воспалительной реакции, при удалении опухолей с участками изъязвления, некроза, вторичной бактериальной обсеменён-ности назначали курс антибиотикотерапии. Если воспалительный процесс не выражен, антибиотики ставили небольшими курсами для профилактики послеоперационных осложнений. Для этого использовали 15-процентный раствор амоксициллина, в/м 15 мг/кг, с интервалом 48 час., двух-трёхкратно. Швы снимали на 10— 14-й день после проведения операции.
Мониторинг онкологических больных проводится один раз в шесть месяцев, пожизненно.
Результаты и обсуждение. При выполнении работы исследовали патологический операционный материал от собак и кошек [1—4].
В 2011 г. проанализировали операционный материал от 28 собак, 16 кошек и одной крысы. Неопластический рост подтвердился в 40 случаях, в пяти пробах диагностировали гнойное воспаление кожи со склерозом межмышечной стромы.
Злокачественные новообразования у собак составили 48,0% (12 проб), среди них преобладал плоскоклеточный ороговевающий рак молочных желёз (5 проб — 41,6%). По одному случаю (8,33%) встречались аденогенный рак, злокачественное новообразование кожи, железисто-плоскоклеточный рак, низкодифференцированный рак молочных желёз по типу скиррозного, протоковый рак молочных желёз, протоковая сосочковая аденокарцинома молочной железы и остеогенная саркома.
Доброкачественное течение процесса выявили у 13 собак (52,0%). Это единичные случаи
(7,69%) — аденомы предстательной железы, церуминальной аденомы ушного прохода, хон-дромиксоидной фибромы молочной железы, протоковой папилломы молочной железы, фиброаденомы молочной железы, гемангиомы кожи, твёрдой фибромы слизистой влагалища и кожи, эпидермальная киста (две пробы — 15,38%), трихолемма кожи, дерматофиброма кожи, семинома.
Из 15 проб патологического материала, отобранного от кошек, злокачественные опухоли идентифицировали в 11 пробах (73,33%), доброкачественные — в четырёх пробах (26,66%). При помощи гистологического исследования установили аденокарциному молочной железы (три пробы — 27,27%), протоковый инвазивный рак (пять проб — 45,45%), а также по одной пробе (9,09%) — плоскоклеточный орогове-вающий рак слизистой языка, аденогенный рак молочной железы, злокачественная аденома. Доброкачественные опухоли были представлены церуминальной аденомой ушного прохода (две пробы — 50,0%), твёрдой фибромой кожи и фибринозно-кистозной мастопатией. У крысы диагностировали фибринозно-кистозную мастопатию.
Гистологический характер опухолей сильно варьирует. У собак и кошек ведущее место по частоте распространения занимает рак молочных желёз и опухоли кожи.
Полученные результаты подтверждаются и литературными данными. Так, по данным авторов клиники экспериментальной терапии РОНЦ, опухоли молочной железы в 2010 г. составили у собак 83% случаев; в 2009 г. их диагностировали только у 58%. У собак почти в 50% случаев заболевание носит злокачественный характер, в 25% — имеет неблагоприятный исход. У кошек в 2000 г. выявление рака молочных желёз составило 17% всех опухолей молочных желёз, а в 2009 г. — 42%, что, по мнению авторов, связано с повышенной онкологической настороженностью у владельцев животных и ветеринарных врачей [5].
Литература
1. Волков С.В., Татарникова Н.А. Комплексные методы лечения опухолей молочной железы у кошек // Аграрный вестник Урала. 2008. № 11. С. 34-35.
2. Волков С.В., Татарникова Н.А. Этиология и морфологические проявления опухолей молочной железы у кошек в г. Перми // Аграрный вестник Урала. 2009. № 7. С. 72-73.
3. Седегов С.В., Татарникова Н.А. Клинико-морфологическое проявление опухолей и опухолеподобных состояний семенников и яичников у собак // Вестник ветеринарии. 2012. Т. 60. № 1. С. 26-29.
4. Чегодаева М.Г., Татарникова Н.А. Распространённость неопластических заболеваний у декоративных животных и птиц на территории г. Перми // Учёные записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2011. № 208. С. 323-326.
5. Якунина М.Н., Голубева В.А., Гаранин Д.В. Рак молочной железы у собак и кошек. М.: ЗООМЕДЛИТ, Колос, 2010. 79 с.