Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
709
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскные мероприятия / правовой институт / признаки правового института / operational investigative measures / legal institute / signs of a legal institute

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виктор Николаевич Омелин

В статье на основе законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, литературных источников рассматриваются понятие, признаки, цель, структура оперативно-розыскных мероприятий как правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виктор Николаевич Омелин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational search measures as a legal institution

The article considers the concept, features, purpose, structure of operational-investigative measures as a legal institution on the basis of legislative and subordinate regulatory legal acts, literary sources.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

УДК 343.9 ББК 67.7

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-182-184

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КАК ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Виктор Николаевич ОМЕЛИН, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник ФКУ «НИИ ФСИН России» [email protected]

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье на основе законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, литературных источников рассматриваются понятие, признаки, цель, структура оперативно-розыскных мероприятий как правового института.

Ключевые слова: оперативно-розыскные мероприятия, правовой институт, признаки правового института.

Annotation. The article considers the concept, features, purpose, structure of operational-investigative measures as a legal institution on the basis of legislative and subordinate regulatory legal acts, literary sources.

Keywords: operational investigative measures, legal institute, signs of a legal institute.

В литературе под правовым институтом понимается, как правило, совокупность норм, регулирующих обособленные общественные отношения в пределах той группы общественных отношений, которые составляют предмет отрасли1.

По образному выражению Г.В. Мальцева, юридические институты выступают своеобразным «костяком правовой системы», к которому крепится весь ее материал, состоящий из юридических норм2.

На основе анализа точек зрения о понятии и признаках юридических институтов можно заключить, что правовой институт оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) как общность правовых норм обладает следующими признаками:

1) имеет однородный характер, т.е. направлен на регулирование обособленной, относительно

самостоятельной группы (разновидности) общественных отношений.

Данное положение, безусловно правильное, носит, однако, слишком общий характер и поэтому нуждается в конкретизации.

Отметим, что ст. 1 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144-ФЗ (ред. от 30.12.2020, далее — ФЗ об ОРД) устанавливает, что оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их компетенции посредством проведения ОРМ.

Глава II данного Закона более подробно регламентирует порядок проведения ОРМ (определяет их перечень, основания и условия проведения, основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении ОРМ и др.).

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

Регулируя строго определенный участок общественных отношений, нормативные предписания, образующие рассматриваемый правовой институт, отличаются фактической и юридической однородностью. Его содержание выражено в специфической группе понятий, общих положений, терминов, которые в настоящее время широко используются в научной литературе3;

2) нормативно обособлен, т.е. нормы, его составляющие, закреплены в отдельных частях нормативного правового акта.

Прежде всего, следует отметить, что проведение ОРМ базируется на совокупности норм, предусмотренных правовыми актами различной юридической силы. Среди этих нормативных правовых актов можно выделить: ФЗ об ОРД; другие федеральные законы; подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти; ведомственные и межведомственные нормативные акты органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Так, некоторые вопросы, связанные с проведением ОРМ, регламентируются в нормативных правовых актах несекретного характера, издаваемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий. К числу таковых можно, например, отнести Инструкцию о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств4;

3) носит системный характер, т.е. правовые нормы, его составляющие, взаимосвязаны между собой и представляют собой некоторое единство, без которого невозможно регулирование данного вида общественных отношений.

Общая цель рассматриваемого института состоит в том, чтобы в пределах своего участка общественных отношений данного вида обеспечить цельное, относительно законченное правовое регулирование. Это значит, что данный институт должен обладать «комплектом» нормативных предписаний, при помощи которых можно охватить все существенные моменты правового регулирования ОРМ.

Сказанное выше можно резюмировать мыслью о том, что к настоящему моменту комплекс нормативных правовых актов, регулирующих проведение ОРМ, можно рассматривать как постоянно развивающуюся систему, стойкую правовую общность, построенную на единых правовых началах.

Системность анализируемой группы предписаний выражается в том, что подзаконные акты, прежде всего органов, уполномоченных на проведение оперативно-розыскной деятельности, конструируются на основе принципов и правил, устанавливаемых нормами закона. Основные положения и правила, закрепленные в нормах закона, получают в подзаконных, в частности в ведомственных актах оперативно-розыскных органов, более подробную регламентацию организации и тактики проведения ОРМ.

Сказанное свидетельствует о том, что комплекс нормативных предписаний, регулирующих подготовку и проведение ОРМ, представляет собой специфическое системно-целостное образование, единую правовую общность. Он имеет необходимую стройность, состояние упорядоченности;

4) представляет собой некую целостность, т.е. необходимый и достаточный набор правовых норм, обеспечивающих целостное, относительно законченное регулирование ОРМ.

Выделение наиболее существенных правовых предписаний и последующая их группировка по признаку однородности позволила прийти к выводу, что структурная модель анализируемого института охватывает следующие группы правил:

а) нормы, определяющие перечень допустимых ОРМ (ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД);

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

б) нормы, регулирующие основания для проведения ОРМ (ст. 7 ФЗ об ОРД);

в) нормы, регламентирующие условия проведения ОРМ (ст. 8 ФЗ об ОРД);

г) нормы, регламентирующие поведение субъектов ОРМ, включая предписания, определяющие круг лиц, участвующих в ОРМ (ч. 5 ст. 6 ФЗ об ОРД); устанавливающие гарантии правовой защиты субъектов ОРМ (ч. 2 ст. 12; ч. 5 ст. 14; части 2, 3, 4, 7 ст. 18 ФЗ об ОРД);

д) нормы, регламентирующие порядок использования результатов ОРМ (ч. 7 ст. 5, ст. 11, ч. 4 ст. 12 ФЗ об ОРД);

е) нормы, определяющие меры пресечения, которые уполномоченный субъект вправе применить при проведении ОРМ (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД);

ж) нормы, относящиеся к использованию технических средств при проведении ОРМ (ч. 7 ст. 5; ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД);

з) нормы, регулирующие проведение ОРМ в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 8.1 ФЗ об ОРД).

Таковы те исходные положения, которые следует иметь в виду при рассмотрении вопроса об ОРМ как относительно самостоятельного правового института.

1 Беляева Г. С., Кузьменко В.И., Умарова A.A. К вопросу о понятии и признаках юридических институтов // Пробелы в рос. законодательстве. 2018. № 4. С. 101—104.

2 Мальцев Г.В. О социальной природе юридических институтов // Институционализация в праве: Сб. науч. ст. М., 2010.

3 См.: Агарков A.B. К вопросу о понятии оснований для осуществления оперативно-розыскных мероприятий // Оперативник (сыщик). 2016. № 2 (47). С. 34—36;

Жук О. Д. Использование результатов оперативного внедрения в пресечении деятельности преступных организаций (сравнительное исследование) // Оперативник (сыщик). № 3 (44). 2015. С. 10—15.

4 Приказ МВД России от 01.04.2014 № 199 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» // http://base.garant.ru/ 70663232/

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.