УДК 343.98
ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
CHARACTERISTIC SIGNS AND CLASSIFICATION OF LEGAL RELATIONS IN OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITIES
Е. В. КУЗНЕЦОВ (E. V. KUZNECOV)
Рассматриваются характерные особенности правовых отношений, возникающих в оперативнорозыскной деятельности. С позиции общей теории права приводится классификация таких отношений. Выделены специфические признаки правовых отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности. Раскрыты особенности правовых отношений в оперативно-розыскной деятельности в их связи с различными отраслями права.
Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, правовые отношения, оперативно-розыскные отношения.
The report examines the characteristics of the legal relations arising in operational and investigative activities. From the standpoint of the general theory of law provides a classification of such relations. Highlighted specific features of legal relations in the field of operational and investigative activities. The peculiarities of legal relations in the operational and investigative activities as they relate to the various branches of law.
Key words: operational-search activities, the operational-search activities, the authorities engaged in the operational-search activities, legal relations, operational and investigative attitude.
Сегодня в теории оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) активно рассматривается вопрос о существовании особой группы оперативно-розыскных правоотношений, позволяющих говорить о формировании и даже возникновении новой отрасли российского права - отрасли оперативно-розыскного права [1]. Тем не менее вопрос о правоотношениях, возникающих в сфере применения норм Федерального закона Российской Федерации от 12 августа 1995 г. «Об оперативнорозыскной деятельности» [2] (далее - ФЗ об ОРД), изучен недостаточно подробно. Результаты отдельных исследований в этом направлении не позволяют выделить ряд характерных особенностей этих правовых отношений, а также их разновидности [3]. В этой связи целесообразно продолжить научный диалог по данной проблематике.
Для того чтобы определить характерные особенности и виды отношений в сфере ОРД, необходимо их классифицировать, используя
принятые в теории права различные основания для их деления.
В зависимости от того, чьи интересы в первую очередь регулируют нормы того или иного законодательства, правоотношения подразделяют на частно-правовые и публично-правовые [4].
Частно-правовые отношения основаны на свободе воли, на собственном интересе лица, на возможности выбора цели и средств его достижения. В отличие от первых, публично-правовые отношения всегда базируются на изначальной заданности цели (организация общества) для основного субъекта таких отношений - представителя государственного органа, средств её достижения (наличие предусмотренных законом полномочий) и процесса её осуществления (предусмотренные законом процедуры) [5].
Анализ норм ФЗ об ОРД однозначно свидетельствует о том, что в рамках ОРД публично-правовые отношения значительно
© Кузнецов Е. В., 2012
превалируют над частно-правовыми. Так, ст. 1 ФЗ об ОРД, закрепив цель ОРД - защита человека, общества и государства от преступных посягательств, прямо говорит, что она реализуется специальным субъектом -оперативными подразделениями государственных органов. Для них в ФЗ об ОРД определены задачи (ст. 2), принципы деятельности (ст. 3), компетенция (ст. 14, 15). Обозначены методы реализации задач ОРД (ст. 6). Одновременно ФЗ об ОРД в ст. 15 упоминает и об ответственности физических и юридических лиц за неисполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих ОРД.
По мнению С. С. Алексеева, в зависимости от функциональных особенностей правоотношений как «конкретизаторов» общих предписаний юридических норм их можно классифицировать на регулятивные и охранительные [6].
Регулятивным правоотношениям характерно закрепление конкретного поведения субъектов, порядка их деятельности в той или иной ситуации. Таким правоотношениям свойственно наличие процедурно-процессуальных правил поведения, определяющих специфику правоприменительной деятельности. В этой связи регулятивные правоотношения свойственны процессуальным отраслям права [7].
Охранительные отношения отражают характер реакции государства на нарушения определённых запретов, способы и виды ограничений прав и свобод нарушителя, а также принципы применения наказания. Такие отношения, как правило, находят свою регламентацию в материальных отраслях права [8].
Правоотношениям, возникающим в сфере ОРД, присущ регулятивно-процессуальный характер. Это обусловлено следующим. В большинстве случаев эти правоотношения возникают между должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и лицами, в отношении которых проводились или проводятся оперативно-разыскные мероприятия (далее - ОРМ). ФЗ об ОРД, определив в качестве цели этой деятельности борьбу с преступностью, закрепил методы, посредством которых должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, решаются задачи, связанные с достижением данной це-
ли. К таким методам относятся гласные или негласные ОРМ. Проведение ОРМ представляет из себя определённый процесс (совокупность процедур), включающий установление оснований для их осуществления, определение условий проведения, их планирование, подготовку, непосредственное проведение, оформление и порядок использования их результатов.
Нормы ФЗ об ОРД регламентируют не только процедуры проведения ОРМ, они закрепляют и правила обжалования действий должностных лиц, осуществляющих ОРМ, особенности контроля и надзора за их деятельностью и ряд других аспектов. В этой связи в зависимости от специфики процедур, возникающих при реализации норм ФЗ об ОРД, можно выделить основные виды правовых отношений, образующихся в ходе взаимодействия различных субъектов ОРД. К ним следует отнести:
1) отношения, возникающие между должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и гражданами, в связи с проведением гласных или негласных ОРМ;
2) отношения, возникающие между должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и лицами, оказывающими содействие, на гласной или негласной основе, в связи с участием последних в решении задач ОРД;
3) отношения, возникающие между должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и судом в связи с принятием решения о санкционировании отдельных видов ОРМ, а также рассмотрения жалоб граждан;
4) отношения, возникающие между
должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и должностными лица органов дознания или предварительного следствия в связи представлением результатов ОРД;
5) отношения, возникающие между
должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и должностными лицами органов, осуществляющих контроль за ОРД в связи с осуществлением последними функций контроля;
6) отношения, возникающие между
должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и прокурорами, надзирающими за ОРД, в связи с осуществлением последними функций прокурорского надзора.
Каждый вид того или иного правового отношения представляет собой особый порядок взаимодействия его субъектов, при этом содержание их правового статуса определяет набор предусмотренных законом правил и этапов регулирования возникших отношений. В качестве примера можно привести процедуру истребования гражданами сведений о полученной о них информации органами, осуществляющими ОРД, предусмотренную в ст. 5 ФЗ об ОРД. В рамках этой процедуры предусмотрено два этапа: первый
- обращение гражданина в орган, осуществляющий ОРД, второй - обращение в суд, в случае отказа указанного органа выдать необходимую информацию.
Всё вышеуказанное свидетельствует о том, что отношения в сфере ОРД являются регулятивными и процессуальными.
Отношения, возникающие в рамках ОРД, не являются самодостаточными и изолированными. Они возникают, изменяются, прекращаются не только исключительно на основе норм ФЗ об ОРД. На их содержание значительное влияние, а в некоторых случаях ключевое, оказывают нормативные положения различных отраслей права и законодательства. Это обусловлено как бланкетным характером большинства норм ФЗ об ОРД, так и присущей всем отраслям права системной связи их правовых положений с другими отраслями права. Последнее обеспечивает возможность регулирования определённого правоотношения несколькими отраслями права [9].
В этой связи в зависимости от того, какие нормативные положения той или иной отрасли присутствуют, а в некоторых случаях превалируют, при возникновении конкретных отношений в сфере ОРД эти правоотношения можно подразделить на: уголовно-правовые уголовно-процессуальные; административно-правовые; гражданско-правовые; гражданско-процессуальные; трудовые; финансовые. Рассмотрим некоторые из них.
Уголовно-правовые. Как было указанно выше, отношения в сфере ОРД являются процессуальными, соответственно они направлены на реализацию норм материального права и в первую очередь, исходя из цели ОРД, норм уголовного права. В этой связи содержание большинства оперативно-розыскных
правоотношений прямо зависит от нормативных установок уголовного закона. Подтверждение такой связи наглядно прослеживается через анализ ст. 7 ФЗ об ОРД, в которой закреплены условия проведения ОРМ, обязывающие правоприменителя для решения вопроса о возможности или законности проведения того ОРМ обращаться к ст. 15 Уголовного кодекса Российской Федерации, регламентирующей категории преступлений.
Уголовно-процессуальные. Органы, осуществляющие ОРД, не в состоянии обеспечивать реализацию норм уголовного закона только в рамках ОРД. Последнее возможно лишь через уголовно-процессуальную деятельность. В свою очередь и органы предварительного следствия и дознания не всегда могут решать стоящие перед ними задачи лишь при помощи следственных и иных процессуальных действий. Поэтому между должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и должностными лица органов дознания или предварительного следствия возникают особые правовые отношения. Эти отношения возникают в рамках выполнения оперативными сотрудниками поручений органов предварительного расследования, осуществления розыска подозреваемых или обвиняемых, установления по уголовному делу лиц, совершивших преступления; рассмотрения вопросов об использовании результатов ОРД в процессе доказывания и т. д.
Административно-правовые. Сущест-
вование административно-правовых отношений в оперативно-розыскной сфере обусловлено в первую очередь наличием норм ФЗ об ОРД, которые регламентируют права должностных лиц, органов, осуществляющих ОРД, проводить ОРМ не только для решения задач борьбы с преступностью. Например, для принятия решения о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности (см. п. 6, ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД). В последнем случае налицо отношения, возникающие в лицензионном производстве, являющиеся одним из видов административных отношений [10].
Гражданско-правовые. Данные отношения находят своё проявление при реализации норм ФЗ об ОРД, регламентирующих институт содействия граждан органам, осуществ-
ляющим ОРД. В основе гражданских отношений лежит равенство субъектов таких отношений, свобода договора между ними (ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ). В соответствии со ст. 17 ФЗ об ОРД основным принципом института содействия в ОРД является добровольность участия граждан в подготовке или проведении ОРМ. Гражданин не обязан оказывать органам, осуществляющим ОРД, помощь в проведении ОРМ. Это есть его исключительное право. В тех случаях, когда гражданин даёт своё согласие на участие в ОРМ, между ним и государством возникает устное или письменное соглашение. При этом лицо может всегда отказаться от участия в ОРД. Именно наличие договорных отношений, основанных на гражданско-правовом принципе свободы договора, а также равенстве его сторон, и обусловливает наличие гражданско-правовых отношений в этой сфере.
Наличие отношений в сфере ОРД, регулируемых нормами других отраслей права, не означает отсутствие как таковых особых оперативно-розыскных правоотношений. По нашему глубокому убеждению, они существуют. Например, к ним следует отнести отношения, возникающие между должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и гражданами, в связи с проведением гласных или негласных ОРМ для проверки сведений о причастности определённых лиц к преступлению, когда ещё нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Таким образом, можно сделать выводы, что отношения, возникающие в сфере ОРД, можно охарактеризовать как публично-правовые и регулятивные. Специфика процедур, осуществляемых в рамках ОРД, позволяет выделить шесть основных видов процессуальных отношений в этой области. Исходя из того, что оперативно-розыскное законодательство составляет неотъемлемую часть общей системы права, в рамках осуществления ОРД возникают отношения, регулируемые различными отраслями права (уголовно-
го, уголовно-процессуального, административного и т. д.). Последнее не свидетельствует об отсутствии специфических оперативнорозыскных отношений, а лишь подтверждает факт существования тесной взаимосвязи всех отраслей права и законодательства друг с другом и нахождение их в общей системе права.
1. См.: Шумилов А. Ю. Курс основ оперативнорозыскной деятельности : учебник для вузов.
- 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Издательский дом Шумиловой И. И., 2007. - С. 46 ; Чуви-лев А. А. Оперативно-розыскное право. - М. : НОРМА - ИНФРА-М, 1999. - С. 1-11.
2. Об оперативно-розыскной деятельности : Фе-дер. закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ ; ред. от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349 ; 2011. -№ 1. - Ст. 16.
3. См.: Азаров В. А. О некоторых особенностях предмета оперативно-розыскного регулирования // Оперативник (сыщик). - 2010. - № 2.
- С. 8-12 ; Кухлевкая И. А. О понятии оперативно-розыскных правоотношений // Оперативник (сыщик). - 2008. - № 4. - С. 36-39 ; Основы уголовно-розыскного права (Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности). Общая часть : учеб. пособие. -М. : Изд-ль Шумилова И. И., 2000. - С. 50-53.
4. См.: ХвалеваМ. А. Метод публичного права : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2007. - С. 20-23.
5. Там же.
6. См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. - М. : Юридическая литература, 1966. -С. 140.
7. См.: Галагин И. А., Василенко А. В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. - 1998. - № 3. -С. 15.
8. См.: Сапий А. В. Методы уголовно-правового регулирования и их классификация : автореф. дис. . канд. юрид. наук. - Рязань, 2009. -С. 23.
9. См.: Сорокин В. Д. Административно-процессуальное право : учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. - С. 158-159.
10. Там же. - С. 158, 498-515.