Научная статья на тему 'ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ И ЕЕ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ'

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ И ЕЕ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
301
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
оперативно-розыскная деятельность / цифровой мир / Национальная стратегия развития искусственного интеллекта / информационно-коммуникационные технологии / Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации / оperational search activities / digital world / National Strategy for development of artificial intelligence / information and communication technologies / Criminal procedure code of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Николаевич Поздняков

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием оперативной информации, полученной при проведении в цифровом пространстве оперативно-розыскных мероприятий и ролью в ее анализе искусственного интеллекта. Показан опыт использования искусственного интеллекта и IT-технологий зарубежными правоохранительными органами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operational and investigative activities in the digital world and its procedural value

The article discusses issues related to the use of operational information obtained in the digital space of operational search activities and the role in its analysis of artificial intelligence. Experience in using artificial intelligence and IT technologies overseas law enforcement agencies.

Текст научной работы на тему «ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ И ЕЕ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ»

УДК 29.343 ББК 67.52

DOI 10.24412/2073-3313-2021-9-170-174

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЦИФРОВОМ МИРЕ И ЕЕ ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ

Александр Николаевич ПОЗДНЯКОВ, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры организации оперативно-розыскной деятельности Академии управления МВД России Sonino51@ mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием оперативной информации, полученной при проведении в цифровом пространстве оперативно-розыскных мероприятий и ролью в ее анализе искусственного интеллекта. Показан опыт использования искусственного интеллекта и IT-технологий зарубежными правоохранительными органами.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, цифровой мир, Национальная стратегия развития искусственного интеллекта, информационно-коммуникационные технологии, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

Annotation. The article discusses issues related to the use of operational information obtained in the digital space of operational search activities and the role in its analysis of artificial intelligence. Experience in using artificial intelligence and IT technologies overseas law enforcement agencies.

Keywords: оperational search activities, digital world, National Strategy for development of artificial intelligence, information and communication technologies, Criminal procedure code of the Russian Federation.

I I ифровая медицина, цифровое образова-

I I ние, цифровая валюта, цифровое прави-

-1—^тельство, цифровая революция, цифровой мир и искусственный интеллект1, без которого вся цифровая инфраструктура не может функционировать. В утвержденной Указом Президента Российской Федерации Национальной стратегии развития искусственного интеллекта в Российской Федерации предлагается использовать информационно-коммуникационные технологии во всех сферах общественной жизни2.

Искусственный интеллект уже выступает в роли переводчика, художника, полицейского аналитика, управленца, или соуправленца, в разработанной программе «Информационное правительство». Установленные в городах цифровые камеры, предназначенные контролировать об-

щественный порядок, становятся непременным атрибутом любого крупного города.

По наличию таких устройств Москва находится на четвертом месте среди других мировых столиц — впереди лишь Пекин, Лондон и Дели. Однако их число по-разному влияет на уровень преступности.

Но насколько в целом в борьбе с преступностью и в контролировании оперативной обстановки эффективны эти камеры? Например, Москва с 76,86 камерами на 1 км2 имеет индекс преступности3 38,8. Токио (на шестом месте в рейтинге) с 18 камерами на 1 км2 имеет индекс преступности 23,19. Лондон с 399,27 камерами на 1 км2 имеет индекс преступности 52, 634.

Вывод: наличие видеокамер — важный, но далеко не главный фактор, оказывающий влияние на уровень городской преступности. Пря-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

мои зависимости между этими показателями нет. В связи с этим напрашивается вопрос, оправдывает ли цель снизить преступность вторжением Большого брата в частную жизнь жителей города?

Тем не менее возможность использования искусственного интеллекта в различных сферах правоохра-нительнои деятельности и по целому ряду направлении все чаще становится темоИ для дискуссии как собственно криминологов, желающих получить таким образом, с их точки зрения, более реальную картину состояния преступности в стране, так и различного уровня государственных деятелей, желающих за счет использования искусственно интеллекта снизить затраты на правоохранительную деятельность. Тенденция такого рода характерна для многих стран, включая, естественно, и Россию.

На видеоконференции по искусственному интеллекту, состоявшейся 4 декабря 2020 г., было сказано, что искусственныи интеллект может выполнять роль аналитика и в организации пра-воохранительноИ деятельности5.

Следует отметить, что впервые идея поставить на службу по обеспечению правопорядка 1Т-технологии с использованием искусственного интеллекта была высказана и к настоящему времени по некоторым направлениям реализована ФБР США в виде работающей на цифровой платформе с использованием искусственного интеллекта информационно-справочноИ системы Ышо (сбор, архивирование, автоматический поиск с использованием ИИ) с годовым бюджета в 2 млрд долл.6.

Но 9 сентября 2011 г. в США произошла серия террористических актов. При расследовании происшедшего было установлено, что в течение года до терактов в указанную систему поступило 33 информации, в которых косвенно говорилось об их подготовке. Однако ни аналитики, ни искусственный интеллект, состоящий у них на службе, не смогли в рабочем режиме вычленить данную информацию , определить ее значимость и довести до сведения лиц, принимающих управленческое решение. В результате случилось то, что случилось.

На цифре в настоящее время работают информационно-поисковые системы правоохранительных органов некоторых стран Западной Европы.

В Германии: информационная система ИНПОЛ, являющаяся технической базой в борьбе с уголовнои преступностью и выполняющая функ-ции сбора, анализа и предоставления информации; система портретной идентификации Крис.

Во Франции на цифре работает система оперативной дактилоскопической идентификации личности Морфа.

В Канаде на цифре работает система анализа тяжких преступлений: У1СЬЛБ.

Однако утверждать, что уровень преступности в этих странах значительно ниже, чем в остальных, не приходится: Париж — 52,42; Берлин — 40,86.

Конечно, и с этим невозможно не согласиться, что «искусственный интеллект — основа очередного рывка всего человечества вперед в своем развитии»7.

Следует принять и то, что он, искусственный интеллект, и созданные на его основе машины будут контролировать человека в значительной степени. Принцип работы любого искусственного интеллекта — математический анализ большого массива данных и выстраивание связей в заданном алгоритме.

Машинам все еще сложно воспринимать человеческую речь, построение языковых моделей и механизмов внимания. Но, чтобы в какой-то степени управлять этим процессом, нужно быть компетентным и смотреть в будущее. Однако далее было констатировано, что искусственный интеллект никогда не заменит человека, но человек должен в итоге контролировать эти машины.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

При этом сильный искусственный интеллект должен быть самообучающимся, т.е. в перспективе машина сама должна решать любые задачи лучше человека, самообучаться и постоянно развиваться; иными словами, человек (программист) должен заложить эти позиции в программу, включая в обязательном порядке и те, которые в дальнейшем позволят ему каким-то образом контролировать процессы, продуцируемые машиной.

Идею собрать все правоохранительные органы в единое и естественно оцифрованное информационное пространство сделал попытку воплотить в жизнь Евросоюз путем внедрения Руководства ОБСЕ по полицейской деятельности на основе оперативных данных информации (ПДОДИ)8. Формальной причиной ее разработки является ответ правоохранительных органов ряда государств Европы на новые вызовы со стороны транснациональной преступности (спектр угроз такого рода обширен, здесь и антиглобалисты, и фанатские группы, и наркобизнес и т.д.).

Задекларированная цель состоит не только в обеспечении современного подхода к выявлению и планированию противодействия росту транснациональных угроз, таких, как терроризм и организованная преступность, но также может применяться для повседневного упреждающего планирования и руководства правоохранительной деятельностью.

Предполагается, что строиться упреждающее планирование должно на основе необработанных и не интерпретированных результатах наблюдений и измерений. Примерами являются характеристики преступной деятельности, легко поддающиеся количественной оценке, такие, как сообщения о преступлениях и другие статистические данные, базы данных о правонарушителях и полицейских задачах. В этот перечень входят и оперативные данные, которые были первоначально оценены и проанализированы.

Основное внимание уделяется систематическому сбору и оценке данных и информации посредством четко прописанного аналитического процесса, в результате чего данные становятся стратегическими и рабочими аналитическими продуктами, которые служат основой для совершенствования процесса принятия обоснованных решений, подкрепленных фактическими данными.

Помещенные в контекст они в последующем «осмысливаются» искусственным интел-

лектом и представляются в формате принятия решений для адресных действий. В данном случае работает компьютерная система криминалистического анализа и статистики. Посредством стратегического и тактического управления, развертывания и поддержания такая тактика содействует сокращению, пресечению и предотвращению преступности и снижению вреда от ее воздействия.

Это происходит за счет включения в руководство описания четких и определенных механизмов деятельности на основе оперативных данных и информации, процедур принятия решений и организационных структур на местном, региональном и национальном уровнях. Таким образом, предполагается обеспечить жесткий контроль не только за складывающейся оперативной обстановкой, но и за деятельностью всех правоохранительных органов во всех странах Евросоюза, присоединившихся и включенных в процесс на основе положений Рекомендации.

Естественно, что работа в таком едином оцифрованном информационном пространстве будет осуществляться на единой технологической основе, разработанной специалистами Ев-ропола, и на единой унифицированной правовой основе, разработанной теми же специалистами. Именно эти специалисты работают с лицами, принимающими решения в правоохранительных органах и определяющими направления, по которым могут быть использованы полученные результаты.

Таким образом может быть реализован принцип тотального контроля за всеми событиями не только криминального характера, но и за всеми лицами, в них участвующими. Иными словами, вопросы национальной идентификации и правовой независимости отдельных государств будут сведены к минимуму либо утрачены вовсе, и сегодняшние выступления антиглобалистов имеют под собой вполне реальную основу.

Представляется, что именно этот фактор является основным, определяющим вялотекущий процесс присоединения государств к работе по указанным Рекомендациям, несмотря на очевидные положительные факторы.

Кроме того, необходимо создание мощных, доступных для всех подразделений баз и хранилищ данных, повышение уровня компьютерной грамотности полицейских на всех уровнях и, самое главное, укомплектование полиции дата-аналитиками и дата-специалистами, владеющими технологиями применения искусственного

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

интеллекта и методик обработки и анализа «больших данных»9, что однозначно требует значительных финансовых затрат.

Непременным условием вхождения России в цифровой мир будет выполнение ею обозначенных выше позиций, а в случае, если такое когда-нибудь случится, то она столкнется с теми факторами, которые обозначены выше.

Что касается России, то кроме камер на улицах некоторых городов, в Москве и в общественном транспорте проводятся планомерные мероприятия по формированию Единого цифрового контура идентификации, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным 16 декабря 2020 г. № 12067п-П10, определена необходимость развития цифровой радиосвязи в территориальных органах МВД России с последующим расширением использования возможностей информационных ресурсов в оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Кроме того, проводятся мероприятия, связанные с работой с «большими данными» при отработке многомиллионных списков информации, содержащейся в различных информационных массивах и банках данных. С учетом этого говорить о готовности России к работе в цифровом мире пока не приходится.

Вместе с тем применительно к оперативно-розыскной проблематике информация, полученная из цифровой среды, может иметь лишь ориентирующий характер и свое развитие, включая использование в уголовном процессе; и может иметь только после подтверждения ее идентичности путем проверки с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности; и только после этого она может быть использована согласно ст. 74 УПК РФ.

И в этом случае далеко не случайным представляется включение в список требуемой информации ПДОДИ необработанных и не интерпретированных результатов наблюдений и измерений, т.е. аналоговых данных, не подвергнутых обработке искусственным интеллектом. Именно информация такого рода может быть положена в основу доказательств по делам уголовного и иного судопроизводства.

В статье 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» перечислены 15 оперативно-розыскных мероприятий, при проведении которых собирается информация, позволяющая решать

перечисленные в ст. 2 этого Закона задачи оперативно-розыскной деятельности, а ст. 11 определяет порядок использования полученной информации при подготовке и осуществлении следственных и судебных действий. При этом в ст. 74 УПК РФ приведен исчерпывающий перечень сведений, которые могут рассматриваться в качестве доказательств по уголовному делу.

Для того чтобы продолжить дальнейшее предметное обсуждение данного вопроса, следует привести сведения в полном объеме:

1) показания подозреваемого, обвиняемого;

2) показания потерпевшего, свидетеля;

3) заключение и показания эксперта;

4) заключение и показания специалиста;

5) вещественные доказательства;

6) протоколы следственных и судебных действий;

7) иные документы.

Проверку доказательств, согласно ст. 87 УПК РФ, осуществляют дознаватель, следователь и прокурор, в том числе путем установления источника их получения. Указанная позиция в настоящее время полностью исключает возможность прямого использования в уголовном процессе информации, полученной путем проведения в цифровом мире каких-либо оперативно-розыскных мероприятий.

При этом необходимо учесть, что цифровой мир как произведение человеческого разума однозначно подвержен воздействию различного рода хакерским атакам, вбросам заведомо ложной информации и т.д. И это априори требует соответствующей проверки с использованием сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

В заключение следует отметить, что рано или поздно в цифровом мире придется работать, и с использованием специфических оперативно -розыскных мероприятий получать необходимую информацию; но для устранения возможных правовых коллизий, уже в настоящее время требуется корректирующая правовая основа, допускающая в определенных условиях работу с цифровыми данными с последующим их использованием в уголовном процессе.

Однако в настоящее время, несмотря на уже использование по отдельным направлениям правоохранительной деятельности 1Т-технологий, процент раскрываемости преступлений в Российской Федерации стабильно уменьшается. В связи с этим необходимо подчеркнуть: искус-

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

ственный интеллект в правоохранительной сфере общественной жизни должен быть дополнением к человеческому разуму.

1 Искусственный интеллект — комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека: Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года (утв. Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490)

2 О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10.10.2019 № 490 // СПС «Консультант Плюс»

3 Индекс преступности — количество совершенных преступлений на тысячу жителей.

4 Данные из статьи Д. Шацкой «Большой брат следит за нами неравномерно» // Газ. МЕТРО от 05.04.2021: www. Metronews.ru

5 prezident.org>... vystuplenija-putina...konferencii-po... 04.12.2020.

6 Кстати, на 01.01.2021 в Нью-Йорке установлено на 1 км2 25,97 камер при индексе преступности 46,29.

7 prezident.org>. vystuplenija-putina...konferencii-po... 04.12.2020..

8 Серия публикаций ДТНУ / ОСВПД. Т. 13. Вена: Изд. OSCE Guidebook on Intelligence-Led policing, июль 2017.

9 Овчинский B.C. Виртуальный щит и меч: США, Великобритания, Китай в цифровых войнах будущего. М., 2018.

Библиографический список

1. План мероприятий по формированию Единого цифрового контура идентификации, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным 16.12.2020 № 12067п-П10 // http://government.ru/docs/ 41037/

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ // httr//www.consultant.ru/

3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // httr//www.consultant.ru/

4. Материалы видеоконференции по искусственному интеллекту Artificial Intelligence Journey (AI Journey 2020) на тему «Искусственный интеллект — главная технология XXI века» 04.12.2020» // prezident.org>...vystuplenija-putina.. .konferencii-po...

5. Руководство по криминальному анализу. Бюллетень НЦБ Интерпола в России. М., 1998.

6. Серия публикаций ДТНУ / ОСВПД. Т. 13. Вена: Изд. OSCE Guidebook on Intelligence-Led policing, июль 2017.

7. Овчинский B. C. Виртуальный щит и меч: США, Великобритания, Китай в цифровых войнах будущего. М., 2018.

8. Шацкая Д. Большой брат следит за нами неравномерно // Газ. МЕТРО от 05.04.2021: www. Metronews.ru

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.