ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ УСЛОВИЯ ПЕРЕРАБОТКИ, КОТОРЫХ НА
СОРТИРОВОЧНЫХ ГОРКАХ МОГУТ БЫТЬ ПЕРЕСМОТРЕНЫ
Тесленко Игорь Олегович
канд. техн. наук, доцент Сибирского государственного университета путей
сообщения, РФ, г. Новосибирск E-mail: teslenko. io@mail. ru Корнеев Максим Владимирович
канд. техн. наук, доцент Сибирского государственного университета путей
сообщения, РФ, г. Новосибирск E-mail: [email protected]
DANGEROUS GOODS OF THE CONDITION OF PROCESSING WHICH ON HUMP YARDS CAN BE RECONSIDERED
Igor Teslenko
candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Siberian State Transport
University, Russia Novosibirsk Maxim Korneev
candidate of Technical Sciences, Associate Professor of Siberian State Transport
University, Russia Novosibirsk
АННОТАЦИЯ
С целью снижения динамических воздействий на вагоны, загруженные опасными грузами, правила перевозки регламентируют выполнение сортировочной работы с отдельными грузами, что приводит к увеличению времени простоя транзитных вагонов и эксплуатационных расходов железной дороги. Пересмотр перечня грузов имеющих эти ограничения позволит создать резерв перерабатывающей способности сортировочных станций, и повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.
ABSTRACT
For the purpose of drop of dynamic impacts on the cars loaded by dangerous goods, rules of transportation regulate performance of sorting work with separate goods that leads to increase in an idle time of transit cars and operational costs of the railroad. Revision of the list of goods having these restrictions will allow to create a reserve of processing ability of switchyards, and to increase competitiveness of railway transport.
Ключевые слова: опасные грузы; класс опасности; сортировочная горка; технология роспуска.
Keywords: dangerous goods; danger class; hump yard; technology of dissolution.
Случайные (непериодические) внешние воздействия на вагоны, загруженные опасными грузами, способны привести к нарушению безопасных условий функционирования железнодорожного транспорта. На всем пути следования груз, тара, подвижной состав подвергаются воздействию динамических нагрузок. Общеизвестно, что максимальных значений динамические нагрузки достигают при выполнении маневровых операций, в частности, при роспуске вагонов с сортировочных горок или при выполнении маневров толчками. Условия, создаваемые в процессе роспуска опасных грузов и их свойства таковы, что невозможно со 100 %-ной надежностью исключить вероятность отклонений от нормальных условий перевозки и гарантировать безопасность работникам транспорта и населения прилежащих территорий.
С целью обеспечения безаварийной и бесперебойной работы транспорта, нормативной документацией [2, с. 271—286; 6, с. 184—186] установлены нормативы и условия, регламентирующие выполнение сортировочной работы, в частности определены три режима роспуска:
• Роспуск в свободном режиме;
• Спускать с горки осторожно — данный режим предполагает разрешение роспуска вагонов с сортировочных горок при соблюдении условия — исключение соударения роспускаемых вагонов с вагонами, уже находящимися на сортировочных путях и с последующими отцепами, направляемыми на этот путь;
• Не спускать с горки — данный режим предполагает пропуск вагонов через сортировочную горку только с локомотивом, методом «съема» или «осаживания», без резких толчков и остановок.
Указания о требуемом режиме роспуска проставляются в виде штемпелей в перевозочных документах.
Выполнение требований по ограничению роспуска вагонов существенно снижает вероятность влияния динамических нагрузок на вагоны, загруженные опасными грузами, обеспечивая устойчивую работу железнодорожного транспорта, но при этом усложняет технологию работы и значительно уменьшает пропускную способность как отдельных элементов (сортировочные горки, сортировочные вытяжки, парки формирования), так и станции в целом.
Объемы перевозки опасных грузов на сети железных дорог возрастают ежегодно на 8—11 %; их доля в общем грузообороте составляет почти 18 %. В настоящее время ограничения по роспуску с сортировочных горок вагонов загруженных опасными грузами, предусмотрены Правилами перевозок опасных грузов [4, с. 56—339]. Из общего перечня опасных грузов допущеных к перевозке по железным дорогам около 15 % имеют запрет на роспуск с сортировочных горок.
Принятие решения о возможности пересмотра условий роспуска для опасных грузов представляет собой многофакторную комплексную систему, основными составляющими которой являются:
• физико-химические и опасные свойства грузов;
• соответствие технологии работы сортировочной горки требованиям безопасности;
• надежность транспортной тары, упаковки опасных грузов;
конструкция и техническая характеристика подвижного состава, их
соответствие свойствам перевозимого груза [3, с. 59; 7, с. 62—72].
Все отправки опасных грузов в зависимости от использования вида подвижного состава можно разделить на две группы:
• перевозимые в крытых вагонах (контейнерах) с использованием тары;
• перевозимые наливом в вагонах-цистернах (контейнерах-цистернах).
Первоначально, при оценке физико-химических и опасных свойств грузов,
необходимо отбросить те, потенциальная опасность которых, на современном
этапе развития техники и технологии роспуска не позволяет достичь надлежащего уровня обеспечения безопасности перевозочного процесса из-за их повышенной чувствительности к механическому и тепловому воздействиям. Такими грузами наряду с грузами класса опасности 1 «Взрывчатые материалы» являются грузы классов опасности 5.1 «Окисляющие вещества» и 5.2 «Органические пероксиды», которые:
• класс 5.1 — способны к реакциям самоокисления — самовосстановления;
• класс 5.2 — способны следствии воздействия даже незначительных динамических нагрузок вызвать необратимую химическую реакцию разложения со взрывчатым эффектом и возгоранием.
Рассмотрим подробнее первую группу грузов (тара, крытые вагоны, контейнеры). Грузы данной группы по их опасным свойствам и используемым видам тары условно можно разделить на несколько подгрупп:
1. грузы подкласса 2.2 — газы (сжатые, сжиженные, растворенные под давление), неядовитые и невоспламеняющиеся. К данной группе относятся сжатые газы: азот, аргон, гелий, криптон, ксенон, неон и хладоны различных модификаций, перевозимые в стальных баллонах. При транспортировке баллоны располагают в кассеты, которые размещают и закрепляют в вагоне согласно действующим Правила размещения и крепления грузов в [5, с. 608— 610].
2. грузы класса 3 — легковоспламеняющиеся жидкости, к этим грузам относятся Диран-а и Метанол (Спирт метиловый) с температурой вспышки равной -11 С°. Указанные грузы транспортируются в комбинированной таре и имеют насколько степеней защиты: внутренняя тара, обрешетка, стенки вагона. Грузы с аналогичными физико-химическими и опасными свойствами (Ацетонитрил, Дихлорэтан и др.) не имеют ограничений по роспуску вагонов и статистические данные о возникновении аварийных ситуаций при их роспуске отсутствуют.
3. грузы класса 4.3 — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой, к ним относятся: Диметилхлорсилан, Метилдихлорсилан, Фенилхлорсилан, Этилдихлорсилан, Этилхлорсилан. Грузы этой группы представляют собой твердые вещества, выделяющие моносилан и дисилан при взаимодействии с водой. Грузы транспортируются в стальных, герметически закрытых бочках емкостью 200 л. Указанная тара подвергается сертификационным испытаниям по [1, с. 6—8], соответствующим для первой группы упаковки. В вагоне тара размещается и закрепляется согласно действующим Правила размещения и крепления грузов в [5, с. 608— 610].
4. грузы класса 6.1 — ядовитые вещества, преимущественно принадлежащие к группе цианидов. Данные грузы представляют собой твердые малолетучие вещества, ядовитые, при контакте с водой, кислотами, а также влагой воздуха способные медленно гидролизоваться с выделением ядовитого газа — циановодорода. Опасность грузов при перевозке обусловлена возникновением сочетания ряда неблагоприятных факторов:
1) разгерметизация упаковки;
2) контакт с водой или водными растворами;
3) отсутствие заметного протока окружающего воздуха (вентиляции).
Цианиды перевозятся в стальных барабанах в сопровождении
специалистов грузоотправителя (грузополучателя).
Для перевозки цианидов применяются I или II группы упаковки.
Все перечисленные выше группы грузов, перевозимые в крытых вагонах и контейнерах, на основании совокупности перечисленных значимых факторов, влияющих на безопасность роспуска вагонов, могут быть включены в первоочередной перечень опасных грузов, условия переработки которых, могут быть пересмотрены без проведения экспериментальных исследований.
Среди группы грузов перевозимых наливом в вагонах-цистернах (контейнерах-цистернах) широко представлены опасные груза подклассов 2.3 (газы ядовитые), 2.1 (газы воспламеняющиеся), 3 (легковоспламеняющиеся
жидкости с температурой вспышки ниже -18С°) несущие большую потенциальную опасность, что не позволяет и недопустимо смягчение регламентов роспуска. Наиболее массовыми грузами этой группы являются углеводородные газы, которые являются воспламеняющимися, образующими с воздухом взрывоопасные смеси. Минимальная энергия воспламенения газа составляет 0,2 мДж.
Концентрационные пределы распространения пламени 2—10 % означают, что при разгерметизации котла цистерны и выходе газа в атмосферу через отверстие в котле диаметром 10-50 мм взрывоопасная концентрация создается в объеме нескольких десятков кубических метров за время минуты - десятки минут. Обнаружить и устранить утечку за это время чрезвычайно трудно. Поэтому снятие ограничений по роспуску вагонов-цистерн, загруженных указанными грузами, с сортировочных горок на современном этапе не представляется возможным.
Среди других грузов, имеющих ограничения по роспуску с горок можно выделить:
грузы подкласса 2.2 (газы неядовитые и невоспламеняющиеся) транспортируются в специализированных вагонах-цистернах
грузоотправителей (грузополучателей) и не обладают ярко выраженными опасными свойствами.
грузы класса 3 — Дигим и Метанол перевозятся в специализированных вагонах-цистернах грузоотправителей (грузополучателей) или арендованных рассчитанных на давление. Грузы с аналогичными физико-химическими и опасными свойствами не имеют ограничений по роспуску вагонов и статистические данные о возникновении аварийных ситуаций при их роспуске отсутствуют.
фосфор желтый (класс 4.2 — вещества самовозгорающиеся) перевозится в специализированных вагонах-цистернах грузоотправителей (грузополучателей) с верхним сливом и предохранительным колпаком под слоем воды и проявляет опасные свойства только при значительных утечках.
жидкость этиловая (класс 6.1 — ядовитые вещества) транспортируется в специализированных вагонах-цистернах грузоотправителей (грузополучателей) с верхним сливом и предохранительным колпаком и представляет смертельную опасность только при попадании внутрь.
Эти перечисленные выше грузы, перевозимые в вагонах-цистернах (контейнерах-цистернах), на основании их опасных свойств, типа использованного подвижного состава, могут быть включены в первоочередной перечень опасных грузов, условия переработки которых, могут быть пересмотрены без проведения экспериментальных исследований.
Таким образом, напрашивается вывод: есть объективные предпосылки для пересмотра перечня опасных грузов запрещенных к роспуску с сортировочных горок, что позволит без лишних капиталовложений увеличить перерабатывающую способность сортировочных комплексов.
Список литературы:
1. ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка. М., 2007. — 17 с.
2. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации. М., «ТРАНСИНФО ЛТД» 2011. — 447 с.
3. Островский А.М., Медведев В.И., Тесленко И.О. Проблемы перевозки опасных грузов // Транспорт Российской Федерации. — 2005. — № 2. — С. 57—60.
4. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. Правилам перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2009. — 552 с.
5. Правила размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (Приложение 14 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС), по состоянию на 01.07.2013 г.) // РЖД
Документы/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://doc.rzd.ru/ (25 нояб. 2013).
6. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации М., «ТРАНСИНФО ЛТД» 2011. — 255 с.
7. Тесленко И.О. Совершенствование условий перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте: Дис. ... канд. техн. наук. Новосибирск., 2001. — С. 62—72.