Научная статья на тему 'Опасные фитофаги в селекционных культурах кедра сибирского'

Опасные фитофаги в селекционных культурах кедра сибирского Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
350
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опасные фитофаги в селекционных культурах кедра сибирского»

УДК 630*4:630*165.2

Опасные фитофаги в селекционных культурах кедра сибирского

С.А. КРИВЕЦ,

ведущий научный сотрудник Института мониторинга климатических и экологических систем СО РАН, г. Томск Е.Н. КОРОВИНСКАЯ, научный сотрудник

В последнее время интерес к кедру сибирскому Р1пив в1Ыпса повышается в связи с планами искусственного лесовосстановления нарушенных кедровых насаждений, введения кедра в культуру как орехоплодной породы, широкого использования в ландшафтном дизайне в разных регионах страны, в том числе за пределами его естественного ареала. Особую ценность представляют кедровые культуры селекционного назначения (лесосеменные и маточные плантации, архивы клонов, испытательные культуры). Значительные материальные затраты на их создание и поддержание устойчивости обусловливают необходимость слежения за наиболее многочисленными видами фитофагов и их влиянием на состояние культур.

Объектом наших исследований, проведенных в 2003-2006 гг., явился комплекс насекомых в насаждениях клонового архива кедра сибирского на юге Томской области. Клоновый архив существует с 1996 г. и представляет собой вегетативное потомство экотипов кедра сибирского из природных популяций со всего обширного ареала этой культуры и используется для испытания и отбора растений с наиболее ценными признаками орехопродуктивности.

В данных селекционных культурах выявлено 58 видов насекомых-фи-тофагов, из которых 8 видов представляют потенциальную опасность как вредители кедра сибирского: сибирский кедровый хермес, кедро-

вая тля, рыжий сосновый и сходный пилильщики, восточный майский и июньский хрущи, блестящий щелкун, шишковая огневка.

Сибирский кедровый хермес Pineus cembrae Chol. - специализированный вредитель кедра сибирского, наиболее часто упоминающийся в немногочисленных работах по энтомофауне кедра сибирского в культурах. Широко известен как вредитель молодого подроста в естественных лесах и культурах кедра сибирского, созданных как внутри, так и за пределами его естественного ареала. Неоднократно завозился в новые районы с посадочным материалом кедра. Его угнетающее влияние на деревья 10-20-летнего возраста выражалось в задержке роста, образовании укороченных побегов, обесцвечивании и укорачивании хвои, отмирании центрального и боковых побегов и полной гибели деревьев (Голосова, Дроздов, 2002).

Высасывая соки, хермесы не всегда вызывают гибель деревьев, но заметно ухудшают их рост за счет нарушения углеводного питания, повреждения и обезвоживания тканей.

В клоновом архиве кедра хермес является одним из массовых фитофагов. Личинки и самки питаются соками хвои, почек, молодых побегов и озими (одногодичных шишек). Чаще всего колонии хермеса находятся в верхней части растения (на привое). На хвоинках хермес заселяет смежные стороны с устьичны-ми рядами и питается, прокалывая эпидермис хоботком в месте расположения устьиц. Очевидно, это связано с особенностями строения ус-тьичных клеток, где толщина растительных тканей минимальная.

В различных насаждениях клонового архивадоля заселенныххерме-

сом деревьев кедра в период исследований составляла 50-95 %. Для оценки интенсивности связи хермеса с кедром сибирским и влияния этого насекомого на состояние кедра в искусственных насаждениях нами была разработана балльная шкала заселения деревьев фитофагом. В зависимости от числа колоний, определяемых по характерному для хермеса белому налету в виде пушка, покрывающего колонию, и особенностей их пространственного расположения на хвое и побеге, определялась интенсивность заселения: 1 балл - единичное заселение (на дереве располагается в среднем от 1 до 5 мелких колоний насекомого, молодые побеги не заселены); 2 балла - слабое заселение (надереве примерно однатреть брахибластов и молодых побегов заселена компактными, четко отделенными друг от друга колониями, свободные от колоний участки на ветках больше размеров колоний); 3 балла - сильное заселение (на дереве заселено примерно две трети всех брахибластов хвои и молодых побегов; колонии большие и рыхлые, расстояние между ними гораздо меньше размеров самих колоний).

Большинство деревьев было заселено хермесом в единичной (1 балл) и слабой (2 балла) степени. Доля деревьев, заселенных в сильной степени (3 балла), за период наблюдений не превышала 8 %.

Выявлено более интенсивное заселение хермесом отдельных клонов кедра (Уренгой, зона предтунд-ровых редколесий; хребет Западный Саян, верхняя часть лесного пояса), что, на наш взгляд, связано с некоторыми анатомо-морфологически-ми особенностями строения хвои этих клонов, а именно с повышенным количеством устьичных клеток на единицу площади.

Проведенные исследования показали отсутствие статистически достоверной связи между величиной прироста в высоту центрального побега кедра и интенсивностью заселения растений кедра сибирским кед-

ровым хермесом. Видимо, хермес в настоящее время при сложившемся уровне численности не оказывает существенного влияния на рост растений в клоновом архиве. Однако при массовом заселении вредителем кедров, возможно, ослабленных по каким-то причинам, отмечены отдельные случаи их усыхания. По нашим наблюдениям, в течение 20042006 гг в результате повреждения хермесом в клоновом архиве погиб

1 % деревьев. Учитывая затраты на создание и выращивание каждого клона, ценность в научном плане и реальную опасность его утраты из-за повреждения хермесом, следует признать этот вид важным потенциальным вредителем селекционных культур кедра сибирского.

Кедровая тля Cinara cembrae Chol. - колониальный монофаг, поселяется на побегах молодых деревьев, коре стволов, хвое. Подавляющее большинство колоний C. cembrae располагается в нижней части деревьев, представляющей собой подвой кедра сибирского местной популяции. Как и сибирский кедровый хермес, кедровая тля в клоновом архиве является постоянным массовым видом и встречается на кедрах в течение всего вегетационного сезона. Питаясь соками деревьев, вызывает их углеводное голодание и приводит к общему ослаблению. На выделяемой тлями медвяной пади развивается сажистый грибок, что затрудняет процессы дыхания и ассимиляции и снижает декоративность деревьев.

Количество деревьев, заселенных кедровой тлей, в разных насаждениях клонового архива к концу вегетационного сезона составляло 5-18 %. На деревьях встречалось от 1 до 5 колоний тли с численностью от 10 до 70 особей в колонии. Естественное затенение от растущих в соседстве с кедровыми культурами взрослых деревьев сосны и кедра и наличие на территории клонового архива гнезд муравьев, стимулирующих питание фитофага и защищающих его от хищных насекомых, способствует многократному увеличению как чис-

ла колоний на одном дереве, так и общей численности тли.

На данном возрастном этапе клонового архива непосредственной гибели деревьев от жизнедеятельности кедровой тли не отмечено. Однако опасность может возрастать с повышением интенсивности заселения деревьев фитофагом.

Рыжий сосновый пилильщик Neodiprion sertifer (Geoffr. ) и сходный (черно-желтый) пилильщик Diprion similis Hart. как фитофаги кедра в культурах отмечаются нами впервые. Заселенность деревьев рыжим сосновым пилильщиком в годы исследований колебалась от 4 до 26,5 %, количество ложногусениц на одном дереве - от 21 до 70 особей. Более высокая заселенность фитофагом характерна для открытых и хорошо прогреваемых насаждений клонового архива.

В отличие от взрослых естественных насаждений, в которых самки размещают яйца по всей кроне (Ко-ломиец, Стадницкий, Воронцов, 1972), в молодых культурах они откладывают яйца на нижние ветви деревьев, хвою текущего года, растущую возле вершины побега. Кроме того, самки рыжего пилильщика откладывают яйца преимущественно на деревья, растущие в соседстве с ранее заселенными, образуя тем самым стабильные микропоселения. Вышедшие следующей весной из яиц личинки, держась группами в гнезде, объедают прошлогоднюю хвою, оставляя от хвоинок пеньки 0,3-1,5 см. Личинки первых двух возрастов питаются мягкими тканями хвоинки, оставляя центральную жилку неповрежденной. Ложногусе-ницы 3-го и более старших возрастов поедают хвою целиком.

Численность сходного пилильщика за весь период исследования в клоновом архиве была незначительной. Максимальная заселенность деревьев кедра составляла 2 %, на одном дереве насчитывалось от 3 до 7 ложногусениц. Ложногусеницы сходного пилильщика отмечались на тех же деревьях, которые были заселены рыжим сосновым пилильщи-

ком, либо на деревьях, растущих неподалеку. В отличие от рыжего соснового пилильщика ложногусеницы сходного пилильщика обитают на верхних ветках кроны молодых кедров и держатся по 1-2 особи на хвоинке. Сходный пилильщик в кедровых культурах в Томской области дает 2 поколения в год. Ложногусеницы I поколения питаются прошлогодней хвоей, II поколения - как старой, так и молодой хвоей кедра сибирского.

Восточный майский хрущ Ме1о-1оп^а Ырросаз!ап1 и июньский хрущ Rh¡zotrogus во^ШаПв в лесном хозяйстве широко известны как вредители сеянцев древесных пород в питомниках и культурах. В клоновом архиве личинки обоих видов питаются корнями травянистой растительности и мелкими корешками молодых растений кедра сибирского, особенно сильно повреждается корневая система 3-4-летних саженцев, посаженных взамен погибших. Жуки майского хруща во время дополнительного питания повреждают микростробилы кедра сибирского. Жуки июньского хруща питаются как старой, так и молодой хвоей кедра.

Источником заселения хрущами насаждений клонового архива явились расположенные в непосредственной близости посевы сосны обыкновенной, в которых в 20012002 гг. наблюдался крупный очаг майского хруща. Максимальная численность жуков восточного майского хруща в клоновом архиве отмечена в середине июня, на 100 учетных деревьях было собрано 33 жука. Максимальная численность жуков июньского хруща наблюдалась в I декаде - середине июля (3750 экз/100 деревьев). По результатам почвенных раскопок средняя численность восточного майского хруща составляла 7, июньского хруща - 26 личинок/м2. При посадке новых саженцев кедра сибирского взамен погибших выявлена высокая численность хрущей - в среднем 2,9 разновозрастных личинки на одно растение.

Картофельные нематоды в Центральном регионе России

Блестящий щелкун Selatosomus aeneus - массовый вид щелкунов в клоновом архиве. По результатам почвенных раскопок, численность его личинок (проволочников) по отношению к личинкам других видов щелкунов составляла 36 %. Блестящий щелкун - растительноядный полифаг а в клоновом архиве жуки проявляют себя как миксофаги, питаясь как растительной, так и животной пищей. Весной, после выхода из мест зимовки, жуки питаются на молодых побегах кедра сибирского, проделывая небольшие углубления в коре. В июне жуки поедают бескрылых самок, личинок и яйца сибирского кедрового хермеса. Личинки подгрызают корневые волоски и придаточные корни молодых кедровых культур, что ведет к нарушению минерального питания растений и поступления воды. Средняя плотность личинок S. aeneus в клоновом архиве в период исследований составляла 6 экз/м2. В комплексе с личинками хрущей M. hippocastani и Rh. solstitialis вредоносность личинок блестящего щелкуна вызывает гибель молодых растений кедра сибирского.

Шишковая огневка Dioryctria abietella Schiff. - один из самых опасных вредителей шишек и семян многих хвойных деревьев. В насаждениях клонового архива кедра сибирского создаются благоприятные условия для ее развития: хорошая освещенность и прогреваемость. Повреждая спелые шишки, образующиеся на привое, огневка иногда заселяет однолетние шишки, в отдельных случаях - верхушки молодых побегов. Уже на данном возрастном этапе насаждений клонового архива шишковая огневка повреждает существенную долю шишек. Например, в 2006 г. ею было заселено от 37 до 56 % шишек. Поскольку с возрастом в стадию плодоношения будет вступать все большее число деревьев клонового архива, можно прогнозировать усиление негативной роли огневки в культурах, специально создаваемых для отбора наиболее ценных признаков орехо-продуктивности кедра сибирского.

А.А. ШЕСТЕПЕРОВ,

заведующий лабораторией Всероссийского института гельминтологии имени К.И. Скрябина

Фитогельминты на картофеле в 2009 г. по-прежнему требуют постоянного внимания работников карантина и защиты растений.

Глободероз картофеля в прошедшем году в ЛПХ Центрального региона проявился в слабой и средней степени (5-40 %) на участках с низким плодородием почвы, при отсутствии удобрений, в пониженных местах, на посадках клубнями низкого качества.

Во Владимирской, Московской, Смоленской областях в личных подсобных хозяйствах развитие глобо-дероза колебалось от 5 до 30 % (в среднем 10-15 %) при среднемноголетнем показателе 30-50 %. Такое снижение можно объяснить тем, что на многих участках в ЛПХ, заселенных золотистой картофельной нематодой (ЗКН), перестали выращивать картофель. Причиной послужило также влажное лето 2008 г. Подтвердилось правило: если картофель страдает от фитофтороза, то глобо-дероз в сильной и средней степени не проявляется.

Можно отметить и положительное влияние более широкого использования в ЛПХ нематодоустойчивых сортов картофеля: Жуковский ранний, Сантэ, Пушкинец, Латона, Скарб, Розара, Расинка, Заворовс-кий, Архидея, Импало, Каратоп, Леди Розетта. К сожалению, за многие годы не обнаружен ни один участок, на котором выращивали бы только нематодоустойчивые сорта. Соотношение устойчивых и восприимчивых сортов картофеля варьирует пока в пропорции от 1:9 до 8:2, что хотя и приводит к снижению плотности популяции ЗКН в почве, но не дает длительного эффекта. Как положительный факт отмечу, что в некоторых коллективных и фермерских хозяйствах стали выращивать нематодо-

устойчивые сорта Сатурна, Сантэ, Леди Розетта, Латона и др. и на больших площадях (от 50 до 400 га).

Вместе с тем, увеличение посевных площадей под глободероустой-чивыми сортами картофеля может стать причиной размножения агрессивных патотипов и видов картофельных глободер в случае их заноса. Пока, однако, на обследованных посадках картофеля трех названных областей обнаружен только один патотип Ro1 ЗКН.

При фитогельминтологическом анализе почвенных образцов установлено, что большинство цист ЗКН (60-90 %) прошлого года были представлены средними и крупными экземплярами. Численность яиц и личинок в цистах колебалась от 60 до 400 экз., в среднем составляла 186 экз. А большинство цист предыдущих лет не содержало жизнеспособных личинок и яиц, так как во время вегетационного периода, который был прохладным и влажным, проявилось воздействие паразитарных грибов, хищных нематод, земляных червей.

Вредоносность ЗКН может сильнее проявиться при влажном мае и засушливых июле, августе, на возвышенных местах, на участках с низким плодородием почвы, низкой агротехникой, при отсутствии удобрений, на восприимчивых сортах картофеля.

Дитиленхоз картофеля, или сухая гниль клубней вызывается клубневой нематодой Ditylenchus destructor. Осенью прошлого года после уборки урожая в ЛПХ им было поражено от 1 до 8 % клубней (в среднем 2,9 %). В коллективных хозяйствах поражение составило 0,1-

2 %, что объясняется отсутствием сорняков на посадках и выращиванием картофеля в полях севооборотов. Для снижения зараженности дитиленхозом клубней нового урожая на посадках картофеля в ЛПХ необходимо проводить борьбу с сорняками - растениями-хозяевами клубневой нематоды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.