ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
«ОПАСНОСТЬ» ПРИ ОГРАНИЧЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ПОНЯТИЯ
И.И. ОРДИНАРЦЕВ,
аспирант кафедры гражданского права Тверского государственного университета Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
E-mail: [email protected]
Аннотация. Определяются основания для ограничения родителей в родительских правах. Исследуется такое основание, как «опасное положение» для ребенка, дается характеристика предусмотренных законом оснований исходя из наличия причин возникновения и признаков опасности, предлагается и обосновывается определение соответствующего понятия.
Ключевые слова: ограничение родительских прав, опасное положение, интересы ребенка.
«DANGER» AT RESTRICTION OF THE PARENTAL RIGHTS: PROBLEMS OF DEFINITION OF THE MAINTENANCE AND CONCEPT
I.I. ODINARTSEV,
the post-graduate student of chair of civil law of the Tver state university
Annotation. The bases for restriction of parents in the parental rights are defined. Such basis as «dangerous position» for the child, is given the characteristic of the grounds provided by the law proceeding from presence of the reasons of occurrence and danger signs is investigated, it is offered and definition of corresponding concept is proved. Keywords: restriction of the parental rights, dangerous position, interests of the child.
Семейное законодательство содержит множество оценочных категорий, от правильного определения сущности которых зависит квалификация той или иной семейно-правовой ситуации и вынесение судом соответствующего решения. Одной из таких категорий является понятие «опасность», используемое законодателем в СК при определении оснований для ограничения родителей в родительских правах. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и др.). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав (ст. 73).
Законодатель, определяя основания для ограничения родительских прав, исходит из того, что причиной
опасного состояния может быть как виновное, так и невиновное поведение родителей (одного из них). Однако какие-либо критерии, позволяющие оценивать ситуацию именно как опасную ребенку, не предусматривает. Отсутствуют какие-либо разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». В комментариях к СК, учебной и научной литературе также нет пояснения по поводу того, что следует считать опасным состоянием для ребенка. Так, авторы одного из постатейных комментариев указывают: «Для объективной оценки представленных доказательств по данной категории дел необходимо при подготовке к судебному разбирательству судье правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора и подлежащие доказыванию сторонами, обратив особое внимание на те из них, которые характеризуют личности родителей (одного из них), а также сложившиеся взаимоотношения родителей с ребенком. Такие дела назначаются к разбирательству в судебном заседа-
НАУКИ
нии только после получения от органов опеки и попечительства составленных и утвержденных в особом порядке актов обследования условий жизни ребенка и родителей (одного из них)»1. Рекомендуется учитывать обстоятельства, имеющие значение при разрешении судом любого спора, связанного с воспитанием детей.
А.Н. Левушкин и А.А. Серебрякова пишут об опасности применительно к вопросу об отмене ограничений в родительских правах: «Поскольку основанием для ограничения в родительских правах служит опасность пребывания ребенка с родителями (одним из них), постольку отмена ограничения родительских прав может иметь место лишь в случае, если суд установит, что опасность миновала (родитель вылечился, изменил свое поведение и т.п.). Доказать это обстоятельство предстоит истцу. ...Именно ему надлежит в первую очередь доказать, во-первых, факт исчезновения опасности, угрожавшей ребенку, во-вторых, целесообразность возвращения несовершеннолетнего в родительскую семью»2. И в диссертационных исследованиях, посвященных проблемам ответственности родителей, определения понятия «опасного положения» не предлагаются3.
Нельзя оставить без внимания предложение С.И. Смирновской использовать понятие «опасное положение», используемое в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»4. В соответствии со ст. 1 несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. Безнадзорный — несовершеннолетний, контроль над поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Условно признаки, составляющие содержание понятия «социально опасное положение», могут быть применимы для характеристики ситуации, свидетельствующей о виновном поведении родителей, вследствие чего ребенок остался без надзора с их стороны. Однако это понятие определено законодателем с целью регулирования иных отношений с участием не-
совершеннолетних, поэтому в семейных правоотношениях в полной мере его применять нельзя.
Обращение к материалам судебной практики, к сожалению, свидетельствует об отсутствии единообразного подхода при оценке условий жизни ребенка как потенциально опасных для него.
Муниципалитет района «Богородское» обратился в Преображенский суд г. Москвы с иском к К.М.Ф. об ограничении в родительских правах и передаче ребенка на воспитание органам опеки и попечительства. Установлено, что К.М. Ф. является матерью несовершеннолетней Т., 2002 г.р. Как следует их акта обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетней Т., они являются неудовлетворительными. Семья занимает две комнаты из трех — третья сдается. В квартире не убрано, требуется ремонт, мебель старая, воздух в квартире затхлый, брат матери Т. курит в квартире и постоянно находится в нетрезвом состоянии. Спальные места не застелены, постельного белья нет. Детские вещи разбросаны, грязное белье лежит вместе с «чистым». Из беседы было выяснено, что семья проживает на доход от сдачи комнаты в квартире, пособие по инвалидности и пособие для одинокой матери. К.М.Ф. является инвалидом и состоит на учете в ПНД.
По мнению истца, К.М.Ф. не исполняет должным образом своих обязанностей по воспитанию несовершеннолетней Т., не следит за ее здоровьем, не посещает с дочерью поликлинику, здоровьем девочки вынужден заниматься родительский комитет группы детского сада № 35, который посещает ребенок. На комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав поведение К.М.Ф. неоднократно обсуждалось, онапредупрежждена
0 возможном ограничении в родительских правах.
Однако в судебном заседании ответчица с иском не согласилась, пояснила, что в настоящее время изменила свое отношение к выполнению родительских обязанностей, стала заниматься воспитанием дочери.
Суд, выслушав лиц, участвовавших в деле, изучив материалы, посчитал иск необоснованным и не подле-
1 Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. О.Н. Низамиевой. М., 2010. С. 280.
2 ЛевушкинА.Н., Серебрякова А.А. Семейное право: учеб. пособие. Ульяновск, 2011. С. 257.
3 Вавильченкова Г.И. Семейно-правовые санкции, применяемые к родителям за ненадлежащее осуществление прав и исполнение обязанностей по воспитанию детей в Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2008; Смирновская С.И. Ограничение родительских прав по семейному законодательству Российской Федерации: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
4 Смирновская С.И. Указ. соч. С. 17.
НАУКИ
жащим удовлетворению. Несмотря на то что жилищно-бытовые условия несовершеннолетней Т. не изменились, по мнению суда, следует учитывать положительную динамику в вопросе участия ответчика в воспитании ребенка и отсутствие каких-либо доказательств опасности оставления ребенка с матерью. «Оснований для удовлетворения иска нет, поскольку для такой суровой меры, как ограничение в родительских правах, ответчика в настоящее время не имеется» (решение Преображенского районного суда г Москвы от 14 мая 2008 г.).
Как следует из материалов дела, орган опеки и попечительства посчитал необходимым ограничение матери в родительских правах, в то время как суд отказал в признании соответствующих условий проживания и воспитания как опасных для ребенка.
Т.Е.Л. обратилась в суд с иском к Р.М.Ю. об ограничении родительских прав в отношении их общей несовершеннолетней дочери А., 2006г.р. Свои требования истица мотивировала тем, что с 2003 г. проживала в гражданском браке с ответчиком, в феврале 2006г. родилась дочь, с этого момента они стали проживать совместно. В феврале 2007 г. вследствие обострения психического заболевания ответчик выгнал истицу из дома, не дав ей возможности забрать дочь с собой. При этом ответчик не смог ухаживать за А., на следующий день сам отнес дочь в милицию. Ответчик состоит на учете в ПНД №8 г. Москвы, является инвалидом с детства, имеет III группу инвалидности, периодически проходит стационарное лечение в психиатрической больнице. Истица полагает, что оставление ребенка с ответчиком опасно в силу психического состояния здоровья последнего, в связи с чем просит ограничить его в родительских правах в отношении несовершеннолетней А., а также взыскать с ответчика алименты на содержание ребенка.
Ответчик в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, заявив, что наличие психического заболевания и инвалидности не препятствует в осуществлении им родительских прав в отношении А. Ответчик полагает, что он уже выздоровел, а диагноз «шизофрения» не снимает в установленном законом порядке, поскольку наличие такого диагноза выгодно с целью получения пенсии по инвалидности.
В ходе судебного заседания было установлено, что ответчик состоит на учете в ПНД № 8 с детства, в период с 1989 по 2007 г. 11 раз стационировался в психиатрическую больницу.
По мнению суда, эти обстоятельства свидетельствуют о том, что основанием для ограничения родительских прав Р.М.Ю. в отношении несовершеннолетней дочери А. является опасная для ребенка обстановка, которая возникла по объективным причинам, а именно болезнь ответчика (психическое расстройство) на протяжении длительного времени. Как следует из смысла ст. 73 СК, закон не связывает ограничение в родительских правах с обязательным признанием родителей недееспособными или ограниченно дееспособными. Для ограничения в родительских правах, полагает суд, достаточно самого факта существования угрозы (решение Преображенского районного суда г. Москвы от 17 марта 2008 г.).
При квалификации семейного положения как опасного для ребенка нужно исходить прежде всего из этимологии соответствующего понятия. В новейшем большом толковом словаре русского языка, как, впрочем, и в других толковых словарях, опасность определяется как «угроза бедствия, несчастья, катастрофы». Соответственно «опасный — способный причинить большое зло, несчастье, нанести какой-либо ущерб, урон»5.
Таким образом, опасность в семье может иметь место при реальной угрозе нарушения субъективных прав и охраняемых законом интересов ребенка, исходящей от родителей (одного из них). Однако при оценивании оснований такой угрозы следует учитывать наличие вины родителей (одного из них).
Наличие вины (или ее отсутствие) в поведении родителей (одного из них) позволяет классифицировать соответствующие основания для ограничения родительских прав на «опасность, обусловленную субъективными факторами», и «опасность, обусловленную объективными факторами». В заключении органа опеки и попечительства, которое обязательно представляется в судебном заседании, должны быть отражены, во-первых, признаки, свидетельствующие о наличии реальной опасности для ребенка, во-вторых, причины возникновения опасной ситуации.
Оставление с родителями (одним из них) является опасным для ребенка, если имеет место реальная угроза нарушения субъективных прав и охраняемых законом интересов ребенка, обусловленная как виновным, так и невиновным поведением родителей (одного из них).
5 Новейший большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. М., 2008. С. 715.