Научная статья на тему 'Оотношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия'

Оотношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
691
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / ЖИЗНЕННАЯ УСПЕШНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Батурина Н.В., Черняева Ю.Е.

Обзорная статья посвящена анализу содержания таких психологических категорий, как «успех», «жизненная успешность» и «личностное благополучие», что позволило выявить их соотношение между собой. Особое внимание уделено содержанию понятия «жизненная успешность». Отмечены недостаточность эмпирических исследований, посвященных данной проблеме, а также отсутствие диагностического инструментария. Авторами предложена концепция содержания категории «жизненная успешность» с трех разнонаправленных позиций, формирующая основу пилотного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Батурина Н.В., Черняева Ю.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оотношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия»

ОБЗОРЫ

УДК 159.9

СООТНОШЕНИЕ УСПЕХА, ЖИЗНЕННОЙ УСПЕШНОСТИ И ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Н.В. БАТУРИНА*, Ю.Е. ЧЕРНЯЕВА Южно-Уральский государственный университет (НИУ), Челябинск

Обзорная статья посвящена анализу содержания таких психологических категорий, как «успех», «жизненная успешность» и «личностное благополучие», что позволило выявить их соотношение между собой. Особое внимание уделено содержанию понятия «жизненная успешность». Отмечены недостаточность эмпирических исследований, посвященных данной проблеме, а также отсутствие диагностического инструментария. Авторами предложена концепция содержания категории «жизненная успешность» с трех разнонаправленных позиций, формирующая основу пилотного исследования.

Ключевые слова: успех, жизненная успешность, личностное благополучие.

Современная психология оперирует множеством категорий, которые связаны с различными аспектами благополучия человека. Анализ исследований по проблеме изучения этих явлений демонстрирует чрезмерное многообразие указанных категорий. Их понятийные поля схожи, а иногда фактически накладываются друг на друга. Дополнительная путаница возникает из-за того, что термины имеют синонимическое содержание. Например, «психологическое благополучие» и «субъективное благополучие», а «успех» и «жизненная успешность» некоторыми исследователями вообще рассматриваются как тождественные. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать содержание и соотношение трех психологических категорий: успех, жизненная успешность и личностное благополучие.

Можно сказать с уверенностью, что современное общество - это общество до-

© Батурина Н.В., Черняева Ю.Е., 2018

* Для корреспонденции:

Батурина Наталья Владимировна канд. психол. наук, доцент кафедры «Общая психология, психодиагностика и психологическое консультирование» Южно-Уральского государственного университета, Челябинск E-mail: gafarovanv@susu.ru

стижений и, следовательно, потребность в успехе - одна из фундаментальных потребностей человека. По мнению Н.А. Батурина, практически любая деятельность может легко превратиться в деятельность, связанную с достижениями, стоит ее субъекту в структуре побуждения актуализировать мотивы стремления к успеху и избеганию неудачи [2, 4]. То есть, единое понимание значения термина «успех» представляется чущественным как для ученого-исследователя, так и специалиста-практика, причем не только в психологии, но и других отраслях, связанных с функционированием человека.

Изучение проблемы успеха и неудачи имеет довольно длительную историю, и каждый этап привнес свой вклад в общее понимание.

Важная проблема, указанная в начале статьи, - это полисемия термина «успех». Слово «успех» в русском языке является многозначным. Термин «успех» используется как для обозначения реального результата действий или достигнутого материального уровня жизни, социального статуса человека, так и для обозначения субъективных переживаний, связанных с оценкой достижений. Как указывает Н.А. Батурин, в научных работах термин

«успех» чаще всего употребляется в следующих основных значениях.

Первое из них связано с «объективной» оценкой результата деятельности другого человека. Речь идет о том, что мы оцениваем человека, с которым даже лично не знакомы, как добившегося успеха, сравнивая его достижения с какими-либо стандартами, принятыми в обществе. Например, высокие достижения в спорте или в искусстве. Успех (неудача) в этом смысле - интегральная оценка достигнутого результата, который равен или выше (ниже) нормативного уровня или социального стандарта. Нормативный уровень и социальный стандарт - критерии, выработанные обществом для оценки достижений своих членов. Они могут различаться по степени объективности от вполне четко определенных значений до нечетких и аморфных представлений, фигурирующих в общественном мнении (например, материальный достаток или наличие недвижимости).

Второе значение термина «успех» относится к субъективной оценке результатов собственной деятельности. Успех (неудача) в этом смысле - интегральная оценка собственного результата, которая зависит от того, равен или выше (ниже) достигнутый результат уровня личной цели того результата, которого ожидал или хотел достичь человек. Здесь личная цель является основным, но не единственным критерием оценки результата, выработанным самим человеком. Поэтому достигнутый результат может с позиций социальных стандартов оцениваться другими как «успех», а сам человек, с точки зрения своей цели, будет оценивать его как «неудачу», и наоборот.

Третье значение термина относится не к самой оценке своего или чужого результата, а к состоянию, возникающему у человека в этот момент. Успех (неудача) в этом смысле - особое нервно-психическое состояние, возникающее у человека при значительном и значимом для него успехе или неудаче (понимаемые во втором значении этого слова). Подобное состояние

возникает только тогда, когда течение всей совокупности психических процессов на какой-то период времени будет подчинено процессу, связанному с успехом или неудачей. Это соответствует общим принципам выделения особых психических состояний из общего нервно-психического состояния, получающих специальное название. Иными словами, успех и неудача всегда изменяют текущее психическое состояние, но особые психические состояния успеха или неудачи возникают только иногда, чаще всего под влиянием очень сильного успеха или неудачи [2].

Таким образом, содержание этих определений соответствует, во-первых, качественной оценке достижения другими; во-вторых, качественной оценке своего результата самим человеком; в-третьих, особым психическом состояниям, возникающим при сильном успехе или неудаче, причем второе значение термина является ключевым для отображения природы успеха и неудачи.

Следующее понятие, выбранное для анализа, - это жизненная успешность. Ядром его смыслового содержания является категория «успех». Но в отличие от успеха, который может быть единичным, успешность «складывается» из суммы успехов в различных, значимых для личности сферах жизнедеятельности и является интегра-тивным психологическим образованием. Надо отметить, что в целом публикаций по проблеме жизненной успешности довольно много. Условно их можно разделить на две основные категории: популярные и научные. Как показал анализ, первая группа, наиболее многочисленная, порядка 90%, - это описание умозрительных представлений так называемой «житейской психологии». В этих работах акцент, прежде всего, делается на феноменологии жизненной успешности. Особенно популярна профессиональная успешность [9]. В большинстве своем в этих работах представлены конкретные способы достижения успешности в какой-либо деятельности, а также

описаны имплицитные модели успешного человека. При этом большое внимание уделяется такой характеристике, как технологичность. Другими словами, читателю дают советы и рекомендации, как стать успешным и преуспевающим, главным образом, в профессиональной сфере и повысить свое материальное благосостояние. Эти советы, рекомендации и предлагаемые принципы опираются на личный жизненный опыт, не имея никакой доказательной экспериментальной базы. В первую очередь, это вызвано отсутствием диагностического инструментария и общего понимания конструкта «жизненная успешность». К сожалению, приходится констатировать, что работ экспериментального или даже эмпирического характера по обсуждаемой теме крайне мало. В основном это - статьи обзорного характера, где сделана попытка обобщить фрагментарные исследования, в том числе в смежных дисциплинах (философия, социология, педагогика), а также практико-ориентированный опыт, о котором было сказано выше [6, 7, 12, 13].

С нашей точки зрения, жизненная успешность может быть рассмотрена с трех позиций. Первая - объективная успешность жизни человека: это совокупность реальных достижений за какой-то период жизни, но не менее пяти лет, значимость которых соизмерима с социальными стандартами успешного человека и может быть оценена и суммирована другими людьми, даже не знакомыми лично с человеком. Необходимо внести следующие пояснение: за время, в которое может сформироваться жизненная успешность, принят период в пять лет. Такой временной отрезок был определен в нашем пилотном исследовании жизненной успешности.

Вторая - объективно-субъективная жизненная успешность человека: это совокупность реальных достижений за какой-то достаточно протяженный период жизни (около 5 лет), перечень которых выделяет и значимость которых оценивает и соизмеряет с жизненной успешностью

других людей и социальными стандартами успешности сам человек.

Третья - субъективная жизненная успешность: это интегральная оценка успешности жизни человека без выделения конкретных событий и их оценки с точки зрения социальных стандартов успешности, а соизмеримая только с субъективными представлениями человека об успешности жизни.

Следующий шаг - это содержательный анализ понятия «личностное благополучие», которое включает в себя успех как основу жизненной успешности, которая, в свою очередь, является ядром этого сложного конструкта.

Условно началом исследования феномена благополучия можно считать вторую половину прошлого столетия. Это связано, прежде всего, с работами Н. Брэдберна, К. Рифф, Э. Динера, выполненными в русле концепции психологического благополучия. Позднее, на границе ХХ-ХХ1 веков в зарубежной, а затем и в отечественной психологии обозначилось новое научное направление, основоположником которого является М. Селигман. Это направление получило название «Новая позитивная психология» [10, 11, 14]. Основная его цель -изучение путей достижения благополучия, личного счастья и процветания. При анализе понятия «личностное благополучие» также выясняются сходные проблемы, как и при изучении успеха и жизненной успешности. Во-первых, это - полисемия терминов: счастье, благополучие, удовлетворенность жизнью, психологическое благополучие, процветание и т.д. Во-вторых, попытка авторов выявить структуру благополучия, которая также не привела к единообразию: выделялись самые разные по количеству и содержанию компоненты [3, 8]. И, наконец, еще одним сложным аспектом проблемы является необходимость разделения компонентов и факторов - предикторов, которые выполняют функцию обеспечения и поддержки личностного благополучия.

Как уже было отмечено выше, решение задачи раскрытия и содержательного «на-

полнения» термина «благополучие» осуществлялось многими авторами, судя по количеству самих определений. Для того чтобы проанализировать соотношение успеха, жизненной успешности и личностного благополучия, обратимся к определению, которое дает М. Селигман, и, как нам представляется, которое это наиболее полно демонстрирует. Итак, по мнению М. Селигмана, благополучие - это положительная аффективность, сочетающаяся с приносящей удовлетворение деятельностью. Структура благополучия включает в себя положительные эмоции, вовлеченность, смысл, позитивные отношения с другими и позитивные достижения [11]. Ключевым, по нашему мнению, будут именно позитивные достижения, которые сами также вызывают положительные эмоции у человека. Другими словами, успех в деятельности стимулирует человека для дальнейшего продолжения этой деятельности. Положительные эмоции, в свою очередь, придают смысл и еще большую вовлеченность в процесс деятельности, и, как следствие, развиваются позитивные отношения с другими людьми.

На наш взгляд, наиболее полный анализ проблемы благополучия представлен в диссертации С.А. Башкатова «Разноуровневые факторы личностного благополучия» [5]. Им было введено и дано определение личностного благополучия, а также предложено рассматривать личностное благополучие как структурно-уровневую организацию системы факторов. Такой подход дает возможность выделить и обосновать совокупность факторов разного уровня, оказывающих влияние на формирование и функционирование всей системы личностного благополучия. К этим факторам были отнесены внешние (внеличностные), личностные (темперамент, базовые свойства личности и позитивные черты характера) и субъективно-личностные факторы.

Вообще проблема жизненной успешности и личностного благополучия - это не только сфера интересов ученых-психологов. В последние десятилетия в разных

странах экономисты и политики высказывают предложения о необходимости дополнять главный показатель экономического развития государства - ВВП показателем (или показателями) потенциала субъективного благополучия граждан этого государства, называя этот показатель «Валовое национальное счастье», расчет которого производился бы на основе сочетания экономической ситуации в стране и удовлетворенности своей жизнью населением [1].

Таким образом, предпринятый в работе анализ категорий «успех», «жизненная успешность» и «личностное благополучие» позволил выявить их соотношение между собой. Наиболее общей категорией является личностное благополучие, а одним из более важных его компонентов служит жизненная успешность, которая, в свою очередь, представляет собой производную из цикла достижений ситуативных успехов за достаточно большой промежуток времени жизни. Это дает возможность человеку считать и ощущать себя успешным.

Литература

1. Анушевская А. Что такое министерство счастья, которое может появиться в России? // Газета «Аргументы и факты» от 14.04.2016.

2. Батурин Н.А., Батурина Н.В. Успех и неудача: теория, исследования, практика: монография. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2018. - 180 с.

3. Батурин Н.А., Башкатов С.А., Гафарова Н.В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ, серия «Психология». - Челябинск. - 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 4-14.

4. Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности (на примере спортивной деятельности): дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1980. - 191 с.

5. Башкатов С.А. Разноуровневые факторы личностного благополучия: дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2013. - 179 с.

6. Дворецкая М.Я., Лошакова А.Б. Образ успешности в современных психологиче-

ских исследованиях // Мир науки. - 2016. -Т. 4. - № 2. - С. 1-11.

7. Конюхова Т.В., Конюхова Е.Т. Изучение проблемы успеха и успешности личности в контексте междисциплинарного подхода // Известия Томского политехнического университета. - 2009. - Т. 314. - № 6. - С. 112-116.

8. Куликов Л.В., Дмитриева М.С., Долина М.Ю., Иванов О.В., Розанова М.А., Тимошенко Т.Г. Факторы психологического благополучия личности / Теоретические и прикладные вопросы психологии: материалы юбилейной конф. «Ананьевские чте-ния-97». Вып. 3. Ч. 1. - СПб.: Изд-во СПб-ГУ, 1997. - С. 342-350.

9. Левченко В.В. Секреты успеха и успешности современного человека: монография. -М.: Изд-во «ФЛИНТА», 2014. - 259 с.

10. Леонтьев Д.А. Позитивная психология -повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2012. - Т. 9. - № 4. - С. 36-58.

11. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 440 с.

12. Таранова О.В. Успешность как категория собственной эффективности // Вестник РГГУ Серия «Психология. Педагогика. Образование». - М., 2015. - № 10. - С. 60-64.

13. Шлыкова Ю.Б., Шахова Е.М. Стратегия достижения жизненного успеха в автобиографических воспоминаниях мужчин и женщин // Человек. Сообщество. Управление. - 2012. - № 4. - С. 30-38.

14. Seligman M.E.P., Steen T.A., Park N., Peterson C. Positive psychology progress: Empirical validation of interventions // American Psychologist. - 2005. - Vol. 60. - No. 5. - P. 410-421.

References

1. Anushevskaya A. Chto takoye ministerstvo schast'ya, kotoroye mozhet poyavit'sya v Ros-sii? Gazeta «Argumenty i fakty» ot 14.04.2016 (in Russian).

2. Baturin NA, Baturina NV. Uspekh i neudacha: teoriya, issledovaniya, praktika: monografi-ya. Chelyabinsk: Izdatel'skiy tsentr YUUrGU, 2018: 180 (in Russian).

3. Baturin NA, Bashkatov SA, Gafarova NV. Te-oreticheskaya model' lichnostnogo blagopo-

luchiya. Vestnik YUUrGU, seriya «Psikhologi-ya». Chelyabinsk, 2013; 6(4):4-14 (in Russian).

4. Baturin NA. Vliyaniye uspekha i neudachi na funktsional'noye sostoyaniye i rezul'tativnost' deyatel'nosti (na primere sportivnoy deya-tel'nosti): dis ... kand psikhol nauk. Leningrad, 1980: 191 (in Russian).

5. Bashkatov SA. Raznourovnevyye faktory lichnostnogo blagopoluchiya: dis ... kand psikhol nauk. Chelyabinsk, 2013: 179 (in Russian).

6. Dvoretskaya MYa, Loshakova AB. Obraz us-peshnosti v sovremennykh psikhologicheski-kh issledovaniyakh. Mir nauki 2016; 4(2):1-11 (in Russian).

7. Konyukhova TV, Konyukhova YeT. Izucheni-ye problemy uspekha i uspeshnosti lichnosti v kontekste mezhdistsiplinarnogo podkhoda. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo uni-versiteta 2009; 314(6):112-116 (in Russian).

8. Kulikov LV, Dmitriyeva MS, Dolina MYu, Ivanov OV, Rozanova MA, Timoshenko TG. Faktory psikhologicheskogo blagopoluchiya lichnosti. Teoreticheskiye i prikladnyye vo-prosy psikhologii: materialy yubileynoy konf. «Anan'yevskiye chteniya-97». Vyp 3. Ch. 1. St-Petersburg: Izd-vo SPbGU, 1997:342-350 (in Russian).

9. Levchenko VV. Sekrety uspekha i uspeshnosti sovremennogo cheloveka: monografiya. Moscow: Izd-vo «FLINTA», 2014: 259 (in Russian).

10. Leont'yev DA. Pozitivnaya psikhologiya -povestka dnya novogo stoletiya. Psikhologi-ya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki 2012; 9(4):36-58 (in Russian).

11. Seligman M. Put' k protsvetaniyu. Novoye ponimaniye schast'ya i blagopoluchiya. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2012: 440 (in Russian).

12. Taranova OV. Uspeshnost' kak kategoriya sob-stvennoy effektivnosti. Vestnik RGGU. Seriya «Psikhologiya. Pedagogika. Obrazovaniye». Moscow, 2015; 10:60-64 (in Russian).

13. Shlykova YuB, Shakhova YeM. Strategiya dostizheniya zhiznennogo uspekha v avtobi-ograficheskikh vospominaniyakh muzhchin i zhenshchin. Chelovek. Soobshchestvo. Uprav-leniye 2012; 4:30-38 (in Russian).

14. Seligman MEP, Steen TA, Park N, Peterson C. Positive psychology progress: Empirical validation of interventions. American Psychologist 2005; 60(5):410-421.

THE RELATION BETWEEN SUCCESS, SUCCESS IN LIFE AND PERSONAL WELL-BEING

N.V. BATURINA, Yu.E. CHERNYAEVA South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk

The article is devoted to the analysis of the content of such psychological categories as «success», «success in life» and «personal well-being». This analysis made it possible to identify the relationship between each category. Particular attention is paid to the content of the concept «success in life». We noted the lack of empirical studies devoted to this problem, as well as the lack of diagnostic tools. We proposed the concept of «success in life» considered from three multidirectional positions underlying the pilot study.

Keywords: success, success in life, personal well-being.

Address:

Baturina N.V.

PhD in psychology, associated professor,

Department of General Psychology,

Psychological Testing and Counseling, South Ural State University

E-mail: nv.baturina70@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.