Научная статья на тему 'Оогенез креветки Systellaspis debilis (A. Milne Edwards, 1881) (Decapoda, Oplophoridae)'

Оогенез креветки Systellaspis debilis (A. Milne Edwards, 1881) (Decapoda, Oplophoridae) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
163
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Судник Светлана Александровна

В статье описаны фазы развития ооцитов, стадии развития гонады и стадии созревания репродуктивной системы глубоководной креветки Systellaspis debilis (A. Milne Edwards, 1881). В зависимости от размера ооцита и его ядра, количества, формы, расположения и размера ядрышек, степени развития фолликулярного эпителия у ооцитов различают периоды: премейотических преобразований, прото- и трофоплазматического роста. Период протоплазматического роста состоит из трех фаз. У ооцитов периода трофоплазматического роста выделены также 3 фазы развития: вакуолизации, изменения ядра, зрелого ооцита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оогенез креветки Systellaspis debilis (A. Milne Edwards, 1881) (Decapoda, Oplophoridae)»

Том 149, кн. 3

Естественные науки

2007

УДК 595.384.12

ООГЕНЕЗ КРЕВЕТКИ SYSTELLASPIS DEBILIS (A. MILNE EDWARDS, 1881) (DECAPODA, OPLOPHORIDAE)

С.А. Судник Аннотация

В статье описаны фазы развития ооцитов, стадии развития гонады и стадии созревания репродуктивной системы глубоководной креветки Systellaspis debilis (A. Milne Edwards, 1881). В зависимости от размера ооцита и его ядра, количества, формы, расположения и размера ядрышек, степени развития фолликулярного эпителия у ооцитов различают периоды: премейотических преобразований, прото- и трофоплазматического роста. Период протоплазматического роста состоит из трех фаз. У ооцитов периода трофоплазматического роста выделены также 3 фазы развития: вакуолизации, изменения ядра, зрелого ооцита.

Введение

Креветка Systellaspis debilis относится к наиболее распространенным представителям пелагического семейства Oplophoridae. Она играет важную роль в трофических сетях мезо- и батипелагиали, будучи и промежуточным хозяином некоторых паразитов, и объектом питания для целого ряда нектонных хищников [1]. Оогенез S. debilis ранее никем не был исследован.

В данной работе мы сохраняем неизменной терминологию, использованную Р.Н. Буруковским и нами ранее [2-7]. Термин «фаза» употребляется для обозначения конкретного состояния ооцита; понятие «период» объединяет несколько фаз, закономерно сменяющих одна другую в процессе оогенеза (например, «период протоплазматического роста»). Под «стадиями развития» яичника мы подразумеваем конкретные этапы развития гонады, выражаемые микроскопическими гистологическими картинами, идентифицируемые определенным расположением ооцитов в гонаде и фазой, в которой находится наиболее продвинутая в развитии генерация ооцитов, а под «стадиями зрелости» - картины макроскопических, визуально определимых изменений репродуктивной системы (в том числе и гонады) в процессе ее функционального созревания [6, 7].

1. Результаты

1.1. Клеточный уровень (собственно оогенез). У & debilis типичные хорошо развитые ядрышки в ядрах встречаются редко. Для этого вида более характерно присутствие в ядрах ооцитов всех фаз развития множества хромати-новых зерен, которые только в самом начале оогенеза одиночные. В кариоплазме развивающихся протоплазматических ооцитов они формируют бесформенные хроматиновые образования размером до 12 х 16 мкм, а у вителлоген-

ных ооцитов размер хроматиновых структур увеличивается до 26 х 30 мкм. Вилле [8] в протоплазматических ооцитах пресноводной каридной креветки Macrobrachium vollenhoveni (сем. Palaemonidae) также отмечает присутствие множества ядрышек. В ооцитах у пенеоидных видов креветок (Aristaeus vari-dens [6], Farfantopenaeus notialis [2]) количество ядрышкоподобных структур увеличивается в течение оогенеза постепенно (в 1.5-2 раза - до 18 экз.). Так же, как у каридной S. debilis, они, соприкасаясь, способны образовывать сложные комплексы уже во время протоплазматического роста. Дефинитивный большой диаметр ядра в вителлогенных ооцитах у S. debilis достигает 200 мкм, что в несколько раз больше такового у пенеоидных A. varidens и F. notialis. Такое различие в значительной степени может объясняться изначальным размером ядра у оогоний: до 8 мкм у A. varidens [6], 25-62 мкм у S. debilis. Можно предположить наличие полиплоидии у S. debilis по сравнению с пенеидными креветками. Кроме того, у систеллясписа ядро быстрее всего увеличивается на первых этапах превителлогенеза, а у пенеоидных креветок - в течение второй части протоплазматического роста (ПР). Общее же увеличение ядра у сравниваемых видов примерно одинаковое - почти в четыре раза.

Изменения дефинитивного размера ооцитов и его динамика в течение оогенеза у сравниваемых видов соответствуют изменениям у них размера ядра.

Рост ооцитов у креветок можно разделить на два этапа, совпадающие с их периодами развития [9-11]. Уже с 1-й фазы ПР ооциты S. debelis стремительно обгоняют в росте ооциты всех пенеоидных видов, и к концу периода максимальный размер ооцитов в фазе оформленного фолликула у систеллясписа превышает дефинитивный размер зрелых ооцитов у видов из сем. Aristeidae и сем. Penaeidae. Фолликулярный эпителий у известных нам этой точки зрения креветок однослойный и образуется сначала вокруг периферических ооцитов ПР, лежащих непосредственно под оболочкой гонады. У S. debilis в цитоплазме ооци-тов 2-й фазы ПР отмечается обособление первых желтковых вакуолей еще до формирования фолликула. Оно идет параллельно росту у них ядра. Это можно объяснить накоплением протоплазматическими ооцитами эндогенного (внут-риооцитарного) протеинового желтка [12-18].

Смещение начала вакуолизации цитоплазмы на период ПР у креветок наблюдали и раньше [15, 19].

Шарнио-Коттон [15] ооцит с оформленным фолликулом называет вторичным вителлогенным, а период - вторичным вителлогенезом. Такой подход нам кажется правильным, однако автор не указывает, в какой точно фазе развития ооцита и на каком этапе развития гонады у исследованных ею каридных креветок происходило смещение вителлогенеза на период ПР. Нами замечено, что в течение оогенеза у впервые созревающей S. debilis первичный вителлогенез наблюдается в яичнике дважды. Первый раз он совпадает по времени со вторичным вителлогенезом (начинается у ооцитов с фазы оформленного фолликула ПР, что характеризует наступление III стадии развития гонады). Второй раз он наблюдается в ооцитах 2-й фазы ПР в уже вителлогенном яичнике. Смещение вителлогенеза у впервые созревающих самок систеллясписа наблюдается только в созревающих гонадах (начиная с IV стадии развития яичника, в течение V стадии), а в незрелых гонадах (II стадия развития) этого не наблюдается.

170

С.А. СУДНИК

Следующее свидетельство смещения первичного вителлогенеза мы можем наблюдать в яичниках только что отнерестившихся самок S. debilis, где ооциты фазы оформленного фолликула уже заполнены вакуолями с желтковыми включениями, а в ооцитах 2-й фазы ПР имеются такие же вакуоли.

1.2. Гонадный уровень. Гонада у систеллясписа очень компактная, вся лежит в головогруди и не образует никаких выростов, в отличие от яичников у нематокарцинуса и пенеоидных креветок [2, 6, 19-21]. При сравнении взаимного расположения половых клеток внутри женских гонад у пенеоидных креветок и креветки S. debilis, можно отметить ряд общих черт в строении яичников. Положение зоны пролиферации у креветок двух триб примерно аналогичное (вентро-медиальное) [2, 6, 19-22]. У каридных креветок происходит резкое уменьшение размера зоны пролиферации по сравнению с тем, что наблюдается у пенеоидных. Это, видимо, находится в связи с общим уменьшением у них плодовитости. Релини с соавт. [23] у близких к F. notialis и A. varidens видов A. antennatus и Aristemorpha foliacea также отмечают, что каждая часть яичника имеет свою зону пролиферации. Половые клетки разных фаз развития у всех креветок располагаются в гонаде зеркально симметрично ее продольной оси, пролегающей между двумя яичниками. Направление распределения созревающих ооцитов в гонаде S. debilis происходит вдоль примерно синусоидальной оси «канала», направленной от зоны пролиферации к дорсо-латеральной и латеральной стороне каждого яичника, как будто пролиферация оогоний происходила по одному, и каждый последующий произведенный ооцит толкал вперед предыдущего. У пенеоидных креветок подобного не обнаружено.

1.3. Организменный уровень оогенеза. Визуально выделяемые стадии зрелости репродуктивной системы хорошо соответствуют отдельным стадиям развития гонады. У вторично созревающих S. debilis после завершения VI стадии (стадии выбоя) репродуктивная система возвращается во II стадию зрелости (стадия IV-II), которая диагностируется по доминированию в яичнике сильно вакуолизированных ооцитов фазы оформленного фолликула, в отличие от пенеоидных креветок, у которых вакуоли в половых клетках на этой стадии не отмечаются. Первое спаривание у многих креветок происходит как раз тогда, когда самка находится во II стадии зрелости, что, вероятно, может стимулировать дальнейшее развитие яичника (следующий репродуктивный цикл) [2, 24-29].

Относительный размер зрелого ооцита у S. debelis также существенно выделяется на фоне других видов: зрелые ооциты вида (размером более 2.7 мм) относительно более крупные при очень небольшой длине тела самок (всего до 63 мм) [2, 6, 30]. У пенеоидных креветок количество зрелых ооцитов в преднерестовом яичнике очень велико (до 1 300 000 экз.) [31, 32]. У S. debilis оно варьирует от 7 до 25 ооцитов [33].

У креветки S. debilis наблюдается перерыв асинхронности развития яичника между прото- и трофоплазматическим ростом ооцитов. Смещение начала первичного вителлогенеза у созревающих самок систеллясписа на середину про-топлазматического роста ооцитов позволяет удлинить вителлогенез половых

клеток следующего цикла развития гонады, не удлиняя продолжительность оогенеза в целом. Это явление совпадает по времени с действительным наступлением перерыва асинхронности развития гонады (к IV стадии в гонаде все ооциты фазы оформленного фолликула приступают к вторичному вителлогене-зу). Первичный вителлогенез у созревающих самок систеллясписа происходит параллельно процессу дозревания ооцитов старшей в гонаде генерации. После вылупления личинок, линьки и спаривания в гонаде запускается вторичный вителлогенез. У этого вида происходит прямое развитие эмбриона, как и у другого представителя семейства Oplophoridae с крупными яйцами - Oplophorus novaezealandiae. Оогенез S. debilis можно считать примером оогенеза вида с ярко выраженной К-стратегией.

Summary

S.A. Sudnik. Oogenesis of the shrimp Systellaspis debilis (A. Milne Edwards, 1881) (De-capoda, Oplophoridae).

The oocyte development phases, stages of gonad development and stages of reproductive system maturing of deep-water shrimp Systellaspis debilis (A. Milne Edwards, 1881) are described. Based on the oocytes size and its nucleus; quantity, form, arrangement, and size of nucleoli; degree of follicular epithelium development at oocytes the following development periods are distinguished: period of premeiotic transformations, protoplasmic and tropho-plasmic growth. The first period consists of three phases, from which the last one - the regularly shaped follicle phase. At the oocytes of trophoplasmic growth period 3 development phases can be distinguished too: vacuolization of ooplasma, nucleus changes, mature oocyte.

Литература

1. Буруковский P.H., Гаевская А.В. Экологическая характеристика трех видов креветок семейства Oplophoridae у северо-западного побережья Африки и их паразито-фауна // Бюл. МОИП. Отд. биол. - 1983. - Т. 88, Вып. 4. - С. 107-114.

2. Буруковский Р.Н. Некоторые вопросы оогенеза у розовой креветки (Penaeus duorarum) // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - Л., 1970. - Т. 58, № 6. -С. 56-66.

3. Буруковский Р.Н., ВовкА.Н Некоторые вопросы оогенеза у североамериканского кальмара Loligo pealei Les.) банки Джорджес // Архив анатомии, гистологии и эмбриологии. - Л., 1974. - Т. 66, № 5. - С. 44-50.

4. Буруковский Р.Н., Зуев Г.В., Нигматуллин Ч.М., Цимбал М.А. Методические основы разработки шкал зрелости репродуктивной системы самок кальмаров Sthenoteuthis pteropus (Cephalopoda, Ommastrephidae) // Зоол. журн. - 1977. - Т. 56, № 12. - С. 1781-1791.

5. Burukovsky R.N., Froerman Yu.M., Nigmatullin Ch.M. Reproductive biology and scale of maturity stages of reproductive system of female squid (Illex illecebrosus) // Northwest Atlantic Fisheries Organization SCR Document 84/IX/120. - 1984. - No 917. - P. 1-4.

6. Буруковский Р.Н., Судник С.А. Некоторые аспекты оогенеза креветки Aristeus varidens (Decapoda, Aristeidae) // Зоол. журн. - 2004. - Т. 83, № 3. - С. 288-298.

7. Буруковский Р.Н., Судник С.А. Сравнительная характеристика оогенезов у креветок надсемейства Penaeoidea // VII Всерос. конф. по пром. беспозвоночным (памяти Б.Г. Иванова). Тез. докл. - М.: Изд-во ВНИРО. - 2006. - С. 150-152.

8. Ville J.-P. Cycle ovarien saisonnier chez Macrobrachium vollenhovenii (Herklots 1851) decapode, Palaemonidae // Ann. Univ. Abidjan, Série E (Ecologie). - 1972. - T. V, F. 1. - P. 561-576.

9. Rao P.V. Maturation and spawning of the penaeid prawns of the southwest coast of India // Proc. World Scientific Conf. on the Biology and Culture of Shrimps and Prawns. Fao fisheries Rep. - 1968. - V. 2, No 57. - P. 285-302.

10. Guitart B., Quintana M.A Estadios de maduraciôn gonadal en las especies comerciales importantes del género Penaeus en el banco de campeche // Rev. cubana invest. pesq. -1978. - V. 3, No 1. - P. 82-126.

11. Tan-Fermin J.D., Pudadera R.A. Ovarian maturation stages of the wild giant tiger prawn, Penaeus monodon Fabricius // Aquaculture. - 1989. - V. 77. - P. 229-242.

12. Ganion L.R., KesselR.G. Intracellular synthesis, transport, and packaging of proteina-ceous yolk in oocytes of Orconectes immunis // J. Cell Biol. - 1972. - No 52. - P. 420437.

13. Айзенштадт Т.Б., Баранов В.С.. Боровков А.Ю. и др. Современные проблемы ооге-неза. - М.: Наука, 1977. - 314 с.

14. Charniaux-Cotton H. L'ovogenese, la vitellogenine et leur controle chez le Crustace Am-phipode Orchestia gammarellus (Pallas) // Comparaison avec d'autres Malacostraces. Arch. Zool. Exp. Gen. - 1978. - No 119. - P. 365-397.

15. Charniaux-Cotton H. Vitellogenesis and its control in malacostracan crustaceans // Amer. Zod. - 1985. - No 25. - P. 197-206.

16. Lui C.W., Sage B.A., O'Connor J.D. Biosynthesis of lipovitellin by the crustacean ovary // J. Exp. Zool. - 1974. - No 188. - P. 289-296.

17. Demestre M. A study of the Aristeus antennatus fishery along the Catalonian coast Western Mediterranean // BIOS. - 1993. - V. 1, No 1. - P. 75-88.

18. Tsukimura B. Crustacean vitellogenesis: its role in oocуtе development // Amer. Zool. -2001. - No 41. - P. 465-476.

19. King J.E. A study of the reproductive organs of the common marine shrimp, Penaeus setiferus (Linnaeus) // Biological Bulletin. - 1948. - No 94. - P. 244-262.

20. Levi D., Vacchi M. Macroscopic scale for simple and rapid determination of sexual maturity in Aristemorpha foliacea (Risso, 1826) (Decapoda: Penaeidae) // J. Crustacean Biol. - 1988. - V. 8, No 4. - P. 532-538.

21. Demestre M., Fortuno J.-M. Reproduction of the deep-water shrimp Aristeus antennatus (Decapoda: Dendrobranchiata) // Mar. Ecol. Prog. Ser. - 1992. - V. 84. - P. 41-51.

22. Leloup E. Les transformations des gonades et des caracte'res sexuels externes chez Pan-dalus montagui Leach (D e'capode) // In: Contributions a l'etude de la faune Belge. Bulletin du Mus e'e royal d'Histoire naturelle de Belgique. - 1936. - V. XII, No 19. -27 p.

23. Relini L.O., SemeriaM. Oogenesis and fecundity in bathial penaeid prawns, Aristaeus antennatus and Aristaeomorpha foliacea // Rapp. Comm. int. Mer Médit. - 1983. -V. 28, No 3. - P. 281-284.

24. SoumoffС., Skinner D.M. Ecdysteroid titers during the molt cycle of the blue crab resemble those of other crust // Biol. Bull. - 1983. - No 165. - P. 321-329.

25. Chockley B.R., Mary C.M.St. Effects of body size on growth, survivorship, and reproduction in the banded coral shrimp, Stenopus hispidus // J. Crustacean Biol. - 2003. -V. 23, No 4. - P. 836-848.

26. Charniaux-Cotton H. Sex determination // The Physiology of Crustacea. V. I. Metabolism and Growth / Ed. by H.W. Talbot. - N. Y.: Academic Press, 1960. - P. 441-447.

27. Touir A., Charniaux-Cotton H. Influence de l'introduction d'ecdysterone sur I'exuviation et le demarrage de la vittelogenese chez la Crevette Lysmata seticaudata Risso // C.R. Acad. Sci. Paris. - 1974. - T. 278. - P. 119-122.

28. Minsheng G. On some reproductive behavior of Macrobrachium nipponense (De Haan) (Crustacea Decapoda) // Transactions of the Chinese crustacean society. - 1990. - No 2. -P. 43-52.

29. Sarda F., Demestre M. Shortening of the rostrum and rostral variability in Aristeus an-tennatus (Risso, 1916) (Decapoda: Aristeidae) // J. Crustacean Biol. - 1989. - No 9. -P. 570-577.

30. GornyM., George M.R. Oocyte development and gonad production of Nematocarcinus lanceopes (Decapoda: Caridea) in the eastern Weddell Sea, Antarctica // Polar. Biol. -1997. - No 17. - P. 191-198.

31. Heldt J.H. La reproduction chez les Crustacés Décapodes de la famille des Penaeides // Annales Inst. Océanogr. Monaco. - 1938. - T. 18, F. 2. - P. 31-206.

32. Tuma D.J. A description of the development of primary and secondary sexual characters in the banana prawn, Penaeus merguiensis de Man (Crustacea: Decapoda: Penaeinae) // Aust. J. mat. Freshwat. Res. - 1967. - No 18. - P. 73-88.

33. Буруковский Р.Н. О биологии креветки Systelaspis debilis (Decapoda, Natantia, Oplophoridae) // Бюл. МОИП. Отд. биол. - 1992. - Т. 97, Вып. 2. - С. 60-70.

Поступила в редакцию 26.06.07

Судник Светлана Александровна - старший преподаватель кафедры ихтиопато-логии и гидробиологии Калининградского государственного технического университета, г. Калиниград.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.