3. Выжлецов Г. П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Социально-политический журнал. - 1996. - № 1. - С. 75-99.
4. Вышеславцев Б. Этика преображенного Эроса. - М.: Республика, 1994. - С. 58.
5. Гончарова Ю. А. Ценностный мир современной российской студенческой молодежи: дис. ... канд. социол. наук. - Ставрополь, 2008. - С. 37.
6. Гуревич П. С. Культурология. - М.: Проект, 2003. - С. 138.
7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - С. 290.
8. Каган М. С. Философская теория ценности. - СПб., 1997. - С. 38.
9. Кант И. Основоположение метафизики нравов // Кант И. Соч.: в 8 т. - М., 1994. - Т. 4, разд. 1. -
С. 168.
10. Скульмовская Л. Г., Клименко А. А. Корпоративные ценности как фактор развития корпоративной культуры // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - № 4. - С. 101-105.
11. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры // Управление персоналом. - 2000. - № 11. - С. 39-44.
12. Тугаринов В. П. Теория ценностей в марксизме. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - С. 39.
Literatura
1. Bol’shakov V. P. Kul’tura kak forma chelovechnosti. - Velikij Novgorod: NovGU im. Jaroslava Mudrogo, 2000. - S. 45.
2. Veber M. Izbrannye proizvedenija. - M.: Progress, 1990. - S. 167.
3. Vyzhlecov G. P. Aksiologija: stanovlenie i osnovnye jetapy razvitija // Social’no-politicheskij zhurnal. -
1996. - № 1. - S. 75-99.
4. Vysheslavcev B. Jetika preobrazhennogo Jerosa. - M.: Respublika, 1994. - S. 58.
5. Goncharova Ju. A. Cennostnyj mir sovremennoj rossijskoj studencheskoj molodezhi: dis. ... kand.
sociol. nauk. - Stavropol’, 2008. - S. 37.
6. Gurevich P. S. Kul’turologija. - M.: Proekt, 2003. - S. 138.
7. Djurkgejm Je. Sociologija. Ee predmet, metod, prednaznachenie. - M.: Kanon, 1995. - S. 290.
8. Kagan M. S. Filosofskaja teorija cennosti. - SPb., 1997. - S. 38.
9. Kant I. Osnovopolozhenie metafiziki nravov // Kant I. Soch.: v 8 t. - M., 1994. - T. 4. - Razd. 1. -
S. 168.
10. Skul’movskaja L. G., Klimenko A. A. Korporativnye cennosti kak faktor razvitija korporativnoj kul’tury // Vestnik Tjumenskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2009. - № 4. - S. 101-105.
11. Suhorukova M. Cennosti kak kljuchevoj jelement organizacionnoj kul’tury // Upravlenie personalom. -2000. - № 11. - S. 39-44.
12. Tugarinov V P. Teorija cennostej v marksizme. - L.: Izd-vo LGU, 1968. - S. 39.
УДК 1(091)14
Г. П. Ковалева
ОНТОЛОГИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО КОСМИЗМА ОРИГЕНА
В статье впервые анализируются философские идеи Оригена с позиций космизма, рассматривающего космос и человека как единую коэволюционную систему. Главный субъект в космизме Оригена -триединый «Живой Бог» - трактуется в качестве духовно-творческого принципа природы, первоначала, дающего жизнь всему мирозданию.
Ключевые слова: триединый «Живой Бог», космизм, Ориген.
G. P Kovaleva
THE ONTOLOGY OF TRANSENDENTICAL ORIGEN’S COSMISM
In the article for the first time Origen’s philosophical ideas are analized from the positions of cosmism. Origen studies Space and Man as the whole coevolutionary system. The main subject of Origen’s cosmism is the Threesome Living God. This God is considered to be a spiritual and creative principle of nature and the basis giving birth to the Universe.
Keywords: threesome Living God, cosmism, Origen.
Ориген (185-263) - представитель ранней патристики, создавший первую стройную теорию философской теологии, основанной на синтезе эллинистической мысли, восточного мистицизма и христианства. Актуальность темы определяется необходимостью формирования целостного космист-ского мировоззрения с целью углубленного понимания современной научной парадигмы. Творчество Оригена является мостиком, связывающим античный космизм с русским религиозно-философским космизмом. В связи с этим необходимо проанализировать онтологию космизма Оригена, рассматривавшего космос и человека как коэволюционную систему [3, с. 8, 9].
Основные философские идеи, а также методика исследования и построения философских текстов Оригена была творчески применена в русском религиозно-философском космизме. С. П. Заикин, прослеживая оригеновское влияние в персонификации Вл. Соловьевым Логоса бытия как Премудрости Божьей, считает, что «оригеновские выкладки... четко задали направление, по которому Вл. Соловьев предпринял принципиальную по значимости корректировку шеллингианской идеи воссоединения Бога и мира» [2, с. 25]. А. А. Никольский, прослеживая глубокую аналогию личности и деятельности В. С. Соловьева с Оригеном, писал: «Мы можем найти лишь в отдаленном прошлом христианской истории... глубоко аналогичное имя: это имя Оригена» [5, с. 328].
Предметом философской рефлексии является основное произведение Оргена «О началах». В данной работе оригеновские начала: Бог, Христос, Святой Дух, космос (мир), человек будут рассматриваться в качестве основных онтологических космистских понятий. В качестве метода исследования используется многосторонний философский синтез, включающий в себя программы эмпиризма, феноменологизма, трансцендентализма, диалектику, системно-деятельностный подход [4]. Эмпиризм дает философскому космизму необходимую конкретную фактичность, задающую возможность самой философской рефлексии, благодаря которой онтология космизма Оригена приобретает необходимый реальный контекст. Феноменологическая редукция позволяет выделить в основании структур мировой повседневности эйдетические формы (абстрактные всеобщие значения природы), описывая действительность космических смыслов вне их фактичной наличности. Трансцендентализм дает возможность представить ключевые понятия космизма Оригена как отвлеченные идеал-реалистические начала в качестве теоретических абстракций и одновременно смысловых образцов. В ходе многостороннего философского синтеза будут сформулированы онтологические триады с целью представить основные структуры космоса в онтологии Оригена в качестве изоморфов, отождествляющих идеальные понятия и реальные формы бытия.
1. Бог. Придерживаясь креационистских позиций, Ориген в основание космоса полагает Бога-Отца. Ссылаясь на Священное Писание, философ утверждает: «Бог наш Огнь поядающий есть», «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине», «Бог есть свет» [6, с. 39-40]. Из многочисленных утверждений Оригена следует, что Бог: 1) нематериальное сущее; 2) творец материального бытия; 3) может восприниматься только «умственно», то есть «духовно»; 4) непостижим и «неоценим»;
5) простая духовная природа, не допускающая в себя никакой сложности. Кроме того. Бог выполняет функцию координатора и причинно-следственного регулятора мирового эволюционного процесса; 6) истребляет злые помыслы людских умов, постыдные дела, греховные пожелания и т.д.; 7) праведен и справедлив, так как «все устраивает по заслугам и преуспеяниям каждого» [6, с. 91].
Онтологически Бог у Оригена имеет сходство с древнегреческим Единым-Благо. Для сравнения возьмем утверждение Плотина: «Первое начало, абсолютное Благо, стоит превыше всего прочего, как существенное в своем роде, не содержащее в себе ничего постороннего, ни с чем не смешивающееся, превознесенное над всем существующим, как верховная причина всех вещей» [7]. В духе неоплатонизма Ориген пишет: «Бога не должно считать каким-то телом или пребывающим в теле, но простою духовною природой, не допускающей в Себе ничего большего или низшего, Он есть - с какой угодно стороны - (монас) и, так сказать, (эпас). Он есть Ум и в то же время источник, от которого получает начало всякая разумная природа или ум» [6, с. 43-44].
Из сказанного выше следует, что Бог у Оригена олицетворяет собой природу космоса, в качестве единого духовного творче-
ского первоначала. При этом Ориген называет Бога не греческим словом «Нус» (Ум), а «монасом», то есть «манасом», что в переводе с санскрита тоже означает «ум», «ментальную способность», «исток божественного разума» [1, с. 269-270]. Этот факт указывает на принятие Оригеном некоторых идей восточного мистицизма. Вместе с тем, утверждая, что «все сотворено Богом, и нет твари, которая не от него получила бы свое бытие» [6, с. 61-62]. Ориген поддерживает идею креационизма, которая отсутствует в древнегреческой философии, но является центральной в христианстве.
Таким образом, в трактате «О началах», с одной стороны, отчетливо прослеживается натурфилософский характер представлений Оригена о мироздании, в котором Бог является духовно-творческим принципом природы, а все его творение представляет собой духовно-материальную, разумную и рациональную гармонию. С другой стороны, Ориген развивает основные теологические идеи, присущие ранней патристике.
2. Христос. Вторым структурным компонентом космического бытия является Христос. Рассматривая онтологическую сущность Христа, Ориген отмечает тот факт, что он «называется различными именами, смотря по обстоятельствам и по понятиям называющих» [6, с. 47]: Премудростью, перворожденным, Божьей силой. Согласно Оригену, Христос: 1) не субстанциален, то есть не материален, а следовательно, не сотворен; 2) как Божья Премудрость, «предначертыва-ет» и содержит в себе начала всех сотворенных существ; 3) как Слово Божье, открывает всем сотворенным существам познание тайн мира и всего сокровенного, в том числе тайны духа; 4) как Сын, он есть Истина и Жизнь всего существующего; 5) олицетворяет собой справедливость; 6) является залогом буду-
щего Воскресения; 7) является Путем, приводящим к Богу. Все вышеперечисленные характеристики не выражают материальных свойств Христа-Премудрости. Следовательно, вторая Ипостась христианской Троицы: Бог-Сын - Христос, - является онтологическим принципом мироздания, духовной сущностью и энергией Бога-Творца, связывающей материальное творение с трансцендентными аспектами космоса.
Для лучшего понимания сути термина «Христос» следует разобрать его этимологию. Ранняя гностическая форма слова «Христос» была представлена греческим словом «хрестос» и употреблялась уже в пятом веке до нашей эры Эсхилом, Геродотом и др. Связано это слово с древними оракулами (пифиями): христерсон - «место оракула» и пожертвования для него; хрестес - тот, кто разъясняет прорицания, пророк и предсказатель. Уже самый ранний христианский писатель Юстин Мученик в своей первой «Апологии» называл своих товарищей по религии хрестианами. Слова Христос и христиане, первоначально писавшиеся как Хрестос и хрестиане, были заимствованы из храмового словаря язычников. В этом словаре хрестос означал ученика на испытании. Когда кандидат, пройдя через длительные страдания и испытания, достигал ступени посвящения, - он был помазан (натерт маслом) и имя его изменялось на «Христос», то есть «очищенный». В мистическом символизме Христес, или Христос, означало, что «Путь» уже пройден и цель достигнута, Хрестес как человек скорби становился Христом [1, с. 491-492]. Очевидно, в космизме Ори-гена в представлениях о Боге-Сыне-Христе нашли отражение эти мистические традиции Античности.
3. Святой Дух. Из единства природы и сущности Бога-Отца и Бога-Сына Ориген
выводит представление о Святом Духе, который также исходит из Бога-Первоначала. Значимость Святого Духа как третьего начала христианской Троицы, а следовательно, как творческого космогонического природного фактора, Ориген подчеркивает ссылкой на то, что хула на Святого Духа не получит прощения ни в настоящем веке, ни в будущем. Кроме того, как третий аспект Бога-Отца, Святой Дух называется «Утешителем», «в нем заключаются всевозможные роды даров» [6, с. 128-132].
Ориген утверждает, что человек, возрождающийся к спасению, получает Святой Дух только через всю Троицу при крещении. Через Святой Дух участие в Боге-Отце простирается на все существующее: праведников и грешников, разумных и неразумных. Философ отмечает, что все люди в той или иной степени имеют участие в Боге, но от каждого недостойного Святой Дух отнимается, и тогда люди умирают и превращаются в прах. Те же, кто сохранил Святой Дух в себе при жизни, после смерти получают Царствие Небесное. Именно Святой Дух избавляет землю от грешников и недостойных. По мнению Оригена, после завершения всеобщего очищения Святой Дух сотворит новый народ и обновит лицо земли. Очевидно, речь идет о духовно-физическом преображении человека и мира.
Таким образом, согласно Оригену: 1) Бог-Отец дает всем существам бытие, то есть материальное тело и жизнь; 2) через Бога-Сына (Христа) существа получают разумность, свободу воли, приобщаются к добродетели и освобождаются от порока; 3) присутствие в существах Святого Духа делает их духовными. Цель человеческой эволюции состоит в нравственном совершенствовании, достижении святости, духовном преображении в богочеловека-Христа и, через приобщение
к Богу-Отцу, участие во вселенском преображении материальной природы. Здесь речь идет не о персонифицированных субъектах мироздания, а о космических принципах, которые должны последовательно реализоваться в человеке, духовно и физически преображая его сущность.
Исходя из вышеизложенного, можно вывести первую онтологическую триаду в космизме Оригена, ею будет христианская Троица: Бог-Отец - Бог-Сын - Святой Дух. Эта триада раскрывает творческий принцип космоса в трех его аспектах: 1) создание материального бытия и природных существ; 2) наделение живых существ сознанием (разумностью); 3) наделение живых существ духовностью как связью с творческим Первоначалом, способностью к нравственному совершенствованию и эволюционному развитию. Эта триада носит смешанный метафизико-теологический характер в силу интеграции в космизме Оригена античной натурфилософии, христианской теологии и восточного мистицизма. Субъекты онтологической триады с позиций феноменологической редукции представляют собой эйдетические образования в качестве абстрактных всеобщих значений природы. Благодаря программе феноменологизма стало возможным описать эти космические феномены вне их фактической действительности.
4. Мир (космос). Космос, называемый Оригеном «единым и совершенным миром», состоит из четырех царств: вышенебесного, небесного, земного и преисподнего. Внутри огромного единого мира находятся и развиваются, сменяя друг друга, многочисленные и разнообразные малые миры, причем завершение эволюции одного мира является началом эволюции другого. Характеризуя устройство космоса, Ориген поясняет: «Мир весьма разновиден и разнообразен,
и состоит не только из разумных и божественных существ и из различных тел, но и из бессловесных живых существ, каковыми являются: звери, животные, скоты, птицы и все (существа), живущие в водах; .к составу мира относятся также различные пространства, каковы: небо и небеса, земли и воды; к нему принадлежат также средний воздух, называемый иначе эфиром,
и, кроме того, все то, что происходит и рождается из земли» [6, с. 85]. Небесные светила Ориген, как и Плотин, считает разумными и одушевленными существами, получающими заповеди от Бога, поэтому для них тоже характерны преуспеяния и падения. По мнению Оригена, такое разнообразие мира существует в силу того, что Бог «неизреченным искусством своей премудрости, все, что происходит в мире, обращает на общую пользу и направляет к общему преуспеянию всего (бытия)» [6, с. 95]. Поэтому Бог: 1) все многообразные души приводит к некоторому согласию в деятельности и желаниях; 2) объединяет все существа общей целью достижения совершенства; 3) организует сотрудничество всех разумных субстанций сообразно свободной воли; 4) искусно направляет свободную волю к гармонии и пользе единого мира; 5) организует взаимопомощь борющимся противоположностям;
6) субстанциально наделяет все существа «добром», «блаженством», то есть «умом и волей» как духовными составляющими. В результате такой божественной координации все притеснения и страдания, испытываемые живыми существами, служат источником их усердия и развития. При этом Ориген отмечает, с одной стороны, закономерность духовных свойств живых существ, как творений Бога. С другой стороны, указывает на случайность, то есть хаотичность распределения духовности среди творения, утверж-
дая, что «все живые существа благость имеют только как случайное свойство, которое может прекратиться» из-за лености и уклонения от благости, что служит причиною несчастий и разнообразных падений «сообразно движениям ума и воли» [6, с. 78].
Согласно канонам древнегреческой диалектики, Ориген выделяет в космосе противоположности в виде «светлой» и «темной» иерархии метафизических существ, промежуточное положение между которыми занимает человек. Праведники приобщены к «светлой» божественной иерархии, грешники - к «темной» иерархии. «Темная» иерархия (дьявол, сатана, князь мира сего, злые духи, нечистые демоны), образовавшаяся в силу отпадения от Святой Троицы, подлежит в будущем уничтожению. Причины отпадения человека от Святой Троицы следующие: неправедная торговля, неправедная жизнь, ложь, тщеславие, гордыня от красоты, ереси, зависть, споры и пр. Можно вывести новые онтологические триады, раскрывающие устройство космоса у Оригена: Святая Троица - светлая иерархия - темная иерархия; Святая Троица - разумные существа - человек.
В космизме Оригена процесс земной человеческой эволюции завершается «праведным» Божьим судом и отбором тех, кто осуществил самосовершенствование и готов к преображению и переходу «в новое начало», в качестве бестелесных духовных существ. В новом мире согласно степени своего духовного преображения разумные существа получают: одни - ангельский чин в управлении и распоряжении миром, другие - чины сил, начальств, властей, престолов (должность суда и управления), господство над рабами. Не прошедшие отбор духовные отступники остаются среди человечества, им будет дана возможность искупления и ново-
го восхождения к Богу, после успешного завершения своего преображения они также вольются в небесную иерархию очередного «нового мира». На основании вышеизложенного можно сформулировать следующие онтологические триады, раскрывающие место и назначение человека в эволюции мироздания: Бог - Христос - человек; Святой Дух -духовность - человек.
Таким образом, в космизме Оригена утверждается: 1) беспредельность эволю-
ции мироздания и человека [6, с. 78]; 2) бессмертие человека, достигшего путем самосовершенствования на основе христианской веры преображения материального тела в духовное; 3) определенную самостоятельность и ответственность человека в эволюционном преобразовании себя и мира;
4) всеединство различных уровней космоса в лице небесной и земной иерархии существ;
5) одушевленность и разумность всех существ космоса (от планет и животного мира до человека и Бога).
Исходя из представлений Оригена
о космосе, можно вывести новую онтологическую триаду: Космос - трансцендентное бытие - материальное бытие. Если учесть, что Бог в философии Оригена олицетворяет собой творящую силу космоса, то можно триаду выразить так: Бог - трансцендентное бытие - материальное бытие.
Таким образом, в ходе философской рефлексии были сформулированы следующие онтологические триады: 1) Бог-Отец - Бог-Сын - Святой Дух; 2) Святая Троица - светлая иерархия - темная иерархия; 3) Святая Троица - разумные существа - человек; 4) космос - трансцендентное бытие - материальное бытие; 5) Бог - трансцендентное бытие - материальное бытие; 6) Бог -Христос - человек; 7) Святой Дух - духовность - человек.
Эти триады раскрывают представления Оригена о космосе, земле и человеке в их системной взаимосвязи. Философию космизма Оригена можно рассматривать в качестве прототипа «становящегося всеединства», идея которого будет развита В. С. Соловьевым. Субъектом космоса у Оригена является триединый «Живой Бог», объектом - сотворенное им духовно-материальное бытие. Все объекты космоса у Оригена выполняют транссубъективные функции, составляя вместе с «Живым Богом» развивающуюся систему, главным онтологическим принципом которой выступает триада: Бог - духовность - жизнь. «Живой Бог» укоренен в целостном бытии. Человек, как транссубъективность космоса, заключает в себе все его свойства (в органическом синтезе божественного духа и материального тела). Являясь микрокосмом, то есть моделью Макрокосма-Бога, он потенциально заключает в себе духовность, способность к совершенствованию и творчеству.
Все субъекты космоса-природы благодаря феноменологической редукции представлены как субъект-объект. Объективное понимание трансцендентального космизма Оригена позволило воспринимать космос не как итог субъективистских полаганий, граничащих с субъективным идеализмом, а как
реальность, но с учетом феноменологично-сти процессов сознания. Программа трансцендентализма позволила представить ключевые понятия космоса одновременно и как отвлеченные идеал-реалистические начала, и как смысловые образцы, что помогло сформировать целостное представление об онтологии космизма Оригена. В данной работе использовался платонистский трансцендентализм, для которого трансцендентальное является объективным, так как эйдосы рассматриваются как объективная реальность. Трансцендентальная стадия восхождения от конкретного к абстрактному позволила выделить системность или всеединство идеальных и материальных сторон космоса, как идеал-реалистического бытия в качестве совокупности фактов и их смыслов.
Метод многостороннего философского синтеза позволил выявить в космическом бытии у Оригена взаимодействие двух уровней: наличного бытия и идеального основания, которое детерминирует это наличное бытие и его изменения. Космизм Оригена носит тренсцендентный онто-антрополо-гический характер, где главный субъект мироздания - триединый «Живой Бог» -трактуется в качестве духовно-творческого принципа природы, первоначала, дающего жизнь всему мирозданию.
Литература
1. Блаватская Е. П. Теософский словарь. - М.: Сфера, 1994.
2. Заикин С. П. Становление идеи Софии в творчестве Владимира Соловьева. Вступит. статья // Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве / ред., вступ. статья и комментарии С. П. Заикина. -СПб.: Азбука-классика, 2010. - С. 5-34.
3. См.: Ковалева Г. П. Философские учения русского космизма. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -112 с.
4. См.: Ковалева Г. П. О методологии реконструкции онтологии естественно-научного космизма // Культура как предмет комплексного исследования. - Кемерово, 2003. - С. 186-190; Овчаров А. А. Интуитивизм и обществознание. Идеи к социальной философии. - Кемерово, 1999. - 134 с.; Овчаров А. А. Онтология социального бытия: идеал-реалистическая социально-философская концепция: дис. ... д-ра филос. наук. - Новосибирск, 1999.
5. Никольский А. А. Русский Ориген ХІХ в. Вл. Соловьев. - СПб.: Наука, 2000. - 420 с.
6. Ориген. О началах. - Самара: РА, АГНИ, І993. - 3І8 с.
7. Плотин. Энеады. 5.5.(13). О том, что нет ноуменов выше Ума и Блага [Электронный ресурс] II PSYLIB.KIEV - Режим доступа: http:IIpsylib.org.ua/booksIploti01Iindex.htm
Literatura
1. Blavatskaja E. P. Teosofskij slovar’. - M.: Sfera, І994.
2. Zaikin S. P. Stanovlenie idei Sofii v tvorchestve Vladimira Solov’eva. Vstupit. stat’ja II Solov’ev V. S. Chtenija o bogochelovechestve I red., vstup. stat’ja i kommentarii S. P. Zaikina. - SPb.: Azbuka-klassika, 20І0. - S. 5-34.
3. Sm.: Kovaleva G. P. Filosofskie uchenija russkogo kosmizma. - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. -ІІ2 s.
4. Sm.: Kovaleva G. P. O metodologii rekonstrukcii ontologii estestvenno-nauchnogo kosmizma II Kul’tura kak predmet kompleksnogo issledovanija. - Kemerovo, 2003. - S. 186-190; Ovcharov A. A. Intuitivizm
i obshhestvoznanie. Idei k social’noj filosofii. - Kemerovo, І999. - І34 s.; Ovcharov A. A. Ontologija social’nogo bytija: ideal-realisticheskaja social’no-filosofskaja koncepcija: dis. ... d-ra filos. nauk. -Novosibirsk, 1999.
5. Nikol’skij A. A. Russkij Origen XIX v. Vl. Solov’ev. - SPb.: Nauka, 2000. - 420 s.
6. Origen. O nachalah. - Samara: RA, AGNI, І993. - 3І8 s.
7. Plotin. Jeneady. 5.5.(13). O tom, chto net noumenov vyshe Uma i Blaga [Jelektronnyj resurs] II PSYLIB. KIEVURL. - Rezhim dostupa: http:IIpsylib.org.ua/booksIploti0ІIindex.htm